Научная статья на тему 'Психологические особенности личности, находящейся под влиянием нетрадиционных религиозных организаций'

Психологические особенности личности, находящейся под влиянием нетрадиционных религиозных организаций Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
387
73
Поделиться
Ключевые слова
СТРАХ / ФРУСТРАЦИЯ / РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МИССИОНЕРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭКСТРЕМИЗМ / СЕКТА

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Каримова Раушан Бейдалиевна, Аксакалова Жанна Кенжебековна

Статья посвящена воздействию нетрадиционных религиозных организаций на личность человека. Рассматриваются такие психические явления, как повышенная тревожность, страхи, чувство вины, фрустрация. Кратко описаны несколько видов социально-психологических фрустраторов. В статье предлагаются комплексные меры, для противостоянии религиозному экстремизму.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности личности, находящейся под влиянием нетрадиционных религиозных организаций»

УДК: 159.923+316.6+29

Каримова Раушан Бейдалиевна

Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей и прикладной психологии Казахского национального педагогического университета имени Абая, r.karimova@inbox.ru, Алматы

Аксакалова Жанна Кенжебековна

Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и прикладной психологии Казахского национального педагогического университета имени Абая, rkarimova@inbox.ru, Алматы

психологические особенности личности, находящейся под влиянием нетрадиционных религиозных организаций

Аннотация. Статья посвящена воздействию нетрадиционных религиозных организаций на личность человека. Рассматриваются такие психические явления, как повышенная тревожность, страхи, чувство вины, фрустрация. Кратко описаны несколько видов социально-психологических фрустраторов. В статье предлагаются комплексные меры, для противостоянии религиозному экстремизму.

Ключевые слова: страх, фрустрация, религия, религиозная толерантность, миссионерские организации, экстремизм, секта.

Karimova Raushan Bejdalievna

Doctor ofpsychological sciences, the professor, head of the chair the general and applied psychology of the Kazakh national pedagogical university after named by Abai, r.karimova@inbox.ru, Almaty

Aksakalova Jeanne Kenzhebekovna

Candidate ofpsychological sciences, the senior teacher of chair of the general and applied psychology of the Kazakh national pedagogical university after named by Abai, .karimova@inbox.ru, Almaty

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE PERSON WHO ARE UNDER THE INFLUENCE OF THE NONCONVENTIONAL RELIGIOUS ORGANIzATIONS

Abstract .Article is devoted influence of the nonconventional religious organizations on the person of the person. Such mental phenomena, as the raised uneasiness, fears, sense of guilt, frustration are considered. Some kinds socially-psychological frustrations are is short described. In article complex measures, for opposition to religious extremism are offered.

Keywords: fear, frustration, religion, religious tolerance, the missionary organizations, extremism, sect.

Республика Казахстан после обретения независимости стремится к государству толерантному и мирному. В Казахстане живут в мире и согласии представители различных мировых религии и конфессий. Коренное население составляют казахи, а также на территории нашей страны проживают русские, узбеки, немцы, корейцы и другие народы. Казахстан по объему территории является девятой крупной страной в мире. Геополитическое положение страны считается очень важным. Поэтому, особую значимость в Казахстане приобретает религиозная толерант-

ность, так характерной чертой последних десятилетий стало достаточно динамичное структурная трансформация конфессионального пространства Казахстана.

На сегодняшний день в Казахстане отмечаются активные действия различных незаконных религиозных организации и религиозных течений, которые оказывают влияние на человека как личность, распространяя при этом псевдорелигиозные и оккультные учения.

В большинстве случаев пропаганду о делах миссионерских и экстремистских орга-

низации проводит молодежь, особенно студенты университетов. Самыми главными местами проведения пропаганды являются малебель-ные дома, мечети, университеты, колледжи, рабочие места. В Южно- Казахстанской области созданы молодежные и женские миссионерские организации. Православные миссионеры, евангелисты, баптисты, свидетели Йеговы, чтобы осуществлять свои действия и установить отношения с народом используют женские и молодежные организации.

Именно молодежь, ищущая в вере ответы на животрепещущие вопросы, не находит их в официальных мечетях, видит корыстолюбие и поверхностные знания мулл, видит их вовлеченность в мирские политические и экономические дела и уходит от них к неофициальным проповедникам. Часто это оказываются эмиссары Хизб-ут-Тахрир аль ис-ламия, ваххабисты, христианские течения.

Молодежь обращается к ним с просьбой объяснить им устройство мира и получают свои знания в виде политического экстремистского варианта ислама. Они очень популярны среди молодежи, особенно среди малоимущей, которая ищет путей объяснения несправедливости устройства мира и возможностей изменить его.

У религиозных людей отмечается чрезмерная требовательность к себе, к своим мыслям, поступкам. Они хотят быть олицетворением честности, великодушия, справедливости и других добродетелей. Это своеобразная компенсация, у которой существует два побудительных мотива:

• сектант убежден, что погряз в грехе, потому что какое-то время он поклонялся идолам (лидерам группы);

• сектант убежден в том, что хотя он был обманом вовлечен в организацию, деятельность которой стоит далеко от истинного служения Богу и, не смотря на то, что ему удалось покинуть ее ряды, он все же был вынужден совершить предательство - предал свою веру.

То есть фактически и, будучи участником секты, эти люди подвергают себя «тирании долженствования» или тирании «внутренних диктатов», изначально они стремились быть идеальными, старались заслужить уважение единомышленников.

1. У таких людей слишком жесткие требования к себе, что они игнорируют условия,

собственные ресурсы, а в итоге игнорируют саму осуществляемость предъявляемых требований: «Долженствования всегда вызывают чувство напряжения, которое тем больше, чем больше человек пытается актуализировать их в своем поведении. Важнее всего то, что в дальнейшем долженствования нарушают спонтанность чувств, желаний, мыслей и убеждений, то есть способность переживать свои собственные чувства и выражать их» [1, с. 300-301].

2. Неизбежными последствиями завышенной требовательности являются: внутреннее напряжение, нарушения человеческих отношений, нарушения спонтанности мыслей и поведения. Они приводят к возникновению у сектантов «скрытого невроза», который характеризуется необоснованными возникновениями чувства стыда, вины, унижения; подавленностью и обеспокоенностью, тревожной заботой соответствовать своим долженствованиям и сосредоточенностью на своих неудачах: «Пренебрежение может ощущаться как разочарование» .

Работая с высокотревожными людьми необходимо учитывать наличие нечетко-выраженной границы между повышенной тревожностью и патологической тревогой сопровождающейся бредовыми идеями, которая наблюдается у некоторых участников. Чаще всего бред проявляется в трех формах [2, стр. 64-83]:

1. Апокалипсический бред - содержит идею гибели всего мира, всего живого, разрушение земного шара, гибели вселенной, пророчество «конца света»;

2. Архаический бред - в его формировании участвуют суеверия, магические представления и религиозные верования, присущие человеку при постоянном психологическом давлении и в условиях строгого соблюдения культовых норм (бред колдовства, проклятия...);

Бред одержимости - отражает переживания о вселении в тело человека каких-либо живых существ, нечистой силы. Часто сочетается с бредом овладения (преследования, когда человеку кажется, что он становится объектом манипуляций в руках преследователей, подчиняющих его своей злой воле)».

Участники верят в возможность «чудесных, божественных откровений», в «сверхъестественную силу лидера». Изнуритель-

ными молениями, постами, фанатичной верой доводят себя до экстатических состояний. Бред верующих (так называемые глоссолалии) принимается за «говорение на иных языках».

На наш взгляд, основная причина тревожности кроется в неумении индивида осознавать и оценивать степень реальности возникающих у него страхов, а также в неумении управлять ими. Данная точка является подтверждением результатов, полученных в ходе консультационной деятельности психологом-практиком Л. Бурбо, которая пришла к выводу, что «нереальные страхи очень вредны, так как способны вызывать те же физические симптомы, что и страхи реальные» [3, с. 68].

Страхи тесно связаны с верованиями, которых придерживается человек в своей жизни, и которые чаще всего становятся причиной тяжелых внутриличностных конфликтов и нарушений межличностного взаимодействия. Фактически страх имеет свойство увеличиваться со временем и существует опасность того, что страх может стать наваждением: «Поскольку страх и верование тесно взаимосвязаны, для образования элементам нужно и то, и другое. Элементаль - это мыслеформа, созданная человеческим умом. Она плавает вокруг того, кто ее создал. Когда страх переходит в наваждение, мыслеформа увеличивается в размерах и становится похожим на придаток энергетического тела своего создателя [1, с. 300-301].

Руководители НРО (нетрадиционных религиозных объединений) эксплуатируют в корыстных целях предрасположенность своих последователей к различным страхам: «Культы используют вину и страх, чтобы запрограммировать веру своих членов в то, что вне группы их жизнь ничего не стоит» [4, стр. 126].

Неконструктивное чувство вины - это еще один из видов негативных психоэмоциональных последствий пребыва-

ния в сектах, культах и НРО. По-мнению С. Е. Прокофьева, формирование чувства вины и котроль последователей сект является главным фактором удержания их внутри группы. Наставники, посредством отработанного механизма психологического воздействия, вырабатывают у рядовых членов

комплекс вины, и на его основе продолжают осуществлять дальнейший контроль над своими подопечными:

Комплекс вины. Вы должны говорить только то, что следует. Любой заданный вам вопрос оборачивается против вас. Ответа вы не получите. Вам посоветуют внимательно читать Библию и заставят раскаяться в вашем поступке. «Как у тебя язык мог повернуться! Мне стыдно за тебя. Я разочарован в тебе». Или: «Проблема не в этом, настоящая проблема в тебе самом», или так: «В тебе говорит дух отрицания и гордыни». В конце концов вы понимаете, что любой исходящий от вас вопрос грех Вы должны принимать сказанное вам на веру, не прибегая к собственному разуму.

Контроль. Цель давления - контролировать каждого члена секты. Это осуществляется через детально разработанную систему «наставничества». «Наставника» имеет каждый член секты. Он ежедневно отчитываетесь ему за все, что произошло, безоговорочно подчиняетесь его приказам и взысканиям за ваши «грехи»[5].

Необходимо добавить, что главная цель -создание атмосферы, в которой «наставник» всегда прав, его слово - окончательно, его власть - абсолютна.

Беспокойства и страхи могут являться не только последствием пребывания в НРО, но могут стать побудительным мотивом к вступлению.

Вот что об этом писал Р. Ассаджиоли: «Боясь «сойти с ума», люди делают все возможное, чтобы вновь погрузиться в конкретную реальность, которая, как им кажется, грозит от них ускользнуть» [6, с. 109-111].

Напряжение, тревожность, страхи, депрессия порождают глобальную неудовлетворенность собой и прожитой жизнью в целом, то есть человек погружается в состояние фрустрации. Традиционно фрустрация трактуется исходя из ее филологического значения: «как эмоциональное состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Сопровождается отрицательными эмоциями, способными дезорганизовать сознание и деятельность».

И. В. Герасимова, предложила расширен-

ную классификационную схему фрустрации как психического состояния, наблюдаемого у человека:

• Стенические формы: а) агрессия, натравленная против других; б) агрессия, направленная против самого себя; в) отвлечение, чтобы «забыться» другой деятельностью; г) капризное примитивное поведение; д) фиксация как бесплодное по инерции повторение блокируемой деятельности.

• Астенические реакции: а) дегрессии; б) апатия; в) скованность, иногда преходящая в тупообразность.

Строго говоря, всякая фрустрация, так или иначе, является регрессией в противоположность толерантности, показывающей не импульсивную, но разумную форму поведения. Даже тогда, когда происходят события идущие в разрез с принципами, проповедуемыми группой и явно противоречат разделяемым участниками взглядам (например, не сбывшееся пророчество или всплывающий на поверхность нелицеприятный факт из жизни наставника/лидера и т.д.) у участников НРО вера не ослабевает, это объясняется тремя обстоятельствами:

• последователи НРО обладают глубокой верой;

• полностью посвящают себя вере (предпринимают ради участия в группе важные и необратимые действия - продажа квартиры, развод и т.д.);

• социальная поддержка - участники группы будут стараться поддержать друг друга.

Э. Пайнс приводит доказательства того, что вера в данном случае будет напротив усиливаться, так как человек будет предпринимать попытки любыми средствами побороть возникающее у него в подобных обстоятельствах чувство диссонанса и фрустрации [6, стр. 94-95].

Л. И. Ермолаевой были выделены несколько видов социально-психологических фрустраторов:

1. Мировоззренческие - это факторы, блокирующие удовлетворение духовных потребностей: в идеалах и идеологии. Автор считает, что для народа такого рода потребность имеет особое значение, так как склонность к поиску смысла и обеспокоенность нравственными идеалами являются чертами национального характера.

2. Идентификационные фрустраторы -выделяются на основе признания потребности в социальной идентичности как одной из базовых личностных потребностей, которые осознанно и неосознанно стремится реализовать человек на протяжении всей своей жизни.

3. Фрустраторы общения, действующие в инграпространстве субъекта, связываются, прежде всего, с проблемами межличностных отношений и, по данным социологического диссертационного исследования, являются самыми распространенными (на них указывают 79% испытуемых).

Фрустраторы общения опосредованы присутствием у сектантов «социального страха». И. М. Кондаков описывает его как «чувство некомфортности в социальных контактах, связанное с общественным Я-вниманием, ... индивид чувствует себя при общении неуверенно, скованно; он слишком застенчив. Социальный страх вызывает ней-роптизм, включающий такие проявления как тревожность, утомляемость, актуализация чувства перегруженности проблемами, готовность разрешать ситуации фрустриро-вания потребностей за счет перенесения на других своих отрицательных эмоций, готовность приписывать ответственность за свои ошибки либо другим, либо случайностям» [5, с. 43-51].

А. А. Налчаджян считал, что подобные реакции являются результатом воздействия одной из разновидности внутриличностных конфликтов - «фрустрации самосознания», которая сопровождается повышением чувствительности человека к новым фрустрато-рам. Индивид становится нетолерантным к возникающим трудностям, у него снижается порог фрустраций и утрачивается адаптивная способность [6, с. 300-332].

У участников НРО снижены навыки фру-страционной толерантности, то есть терпеливости, выносливости, способности противостоять тяжелым переживаниям, несмотря на наличие фрустраторов. Л. И. Ермолаева под фрустрационной толерантностью предлагает понимать «процесс целенаправленного систематического формирования у личности соответствующих жизненных установок, навыков и умений, позволяющих выстоять в трудных и критических жизненных ситуациях».

Таким образом, в целях достижения наибольшего эффекта при противостоянии религиозному экстремизму нужны комплексные меры:

1. Глобальное мировое распространение религиозного экстремизма не обошло и Казахстан. Так же как и во всем мире, население Казахстана, а именно молодежь, подвержено влиянию псевдорелигиозных течении, распространяющиеся в отдельных регионах страны. Очевидным является и то, что религиозные радикальные силы стремятся рекрутировать в свои ряды именно молодежь, тем самым, укрепляя религиозные объединения молодыми, полными сил и энергией людьми. Поэтому подрастающее поколение должно быть своевременно информировано об угрозах и вызовах, которые несут в себе деструктивные религиозные организации. Необходимо в первую очередь поднимать уровень религиозной грамотности в стране, начиная со школьной скамьи. В целях расширения религиозных знаний в Республике Казахстан с 2010 г был введен в общеобразовательные школы для учащихся 9 класса факультативный курс «Основы религиоведения» (34 ч., 1 час в неделю). Типовая образовательная учебная программа включает изучение следующих вопросов: понятие о религии; структура религиозного сознания: религиозная вера, религиозное вероучение, религиозная идеология; религия и духовная культура; религиозные и национальные традиции; Конституция Республики Казахстан о религиозных верованиях граждан, свободе совести и религиозных организациях; возникновение древних религиозных верований; мировые религии: буддизм, христианское (православное, католическое, протестантское) вероучение, исламское вероучение; религиозная ситуация в Казахстане. Цель предлагаемой программы факультатива «Основы религиоведения» -формирование у учащегося общечеловеческих и духовно-нравственных ценностей и повышения уровня сознательного его участия в создании поликонфессионального общества. Миссия факультативного курса «Основы религиоведения» состоит в том, он должен дать мировоззренческую основу для самостоятельного выбора учащимися собственных убеждений, ценностей, отношений.

2. В июне 2009 года парламент Казахстана принял закон под названием «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей», закон направлен «на совершенствование системы государственного регулирования отношений, связанных с распространением на территории страны информации посредством информационно-коммуникационных сетей». Многочисленные дискуссии об исламе (на ТВ и т.д.) должны быть направлены не на постоянное доказывание превосходства ислама и противопоставление ислама неисламскому образу жизни и мышления (как это происходит сейчас в силу отождествления адептами ислама своего личного статуса и самоощущения и принципов организации веры), а на созвучность ислама общечеловеческим принципам сосуществования, терпимости и миролюбия.

3. Современные реалии быстрого распространения религиозного экстремизма и миссионерской деятельности требуют создания эффективной законодательно-правовой системы противодействия деструктивным организациям. В 2011 году в Казахстане, для формирования продуктивной государственной политики по отношению к религиозным организациям и единой правовой основы для общего регулирования вопросов религиозной деятельности был разработан и введен Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». В нем четко изложены права и обязанности религиозных объединений, обозначена роль государства в укреплении межрелигиозной толерантности общества.

4. Лидерам конфессий, имеющих высокий авторитет в глазах верующих, принимать более активное участие в формировании толерантного сознания, обеспечивать открытость и пропаганду своих акций, проводить мероприятия социально- культурного плана.

Библиографический список

1. Хорни К. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 3. Наши внутренние конфликты; Невроз и развитие личности / пер. с англ. - М.: Смысл, 1997. -С. 300--301.

2. Коллинз Р. Диагностика нервных болезней: Ил. Руководство / пер. с англ. -М.: Муртазаева. -

М.: Медицина, 1986. - С. 64-83.

3. Бурбо Л. Страхи и верования; пер. с фр. -М. Чеботарев. - К.: София, М.; ИД «Гелиос», 2009. - 160 с.

4. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. - СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2002. - 400 с.

5. Ассаджиоли Р. Типология психосинтеза: семь основных типов личности. Пер. с нем. Т. Драбкиной. - М.: Урания, 1995. - 124 с.

6. НалчаджянА. А. Психология самопознания. Хрестоматия. - Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2000. - 672 с.