Научная статья на тему 'ОБРАЗ ХРИСТА В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИКОНОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ ИКОНОГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ «ХРИСТОС-АРХИЕРЕЙ» И «ХРИСТОС-СВЯЩЕННИК»)'

ОБРАЗ ХРИСТА В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИКОНОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ ИКОНОГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ «ХРИСТОС-АРХИЕРЕЙ» И «ХРИСТОС-СВЯЩЕННИК») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Византия / иконография / икона / Иисус Христос / «Христосархиерей» / «Христос-священник» / Byzantium / iconography / icon / Jesus Christ / “Christ the Bishop” / “Christ the Priest”

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мешкова Е. А.

византийское искусство оказало наибольшее влияние на формирование культуры Западной и Восточной Европы. Поскольку византийская иконопись является не до конца изученным феноменом, автор статьи исследует византийскую иконопись на примере анализа образов Иисуса Христа на иконах «Христос-архиерей, освящающий храм» и «Христос-священник», определяет роль данных изображений в церковном богослужении, а также выделяет основные различия между иконами: анализируются облик Иисуса Христа, его одеяние, жесты, присутствие других святых на изображении. Христос предстает в роли Богочеловека-архиерея и священника. Рассматривается влияние, которое Византия оказала на культуру Руси, особенности и характерные черты этого влияния. Автор приходит к выводу, что Русь уже в XI-XIII вв. становится преемницей византийской иконографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF CHRIST IN BYZANTINE ICONOGRAPHY (BASED ON THE EXAMPLE OF THE ICONOGRAPHIC IMAGES “CHRIST THE BRICHER” AND “CHRIST THE PRIEST”)

Byzantine art had the greatest influence on the formation of the culture of Western and Eastern Europe. Since Byzantine icon painting is an incompletely studied phenomenon, the author of the article examines Byzantine icon painting using the example of an analysis of the images of Jesus Christ on the icons “Christ the Bishop Consecrating the Temple” and “Christ the Priest”, determines the role of these images in church services, and also identifies the main differences between icons: the appearance of Jesus Christ, his attire, gestures, and the presence of other saints in the image are analyzed. Christ appears in the role of the God-man-bishop and priest. The influence that Byzantium had on the culture of Rus', the features and characteristics of this influence are considered. The author comes to the conclusion that Rus' already in the XI-XIII centuries. becomes the successor to Byzantine iconography.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ХРИСТА В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИКОНОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ ИКОНОГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ «ХРИСТОС-АРХИЕРЕЙ» И «ХРИСТОС-СВЯЩЕННИК»)»

МИР РЕЛИГИИ

Мешкова Е.А.

бакалавр факультета истории, политологии и права Государственного университета просвещения katya.meshkova14@ram bler.ru

ОБРАЗ ХРИСТА В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИКОНОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ ИКОНОГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ «ХРИСТОС-АРХИЕРЕЙ» И «ХРИСТОС-

СВЯЩЕННИК»)

Аннотация: византийское искусство оказало наибольшее влияние на формирование культуры Западной и Восточной Европы. Поскольку византийская иконопись является не до конца изученным феноменом, автор статьи исследует византийскую иконопись на примере анализа образов Иисуса Христа на иконах «Христос-архиерей, освящающий храм» и «Христос-священник», определяет роль данных изображений в церковном богослужении, а также выделяет основные различия между иконами: анализируются облик Иисуса Христа, его одеяние, жесты, присутствие других святых на изображении. Христос предстает в роли Богочеловека-архиерея и священника. Рассматривается влияние, которое Византия оказала на культуру Руси, особенности и характерные черты этого влияния. Автор приходит к выводу, что Русь уже в XI-XIII вв. становится преемницей византийской иконографии.

Ключевые слова: Византия, иконография, икона, Иисус Христос, «Христос-архиерей», «Христос-священник»

История византийского искусства занимает важное место в изучении европейского Средневековья, поскольку именно византийское наследие оказало наибольшее влияние на развитие культуры не только в Восточной Европе, но и в Западной. Материальное наследие культуры Византии насчитывает тысячи исторических памятников, которые представляют огромную ценность для науки. Их основная ценность заключается в наличии уникальных сведений по византийской эпохе: личностях, памятниках, обычаях и традициях, времени и обстоятельствах создания предметов культуры христианской империи. Культура Византии формировалась и развивалась на протяжении веков, становясь величественной и гармоничной, соединяя в себе неповторимые черты и воплощая классические античные образцы, унаследованные Византией от эпохи античных Греции и Рима. Все это создало византийскую культуру, характеризующуюся пышностью, духовностью, изяществом и глубоким смыслом [15, с. 177-178; 16, с. 27]. Эти качества объединила и синтезировала в себе византийская иконография как отдельный вид византийской визуальной культуры.

Тематика византийской иконографии неоднократно рассматривалась в отечественной историографии. Так, Ф.И. Успенский в своем труде «Очерки по истории византийской образованности» показал связь догматических споров с общественно-политической мыслью Византии в период IX-XIV вв. [17]. Н.П. Кондаков занимался изучением памятников византийского искусства - первоначально книжные миниатюры, создав особый метод иконографического анализа, который позволил установить пути развития творческого мышления византийских художников по мельчайшим изменениям в рамках ограниченного числа традиционных сюжетов, его труды опровергли представление о статичности византийского искусства, была впервые представлена проблема взаимовлияния художественной культуры Ренессанса и поздней Византии [3]. Вопросы взаимовлияния византийской и древнерусской культур рассматривали О.С. Попова [13], В.Г. Пуцко [14], Г.И. Вздорнов [1]. А.М. Лидов в трудах «Иеротопия. Пространственные иконы и образы парадигмы в византийской культуре» [6] и «Икона. Мир святых образов в Византии и

Древней Руси» [7] сфокусировал своё внимание на новых сюжетах, интерпретациях и обобщающих идеях иконографических сюжетов. Однако, образ Иисуса Христа в византийской иконографии исследован не полностью. Нерешенными по-прежнему остаются такие вопросы: какие различия присутствуют в изображении Христа как Великого Архиерея Вселенской церкви на иконах со схожим сюжетом? Какую роль играет изображение Христа как Великого Архиерея Вселенской церкви в литургических обрядах? Существует ли генетическая связь между византийской и древнерусской школами иконописи?

Целью данной статьи является выявление отличий в изображении Иисуса Христа на иконах «Христос-архиерей, освящающий храм» и «Христос-священник», а также определение роли этого изображения в церковном богослужении. Изучение данных икон представляется весьма важным, так как именно в XI-XII вв. (время создания рассматриваемых иконографических образов) появляются изменения в храмовой декорации в виде появления символического центра в сцене «Причащение апостолов», частью которой и являются данные иконы. Кроме того, существует необходимость определения роли данных икон в церковном богослужении.

Византия оказала существенное влияние на развитие культуры Древней Руси. Влияние Византии было связано, прежде всего, с крещением Руси князем Владимиром в 988 г. Так, под влиянием Византии в Древнерусском государстве сформировались церковные традиции, иконопись, мозаика, строительство каменных храмов производилось по восточному константинопольскому образцу. Византийская икона стала образцом для древнерусской иконы. На Руси стали появляться мастерские, в которых творили иконописцы.

Византийцы писали иконы по определённым правилам, которые также были заимствованы на Руси. Цвета они не смешивали. Каждый цвет имел своё значение: золотой -Божественный свет, белый - символизировал чистоту Христа, красный - кровь Господа. Лик изображался фронтально, взгляд святого изображался строгим, не выражающим эмоций. Фигуры не были объёмными, изображались в длинных одеяниях. Иконописцы не подписывали свои работы, так как считалось, что икону пишет Бог руками иконописца. В. Лихачева указывает, что «несмотря на требования иконографического канона, определявшего место той или иной сцены в храме, живописцы всегда умели создать оригинальную роспись, отвечающую главной теме» [9, с. 148].

Изображение лика Иисуса Христа является самым распространённым образом как в византийской иконописи, так и в древнерусской. Он предстает перед нами в различных ипостасях, оставаясь единственным защитником православных верующих, поражая своим величием, красотой и совершенностью. В своей работе «Храмовая иконография и византийское богословие» А.М. Лидов пишет о разнообразных сценах изображения Иисуса Христа: «Среди них можно назвать работы об образе "Христос во гробе", сцене "Оплакивание", об особых иконографических типах "Христа-архиерея, освящающего храм" и "Христа-священника"» [7, с. 169]. Образы на иконах лишены чувственности (в отличие от образов в католическом искусстве), мы созерцаем лик и, при этом, чувствуем единение с Богом через дух, через любовь к Богу в сердце. Верующий человек видит перед собой духовный облик, лик, избавленный от всего земного и временного - божественный образ. Именно в этом заключается отличительная особенность иконописи от других изображений. Итак, рассмотрим подробно литургические образы «Христа-архиерея» и «Христа-священника» и проведём анализ особенностей образа (позы, жесты), наличие иных действующих лиц и окружающий фон.

В Северной Македонии, городе Охриде, находится София Охридская или Собор Святой Софии, где на алтарной апсиде изображён «Христос-архиерей, освящающий храм». «Характерно, что София Орхидская представляет наиболее ранний известный пример иконографического типа "Христос-архиерей, освящающий храм", который со второй

половины XI в. появляется в различных регионах византийского мира» [7, с. 180], - пишет А. М. Лидов. Этот храм был основан в XI в., в его интерьере хорошо сохранились фрески XI-XII вв., являющиеся прекрасными образцами византийской живописи. Обратимся непосредственно к образу Иисуса Христа. Взглянув на иконографическое изображение, мы можем увидеть Христа-младенца, которого держит на коленях Богоматерь. Как пишет А.М. Лидов, Богоматерь в данном случае персонифицирует Церковь [7, с. 180-181]. Сам Христос одет в одеяние архиерея, предназначенное для обряда освящения храма.

Обратим внимание на детали: Младенец-Христос находится на груди Богоматери, что символизирует Воплощение. Бог является во плоти и становится Богочеловеком. Следующая деталь кроется в одеянии Христа: синдон перевязан лентой - символ Жертвы Христа, его погребальных пелен. Таким образом, открывается идея Христа как Первосвященника и Жертвы. В позе восседающего Иисуса Христа также содержится особый смысл, который указывает на Иисуса Космократора [7, с. 180], то есть строителя Вселенной, который воплощает в себе творящие силы, с помощью которых создал Землю и весь окружающий мир.

Приведём отрывок из сочинения Симеона Фиссалоникийского «Разговор о священнодействиях и таинствах церковных», в котором описывается практически полностью похожий иконографический образ Иисуса Христа, представленный на исследуемой иконе: «В храм, который должен быть освящен, приходит архиерей, как и Бог пришел к нам, чтобы освятить нас. И облачается во все архиерейские одежды, являя воплощение за нас Бога Слова. Поверх него (облачения) надевает белый синдон, от плеч доходящий до ног, во образ Христова синдона при погребении. Ведь поскольку он имеет намерение воздвигнуть гроб Христов и освятить (его), речь идет о священной трапезе, то (он) изображает и все, что относится к гробу, подражая погребаемому Христу. И опоясывает синдон тремя поясами во славу Троицы: за шеей — ради разума и в знак служения Богу, под руками на груди — ради силы словесной, на поясе — ради чистоты и крепости; первое — во имя Отца, второе — Слова, третье — животворящего и пречистого Духа. Также и на руки налагает платы как нарукавники, соединенные с синдоном. И каждый из них обвязывает тремя поясами — во образ всемогущей Троицы. Ибо руки твои, — говорит отцу Давид, — то есть Сын и Св. Дух, сотворили меня и создали меня. И девятью поясами становятся эти девять пут, обозначая девять чинов ангелов, троически проповедующих Троицу. Но иерарх перепоясывается таким образом и как служитель великого дела, прося себе силы у Бога и подготавливая себя к делу; а может быть и из уважения к священническому облачению, дабы не осквернить его» [11, с. 153-154]. Описывается образ архиерея, одеяние и его символика. Такое одеяние присутствует и на изображении «Христа-архиерея», подтверждая его главенствующую роль в богослужении.

Таким образом, данная икона воплощает литургическое таинство, которое совершается Иисусом Христом в образе Богочеловека-архиерея, спустившегося в бренный мир для благословения таинства освящения храма. Однако, в приведённом фрагменте есть несущественные отличия от самого изображения - в изображении отсутствуют нарукавники с лентами. Богоматерь и Христос связаны с идеей Церкви. Богоматерь символизирует Премудрость, таким образом, в церкви обитает Премудрость Божия. Христос, являясь великим архиереем, дает начало каждому храму на земле, освящая его. Рука Христа приподнята и отведена в сторону. Ореол вокруг головы Богоматери и Иисуса-младенца говорит об их божественной природе.

Обратимся к иконографическому изображению «Христа-священника». Примером подобного изображения может послужить мозаика на восточной предалтарной арке Софии Киевской середины XI в. Такое изображение также имеется и в Софии Охридской в диаконнике под окном. Однако, в рамках данного исследования мы сосредоточимся только

на анализе изображения из Софии Киевской, которая была построена в первой половине XI в., согласно летописи, князем Ярославом Мудрым [12, с. 103].

Особенностью данного изображения Иисуса Христа является его причёска - короткие волосы, образующие двойной венец вокруг выстриженной тонзуры. По словам А.М. Лидова, подобная форма волос символизирует знак священства [7, с. 182]. Христос изображён молодым, со свитком в руке - символ Учителя и Логоса. На одной из рук Христа видны поручи или епиманикия, которые также указывают на священный сан. Вокруг головы Христа изображён ореол - символ Божественности. Итак, Иисус Христос воплощает образ Великого архиерея. Как и в изображении «Христа-архиерея, освящающего храм», так и в данном изображении прослеживается мысль благословения Христом таинства освящения храма, его постоянного присутствия во время богослужения. Он является Пантократором, воплощающем в себе творящие силы. Церковь - это место Небесного Иерусалима на земле, где центральное место занимает Великий Архиерей - Иисус Христос. Однако в данном иконографическом изображении Иисуса Христа отсутствует Богородица.

Вот как об этом образе пишет А.М. Лидов: «он призван напоминать о преемственности новозаветного служения и одновременно о его особой природе, воплотить мысль о единстве Земного и Небесного Иерусалима, где Великий Архиерей с апостолами и святыми свершает таинство Евхаристии» [7, с. 285]. Таким образом, замысел данного изображения заключается в концентрировании внимания на таинстве Евхаристии и роли в ней Иисуса Христа.

Выделим основные различия в изображениях Христа. Так, на иконе «Христос-архиерей, освящающий храм» Иисус изображен младенцем, в то время как на иконе «Христос-священник» Иисус изображён молодым юношей. В изображении первой иконы присутствует Богородица, олицетворяющая Церковь, на втором изображении Иисус Христос является единственной действующей фигурой. Также на втором изображении внимание привлекает форма волос Христа, указывающая на его священнический сан. На первом изображении Христос символизирует Первосвященника и Жертву, на втором же жертвенность отсутствует, преобладает идея Христа-освятителя храма.

Как можно было заметить, рассмотренные изображения из Софии Охридской и Софии Киевской схожи по тематике и образам. Очевидно, что подобная схожесть была вызвана событиями Великой Схизмы 1054 г. «Как известно, непосредственным поводом к богословной полемике и её центральным сюжетом стал вопрос об опреносках -использовании квасного или пресного хлеба в Евхаристии... Чрезвычайная актуальность проблемы и необходимость новой аргументации заставили как латинских, так и византийских богословов ещё раз осмыслить евангельские рассказы о Тайной Вечере и многочисленные тексты святоотеческих толкований, всесторонне объясняя момент установления важнейшего христианского таинства» [7, с. 184], - пишет А.М. Лидов. Поэтому в этот период сильное внимание было приковано к образу Иисуса Христа и его роли в богослужении. Стараясь показать его роль, Иисуса изображали архиереем, который даёт начало, основывает храм и благословляет его. Наличие схожих образов Христа в византийской и древнерусской традициях, к тому же, приуроченное к событиям Великой Схизмы, позволяет утверждать о зависимости иконописного искусства Древней Руси от византийского оригинала [2, с. 63-64].

Итак, в ходе исследования была достигнута поставленная цель, а именно, выявление отличий в изображении Иисуса Христа на иконах «Христос-архиерей, освящающий храм» и «Христос-священник», а также определение его роли в богослужении - главная идея изображения Христа - раскрыть его незримое присутствие при богослужении, его благословение и освящение храма. Он - центральная фигура, воплощающая в себе три ипостаси. Он - первосвященник, абсолютно превосходящий всех Римских пап. Он объединяет христиан единой верой, назначает архиереев, является главой Вселенской

Церкви. Всё это - образ Иисуса Христа. Рассмотренные иконы показывают сцену благословения Христом церкви, раскрывают идею основания каждого Храма на земле с присутствием незримого Бога.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что русская иконописная традиция напрямую зависела от византийской, поскольку обе иконы схожи по названию и тематике, раскрывают роль Христа как Великого Архиерея и написаны практически в одно время. Также можно заметить схожесть в названии храмов: София Охридская и София Киевская, что означает Премудрость Божия. Идеи византийской иконографии получили распространение в Киевской Руси, однако были привнесены свои русские специфика и колорит. Русь стала преемницей Византии и несла миссию дальнейшего распространения православного христианства в мире.

Литература:

1. Вздорнов Г.И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. -М.: Искусство, 1976. - 292 с.

2. Гладышева М.В., Тулянов В.А. Диалог народной и массовой культур в современной литературе и искусстве// Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности. Материалы XIII научной конференции с международным участием: сборник статей. - М., 2018. С. 61-65.

3. Кондаков Н.П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. - Одесса: Тип. Ульриха и Шульце, 1876. - 276 с.

4. Культура Византии. Вторая половина VII-XII вв./ отв. ред. З.В. Удальцова, Г.Г. Литаврин. - М: Наука, 1989. - 689 с.

5. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. - М: Искусство, 2000. - 395 с.

6. Лидов А.М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы парадигмы в византийской культуре. - М: Дизайн. Информация. Картография, 2009. - 362 с.

7. Лидов А.М. Икона. Мир святых образов в Византии и древней Руси. - М: НП АКЦ "Страдиз-Аудиокнига", "Феория", 2014. - 406 с.

8. Лидов А.М. Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси. -М: Индрик, 2011. - 704 с.

9. Лихачева В. Искусство Византии IV-XV вв. - Л: Искусство, 1986. - 314 с.

10. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. - М: Просвещение, 1996. - 318 с.

11. Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. - СПб.: Тип. Григория Трусова, 1856.

12. Повесть временных лет/ Пер. с древнерусского Д.С. Лихачева, О.В. Творогова. - СПб.: Вита Нова, 2012. - 512 с.

13. Попова О.С. Византийские и древнерусские миниатюры. - М: Индрик, 2003. - 336 с.

14. Пуцко В.Г. Место византийского художественного импорта в искусстве домонгольской Руси// Древняя Русь. Вопросы медиевистики, 2011. № 3. Ч. 2 (сентябрь). С. 92-93.

15. Тулянов В.А. «Подобно терпеливый праведному Иеву». Библейские аналогии биографии Василия II// Древность и Средневековье: вопросы истории и историографии. Материалы V Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Омск, 12-13 октября 2018 г.)/ под ред. Л.Р. Ротермель. - Омск, 2019. С. 176-180.

16. Тулянов В.А. Киевская митрополия и княжеская власть 1439-1461 гг.: проблемы взаимоотношений// Наше Отечество. Страницы истории. Сборник научных статей/ отв. ред. Н.Г. Гришина. - М., 2019. С. 25-31.

17. Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. - СПб: Тип. Балашева В.С., 1891. - 399 с.

References:

1. Vzdornov G.I. Freski Feofana Greka v cerkvi Spasa Preobrazheniya v Novgorode. M.: Iskusstvo, 1976. 292 s.

2. Gladysheva M.V., Tulyanov V.A. Dialog narodnoj i massovoj kul'tur v sovremennoj literature i iskusstve // Grani kul'tury: aktual'nye problemy istorii i sovremennosti. Materialy XIII nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem: sbornik statej. M., 2018. S. 61-65.

3. Kondakov N.P. Istoriya vizantijskogo iskusstva i ikonografii po miniatyuram grecheskih rukopisej. Odessa: Tip. Ul'riha i SHul'ce, 1876. 276 s.

4. Kul'tura Vizantii. Vtoraya polovina VII-XII vv. / otv. red. Z.V. Udal'cova, G.G. Litavrin M: Nauka, 1989. 689 s.

5. Lazarev V.N. Russkaya ikonopis' ot istokov do nachala XVI veka. M: Iskusstvo, 2000. 395 s.

6. Lidov A.M. Ierotopiya. Prostranstvennye ikony i obrazy paradigmy v vizantijskoj kul'ture. M: Dizajn. Informaciya. Kartografiya, 2009. 362 s.

7. Lidov A.M. Ikona. Mir svyatyh obrazov v Vizantii i drevnej Rusi/ M: NP AKC "Stradiz-Audiokniga", "Feoriya", 2014. 406 s.

8. Lidov A.M. Prostranstvennye ikony. Performativnoe v Vizantii i Drevnej Rusi. M: Indrik, 2011. 704 s.,

9. Lihacheva V. Iskusstvo Vizantii IV-XV vv. L: Iskusstvo, 1986. 314 s.

10. LyubimovL.D. Iskusstvo Drevnej Rusi. M: Prosveshchenie, 1996. 318 s.

11. Pisaniya svyatyh otcov i uchitelej Cerkvi, otnosyashchiesya k istolkovaniyu pravoslavnogo bogosluzheniya. SPb.: Tip. Grigoriya Trusova, 1856.

12. Povest' vremennyh let / Per. s drevnerusskogo D. S. Lihacheva, O. V. Tvorogova. SPb.: Vita Nova, 2012. 512 s.

13. Popova O.S. Vizantijskie i drevnerusskie miniatyury. M: Indrik, 2003. 336 s.

14. Pucko V.G. Mesto vizantijskogo hudozhestvennogo importa v iskusstve domongol'skoj Rusi // Drevnyaya Rus'. Voprosy medievistiki. 2011. № 3. CH. 2 (sentyabr'). S. 92-93.

15. Tulyanov V.A. «Podobno terpelivyj pravednomu Ievu». Biblejskie analogii biografii Vasiliya II // Drevnost' i Srednevekov'e: voprosy istorii i istoriografii. Materialy V Vserossijskoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh (Omsk, 12-13 oktyabrya 2018 g.) / pod red. L.R. Rotermel'. Omsk, 2019. S. 176-180.

16. Tulyanov V.A. Kievskaya mitropoliya i knyazheskaya vlast' 1439-1461 gg.: problemy vzaimootnoshenij // Nashe Otechestvo. Stranicy istorii. Sbornik nauchnyh statej / otv. red. N. G. Grishina. M., 2019. S. 25-31.

17. Uspenskij F.I. Ocherki po istorii vizantijskoj obrazovannosti. SPb: Tip. Balasheva V.S., 1891. 399 s.

THE IMAGE OF CHRIST IN BYZANTINE ICONOGRAPHY (BASED ON THE EXAMPLE OF THE ICONOGRAPHIC IMAGES "CHRIST THE BRICHER" AND

"CHRIST THE PRIEST")

Meshkova E.A

Bachelor of the Faculty of History, Political Science and Law of the State University of Education katya.meshkova14@ram bler.ru

Abstract: Byzantine art had the greatest influence on the formation of the culture of Western and Eastern Europe. Since Byzantine icon painting is an incompletely studied phenomenon, the author

of the article examines Byzantine icon painting using the example of an analysis of the images of Jesus Christ on the icons "Christ the Bishop Consecrating the Temple" and "Christ the Priest", determines the role of these images in church services, and also identifies the main differences between icons: the appearance of Jesus Christ, his attire, gestures, and the presence of other saints in the image are analyzed. Christ appears in the role of the God-man-bishop and priest. The influence that Byzantium had on the culture of Rus', the features and characteristics of this influence are considered. The author comes to the conclusion that Rus' already in the XI-XIII centuries. becomes the successor to Byzantine iconography.

Keywords: Byzantium, iconography, icon, Jesus Christ, "Christ the Bishop", "Christ the Priest"

Для цитирования: Мешкова Е.А. Образ Христа в византийской иконографии (на примере иконографических образов «Христос-архиерей» и «Христос-священник»)// Архонт, 2023. № 4(37). С. 70-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.