Научная статья на тему 'Образ непокорного духа в стихотворении Марины Цветаевой «Жив, а не умер. . . »'

Образ непокорного духа в стихотворении Марины Цветаевой «Жив, а не умер. . . » Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1900
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.И. ЦВЕТАЕВА / ДУХ / ДУША / ДЕМОН / ТЕЛО / ЖИЗНЬ / ОППОЗИЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / НЕВМЕЩАЕМОСТЬ / ПРОСТРАНСТВО / SPIRIT / SOUL / DEMON / BODY / LIFE / OPPOSITION / ARTISTIC MIND / UNABLENESS TO CONTENT / SPACE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Акбашева Альмира Сабировна, Мокшина Светлана Рифкатовна

Авторы статьи рассматривают стихотворение Марины Цветаевой «Жив, а не умер…» (5 января 1925) как осмысление и развитие ключевой для творчества Цветаевой мысли о невмещаемости поэта в рамки замкнутой и обыденной жизни, о принадлежности его к пространству души и духа. Внутренний конфликт порождает не только острую неприязнь поэта к любым проявлениям земного и отношение к телу как к тюрьме и вынужденному заточению, но и потребность бросить роковой вызов самой жизни, вступить с ней в диалог, внешне недопустимый, но осуществленный в глубине души. Своеобразным «рупором» мятежных и бунтарских настроений поэта становится его alter ego Демон образ архетипический, мифологический, традиционный для всей мировой культуры, в анализируемом стихотворении явивший те личностные грани, которые наиболее органичны внутреннему миру самой Цветаевой. Авторы статьи приходят к выводу, что в стихотворении «Жив, а не умер…» явлен процесс рефлексии поэта: осознание мощи своего поэтического дара порождает возможность восприятия себя как посланника высших миров, обладающего сверхчеловеческой силой, но заключенного в оковы земных проблем и потому проявляющего себя как непокорный дух, подобно демонической сущности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of the rebellious spirit in Marina Tsvetaeva''s poem ''Alive and not Dead...''

The authors of the article examine Marina Tsvetaeva's poem 'Alive and not Dead' (January 5, 1925) as comprehension and development of the kea idea for Tsvetaeva's creative work about the poet's unableness to find room in the scopes of closed and everyday life, about attachment of the poet to space of soul and spirit. Inner conflict causes not only keen dislike of the poet towards any display of earthy and attitude to the body as to a prison and to forced imprisonment, but also need to throw fatal challenge to the life itself, to start a dialogue with it, an externally invalid one the one implemented at heart. A kind of mouthpiece restless and rebellious moods of the poet become her alter ego the Demon, an archetypal image, a mythological one, traditional for the whole world's culture, which displayed those personality facets in the analysed poem, which are the most organic towards the inner world of Marina Tsvetaeva. The authors of the article come to the conclusion that in the poem 'Alive, and not Dead' revealed a process of reflection of the poet: awareness of the power of her poetic gift creates an opportunity of perception of oneself as an envoy of the Higher Worlds, which possesses superman's strength, but imprisoned in the shackles of earthly problems and thus manifesting itself as a rebellious spirit like a demonic entity.

Текст научной работы на тему «Образ непокорного духа в стихотворении Марины Цветаевой «Жив, а не умер. . . »»

Образ непокорного духа в стихотворении Марины Цветаевой «Жив, а не умер...»

УДК 821.161.1.09

Акбашева Альмира Сабировна

кандидат педагогических наук, профессор Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

almira_as@mail.ru

Мокшина Светлана Рифкатовна

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

S-Ibragimova@ya.ru

ОБРАЗ НЕПОКОРНОГО ДУХА В СТИХОТВОРЕНИИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ «ЖИВ, А НЕ УМЕР...»*

Авторы статьи рассматривают стихотворение Марины Цветаевой «Жив, а не умер...» (5 января 1925) как осмысление и развитие ключевой для творчества Цветаевой мысли о невмещаемости поэта в рамки замкнутой и обыденной жизни, о принадлежности его к пространству души и духа. Внутренний конфликт порождает не только острую неприязнь поэта к любым проявлениям земного и отношение к телу как к тюрьме и вынужденному заточению, но и потребность бросить роковой вызов самой жизни, вступить с ней в диалог, внешне недопустимый, но осуществленный в глубине души. Своеобразным «рупором» мятежных и бунтарских настроений поэта становится его alter ego - Демон - образ архетипический, мифологический, традиционный для всей мировой культуры, в анализируемом стихотворении явивший те личностные грани, которые наиболее органичны внутреннему миру самой Цветаевой. Авторы статьи приходят к выводу, что в стихотворении «Жив, а не умер...» явлен процесс рефлексии поэта: осознание мощи своего поэтического дара порождает возможность восприятия себя как посланника высших миров, обладающего сверхчеловеческой силой, но заключенного в оковы земных проблем и потому проявляющего себя как непокорный дух, подобно демонической сущности.

Ключевые слова: М.И. Цветаева, дух, душа, демон, тело, жизнь, оппозиция, художественное сознание, невме-щаемость, пространство.

Конец 1924 года - начало 1925-го - один из самых тяжелых периодов в жизни Марины Цветаевой: финансовые и бытовые трудности, «ненадежность будущего в Чехии» [4, с. 136], особое состояние ожидания рождения сына, отдаленность от России и многое другое совмещалось с напряженными поисками ответов на вечные философские вопросы о жизни и смерти, теле и душе, размышлениями о своей сдавленности бытом и одиночеством. В письме семье Черновых Сергей Эфрон признается: «Марина измучена и издергана так, что на нее временами смотреть страшно. <...> Я не знаю, что бы дал, чтобы вырвать у жизни ей досуг.» [4, с. 137-138].

Все это не могло подавить вдохновение Марины Цветаевой, и переживания этого сложного периода нашли отражение в ее поэзии 1924-1925 гг. (циклы «Сон» [8, т. 2, с. 244-245], «Жизни» [8, т. 2, с. 251], стихотворения «Живу - не трогаю.» [8, т. 2, с. 247], «Крестины» [8, т. 2, с. 252], «Жив, а не умер.» [8, т. 2, с. 254], «Существования котловиною.» [8, т. 2, с.255], «Что, Муза моя! Жива ли ещё?..» [8, т. 2, с. 255], «От родимых сёл, сёл!..» [8, т. 2, с. 261]).

Стихотворение «Жив, а не умер.» звучит как вызов беспощадной жизни, как ответ на мучительные страдания, и при этом оно построено как продолжение откровенной беседы, в которую вовлечены автор и читатель. Первые строки ошеломляют адресата неожиданным восклицанием, ведь «понятия "демоническое" и "демонизм" чаще всего воспринимаются с негативным оттенком» [6, с. 3]: Жив, а не умер Демон во мне!

В теле - как в трюме, В себе - как в тюрьме [8, т. 2, с. 254].

Не отвлекаясь на обзор произведений русских поэтов и писателей по избранной нами проблеме, отметим, что восприятие тела лишь как временной и мешающей душе оболочки традиционно для русской литературы так же, как обращение к образу демона (достаточно вспомнить творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Е.А. Баратынского, Н.А. Некрасова, А.А. Блока, К.Д. Бальмонта, Б.Л. Пастернака, А.А. Ахматовой и др.).

Цветаева в стихотворении «Жив, а не умер.» замещает привычный для читателя образ совершенно неожиданным: в теле поэта томится не светлая и божественная душа, а мятежный и темный дух - Демон.

Цветаевский Демон, в отличие от своих «предшественников», лишен свободы и заключен в человеческое тело. Это обусловлено тем, что в стихотворении «Жив, а не умер.» поэт развивает ключевую для своего творчества мысль о своей невмещаемости и невписываемости в рамки земной и обыденной жизни и принадлежности к пространству души и духа. В поэтическом сознании Марины Цветаевой человек не гармоничен, а как бы разделен на истинное Я (душа, внутренний мир) и Я фальшивое, ложное (телесная оболочка).

Острая неприязнь героини к мирскому и суетному порождает отношение к собственному телу как к тюрьме и временному заточению. Похожее миро- и самопонимание прочитываем и в стихотворении 1923 года «Поезд жизни»: Пришла и знала одно: вокзал. Раскладываться не стоит.

* Работа выполнена при поддержке гранта СФ БашГУ № В15-48.

© Акбашева А.С., Мокшина С.Р., 2015

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 4, 2015

85

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Где от котлет разогретых, щёк Остывших... - Нельзя ли дальше, Душа? Хотя бы в фонарный сток От этой фатальной фальши. [8, т. 2, с. 230].

Мотив стесненности делает стихотворение «Жив, а не умер.» похожим на картину «Демон сидящий»: композиция врубелевского полотна создает ощущение зажатости мощной фигуры героя между верхней и нижней перекладинами рамы [3], которые, по мнению Д.В. Сарабьянова, заставляют «Демона согнуться, как Атланта» [7, с. 54-55]. И цветаевский Демон предстает не свободным и парящим над землей, а заточенным в человеческое тело.

Образ Демона - это смысловой центр, вокруг которого сгущаются и на который «нанизываются» [2, с. 142] остальные мотивы стихотворения. Ассоциативно он неразрывно, интертекстуально связан с образами, созданными в мировом и русском искусстве до Марины Цветаевой, символизирующими «состояние духовного "раздора" и внутренней борьбы» [5, с. 386]. Но поэт избирает лишь те личностные грани Демона, которые наиболее точно соответствуют состоянию своего внутреннего мира: гордостьи гениальность мифологического Демона; мятежность, сила, печаль и тоска лермонтовского из одноименной поэмы; страдание и величавость врубелевского (по словам художника, «Демон - это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Дух, не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... величавый..» [1, с. 165-167]).

В раннем творчестве Марины Цветаевой Демон олицетворяет:

1. Силу и мощь поэтического дара: в стихотворении 1913 года «Идите же! - Мой голос нем.» лирическая героиня в ответ на безразличие возлюбленного, способного воспринимать лишь поверхностное и не сумевшего разгадать тайну ее души и внутреннего мира, восклицает:

Какого демона во мне

Ты в вечность упустил! [8, т. 1, с. 182].

2. Многоликость, искушенность и соблазнительность лирического героя (героини): подруга в стихотворении «Вы счастливы? - Не скажете! Едва ли!..» названа и «героиней шекспировских трагедий», и «юной трагической леди», и «язвительной и жгучей», и «лучше всех», и «демоном крутолобым».

Во второй строфе стихотворения «Жив, а не умер.» пространственные границы тесной «тюрьмы» расширяются до целого мира. Цветаевский Демон бросает вызов божественному и человеческому мироустройству и враждебен ему: «Мир - это стены». Они тесны для Демона, и есть единственный путь: «Выход - топор».

Фальшь, наигранность и суетность всего происходящего в чуждой поэту реальности подчерки-

вает цитата из второго акта комедии В. Шекспира «Как вам это понравится», с которой автор нехотя соглашается:

И не слукавил,

Шут колченогий [8, т. 2, с. 254].

Общеизвестно, что придворные шуты были наделены правом изрекать любую, даже самую нелицеприятную истину, скрытую в шутке.

Создание игровой ситуации, когда истина облекается в театральное и искусственное, когда ее высокий статус снижен (например, как здесь, использованием просторечных слов и выражений: лепечет, слукавил, колченогий шут), не ново для поэзии Цветаевой: похожий прием находим, например, в стихотворении «Вы столь забывчивы, сколь незабвенны.» [8, т. 1, с. 454] из цикла «Ко-медьянт»: искреннее признание в любви скрыто за шутливым тоном и сценическими жестами героини, изображающими ее безразличие. Примечательно, что для Шекспира мир - это сцена, для Цветаевой мир - это стены: во втором случае подчеркивается замкнутость пространства. (Иначе решается проблема пространства, например, в поэме Цветаевой «Попытка комнаты», но не об этом речь в данной статье.)

Тема сцены и актера плавно и логически перетекает в мотив славы, причем последняя оказывается приравнена к таким, казалось бы, противоположным по семантике понятиям, как трюм и тюрьма. По Цветаевой, слава есть одна из преходящих радостей земного мира, которые безразличны и даже нежелательны для Демона, возвышающегося над тщетным. Заметим, что в том же 1925 году Марина Цветаева вернется к размышлениям о славе в стихотворении «Слава падает так, как слива.» [8, т. 2, с. 260], итогом чего станет утверждение: «- Слава! Я тебя не хотела: / Я б тебя не сумела нести».

И слава, и тога символизируют невозможность быть собой, означают необходимость оправдывать чьи-то ожидания, следовать привычным для человека правилам и предписаниям.

Цветаева вступает в спор и с самыми незыблемыми постулатами, противопоставляя не только себя, но и всех поэтов обычным людям, ведь поэт - существо иного порядка, он посланник другого мира, а это значит, что жизнь в собственном теле - лишь временное пристанище Духа на пути к Вечности, и для поэта не являются истинными такие общечеловеческие ценности, как долголетие («Многие лета! / Жив - дорожи! / (Только поэты / В кости - как во лжи!»), тепло и покой («Лучшего стоим. / Чахнем в тепле»), красота, молодость и богатство («Бренных не копим / Великолепий»). Такое представление о предназначении поэта на земле похоже на понимание «демонического» в античности: по Платону и Аристотелю, демоны -посредники между людьми и высшими богами [6, с. 34].

86

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2015

Образ непокорного духа в стихотворении Марины Цветаевой «Жив, а не умер.»

Тело сдерживает, закрепощает не только Демона внутри себя, но и безудержную мысль, которая рвется в небо, в Вечность, но сдавлена висками -«тисками маски железной».

Обращаясь к «певчей братье», автор сравнивает тело со стойлом, котлом, топью, склепом, крайней ссылкой, наделяя человеческую оболочку самыми негативными качествами. Вместе с тем тело есть тайна, которая скрыта от автора, и он не желает ее разгадывать.

Все это призвано объяснить читателю, насколько сложно поэту находиться в собственном теле и жить реальной, земной жизнью. Эту мысль выражает не только образная составляющая стихотворения, но и его структура:

1. Для каждой из восьми строф характерно следующее построение: первые две строки говорят об остром нежелании и даже невозможности находиться в собственном теле, а последние две - как объяснение причин этой невозможности.

2. Рефреном звучат строки «в теле - как.», причем автор выделяет их то с помощью тире, то помещая в конце строфы, то используя повтор.

3. Завершает стихотворение одна строка, расположенная отдельно от других строф, она подытоживает то, что сказано выше.

На фонетическом уровне обилие согласных звуков, особенно глухих ([т], [ск], [сц], [с], [ч], [х]), «мычащих» ([м] и его сочетания с другими), «режущих» ([р], [ж], [рж], [з]), передает бессилие и напряженное состояние узника, пытающегося вырваться из плена, а закрытые слоги создают ощущение безвыходности и замкнутого пространства.

Таким образом, в стихотворении «Жив, а не умер.» явлен процесс рефлексии: отношение к поэтическому таланту и гению как к божественному дару, осознание его мощи порождает возмож-

ность восприятия себя как посланника высших, сакральных миров, обладающего сверхчеловеческой силой и, будучи заключенным в оковы земных проблем и несчастий, проявляющего себя как дух непокорный, томящийся в собственном теле подобно демонической сущности.

Библиографический список

1. Врубель М. Письма к сестре. Воспоминания о художнике Анны Александровны Врубель. Отрывки из писем отца художника / вст. ст. А.П. Иванова. - Л.: Комитет популяризации художественных изданий при Государственной академии материальной культуры, 1929. -208 с., ил.

2. Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики. - СПб.: Азбука, 2001. - 480 с.

3. Демон сидящий. [Электронный ресурс]. -Режим доступа:https://m.wikipedia.org/wiki/%C4% E5%EC%EE%ED_%F1%E8%E4%FF%F9%E8%E9 (дата обращения: 15.04.2015).

4. Кудрова И.В. Путь комет: в 3 т. - Т. 2. После России. - СПб.: Крига; Издательство Сергея Ходо-ва, 2007. - 560 с., 123 ил.

5. Нольман М.Л. От «Демона» Пушкина к «Демону» Некрасова // К истории русского романтизма. - М.: Наука, 1973. - С. 386-418.

6. Попова Л.В. «Демоническое» в художественной культуре Серебряного века: культурфилософ-ские аспекты: дис. . канд. культурологии. - М., 2014. - 221 с.

7. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала XX века. - М.: МГУ, 1993. -320 с.

8. Цветаева М.И. Собрание сочинений: в 7 т. / сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц и Л. Мнухина.- М.: Эллис Лак, 1994.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ¿V- № 4. 2015

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.