Научная статья на тему 'Образ Иисуса Христа в лирике А. Блока'

Образ Иисуса Христа в лирике А. Блока Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2205
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОК / ОБРАЗ / ПОЭТ / УНИКАЛЬНОСТЬ / ХРИСТОС / ОСМЫСЛЕНИЕ / МИР / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ХРИСТИАНСКАЯ СИМВОЛИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кондаков Николай Сергеевич

В статье рассматривается образ Христа в лирическом периоде творчества А. Блока и восприятие этого образа самим поэтом. Сопоставляется отношение к образу Христа в произведениях Блока разных исследователей. Утверждается глубина и важность исследуемой темы. Сделан вывод о том, что Блок обращался к образу Христа в самых различных ситуациях, поэтому читателю предоставляется возможность наблюдать этот образ всегда разноплановым, но в то же время, одним и тем же. Иисус Христос предстает во всей своей чистоте, истине и силе. Таким показан образ Христа в ранних творениях поэта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ Иисуса Христа в лирике А. Блока»

УДК 101

Кондаков Николай Сергеевич

аспирант.

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

[email protected]

Nikolay S. Kondakov

Graduate student.

Name Ampere-second Institute of International Law and Economy Griboyedova [email protected]

Образ Иисуса Христа в лирике А.Блока

The image of Jesus Christ in the lyrics Blok

Аннотация. В статье рассматривается образ Христа в лирическом периоде творчества А. Блока и восприятие этого образа самим поэтом. Сопоставляется отношение к образу Христа в произведениях Блока разных исследователей. Утверждается глубина и важность исследуемой темы. Сделан вывод о том, что Блок обращался к образу Христа в самых различных ситуациях, поэтому читателю предоставляется возможность наблюдать этот образ всегда разноплановым, но в то же время, одним и тем же. Иисус Христос предстает во всей своей чистоте, истине и силе. Таким показан образ Христа в ранних творениях поэта.

Ключевые слова: Блок, образ, поэт, уникальность, Христос, осмысление, мир, произведение, христианская символика.

Annotation. Discusses the image of Christ in the lyrical period of creativity of A. Blok and the perception of this image by the poet. Maps relevant to the image of Christ in the works of the Blok different researchers. Approved by the depth and importance of the researched subject. The conclusion is that the Unit is turned to the image of Christ in a variety of situations, so the reader is provided with the opportunity to observe this image is always diverse, but at the same time, one and the same. Jesus Christ appears in all its purity, truth and power. This shows the image of Christ in the early works of the poet.

Keywords: Blok, image, poet, uniqueness, Christ, understanding, peace, work, Christian symbolism.

Александр Блок жил на стыке двух эпох - конце XIX - начале XX веков. Стоит отметить, что это время характеризуется значительными изменениями духовно-нравственного состояния во всех слоях общества в Российском государстве. В конце XIX - начале XX веков церковь не оказала достойного противодействия деструктивному влиянию идей рационализма, прогресса, материализма, атеизма, и пр., которые явились мировоззренческим основанием духовно-нравственного кризиса того времени. Поэтому А. Блок ощутил недостаток

веры в Христа. То была глубоко личная духовная проблема, переживаемая им с юности.

Стихи Александра Блока всегда были проникнуты необычайной тайной, которую, пожалуй, можно сравнить лишь с тайной земной жизни Иисуса Христа. В своих произведениях великий русский поэт затрагивал различные, волнующие, вечные темы и нередко сквозь их призму представлялся Образ Христа.

Уже раннее творчество дает возможность понять, что поэт всегда ждет какого-то чуда в своей жизни, и это было непременно связано с его верой. Современник А.А. Блока К.И Чуковский имел противоречивое суждение о ранних стихах поэта. С одной стороны, он считал, что «Его первая книга была самая религиозная книга изо всех за десятки лет. В ней, особенно на ее первых страницах, чувствовалась еще сохранившаяся детская вера» [6]: С глубокою верою в Бога Мне и темная церковь светла.

С другой стороны Чуковский писал, что: «Христианство Блока было почти без Христа. Даже в тех стихах его первого тома, где сказались его надежды на второе пришествие, внушенные ему Влад. Соловьевым и Андреем Белым, не было упоминания о Христе. Христос хоть и присутствовал в книге, но еле угадывался в тумане, а на его месте озаренная всеми огнями сияла во всей своей славе Она» [6, с. 122].

С Чуковским можно согласиться в том, что «Прекрасная дама» в первом томе стихов Блока занимает особое место, но вместе с тем, через всю книгу красной нитью проходит мысль о Христе, что будет видно в произведениях, представленных ниже.

В стихотворении первого тома «Сомкни уста, твой голос полн» Блок впервые в своем творчестве обращается к личности Христа и всеми силами души желает познать Его [2]:

А я, ничтожный смертный прах, У ног твоих смятенно буду Искать в глубоких небесах Христа, учителя Иуды.

Любовь, переживания, страдания А. Блока в его жизни неотвратимо заставляют поэта уже с самой юности искать Иисуса Христа - Утешителя и Учителя.

А. Блок был воспитан в благочестивом духе, традиционной чистоте и девственности семейных отношений. Свою первую любовь к невесте, Любови Менделеевой поэт воспринимал сквозь призму райских полетов. Его сознание было окрашено в «розовые» тона. Встреча же Блока с В. Соловьевым и группой символистов, которые окружили его роман с Любовью Менделеевой настоящим обожанием, только подлила масла в уже горевший огонь. Под влиянием философии и поэзии Вл. Соловьева, А. Блоком окончательно овладели возвышенно-романтические и мистические переживания. Символисты, не колеблясь, нашли в нем идеального выразителя своих идей. Письма поэта к невесте были преисполнены романтической восторженности влюбленного юноши. Однако, именно этот эпистолярный цикл в целом - уникальное свидетельство о духов-

ной жизни раннего Блока, об истоках его мистического сознания. «Самый этот «мистицизм» - пишет Блок Л. Д. Менделеевой 22 февраля 1903 года, - есть самое лучшее, что во мне когда-нибудь было; он дал мне пережить и почувствовать (не передумать, а перечувствовать) все события, какие были в жизни, особенно 1) ярко, 2) красиво, 3) глубоко, 4) таинственно, 5) религиозно...

Мистицизм не есть «теория»; это - непрестанное ощущение и констатирование в самом себе и во всем окружающем таинственных, живых, нерушимых связей друг с другом и через это - с Неведомым. Это - религиозное сознание, а не бессознательное затуманивание головы... Мистики совсем не юродивые, не «олухи Царя Небесного», а только разряд людей особенно ярко и непрерывно чувствующих связи с «Иным»... Вот что такое «мистицизм». Он проникает в меня всего, я в нем, и он во мне. Это моя природа. От него я пишу стихи [3].

С. Аверинцеву принадлежит очень точная характеристика религиозных притязаний символизма: «Символисты легко приступали к штурму верховных высот мистического восхождения: «новое религиозное сознание» было лозунгом их культуры. Старые критерии для отличения христианского от антихристианского или хотя бы религиозного от антирелигиозного отменялись, новых не давалось, кроме самого общею: «гори!». Поэтому для символизма в некотором смысле все - религия, нет ничего, что не было бы религией (т. е., выражаясь более трезво, нет ничего, что не поддавалось бы религиозной стилизации по некоторым правилам игры. У акмеистов святость сакрального слова восстанавливается через подчеркивание его запретности...» [1].

Совершенно с иной стороны подошел к этой проблеме М. Гаспаров, рассматривающий ее не только применительно к символизму, но к модернизму в целом. Здесь речь идет не о религиозной стилизации, а о потребности новой культуры в утверждении чего-то единственно истинного. Для большинства поэтов это - «Бог, понимаемый по-разному, Зинаидой Гиппиус, Вячеславом Ивановым, «пантеистом» Бальмонтом, «соловьевцами» Блоком и Белым и т. д., но всегда соотносимый с явлениями этого мира и прежде всего с жизнью поэта, его исканиями, любовью и страданием [4].

Особое место в этом ряду принадлежит, несомненно, Блоку. Его отличала органичность мистического восприятия мира. Так, в стихах «О Прекрасной Даме» поэтический мир Блока озарен религиозным идеалом. Эти таинственные, тревожные, проникнутые молитвой стихи почти всегда связаны у поэта с ожиданием несказанного чуда. Сама же Прекрасная Дама соотнесена с образом юного Христа [2, с. 216]:

Ты была светла до странности И улыбкой - не проста Я в лучах твоей туманности Понял юного Христа. Проглянул сквозь тучи прежние Яркий отблеск неземной.

Вся несравненная нежность Христа, выше которой ничего не может быть, небывалым образом озаряет поэта в лице его первой любви.

Однако юношеская мечтательность и романтическое представление о жизни уступает место суровой реальности у Блока уже в 1900 году, в стихотворении «Мы все уйдем за грань могил», где также упоминается Христос [2, с.110]:

Любить и ближних, и Христа Для бедных смертных - труд суровый. Любовь понятна и проста Душе неведомо здоровой. У нас не хватит здравых сил К борьбе со злом, повсюду сущим, И все уйдем за край могил Без счастья в прошлом и в грядущем.

Поэт открыто сомневается в возможности людей жить по учению Христа и следовать Его заповедям. Говоря о слабости человека, Блок имеет в виду склонность его натуры к злу. Так как любовь является тяжелым трудом и жертвой, немногие, по мнению поэта, способны ее проявлять и нести через всю свою жизнь.

В стихотворении «Кто плачет здесь? На мирные ступени», написанном в марте 1902 года, поэт прямо говорит нам об уникальности Рождения Христа. Все это произведение проникнуто Божественным чудом, откровением, исполнением многих библейских пророчеств, необычайной радостью. Ведь с приходом Христа грешный мир увидел истинный Свет, надежду, мир, покой, милость, благодать, прощение, спасение, жизнь вечную и любовь [2, с. 229]: Кто плачет здесь? На мирные ступени Всходите все - в открытые врата. Там - в глубине - Мария ждет молений, Обновлена рождением Христа. Здесь места нет победе жалких тлений, Здесь всё - Любовь. В открытые врата Входите все. Мария ждет молений, Обновлена рождением Христа.

В последнем четверостишии А. Блок провозглашает нам Великую истину о том, что Христос принимает всякого, кто захочет прийти к Нему, признать Его своим Господом и Спасителем, поклониться Ему и принести в дар свое сокрушенное сердце и душу. Да и сам поэт этим стихотворением дает понять, что он на пути ко входу в открытые врата. Вообще, стоит отметить, что в 1902 году в творчестве поэта Христос упоминается очень часто. Это связано с окончательным осознанием Блоком масштаба фигуры Христа. Поэт в своих произведениях переходит к осмыслению мира, обращается все чаще и чаще к библейским картинам.

Однако всего через месяц Блок пишет стихотворение: «Люблю высокие соборы, душой смиряясь посещать», в котором раскрывает двойственность своей души [2, с. 234]:

Люблю высокие соборы, Душой смиряясь, посещать,

Входить на сумрачные хоры, В толпе поющих исчезать. Боюсь души моей двуликой И осторожно хороню Свой образ дьявольский и дикий В сию священную броню. В своей молитве суеверной Ищу защиты у Христа... Но из-под маски лицемерной Смеются лживые уста.

Несомненно, поэт стремился к самому возвышенному, нежному, искреннему, но постепенно, не находя этого в своей жизни, он осознает, что не в силах бороться со второй половиной своей души, которая непрестанно зовет его к греховной действительности существующего мира. Об этом же свидетельствует высказывание исследователя творчества Блока М.М Дунаева: «Он и ко Христу склоняется, и о дьяволе память не оставляет. Не всё ли равно, кому поклоняться! - так возглашает «век»» [5].

Отсюда кабацкий разгул, пьянство - все это становится для него вполне обычным явлением. Поэт внутренне чувствует непреодолимое желание покаяться, и образ Христа - Заступника, единственного, кто может помочь мечтателю в борьбе против темных сил, появляется в стихотворении в ореоле спасительной истины.

Еще одно стихотворение 1902 года: «О легендах, о сказках, о тайнах» является не таким известным, но в нем также упоминается Христос. Спаситель представляется нам в этом произведении во всей своей силе и истине [2, с. 276]: О легендах, о сказках, о тайнах. Был один Всепобедный Христос. На пустынях, на думах случайных Начертался и вихри пронес. Мы терзались, стирались веками, Закаляли железом сердца, Утомленные, вновь вспоминали Непостижную тайну Отца. И пред ним распростертые долу Замираем на тонкой черте: Не понять Золотого Глагола Изнуренной железом мечте.

Блок этим стихотворением дает понять, что люди, несмотря на завещанную им, Христом, истину, в своей жизни руководствуются совершенно иными идеалами. Люди настолько далеки от «Золотого Глагола», что свет не проливается на них, ведь их цель одна - железная мечта.

В замечательном и таинственном стихотворении того же года поэт рисует нам картину рождения Христа [2, с. 271]: Был вечер поздний и багровый, Звезда-предвестница взошла.

Над бездной плакал голос новый -Младенца Дева родила. И было знаменье и чудо: В невозмутимой тишине Среди толпы возник Иуда В холодной маске, на коне. Владыки, полные заботы, Послали весть во все концы, И на губах Искариота Улыбку видели гонцы.

Взяв за основу библейский сюжет, поэт переходит в своем повествовании к подробностям. Во втором четверостишии он описывает плач Младенца, и представляет нашему воображению людей, которые, независимо от своего положения в обществе, пришли поклониться Иисусу. Далее же появляется образ Иуды. Его зловещая улыбка в концовке стихотворения поражает читателя и вызывает чувство ужаса и отвращения.

В раннем творчестве Блока Христос упоминается постоянно. Это - глубинная тема всего тома, которая во многом определяет его структуру. В «Стихах о Прекрасной Даме» образ Иисуса во многом показывает мистический идеал поэта. В других произведения Христос предстает нам как Христос - Учитель, как юный Христос, как Христос - Спаситель, готовый принять каждого, кто придет к нему, как Христос - Заступник, как Христос - Младенец. Христианская идея, христианская символика важна была для всего творческого пути Блока, для его духовного пути. Чтобы понять глубину и постичь смысл произведений, необходимо постоянно видеть контекст, без которого невозможно постичь глубину смыслов произведений Блока. Именно поэтому в работе я часто обращаюсь к текстам произведений.

Блок обращался к образу Христа в самых различных ситуациях, поэтому читателю предоставляется возможность наблюдать этот образ всегда разноплановым, но в то же время, одним и тем же. Иисус Христос предстает во всей своей чистоте, истине и силе. Таким показан образ Христа в ранних творениях поэта.

Литература:

1. Аверинцев С.С. Конфессиональные типы христианства у раннего Мандельштама: в кн.: «Слово и судьба. Осип Мандельштам. Исследования и материалы». - М, 1991. - С. 278, 288. К.И.

2. Блок А. Полное собрание стихотворений в трех томах, 2009 Москва 2009 г. том 1. - С. 75.

3. Блок А. Литературное наследство, 1987, т.89. «Письма к жене». - С. 107 -108.

4. Гаспаров М.М. Поэтика «Серебряного века» - в кн. «Русская поэзия «Серебряного века» 1890 - 1917. Антология». - М, 1991.- С. 10.

5. Дунаев М. М. Православие и русская литература. - 2-е изд., испр., доп.-М.: Христианская литература. - Т. 5. 2004 г.- 434c.

6. Чуковский К.И. Собрание сочинений в 15 томах. Том 8. Литературная критика 1918-1921. - С.121.

Literature:

1. Averintsev S.S. Confessional types of Christianity in the early Mandelstam: in the book: «The word and destiny. Osip Mandelstam. Research and materials ».M, 1991. - Р. 278, 288. K.I.

2. Blok A. Complete collection of poems in three volumes, 2009 Moscow 2009 volume 1. - Р. 75.

3. Blok A. Literary heritage, 1987, t. «Letters to his wife. - Р. 107 -108.

4. Gasparov M.M. Poetics of «Silver age» - in the book. «Russian poetry of the Silver age 1890 - 1917. Anthology». - M, 1991. - Р. 10.

5. Dunaev M.M. Orthodoxy and Russian literature. - 2-e Izd., Corr., extra - M: Christian literature. - 5 so. 2004 - 434р.

6. Chukovsky K.I. Collected works in 15 volumes. Volume 8. Literary criticism of 1918-1921. - Р.121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.