Научная статья на тему 'Образ окружающего мира и образ бога в сознании представителей новых религиозных организаций'

Образ окружающего мира и образ бога в сознании представителей новых религиозных организаций Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
67
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Лушпай С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ окружающего мира и образ бога в сознании представителей новых религиозных организаций»

Философские науки

Образ окружающего мира и образ бога в сознании представителей новых религиозных организаций

Лушпай С.А.

аспирант кафедры социальной и политической психологии ЯрГУ имени П.Г. Демидова. факультет психологии, г Ярославль.

Для того чтобы подтвердить предположение о том, что членство в новой религиозной организации (НРО) формирует асоциальное поведение, мы исследовали сложившиеся у членов НРО сложившиеся образ окружающего мира и образ бога. По нашим предположениям, асоциальное поведение состоящих в религиозной секте людей заключается в нежелании контактировать с другими членами общества, что проявляется в «закрытости» границ группы (1). По нашим предположениям, сформировавшиеся образы должны подталкивать членов НРО к пребыванию внутри границ группы и препятствовать их выходу за ее пределы.

Для изучения «образа мира» и «образа Бога» был использован метод контент-анализа. В качестве материала для исследования были взяты ответы представителей религиозной организации и представителей молодежи на вопрос: «опишите пятью прилагательными окружающий вас мир» и «опишите пятью прилагательными высшее существо (Бога)». Выборку составили 20 представителей новых религиозных организаций христианской формации (11 девушек и 9 юношей в возрасте от 20 до 35 лет).

Результаты исследования касательно «образа высшего существа (Бога) можно представить в виде следующей таблицы:

Таблица 1. «Образ бога» представителей новых религиозных организаций:

Категории, при помощи которых описывается образ бога Количество ответов в категории

Злость 49%

Наказание 16%

Справедливость 8%

Могущество 6%

Мудрость 4%

Забота 4%

Терпение 4%

Доброта 3%

Любовь 3%

Духовность 2%

Вечность 1%

Опираясь на полученные данные, мы можем говорить следующее. Для членов религиозных сект Бог является реальным существом, существование его не подлежит сомнению (на этом постулате строится мироустройство членов малой группы) (2).

В образе Бога представителей новой религиозной организации преимущество составляет описание «негативных» сторон вышей силы. В первую очередь — стремление уничтожить всех, кто ему не поклоняется, ненависть к ним. Наибольшее число «положительных» описаний отводится справедливости и могуществу.

Как видно, «образ Бога» вызывает у приверженцев новых религиозных организаций скорее негативные, чем позитивные эмоции, но стоит обратить внимание, что негатив этот направлен только на лиц, находящихся вне пределов данной малой группы или членов группы, нарушающих сложившиеся традиции и правила 930.

При этом данное представление о Боге является и своеобразным поощрением, вознаграждением — позитивные характеристики описывают взаимодействие высшей силы и членов группы. В целом можно говорить, что образ Бога, сформировавшийся у представителей религиозных сект, имеет целью удержать члена внутри группы путем внушения страха наказания за выход за ее границы и «положительным подкреплением» за то, что адепт соблюдает групповые нормы и правила.

Особенности сложившегося у представителей новых религиозных организаций «образ высшего существа» позволяет нам говорить о том, что особенностью данной малой группы является наличие четко выраженных границ, присутствие сильно выраженной религиозно-мифической составляющей.

Другой особенностью религиозной группы данного типа является односторонняя проницаемость (4). То есть, членство в группе можно получить без особых усилий, тогда как покинуть ее ряды достаточно непросто. Для того, чтобы определить, является ли группа закрытой, необходимо рассмотреть ее готовность к взаимодействию с окружающим миром. В данном случае необходимо рассмотреть сложившийся образ окружающего мира у представителей новой религиозной организации. Если окружающий мир будет являться враждебным, отталкивающим, то можно говорить о нежелании членов группы с ним взаимодействовать, а значит — о закрытости ее границ.

Полученные в ходе исследования результаты можно представить в виде следующей таблицы:

Таблица 2. «Образ мира» представителей новых религиозных организаций христианской формации:

Категории, с помощью которых описывается образ мира Количество ответов

Агрессивный, злой, причиняющий страдания 36%

Ненадежный 34%

Надежный, стабильный 0%

Вызывающий положительные эмоции 0%

Вызывающий отрицательные эмоции 17%

Несправедливый 7%

Справедливый, мудрый 0%

Воинственный 6%

Интересный 0%

Непостижимый 0%

Опираясь на полученные данные, мы можем говорить, что представители новых религиозных организаций оценивают мир по большому счету как негативный, нестабильный.

Качественный анализ высказываний представителей новых религиозных организаций позволяет оценить их отношение к окружающему миру следующим образом.

Образ окружающего представителей религиозных сект характеризуется одними лишь негативными определениями. Из таблицы 2 видно, что образ мира, в первую очередь, нестабилен, близок к своему завер-

Всероссийский журнал научных публикаций, ноябрь 2010

шению, страшен. Данный образ позволяет удерживать членов религиозной организации внутри ее, создавать чувство безопасности только в замкнутой среде «своих». Постоянное же напоминание о конце света и скором суде должны держать членов секты в постоянном психологическом напряжении. Описание страданий сводится к конкретным случаям (насилие в семье, сексуальное насилие), глобальным бедствиям уделяется меньше внимания.

Для представителей новых религиозных организаций, таким образом, характерен образ мира, который наполнен отрицательными эмоциями, вызывает страх, нежелание в нем находиться, позитивных эмоций этот мир не вызывает, он не воспринимается как вызов, что мы имеем в случае описания образа мира молодежью. Скорее, от описываемого окружающего мира представители религиозных сект хотят отгородиться, защититься.

Мы предполагаем, что подобный образ мира призван удержать адептов внутри религиозной группы. Подобное мировоззрение является, скорее всего, следствием «односторонней» проницаемости группы, членство в которой, с одной стороны, доступно для любого желающего, а с другой, покинуть ее ряды весьма затруднительно.

В то же время, данный образ мира может являться следствием особенностей членов религиозных сект, поскольку многие люди, вступающие в их ряды, как раз и стремятся «убежать» от проблем, связанных со взаимодействием в социуме. Но данные представление об окружающей действительности не только не корректируются в группе в сторону прибавления позитивных эмоций, но, наоборот, поддерживаются и поощряются.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что образ окружающего мира для представителей новой религиозной организации является враждебным, наполненным страхом и опасностями. Безопасно можно чувствовать себя только внутри организации, при условии, что исполняются ее требования. Иначе даже в ней может настигнуть опасность. Также отметим, что члены новых религиозных организаций должны находиться в постоянном психическом напряжении, недоверчиво относиться к окружающему миру, четко придерживаться границ «мы-они». Данное состояние не только ведет к десоциализации субъекта, но и неизбежно отрицательно сказывается на психическом здоровье человека.

Список используемых источников

1. Вленский В., Морочковский И. Современное религиозное сектантство: динамика, процессы, тенденции. — Киев: 1995

2. Кричевский Р.Л. Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы — М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2001.

3. Угринович Д. М. Психология религии. — М.: Политиздат, 1986.

4. Новиков В. В. Правда о секте «Свидетелей Иеговы» // Социальная психология и экономика. Избранные произведения в 11-ти томах. Т. 1 — Ярославль: Изд-во «Титул», 2001. — с. 384-393.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.