Научная статья на тему 'ОБРАЗ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИЗАВЕТЫ АВСТРИЙСКОЙ (СИССИ) В ТУРИСТСКОМ ДИСКУРСЕ СЛОВАКИИ'

ОБРАЗ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИЗАВЕТЫ АВСТРИЙСКОЙ (СИССИ) В ТУРИСТСКОМ ДИСКУРСЕ СЛОВАКИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
130
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕЛИЗАВЕТА АВСТРИЙСКАЯ / СЛОВАКИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ МИФ / МЕСТО ПАМЯТИ / ОБРАЗ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / МЕМОРИАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ / БРЕНД / РЕКЛАМА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Крючкова Н. Д.

Исторические мифы стали частью массового сознания и массовой культуры. Активное обращение к мифам в туристских коммуникациях обусловлено, в первую очередь, процессами коммерциализации. Память о прошлом становится товаром, культурным продуктом, включенным в функционирование системы, ориентированной на рынок. В статье рассматривается один из самых мифологизированных и тиражируемых образов в туризме - образ Елизаветы Австрийской (Сисси). В центре внимания территория, обычно не входящая в исследовательские работы, посвященные туристскому использованию образа Сисси. Это Словакия, регион, который императрица Елизавета довольно редко посещала целенаправленно и в котором сохранилось не так много артефактов, связанных с императрицей. В статье анализируются практики коммеморации, используемые в туриндустрии Словакии. Они охватывают как места реального пребывания императрицы Елизаветы, так и символические места памяти. Прослеживается специфика использования мифа о Сисси в различных сферах туризма и гостеприимства - от большей или меньшей привязанности к фактам биографии Елизаветы в экскурсионном и музейном деле до почти полного обезличивания и символизации в гостиничной и ресторанной индустрии, где образ Сисси маркирует класс заведения - «королевского», «императорского» и других уровней. Отмечается воздействие туристских коммерческих практик на мемориальное пространство Словакии. Популярность Сисси в современной массовой культуре активизировала действия местных властей по реконструкции памятников императрице. Они служат напоминанием не только о конкретной исторической личности, но и о габсбургской эпохе в целом и акцентируют внимание на прошлом Словакии как части Австро-Венгрии. Таким образом, миф о Сисси вливается в габсбургский миф в Словакии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Крючкова Н. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF EMPRESS ELISABETH OF AUSTRIA (SISI) IN THE TOURIST DISCOURSE OF SLOVAKIA

Historical myths have become a part of mass consciousness and mass culture. The frequent reference to myths in tourist communications is caused, first of all, by the processes of commercialization. The memory of the past becomes a commodity, a cultural product, incorporated in the functioning of market-oriented system. The article deals with one of the most mythologized and replicated images in tourism - the image of Elisabeth of Austria (Sisi). The focus is on the territory not usually considered in research works on the tourism usage of the image of Sisi. This is Slovakia, a region which Empress Elisabeth rather rarely visited purposefully, where not many artifacts related to the Empress have survived. The article analyzes commemorative practices used in the Slovak tourism industry. They cover both the places where Empress Elisabeth actually stayed and symbolic places of memory. The specifics of the usage of the myth of Sisi in various spheres of tourism and hospitality are traced - from a greater or lesser attachment to the facts of Elisabeth's biography in sightseeing and museum business to almost complete depersonalization and symbolization in the hotel and restaurant industry, where the image of Sisi marks the level of the establishment - “royal”, “imperial” and so on. The impact of tourist commercial practices on the memorial space in Slovakia is noted. The popularity of Sisi in the contemporary popular culture has intensified local authorities’ efforts to reconstruct monuments to the Empress. They serve as a reminder not only of a particular historical figure, but also of the Habsburg era as a whole and focus attention on Slovakia's past as a part of the Austro-Hungarian Empire. In this way, the myth of Sisi is incorporated into the Habsburg myth in Slovakia.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИЗАВЕТЫ АВСТРИЙСКОЙ (СИССИ) В ТУРИСТСКОМ ДИСКУРСЕ СЛОВАКИИ»

УДК 94(436):379.85

DOI: 10.30914/2411 -3522-2022-8-1-36-47

Образ императрицы Елизаветы Австрийской (Сисси) в туристском дискурсе Словакии

Н. Д. Крючкова

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация

Аннотация. Исторические мифы стали частью массового сознания и массовой культуры. Активное обращение к мифам в туристских коммуникациях обусловлено, в первую очередь, процессами коммерциализации. Память о прошлом становится товаром, культурным продуктом, включенным в функционирование системы, ориентированной на рынок. В статье рассматривается один из самых мифологизированных и тиражируемых образов в туризме - образ Елизаветы Австрийской (Сисси). В центре внимания территория, обычно не входящая в исследовательские работы, посвященные туристскому использованию образа Сисси. Это Словакия, регион, который императрица Елизавета довольно редко посещала целенаправленно и в котором сохранилось не так много артефактов, связанных с императрицей. В статье анализируются практики коммеморации, используемые в туриндустрии Словакии. Они охватывают как места реального пребывания императрицы Елизаветы, так и символические места памяти. Прослеживается специфика использования мифа о Сисси в различных сферах туризма и гостеприимства - от большей или меньшей привязанности к фактам биографии Елизаветы в экскурсионном и музейном деле до почти полного обезличивания и символизации в гостиничной и ресторанной индустрии, где образ Сисси маркирует класс заведения - «королевского», «императорского» и других уровней. Отмечается воздействие туристских коммерческих практик на мемориальное пространство Словакии. Популярность Сисси в современной массовой культуре активизировала действия местных властей по реконструкции памятников императрице. Они служат напоминанием не только о конкретной исторической личности, но и о габсбургской эпохе в целом и акцентируют внимание на прошлом Словакии как части Австро-Венгрии. Таким образом, миф о Сисси вливается в габсбургский миф в Словакии.

Ключевые слова: Елизавета Австрийская, Словакия, исторический миф, место памяти, образ, коммерциализация, туристская индустрия, мемориальный объект, бренд, реклама

Благодарности: Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ (проект № 20-0900279). Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Крючкова Н. Д. Образ императрицы Елизаветы Австрийской (Сисси) в туристском дискурсе Словакии // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2022. Т. 8. № 1. С. 36-47. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2022-8-1-36-47

The image of Empress Elisabeth of Austria (Sisi) in the tourist discourse of Slovakia

N. D. Kriuchkova

North-Caucasus Federal University, Stavropol, Russian Federation

Abstract. Historical myths have become a part of mass consciousness and mass culture. The frequent reference to myths in tourist communications is caused, first of all, by the processes of commercialization. The memory of the past becomes a commodity, a cultural product, incorporated in the functioning of market -oriented system. The article deals with one of the most mythologized and replicated image s in tourism - the image of Elisabeth of Austria (Sisi). The focus is on the territory not usually considered in research works on the tourism usage of the image of Sisi. This is Slovakia, a region which Empress Elisabeth rather rarely visited purposefully, where not many artifacts related to the Empress have survived. The article analyzes commemorative practices used in the Slovak tourism industry. They cover both the places where Empress Elisabeth actually stayed and symbolic places of memory. The specifics of the usage of the myth of Sisi in various spheres of tourism and hospitality are traced - from a greater or lesser attachment to the facts of Elisabeth's biography in sightseeing and museum business to almost complete depersonalization and symbolization in the

hotel and restaurant industry, where the image of Sisi marks the level of the establishment - "royal", "imperial" and so on. The impact of tourist commercial practices on the memorial space in Slovakia is noted. The popularity of Sisi in the contemporary popular culture has intensified local authorities' efforts to reconstruct monuments to the Empress. They serve as a reminder not only of a particular historical figure, but also of the Habsburg era as a whole and focus attention on Slovakia's past as a part of the Austro -Hungarian Empire. In this way, the myth of Sisi is incorporated into the Habsburg myth in Slovakia.

Keywords: Elisabeth of Austria, Slovakia, historical myth, place of memory, image, commercialization, tourism industry, memorial object, brand, advertising

Acknowledgments. This article was prepared with the financial support from of the RFBR (project no. 20-0900279).

The author declares no conflict of interests.

For citation: Kriuchkova N. D. The image of Empress Elisabeth of Austria (Sisi) in the tourist discourse of Slovakia. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law ". 2022, vol. 8, no. 1, pp. 36-47. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2022-8-1-36-47

История и память о прошлом являются одним из самых востребованных туристских ресурсов. Как бы ни менялось общество, как бы ни трансформировались туристские приоритеты, они всегда находятся в числе главных факторов, определяющих привлекательность территории. Они определяют уникальность региона, делают туристский опыт разнообразным и запоминающимся .

При этом, включаясь в туристские практики, историческая память приобретает новые качественные характеристики. Туризм подчиняет репрезентации прошлого логике рынка, трактовка истории приобретает продаваемую форму, адаптируется под вкусы потребителей. Во главу угла ставится удобство потребления прошлого, чтобы турист не перенапрягался интеллектуально, пытаясь вникнуть в перипетии реальных исторических событий. Убираются скучные, рутинные подробности и делается акцент на ярких, запоминающихся моментах. Здесь не требуется аутентичности, не требуется понимания прошлого как «другого». Вполне достаточно красочной картинки, интересной истории, занимательного рассказа экскурсовода. Экскурсии становятся таким же ивентом, как и анимация в отелях, соответственно, познание прошлого осознается как развлечение, а часто и по форме является таковым [1; 2]. Формируется феномен «постановочной идентичности» - суррогатный культурный продукт, продаваемый туристам как подлинный. Это своего рода срежиссированное туристское про-

странство, игра, инсценировка, в которую вовлечены туристы и местные жители [9, р. 372].

Туризм оперирует не историческими фактами, а историческими мифами. Мифы формируют образ территории, восприятие и память туристов. Они могут быть представлены в форматах «гения места», городских историй, топономических легенд, сказок и преданий региона. Люди, которые жили или находились здесь в течение какого-то времени, включены в пространство исторических мифов и сами становятся объектами мифологизации. Личность человека при этом очищается от сложностей и противоречий, присущих человеческой природе, его индивидуальная история упрощается, остается лишь то, что укладывается в мифологизированный образ - героя, лидера, жертвы, злодея и тому подобное. В первую очередь, это касается лиц, известных широкой публике и, соответственно, туристам.

Одним из самых «растиражированных» в туризме стал романтический миф об австрийской императрице Елизавете, супруге императора Франца Иосифа. Идеализация образа Елизаветы началась еще на рубеже веков, сразу же после ужаснувшего всех убийства. И ее драматическая жизнь, и убийство напоминали сюжет романа, да и сама императрица Елизавета, утонченная, восприимчивая, какая-то неземная, казалось, сошла со страниц романа. Ее внутренний надрыв, одиночество, непонятость и трагическая судьба были созвучны декадентским настроениям эпохи. В это время появилось множество идеализированных скульптурных и

портретных изображений, заказанных почитателями императрицы. После перерыва двух мировых войн, со второй половины ХХ в. миф о прекрасной Сисси возродился и развивался средствами литературы, театра, кинематографа, музыки, мультипликации. Миф о Елизавете достиг наивысшего уровня популярности в конце ХХ в., когда отмечалась 100-летняя годовщина ее убийства [4].

В настоящее время образ Сисси стал туристическим магнитом. Сформирована «индустрия памяти» Сисси, причем не только в переносном смысле. Ее портреты можно встретить на туристских сувенирах, конфетах, открытках, кружках. Ее именем названы гостиницы и рестораны.

Аттрактивный потенциал мифа используется всеми странами, которые посетила вечно путешествующая императрица, везде имеются свои объекты показа, связанные с ее пребыванием. В настоящее время на туристском рынке представлено множество тематических туров, посвященных Сисси: групповые и индивидуальные, однодневные и многодневные, туры по отдельно взятой стране и туры, включающие посещение разных стран. В баварском Аугсбур-ге, например, разработан комплекс маршрутов «Дорога Сисси»1. Этот комплексный тур был создан в 2002 году. Он включил в себя те места, которые были связаны с наиболее значимыми событиями в жизни императрицы или в которых она провела много времени и неоднократно возвращалась. Маршрут не мог быть выстроен в хронологической последовательности, как предполагают биографические туры, вследствие сложностей с логистикой и риска многочисленных «петель». Вместо этого предлагаются турпа-кеты в разные направления на разное количество дней: из Аугсбурга в Бад-Ишль, в Вену, в Будапешт, в Мерано, в Женеву, индивидуальный «Сисси Монтре тур». При желании эти туры можно объединить.

В странах, занимавших важное место в жизни Елизаветы, организуются собственные туры, предполагающие посещение знаковых мест. В Баварии это Мюнхен, замок Виттельсбах, замок Поссенхофен; в Австрии - Бад Ишль, замок Лаксенбург, дворцы Хофбург и Шёнбрунн, Ка-пуцинеркирхе; в Венгрии - Собор Святого Ма-

1 Sisi-Straße // Sisi's Road - a cultural route. URL: http://www.sisi-strasse (дата обращения: 08.12.2021).

тиаша в Будапеште, дворец Геделле; в Италии -замок Мирамаре в Триесте, Мерано и Венеция; в Греции - дворец Ахиллион на о. Корфу; в Швейцарии - города Монтре, Женева.

В Словакии специальных туров, посвященных Сисси, нет. Императрица бывала в стране, но в основном проездом или ненадолго, поэтому объекты, связанные с ее пребыванием или увековечивающие ее память, входят в общие экскурсионные программы для туристов. Исключением является курорт Бардеевске-Купеле. Здесь императрица провела три недели, и в настоящее время это самый развитый в Словакии туристский бренд, связанный с Сисси.

Бардеевске-Купеле в конце XIX в. был одним из самых престижных и лучше всего оборудованных курортов Венгрии. В 1838 году здесь был построен институт гидротерапии, в 1892 г. фирма Шварц провела электричество, благоустроила парк, построила отели в стиле модерн. Удачное расположение в живописной долине, окруженной хвойными лесами, природно-климатические ресурсы привлекали сюда представителей светского общества, культурную и общественную элиту Венгрии и других частей Центральной Европы. Курорт неоднократно посещали особы королевской крови - королева Мария-Казимира (супруга польского короля Яна III Собеского), австрийский император Иосиф II в 1783 г., русский царь Александр I в 1821 году2,3.

Елизавета пробыла в Бардеевске-Купеле с 1 по 22 июля 1895 года. Ей тогда было 58 лет. После трагической смерти сына Рудольфа в 1889 г. ее здоровье сильно ухудшилось, и она проводила большую часть времени на курортах Швейцарии, Германии и Франции. Императрица прибыла в Бардеев поездом по недавно проведенной железнодорожной ветке и разместилась в отеле «Деак», заняв вместе со своей свитой из одиннадцати человек весь первый этаж. Был сделан специальный отдельный вход в ее апартаменты, состоявшие из большой гостиной, маленького будуара и спальни.

2 Словакия / сост. М. С. Сартакова. М.: Вокруг света, 2008. 168 c.

3 Murgasova L. Bardejovské kúpele: Oáza pokoja, ktorú si obl'úbüa aj cisárovná Sissi // Nasa Voda. URL: https://nasavoda.sk/magazm/voda-po-cely-rok/bardejovske-kupele-oaza-pokoja-ktoru-si-oblubila-aj-cisarovna-sissi/ (дата обращения: 15.12.2021).

По совету врачей Елизавета пила воду из источника «Лобого», много гуляла. Стремление к одиночеству бросалось в глаза, но пока ее не беспокоили любопытные, она не чуралась людей, вспоминала Виола Машак Сегеди1. Утром, в половине пятого, императрица принимала ванну, а затем отправлялась на прогулку, всегда одна. Она часто ходила без шляпы и платка, с большим белым или черным зонтом. Утром дорога была совершенно пустынной, и поэтому ее не беспокоили. В пять часов вечера императрица выходила на прогулку в сопровождении графини Майкс, всеми возможными способами стараясь избавиться от опеки жандармов. По воскресеньям Елизавета посещала службу в маленькой часовне гостиницы «Деак», которую также обустроили ради нее2.

Конечно, приезд высокой гостьи был грандиозным событием для курорта, память о котором необходимо было сохранить. Весной 1896 года на фасаде гостиницы «Деак» была открыта мемориальная доска в память о визите императрицы. Надпись на доске гласила: «В этом здании проживала Ее Императорское и Королевское Величество королева Елизавета 1 июля - 22 июля 1895 года». Выступавший на церемонии открытия Ласло Немет обозначил значение присутствия императрицы для курорта: «Наши мощные целебные источники будут еще более широко признаны, оценены и посещаемы большим количеством гостей из дальних стран»3. В это же время с одобрения императрицы источник «Лобого» был переименован в «источник Елизаветы».

После смерти императрицы в 1901 г. была начата работа над памятником. Его автор венгерский скульптор Дьюла Донат, представил Сисси не 58-летней женщиной, а молодой и прекрасной, то есть такой, какой она должна была стать после пребывания на курорте и чудодейственных местных процедур. Памятник был выполнен из бронзы. Средства на его создание пожертвовали жители Бардеева. Открытие памятника состоялось в 1903 году. Венгерский еженедельник Va-

1 Szegedi Maszäk V. Akirälyne Bärtfän // Vasaenapi Ujsag. 1898. № 40. Oktober, 2. О. 691.

2 Szegedi Maszäk V. Akirälyne Bärtfän // Vasaenapi Ujsag. 1898. № 40. Oktober, 2. O. 691.

3 Puntigän J. Erzsebet kirälyne es Bärtfa - Minden, amit Sisirol tudni erdemes // Körkep.sk. URL: https://korkep.sk/ cikkek/tortenelem/2017/09/20/erzsebet-kiralyne-es-bartfa-minden-amit-sisirol-tudni-erdemes/ (дата обращения: 15.10.2021).

saenapi Ujsag подробно описывал это событие как всенародный праздник, «который Бартфа [Н.К. - венгерское название г. Бардеев] отметил в присутствии тысяч людей, без различия сословий»4. В благоговейной тишине военный оркестр исполнил гимн. Затем звучали речи о личности и судьбе королевы Елизаветы, о той выдающейся роли, которую она сыграла в истории Венгрии. После речей со статуи сняли покрывало. Затем с глубоким чувством было прочитано стихотворение Имре Фаркаша «Королева Елизавета». После церемонии возложения венков военный оркестр исполнил Szozato под гром аплодисментов зрителей. На этом празднование закончилось5.

Реальные предметы, связанные с пребыванием императрицы, стали реликвиями региона. Во время лечения императрица посетила город Бардеев и осмотрела ратушу и другие исторические памятники. Ей очень понравилась базилика святого Эгидия, и она подарила одному из служителей, выступавшему в качестве гида, драгоценное кольцо в знак своего удовлетворения. Сегодня кольцо хранится в Шаришском музее г. Бардеева6.

Второй реликвией стал стаканчик, из которого императрица пила воду из источника. С ним связана своя история. Когда Сисси ехала с вокзала, она остановила карету у колодца и попросила воды. Сопровождающие к этому не были готовы. Красивый серебряный кубок, предназначенный для приема минеральной воды, ждал Елизавету на курорте. Никто не ожидал, что она начнет свое лечение сразу после выхода с вокзала. Из ближайшей кондитерской спешно принесли простой стеклянный стакан, которым императрица впоследствии ежедневно пользовалась. Этот стаканчик был замурован в мемориальном обелиске7. Памятная надпись гласила: «Из этого бокала незабвенной памяти Елизавета, благословенная императрица и Королевское Высочество королева Венгрии пила воды из источников Бартфы с 1 по 22 июля 1895 года. Мы охраняем его с благодатью».

4 Vasaenapi Ujsag. 1899. № 29. Julius, 16. О. 489.

5 Gyöngyösy L. A Bärtfa i Erzsebet-szobo r leleplezese // Vasaenapi Ujsag. 1903. № 34. Augusztus, 23. О. 553.

6 Cisärovnä Sisi sa vracia do Bardejova. V kupeFoch sa ob-javi vnedeFu // Pravda. URL: https://cestovanie.pravda.sk/ cestovny-ruch/clanok/480743-cisarovna-sisi-sa-vracia-do-bardejova-v-kupeloch-sa-objavi-v-nedelu/ (дата обращения: 20.12.2021).

7 Vasaenapi Ujsag. 1899. № 29. Julius, 16. О. 489.

К сожалению, обелиск был разрушен во время усиления антивенгерских настроений после создания Чехословацкой Республики. Памятнику повезло больше, его перевезли в Шаришский музей в Бардееве, где он хранился 39 лет. В 1965 году его вернули на прежнее место1. Это очень интересный факт, поскольку подавляющее большинство памятников Австро-Венгрии, снесенных в 1920-е годы, начали восстанавливать только в конце ХХ века [3].

Для курорта, куда приезжали за здоровьем и красотой, образ Елизаветы, создавшей культ молодости, стройности и красоты, был очень актуален. Скорее всего, именно этим объясняется столь раннее восстановление памятника. Он служил напоминанием о том, что имевшая возможность выбора самых роскошных оздоровительных курортов императрица выбрала именно Бардеевске-Купеле. В целом же тема Сисси не акцентировалась, о ней можно было услышать на экскурсиях, встретить упоминание в буклетах, но она звучала в общем ряду известных посетителей, особенно не выделяясь.

Только в конце ХХ в., после краха социализма, был полностью оценен потенциал исторической памяти для развития региона. В начале ХХ1 в. была проведена модернизация курорта, включавшая реконструкцию объектов и ребрен-динг. Было принято решение сделать образ Сисси брендом курорта. «В будущем мы намерены укрепить бренд «Сисси» и его связь с «королевским курортом». Мы видим в этом потенциал, в отличие от других туристических достопримечательностей, которые используют имя Сисси для привлечения туристов, не имея никакой реальной связи с настоящей императрицей и королевой Елизаветой. ... Все больше и больше ее поклонников, особенно женщин, идут по ее стопам», -говорит директор по персоналу и операциям компании «Бардеевске-Купеле» Елена Романова2.

1 Сейчас, по версии 1лра(М80г, памятник Сисси в Бар-деевске-Купеле входит в топ-10 памятников Словакии (Monuments & Statues in Slovakia // Tripаdvisor. URL: https://www.tripadvisor.com/Attractions-g274922-Activities-c47-t26-Slovakia.html (дата обращения: 02.11.2021)). Его же включают в перечень главных памятников Сисси, наряду с памятниками в Вене, Зальцбурге, Будапеште, Поссенхо-фене, Мерано, Триесте, Монтрё и Женеве (Sisi memorials. URL : http://www. eichinger. ch/eichifamilyhom/Sisi/EN/Sisi-memorials.htm (дата обращения: 20.11.2021 )).

2 V Bardejovskych Kùpel'och majù nâucny chodnik Sisi a jej

zastavenia // Dennikrelax.sk. URL: https://www.dennikrelax.sk/

Женщины, действительно, являются основной целевой аудиторией курорта, на которую рассчитана маркетинговая политика. Образ Сисси выступает как маркер уникальности местного климата и местной минеральной воды, их целебного и омолаживающего действия. Тиражируется прощальная фраза императрицы (неизвестно, сказанная ли в реальности): «Среди тихой красоты курорта Бардеев я прожила незабываемые три недели своей жизни. Я здорова, свежа и чувствую себя восемнадцатилетней»3.

Частью компании по ребрендингу стала реконструкция отеля «Елизавета» (бывшая «Де-ак»), на которую было потрачено около 2 млн евро. Новый бренд символически повышает ста-тусность отеля, выводит его на уровень royal, и этому нужно соответствовать. Работа велась в двух направлениях - повышение общего уровня обслуживания в отеле и работа с исторической частью, связанной с Сисси.

В настоящее время в вестибюле отеля установлены большие, во всю стену копии картин Франца Ксавера Винтерхальтера «Император Франц Иосиф I в праздничном австрийском мундире» и «Сисси в белом бальном платье с бриллиантовыми звездами». На первом этаже, рядом со стойкой регистрации, находится музейный сьют Сисси. Это собирательный образ покоев императрицы, включающий все то, что запоминается на экскурсиях по ее апартаментам в Хоф-бурге. Номер обставлен стильной мебелью - диваном, письменным столом, пуфиками. Есть зеркало, туалетный столик с многочисленными косметическими принадлежностями той поры; уголок с тренажерами - трапецией, лестницами, обручами для упражнений. Стены увешаны портретами Сисси. Музейный сьют не используется для проживания, он предназначен для публики и туристов, которые платят по 1 евро за вход. Его в основном посещают пациенты во время своего пребывания, школьные экскурсии или группы с гидами. Есть еще один сьют Сисси, который предназначен для проживания. Это шикарный люкс, с добротной мебелью в итальянском стиле, большой террасой. С пребыванием императрицы

Relax/Wellness-kupele/V-Bardejovskych-Kupeloch-maju-naucny-chodnik-Sisi-a-jej-zastavenia-/ (дата обращения: 17.12.2021).

3 Cisarovna Sisi sa vracia do Bardejova. V kùpel'och sa objavi vnedel'u // Pravda. URL: https://cestovanie.pravda.sk/cestovny-ruch/clanok/480743-cisarovna-sisi-sa-vracia-do-bardejova-v-kupeloch-sa-objavi-v-nedelu/ (дата обращения: 20.12.2021).

этот номер никак не связан. Название лишь подчеркивает его высокий класс, это исключительно маркетинг. Особой популярностью апартаменты Сисси пользуются у иностранных клиентов1. В соединенном с гостиницей «Елизавета» лечебном доме «Озон» имеется кафе «Сисси». Его оформление и ассортимент вызывают ассоциации с императрицей.

В настоящее время отель с памятником перед ним стал центральным объектом бренда. На главной странице официального сайта курорта в качестве заставки представлена фотография гостиницы «Елизавета», на которую нанесены названия «Бардеевске-Купеле» и «Бардеев», а под ним фраза «Насладитесь пребыванием в спа-центре, как знаменитая императрица Сисси»2.

Частью компании по созданию бренда стало строительство туристической тропы «Сисси и ее остановки». Длина тропы составляет 2,3 км, она начинается перед отелем «Елизавета» и представляет собой круг по курортному лесопарку, заканчивающийся за отелем. Прохождение маршрута занимает около 45 минут, по пути следования предусмотрено 7 остановок. Первая остановка - перед отелем «Елизавета», вторая - у пешеходного «Моста дружбы», третья - в лесу над летним бассейном, четвертая - на «Кислородной дорожке», оборудованной для занятий спортом, пятая - у входа на природную тропу «Черная лужа» («Черна млака»), шестая - у реконструированного пруда, последняя - в парке «Диана» за отелем. Идея была в том, чтобы сблизить посетителей с природой курорта, вывести их за пределы курортного центра в неизведанные красивые уголки лесопарка. Ведь Елизавета была известна своей любовью к природе и долгим прогулкам3.

С начала 2000-х гг. ежегодно во второй половине августа на курорте проводится праздник, посвященный императрице, - Альжбетина. Обязательной частью программы является торжественная церемония, проходящая у памятника императрице. В 15.00 звучат праздничные фан-

1 Príd'te v nedel'u 22. Augusta na alzbetínsky deü do bardejovskych kúpel'ov // RakyStay. URL: https://www.ahoj.tv/ clanky/clanok/6772/ (дата обращения: 21.10.2021).

2 Kúpel'e Bardejov.URL: https://kupele.bardejovske.info/ (дата обращения: 12.11.2021).

3 V Bardejovskych Kúpel'och majú náucny chodník Sisi a jej zastavenia // Dennikrelax.sk. URL: https://www.dennikrelax.sk/ Relax/Wellness-kupele/V-Bardejovskych-Kupeloch-maju-naucny-chodnik-Sisi-a-jej-zastavenia-/ (дата обращения: 17.12.2021).

фары, с приветственной речью выступает представитель курорта. Затем к памятнику возлагаются цветы, зачитывается праздничное стихотворение. «Императрица Сисси» и «Франц Иосиф» прогуливаются по территории курорта в старинных костюмах и фотографируются с посетителями. Это особенно нравится детям. Фотографии посетители могут делать и на фоне огромных портретов императорской четы, размещенных в холле отеля «Елизавета». В этот день предложен бесплатный вход в музейный сьют Сисси. С 16 до 18 часов гости могут посетить экскурсию с гидом, посвященную жизни императрицы. Фотовыставка у курортной колоннады дополняет полученные впечатления. Завершается праздник концертом Прешовского оркестра4.

Продажа сувениров развивает коммерческий успех праздника. В отеле «Елизавета» есть магазин «Сисси», где можно приобрести как уникальные бардеевские сувениры - копию памятника Сисси перед отелем, копию стакана, из которого она пила минеральную воду, копию кольца, подаренного священнику, памятные монеты, так и общераспространенные сувениры -фиалковые конфеты, веера, медальоны, украшения Сваровски («звезды Сисси»), полиграфическую продукцию. Банкомат у колоннады за три евро выдает сувенирные банкноты евро нулевого достоинства с портретом императрицы5.

В Елизаветинский день рестораны курорта предлагают меню, связанное с реальными или мифологическими предпочтениями императрицы. Ресторан отеля «Александр» предлагает фиалковое меню, а в лобби-баре подают фиалковый торт с кофе. В кафе отеля «Озон» предлагают мороженное «Сисси», кофе «Елизавета» и розовое вино, а также венский кофе с яблочным штруделем и ванильным мороженым6.

4 V Bardejovskych küpeFoch budü spominaf na cisärovnü Sisi Bardejovske küpele pripravujü 12. Alzbetinsky den // Wellness. URL: http://www. wellnessbook. eu/-v-bardejovskych-kupeloch-budu-spominat-na-cisarovnu-sisi-bardejovske-kupele-pripravuju-12-alzbetinsky-den-679.htm (дата обращения: 16.10.2021).

5 Cisärovnä Sisi sa vracia do Bardejova. V küpeFoch sa objavi vnedel'u // Pravda. URL: https://cestovanie.pravda.sk/cestovny-ruch/clanok/480743-cisarovna-sisi-sa-vracia-do-bardejova-v-kupeloch-sa-objavi-v-nedelu/ (дата обращения: 20.12.2021).

6 Cisärovnä Sisi sa vracia do Bardejova. V küpeFoch sa objavi vnedel'u // Pravda. URL: https://cestovanie.pravda.sk/cestovny-ruch/clanok/480743-cisarovna-sisi-sa-vracia-do-bardejova-v-kupeloch-sa-objavi-v-nedelu/ (дата обращения: 20.12.2021).

Альжбетина очень важна в контексте развития бренда. Она создает ощущение традиций, что усиливает связь с прошлым, придает некую эксклюзивность - «исключительные традиции исключительных курортов». «Мы очень заинтересованы в этой стороне Словакии. Личность Сисси производит на меня очень благоприятное впечатление», - говорит польская гостья. Словацкие посетители курорта отмечают: «Это интересная история в рамках традиций курорта. Это помогает осознать традиции»; «Традиции и память об императрице Сисси очень приятны»1.

Конечно, традиции и память условны. Территориальная привязка бренда к месту памяти имеется. Но реальное событие ушло. Ни в праздновании, ни в самой концепции ребрен-динга нет и намека на то, с какими трагическими переживаниями было связано пребывание Елизаветы на курорте. Карнавальность, праздничность воспоминаний об императрице начала XXI в. резко контрастируют с коммеморацией начала ХХ в., акцентировавшей внимание на событиях, приведших Елизавету на курорт, на ее страданиях, на «священной материнской боли»2. Социальный контекст и потребности очень сильно изменились в сравнении с началом ХХ века, когда цель повышения престижа курорта сочеталась с целью отдать дань уважения императрице, а события происходили недавно.

Вовлечение Франца Иосифа (в виде действующего лица на празднике, портрет в вестибюле отеля) еще больше удаляет репрезентацию от реальности. Франц Иосиф никогда не был на курорте. Присутствие супругов вместе напоминает о габсбургском дворе, его блеске и роскоши. Это отсылка к габсбургскому мифу. Таким образом маркетинговая концепция выводится за пределы бренда Сисси. Она маркирует курорт как «императорский спа». «Насладитесь атмосферой и изысканностью Австро-Венгерской монархии», - призывает коммерческий директор компании «Бардеевске-Купеле» Тамара Шатан-

1 Ilecko V. Cisárovná Sissi v Bardejovskych kúpel'och om-ladla. Bardejovské kúpele si pripomenuli osobnost' cisárovnej Alzbety, známejsej ako Sissi // Korzár Presov. 2012. Septem-bra, 13. URL: https://presov.korzar.sme.sk/c/6527533/ cisarovna-sissi-v-bardejovskych-kupeloch-omladla.html (дата обращения: 09.12.2021).

2 Gyöngyösy L. A Bártfa i Erzsébet-szobo r leleplezése //

Vasaenapi Újsag. 1903. № 34. Augusztus, 23. О. 553.

кова3. В Музее Сисси нет подлинных предметов, только реплики; тропа Сисси проходит не по тем местам, где любила гулять императрица, а по тем, которые удобно соединить для туристов; еда Сисси - туристское клише плюс венские блюда. Маркетинговые практики курорта основываются на мифе и распространяют миф. Коммерциализация исторической памяти здесь представлена очень наглядно.

Бардеевске-Купеле являются уникальным местом в Словакии, где использование мифа о Елизавете в туристских целях проявилось наиболее последовательно и системно. Курорт стал, если можно так выразиться, «местом туристской памяти» - памяти, определяющей имидж дестина-ции. В других регионах Словакии тема Сисси в туризме звучит более фрагментарно.

Интересный объект для рассмотрения - Голубая церковь в Братиславе. Удивительно красивое, покрытое майоликой здание в стиле модерн, выполненное по проекту Эдена Лехнера, всегда привлекало внимание туристов и являлось частью экскурсионных программ. Официальное название церкви - костел святой Елизаветы. Ее создание было связано с празднованием 700-летия со дня рождения святой Елизаветы Венгерской (дочери венгерского короля Андраша II, родившейся в 1207 г.). Церковь строилась в новом районе Братиславы для жителей района и учащихся Королевской католической гимназии, расположенной здесь же. Идею строительства инициировал автономный церковный союз и руководство гимназии в 1907 году. Организацией строительства церкви в частном порядке занималась графиня Габриэле Мария Шапари, входившая в круг общения Франца Иосифа [7; 8].

В 1909 году император одобрил план строительства и предложил свою помощь. Церковь, посвященная святой Елизавете, имела особое значение для Франца Иосифа. По поручению императора известный братиславский скульптор Алойз Ригеле создал барельеф, изображавший коленопреклоненную императрицу Сисси в свадебном платье, молящуюся перед статуей святой Елизаветы. Выполненный из белого каррарского мрамора памятник был установлен на левой стороне церкви над боковым алтарем. Это был личный подарок Франца Иосифа местному приходу.

3 Príd'te v nedel'u 22. Augusta na alzbetínsky deü do bardejovskych kúpel'ov // RakyStay. URL: https://www.ahoj.tv/ clanky/clanok/6772/ (дата обращения: 21.10.2021).

В 1921 году в период роста антивенгерских настроений, чтобы не допустить его разрушения, руководство города распорядилось убрать барельеф на хранение. Его перенесли в часовню дворца Грассалковичей, а в 1934 г. вернули обратно. Но, поскольку пустое место было уже заполнено, его замуровали в стену прихожей настоятельского корпуса. Вся эта информация есть на официальном сайте костела1.

Однако из-за святой, которой посвящена церковь, времени строительства, участия Франца Иосифа и изображения Сисси на барельефе возникла романтичная городская легенда о том, что Франц Иосиф воздвиг эту церковь в память о покойной супруге, костел называют «символическим мавзолеем императрицы Елизаветы»2. Акцент делается на романтической истории, а утилитарные потребности в создании церкви и активность прихода и учебного заведения в данном направлении остаются за рамками повествования. Необычное здание, выполненное в самом модном в начале XX в. стиле, легче ассоциируется с образом Сисси, чем со средневековой принцессой. Экскурсоводы предпочитают рассказывать туристам именно эту легенду, а не реальные факты. Об этом свидетельствуют отзывы и блоги туристов, в которых она пересказывается34. Голубая церковь воспринимается как символ любви и преданности. Сейчас это самое популярное место проведения свадебных церемоний.

В целом в стране сохранилось около десятка мемориальных объектов, посвященных Сисси, включая памятники и мемориальные доски. В каких-то случаях их установка была связана с реальными событиями, в каких-то просто хотели увековечить память любимой императрицы. Сейчас многие из них служат туристским целям.

Мемориальные объекты г. Прешова обязаны своим существованием реальным историческим событиям - возвращением Елизаветы с лечения в Бардеевске-Купеле в 1895 году. Императрица ненадолго остановилась в Прешове, осмотрела

город, посетила праздничный обед в Соливаре, пикник в зоне отдыха в Сигорде.

В честь визита императрицы парк перед казармами военной артиллерии был переименован в Елизаветинский парк (ныне Артиллерийский лес). 27 октября 1901 года в нем был установлен выполненный из бронзы бюст Сисси работы известного скульптора словацкого происхождения Алайоша Штробля. К сожалению, кроме того, что памятник стал жертвой идеологии после падения монархии (он был заменен артиллерийским орудием), он стал еще и жертвой вандалов, которые изрезали и разбили лицо императрицы, уничтожили корону.

Инициатором спасения скульптуры стал мэр Прешова Павел Гагяри, который нашел реставратора, готового восстановить памятник, находящийся в столь плачевном состоянии. Интересно, что восстановили бюст Елизаветы уже без венгерской короны. В настоящее время он является частью коллекции Регионального музея в Пре-шове, однако по просьбе властей города бюст вынесен за пределы музея и установлен на открытом городском пространстве. 16 сентября 2010 г. состоялось открытие памятника. Его решили установить не на старом месте, а в северной части Южного парка5. Теперь памятник находится в самом центре города, что, с точки зрения логистики, делает его более удобным для экскурсионного показа.

В Прешовском музее находится портрет Сисси, созданный примерно в то же время, что и скульптура. Картина также недавно была от-реставрирована6. В Соливаре по инициативе местных депутатов на месте, где раньше находились соляные склады, была установлена мемориальная доска, напоминавшая о визите им-ператрицы7. В настоящее время эти памятники являются объектами показа в г. Прешове. Они дополняют богатые туристские ресурсы города

1 Modry kostol. URL: https://modrykostol.fara.sk/info/ about-the-church-/ (дата обращения: 27.12.2021).

2 Modry kostolik // Kamnavylet.sk. URL: https://www.kamnavylet.sk/sk/atrakcia/modry-kostolik (дата обращения: 01.10.2021).

3 Travel.ru. URL: https://reports.travel.ru/letters/2014/02/ 241368.html (дата обращения: 27.10.2021).

4 Словакия 360. URL: https://svk360.com/samyj-

neobychnyj-kostel-bratislavy/ (дата обращения: 17.12.2021).

5 Bronzovä busta uhorskej kräl'ovnej Alzbety // Presov Oficiälne stränky mesta. URL: https://www.presov.sk/bronzova-busta-uhorskej-kralovnej-alzbety-clanok/mid/313049/.html (дата обращения: 10.12.2021).

6 Timkovä I. Cisärovnä Sissi ozdobi centrum Presova // Korzär Presov. URL: https://presov.korzar.sme.sk/c/ 5320031/cisarovna-sissi-ozdobi-centrum-presova.html (дата обращения: 14.12.2021).

7 Heilovä L. Cisärovnä Sisi uz mä pamätnik v Solivare // Korzär Presov. URL: https://presov.korzar.sme.sk/c/20342673/ cisarovna-sisi-uz-ma-pamatnik-vsolivare.html (дата обращения: 17.10.2021).

и усиливают привлекательность его для определенных категорий туристов.

Небольшие города используют памятники императрицы для рекламы и повышения узнаваемости. Например, так поступили власти Пол-тара, городка в южной Словакии. Бюст императрицы Елизаветы в Полтаре появился в июне 1899 г. благодаря усилиям местного влиятельного почитателя императрицы владельца кирпичного завода барона Алоиса Баратта. Годом ранее он обратился к членам муниципального совета Полтара с просьбой установить в городе памятник Елизавете и переименовать главную площадь города в площадь Елизаветы. Бюст не обошла судьба других памятников Сисси, он был демонтирован. К счастью, один из местных жителей спрятал его в сарае под слоем соломы, там памятник и пролежал долгие годы. В 1993 году его нашли у внука человека, спасшего памятник от уничтожения, и поставили в здании муниципалитета.

Власти города сочли, что муниципалитет не позволяет использовать памятник в полной мере, он скрыт от посетителей и неизвестен туристам. Мэр города Ян Гавалец инициировал его перенос в более оживленное место на площади у Дома культуры: «Площадь больше не носит и не будет носить имя императрицы, но бюст Сисси мог бы вновь напомнить нам о прежних временах более чем столетней давности»1. Таким образом, не имея прямой исторической связи с Сисси, город использует ее образ в создании собственного имиджа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно найти свидетельства использования имени Елизаветы в рекламе туристских маршрутов. В деревне Сулин на границе с Польшей производится минеральная вода «Сулинка», достаточно известная в мире. Источник является частью проекта «Маршрут минеральных источников», который включает 12 источников в 11 деревнях региона Пенины и Северный Спиш. Этот маршрут длиной почти 118 км разработан региональным туристическим центром. Исполнительный директор организации Эрика Шаталова позиционирует источник в деревне Сулин как имеющий историческую ценность на том основании, что «Минеральная вода «Сулинка» до-

1 Rimaj S. Poltonovu Sissy z Poltära cakä st'ahovanie // Sprävy Pravda. URL: https://spravy.pravda.sk/regiony/clanok/ 211618-poltonovu-sissy-z-poltara-caka-stahovanie/ (дата обращения: 17.10.2021).

ставлялась к императорскому столу для императрицы Елизаветы Баварской, также известной, как Сисси»2. Это и реклама туристского маршрута, и реклама продукта одновременно.

Коммерциализация исторического прошлого, превращение исторического образа в продукт массового потребления особенно заметны в индустрии гостеприимства. Здесь в большей степени, чем в других сферах, связанных с туризмом, важна не достоверность, а узнаваемость и продаваемость. В гостиничной и ресторанной сферах Словакии образ Сисси используется в основном для создания стиля и атмосферности. Рассмотрим два примера - отеля и кафе.

Отель «Елизавета» в Тренчине. Собственно говоря, прямолинейного позиционирования бренда Сисси, как в бардеевской «Елизавете», здесь нет. Непосредственной связи с Елизаветой тоже. Отель был построен в 1902 году и назывался «Е^еЬе! 82а1о». Имя императрицы означало уровень венских заведений и свойственный им комфорт. В 1921 году отель был переименован и получил название «Татры». После повторного переименования и масштабных ремонтных работ в 1987 и 1994 гг. «Елизавета» превратилась в многофункциональный отель с широкими возможностями, деловыми, и рекреационными. Это и спа-отель, и место проведения свадебных путешествий, и исторический отель3.

Связь с императрицей Австро-Венгрии косвенная, она проявляется, главным образом, в названиях - в названии отеля, в названии ресторана («Елизавета»), в названии кафе («Сисси»). Однако сами названия напоминают о прекрасной романтической императрице и развивают основные направления позиционирования: красота, которую можно получить в спа-отеле, романтика, роскошь и изысканность, маркируют отель как место, «где история встречается с современностью». О том, что маркетинг достигает своей цели, свидетельствуют отзывы гостей: «Непреодолимое очарование времен Габсбургской монархии», «Пребывание в отеле «Елизавета» - это путешествие в XIX век», «Лучшее

2 Slovenská obec skryva prírodny poklad, známy i za hrani-cami: Dovázat' si ho dala i cisárovná Sissi // Topky.sk. URL: https://www.topky.sk/cl/10/1594941/Slovenska-obec-skryva-prirodny-poklad--znamy-i-za-hramcami--Dovazat-si-ho-dala-i-cisarovna-Sissi (дата обращения: 18.11.2021).

3 Hotel Elizabeth ****. URL: https://www.hotelelizabeth.sk/ (дата обращения: 11.12.2021).

место для уединенного уик-энда с любимым человеком»1.

Воплощение атмосферы Австро-Венгерской монархии стало визитной карточкой кафе «Май-ер». Историческое кафе, расположенное в центре Братиславы, было открыто в 1913 году. Оно было создано по образцу кафе, открытого в Вене в 1873 г. Юлиусом Майером, поставщиком кондитерских изделий для императорского двора. Тема Австро-Венгерской монархии проявляется в оформлении в стиле венских кондитерских, с венскими стульями, изящными столами, отделкой светлого дерева. На полке перед зеркалом стоит небольшой бюст Франца Иосифа, стенная панель украшена портретом Сисси с бриллиантовыми звездами. Оба монарха в данном случае выступают как символы эпохи, символы империи. Напоминанием о Словакии как части Австро-Венгрии служит меню кафе, полностью состоящее из словацких и венских десертов2.

Рост интереса к личности Сисси в Словакии фиксируется и в событиях не туристских, но отчасти с туризмом связанных. Так, в Кошице, в Музее Восточной Словакии была организована выставка «Королева Елизавета и мода» в сотрудничестве со свадебным салоном ББИа из венгерского Геделле. На выставке были представлены картины и копии платьев Елизаветы, от бальных до нарядов для верховой езды. Вместе с этим, был организован художественный конкурс для посетителей под названием «Новое платье императрицы», на котором принимались графические эскизы и конкретные модели, выполненные гостями выставки3.

В Братиславе на сцене Словацкого национального театра венгерским режиссером Энике Эшеньи в 2018 г. была поставлена историческая драма «Сисси (эскапады Елизаветы Австрийской)» по мотивам пьесы Вильяма Климачека. Драма посвящена биографии императрицы. Перед зрителем предстают ключевые моменты ее жизни - неудачный брак, авторитарное вмеша-

1 Tripadvisor // URL: https://www.tripadvisor.com/Hotel_ Review-g274945-d3380553-Reviews-or5-Hotel_Elizabeth-Trencin_Trencin_Region.html#REVIEWS (дата обращения: 19.11.2021).

2 Cafe Mayer. URL: http://www.kaffeemayer.sk/ (дата обращения: 7.11.2021).

3 Nádherné róby cisárovnej Sissi v Kosiciach: Luxus na

vlastné oci // Dnes 24 Kosice. URL: https://kosice.dnes24.sk/ nadherne-roby-cisarovnej-sissi-v-kosiciach-luxus-na-vlastne-oci-262203 (дата обращения: 18.11.2021).

тельство свекрови в воспитание детей, венский двор с его жесточайшим церемониалом, трагедия Рудольфа; ее привычки - физические упражнения, строгие диеты, верховая езда, изучение языков, путешествия. Аннотация к постановке описывает представленный образ Сисси как прототип современной женщины - независимой, красивой и воспитанной, которая внутри скрывает боль, разочарование, одиночество и неуверенность, от которых не может избавиться4. Так старый образ Сисси заиграл новыми оттенками и стал более современным.

Подводя итоги, отметим, что в Словакии образ Сисси используется достаточно активно в сферах, связанных с туризмом и гостеприимством: в курортном деле, в экскурсионной деятельности, в гостиничном, ресторанном секторах, в анимации, в музейной сфере. Он используется при формировании имиджа территории, служит объектом показа, ивентом, средством создания стиля и атмосферы, используется в рекламе туристских дестинаций и продуктов дестинаций, в повышении продаж [5]. В Словакии применяются в основном те методы формирования и продвижения туристского продукта «Сисси», которые наработаны в странах, давно развивавших этот бренд.

Образ Сисси постепенно перестает быть образом императрицы, даже романтической императрицы, он становится все менее личностным и все больше олицетворяет образ габсбургской монархии в целом - ее престижа, аристократизма, роскоши, вкуса. Туристские маршруты и экскурсии отличаются большей достоверностью предлагаемых исторических репрезентаций. Но экскурсии также ориентированы на рынок, и репрезентации прошлого подчиняются его логике. «Вау-эффект» вытесняет обычные исторические факты. Историческая память служит продвижению интересов туризма и коммерческого сектора.

Вместе с тем, интересы коммерческого сектора и туризма меняют мемориальное пространство Словакии. Чтобы оценить степень их влияния, нужно вспомнить о той роли, которую сыграла Елизавета в создании дуалистической монархии, о том, что она являлась королевой Венгрии и была известна своей близостью и любовью к этой части империи. Неоднозначные воспоминания о пребывании Словакии в составе

4 SND. URL: https://snd.sk/en/performance/10773/sissi-elisabeth-of-austrias-escapades/2018-01-27/19-00 (дата обращения: 12.10.2021).

Венгерского королевства, связанные с процессами мадъяризации, сложности в современных словацко-венгерских отношениях, политика памяти, проводимая Виктором Орбаном на протяжении последних десятилетий, очень сильно влияют на практики коммеморации в Словакии. Государственные институты стараются дистанцироваться от тех форм сохранения памяти, которые бы напоминали о венгерском правлении1. Однако в отношении памятников Елизавете наблюдается высокая активность местных властей. Памятники реставрируются, устанавливаются заново, причем, как показывает пример статуи в Бардеевске-Купеле, даже в социалистический период, когда все напоминания о габсбургской монархии, мягко

1 Tatarenko A. The Habsburg heritage in collective memory and politics of memory: the Czech Republic, Hungary, and Slovakia (1989-2020). Lublin : Institute of Central Europe, 2021. 77 p.

говоря, не приветствовались, туризм мог корректировать политику сохранения памяти. Характерно, что при реставрации и решении вопроса о расположении памятников связь императрицы с Венгрией стараются не подчеркивать. Она выступает как представительница Габсбургского дома, а не как королева Венгрии, как символ сложной и противоречивой, но вместе с тем прекрасной эпохи [6]. Здесь туристская мифологизация истории оказалась весьма применимой.

Туристские практики влияют на коллективную память, они создают популярную историю. Многие туристы открывают для себя личность Сисси во время экскурсий и туристских мероприятий. В дальнейшем в блогах, отзывах они транслируют свои открытия, что-то забывая, что-то придумывая, и таким образом развивают старые мифы и формируют новые.

1. Божок Н. С. Коммерческий императив как фактор трансформации коммемораций культурно-исторической реконструкции // Общество: философия, история, культура. 2021. № 9. С. 91-96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46545125 (дата обращения: 17.12.2021).

2. Головашина О. В. Человек путешествующий: прошлое как символический ресурс и идентификационные риски // Философия и культура. 2018. № 5. С. 39-45. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34957980 (дата обращения: 20.12.2021).

3. Джонстон У. М. Австрийский ренессанс. Интеллектуальная и социальная история Австро-Венгрии, 1848-1938. / Пер. с англ. М. : Московская школа политических исследований, 2004. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19689363 (дата обращения: 17.12.2021).

4. Корти Конте Э. Ц. Елизавета Австрийская. М. : Книжный Клуб Книговек, 2016. 496 с.

5. Крючков И. В., Крючкова Н. Д. Историческая память и габсбургский миф: посттравматический синдром человека XX века и товар общества массового потребления // Диалог со временем. 2019. № 66. С. 86-99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36965307 (дата обращения: 20.12.2021).

6. Крючкова Н. Д., Крючков И. В., Рокина Г. В. Габсбургский миф в исторической памяти Вишеградской Европы и ее соседей // Диалог со временем. 2021. № 75. С. 174-186. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46251700 (дата обращения: 20.12.2021).

7. Шарый А. Дунай: река империй. М. : Азбука-Аттикус, 2015. 480 с.

8. Шарый А., Шимов Я. Австро-Венгрия: судьба империи. М. : Колибри, 2015. 448 с.

9. Cohen Е. Authenticity and Commoditization in Tourism // Annals of Tourism Research. 1988. V. 15. Pp. 371-386.

Статья поступила в редакцию 18.01.2022; одобрена после рецензирования 14.02.2022; принята к публикации 10.03.2022.

Об авторе

Крючкова Наталья Дмитриевна

кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений, Гуманитарный институт, Северо-Кавказский федеральный университет (355017, Российская Федерация, г. Ставрополь, ул. Пушкина, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3068-8865, intist08nk@yandex. т

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

1. Bozhok N. S. Kommercheskii imperativ kak faktor transformatsii kommemoratsii kul'turno-istoricheskoi rekonstruktsii [The commercial imperative as a factor in the transformation of commemorations of cultural and historical reconstruction]. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura = Society: Philosophy, History, Culture, 2021, no 9, pp. 91-96. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46545125 (accessed 17.12.2021). (In Russ.).

2. Golovashina O. V. Chelovek puteshestvuyushchii: proshloe kak simvolicheskii resurs i identifikatsionnye riski [A traveling person: past as a symbolic resource and identification risks]. Filosofya i kul'tura = Philosophy and Culture, 2018, no. 5, pp. 39-45. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34957980 (accessed 20.12.2021). (In Russ.).

3. Johnston W. M. Avstriiskii renessans. Intellektual'naya i sotsial'naya istoriya Avstro-Vengrii, 1848-1938 [The Austrian Renaissance. Intellectual and social history of Austria-Hungary, 1848-1938.]. Trans. from Eng. M., Publ. house of Moscow School of Political Studies, 2004. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=19689363 (accessed 17.12.2021). (In Russ.).

4. Corti Conte E. C. Elizaveta Avstriiskaya [Elizabeth of Austria]. M., Knigovek Book Club Publ., 2016, 496 p. (In Russ.).

5. Kryuchkov I. V., Kryuchkova N. D. Istoricheskaya pamyat' i gabsburgskii mif: posttravmaticheskii sindrom cheloveka XX veka i tovar obshchestva massovogo potrebleniya [Historical memory and the Habsburg myth: post-traumatic stress disorder of a human of the 20th century and a social product of mass consumption]. Dialog so vremenem = Dialogue with Time, 2019, no. 66, pp. 86-99. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36965307 (accessed 20.12.2021). (In Russ.).

6. Kriuchkova N. D., Kryuchkov I. V., Rokina G. V. Gabsburgskii mif v istoricheskoi pamyati Vishegradskoi Evropy i ee sosedei [The Habsburg myth in historical memory of Visegrad Europe and its neighbors]. Dialog so vremenem = Dialogue with Time, 2021, no. 75, pp. 174-186 Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=46251700 (accessed 20.12.2021). (In Russ.).

7. Sharyi A. V. Dunai: reka imperii [The Danube: the river of empires]. M., ABC-Atticus Publ., 2015, 480 p. (In Russ.).

8. Sharyi A. V., Shimov Ya. Avstro-Vengriya: sud'ba imperii [Austria-Hungary: the fate of the Empire]. M., Kolibry Publ., 2015, 448 p. (In Russ.).

9. Cohen E. Authenticity and Commoditization in Tourism. Annals of Tourism Research, 1988, no. 15. pp. 371-386. (In Eng.).

The article was submitted 18.01.2022; approved after reviewing 14.02.2022; accepted for publication 10.03.2022.

About the author Natalia D. Kriuchkova

Ph. D. (History), Associate Professor of the Department of Foreign History, Political Science and International Relations, Humanities Institute, North-Caucasus Federal University (1 Pushkin St., Stavropol 355017, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3068-8865, intist08nk@yandex.ru

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.