Научная статья на тему 'Конфликт старых и новых религиозных форм в политической жизни Ирана после Исламской революции 1979 г'

Конфликт старых и новых религиозных форм в политической жизни Ирана после Исламской революции 1979 г Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
511
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ИСЛАМ / ШИИЗМ / ИРАН / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ХОМЕЙНИ / ДУХОВЕНСТВО / ISLAM / SHIISM / IRAN / POLITICAL SYSTEM / KHOMEINI / CLERGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Филин Никита Александрович

Политическая система современного Ирана является формой воплощения идей аятоллы Рухоллы Хомейни, который внес новые сюжеты в классическую доктрину шиизма. Религиозная и политическая жизнь иранского населения до сегодняшнего дня строится на этом наследии. Однако до сих пор существует оппозиционная точка зрения, что изменения, внесенные Хомейни, не отражают сути шиитской доктрины. Важно понять, каковы эти изменения и насколько правы оппоненты современной иранской власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICT OF OLD AND NEW RELIGIOUS FORMS IN THE IRANIAN POLITICAL LIFE AFTER THE ISLAMIC REVOLUTION OF 1979

The political system of modern Iran is an embodiment of the vision of Ayatollah Ruholla Khomeini who introduced new ideas in the Shiite classical doctrine. Religious and political life of the Iranian people relies on this legacy until the present day. However, there is still the opposite view that the changes made by Khomeini fail to reflect the essence of the Shiite doctrine. It is important to understand the essence of these changes and to what extent the opinion of the opponents of the modern Iranian authorities is correct.

Текст научной работы на тему «Конфликт старых и новых религиозных форм в политической жизни Ирана после Исламской революции 1979 г»

ФИЛИН Никита Александрович — кандидат исторических наук, доцент кафедры современного Востока Российского государственного гуманитарного университета (125993, Россия, ГСП-3, г. Москва, Миусская пл., 6; [email protected])

КОНФЛИКТ СТАРЫХ И НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ФОРМ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ИРАНА ПОСЛЕ ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1979 г.

Аннотация. Политическая система современного Ирана является формой воплощения идей аятоллы Рухоллы Хомейни, который внес новые сюжеты в классическую доктрину шиизма. Религиозная и политическая жизнь иранского населения до сегодняшнего дня строится на этом наследии. Однако до сих пор существует оппозиционная точка зрения, что изменения, внесенные Хомейни, не отражают сути шиитской доктрины. Важно понять, каковы эти изменения и насколько правы оппоненты современной иранской власти.

Ключевые слова: ислам, шиизм, Иран, политическая система, Хомейни, духовенство

С VIII по XVI в. шиизм по своей организационной структуре являлся сектой, религией городских меньшинств, замкнутой группой, противопоставляющей себя основному направлению ислама - суннизму [АдотаМ 1984: 13, 164]. Однако, в отличие от правил некоторых прочих организаций подобного типа, шиитам не запрещалось участвовать в политической жизни. В этот период шиизм не существовал как четко выстроенный иерархический институт. Для своих членов он представлял собой «царство веры» (дар аль-иман), отдельный «остров спасения» в политическом исламском организме.

Ситуация значительно изменилась в начале XVI в. с приходом к власти в Иране династии Сефевидов, которая сделала умеренный шиизм государственной религией [Алиев 2004: 23]. Начиная с этого времени, шиитское духовенство постепенно начинало становиться все более независимым от политической власти, что окончательно оформилось в середине XIX в., когда один или несколько высших религиозных деятелей получили титул марджа ат-таклид (перс. - образец для подражания), став высшими религиозными наставниками для шиитского населения.

С приходом к власти в 1925 г. в Иране династии Пехлеви шиитское духовенство стало испытывать на себе большее давление со стороны государственной власти, что вылилось в ряд протестов духовных деятелей в начале 1960-х и в конце 1970-х гг.

В 1978 г. аятолла Рухолла Хомейни возглавил политическую революцию против шахской власти, чтобы не только защитить шиизм, но и вернуть его прежнюю славу. Однако, одержав победу, он не столько вернул в страну старые религиозные традиции, сколько совершил еще одну революцию, уже внутри шиизма. Основной ее чертой стала радикальная трансформация шиитской теории власти.

На протяжении веков между шиитскими богословами наблюдался консенсус по поводу толкования аята Корана: «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас»1. Этот консенсус заключался в том, что правители (пока на землю из сокрытия не вернется 12-й пречистый имам) рассматривались просто как люди, обладающие

1 Коран: IV, 62 (59). - Коран (пер. и коммент. И.Ю. Крачковского). М.: Наука. 727 .

108

ВЛАСТЬ

2 017 ' 11

властью, которые не застрахованы от грехов и ошибок. Их легитимность ставилась под вопрос, но, исходя из слов 6-го праведного имама Джафара ас-Садика, разрешалось подчиняться «неистинной» власти, если это вело к улучшению жизни шиитов. Более того, 5-й и 6-й праведные имамы запретили вооруженное восстание против «незаконной» власти без их разрешения [Ацота^ 1984: 139]. То есть, политическая сфера оставалась за различными светскими властителями.

Это положение как раз и изменил Рухолла Хомейни, который, находясь в ссылке в начале 1970-х гг., выдвинул концепцию велайат-э факих (правление исламского правоведа), заключающуюся в праве высшего духовного авторитета шиизма на полную власть.

Хомейни писал: «Глава власти должен быть совершенным с точки зрения религии и морали, быть справедливым и не быть грешником. <...> Монархи, если они истинные мусульмане, должны следовать факихам, обращаться к ним по вопросам законотворчества и делать то, что они говорят. В этом случае настоящие правители - факихи, а значит, власть должна официально принадлежать факихам, а не тем, кто из-за незнания законов должен обращаться к ним за разъяснениями» [Хомейни 2006: 30].

Идеи Хомейни нашли свое полное воплощение в принятой в декабре 1979 г. Конституции Ирана, что особенно отразилось на должности лидера страны (рах-бара), который наделялся огромными как религиозными, так и политическими полномочиями. До своей смерти в 1989 г. таковым являлся сам аятолла Рухолла Хомейни. В преамбуле основного закона страны было написано, что, согласно принципу передачи власти Богом пророкам и имамам, а также принципу непрерывного правления имамов (имамат), Конституция подготавливает почву для того, чтобы мусульманский правовед, отвечающий всем требованиям и признанный народом в качестве своего руководителя, мог управлять государством. Она должна гарантировать отсутствие отклонений от выполнения различными организациями и институтами своих подлинных исламских обязанностей. Также там сказано, что управлять делами могут только те знатоки исламского права, которые поняли главные божественные установления: что является разрешенным, а что - запретным1.

Институту рахбара было посвящено несколько статей Конституции. В ст. 5 на него возлагались обязанности, связанные с имаматом (то есть, замещение сокрытого имама, пока тот не появится вновь), и управление делами правоверных мусульман во всем исламском сообществе. Рахбару необходимо было быть справедливым, набожным, смелым, рассудительным, обладать обширными знаниями об окружающем пространстве и времени, а также иметь организаторские способности. Его руководство должно было быть признано и одобрено большинством народа. В случае если ни один правовед не получал такого большинства, обязанности руководства страной, в соответствии со ст. 107 рассматриваемой конституции, должен был принять либо один из этих правоведов, либо руководящий совет, состоящий из 3 либо 5 квалифицированных знатоков исламского права.

Эти положения столкнулись с двумя серьезными возражениями оппонентов Хомейни. Во-первых, исходя из теории классического шиизма, во время сокрытия 12-го имама авторитет духовного деятеля не мог быть перенесен с религиозной на политическую сферу. Во-вторых, мандат, данный духовенству на религиозное руководство, относился к коллективному действию всех шиитских право-

1 Конституция Исламской Республики Иран. 2016. - Гасэми Ф., Раззагипур С. Исламская Республика Иран от Базаргана до Роухани. Лондон [на перс. яз.]. С. 623.

ведов. Он не мог быть ограничен властью только одного или нескольких человек. Эти возражения были озвучены рядом высших религиозных деятелей после Исламской революции 1979 г., однако против данных деятелей были развернуты активные репрессии [Агрта^ 1988: 180].

Еще одним важным изменением шиитской традиции политической власти стало выстраивание концепции сакральности политического порядка, сложившегося после Исламской революции 1979 г. По словам Хомейни, «сохранение Исламской Республики является божественной обязанностью, которая стоит выше всех других обязанностей» [Адота^ 1987: 128].

Данную концепцию можно охарактеризовать как отход от классических религиозных форм в сторону политического действия. Многие представители иранской элиты на протяжении всей истории существования Исламской Республики Иран публично отстаивали эти идеи, создавая более прочный идеологический каркас политической и религиозной жизни в государстве.

В этом плане значительный интерес вызывает утверждение нынешнего лидера страны Али Хаменеи, что «концепция велайат-э факих является одной из основ шиитской веры и вытекает из вопросов исламского правления и имамата» [Практическое руководство... 2013: 31].

Хаменеи вторят различные представители иранской элиты. Среди них можно указать, например, исполняющего обязанности пятничного имама в городе Санандаждже, который заявил, что подчинение велайат-э факих обязательно для всех. По его словам, «народ Исламского Ирана, ведомый "наместником", подчиняясь мудрым заветам Великого лидера Исламской революции, движется в сторону милости. Уже сейчас священный строй Исламской Республики Иран стал практическим примером для исламских народов, и по божьей воле на фоне волны исламского пробуждения в регионе мы видим, как мусульмане берут пример с основанного на "наместничестве" строя Исламской Республики Иран»1.

Похожие слова произнес политический эксперт Корпуса стражей Исламской революции Абутараб Катеби, заявив, что «в период сокрытия беспрекословное подчинение велайат-э факиху объективно обязательно».

Руководитель Совета по координации Организации исламской пропаганды в Западном Азербайджане Абд ар-Рахим Нейсари заявил, что «священный строй Исламской Республики Иран - единственный строй, и правление в мире, установленное по примеру, взятому из ислама, и является единственным божественным правлением в мире»2.

Данные высказывания звучат постоянно с различных трибун и в средствах массовой информации. Так же обстоит дело и с актуализацией политической деятельности в рамках исламской идеологии. Этот процесс очень хорошо охарактеризовал аятолла Али Мешкини, заявив, что «политическая деятельность - это действующий (шариатский) долг. Сегодня одним из самых важных актов преданности является политическая деятельность, потому что без политики наша религиозность не будет продолжаться» [АдотаМ 1988: 182].

Таким образом, созданный после Исламской революции 1979 г. в Иране сакра-лизованный новый шиитский политический порядок требует от человека безусловного повиновения в качестве религиозного долга, что в корне отличается от

1 ИРНА: Подчинение (следование) велайат-э факиху обязательно для всех. - Информационное агент -ство Исламской Республики (ИРНА). 21.11.2011. URL: http://www.irna.ir/fa/News/2000060560 [на перс. яз.].

2 ИРНА: Священный строй Исламской Республики Иран - единственное божественное правление в мире. - Информационное агентство Исламской Республики (ИРНА). 28.03.2014. URL: http://www.irna.ir/ fa/News/81101448 [на перс. яз.].

110

ВЛАСТЬ

2017'11

классической шиитской традиции. В этом плане разработанная и реализованная на практике аятоллой Хомейни концепция велайат-э факих действительно является революционным нововведением в шиизме.

Исследование выполнено при поддержке Совета по грантам Президента РФ (грант № МК-5496.2016.6).

Список литературы

Алиев С.М. 2004. История Ирана XX. М.: Крафт+. 648 с.

Практическое руководство по разъяснению вопросов, написанное имамом Хомейни (шесть марджа) c обновлениями и дополнениями, содержащими последние фетвы аятолл: Бахджата, Хаменеи, Систани, Сафи Гольпайегани, Макарема Ширази. Мешхед. 2013 [на перс. яз.].

Хомейни Р. 2006. Правление факиха: исламское правление. Тегеран [на перс. яз.]

Arjomand S.A. 1984. The Shadow of God and the Hidden Imam: religion, political order, and societal change in Shi'ite Iran from the beginning to 1890. Chicago: University of Chicago Press. XII+355 p.

Arjomand S.A. 1987. Revolution in Shiism. - Islam and the Political Economy of Meaning (RLE Economy of Middle East). N.Y.: Taylor and Francis. P. 111-131.

Arjomand S.A. 1988. The Turban for the Crown: the Islamic Revolution in Iran. N.Y., Oxford: Oxford University Press. XII+283 p.

FILIN Nikita Aleksandrovich, Cand.Sci. (Hist.), Associate Professor of the Chair of Modern East, Russian State University for the Humanities (6Miusskaya Sq, Moscow, Russia, 125993; [email protected])

CONFLICT OF OLD AND NEW RELIGIOUS FORMS IN THE IRANIAN POLITICAL LIFE AFTER THE ISLAMIC REVOLUTION OF 1979

Abstract. The political system of modern Iran is an embodiment of the vision of Ayatollah Ruholla Khomeini who introduced new ideas in the Shiite classical doctrine. Religious and political life of the Iranian people relies on this legacy until the present day. However, there is still the opposite view that the changes made by Khomeini fail to reflect the essence of the Shiite doctrine. It is important to understand the essence of these changes and to what extent the opinion of the opponents of the modern Iranian authorities is correct. Keywords: Islam, Shiism, Iran, political system, Khomeini, clergy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.