УДК 378.124
В. П. Игнатьев, Е. А. Архангельская
Образ идеального преподавателя будущего по мнению студентов и преподавателей
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся определения основных личностных и профессиональных качеств, которыми должен обладать идеальный преподаватель будущего. Актуальность статьи вызвана тем, что в настоящее время нет четких представлений по данным вопросам. Имеющиеся в настоящее время суждения об идеальном преподавателе вуза значительно отличаются друг от друга, т. к. рассматриваются с различных точек зрения. На основе изучения работ отечественных авторов показывается, какими качествами, по мнению студентов и преподавателей, должен обладать идеальный преподаватель. Для того чтобы сформировать образ идеального преподавателя будущего, авторами статьи было проведено анкетирование студентов и преподавателей ряда российских вузов, которые отразили те личностные и профессиональные качества, которыми, с их точки зрения, должен обладать в будущем идеальный преподаватель. Результатом проведенного исследования могут воспользоваться молодые преподаватели, стремящиеся достичь совершенства в профессии педагога, а также выпускники вузов, желающие посвятить себя профессии педагога системы высшего образования.
Ключевые слова: образ идеального преподавателя, личностные качества преподавателя, профессиональные качества преподавателя, миссия преподавателя, профессиональная роль преподавателя.
V. P. Ignatiev, E. A. Arkhangelskaya
The image of the ideal instructor of the future according to students and instructors
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. The article deals with the issues related to the definition of the main personal and professional qualities that an ideal instructor of the future should possess. The relevance of the article is caused by the fact that there are currently no clear ideas on these issues. Currently available ideas about the ideal university instructor differ significantly, because they are considered from different points of view. Based on the study of the works of Russian authors, it is shown what qualities, in the opinion of students and instructors, the ideal instructor should have. In order to form the image of the ideal instructor of the future, the authors of the article conducted a survey of students and instructors of a number of Russian universities, which reflected the personal and professional qualities that, from their point of view, the ideal instructor should have in the future. The results of the study can be used by young university instructors who want to achieve excellence in the teaching profession, as well as university graduates who want to devote themselves to the profession of an instructor of higher education.
ИГНАТЬЕВ Владимир Петрович - д. п. н., профессор кафедры экспертизы, управления и кадастра недвижимости, доцент ИТИ, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия.
E-mail: vpi_50@mail.ru
IGNATIEV Vladimir Petrovich - Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Expertise, Management and Cadastre of Real Estate, Institute of Engineering and Technology, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Екатерина Афанасьевна - к. т. н., доцент, зав. кафедрой экспертизы, управления и кадастра недвижимости ИТИ, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия.
E-mail: e_arkhangelskaya@mail.ru
ARKHANGELSKAYA Ekaterina Afanasievna - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Head, Department of Expertise, Management and Cadastre of Real Estate, Institute of Engineering and Technology, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.
Keywords: image of the ideal instructor, personal qualities of the instructor, professional qualities of the instructor, mission of the instructor, professional role of the instructor.
Введение
Характерной чертой современности является быстрый темп развития экономики, что оказывает влияние на все сферы человеческой жизнедеятельности. И с каждым годом скорость происходящих изменений во многих отраслях экономики, особенно в высокотехнологических, только растет. В этих условиях, несомненно, существенно возрастают требования и к системе высшего образования, которая должна также быстро модернизироваться, подстраиваясь под всё ускоряющиеся темпы развития передовых отраслей экономики, связанных с микроэлектроникой, био- и нанотехнологиями, искусственным интеллектом, альтернативными источниками энергии и пр.
Происходящие изменения во многих отраслях экономики предъявляют всё более жесткие требования к уровню и качеству специалистов, выпускаемых вузами. К сожалению, большой уровень бюрократизма и чрезмерной стандартизации системы управления высшей школой, большей частью консервативный характер функционирования системы высшего образования России, не позволяют в настоящее время гибко реагировать на вызовы современности. Несмотря на массовый переход в 2011 г. российских вузов на европейскую уровневую систему высшего образования, большинство отечественных вузов продолжают функционировать преимущественно в прежнем режиме, формально перейдя на систему бакалавриат-магистратура, мало что поменяв во внутреннем содержании высшего образования. Произошла, по сути дела, простая смена вывески, что никак не отразилось на повышении качества подготовки специалистов, которые даже сейчас не полностью удовлетворяют потребностям нынешних работодателей, не говоря уже о перспективных отраслях экономики и работодателях будущего.
Нам представляется, что основное внимание при модернизации системы высшего образования должно быть уделено в первую очередь кадровому преподавательскому составу вузов. Материально-техническую базу университетов нарастить и усовершенствовать можно довольно быстро. Для этого нужны только финансовые ресурсы, которые могут быть получены путём изменения приоритетов бюджетного финансирования. Другое дело: преподавательский состав, вопрос с которым чисто финансовыми рычагами быстро решить навряд ли удастся. Консерватизм российской высшей школы связан не в последнюю очередь с тем, что большинство штатных преподавателей вузов составляют лица в возрасте старше 60 лет. Согласно исследованиям, проведенным коллективом авторов Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики, таких преподавателей в настоящее время -66,4% от общего количества всех преподавателей отечественных вузов [1]. Естественно, данное положение является итогом недостаточно продуманной кадровой политики в сфере высшего образования, непрестижностью профессии педагога и рядом других причин.
Оценка квалификационного уровня педагогических работников в нашей стране проводится на основании Федерального закона от 03.07.2016 г. № 238-Ф3 «О независимой оценке квалификации», вступившего в силу с 1 января 2017 г. [2]. Координатором системы независимой оценки квалификации является Национальный совет при Президенте по профессиональным квалификациям, созданный в апреле 2014 г. Указом Президента Российской Федерации [3]. Минобрнауки России ежегодно проводит независимую оценку качества образования (НОКО), которая выявляет, в частности, уровень удовлетворенности обучающихся качеством подготовки и условиями их обучения. Результаты, полученные по итогам НОКО, а также государственной и профессионально-общественной аккредитацией, анализируются вузами, в том числе с учетом вклада каждого преподавателя и его квалификационного уровня. Несомненно, что качество высшего образования в значительной степени зависит от уровня квалификации, личностных и профессиональных качеств преподавателя вуза.
Целью нашего исследования является выяснение того, какие преподаватели должны работать в отечественных вузах в ближайшем будущем, чтобы кардинально изменить ситуацию с преподавательскими кадрами, способными готовить специалистов, удовлетворяющих всё возрастающим требованиям потенциальных работодателей, гибко и быстро реагируя на изменения рынка труда.
Для того чтобы выяснить, какой преподаватель должен отвечать не только современным требованиям, но и в перспективе, с учётом быстрого развития различных отраслей экономики нами поставлена задача определения образа идеального преподавателя будущего.
Образ идеального преподавателя нужен для того, чтобы понять, какими в первую очередь личностными и профессиональными качествами должен обладать педагог будущего.
Различные подходы к определению личностных и профессиональных качеств идеального преподавателя
К построению образа идеального преподавателя подходят с разных точек зрения, устанавливая различные критерии для определения его характеристик. Для этого используются различные методы получения необходимой информации, чаще всего прибегая к проведению анкетирования, привлечению экспертов, написанию эссе и другим способам, направленным на выявление характерных черт и качеств образа идеального преподавателя. При этом учитываются мнения не только самих преподавателей, но и обучающихся.
В зарубежной практике базовым источником получения статистики деятельности преподавателей также «принято считать результаты социологических опросов и рейтингов, которые составляются при непосредственном участии студентов» [4, с. 105]. В данных рейтингах оцениваются основные качества, которыми должен обладать преподаватель вуза.
Рассматривая личностные и деловые качества идеального преподавателя, необходимо исходить из уровня сформированности его психологической и профессиональной компетент-ностей. При этом мнения студентов и преподавателей могут разниться. Объяснение этому «... следует искать не только в особенностях конкретного преподавателя, но и в различиях представлений студентов об образовательном процессе, его значимых сторонах, моделях восприятия учебного процесса» [5, с. 68].
Согласно данным, полученным отечественными исследователями, идеальный преподаватель должен обладать такими качествами, как «профессионализм (эрудированность, соотнесение теории с практикой), коммуникабельность, а также активная жизненная позиция (приветливость, отзывчивость, инициативность, жизнерадостность)» [6, с. 80]. В числе трёх основных качеств, выявленных в ходе исследования В. А. Проходы, значатся: умения налаживать контакт с аудиторией, умение заинтересовать студентов учебным курсом, а также ясность и последовательность изложения учебного материала [7]. «Для студентов важно, чтобы педагог мог доступно объяснить материал, чтобы поддерживал интерес к своим занятиям, чтобы понимал студентов, умел их слушать и, если нужно, мог дать совет в той или иной ситуации» [8, с. 117]. Среди трёх основных профессиональных качеств, которыми должен обладать идеальный преподаватель, студенты отметили то, что «преподаватель должен сам хорошо знать свой предмет, хорошо объяснять предмет и владеть хорошими ораторскими способностями, то есть интересно излагать материал» [9, с. 111]. Главными личностными качествами преподавателя студенты считают «объективность, креативность и справедливость» [9, с. 112]. Зарубежные студенты считают, что идеальный преподаватель должен быть умным, привлекательным, с чувством юмора, строгим, но справедливым [10].
Преподаватели отметили в качестве основных профессиональных качеств, которые должны быть присущи идеальной модели преподавателя: умение заинтересовать, умение логично преподать учебный материал, умение грамотно и красиво говорить. Среди главных личностных качеств идеального преподавателя ими были отмечены: честность, эрудированность, дружелюбие и постоянство в суждениях [11].
Качества идеального преподавателя с точки зрения студентов и самих преподавате-
Для построения образа идеального преподавателя нами был проведен анкетный опрос студентов, обучающихся по техническим направлениям подготовки, и их преподавателей. Опрос был проведен с использованием Google Forms. В анкетировании приняли участие 257 студентов и 46 преподавателей 7 отечественных вузов, среди которых Северо-Восточный федеральный университет имени. М.К. Аммосова, Дальневосточный федеральный университет, Амурский государственный университет, Сибирский федеральный университет, Новосибирский государственный университет, Московский государственный технический университет и Северо-Кавказский федеральный университет. Довольно широкий географический охват территории страны позволил выявить усредненные данные, отражающие мнения обучающихся и преподавателей относительно того, что они думают о сегодняшнем состоянии объекта исследования и о том, как они себе представляют образ идеального преподавателя будущего. Интересно было сравнить мнения преподавателей и студентов, которым были заданы примерно одни и те же вопросы.
Итак, на вопрос, касающийся личностных качеств, присущих большинству преподавателей, от студентов были получены следующие ответы: организованность (61,9%), требовательность (49,7%), доброжелательность (44,5%), принципиальность (39,4%), справедливость (35,5%). На тот же вопрос, касающийся личностных качеств, характерных в сфере педагогический деятельности, сами преподаватели в качестве основных выделили: порядочность (76,2%), доброжелательность (73,8%), организованность (64,3%), справедливость (63,5%), коммуникативность (61,9%). Сравнивая ответы, данные студентами и преподавателями, можно заметить, что три основных качества отмечены как преподавателями, так и студентами - организованность, доброжелательность и справедливость. Требовательность и принципиальность, отмеченные студентами, проигнорированы преподавателями, скорее всего потому, что они считают их само собой разумеющимися. Куда важнее для преподавателей оказались качества, которым они уделяют больше внимания - порядочность и коммуникативность.
На вопрос относительно того, какими личностными качествами должен обладать идеальный педагог будущего, студенты отметили: организованность (67,1%), справедливость (65,8%), доброжелательность (54,2%), современность (49,7%), чувство юмора (36,1%). Если предположить, что студенты, отвечая на данный вопрос, могли отметить те качества, которых им не хватает в нынешних преподавателях, то к ним можно отнести современность и чувство юмора.
Отвечая на данный вопрос, преподаватели выделили следующие личностные качества, которыми должен обладать идеальный педагог будущего: эрудированность (57,1%), организованность (52,4%), современность (50,2%), справедливость (49,4%), порядочность (45,2%). Полученные ответы свидетельствуют о том, что, во-первых, современность как одно из важнейших качеств, несомненно, должна быть присуща идеальному преподавателю. Во-вторых, эрудированность отмечена наибольшим количеством преподавателей неспроста, скорее всего из-за опасения, что в погоне за новомодными тенденциями современности преподаватели будущего могут упустить из виду общую эрудированность и культуру, которыми обладают преподаватели старшего поколения, воспитанные на мировой и отечественной классике.
Следующий вопрос касался профессиональных качеств, которыми обладают современные преподаватели. Студенты отметили: глубокое знание своего предмета (54,2%), готовность к вопросам студентов (53,7%), умение связать теорию с практикой (42,6%), грамотное и доходчивое изложение материала (41,3%), объективность оценки знаний студентов (38,7%). Отвечая на данный вопрос, преподаватели отметили в качестве профессиональных качеств, которыми они обладают: умение связать теорию с практикой (57,1%), грамотное и доходчивое изложение материала (54,8%), готовность к вопросам студентов (53,2%), умение заинтересовать своим предметом (40,5%), свободное пользование ИКТ (39,7%). В отличие от
преподавателей студенты отметили такие профессиональные качества своих преподавателей, как глубокое знание своего предмета и объективность оценки знаний студентов, что является хорошим показателем для любого вуза. То, что преподаватели отмечают одним из своих профессиональных качеств свободное пользование ИКТ, с одной стороны, хорошо, но, с другой - нам представляется, что данное качество должно быть у любого преподавателя, тем более работающего со студентами, которые обучаются по техническим направлениям подготовки.
На вопрос: какими профессиональными качествами должен обладать идеальный преподаватель будущего, от студентов были получены следующие ответы: умение заинтересовать своим предметом (80,8%), грамотное и доходчивое изложение материала (62,2%), умение связать теорию с практикой (45,5%), глубокое знание своего предмета (44,2%), использование различных методик обучения (42,9%). Подавляющее большинство студентов на первое место поставили профессиональное качество, которым должен обладать идеальный преподаватель -умение заинтересовать своим предметом.
Интересно то, что, отвечая на данный вопрос, преподаватели также подавляющим большинством голосов (71,4%) отдали предпочтение данному профессиональному качеству, которое они хотели бы видеть в идеальном преподаватели. Мнения преподавателей совпадают с мнением студентов и по следующим трем профессиональным качествам идеального преподавателя: грамотное и доходчивое изложение материала (51,3%), глубокое знание своего предмета (50,2%), умение связать теорию с практикой (45,2%). Разница во мнениях отмечена только в последнем по значимости профессиональном качестве, которым должен обладать идеальный преподаватель. Если студентами было отмечено использование различных методик обучения, то преподаватели отдали предпочтение творческому подходу к работе (38,1%).
Мнения преподавателей и студентов совпали также относительно предполагаемого возраста идеального преподавателя - от 35 до 45 лет. Такой ответ дали 57,7% опрошенных студентов и 59,5% преподавателей. Однако разница в том, какой возраст оказался на втором месте. Если у студентов это возраст от 25 до 35 лет (27,6%), то преподаватели отдали предпочтение не молодости, а опыту, указав вторым большинством голосов возраст идеального преподавателя от 45 до 55 лет (33,3%).
На вопрос о том, можно ли профессии преподавателя научиться или это больше призвание, большинство студентов (57,7%) считают, что при желании практически любой выпускник вуза может стать хорошим преподавателем вуза. В отличие от них большинство преподавателей (64,3%) считают, что для того чтобы стать хорошим преподавателем, необходимо иметь призвание к профессии педагога.
В настоящее время к основной миссии преподавателя студенты относят: сформировать личность, способную к самообучению и креативному применению полученных знаний, умений и навыков на практике (39,7%), дать необходимые знания, сформировать умения и навыки (30,1%), дать положенный объем учебного материала и принять экзамен (14,1%). По данному вопросу мнения преподавателей также совпадают по первым двум позициям, т. к. 57,1% преподавателей свою основную миссию видят в формировании личности, способной к самообучению и креативному применению полученных знаний, умений и навыков на практике. На втором месте по количеству поданных голосов, также как и у студентов - дать необходимые знания, сформировать умения и навыки (21,4%). В отличие от студентов на третьем месте у преподавателей оказалась основная миссия - научить учиться и самостоятельно добывать необходимые знания (19,1%).
В качестве основной миссии идеального преподавателя будущего и студенты, и преподаватели назвали также формирование личности, способной к самообучению и креативному применению полученных знаний, умений и навыков на практике. Однако, если у студентов эту миссию отметили в качестве основной только 58,3% респондентов, то у преподавателей - подавляющее большинство - 78,6% от общего количества опрошенных.
На вопрос «На что, по Вашему мнению, в первую очередь направлено основное внимание преподавателя сейчас?» большинство студентов ответило - давать знания и контролировать их выполнение (69,2%). В то же время, большинство преподавателей, отвечая на данный вопрос, дали ответ - активизировать познавательную деятельность студентов (47,6%). Расхождения во мнениях студентов и преподавателей здесь вполне обосновано разностью их ролей в образовательном процессе.
Мнения студентов разделились при ответе на тот же вопрос относительно идеального преподавателя будущего. По их мнению, основное внимание преподавателя будущего должно быть направлено на: активизацию познавательной деятельности студентов (26,3%), предоставление знаний и контролирование их выполнения (22,4%), разнообразие форм и методов обучения (19,2%). Отвечая на данный вопрос, преподаватели остались при своём мнении, считая, что основное внимание преподавателя будущего должно быть направлено также на активизацию познавательной деятельности студентов (47,6%). На втором месте у преподавателей - развитие научного мышления (16,7%), на третьем месте - развитие у студентов креативности (11,9%).
Следующий вопрос касался профессиональной роли преподавателя в настоящее время и в будущем. Для ответа на данный вопрос нами была разработана классификация ролей преподавателя вуза, которая выглядит следующим образом:
- преподаватель (передача знаний по программе дисциплины, контроль текущей и промежуточной аттестации);
- тьютор (персональный наставник, курирующий процесс самообразования студента);
- консультант (помощь в поиске путей решения, возникших в процессе обучения проблем, не несёт ответственности за результат);
- модератор (раскрытие потенциальных возможностей и способностей студентов);
- фасилитатор (активное включение студентов в образовательный процесс через личную позитивную оценку);
- ментор (наставник, помогает создать условия для успешного обучения, помогает решать текущие проблемы, заинтересован в развитии студентов);
- мотиватор (побуждает студента к активным действиям, ориентированным на достижение успеха);
- тренер (не только даёт знания, но и развивает конкретные навыки с понятным результатом);
- советник (не даёт профессиональных советов и консультаций, а помогает рефлексировать для поиска решений в сложных ситуациях);
- коуч (персональный консультант, помогающий достичь конкретных образовательных целей посредством раскрытия внутреннего потенциала студентов);
- эксперт (даёт оценки, высказывает суждения, выводы по разным точкам зрения, предоставляя возможность студенту самому сделать выбор).
На вопрос относительно главной профессиональной роли преподавателя сейчас, большинство студентов (66,7%) отметило - преподаватель. Того же мнения придерживается, как оказалось, и большинство преподавателей (40,5%). Помимо этого, часть преподавателей (16,7%) видит свою роль как тренера, а также как ментора (16,2%).
Главная профессиональная роль идеального педагога будущего, по мнению студентов (31,4%), не должна измениться, т. е. он должен остаться в первую очередь преподавателем. Помимо этого, идеальный педагог должен быть ментором (18,6%) и мотиватором (12,2%). В отличие от студентов, мнения преподавателей по данному вопросу разошлись. Преподаватели видят главную профессиональную роль идеального преподавателя в том, что он должен быть коучем (21,4%), ментором (17,8%), оставаясь при этом всё же и преподавателем (16,7%).
Таким образом, полученные нами результаты проведенного опроса студентов и преподавателей ряда отечественных вузов позволили сформулировать образ идеального преподавателя будущего.
Идеальный преподаватель будущего должен обладать такими личностными качествами, как: организованность, эрудированность, современность, доброжелательность и справедливость.
Идеальный преподаватель будущего должен обладать следующими профессиональными качествами: умение заинтересовать своим предметом, грамотное и доходчивое изложение материала, глубокое знание своего предмета, умение связать теорию с практикой, творческий подход к работе.
Возраст идеального преподавателя должен находиться в пределах от 35 до 45 лет. Для того, чтобы стать идеальным преподавателем, надо помимо личностных и профессиональных качеств, отмеченных выше, иметь ещё и призвание к профессии педагога.
Основной миссией идеального преподавателя будущего должно стать формирование личности, способной к самообучению и креативному применению полученных знаний, умений и навыков на практике.
Идеальный преподаватель будущего основное своё внимание должен направить на активизацию познавательной деятельности студентов, развитие научного мышления, развитие у студентов креативности.
Главную профессиональную роль идеального преподавателя будущего сегодняшние студенты и преподаватели видят в том, что он должен быть, ментором, коучем, оставаясь при этом преподавателем.
Заключение
В результате проведенного исследования выявлены основные личностные и профессиональные качества, которыми должен обладать идеальный преподаватель будущего. Понятно, что это только самые приблизительные и далеко неполные качества, отмеченные современными студентами и преподавателями. Но, нам представляется, что молодым преподавателям, работающим в вузах сейчас, а также студентам, планирующим в будущем стать преподавателями, необходимо обратить внимание на те качества, которые отмечены в настоящей статье, т. к. по многим позициям мнения студентов и преподавателей совпали, что свидетельствует о валидности полученных в результате опроса данных.
Литература
1. Образование в цифрах : 2020 : краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, О. К. Озерова, Е. В. Саутина, Н. Б. Шугаль ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - Москва : НИУ ВШЭ, 2020. - 120 с.
2. Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 238-Ф3 «О независимой оценке квалификации». - URL: https://eduface.ru/uploads/region/consultation/consulting_docs/fz_238.pdf71495817212237.
3. Указ Президента РФ от 16 апреля 2014 г. № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» (с изменениями и дополнениями). -URL: https://base.garant.ru/70637804/.
4. Юревич, М. А. Методики оценки педагогических кадров в высшей школе в Европе, США и Австралии / М. А. Юревич // Образовательные технологии. - 2013. - № 2. - С. 104-115.
5. Денисенко, С. И. Идеальный педагог : видение студентов и преподавателей / С. И. Денисенко // Инновационная наука. - Т. 2. - № 4. - 2017. - С. 67-69.
6. Боричевская, Е. И. Образ идеального преподавателя: представления студентов вуза / Е. И. Бори-чевская // Высшее образование в российских регионах: вызовы XXI века : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург, 17 сентября 2018. - С. 77-81. - URL: https:// elar.urfu.ru/bitstream/10995/63142/1/978-5-7584-0334-1_2018_14.pdf.
7. Прохода, В. А. Образ идеального преподавателя вуза в сознании студентов / В. А. Прохода // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления : материалы Всероссийской научно-практической конференции, памяти профессора В. Т. Шапко. - Екатеринбург, 28 февраля 2014. - С. 203-206. - URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/29898/1/apsmkoy_2014_03_54.pdf.
8. Михеенко, Е. И. Образ идеального педагога в современном мире / Е. И. Михеенко // Наука сегодня : проблемы и перспективы развития : материалы международной научно-практической конференции. -
Вологда, 29 ноября 2017. - С. 116-118. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32502877_11595437. pdf.
9. Ошкина, А. В. Образцовый преподаватель высшего учебного заведения глазами студентов / А. В. Ошкина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 10-1 (49). -С. 107-113. -URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44225832_16256387.pdf.
10. Chang-Kredl, S. Constructing the image of the instructor on Reddit: Best and worst instructor s / S. Chang-Kredl, D. Colannino // Teaching and Instructor Education. 2017. Vol. 64. P. 43-51. - URL: https:// www.researchgate.net/publication/316606354_Constructing_the_image_of_the_instructor _on_Reddit_Best_ and_worst_instructor s.
11. Пучков, А. А. Идеальный образ преподавателя: социологический опрос / А. А. Пучков. - Высшее образование в России. - 2012. - № 6. - С. 130-133.
References
1. Obrazovanie v cifrah : 2020 : kratkij statisticheskij sbornik / L. M. Gohberg, O. K. Ozerova, E. V. Sautina, N. B. Shugal' ; Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaja shkola jekonomiki». - Moskva : NIU VShJe, 2020. - 120 s.
2. Federal'nyj zakon ot 03.07.2016 g. № 238-FZ «O nezavisimoj ocenke kvalifikacii». - URL: https:// eduface.ru/uploads/region/consultation/consulting_docs/fz_238.pdf?1495817212237.
3. Ukaz Prezidenta RF ot 16 aprelja 2014 g. № 249 «O Nacional'nom sovete pri Prezidente Rossijskoj Federacii po professional'nym kvalifikacijam» (s izmenenijami i dopolnenijami). -URL: https://base.garant. ru/70637804/.
4. Jurevich, M. A. Metodiki ocenki pedagogicheskih kadrov v vysshej shkole v Evrope, SShA i Avstralii / M. A. Jurevich // Obrazovatel'nye tehnologii. - 2013. - № 2. - S. 104-115.
5. Denisenko, S. I. Ideal'nyj pedagog: videnie studentov i prepodavatelej / S. I. Denisenko // Innovacionnaja nauka. - T. 2. - № 4. - 2017. - S. 67-69.
6. Borichevskaja, E. I. Obraz ideal'nogo prepodavatelja: predstavlenija studentov vuza / E. I. Borichevskaja // Vysshee obrazovanie v rossijskih regionah: vyzovy XXI veka : sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Ekaterinburg, 17 sentjabrja 2018. - S. 77-81. - URL: https://elar.urfu.ru/bitstre am/10995/63142/1/978-5-7584-0334-1_2018_14.pdf.
7. Prohoda, V. A. Obraz ideal'nogo prepodavatelja vuza v soznanii studentov / V. A. Prohoda // Aktual'nye problemy sociologii molodezhi, kul'tury, obrazovanija i upravlenija : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, pamjati professora V. T. Shapko. - Ekaterinburg, 28 fevralja 2014. - S. 203-206. - URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/29898/1/apsmkoy_2014_03_54.pdf.
8. Miheenko, E. I. Obraz ideal'nogo pedagoga v sovremennom mire / E. I. Miheenko // Nauka segodnja : problemy i perspektivy razvitija : materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Vologda, 29 nojabrja 2017. - S. 116-118. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32502877_11595437.pdf.
9. Oshkina, A. V. Obrazcovyj prepodavatel' vysshego uchebnogo zavedenija glazami studentov / A. V. Oshkina // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. - 2020. - № 10-1 (49). - S. 107113. -URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44225832_16256387.pdf.
10. Chang-Kredl, S. Constructing the image of the instructor on Reddit: Best and worst instructor s / S. Chang-Kredl, D. Colannino // Teaching and Instructor Education. 2017. Vol. 64. P. 43-51. - URL: https:// www.researchgate.net/publication/316606354_Constructing_the_image_of_the_instructor _on_Reddit_Best_ and_worst_instructor s.
11. Puchkov, A. A. Ideal'nyj obraz prepodavatelja: sociologicheskij opros / A. A. Puchkov. - Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2012. - № 6. - S. 130-133.
^SMSr^r