Научная статья на тему 'ОБРАЗ ИРАНСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ А.А. ХАШЕМИ-РАФСАНДЖАНИ В ОФИЦИАЛЬНЫХ СМИ ИРАНА ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ'

ОБРАЗ ИРАНСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ А.А. ХАШЕМИ-РАФСАНДЖАНИ В ОФИЦИАЛЬНЫХ СМИ ИРАНА ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
Иран / Али Акбар Хашеми-Рафсанджани / Исламская революция / президент / прагматизм / духовенство / Iran / Ali Akbar Hashemi-Rafsanjani / Islamic Revolution / President / pragmatism / clergy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кокликов Владимир Олегович

Али Акбар Хашеми-Рафсанджани – выдающийся иранский политический и религиозный деятель. Он еще в молодости начал борьбу с шахским режимом и вместе со своими единомышленниками и соратниками из числа духовенства в 1979 г. пришел к власти в Иране, создав исламский режим. Рафсанджани занимал множество руководящих должностей в исламском режиме, в т.ч. спикера парламента (1980–1989 гг.) и президента (1989–1997 гг.). Он был известен как представитель лагеря прагматиков и выступал за компромиссы и разрешение разногласий в иранской политической системе. После его смерти множество иранских политиков и духовных лиц говорили о выдающихся качествах и талантах Рафсанджани и о его роли в сохранении и укреплении исламского правления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF THE IRANIAN POLITICAL FIGURE A.A. HASHEMI-RAFSANJANI IN THE OFFICIAL MEDIA OF IRAN AFTER HIS DEATH

Ali Akbar Hashemi-Rafsanjani is an outstanding Iranian political and religious figure. From his youth, he began to fight the Shah's regime, and together with his comrades from among the clergy, he came to power in Iran in 1979, creating an Islamic regime. Rafsanjani held many leading positions in the Islamic regime, including Speaker of Parliament (1980– 1989) and President (1989–1997). He was known as a representative of the pragmatist camp and advocated compromise and resolution of differences in the Iranian political system. Since his death, many Iranian politicians and clerics have spoken of Rafsanjani's outstanding qualities and talents and his role in preserving and strengthening Islamic rule.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ИРАНСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ А.А. ХАШЕМИ-РАФСАНДЖАНИ В ОФИЦИАЛЬНЫХ СМИ ИРАНА ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ»

КОКЛИКОВ Владимир Олегович — старший преподаватель кафедры современного Востока и Африки Российского государственного гуманитарного университета (125993, Россия, г. Москва, Миусская пл., 6; azzuro@list.ru)

ОБРАЗ ИРАНСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ А.А. ХАШЕМИ-РАФСАНДЖАНИ В ОФИЦИАЛЬНЫХ СМИ ИРАНА ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ

Аннотация. Али Акбар Хашеми-Рафсанджани - выдающийся иранский политический и религиозный деятель. Он еще в молодости начал борьбу с шахским режимом и вместе со своими единомышленниками и соратниками из числа духовенства в 1979 г. пришел к власти в Иране, создав исламский режим. Рафсанджани занимал множество руководящих должностей в исламском режиме, в т.ч. спикера парламента (1980-1989 гг.) и президента (1989-1997 гг.). Он был известен как представитель лагеря прагматиков и выступал за компромиссы и разрешение разногласий в иранской политической системе. После его смерти множество иранских политиков и духовных лиц говорили о выдающихся качествах и талантах Рафсанджани и о его роли в сохранении и укреплении исламского правления. Ключевые слова: Иран, Али Акбар Хашеми-Рафсанджани, Исламская революция, президент, прагматизм, духовенство

Исследование выполнено в рамках программы «Проектные научные коллективы РГГУ» в 2023 г. Название проекта — «Социально-политическое развитие современного Ирана через призму текстов иранских СМИ».

Али Акбар Хашеми-Рафсанджани - один из самых известных и выдающихся деятелей Исламской революции в Иране и возникшего на ее базе исламского режима, существующего до сих пор, несмотря на внутренние проблемы и давление Запада, с которым сталкивается страна в борьбе за независимый политический курс. Роль А.А. Хашеми-Рафсанджани в оформлении и укреплении исламского режима невозможно переоценить. Этот человек фактически заложил основы внутренней и внешней политики Исламской Республики на протяжении десятилетий, хотя не все его принципы и идеи принимаются нынешним политическим и религиозным истеблишментом. Для начала нужно привести краткую справку о жизнедеятельности этого бесспорно яркого и волевого политического деятеля.

А.А. Хашеми-Рафсанджани родился в 1934 г. в деревне Нуг в провинции Керман в консервативной религиозной семье. Он хотел стать шиитским священнослужителем и проповедником и много лет (с 1948 по 1963 г.) учился в кум-ской духовной семинарии, где познакомился с такими ключевыми фигурами в истории иранского исламского движения, как будущие верховные лидеры аятолла Хомейни и аятолла Хаменеи, известные религиозные и политические деятели Х.А. Монтазери, М.К. Шариатмадари, А. Мешкини и многие другие. В начале 1960-х гг. Рафсанджани активно подключается к оппозиционной борьбе шиитского духовенства против шахского режима, начав писать книги с антиколониальной направленностью и выпускать журнал о шиизме «Мактабе Ташайо», среди авторов которого были видные представители религиозной оппозиции [Кокликов 2020: 206-210]. Духовенство и значительная часть иран-

ского народа считали шахский режим слишком секулярным, деспотичным, проамериканским и откровенно враждебным по отношению к мусульманам [Филин, Ходунов 2019: 137]. За свою политическую позицию и за свои смелые проповеди Рафсанджани несколько раз был заключен в тюрьму и подвергался пыткам [Хашеми-Рафсанджани 1998: 205-209].

Рафсанджани также принял активное участие в революционных демонстрациях 1978-1979 гг. против шахского режима. После победы Исламской революции он занялся организацией основных институтов нового исламского режима. Рафсанджани стоял у истоков формирования Корпуса стражей Исламской революции (КСИР), который превратился в военную опору исламского режима, и успел побывать на нескольких важных должностях: был исполняющим обязанности министра внутренних дел в ноябре 1979 г. -феврале 1980 г., спикером парламента в 1980-1989 гг., был и.о. главнокомандующего армией в войне с Ираком в 1984-1988 гг., а после смерти Хомейни был избран на должность президента, которую занимал в 1989-1997 гг. В течение трех десятилетий, с 1981 до 2009 г., Рафсанджани был также пятничным имамом-проповедником в одной из тегеранских мечетей, рассказывая прихожанам об исламе, исламском режиме в Иране и выдающихся примерах из исламской истории [Хашеми-Рафсанджани 2012]. В 2007-2011 гг. Рафсанджани занимал пост председателя Совета экспертов (орган, выбирающий Верховного лидера и контролирующий его деятельность), а с 1989 г. и до самой своей смерти занимал должность председателя Совета по определению целесообразности принимаемых решений - очень важного политического органа, разрешающего противоречия между парламентом и надзирающим за его деятельностью Наблюдательным советом.

Во время своего президентства Рафсанджани пошел на коренную либерализацию экономики и стал стимулировать иностранные инвестиции, что привело к серьезному экономическому росту, успешному послевоенному восстановлению страны и существенному укреплению частного сектора [Ульченко, Мамедова 2006: 147-153]. После президентских выборов 2009 г. Рафсанджани фактически поддержал реформаторов - противников действовавшего президента Ахмадинежада, обвинив режим в фальсификации выборов [Филин 2017]. В результате испортились его отношения с консервативным политическим крылом - наиболее влиятельным в стране. В дальнейшем Рафсанджани постепенно снижал свое присутствие в активной политической жизни. В целом, А.А. Хашеми-Рафсанджани был ярким представителем прагматичного (или центристского) направления в политической жизни Ирана и выступал за поиск компромиссов и сглаживание противоречий между различными партиями, течениями и ветвями власти. Его очень большое влияние в иранской политической жизни, даже несмотря на оттеснение от активных политических процессов, проявилось в избрании его политического союзника и друга Хасана Роухани на пост президента Ирана (2013-2021 гг.) - за Роухани в 2013 г. агитировал лично Рафсанджани1. После смерти А.А. Хашеми-Рафсанджани провожать его в последний путь вышли больше 3 млн иранцев2, что наглядно иллюстрирует огромную популярность этого политика в иранском обществе.

1 Жарова К. Вечный страж исламской революции. Как изменился Иран за год пребывания Хасана Роухани на посту президента страны. - Лента.Ру. 25.09.2014. Доступ: https://lenta.ru/articles/2014/09/25/rouhani/ (проверено 18.04.2024).

2 Аятолла Хашеми Рафсанджани управлял страной в худших условиях (аятолла хашеми рафсанджани дар бадтарин шарает кешвар ра модирият кярд). - ИРНА. 19.01.2017. Доступ: https://www.irna.ir/news/82393967/ (проверено 18.04.2024).

Этот деятель также удостоился редкостной чести быть похороненным в одном мавзолее с аятоллой Хомейни.

Теперь можно перейти к анализу сообщений официальных иранских СМИ (большей частью - агентства ИРНА), в которых приводится характеристика роли и деятельности Рафсанджани после его смерти, данная наиболее известными иранскими политиками, учеными и духовным лицами. Все высшее руководство Ирана выразило соболезнование в связи со столь скорбным событием, а многие произнесли хвалебные слова в честь Рафсанджани. Бывший президент Ирана Хасан Роухани перечислял множество выдающихся качеств Хашеми-Рафсанджани, назвав его в т.ч. достойным лидером, национальным героем борьбы с тиранией и колониализмом, давним соратником Хомейни и Хаменеи, выдающимся деятелем Исламской революции, сочувствующим народным нуждам, образцом смирения и терпимости, веры и умеренности, одним из выдающихся создателей режима Исламской Республики Иран1.

Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи, в свою очередь, назвал Рафсанджани своим старым другом и единомышленником, соратником по оппозиционной антишахской борьбе и близким сотрудником в период исламского правления. Он перечислил такие качества умершего политика, как «выдающийся ум», «редкая искренность» и «редкий пример первого поколения борцов с шахским гнетом и тех, кто пострадал на этом опасном и почетном пути». По его словам, хотя у них с Рафсанджани и были определенные разногласия, они не смогли поколебать их долгую и искреннюю дружбу, так что у врагов исламского режима не получилось поссорить их2.

Министр внутренних дел в правительстве Роухани Абдольреза Рахмани Фазли выразил сожаление в связи со смертью «друга имама, прочной опоры революции и принципа велаят-е факих (власть самого выдающегося богослова)» и назвал его «человеком, чье имя сияет, как яркая звезда, в истории революции», а его уход счел большой утратой, которой не будет альтерна-тивы3. Министр иностранных дел в правительстве Роухани Джавад Зариф отметил конструктивную и плодотворную роль Рафсанджани во внешней политике Ирана4. Сейед Хосейн Мараши, официальный представитель партии Каргозаране Сазандеги (Прорабы созидания), чьим лидером являлся Рафсанджани, оценивая роль умершего деятеля в послереволюционный период, отметил вклад Рафсанджани в установление стабильности и выход страны из кризиса в первые годы после революции5.

1 Ислам потерял ценный капитал, Иран - еще одного Амира Кабира, исламская революция - смелого знаменосца, а режим - редкостного управленца (эслам сармаее порарзеш, иран амири бозорг, эгелабе эслами парчамдаре шоджа, ва незам - модаббери кямназир ра аз даст дад). - President.ir. 09.01.2017. Доступ: https://www.president.ir/fa/97211 (проверено 18.04.2024).

2 Хаменеи А. Соболезнование в связи со смертью аятоллы Хашеми Рафсанджани (паяме таслият дар пее эртехале аятолла Хашеми Рафсанджани). - Khamenei.ir. 08.01.2017. Доступ: httos://farsi.khamenei.ir/message-content?id=35364 (проверено 18.04.2024).

3 Официальные лица, политические партии и деятели выразили соболезнования в связи со смертью аятоллы Хашеми Рафсанджани (магамат, ахзаб ва шахсиятхае сияси эртехале аятолла хашеми рафсанджани ра таслият гофтанд). - ИРНА. 08.01.2017. Доступ: https:// www.irna.ir/news/82379545/ (проверено 18.04.2024).

4 Зариф выразил соболезнования в связи со смертью аятоллы Хашеми Рафсанджани (зариф эртехале аятолла хашеми рафсанджани ра таслият гофт). - ИРНА. 08.01.2017. Доступ: https://www.irna.ir/news/82379448/ (проверено 18.04.2024).

5 Национальные интересы были главным приоритетом аятоллы Хашеми Рафсанджани (манафее мелли оулавияте нахосте аятолла хашеми рафсанджани буд). - ИРНА. 08.01.2021. Доступ: https://www.irna.ir/news/84177896/ (проверено 18.04.2024).

По мнению известного иранского политолога Садека Зибакаляма, Рафсанджани отличался от других выдающихся политиков исламского режима тем, что, несмотря на свой радикализм в 1980-е гг., он иногда мог продемонстрировать прагматизм, реализм и стремление обеспечить интересы страны и не был готов идти на слишком большие жертвы ради идеализма. Это демонстрирует ситуация с закупками оружия у США во время ирано-иракской войны, а также стремление Рафсанджани добиться окончания войны, несмотря на его непримиримые речи против Ирака и Саддама Хусейна на пятничных проповедях1.

Многие авторитетные представители духовенства также отреагировали на смерть Хашеми. Абдолла Джавади Амоли, один из марджа-ат-таклидов (высший богословский титул шиитов), выразил соболезнования в связи со смертью Хашеми и назвал его «столпом исламской революции, праведным, терпеливым и искренним соратником имама Хомейни и праведником исламской уммы». Марджа-ат-таклид Хосейн Мазахери использовал по отношению к Рафсанджани такие эпитеты, как «сияющее лицо ислама и Ирана, просвещенный комментатор Священного Корана, неустанный борец на пути Аллаха, знающий богослов, рассудительный политик, праведный и сострадательный слуга народа». Насер Макарем Ширази, один из известных шиитских марджа-ат-таклидов, также выразил соболезнования в связи со смертью Хашеми-Рафсанджани, назвав его «неустанным борцом, очень серьезным, умным, храбрым и волевым, верным другом революции»2.

Конечно, деятельность такой многогранной и влиятельной личности, как Рафсанджани, помимо многочисленных похвал, неизбежно сопровождается и определенной критикой. Наиболее серьезная и обоснованная критика содержится в некоторых книгах и журналах, посвященных анализу деятельности этого политика. Так, некоторые критики обратили внимание на определенные негативные последствия политики правительства Рафсанджани в культурной и социальной областях. Наиболее важными негативными процессами они считают трансформацию ценностей общества, распространение социального неравенства, снижение социальной сплоченности, признание денег и богатства в качестве ведущих ценностей, что противоречило духовному и бескорыстному характеру изначального исламского революционного движения, распространение коррупции и других общественных болезней. По мнению этих критиков, политика правительства Рафсанджани привела к упадку среднего класса, что сопровождалось увеличением социально-политической власти высшего класса, а это, в свою очередь, привело к ослаблению демократических ценностей, отсутствию согласия в обществе и чрезмерной зависимости от мировой экономики [Рафипур 1997: 533-534]. Также со стороны иранских консерваторов подвергается критике и внешняя политика Рафсанджани по нормализации отношений с США и Западной Европой, которую он совершал во имя укрепления торгово-экономических связей с ними: ведь основатель исламского режима Хомейни считал эти страны враждебными Ирану [Парване 2015: 106-114].

1 Противодействие Хашеми радикалам привело к ослаблению его позиций (мохалефате хашеми ба тондроха сабабе тахрибеш шод). - ИРНА. 15.01.2020. Доступ: https://www.irna.ir/ news/83634655/ (проверено 18.04.2024).

2 Сообщение пяти марджа ат-таклидов в связи со смертью аятоллы Хашеми / Бдительный, искренне трудившийся священнослужитель (паямхае пандж марджа-е таглид барае даргозаште аятолла хашеми / рухание бидар ба кушешхае халесане). - Khabar online. 09.01.2017. Доступ: https://www.khabaronline.ir/news/621572/ (проверено 18.04.2024).

В заключение можно констатировать, что Али Акбар Хашеми- Рафсанджани был одним из главных лидеров исламского режима при жизни и остался в памяти народа, руководителей, интеллигенции и духовенства и после смерти как выдающийся деятель и искренний борец за религиозную идею и за укрепление исламского правления, а также как находчивый прагматик, способный идти на уступки и пересматривать взгляды, когда это было полезно для укрепления режима. Масштабное наследие этого многогранного политика будет еще долго изучаться в Иране и в остальном мире. Однако существуют и критические взгляды на некоторые аспекты его деятельности. Так, например, критики упрекают его за недостаточную, по их мнению, поддержку уязвимых слоев общества, а также за сближение с Западом во время его президентства. Как бы то ни было, в любом случае, Хашеми-Рафсанджани оставил огромный след в истории Ирана, и его идеи продолжают влиять на современное развитие этой страны.

Список литературы

Кокликов В.О. 2020. Религиозная деятельность Али Акбара Хашеми-Рафсанджани. - Вестник РГГУ. Сер. Политология. История. Международные отношения. № 4. С. 203-217.

Парване М. 2015. Критика дискурса правительства созидания, основанная на политическом дискурсе имама Хомейни [нахде гофтемане доуляте сазандеги мобтани бар гофтемане сиясие эмаме хомейни р.а.]. - Андишнамее велаят. Т. 1. № 1. С. 87-120.

Рафипур Ф. 1997. Достижения и противоречия развития [Тоусее ва тазад]. Тегеран: Университет шахида Бехешти. 598 с.

Ульченко Н.Ю., Мамедова Н.М. 2006. Особенности экономического развития современных исламских государств (на примере Турции и Ирана). М.: Городец. 288 с.

Филин Н.А. 2017. Вопрос о фальсификации президентских выборов 2009 г. в Иране. - Вестник РГГУ. Сер. Политология. История. Международные отношения. № 1. С. 97-105.

Филин Н.А., Ходунов А.С. 2019. Некоторые особенности персидской культуры поведения в контексте историко-культурной идентичности персидского народа. - Вестник РГГУ. Сер. Политология. История. Международные отношения. № 3. С. 131-147.

Хашеми-Рафсанджани А.А. 1998. Эпоха борьбы. Воспоминания, фотографии, документы, хронология [Доуране мобарезе. Хатерат, тасвирха, аснад, гахшо-мар] (под ред. М. Хашеми). Тегеран: Моарефе энгелаб. Т. 1. 820 с.

Хашеми-Рафсанджани А.А. 2012. Восстановление и созидание: деятельность и воспоминания Хашеми Рафсанджани. 1989 г. [базсази ва сазандеги: карнаме ва хатерате аятолла Хашеми-Рафсанджани сале 1368]. Тегеран: Моарефе энге-лаб. 785 с.

KOKLIKOV Vladimir Olegovich, Senior Lecturer at the Chair for Modern Eastern and African Studies, Russian State University for the Humanities (6 Miusskaya Sq, Moscow, Russia, 125993; azzuro@list.ru)

IMAGE OF THE IRANIAN POLITICAL FIGURE

A.A. HASHEMI-RAFSANJANI IN THE OFFICIAL MEDIA

OF IRAN AFTER HIS DEATH

Abstract. Ali Akbar Hashemi-Rafsanjani is an outstanding Iranian political and religious figure. From his youth, he began to fight the Shah's regime, and together with his comrades from among the clergy, he came to power in Iran in 1979, creating an Islamic regime. Rafsanjani held many leading positions in the Islamic regime, including Speaker of Parliament (19801989) and President (1989-1997). He was known as a representative of the pragmatist camp and advocated compromise and resolution of differences in the Iranian political system. Since his death, many Iranian politicians and clerics have spoken of Rafsanjani's outstanding qualities and talents and his role in preserving and strengthening Islamic rule. Keywords: Iran, Ali Akbar Hashemi-Rafsanjani, Islamic Revolution, President, pragmatism, clergy

ПЕТКОВА Елена Васильевна — аспирант кафедры политологии Института международных отношений и социально-политических наук (факультет) Московского государственного лингвистического университета (119034, Россия, г. Москва, ул. Остоженка, 38, стр. 1; т^геетап1892@ gmail.com)

МАРОККО: НОВЫЙ ВИТОК СРЕДИЗЕМНОМОРСКОЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦИИ

Аннотация. В статье проводится исследование франко-марокканского сотрудничества в рамках многосторонней политики в Средиземноморском регионе. Автор рассматривает политическое, экономическое, энергетическое, культурное взаимодействие, а также сотрудничество в области безопасности в двустороннем и многостороннем форматах и выявляет основные направления взаимодействия в рамках региональных инициатив Средиземноморья.

Ключевые слова: Марокко, Франция, Средиземноморье, сотрудничество, безопасность, культура и образование

Введение

Франция и Марокко являются давними партнерами во многих областях, и их взаимодействие получило новый импульс с приходом на пост президента Франции Эммануэля Макрона. Этот период отличается не только сотрудничеством в экономической и политической сферах, но также взаимодействием в области энергетики, телекоммуникаций, культуры и образования. Важно отметить, что Марокко и ряд других стран Северной Африки вписаны не только в рамки африканской, но и средиземноморской политики Франции. Регион выделен в качестве отдельного объекта взаимодействия в политических, эконмических и социальных целях - ставка была сделана на Марокко и страны Магриба, чтобы превратить их в некую буферную зону, способную защитить Европу от бесконтрольных потоков миграции [Филиппов 2019: 83].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.