Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ В ТУРИСТИЧЕСКОМ МИФОТВОРЧЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ В ТУРИСТИЧЕСКОМ МИФОТВОРЧЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
90
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФОЛОГИЯ ПРОСТРАНСТВА / МИФОТВОРЧЕСТВО В ТУРИЗМЕ / ТУРИСТСКОЕ ЛЕГЕНДИРОВАНИЕ / ЛЕГЕНДИРОВАНИЕ ОБРАЗА БАРНАУЛА / МИФОЛОГИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА ТУРИСТСКИХ ТЕРРИТОРИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Яговец В. С., Беспалова Н. Н.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием историко-культурного потенциала территории в таком туристическом явлении как мифотворчество. Мифология пространства является важнейшей частью культуры местного населения и влияет на формирование образа территории. Это, в свою очередь, отражается на восприятии данной территории посещающими ее туристами. Мифы, отображающие культурную специфику места, выражают его дух, который наряду с городскими легендами влияет на формирование географического образа, особую атмосферу места, его культурную идентичность, что в свою очередь, выступает решающим фактором при выборе места для совершения путешествия туристами. Авторы анализируют основные элементы мифологизации туристского пространства, различные виды классификаций мифов и принципы их создания. В статье также приводятся актуальные примеры создания мифов в сфере туризма на территории Алтайского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ В ТУРИСТИЧЕСКОМ МИФОТВОРЧЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)»

https://www.altspu.ru/about_the_university/news/1 3193/ (20.04.2021).

14. Щербакова Ю. Б. Личная коллекция учителя Т. Г. Митьковской в собрании музея истории образования им. П. П. Костенкова //Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 2021. Вып. XXVII. С.429-433.

15. Судьба и Родина едины // Алтайский государственный педагогический университет. URL: // https://www.old.altspu.ru/mc/mc_ac-tion/page/2/ (20.03.2021).

16. К 80-летию АКИПКРО // Алтайский государственный педагогический университет.

URL: // https://www.old.altspu.ru/mc/mc_lib-rary/28250-k-80-letiyu-akipkro.html/ (21.03.2021).

17. Фотовыставка «Учителя в Великой Отечественной войне» в АлтГПУ // Алтайский государственный педагогический университет. URL: // https://www.old.altspu.ru/mc/mc_action/ 31127-fotovystavka-uchitelya-v-velikoy-otechest-vennoy-voyne-v-altgpu.html (20.02.2021).

18. Как мы провели «Ночь музеев» // Алтайский государственный педагогический университет. URL: // https://www.old.altspu.ru/mc /mc_action/32262-kak-my-proveli-noch-muzeev-2021.html (20.03.2021).

УДК 379.852(571.15): 659.125.37+291.13(571.15) DOI: 10.32340/2514-772Х-2021-1-67-71

В. С. Яговец, доцент

Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

viton@inbox. т

Н. Н. Беспалова,

кандидат педагогических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

natalya. bespalova.92@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ В ТУРИСТИЧЕСКОМ МИФОТВОРЧЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием историко-культурного потенциала территории в таком туристическом явлении как мифотворчество. Мифология пространства является важнейшей частью культуры местного населения и влияет на формирование образа территории. Это, в свою очередь, отражается на восприятии данной территории посещающими ее туристами. Мифы, отображающие культурную специфику места, выражают его дух, который наряду с городскими легендами влияет на формирование географического образа, особую атмосферу места, его культурную идентичность, что в свою очередь, выступает решающим фактором при выборе места для совершения путешествия туристами. Авторы анализируют основные элементы мифологизации туристского пространства, различные виды классификаций мифов и принципы их создания. В статье также приводятся актуальные примеры создания мифов в сфере туризма на территории Алтайского края.

Ключевые слова: мифология пространства, мифотворчество в туризме, туристское легенди-рование, легендирование образа Барнаула, мифологизация пространства туристских территорий Алтайского края.

Современными исследователями замечено, что разум человека мифологичен и бессознательно соотносит объективную информацию об окружающем мире с субъективным опытом, собственными впечатлениями и фантазией. Мифологичность разума в процессе развития цивилизации использовалась стихийно или осознанно как в глобальном, так и в локальном масштабах.

Мифологизацию пространства исследователи определяют как «процесс генерации художественных образов на основе реальных свойств и событий, с этой территорией связанных» [1]. Основой для формирования мифологического пространства являются легенды, эпос, народные предания, художественный вымысел, устное народное творчество, рассказы очевидцев о мистических событиях и т. п.

Мифология пространства является важнейшей частью культуры местного населения и влияет на формирование образа территории и, следовательно, на его туристический бренд. Наиболее яркие, аутентичные и целостные произведения становятся частью нематериального культурного наследия человечества, пополняя соответствующий список ЮНЕСКО.

Мифы, отображающие культурную специфику места, выражающие его дух, связаны с таким понятием, как гений места, который наряду с городскими легендами влияет на формирование географического образа. Гений места - это мифологический персонаж, художественный образ или реальный человек, создающий и оберегающий особую атмосферу места, его культурную идентичность. Согласно П. Вайлю «гений места выражается в неразрывной, но таинственной связи человека-творца с местом его обитания, обладающим особой неповторимой атмосферой». Яркими примерами этого являются Шерлок Холмс в Лондоне, Ромео и Джульетта в Вероне.

Многие исследователи в сфере туризма отмечают закономерность, и даже необходимость использования мифологизации для расширения туристского потенциала территории. Так, Е. А. Джанджугазова указывает, что «мифологическое пространство - это особый тип туристского пространства, основанный на искусственно созданных туристских аттракциях на основе мифологизации территории» [2].

Также для уточнения современного функционального назначения мифологизации используют другие термины. Например, П. С. Ширинкин [3] определяет: «туристское легендирование - это совокупность маркетинговых методов и приемов по созданию (выделению) легенды, «доращиванию» ее до категории бренда и доведению ее с помощью рекламы и пиара до потенциального и реального туриста». Целью туристского легендирования является подготовка благоприятных условий по созданию когнитивной системы образов, эффективно усваиваемых современными туристами для решения региональных управленческо-административных задач, связанных с развитием туризма на конкретной территории, а также по формированию у потенциальных потребителей-туристов устойчивой туристской мотивации, которая лежит в основе большинства путешествий.

Характерной чертой мифотворчества в туризме, особенно на современном этапе, является его тесная связь с мистикой. Иррациональное, сверхъестественное становится мощным фактором туристического развития отдельных территорий. Туристическая мифология, связанная с

мистикой, может быть обоих указанных выше типов, то есть как выразителем культурной специфики места, так и сознательной мистификацией. Например, привидения в английских и шотландских замках - это часть национальной культуры Великобритании, нашедшая выражение в искусстве и литературе от Чарльза Диккенса до Оскара Уайльда. Естественно, и туризм эксплуатирует этот устоявшийся миф.

Среди других примеров туристической мифологизации можно выделить знаменитое озеро Лох-Несс в Шотландии, города Розуэлл (падение НЛО) и Салем (охота на ведьм) в США, Фатима (явление Девы Марии) в Португалии и многие другие места. В России этот процесс масштабно активизировался сравнительно недавно, но уже появилось немало интересных проектов (например, «Сказочная карта России»).

В научных изданиях в последние годы появилось немало статей, посвященных мифологизации и туристскому легендированию, приводятся примеры из практики, разрабатываются классификации (см. рис. 1), методики, технологии. На основе анализа различных источников можно выделить следующие признаки «правильного» туристского мифа:

- территориальная определенность;

- возможность визуализации и транслирования;

- позитивный контекст (по возможности);

- актуальность для современной аудитории, доступность для понимания;

- эмоциональный мотив прикосновения к тайне, загадке;

- информационный шлейф, масштабность распространения;

- возможность использовать в турах, экскурсиях, туристских событиях, производстве сувенирной продукции;

- этичность, толерантность, отсутствие оскорблений.

Очевидны и требования к гидам, экскурсоводам и прочим «носителям мифологического наследия»: уметь отличать вымысел от достоверной, научно выверенной информации, иметь ссылки на первоисточники туристских мифов, не вводить в заблуждение туристов и экскурсантов относительно исторических фактов и окружающей среды. Особенно это касается организаторов «авторских экскурсий», которые, следуя спросу на сенсации и эксклюзив, уводят людей в безосновательную эзотерику и искажают реальность.

В данном аспекте А. Ю. Синцов предлагает выделять 2 типа мифов:

Рис. 1. Принципы классификации туристских легенд (Афанасьев О. Е., Афанасьева А. В., 2015) [4].

1. Мифы, выражающие дух города, душу народа, относящиеся к ядру культуры, характеризующие ее сущность.

2. Мистификации, уводящие в сторону от сущности. Могут быть разных видов - например, то, что находится на периферии культуры, выдается за ядро, за ее главную характеристику. Также мистификации могут проявляться в виде сознательного искажения исторических фактов, топонимов, в виде подмены понятий с целью создания туристского интереса [5].

Таким образом, в настоящее время в использовании нематериального культурного наследия наблюдаются разнонаправленные тенденции: с одной стороны такие феномены становятся объектами изучения и охраны на самом высоком уровне (Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО) [6], с другой стороны, по мнению многих авторов «резко возросло внимание социума к локальному, курьезному, странному, аномальному - что связано с происходящей в эпоху постмодерна эволюцией культуры и общественной морали, изменением представлений о должном и допустимом и с радикальными изменениями в сфере массовых коммуникаций (резкое увеличение числа каналов распространения информации, снятие цензурных ограничений и др.)» [7].

Легендарный образ Барнаула начал формироваться достаточно давно. Вначале стихийно как народный фольклор, связанный с социальными и трудовыми отношениями на сереброплавильном заводе в ХУШ-Х1Х вв. Затем в литературных произведениях А. М. Родионова,

М. И. Юдалевича и других о Демидове, Ползу-нове, Фролове, о беглеце Сороке, о «Голубой Даме». Следует отметить, что в XXI веке выпущено не так много литературы о Барнауле, в основном это фотоальбомы и небольшие путеводители. В последние годы одним из самых креативных и плодовитых писателей-мифотворцев стал Василий Токмаков, благодаря произведениям которого некоторые рецензенты в блогах и соцсетях начали именовать Барнаул «мистической столицей России». На каналах РЕН-ТВ и НТВ отсняты достаточно интересные телефильмы о легендарном наследии Барнаула.

В сети Интернет создаются специальные сайты-«лэндинги» по легендам и былям Барнаула. На официальных сайтах барнаульских СМИ обязательно есть раздел о легендах и мифах города. Особенно большую роль в этом сыграл портал АМИК, на котором уже более 10 лет собирают городские легенды и были от краеведов и экспертов.

Пестрят барнаульскими легендами социальные сети, лайв-журналы. Даже на популярном российском туристском портале Rus-sia.travel есть страница о барнаульских легендах. Наиболее популярными темами барнаульских легенд является наследие горнозаводской эпохи, в том числе самая известная «Легенда о Голубой даме», есть ряд легенд купеческого периода. В советское время, в силу специфики борьбы с заблуждениями, мифологизация скорее основывается на малоизвестных или засекреченных фактах, а вот в постсоветское время началось как возрождение старых легенд, так и

создание абсолютно новых, нередко «фейко-вых» тематик (например, Барнаульский метрополитен). Барнаульские турфирмы также не обошли стороной популярную тему и в каталогах экскурсий у многих из них за последние годы появились тематические экскурсии и даже квесты с мистической сюжетной линией.

В последние годы городская администрация также озаботилась вопросом формирования образа, туристского бренда Барнаула. В рамках поддержанного федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ» туркластера «Барнаул - горнозаводской город» появилась возможность профинансировать некоторые элементы туристского бренди-рования территории.

Был создан абсолютно новый образ на основе использования популярного Интернет-мема «превед-медвед»: так появился новый логотип, новая легенда, снят видеоклип, поставлен уже полюбившийся горожанами и гостями арт-объект «Дед-Медвед».

Однако не всем активистам и экспертам в городе эта идея пришлась по душе. Вероятно, это связано с определенным непониманием и зачастую несоответствием тех задач, которые были положены в основу концепции туркласте-ра и реальным финансированием объектов. Экскурсионная практика показала, что новый туристский бренд Барнаула интересен лишь только детской аудитории.

Среди других туристских центров Алтайского края заметно выделяется мифологизации пространства в Бийском и Белокурихинском туристских районах, что вероятнее всего связано с активным спросом туристов на подобную информацию и креативом от местных экскурсоводов. Так, в Бийске была предпринята попытка стать сибирской столицей пельменя, для чего, в течение нескольких лет успешно организовывался чемпионат поспортивному пельменингу, в котором принимал участие ведущий телепередачи «Поедем, поедим!» Джон Уоррен. А по Чуйскому тракту неподалеку от родины В. М. Шукшина с. Сростки расположился один из ярких примеров мифологизации - этнокультурный парк «Легенда» и музей-панорама «Алтай. История России», созданный под руководством председателя общественной организации «Союз национальных культур Алтая» А. М. Иг-натенко. Здесь можно непосредственно наблюдать визуализированный авторский вариант материализации нематериального культурного наследия Алтайского региона.

Также активно пополняется «мифологический арсенал» курорта федерального значения Белокуриха, благодаря творческим инициативам экскурсоводов и руководителя городского музея Белокурихи им. С. И. Гуляева Т. А. Батуевой. Практикующие экскурсоводы предлагают экскурсантам пять интригующих версий толкования названия «Белокуриха» и успешно проводят экскурсию под названием «Мистическая Бело-куриха».

В мифологизации туристического пространства заметную роль играют «гении места», среди которых в Алтайском крае можно назвать В. М. Шукшина, М. Т. Калашникова, Г. С. Титова, М. С. Евдокимова, В. С. Золотухина. Вместе с тем, следует отметить, что наблюдается определенный «мифологический дефицит» в новых туристических зонах Алтая, таких как «Бирюзовая Катунь», «Белокуриха Горная», природный парк «Предгорья Алтая», курорт Яровое, спортивно-туристский кластер «Тягун». На наш взгляд, данные территории еще успеют «обрасти» различными мифами и легендами, которые привлекут внимание различного рода путешественников и туристов.

Таким образом, мифологизация туристского пространства на основе использования историко-культурного потенциала, является важнейшей частью культуры местного населения и влияет на формирование запоминающегося образа территории, что, в свою очередь, отражается на восприятии данной территории посещающими ее туристами. Мифы, отображающие культурную специфику места, выражают его дух, который наряду с городскими легендами, влияет на формирование географического образа, особую атмосферу места, его культурную идентичность, выступают решающими факторами при выборе места для совершения путешествия туристами. В связи с этим можно сделать вывод о том, что использование мифологизации пространства необходимо в целях расширения туристского потенциала любой территории, в том числе и Алтайского края.

Список литературы

1. Волкова Т. А., Карпова Ю. И., Мищенко А. И., Задорожняя В. В. Мифологизация рекреационного пространства как фактор освоения территории // Географические исследования Краснодарского края. Краснодар, 2012. С. 173177.

2. Джанджугазова Е. А. Туристско-рекреа-ционное проектирование. Москва, 2014. 272 с.

3. Ширинкин П. С. К вопросу об использовании символических средств и ресурсов в развитии гуманитарного потенциала территории // Философские науки. 2016. № 4 . С. 104-113.

4. Афанасьев О. Е., Афанасьева А. В. Функциональное значение и место туристских легенд в формировании привлекательных свойств дестинаций // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. Том 9. 2015. № 1. С.52-59.

5. Синцов А . Ю. Мифология в туризме: опыт историко-культурологического анализа //

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2016. С. 54-57.

6. Browse the Lists of Intangible Cultural Heritage and the Register of good safeguarding practices. URL: https://ich.unesco.org/en/lists (19.05.2021).

7. Леонов И. В., Кириллов И. В., Жаркова А. Г. «Новые традиции» как феномен современной туристической отрасли // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2020. № 4 (26). С. 13-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.