Научная статья на тему 'ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ВРАЧА В АНТИЧНОСТИ В МЕДИЦИНСКИХ СИМВОЛАХ И ЭМБЛЕМАХ'

ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ВРАЧА В АНТИЧНОСТИ В МЕДИЦИНСКИХ СИМВОЛАХ И ЭМБЛЕМАХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
496
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ СИМВОЛЫ И ЭМБЛЕМЫ / ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ВРАЧА / АСКЛЕПИЙ / ПОСОХ / ЗМЕЯ / MEDICAL SYMBOLS AND EMBLEMS / THE IMAGE OF THE IDEAL DOCTOR / ASCLEPIUS / STAFF / SNAKE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Джуган Арина Васильевна

Существует множество медицинских символов, означающих как врачевание в целом, так и отдельные направления медицины. Однако главными символами медицины Античности были змея, посох и фигура Асклепия, бога врачевания. Значения этих символов коррелируют с качествами, которыми должен обладать идеальный врач в Античности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF AN IDEAL DOCTOR IN ANTIQUITY IN MEDICAL SYMBOLS AND EMBLEMS

Many medical symbols mean both healing in general and individual areas of medicine. However, the main symbols of the medicine of Antiquity were the snake, the staff and the figure of Asclepius, the god of medicine. The meanings of these symbols correlate with the qualities that ideal doctor in Antiquity should possess.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ВРАЧА В АНТИЧНОСТИ В МЕДИЦИНСКИХ СИМВОЛАХ И ЭМБЛЕМАХ»

ИСТОРИЯ СТРАН ЗАПАДА

УДК 94(38)

Джуган Арина Васильевна

студентка 2-го курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: dzhugan44@gmail.com

ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ВРАЧА В АНТИЧНОСТИ В МЕДИЦИНСКИХ

СИМВОЛАХ И ЭМБЛЕМАХ

Arina V. Dzhugan

2nd year Student of Historical Faculty

Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: dzhugan44@gmail.com

IMAGE OF AN IDEAL DOCTOR IN ANTIQUITY IN MEDICAL SYMBOLS

AND EMBLEMS

Аннотация. Существует множество медицинских символов, означающих как врачевание в целом, так и отдельные направления медицины. Однако главными символами медицины Античности были змея, посох и фигура Асклепия, бога врачевания. Значения этих символов коррелируют с качествами, которыми должен обладать идеальный врач в Античности.

Ключевые слова: медицинские символы и эмблемы, образ идеального врача, Асклепий, посох, змея.

Abstract. Many medical symbols mean both healing in general and individual areas of medicine. However, the main symbols of the medicine of Antiquity were the snake, the staff and the figure of Asclepius, the god of medicine. The meanings of these symbols correlate with the qualities that ideal doctor in Antiquity should possess.

Key words: medical symbols and emblems, the image of the ideal doctor, Asclepius, staff,

snake.

Медицина играла огромную роль в культурно-историческом пространстве Древней Греции и Рима. Важной частью медицинской сферы является образ врача, представления о котором транслировались через труды Гиппократа и Галена. Эти представления нашли выражение в медицинских символах и эмблемах, которые, суммируя свои значения, создавали цельный

© Джуган А.В., 2020

образ идеального врача. Повсеместное распространение символов и закрепление их в качестве официальных эмблем медицинских и фармацевтических организаций свидетельствует о том, что идеалы врачевания не претерпели серьезных изменений и актуальны по сей день.

В Античности эмблемой называли работу, связанную с мозаикой и украшением поверхностей разных предметов. Символ - изречения немногих, которые соединены с эмблемой, руководствуют нас к познанию другой вещи или другого смысла в себе содержащих [5, с. 6]. Символ был способом существования и общения в жизни древних людей. Впоследствии символы нашли отражение в различных эмблемах.

Согласно классификации, медицинские эмблемы разделяются на общие и частные [3]. Общие медицинские эмблемы характеризуют врачевание в целом, в то время как частные символизируют отдельные направления медицины. К общим медицинским эмблемам относят змею, обвивающую посох Асклепия, чашу, треножник, омфалос, свечу, зеркало, а также двух змей, обвивающих посох-кадуцей (жезл Гермеса). Помимо змей к общим медицинским эмблемам относятся горящая свеча (факел), сердце на ладони, петух и др. Но все же наиболее известным изображением остается змея, обвивающая посох Асклепия. Остальные символы встречаются реже и об их значении, как правило, мало что известно. Н.М. Максимович-Амбродик определяет медицину как «врачебную науку, представляемую в образе стоящего Эскулапия в лавровом венце, держащего в одной руке змею, около его локтя обвившуюся, а в другой трость [5, с. 23].

Асклепий, посох которого обвивает змея, - это самый часто встречающийся символ медицины в Античности. Обычной считается практика вычленения значения из каждого символа, но мы считаем, что все значения надо рассматривать целостно, потому что вместе они составляют образ, тождественный тому, который создали отцы медицины Гиппократ и Гален. Большинство таких трактатов-наставлений было собрано в «Гиппократовом сборнике»: «О враче», «Закон», «О благоприличном поведении», «Клятва».

134

Уже в V в. до н.э. греческая медицина начала превращаться в искусство с массивом теоретических знаний [10, с. 40]. Такие нормы были необходимым условием существования «профессии от бога» - профессии врача, который мог изменить ход человеческой жизни: спасти больного от верной смерти или же ускорить ее наступление, совершив преднамеренную или случайную ошибку. Эти нормы налагалась на три больших пласта врачевания: личные и профессиональные качества врача и взаимоотношения врача с больным. Только комплексное взаимодействие структур могло гарантировать и соответствие образу идеального врача, и профессионализм, и славу, и возможное материальное богатство. По нашему мнению, существование определенных медицинских символов обусловлено заложенным в них глубоким смыслом. Значения, которые имеют эмблемы, прямо или косвенно отражают сущность медицинской профессии - качества, которыми обладал как Асклепий, так и те, кто занимается врачеванием. Остановимся на трех символах медицины, которые, на наш взгляд, отражают идеальный образ врача в Античности - это змея, посох и фигура Асклепия.

Змея - это традиционный символ врачевания. Доктором медицинских наук Э.Д. Грибановым было предложено три теории возникновения змеи как атрибута медицины:

1. Согласно греческой мифологии, Асклепия пригласил к себе критский царь Минос, чтобы тот воскресил его мертвого сына. Во время пути Асклепий заметил, что его посох обвила змея. Он убил ее, но на пути встретилась вторая змея, во рту у которой была чудодейственная трава, воскресившая мертвую змею. Асклепий воспользовался этой травой и воскресил царского сына. В дальнейшем он стал использовать эту траву при лечении других людей.

2. Происхождение змеи и посоха как прототип лечения от ришты. Традиционно лекари удаляли паразита, наматывая его на палочку. Червь, намотанный на нее, был прообразом змеи.

3. Змея, как возбудитель человеческого страха, должна отпугивать болезнь своим грозным видом.

В сознании представителей ранних цивилизаций змея символизировала воду и землю, бессмертие и вечную юность. У Н.М. Максимовича-Амбродика змея трактуется в нескольких значениях: рассуждение, зависть, раздор, мятеж, здравие. Такие разные значения этого символа отнюдь не редки, ибо любой символ может иметь, по крайней мере, две противоположные интерпретации, которые должны слиться, чтобы он обрел полный смысл [1, с. 46]. Также она означала мудрость, на что указывает ее греческое наименование ophis, которое за исключением одной буквы является анаграммой к слову sophia - мудрость [1, с. 46].

Мудрость - это важный аспект в деятельности врача и античной медицины. В трактате «О благоприличном поведении» Гиппократ писал, что стоит «перенести мудрость в медицину, а медицину в мудрость». По его мнению, между мудростью и медициной мало различий; все то, что есть в мудрости, должно быть в медицине: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение [6, с. 111].

Практически всегда Асклепий изображается в союзе со змеей, однако изначально змея изображалась либо отдельно, либо в союзе с богиней Гигиеей. Положения змеи не являются статичными, но наиболее часто на изображениях она обвивает посох. Без посоха, отдельно от Асклепия, она изображалась реже. Именно змея служила специфичным маркером врачевания и своим смыслом дополняла образ идеального врача в Античности мудростью, что определяло морально-этическую сторону врачебной профессии.

Посох также является атрибутом, без которого трудно представить Асклепия. Посох, по мнению Н.М. Максимовича-Амбродика, «означает духовное правление, власть». Здесь посох имеет некое сходство со скипетром, который «означает верховную и самодержавную Царскую или Императорскую власть» [5, с. 53]. Значение власти и возвышения в медицинской сфере, на первый взгляд, не имеет к ней никакого отношения. Однако Гиппократ писал, что «врач-философ равен богу» [6, с. 111]. Гален, древнеримский врач, дополнил, что быть врачом-философом, значит обладать тремя частями философии - логикой, этикой и физикой [8, с. 95]. Таким образом, отцы

136

медицины приравнивали к богу врача, который овладел медицинским искусством в полном объеме.

Посох, следуя своему прямому назначению, имеет значение помощи и поддержки. Однако в переносном смысле значение понятия «помощь» можно трактовать как помощь больному. Гиппократ в «Клятве» упоминает об этом: «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. <...> В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного.» [4, с. 85]. Главное, что должен сделать врач по отношению к больному - это не навредить. Эта формула интересна тем, что отражает раннее понимание вероятности того, что лечение может принести вред [12, с. 101].

Еще одним значением посоха является представление о зрелости и старости. Чем старше врач, тем опытней он был. В глазах больного зрелый врач казался профессионалом. Как известно, врачи с ранних лет должны были посвятить всю свою жизнь служению медицине, ее изучению и приобретению практического опыта. Об этом рассуждал Платон в «Государстве»: «Искуснейшими врачами стали бы те, кто, начиная с малолетства, кроме изучения своей науки имел бы дело по возможности с большим числом совсем безнадежных больных» [9, с. 128].

Размеры посоха различны и, на наш взгляд, имеют взаимосвязь с конкретным значением. Высокий посох как бы возвеличивает фигуру Асклепия и символизирует власть. Небольшие посохи, как правило, имеют вид суковатой палки, что отождествляет его с поддержкой и помощью, практикой и знаниями.

Асклепий - бог врачевания в Античности. В «Илиаде» Гомера Асклепий -это реально существующее лицо, врач, как и его сыновья - Махаон и Подалирий: Шествуй, Талфибий, и к нам призови ты Махаона мужа Славного рати врача, Асклепия мудрого сына [2, с. 84].

Его культ первоначально пришел из Трикки в Фессалии, но он распространился на Эпидавр на Пелопоннесе, который стал важным центром культа Асклепия. Он был одновременно и распространителем божественного исцеления, и покровителем врачей [10, с. 41].

Обратимся к изображениям Асклепия. Существует несколько типов стоящего Асклепия: в правой руке высокий посох, полностью задрапированная левая рука протянута вдоль тела; в правой руке короткий посох, с открытой правой стороной тела; опирается на длинный жезл левой подмышкой; держит посох в левой руке; с горестным выражением лица [3].

Бог медицины, «поистине самого благородного из всех искусств», должен был быть олицетворением качеств, которыми должен обладать врач. Во внешнем виде врачу следовало быть хорошо упитанным, соответственно своей природе [7, с. 97]. Судя по сохранившимся статуям и монетам, Асклепий представляется довольно высоким, крепким мужчиной. Гиппократ продолжал: «<...> ему (врачу) прилично держать себя чисто, иметь хорошую одежду». Асклепий всегда изображен в идеальных одеждах, изображения обнаженным минимальны. Выражение лица Асклепия мягкое, лишь некоторые портреты могут передавать печаль и суровость. Однако Гиппократ на этот счет уверяет, что лицо врача должно быть исполненным размышления, суровость же напротив показывает мизантропию и гордость, а тех врачей, которые слишком веселы или печальны, лучше избегать [7, с. 99].

Этот культ сыграл значительную роль в формировании этических принципов врачей многих поколений, потому что Асклепий был не только богом медицины, но и в широком смысле образом идеального врача в Античности. Он стал стандартом этичного поведения, которого должны были придерживаться все практикующие врачи [11, с. 62]. Стандарт такого поведения был обусловлен тем, что в руках врача заключалась сила, способная либо вылечить, либо умертвить больного. Гиппократ и Гален помимо работ, посвященных практической науке, обращали внимание на этическую сторону врачевания, чтобы избежать появления дилетантов в медицинской среде. Нигде разделение между истинным и ложным

138

врачом не является более ясным, чем в «Клятве» Гиппократа [11, с. бб]. Так, и в изображении Асклепия, и в его главной атрибутике - посохе и змее -отразились все черты истинного врача: профессиональные (практика и знания), морально-этические (мудрость, честность, справедливость) и образцовые отношения с больными (помощь и поддержка).

Список литературы

1. Бенуас Л. Знаки, символы и мифы / пер. с фр. А. Калантарова. М.: Астрель, 2004. 16g с.

2. Гомер. Илиада. М.: АСТ, 2G18. 608 с.

3. Грибанов Э.Д. Медицина в символах и эмблемах [Электронный ресурс]. URL: http://ogeraldike.ru/books/item/f00/s00/z0000012/index.shtml_(дата обращения: 20.0З.2020).

4. Клятва // Гиппократ. Избранные книги / пер. с древнегреч. В.И. Руднева; под ред. В.П. Карпова. М., 19З6. Т. 1. С. 85-90.

5. Максимович-Амбродик Н.М. Эмблемы и символы избранные, на российский, латинский, французский, немецкий и английский языки преложенные. М.: ЛомоносовЪ, 2010. З68 с.

6. О благоприличном поведении // Гиппократ. Избранные книги / пер. с древнегреч. В.И. Руднева; под ред. В.П. Карпова. М., 19З6. Т. 1. С. 107-116.

7. О враче // Гиппократ. Избранные книги / пер. с древнегреч. В.И. Руднева; под ред. В.П. Карпова. М., 19З6. Т. 1. С. 95-106.

8. О том, что наилучший врач есть также философ // Гален. Античная и средневековая философия / пер. с древнегреч. И.В. Пролыгина. М., 2015. С. 93-100.

9. Платон. Государство. М.: АСТ, 2016. 448 с.

10. Gary B. Ferngren and Ekaterina N. Lomperis Essential Readings in Medicine and Religion. Johns Hopkins University Press, 2017. 296 p.

11. Nutton Vivian. Ancient Medicine. NY.: Routledge, 2004. 488 р.

12. Philip J. van der Eijk. Medicine and philosophy in classical Antiquity. Doctors and Philosophers on Nature, Soul, Health and Disease. Cambridge University Press, 2005. 419 p.

УДК 94(37)

Васильев Валентин Александрович

студент кафедры истории России и зарубежных стран Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия, e-mail: valesummer@mail.ru

СЕМЕЙНО-БРАЧНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОКТАВИАНА АВГУСТА

© Васильев В.А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.