Научная статья на тему 'Названия православных храмов как главный ориентир в конфессиональном пространстве (на примере Оренбургской епархии конца XIX века)'

Названия православных храмов как главный ориентир в конфессиональном пространстве (на примере Оренбургской епархии конца XIX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Названия православных храмов как главный ориентир в конфессиональном пространстве (на примере Оренбургской епархии конца XIX века)»

А.И. Конюченко, О.В. Никифорова НАЗВАНИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ КАК ГЛАВНЫЙ ОРИЕНТИР В КОНФЕССИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ КОНЦА XIXВЕКА)

Оренбургская епархия, включавшая в свой состав помимо одноимённой губернии Уральскую и Тургайскую области, была территориально больше, чем группы епархий других регионов, её площадь составляла 866 542 квадратные версты. В силу своего географического положения - граница между Европой и Азией, отрогов Южного Урала и киргиз-кайсацкой степи - её территория представляла сложный перекрёсток встречи различных культур. Поэтому этноконфессиональная обстановка здесь была достаточно сложной. Значительная часть нерусского населения исповедовала ислам - на территории Оренбургской губернии в 1897 г. проживало 22,8% мусульман. С XVII в. в лесах Уральского хребта на Яике находили укрытие старообрядцы. На территории Уральского казачьего войска в конце XIX в. старообрядцы составляли 39,6%, единоверцы -33,3%, мусульмане - 10%, язычники - 0,6%. А в начале ХХ в. получило распространение и сектантство в связи с переселенческим движением из западных регионов страны. Но большинство жителей Оренбуржья всё-таки были православными.

Общий конфессиональный код православного религиозного пространства заключается в названиях храмов, которые несут информацию о религиозных предпочтениях населения, выражающихся в обращении при освящении церкви к именам небесных покровителей верующих. Допуская, что на названия храмов могли оказывать влияние обстоятельства разного рода, всё же возможно говорить, что совокупная картина нивелировала незакономерные явления и отражала существенно важные черты народной религиозности. Названия всех храмов можно разделить на три группы: 1) посвящённые Господу Иисусу Христу, 2) Пресвятой Богородице, 3) святым угодникам Божиим. Применение данной типологии при двух временных срезах позволило получить следующие результаты:

1886 г. 1900 г.

Общее количество храмов-371 Господу - 88 Общее количество храмов - 568 Господу - 107

Богородице - 107 Богородице - 161

Святым - 176 Святым - 300

В 1886 г. число храмов, посвящённых Спасителю, составляло 23,7%, Богородице - 28,8%, святым - 47,4% от их общего количества. Церквей в честь Девы Марии было в 1,2 раза больше, нежели посвящённых её Божественному сыну, и меньше названных в честь святых в 1,6 раза; последних же было в 2 раза больше, чем храмов, посвящённых Господу. К 1900 г. ситуация несколько изменилась: доля храмов первой группы снизилась до 18,8%, второй - почти не изменилась -28,3%, третьей - возросла до 52,8%. Соответственно увеличился и разрыв в их количественном соотношении: между первой и второй группами - в 1,5 раза, второй и третьей - в 1,9, первой и третьей - в 2,8 раза.

Указанное соотношение между количеством храмов трёх групп можно объяснить тем, что православный человек, осознавая свою глубокую греховность, стеснялся, не решался обращаться напрямую к Богу, а прибегал к помощи заступников за него перед Всемогущим Творцом, которые воспринимались более земными, более понятными ему, более близкими и доступными, - Божией Матери и святых. Дева Мария отождествляла собой в глазах верующих материнскую добро-

ту, заботу о людях, разве может Господь не прислушаться к просьбам своей Матери? А святые воспринимались угодниками Божьими, доставившими радость Всевышнему своими духовными подвигами, но ведь и они когда-то жили на грешной земле, кому, как не им знать о тяготах земного бытия и молить Бога о спасении грешных?

Среди церквей, освященных в честь Господа, устойчивое первое место в количественном отношении в 1886 и 1900 гг. занимали троицкие храмы, составлявшие соответственно 27,2% и 30% в первой группе. Далее шли церкви в честь Вознесения Господня - 18,2% и 19,6%, Рождества Христова - 14,8% и 12,1%, Преображения Господня - 11,4% и 12,1%. С другой стороны, в 1886 и 1900 гг. существовало лишь по одному храму в честь Обрезания Господня, Сретения и третьей ипостаси Бога - Святого Духа. И остался невостребованным в названиях церквей праздник Входа Господня в Иерусалим.

Среди храмов, освящённых в честь Богородичных праздников, на первом и втором местах с большим отрывом от остальных стоят Покровские (36,4% в 1886 г., 33,5% в 1900 г.) и Казанские (33,6% и 37,3% соответственно). Кроме того, встречались названия в честь праздников Рождества, Введения во храм, Благовещения, Успения Пресвятой Богородицы. Таким образом, все четыре двунадесятых праздника, установленных для воспоминания важнейших событий земной жизни Матери Спасителя, нашли отражение в названиях храмов в её честь. Как известно, праздник Покрова Пресвятой Богородицы относится не к двунадесятым, а к великим, то есть имеет по сравнению с первыми второстепенное значение. Но в реалиях народной жизни, как видно, он занимал более важное место, поскольку в событиях, связанных с его возникновением, усматривался пример заступничества Бо-жией Матери за православных. Несмотря на византийское происхождение, это был один из самых русских праздников. Ну а Казанская икона Божьей Матери являлась самой чтимой, сравниться с ней не могла ни одна другая.

Среди самой многочисленной третьей группы святых и бесплотных сил встречаются имена как отечественного, так и зарубежного происхождения. Здесь вне конкуренции оказались храмы в честь Архангела Михаила, составлявшие 29% в 1886 г. и 26,7% в 1900 г., и святителя Николая Мирликийского - 23,3% и 19% соответственно. Таким образом, в 1886 г. каждый четвёртый храм в епархии носил название в их честь. Из других более часто встречались церкви, получившие свои названия в честь первоверховных апостолов Петра и Павла (15 названий в 1886 г. и 24 - в 1900 г.), Иоанна Предтечи - 9 и 11, бессребреников Космы и Дамиана - 9 и 20, пророка Илии - 7 и 14, Димитрия Солунского - 8 и 12, Александра Невского - 7 и 12, Георгия Победоносца - 4 и 8, трёх святителей - 4 и 6, Параскевы - 2 и 6, Флора и Лавра - 2 и 3.

Наличие большого числа храмов, освящённых в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, свидетельствует об особом почитании этого святого. «Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает», «Попроси Николу, и он скажет Спасу»,-гласят народные пословицы. Ему поклонялись не только христиане Запада и Востока, но и мусульмане Малой Азии и язычники Поволжья и Урала. Значительный удельный вес церквей Михаила Архангела указывает на социальную специфику епархии, на территории которой находились два казачьих войска. Архистратиг воинства небесного считается покровителем воинства православного. Следует, однако, оговориться, что Михайло-Архангельские церкви встречались не только в казачьих отрядах, поселках, станицах, но и в сёлах.

При выборе названий храмов на селе нельзя было не учитывать особенностей местного сельскохозяйственного календаря, который диктовал свои условия. Храмовый праздник был важнейшим событием для жителей села, в котором он

был построен, на него съезжались и гости из окрестных населённых пунктов. Поэтому было крайне нежелательно, чтобы он приходился на период напряжённых работ. Следовало также учитывать, чтобы престольный праздник не выпадал на период Великого поста.

В действительности цикл храмовых праздников в епархии был спланирован и организован таким образом, чтобы не накладываться на период страды и строгого поста, насколько это было возможно. В период обработки пашни под посев яровых и сам сев, который в южных уездах начинался в первых числах апреля, а в северо-восточных районах - в начале мая, престольных праздников отмечалось мало, так же, как во время жатвы озимых хлебов в конце июля и в период уборки яровых в конце августа.

Сельскохозяйственные работы предварялись и заканчивались празднованием памяти святых, которые считались помощниками и покровителями в крестьянских делах. Так, посевную начинали с Егорьева дня (23 апреля ст. стиля), в это же время первый раз выгоняли скот в поле. Окончание весенних работ для крестьян юга губернии приходилось на день памяти святителя Николая (9 мая), в северных же уездах примерно в это время начинали сеять. Сенокос, как правило, начинали с Петрова дня и старались закончить его к Ильину (20 июля). После этого сразу переходили к жатве озимых хлебов, а с Успения - яровых. В сентябре, после окончания полевых работ, начиналась череда престольных праздников, которые равномерно распределялись на три осенних месяца.

Интересно также отметить, что на время самых разгульных дней - святок и масленицы - престольных праздников выпадало мало.

П.А. Хайрулина ОБРАЗ ПАСТЫРЯ В АМЕРИКАНСКИХ ПРОПОВЕДЯХ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА (БЕЛЛАВИНА)

Святитель Тихон (Беллавин) - один из известнейших церковных деятелей XX столетия, ставший первым российским патриархом после так называемого синодального периода в управлении Русской Православной церковью. В жизни его немало ярких страниц: служение в г. Холм на территории Царства Польского, в США, Ярославле, Литве, патриаршество в тяжелейшие годы истории России. Ценным историческим материалом является огромное письменное наследие святителя. Это и патриаршие акты и указы, воззвания и речи, всевозможные распоряжения и отчеты Св. Синоду, ходатайства и, конечно, многочисленные проповеди и поучения, произносившиеся им на всех этапах служения. Наше внимание привлекли проповеди, сказанные новорукоположенным иереям и архиереям в период его епископства в Северной Америке. Они позволяют синтезировать образ священнослужителя в понимании святителя и попытаться выявить, в какой мере сам Преосвященный соответствовал ему. Автор выделил несколько составляющих образа пастыря, которые условно можно разделить на три категории: во-первых, обязанности священнослужителя, так называемое «внешнее делание»1; во-вторых, личностные качества, которыми должен обладать пастырь или, по крайней мере, прилагать максимум усилий к их достижению; в-третьих, внешние атрибуты служителей церкви и их значение.

К «внешнему деланию» относятся: 1) совершение богослужений истовое и благоговейное; 2) миссионерская деятельность по распространению православной веры, отстаиванию ее истинности; 3) утверждение в вере неофитов, открытие и организация успешной работы школ, читален, братств, постройка церквей и часовен, покупка земли для церковных нужд, создание церковной общины, руковод-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.