Научная статья на тему 'Образ нормативной силы Евросоюза в заявлениях Европейской внешнеполитической службы'

Образ нормативной силы Евросоюза в заявлениях Европейской внешнеполитической службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
277
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / РОССИЯ / ЕВРОПЕЙСКАЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И ЕС / НОРМАТИВНАЯ СИЛА ЕВРОПЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игумнова Людмила Олеговна

В статье анализируются официальные заявления и пресс-релизы, публикуемые Европейской внешнеполитической службой (ЕВПС), а также речи Верховных представителей ЕС по внешней политике и безопасности, посвящённые России и размещённые на сайте службы за весь период её деятельности (2010-2017 гг.). Цель исследования выявить элементы нормативной, мягкой и трансформационной силы Европейского Союза в официальных заявлениях Брюсселя в адрес Москвы и определить, какой именно вид силы ЕС пытается реализовывать в России. Для этого автором был проведён количественный анализ документов ЕВПС. Полученные результаты демонстрируют, что заявления внешнеполитической службы ЕС ограничиваются узким кругом проблем. Принципы верховенства права, прав и свобод человека доминируют в диалоге ЕВПС с Москвой. Критикуя главным образом нарушение правовых норм, дипломатическое ведомство ЕС позиционирует себя в качестве нормативного актора, продвигая нормативную повестку в стране. Элементы мягкой и трансформационной силы представлены слабо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ нормативной силы Евросоюза в заявлениях Европейской внешнеполитической службы»

УДК 327(4)

Людмила ИГУМНОВА

ОБРАЗ НОРМАТИВНОЙ СИЛЫ ЕВРОСОЮЗА В ЗАЯВЛЕНИЯХ ЕВРОПЕЙСКОЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация. В статье анализируются официальные заявления и пресс-релизы, публикуемые Европейской внешнеполитической службой (ЕВПС), а также речи Верховных представителей ЕС по внешней политике и безопасности, посвященные России и размещённые на сайте службы за весь период её деятельности (2010-2017 гг.). Цель исследования - выявить элементы нормативной, мягкой и трансформационной силы Европейского Союза в официальных заявлениях Брюсселя в адрес Москвы и определить, какой именно вид силы ЕС пытается реализовывать в России. Для этого автором был проведён количественный анализ документов ЕВПС. Полученные результаты демонстрируют, что заявления внешнеполитической службы ЕС ограничиваются узким кругом проблем. Принципы верховенства права, прав и свобод человека доминируют в диалоге ЕВПС с Москвой. Критикуя главным образом нарушение правовых норм, дипломатическое ведомство ЕС позиционирует себя в качестве нормативного актора, продвигая нормативную повестку в стране. Элементы мягкой и трансформационной силы представлены слабо.

Ключевые слова: Европейский Союз, Россия, Европейская внешнеполитическая служба, отношения России и ЕС, нормативная сила Европы.

Введение

В настоящей статье предпринята попытка определить, каким типом актора предстает Европейская внешнеполитическая служба (ЕВПС) в официальных заявлениях в адрес России. Концепции мягкой (МС), нормативной (НС) и трансформационной силы (ТС) стали отправной точкой исследования. Цель автора - выявить элементы данных видов силы в диалоге ЕВПС с Москвой. Мы не ставим перед собой задачи детального анализа всех трёх теоретических концепций в настоящей статье и ограничиваемся их кратким сравнением, которое позволяет прояснить методологию нашего исследования.

Нормативная сила Европы (концепция, сформулированная Я. Маннерсом), акцентирует то, чем Европейский Союз - это в первую очередь ценности и нормы. Нормативную базу ЕС составляют такие основополагающие нормы, как мир, свобода, демократия, верховенство права и уважение прав человека, а также ряд вто-

© Игумнова Людмила Олеговна - кандидат исторических наук, доцент, кафедра политологии, истории и регионоведения, Иркутский государственный университет. Адрес: 664003, Россия, Иркутск, ул. К. Маркса, 1. E-mail: [email protected]

Работа выполнена при поддержке программы Европейского Союза ERASMUS+, Jean Monnet, 564778-EPP-1-2015-1-RU-EPPJMO-CHAIR

ростепенных - социальная солидарность, недискриминация, устойчивое развитие и эффективное управление [Manners, 2002]. Рассматривая данные нормы в качестве универсальных, Брюссель, как НС, считает их распространение главным приоритетом своей политики в отношениях с третьими странами.

Концепция мягкой силы, разработанная Дж. Наем, описывает способность достигать своих целей на международной арене и формировать политику других акторов, используя силу своей привлекательности [Nye, 2004]. Являясь более широкой, концепция МС учитывает различные аспекты влияния ЕС: не только привлекательность европейских идей, норм и ценностей, но и воздействие его культурной и экономической притягательности. Мягкая сила, таким образом, не ограничивается распространением норм, а принимает во внимание всё, что актор способен проецировать вовне. Как МС, так и НС имеет широкий географический охват и может быть направлена на любую страну.

Британский политолог М. Леонард сформулировал идею трансформационной силы Европы [Leonard, 2006]. В рамках данной концепции Европейский Союз не только распространяет международные нормы, но и стимулирует широкий спектр политических, экономических и правовых реформ в третьих странах с целью их глубокой трансформации. Реформы могут быть направлены на демократизацию, становление правового государства, внедрение рыночной экономики и т. д. Обладать ТС означает располагать эффективными механизмами и инструментами влияния. Роль ЕС особенно значительна в рамках данного подхода. Брюссель более глубоко вовлечён в коммуникации с трансформируемыми странами по широкому кругу вопросов. Стратегия трансформации широко применяется Евросоюзом в странах-кандидатах к вступлению в ЕС. Так же, как МС, ТС учитывает привлекательность европейского экономического пространства [Dimitrova A. and others, 2016: 10].

Основным источником при подготовке данной статьи стали документы, распространяемые Европейской внешнеполитической службой: официальные заявления службы, пресс-релизы и выступления верховных представителей ЕС по внешней политике и безопасности - Кэтрин Эштон (2009-2014) и Федерики Могерини (2014-по н/в). Автор анализирует содержание документов, адресованных России, за весь период деятельности ЕВПС с момента её создания в 2010 г. до сегодняшнего дня.

Данные виды документов сами по себе не дают полного представления о политике ЕС в отношении России. Тем не менее заявления ЕВПС, помимо информационных целей, всё же несут важную смысловую нагрузку. Они проливают свет на характер российско-европейских отношений и официальную позицию ЕС по вопросам внутреннего развития России; содержат оценки конкретных фактов и ситуаций главами ЕВПС; поднимают перед российским правительством широкий спектр вопросов, связанных с ситуацией в стране. Наконец, изучение документов внешнеполитической службы ЕС позволяет сделать вывод о том, каким актором ЕВПС пытается предстать в отношениях с Москвой. Так как заявления дипломатической службы не являются свидетельствами обладания Европейским Союзом реальной силой в отношении России, целью статьи является исследование того, как ЕС позиционирует себя, и какие аспекты силы он акцентирует в заявлениях в адрес Москвы.

Методология

Методология данного исследования была позаимствована у проекта EU-STRAT, в рамках которого, в частности, изучалась структура официальных коммуникаций Европейского Союза с Белоруссией, Молдавией и Украиной [Dimitrova A. and others, 2016]. Участники исследования выделили категории и подкатегории, относя-

щиеся к концепциям МС, НС и ТС, после чего провели количественный анализ документов ЕС, имеющий целью выявить элементы трёх видов силы и установить долю каждой из них в коммуникациях Брюсселя с Минском, Кишиневом и Киевом. Авторы проанализировали документы, размещённые на сайтах представительств ЕС в трёх изучаемых странах, в феврале-марте 2016 г. и определили позицию ЕС в Белоруссии в качестве НС, в Молдавии и на Украине в качестве ТС.

В связи со спецификой коммуникаций ЕС с Россией, набор категорий и подкатегорий был несколько скорректирован в рамках данного исследования. Например, вопрос отмены смертной казни, обсуждаемый Брюсселем со странами Восточного партнёрства, отсутствует в заявлениях в адрес Москвы. В то же время в заявлениях, обращенных к России, категории верховенства права и прав человека содержат гораздо большее количество подкатегорий в сравнении с документами Евросоюза, адресованными Белоруссии, Молдавии и Украине. Список категорий и подкатегорий, используемых в настоящем исследовании, а также концепции, к которым относится каждая категория, приведены в таблице ниже.

Таблица 1.

Категории и подкатегории

Категории Подкатегории Концепции

Ценности ЕС НС, МС, ТС

Демократия НС, МС, ТС

Демократия в целом

Разделение властей

Политические партии

Оппозиция

Выборы

Права и свободы человека НС, МС, ТС

Права и свободы человека в целом

Свобода слова/свобода выражения мнений

Свобода собраний

Свобода объединений

Свобода передвижения

Свобода вероисповедания

Права женщин и детей

Права национальных меньшинств

Права ЛГБТИ

Правозащитники

Верховенство права НС, МС, ТС

Верховенство права в целом

Национальное право

Ограничительное законодательство

Правовой процесс и состояние правосудия

Судебное преследование

Международное право

Европейское право

Гражданское общество НС, МС, ТС

Гражданское общество в целом

НПО

Реформы ТС

Реформы в целом

Судебно-правовые реформы

Модернизация (политическая, экономическая, социальная)

Гармонизация норм

Антикоррупционные меры

Экономика МС, ТС

Экономика в целом

Торговля

Бизнес

Инвестиции

Энергетика

Рынок

Безопасность и стабильность МС, ТС

Безопасность и стабильность в целом

Урегулирование конфликтов и мирный процесс

Разоружение и ядерное нераспространение

Борьба с терроризмом

Культура МС, ТС

Мобильность и контакты между людьми МС, ТС

Упрощение визового режима МС, ТС

Значимость двусторонних взаимоотношений МС, ТС

Общая черта, характеризующая все три концепции, - привлекательность идей, ценностей и норм [Dimitrova A. and others, 2016: 10], поэтому такие категории, как ценности ЕС, демократия, права и свободы человека, верховенство права, имеют большое значение для анализа всех трёх видов силы. При этом данные категории в первую очередь соответствуют идее НС. Заявления Евросоюза в адрес третьих стран в качестве НС зачастую ограничиваются этими категориями и имеют однообразный характер.

Так как мягкая сила ЕС подразумевает широкое понимание привлекательности и основывается не только на том, чем союз является, но и на конкретных стратегиях по формированию политики третьих стран, о наличии МС говорит более сложное сочетание категорий. Наличие заявлений о сотрудничестве в области культуры, экономики, безопасности, упрощения визового режима, развития мобильности должно учитываться при анализе МС (наряду с контентом, касающимся ценностей и норм) [Dimitrova A. and others, 2016: 8-11].

Упоминание реформ в нашем исследовании может свидетельствовать о намерении ЕС сформировать образ ТС. Важным критерием ТС является баланс разнообразных категорий в заявлениях ЕС. Выступая в роли трансформационной силы, Брюссель обсуждает весь спектр областей взаимодействия с третьими странами. В связи с этим наряду с реформами все категории, представленные в таблице, могут рассматриваться как элементы ТС. Любые аспекты привлекательности ЕС в третьих странах благоприятствуют их реформированию. Большую роль в деле демократических реформ играет гражданское общество.

В качестве единицы контент-анализа выбрано предложение. Во многих предложениях зачастую содержится более одной категории. Чтобы продемонстрировать, каким образом кодировались документы, мы приводим пример заявления ЕВПС от 27 марта 2017 г. об антикоррупционных демонстрациях в Российской Федерации:

"Действия полиции в Российской Федерации 26 марта, которые были направлены на разгон демонстраций и в результате которых были задержаны сотни граждан, в том числе лидер оппозиции Алексей Навальный, препятствовали осуществлению основных свобод - свободы выражения мнения, ассоциации и мирных собраний, - которые являются основными правами, закрепленными в конституции России. Мы призываем власти России в полной мере выполнять международные обязательства, которые Россия взяла на себя, в том числе в Совете Европы и ОБСЕ, защищать эти права и незамедлительно освободить мирных демонстрантов, которые были задержаны" [Statement, 27.03.2017].

В первом предложении заявления мы зафиксировали наличие таких подкатегорий, как оппозиция, свобода выражения мнений, ассоциаций, собраний, национальное право. Во втором предложении содержатся подкатегории международное и европейское право, права человека и основные свободы в целом.

Изучив документы ЕВПС (всего 110), посвященные России (их тематику, содержание и периодичность), мы произвели подсчёт количества упоминаний всех категорий и подкатегорий, установили долю каждой категории в отношении общего количества категорий, определили предпочтения ЕВПС в коммуникациях с Россией.

Структура заявлений ЕВПС в адрес России

Заявления, адресованные России, публикуются на сайте Европейской внешнеполитической службы регулярно, но диапазон рассматриваемых в них проблем не очень широк. Категории представлены в документах службы неравномерно. Структура заявлений ЕВПС в адрес России показана на диаграмме ниже, где ось Y - это категории, ось X - количество упоминаний данных категории в документах службы.

Структура заявлений ЕВПС в адрес России

Ценности ЕС Демократия Права и свободы человека Верховенство права Гражданское общество Реформы Экономика Безопасность и стабильность Культура Мобильность Упрощение визового режима Значимость отношений

29

71

111

94

264

324

4

3

8

4

100

150

200

250

300

350

Верховенство права

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первое место по объёму коммуникаций (32%) занимает категория верховенство права. В рамках данной категории делается упор на нарушение Россией международного права, правовые процессы и состояние правосудия в стране. Далее по частоте упоминания следуют подкатегории судебное преследование (как правило, в отношении политических оппонентов) и ограничительное законодательство. ЕВПС также осуждает нарушения Россией европейского и национального права, главным образом Конституции Российской Федерации. На диаграмме ниже представлена структура заявлений в рамках категории верховенства права. Ось У - это

подкатегории в рамках категории верховенства права, ось X - количество упоминаний данных подкатегории в документах службы.

Верховенство права

Верховенство права в целом Национальное право Ограничительное законодательство Правовой процесс и состояние правосудия _ Судебное преследование Международное право Европейское право ш 20 17 ^В 31 '4 121

19

0 20 40 60 80 100 120 140

Взаимодействуя с Россией по вопросам международного права, ЕВПС в своих заявлениях выражает озабоченность по широкому кругу вопросов - от присоединения Крыма и поддержки Москвой Абхазии и Южной Осетии до несоблюдения международных обязательств в области прав человека. Ограничительное законодательство, принятое в России, ряд уголовных процессов в стране, сложная ситуация с правами человека расцениваются ЕВПС как нарушение норм международного, европейского и национального права.

Внешнеполитическое ведомство ЕС заявляет о системных проблемах в области российского правосудия. Документы ЕВПС рассматривают индивидуальные случаи уголовных преследований (М. Ходорковского, Pussy Riot, С. Магнитского, А. Навального, активистов событий на Болотной площади, Н. Савченко, О. Сенцо-ва, А. Кольченко, И. Умерова и др.) и выражают поддержку всем осужденным в рамках рассматриваемых дел, подчёркивая невиновность обвиняемых во вменяемых им преступлениях.

Отслеживая законодательные новшества в России, ЕВПС даёт негативную оценку нескольким из них: законам о неправительственных организациях; о государственной измене; собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях; запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, декриминализации некоторых форм домашнего насилия, СМИ -"иностранных агентах".

Права и свободы человека

Вторая по частоте упоминания категория - права и свободы человека (26%). Коммуницируя с Россией по этому вопросу, Брюссель в первую очередь ссылается на концепцию прав и свобод человека в целом, выражая своё негативное отношение к мерам, направленным на их подавление. ЕВПС также затрагивает проблемы свободы слова и свободы выражения мнений, свободы собраний и прав ЛГБТИ. Некоторое внимание уделяется положению правозащитников, правам национальных меньшинств, свободе объединений и др.

Немало заявлений ЕВПС посвящено ситуации, сложившейся на российском ме-диаландшафте. В них выражается обеспокоенность наращиванием государственного контроля над СМИ, подчёркивается незащищенность независимых журналистов, блогеров и правозащитников. Требования уважать свободу выражения мнений, свободу собраний и объединений раздаются в ответ на принятие различных ограничительных законов в России или случаи задержаний мирных демонстрантов.

Права и свободы человека

Права и свободы человека в целом | Свобода слова/выражения мнений | Свобода собраний I Свобода объединений I Свобода передвижения I Свобода вероисповедания | Права женщин и детей | Права национальных меньшинств | Права ЛГБТИ 1 Правозащитники | о

Права ЛГБТИ рассматриваются в связи с законом о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений. Верховным представителем были сформулированы возможные негативные последствия принятого закона с точки зрения соблюдения прав человека в России [Statement, 20.06.2013]. ЕВПС также незамедлительно отреагировала на доклады об организованной кампании по преследованию геев в Чечне, осудив эти грубые нарушения прав человека.

В последнее время европейская внешнеполитическая служба констатировала ухудшение ситуации с правами человека на Крымском полуострове, в первую очередь, указывая на преследования национальных меньшинств и призывая к уважению прав и свобод крымских татар. Особый фокус служба сделала на нарушениях прав иностранных граждан в России (Украины и Эстонии).

ЕВПС приветствовала и позитивные изменения в области прав человека в России: ратификацию Москвой Протокола №14 к Европейской конвенции о защите прав человека, случаи амнистий, помилований и освобождений из-под стражи, отмечались заслуги российских правозащитников и журналистов.

Демократия

Категория демократии занимает третье место в заявлениях ЕВПС в адрес Москвы (11%). Наряду с концепцией демократии в целом в заявлениях внешнеполитической службы затрагиваются проблемы выборов, положение оппозиции и политических партий в России.

Демократия

Демократия в целом _ Политические партии _ Выборы _

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45

ЕВПС уделила больше внимания парламентским, нежели президентским выборам в России. В заявлениях службы отмечались отдельные позитивные стороны и факторы, оказывающие негативное воздействие на избирательную среду, а именно, отсутствие разделения между политической партией и государством, контроль над СМИ и гражданским обществом, ограничения основных прав и свобод, недостатки правовой базы. Высказывались замечания относительно степени прозрачности вы-

45

142

■■ 2

24

боров и др. [EU High Representative, 06.07.2011]. Дипломатическая служба указывала на трудности, возникающие у независимых политических партий в России, и отдельных лиц в ходе регистрации на парламентских и президентских выборах [Speech, 01.02.2012 и др.]. Отмечая некоторые обнадеживающие шаги в развитии российских демократических институтов весной 2012 г., К. Эштон настаивала на необходимости более решительных мер на пути создания подлинной плюралистической парламентской системы [Statement, 11.09.2012]. В 2016-2017 гг. ЕВПС заявляла о незаконности парламентских и региональных выборов в Крыму.

Коммуницируя с Россией на тему оппозиции, ЕВПС в большинстве случаев выражает обеспокоенность в связи с преследованием её лидеров и активистов. Среди таких лидеров чаще всего упоминается Алексей Навальный. "Партия народной свободы - ПАРНАС" и её лидеры рассматриваются в заявлениях как либеральная оппозиция.

Другие категории

Четвертое место в общем объёме взаимодействия Европейской внешнеполитической службы с Россией занимает категория безопасность и стабильность (9%).

Безопасность

Урегулирование конфликтов и мирный процесс Борьба с терроризмом

0 10 20 30 40 50 60 70

9

шГв Н 15

Актуальные проблемы глобальной и региональной безопасности регулярно обсуждаются Верховным представителем ЕС и министром иностранных дел России в ходе личных встреч и телефонных переговоров. Пресс-релизы, опубликованные ЕВПС по результатам переговоров, как правило, лишь сообщают о состоявшемся обмене мнениями по ситуации в Сирии, Ливии, на Ближнем Востоке, на востоке Украины и другим конфликтам с акцентом ЕС на необходимости их мирного урегулирования. Далее по частоте упоминания следуют иранская ядерная программа и террористическая угроза. Во время личных встреч с С. Лавровым Верховный представитель чаще обращается к вопросам, представляющим взаимный интерес или взаимную обеспокоенность, в то время как в официальных заявлениях службы даются негативные оценки роли России в сфере обеспечения безопасности. Согласно заявлениям ЕВПС, деятельность Москвы наносит ущерб усилиям по стабилизации ситуации в Грузии и на Украине. Исключение составляет заявление 2017 г., в котором служба одобрила завершение процесса полной ликвидации химического оружия в России.

Доля коммуникаций на тему гражданского общества составляет 7%. Заявления ЕВПС связаны идеей гражданского общества в целом и положением НПО.

Гражданское общество

0 5 10 15 20 25 30 1 35 1 40 1 1 45 50

Внешнеполитическое ведомство Евросоюза приветствовало политическое пробуждение российского общества в 2011-2013 гг. К. Эштон неоднократно поддерживала протестное движение, выражая надежду на то, что гражданское общество в России сможет играть активную роль в развитии политических институтов в стране [Speech, 01.02.2012 и др.]. Осуждались ограничения гражданской активности в России, усилившиеся в связи с развитием движения "За честные выборы" и в ходе антикоррупционных протестов 2017 г. В заявлениях ЕВПС периодически выражалась обеспокоенность из-за постоянного увеличения числа НПО, относимых к иностранным агентам и нежелательным организациям. Особое внимание внешнеполитическая служба обратила на преследования нескольких организаций: ассоциации "Голос", "Левада-центра", международного общества "Мемориал", центра Сахарова, Национального фонда демократии, фондов "Открытое Общество". Верховный представитель выразила резко негативное отношение к терминологии, внедряемой в России в отношении НПО [Statement, 11.09.2012].

Исследование показывает, что ЕВПС не придаёт большого значения сотрудничеству с Москвой по вопросам реформ и экономики. Доля данных категорий составляет около 4 и 3% соответственно. Только в 2011-2012 гг. ЕВПС проявила интерес к проблеме модернизации страны, необходимости гармонизации (приведения российского законодательства в соответствие с международными и европейскими нормами и стандартами), а также к идее реформ в России в целом. В нескольких документах дипломатическое ведомство указывало на принципиальное значение судебно-правовых реформ, направленных на создание прозрачной, независимой и надежной судебной системы, и антикоррупционных мер.

Идеи модернизации и реформ руководство ЕВПС напрямую увязывает с принципами верховенства права, демократическими ценностями, уважением прав и свобод человека как основными условиями развития современного общества. По мнению европейских дипломатов, инновационные и модернизационные процессы невозможны в неправовом государстве. Для успешной реализации подлинной политической, экономической и социальной модернизации в стране необходимы соответствующие реформы, которые обеспечат законность, развитие демократических институтов и создадут все необходимые условия для активизации гражданского общества [Statement, 24.05.2011 и др.]. Заявления внешнеполитической службы отражают разочарование в связи с отсутствием системных реформ в России.

В области экономики ЕВПС затрагивает вопросы торговли и экономики в целом. Документы службы содержат незначительное количество упоминаний проблем инвестиций, бизнеса и энергетики.

Значимость двусторонних взаимоотношений (в целом, во всех сферах) показана в 3% коммуникаций. В рамках данной категории европейские дипломаты вновь

настаивают на том, что общие ценности и нормы, а также формирование правового государства в России являются обязательными элементами плодотворного партнёрства [Statement, 30.12.2010]. Доля коммуникаций по таким вопросам, как мобильность, упрощение визового режима, ценности ЕС и культура составляет менее 1%.

Динамика коммуникаций ЕВПС с Москвой

Проблематика, затрагиваемая ЕВПС в официальных заявлениях и выступлениях Верховных представителей, посвящённых России, была относительно разнообразной лишь в 2011-2012 гг. В 2011 г. К. Эштон в своих выступлениях обращалась к тематике реформ, экономики, значимости двусторонних взаимоотношений, контактам между людьми. В 2012 г. ЕВПС вела диалог с Россией не только в сфере верховенства права и прав человека, но и демократии, гражданского общества, реформ, экономики, безопасности, упрощения визового режима и значимости сотрудничества. При этом высокая активность службы в области верховенства права, прав человека и демократии в 2012 г. была ответом на несправедливые думские выборы в России в декабре 2011 г., принятие нескольких ограничительных законов и проблемы в области правосудия. Следующая таблица показывает ежегодное количество упоминаний каждой категории в документах ЕВПС.

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Верховенство права 19 15 53 29 29 59 44 76

Права и свободы чело- 20 16 45 24 15 32 45 67

века

Демократия 2 48 38 3 1 5 5 9

Безопасность 4 5 12 0 5 25 4 39

Гражданское общество 0 3 29 8 1 7 15 8

Реформы 2 16 25 2 0 0 0 0

Экономика 0 7 29 0 0 0 0 0

Значимость отношений 3 9 7 0 0 0 0 10

Мобильность 0 5 1 0 0 0 0 2

Упрощение визового 0 1 3 0 0 0 0 0

режима

Ценности ЕС 0 2 2 0 0 0 0 0

Культура 0 2 0 0 0 0 0 1

Некоторые позитивные изменения в России ЕВПС связывала с периодом президентства Дм. Медведева. Выступления К. Эштон в 2011-2012 гг. показывают, что руководство внешнеполитической службы всё ещё ожидало постепенного устранения барьеров между Евросоюзом и Россией в различных сферах: на пути развития

торговли, передвижения людей и других областях, рассчитывая на сближение граждан ЕС и России, рост интереса к сотрудничеству и как следствие сближение ценностных установок [Speech, 13.12.2011]. Подтверждая, что демократические институты в России должны развивать, прежде всего, сами россияне, ЕВПС при этом подчёркивала важную роль международного контекста. Внешнеполитическое ведомство Евросоюза заверяло, что будет поддерживать стремление страны к более открытому и динамичному обществу, стимулировать внутренний политический процесс, направленный на утверждение верховенства права, развитие демократических институтов, гражданского общества и соблюдение прав человека. Европейский Союз выражал готовность сотрудничать с Россией в сфере модернизации, содействовать реформам в стране и её интеграции в международную правовую систему. В то же самое время Верховный представитель предупреждала об опасности упустить возможности для проведения реформ в результате действий правительства [Speech, 13.12.2011; Speech, 01.02.2012; Statement, 11.09.2012]. В рассматриваемый период Брюссель признавал значимость двусторонних взаимоотношений, несмотря на сложный характер Москвы.

В силу того, что ожидания Брюсселя не оправдались, главы ЕВПС сфокусировались на критике действий российских властей. Проблемы экономики, реформ, культуры, мобильности, упрощения визового режима и ссылки на значимость двусторонних отношений слабо представлены, либо вообще отсутствуют с 2013 г. Содержание заявлений подтверждает, что отношения Москвы и Брюсселя находятся в глубоком кризисе. Документы также демонстрируют, что Евросоюз не поддерживает разнообразные и разноплановые коммуникации по широкому кругу вопросов со странами, которые не разделяют европейские ценности и нормы. Из-за общего ухудшения ситуации в области прав человека в России и присоединения Крыма ЕВПС делает упор на нарушениях Москвой международного права и обязательств по защите прав человека в 2015-2017 гг.

Результаты контент-анализа документов 2017 г., показывающие увеличение количества ссылок на значимость отношений в целом и в области безопасности, в частности, нельзя переоценивать. Это произошло вследствие состоявшегося рабочего визита Ф. Могерини в Москву и ответного визита С. Лаврова в Брюссель. После возвращения Евросоюза к обычному объёму коммуникаций с Россией, они

приобрели привычный нормативный характер.

* * *

В общем объёме официальных заявлений ЕВПС в адрес России доминируют принципы верховенства права и прав человека, проблемы российского правосудия, законодательства и обязательств в области прав человека. Поскольку Брюссель акцентирует правовые нормы и их предполагаемые нарушения со стороны Москвы, мы пришли к выводу, что европейская дипломатическая служба от имени ЕС взаимодействует с Россией в качестве нормативной силы. Полученные данные свидетельствуют о том, что ЕВПС не предпринимает явных попыток сформировать образ ЕС в качестве трансформационной или мягкой силы и не подчёркивает аспекты МС и ТС в официальных заявлениях в адрес России1.

1 Некоторые эксперты, однако, полагают, что ЕС эволюционировал в отношениях с Россией от НС начала 1990-х гг. к МС на нынешнем этапе, так как перестал полагаться лишь на силу своего примера, а начал формулировать чёткие политические задачи, сделав свою политику более инструментальной [Павлова Е. Б., Романова Т. А., 2017].

Следует сохранять осторожность, сравнивая содержание официальных заявлений Евросоюза в адрес стран Восточного партнёрства, проанализированное в рамках проекта EU-STRAT, и содержание заявлениях в адрес России. В первом случае изучались документы, размещённые на сайтах представительств ЕС в странах партнёрства, во втором - документы внешнеполитической службы. Есть некоторые различия в методологии первого и второго исследования, способах кодировки и подсчёта доли каждой категории в общем объёме заявлений.

Тем не менее мы всё же можем отметить, что модель коммуникации Европейского Союза с Россией имеет некоторое сходство с белорусским кейсом. И в том, и в другом случае заявления ЕС ограничиваются узким кругом проблем при доминировании нормативной повестки. Самая большая доля коммуникаций Евросоюза с Белоруссией (37%) приходится на категорию прав человека. Имеются также и некоторые различия между российским и белорусским примером. Взаимодействуя с Белоруссией, ЕС уделяет больше внимания вопросу ценностей ЕС (13%) и проблемам регионального сотрудничества (9%), в то время как верховенство права - это четвёртая по частоте упоминания категория [Dimitrova A. and others, 2016: 19]. В целом, однако, ЕС позиционирует себя как в России, так и в Белоруссии в качестве НС.

Структура заявлений Европейского Союза в адрес России резко отличается от той, что наблюдается в рамках молдавского кейса. В последнем случае Брюссель играет роль более активного игрока, делающего явный упор на реформы (30%), экономику (17%) и рынок (7%), что позволяет утверждать, что ЕС выступает в коммуникациях с Молдавией качестве ТС [Dimitrova A. and others, 2016: 20]. В коммуникациях с Украиной ЕС довольно часто обращается к нормативным вопросам - демократии (20%), верховенству права (10%) и правам человека (9%), но по сравнению с Россией уделяет несколько большее внимание экономике (10%) и реформам (8%) [Dimitrova A. and others, 2016: 21]. Кроме того, ЕС коммуницирует с Кишиневом и Киевом по более широкому кругу вопросов в отличие от его диалога с Москвой и Минском.

Коммуникации ЕВПС с Москвой не отличаются высокой эффективностью. Заявления дипломатической службы сами по себе не способны изменить политику российского государства. Очевидным препятствием для реализации нормативной силы Евросоюза в России является слабая восприимчивость россиян к идеям ЕС. Заявления ЕВПС не достигают большинства граждан России, несмотря на то что они переводятся на русский язык пресс-службой Представительства ЕС в РФ. На сегодняшний день Брюссель не имеет механизмов и инструментов для реализации своих нормативных намерений в российском политическом контексте. Роль службы сводится к осуждению действий России, выражению озабоченности, либо одобрения (в редких случаях). Европейская внешнеполитическая служба ЕС через распространяемые заявления в основном пытается оказать моральное давление на Москву и привлечь дополнительное внимание мировой общественности к внутриполитическим событиям в России.

Список литературы

Павлова Е.Б., Романова Т.А. (2017 Нормативная сила: теория и современная практика России и ЕС // Полис. Политические исследования. № 1.

References

Pavlova E.B., Romanova T.A. (2017) Normativnaya sila: teoriya i sovremennaya praktika Rossii i ES // Polis. Politicheskie issledovaniya. № 1.

Dimitrova A., Boroda M., Chulitskaya T., Berbeca V., Parvan T. Soft, (2016) Normative or Transformative Power: What Do the EU's Communications with Eastern Partners Reveal About its Influence? // EU-STRAT Working Paper. № 1 (October).

EU High Representative for Foreign Affairs and Security Policy and Vice President of the European Commission. Speech on Preparations for the Russian State Duma Elections. Strasbourg, 06.07.2011. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_SPEECH-11-507_en.htm (accessed: 09.09.2017).

Leonard M. (2006) Why Europe will Run the 21st Century. New York: Public Affairs.

Manners I. Normative Power Europe: A Contradiction in Terms? (2002) // Journal of Common Market Studies. Vol. 40. № 2.

Nye J. S. (2004) Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs.

Speech of High Representative Catherine Ashton on the EU-Russia Summit. Strasbourg, 13.12.2011. URL: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_Data/docs/pressdata/EN/foraff/126907.pdf (accessed: 09.09.2017).

Speech of High Representative Catherine Ashton on the Situation in Russia. Brussels, 01.02.2012. URL: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_Data/docs/pressdata/EN/foraff/127779.pdf (accessed: 09.09.2017).

Statement by EU High Representative Catherine Ashton in the European Parliament on the Political Use of Justice in Russia. Strasbourg, 11.09.2012. URL: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_Data/docs/ pressdata/EN/foraff/132370.pdf (accessed: 08.09.2017).

Statement by EU High Representative Catherine Ashton on the Khodorkovskii/Lebedev Case. Brussels, 30.12.2010. URL: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/EN/foraff/118699.pdf (accessed: 10.09.2017).

Statement by EU High Representative Catherine Ashton on the Sentencing of "Pussy Riot" Punk Band Members in Russia. Brussels, 17.08.2012. URL: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/ pressdata/EN/foraff/132192.pdf (accessed: 10.09.2017).

Statement by High Representative Catherine Ashton on Mikhail Khodorkovsky and Platon Lebedev case. Brussels, 24.05.2011. URL: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/ pressda-ta/EN/foraff/122199.pdf (accessed: 09.09.2017).

Statement by the Spokesperson of High Representative Catherine Ashton on LGBTI Rights in Russia. Brussels, 20.06.2013. URL: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_Data/docs/pressdata/EN/ foraff/137541.pdf (accessed: 08.09.2017).

Statement by the Spokesperson on the Anti-corruption Demonstrations Across the Russian Federation. Brussels, 27.03.2017. URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage_en/23477/Statement%20by%20the%20Spokesperson%20on%20the%20anti-corruption%20demonstrations%20across%20the%20Russian%20Federation_(accessed: 08.09.2017).

Normative Power of the EU in Communications of the European External Action Service

Author: Igumnova L., Candidate of History, Associate Professor, Department of Political Science, History and Regional Studies, Irkutsk State University. Address: 664003, Irkutsk, Russia, K. Marx st, 1. E-mail: [email protected]

Abstract. The paper explores Russia-related official statements of the European External Action Service (EEAS), press releases and speeches of the European Union's two High Representatives for Foreign Affairs and Security Policy posted on the website of the service during the whole period of its activities (2010-2017). The goal of the analysis is to distinguish the elements of normative, soft and transformative power in EU's official communications to Moscow and to specify what type of power the EU tries to exercise in Russia. Quantitative text analysis of the EEAS documents was carried out for this purpose. The results obtained demonstrate that the communications of the European diplomatic service with Russia are limited to a narrow range of problems. The principles of the rule of law, human rights and fundamental freedoms dominate in the dialogue of the EEAS with Moscow. Criticizing mainly violation of legal norms, the European External Action Service positions itself as normative actor, promoting normative agenda in the country. The elements of soft and transformative power are very scarcely represented.

Keywords: European Union, Russia, European External Action Service, Russia-EU relations, Normative power Europe.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.