Научная статья на тему 'Образ «Особого человека» в мировом кинематографе'

Образ «Особого человека» в мировом кинематографе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1263
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНЕМАТОГРАФ / "ОСОБЫЙ ЧЕЛОВЕК" / НЕТИПИЧНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВАЛИДНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ / CINEMA / “A SPECIAL MAN” / ATYPICAL DEVELOPMENT / DISABILITIES / SOCIO-CULTURAL INCLUSION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тюрина Надия Шамильевна

В статье представлены исследования образа «особого человека» в мировом кинематографе. Показано, как социокультурные и социально-экономические условия влияют на позиционирование и отражение его в общественном сознании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a study of the image of “special person” in the world cinema. Shows how socio-cultural and socio-economic conditions affect the positioning and its reflection in public consciousness.

Текст научной работы на тему «Образ «Особого человека» в мировом кинематографе»

УДК 376:791.43

Тюрина Надия Шамильевна

доцент, кандидат педагогических наук

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»,

Москва, Россия 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, корп. 1 + 7 (499) 181-50-36, e-mail: Nadia_moscow@rambler.ru

ОБРАЗ «ОСОБОГО ЧЕЛОВЕКА» В МИРОВОМ КИНЕМАТОГРАФЕ

Nadiya Sh. Tyurina

Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences

Moscow City Pedagogical University 4, 2nd Selskohozyaistvennyi proezd, bld. 1, 129226, Moscow, Russia e-mail: Nadia_moscow@rambler.ru

THE IMAGE OF THE "SPECIAL PERSON" IN THE WORLD CINEMA

Аннотация. В статье представлены исследования образа «особого человека» в мировом кинематографе. Показано, как социокультурные и социально-экономические условия влияют на позиционирование и отражение его в общественном сознании.

Ключевые слова: кинематограф, «особый человек», нетипичное развитие, инвалидность, социокультурное включение.

Abstract. The article presents a study of the image of "special person" in the world cinema. Shows how socio-cultural and socio-economic conditions affect the positioning and its reflection in public consciousness.

Key words: cinema, "a special man", atypical development, disabilities, socio-cultural inclusion.

Современное развитие российского общества характеризуется динамичными трансформациями общественного отношения к проблемам нетипичного развития. Очевидна наметившаяся в последние три года тенденция к активному включению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в общее социокультурное пространство. «Особый» театр, выставки «особых» художников, модные показы, адаптация выставочных и музейных пространств под потребности данной категории посетителей, участие в телевизионных конкурсах и программах - вот те маркеры, которые показывают изменения фокуса общественного внимания. Это важная тенденция

© Тюрина Н.Ш., 2017

в первую очередь значима с точки зрения возможности поощрения и модификации социальных верований, взглядов и ценностей, связанных с феноменом нетипичности, снижения ее стигматизации. Особое место в этом процессе может занимать кинематограф, отражающий весь спектр жизни «особого человека».

Кинематограф отражает явления окружающей действительности. Он позволяет зрителю увидеть такие грани жизни, которые не могут быть охвачены простым наблюдением за действительностью, а требуют специального «допуска» физического или ментального. Отражение жизни «особого человека», имеющего те или иные отличия и ограничения, зачастую оказывается постижимым только в условиях «игрового» мыслительного моделирования, в силу непостижимости некоторых процессов (например, мыслительный процесс человека с шизофренией, ощущения при сенсорной дезинтеграции, понимание жизненных процессов человеком с интеллектуальной недостаточностью и т.д.).

В истории кинематографа, как в зеркале, отражающем жизнь во всех ее проявлениях и ракурсах, безусловно, нашла свое место и тема «особого человека». Необходимо подчеркнуть, что исследований данного феномена в отечественной киноведческой практике относительно немного (Ю.Г. Воронецкая-Соколова, Г.И. Бондаренко). Особую часть исследований составляют социологический анализ феномена нетипичного развития и его отражения в средствах массовой информации (П.И. Романов, Е.А. Смирнова-Ярская).

В исследовании Ю.Г. Воронецкой-Соколовой проведен анализ эволюции образа «особого человека» в зарубежном игровом кинематографе [2]. Автор подчеркивает изменение этого образа от «негативного клише аутсайдера к гуманистическому прочтению личности "особого человека" и его места в современной экранной культуре». На начальном этапе развития кинопроизводства образ «особого человека» был ассоциирован со странностями, инаковостью, ироничным и порой сатиричным отношением. Если речь шла об отражении физических деформаций и недостатков, то герой символизировал страх, угрозу, опасность, что находило свое отражение в жанре фантастики или фильмов ужасов («Любовь Горбуна», «Человек, который смеется», «Уродцы»). Печальный опыт Первой мировой войны приводит к изменениям в позиционировании образа инвалида в массовой культуре. Однако в кино находит отражение не личная трагедия человека войны, а лишь некий символ чести, порушенный войной и окруженный романтическим флером. Еще одним из проявлений развития образа «особого человека» в кинематографе, по мнению автора, является поиск художественных средств для создания на экране искаженной психической реальности. Однако это развитие касалось не содержательной части, а больше эстетической составляющей («Безумие доктора Тюбе», «Кабинет доктора Калигари»).

Вторая мировая война изменила сознание людей, и это нашло отражение в кинематографе. По-прежнему образ «особого человека» передается преимущественно через трагедию войны и ее ветеранов. Здесь уже находит отражение индивидуальный опыт героя кинофильмов, его личностные проблемы, путь восстановления, адаптации к мирной жизни.

Рост общественного правосознания и демократических ценностей, формирование новой философии постмодернизма приводят к расцвету авторского концептуального кино, в котором особое место отводится человеку во всех его проявлениях и ипостасях. В период 1970-80-х гг. на экран приходят фильмы, реалистично отражающие истории «особых людей», уже не в связи с трагедией войны. Такое кино достоверно передает весь трагизм жизненного опыта этих людей, отражая их проблемы в соответствии с видами нарушений и с «точки зрения их внутренней субъективности» («Форрест Гамп», «Каждый за себя, а Бог против всех» и др.) [3, с. 15].

Общая социально-культурная ситуация в Европе и США, ориентированная на гуманистические ценности мультикультурности, признание человеческого многообразия и его вариативности, приводят к тому, что на киноэкране возникает новое понимание «особого человека» как носителя истинных ценностей, романтика, способного подарить счастье тому, кто рядом («Один плюс один», «В душе я танцую», «Я Сэм»). Утверждается право на отличие всех раннее маркированных как меньшинств лиц, в том числе с иной телесностью [3]. По мнению Ю.Г. Воронецкой-Соколовой, за рубежом «эволюция образа особого человека происходила, подчиняясь двум основным факторам - историческому изменению социокультурного контекста и эволюции художественно выразительных средств языка» [2].

Аналогичные наблюдения встречаются в исследованиях Г.И. Бондаренко [1]. Автор подчеркивает, что кинематограф США, отражающий тематику нетипичности (инвалидности), базировался преимущественно на документальной основе, «заостряя инвалидные проблемы и подталкивая социальные институты к их положительному разрешению». Европейский, в том числе российский, кинематограф базировался на беллетристической основе. В своем исследовании автор констатирует, что кинематограф способен «преобразовать не только общественное сознание в отношении личности с инвалидностью, но и трансформировать психологию самих инвалидов, заменив иждивенческое поведение социальной активностью». Изучая психологию личности киногероя с нарушением опорно-двигательного аппарата, Г.И. Бондаренко подчеркивает, что в российском кинематографе особенности личности инвалида раскрываются в соответствии с социально-экономическими, социально-политическими и социально-культурными условиями. Как и исследователь В.А. Суковатая, автор заявляет, что в период довоенного времени образ инвалида, демонстрируемый с киноэкрана, был преимущественно сатирический и зачастую негативный (жулик, шут, простак и пр.). Такая коннотация образа инвалида не способствовала гуманизации общественного сознания в отношении данной

категории лиц. Послевоенное время заострило проблемы лиц с инвалидностью, так как огромное количество людей пришли с фронта с таким статусом. В кинематографе это нашло свое отражение с позиции победы «сильного духа» над немощью тела («Повесть о настоящем человеке», «Председатель» и др.). В целом, по мнению автора, образ инвалида с нарушением ОДА отражается в двух ипостасях - как сильная духом личность, побеждающая все тяготы бытия, или, напротив, отказавшаяся от борьбы и «покорившаяся обстоятельствам» пассивная личность.

По мнению В.А. Суковатой, в советском кино 1950-1980 гг. люди с нарушениями часто олицетворяли негативный образ человека (боцман Сильвер, кот Базилио, горбун в фильме «Место встречи изменить нельзя»). Она также констатирует двоякость советской интерпретации образа инвалида -«высокий» и «трагический» в революционном (военном) кино и «низкий», комический образ инвалида-пройдохи. Автор подчеркивает, что в западном киноискусстве находила отражение и гендерная разница героев. В отечественном кинематографе практически неизвестны образы женщин-инвалидов, которые бы выступали в роли главных положительных героинь.

В социологическом исследовании репрезентации инвалидов в массовой культуре Е.Р. Смирновой-Ярской и П.В. Романовой констатируется связь кинопроизводства с государственной идеей формирования общества благополучия [4]. Инвалидность, по мнению авторов, выступает в кинематографе как метафора:

- проявления человеческих свойств (в первую очередь злобы, агрессии, закомплексованности или демонстрации киногероем-инвалидом силы духа);

- образа народа (показательный персонаж массовки; маргиналии, отверженные; жертвы несправедливой политики государства);

- инвалидность как испытание и контраст (инвалид в роли «другого», побуждающий зрителя к размышлению, переоценке, катарсису).

По мнению исследователей, постепенные социальные изменения меняют роль инвалидов в обществе, а также их метафорические образы в кинематографе. «Преодоление, активность и любовь» — вот новые образы героя-инвалида. Люди с инвалидностью на экране больше не борются за выживание, а живут, любят, работают, страдают, заботятся о других. «"Инвалидные" качества — деформированное тело, иные способы чувствовать и необычные способы творить — задают альтернативные векторы развития киноязыка и задают неожиданные возможности для понимания себя и других...» [3].

По мнению европейских исследователей, современные тенденции развития кинематографа ориентированы на отражение положительной и реалистичной модели инвалидности. Реалистичная информация представляется недискриминационным языком. Благодаря этому человек с инвалидностью представлен не только с его/ее ограничениями, но и со способностями, возможностями и сильными сторонами. Например, Габи,

героиня фильма «Габи, правдивая история», которая имеет серьезные двигательные нарушения (ДЦП, тетраплегия), заканчивает учебу в университете, пишет книгу и усыновляет ребенка. Кхан, герой кинофильма «Меня зовут Кхан», человек с синдромом Аспергера и всеми его проявлениями, также демонстрирует любовь, чувство справедливости, сочувствие, неравнодушие, наивность, которые достойны восхищения и принятия. Все эти примеры влияют на восприятие лиц с нетипичным развитием широкой общественностью, а также меняют самовосприятие и позиционирование в мире самих инвалидов и их социального окружения.

Список литературы

1. Бондаренко Г.И. Психология личности киногероя с нарушением опорно-двигательного аппарата в российском кинематографе // Русский инвалид. - 2005. - № 7 (137). - С. 26-28.

2. Воронецкая-Соколова Ю.Г. Эволюция образа «особого человека» в зарубежном игровом кинематографе [Электронный ресурс] // Концепт. -2014. - Современные научные исследования. - Вып. 2. ART 54463. - URL: http://e-koncept.ru/2014/54463.htm

3. Суковатая В.А. Другое тело: инвалид, урод и конструкции дизабилити в современной культурной критике [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. - 2012. - № 83. - URL: http://www.nlo-books.ru/node/2282

4. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. «Коламбия Пикчерз не представляет...» Поэтика и политика кинорепрезентации инвалидности. Визуальные аспекты культуры - 2006: сб. науч. ст. / Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО «Удм. гос. ун-т», фак. социологии и философии [под ред. В.Л. Круткина, Т.А. Власовой]. - Ижевск: Удм. гос. ун-т, 2006. - С. 214233.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.