Д. В. Гольцев
ОБРАЗ ХРАМА В ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ЕВРЕЕВ
Еврейский народ, пожалуй, единственный в мире, который сохраняет единство языка, традиций, культуры на протяжении более четырех тысяч лет1. Практически все основания, на которых стоит современная культура Израиля, евреев диаспоры: глубинные импульсы поведения, поступков, этики, мышления, в целом мировидения и мировоззрения этого народа, его самосознания, — покоятся на религиозном фундаменте иудаизма, одной из древнейших религий человечества, имеющих Священное Писание.
На имманентную связь культуры и религии указывает современный культуролог Д. К. Бурлака: «Культура, если рассматривать ее генетически, как бы венчается религиозной сферой. Религия — вершина культурно-исторического творчества с.. .> Беспристрастный культурологический анализ мировой истории приводит нас к мысли, что религия как та особая сфера, где человек соотносит себя с вечностью, представляет собой вершину его творческой деятельности во времени в смысле ее завершенности и совершенства»2. В религии «отношение к вечности из скрытой основы культурноисторической жизни выходит в явленное ее содержание»3.
Иудаизм содержал в себе мощнейший духовный потенциал. На протяжении нескольких тысяч лет вся жизнь евреев была пронизана духом и буквой Завета, заключенного Богом с Авраамом и закрепленного Законом, который Бог дал еврейскому народу через Моисея на горе Синай. Необходимо подчеркнуть, что сознание, мировидение религиозного человека сущностно отличается от сознания секулярного. Чтобы лучше понять мировидение и мироотношение иудеев, обратимся к работе известного философа и религиоведа XX века Мирчи Элиаде. В своей работе «Священное и мирское» он пишет, что для религиозного человека пространство окружающего его мира не-
1 Есть только одна национальная культура, превосходящая по древности еврейскую, это культура Китая, которой без малого пять тысяч лет.
2 Бурлака Д. К. Метафизика культуры.— СПб, Издат-во Русской христианской гуманитарной академии, 2009.— С. 77.
3 Там же. С. 78.
250
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2011. Том 12. Выпуск 1
однородно. Неоднородность пространства проявляется в опыте противопоставления священного пространства, которое только и является реальным, существует реально, всему остальному — бесформенной протяженности, окружающей это священное пространство4. Религиозный опыт неоднородности пространства является основополагающим, сравнимым с сотворением мира. Речь идет о первичном религиозном опыте, предшествующем всякому размышлению о мире. Именно разрыв пространства позволяет сотворить мир, так как он обнаруживает точку отсчета, центральную ось всякой последующей ориентации. «В однородном и бесконечном пространстве, где никакой ориентир невозможен, где нельзя сориентироваться, иерофания обнаруживает абсолютную точку отсчета, некий Центр»5. Отсюда видно, насколько обнаружение, а точнее открытие священного пространства ценно для существования религиозного человека: ничто не может быть начато, предпринято без предварительной ориентации, а всякая ориентация предполагает наличие какой-то точки отсчета. Именно поэтому религиозный человек стремится расположиться в центре мира. Открытие священного пространства позволяет обнаружить точку отсчета, сориентироваться в хаотической однородности, сотворить мир и жить в нем реально. Следовательно, строительная деятельность имеет своим прототипом космогонию. Для религиозного человека сотворение его мира начинается со строительства храма. В великих восточных цивилизациях — месопотамской, египетской, китайской, индийской — «Храм... не только представляет собой imago mundi, но и является земной репродукцией одной из моделей высшего мира. Иудейство заимствовало эту древневосточную концепцию Храма как копии небесного архетипа»6. Религиозный человек испытывает глубокую ностальгию по божественному миру, по дому, напоминающему «дом Божий», такой, каким его воспроизвели впоследствии в храмах и святилищах. В общем, эта религиозная ностальгия выражает желание жить в некоем чистом и святом Космосе, каким он был изначально, когда только что вышел из рук Создателя7.
Желание иудеев жить в чистом и святом мире, который был утерян прародителями после грехопадения, воплотилось в Храме. Идея Храма укоренена в самих истоках истории еврейского народа. И вся история евреев по сей день неразрывно связана с Храмом. В религиозном сознании иудеев существует два образа Храма — земного и небесного. Концепция небесного архетипичного двойника земного Храма в Иерусалиме — «великой небесной скинии света», широко распространена в иудаизме. Для многих иудеев этот Небесный Храм существовал до сотворения мира, и будет существовать всегда, невзирая на участь земного Храма. Левиту — прародителю израильского клана священников — в видении был показан этот Небесный Храм, где он увидел службу, которую должен будет повторять на земле, и получил полномочия священника прямо от ангелов8.
Центром религиозной жизни Храм становится с момента откровения, явленного Моисею на горе Синай. Если до этого израильтяне совершали богослужения во вре-
4 Элиаде Мирча. Священное и мирское // Элиаде М. Миф о вечном возвращении.— М., 2000,— С. 260.
5 Там же.
6 Там же. С. 279.
7 Там же.
8 Testament of Levi 3:2-4, 5:1-7. Цит. по Hamblin W. J., Seely D. R. Solomon's Temple: Myth and History.— London, 2007.— P. 50.
менных, строящихся каждый раз заново, святилищах, то на Синае Бог дал указание построить святилище постоянное — Скинию. В книге Исход Бог определил главную цель создания Скинии следующим образом: пусть «устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх. 25:8). Именно поэтому Скинию называли «обитель» (mishkan), «Дом Яхве (или Господа)» (bet Yahweh) и «святилище» (miqdash). С этого момента в религиозное сознание евреев внедряется и укореняется в его глубине краеугольная идея их богоизбранности. На горе Синай Господь, посредством Закона, сотворил новый народ и установил ритуальную систему очищения и поклонения. Закон Моисея стал продолжением и расширением Завета Авраама, но с более строгими условиями и ограничениям. Господь изложил Закон в Десяти Заповедях, которые Он передал Израилю и которым народ публично поклялся следовать (Исх. 24:7). Каменные Скрижали с начертанным на ними Законом, ставшие символом всего Завета, были заключены в Ковчег Завета. Ритуальный порядок поклонения Господу и поддержания чистоты среди людей установлен посредством Скинии и первосвященников в книге Исход (25-40).
Идея Храма изначально была неразрывно связана с Храмовой горой в Иерусалиме. Иудейское предание гласит, что после изгнания из рая Адам построил святилище, в котором молился и совершал жертвоприношения. Традиционно считается, что это происходило на горе Мориа, на которой впоследствии был построен Храм Соломона. Адам похоронен на том же месте, рядом с «обителью Господней»9. Исторически сложилось так, что Храмовая гора имеет несколько имен. Чаще всего встречаются еврейское и арабское: на иврите ее имя звучит как «har ha-bayit», что означает «Гора Дома», на арабском языке — «haram Al-sharif», — «Величественное Святилище». Первым по времени появления и главным по значимости письменным историческим источником, свидетельствующим о Храмовой Горе, является Библия. Впервые Гора упоминается в книге Бытия. В 22 главе есть обращение Бога к Аврааму: «...возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Бытие, 22:2). Согласно библейской хронологии, это должно было происходить примерно в XIX веке до P. X.
Приблизительно на одно тысячелетие позднее царь Давид построил алтарь на гумне Орны Иевусянина, о чем говорится во 2-й книге Царств: «И соорудил там Давид жертвенник Господу, и принес всесожжения и мирные жертвы. И умилостивился Господь над страною, и прекратилось поражение Израильтян» (2 Царств, 24:25). Сын Давида Соломон построил первый Храм около места, где находился алтарь Давида. Нам дана точная дата начала этой большой работы в 3 книге Царств: «В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу» (3 Царств, 6:1), т. е. примерно в 961 г. до P. X. Этот Храм стоял на горе Мориа в течение приблизительно четырехсот лет, затем был разрушен вавилонянами в 586 г. до P. X.
Семьюдесятью годами позже, под руководством первосвященника Иисуса и Зо-ровавеля сына Салафиилова, был построен новый храм, известный как Второй Храм, о чем говорится в книге Ездры: «И встал Иисус, сын Иоседеков, и братья его священники, и Зоровавель, сын Салафиилов, и братья его; и соорудили они жертвенник Богу
9 Hamblin W. J., Seely D. R. Solomon’s Temple: Myth and History... P. 53.
Израилеву, чтобы возносить на нем всесожжения, как написано в законе Моисея, человека Божия» (Ездра, 3:2).
Сначала был построен алтарь, потом положен фундамент и, в конечном счете, после некоторой задержки, Храм « был закончен в третий день месяца Адар, в шестой год царствования Царя Дария», то есть в 515 до Р. X. Этот Храм был в свою очередь перестроен царем Иродом Великим, который начал осуществлять свой план перестройки в 19 году до Р. X., но к моменту его смерти работы не были закончены. Иосиф Флавий пишет, что он желал «...предпринять грандиозную работу по реконструкции Храма Божьего за свой счет, увеличивая его окрестности и поднимая на более внушительной высоте. Поскольку он верил, что достижение этой цели было бы наиболее известно изо всех вещей, достигнутых им, что так действительно и было, и будет достаточно великим, чтобы помнили его вечно»10.
Этот, по сути новый, Храм иудеи продолжали называть «Вторым Храмом». Термин «Второй Храм» в иудейской традиции относится к периоду, который начался с возвращения из Вавилонского плена и продолжался до разрушения Храма в 70 г. после Р. X. войсками Тита. Хотя Ирод построил фактически новый храм, только очень немногие называли его Третьим Храмом. Считается, что термин «Третий Храм» сохранялся для эсхатологического храма, описанного в пророчестве Иезекииля. Другая причина сохранения названия « Второй Храм» в том, что фактически не было прерывания жертвоприношений во время строительства нового храма11.
Стены Храма оставались в руинах в римский и византийский периоды. Приблизительно через 600 лет после разрушения Храма исламское вторжение привело к дальнейшему уничтожению «славы Ирода». Омейядские халифы (661-750 по Р. X.) восстановили внешние стены, однако вся внутренняя территория Храма и его ближайшие окрестности были использованы для возведения мусульманского религиозно-политического комплекса. В центре Храмовой Горы была построена величественная мечеть — Купол Скалы. В эпоху господства крестоносцев (ХП-ХШ вв.) вокруг Иерусалима была построена новая крепостная стена. Это еще более изменило ландшафт Горы, особенно в районе южных и восточных ворот. В правление мамлюков (ХШ-ХУ вв.) иудейская Стена Плача была восстановлена, однако исламизация вызвала такое изменение в характере Храмовой Горы, что она практически стала неузнаваемой. Поэтому не удивительно, что когда остался лишь контур Храмовой Горы Ирода да литературные источники, доступные только немногим, тогда воображение многих поколений художников получило полную свободу действий, чтобы в рисунках воспроизвести реконструкцию Храма, которые можно было расценивать только как чистую фантазию.
Знаменателен тот факт, что Храм Соломона и Храм Ирода были разрушены полностью, причем в один и тот же день года, 9-ый день еврейского месяца Аба12.
После разрушения Иерусалимского Храма центром религиозной и культурной жизни иудеев становятся синагоги. Происхождение иудейских синагог неясно, но корни их, возможно, уходят во времена периода Первого Храма и иудейской ссылки в Вавилон. Греческое слово synagбgё переводится как «собрание», что может относиться как к собранию людей, так и к месту, в котором оно происходило. Весьма вероятно,
10 Flavius Josefus. Jewish Antiguites.— London, 1976-1981,15.380.
11 L. Ritmeyer. The Quest. Revealing the Temple Mount in Jerusalem.— Jerusalem, 2006.— P. 9.
12 L. Ritmeyer. The Quest... P. 10.
что синагоги образовались в результате соединения мест молитв, обучения и встреч. Археологические находки в Иерусалиме, Масаде и Гамле доказывают, что в первом столетии н. э. они уже существовали, и, по оценкам ученых, до уничтожения Храма в Иерусалиме действовала не одна дюжина синагог13.
Синагоги периода Второго Храма демонстрируют, что их целью было не заменить Храм, а просто выполнять некие дополнительные функции. Очевидны два явных различия между Храмом и синагогой: 1) Храм был единственным местом, в котором иудеи могли совершать жертвоприношения, 2) это позволялось выполнять только привилегированному клану священников. Во всем остальном, однако, синагоги постепенно стали символическим воплощением утраченного Храма14.
Уничтожение Храма в 70 г. н. э. привело к прекращению жертвоприношений во искупление грехов. Таким образом, в отношениях Бога и человека произошли изменения. Еще на заре этого кризиса Раввин Йоханан Бен Заккай учил, что «есть другой путь получить искупление, хотя Храм и разрушен. Мы должны получить искупление через наши поступки, преисполненные любовью и добротой. Ибо сказано “любви и доброты хочу Я от вас, а не жертв”». В конце концов, различные аспекты общего поклонения в синагогах стали заменами Храмовых литургий, включая молитвы, изучение Торы и встречи для празднования Шаббата и других праздников15.
После разрушения Храма молитва стала неотъемлемой частью поклонения в синагогах. Как и Даниил, который, будучи в ссылке, молился трижды в день, оборотясь к Иерусалиму (Дан. 6:10), так и молящийся иудей поворачивался лицом к Храму. Три ежедневные молитвы {ат1(1аИ) заменяли ежедневные Храмовые жертвоприношения (£ат^) и включали мольбу о восстановлении Храма.
Раввинистические источники указывают на то, что молитвы рассматривались как замена Храмовым жертвам: «Пока существовал Храм, грехи Израиля искупали постоянные жертвы и дары. Теперь синагоги Израиля заняли место Храма. Пока Израиль молится в синагогах, молитвы будут заменять постоянные жертвы и приношения»16.
Отмечание Шаббата и других праздников, в библейские времена концентрировавшихся вокруг Храма, после его разрушения перенесли в синагоги и дома. Мишна — древнейший дошедший до нас образец раввинистической литературы, датируемый III в. до н. э. — приписывает эту перемену «указам» {taqqanot) Раввина Йоханан Бен Заккая, который распорядился ввести Храмовые ритуалы в синагоги «в память о Храме». Сюда входил звук, издаваемый 5ко/аг (бараньим рогом), чтение благословения священника, а также 1и1ау и etrog (лимоны), ассоциировавшиеся с Праздником Скинии в Храме17.
В современном иудаизме синагоги по-прежнему являются духовным центром иудеев по всему миру. Как Храм олицетворял присутствие Господне в античности, так сегодня иудеи стремятся к присутствию Господа в синагоге посредством молитв, чтения и изучения Торы, а также собраний для поклонения и отмечания праздников. Согласно Иерусалимскому Талмуду, «когда бы ни собрались в синагоге десять человек, да пре-
13 Hamblin W. J., Seely D. R. Solomon’s Temple: Myth and History... P. 64.
14 Ibidem.
15 Ibid. P. 65.
16 Ibid. P. 66.
17 The Mishnah, translated from the Hebrew with Introduction and Brief Explanatory Notes by
H. Danby (Oxford, 1933). Sukkah 3.12.
будет с ними божественное присутствие»18. Хотя синагоги сохранили некоторые черты и функции Храма, и хотя иудеи Реформации считали синагоги храмами, большинство иудеев рассматривает их не как храм, а как напоминание о прошлом и будущем Храме, о восстановлении которого они молятся в ежедневных молитвах {ат1йак)19.
После разрушения Храма иудеи сохранили библейский обычай паломничества в Иерусалим в любое разрешенное время, частично, чтобы скорбеть на его руинах в девятый день иудейского месяца Ав — день, в который, согласно традиции, были разрушены и Первый, и Второй Храмы.
В конце концов, иудейские ритуалы стали концентрироваться вокруг Западной Стены или «Стены Плача» в ее юго-западной части, являвшейся, как полагали раввины, единственным уцелевшим местом Храма. Здесь, как они верили, располагалась ькекта}г (духовное присутствие Господа). После того, как в 1967 г. израильтяне изгнали арабов из района около Стены и создали вокруг нее огромную площадь для празднеств и религиозных ритуалов, она стала духовным сердцем иудаизма20.
Одной из отличительных черт иудаизма всегда была надежда в будущего Мессию. Хотя в течение всего периода иудейской истории толкования понятия «Мессия» менялись, он часто ассоциировался с новым строительством Храма. Оплакивая разрушение Храма, средневековые иудеи верили, что его нужно восстановить. Единственными вопросами оставались — как и когда. Раввины спорили по поводу, построит ли Мессия и люди «храм рукотворный» или Господь сам построит «храм нерукотворный»21.
В течение долгих веков иудейские мечты о восстановлении Храма оставались лишь мечтами. Реальная возможность для этого появилась только шестьдесят лет назад. Образование государства Израиль в 1948 г. и, что более важно, израильская аннексия Восточного Иерусалима в результате Шестидневной Войны в 1967 г. радикально изменили представления о возможности построения Третьего Храма. Когда израильские войска заняли Храмовую Гору 7 июня 1967 г., Равви Шломо Горен выступил за немедленное разрушение мечети Купола Скалы, но был остановлен израильским генералом Узи Наркиссом22.
К полному смятению многих религиозных сионистов, израильский министр обороны Моше Даян, опасаясь обострения конфликта и начала войны с арабами, согласился оставить мусульманам Купол Скалы и Харам (Храмовую гору). Главный Раввин Израиля согласился с этим решением и запретил иудеям заходить на Храмовую Гору «из-за святости этого места»23.
Современное отношение иудеев к Храмовой Горе парадоксально. С одной стороны, это для них самое священное место на земле, но именно из-за его святости Главный Раввин запретил иудеям заходить в этот район. Этот запрет основан на двух спорных вопросах в раввинистическом законе. Во-первых, только священники могут заходить за Храмовую территорию и поэтому, так как невозможно точно установить границы этой священной территории, иудеи вообще не должны подходить к этому району,
18 Jerusalem Talmud Berakhot 5.1, 9a LJmt no Hamblin W. J„ Seely D. R. Solomon's Temple: Myth and History... R 67.
19 Hamblin W. J., Seely D. R. Solomon’s Temple: Myth and History... R 67.
20 Ibid. R 70.
21 Ibid. R 76.
22 Ibid. R 200-201.
23 Ibid. R 201.
чтобы ненароком не осквернить святые места. Во-вторых, иудеи могли входить в Храм только в состоянии ритуальной чистоты, которую можно достичь (частично), будучи орошенным водой, смешанной с пеплом принесенной в жертву безупречно рыжей (без пятен) телицы (Чис. 19). Без совершения этого ритуала очищения иудеи не могут войти на Храмовую Гору24.
Однако, некоторые иудеи верят, что скоро грядет время восстановления Храма, и готовятся к нему. Предпринимаются попытки вывести чистую рыжую телицу для требуемых ритуалов очищения, работают колледжи уеьЫуа, в которых проходят обучение и готовятся к возобновлению Храмовых жертвоприношений кокатт — израильские потомки клана священников-левитов, изготовляются сосуды, утварь и одеяния священников для неизбежного восстановления Храма. В Храмовом Институте в Иерусалиме есть музей, в котором выставлена реконструированная Храмовая утварь и облачения — не просто для образовательных целей, а для использования в Третьем Храме, когда его, наконец, построят25.
Но все эти приготовления абсолютно ничего не значат, пока Харам остается в руках мусульман. Поэтому неотъемлемым элементом движений Третьего Храма является политическое требование аннексии Храмовой Горы и очищения территории от «осквернения» мусульманскими мечетями. В израильские суды часто приходят иски относительно Храмовой Горы (обычно они не принимаются к рассмотрению).
28 сентября 2000 г. Ариэль Шарон в окружении израильских войск, совершил незапланированный (без приглашения) визит на Храмовую Гору с «вестью о мире». Среди палестинцев быстро распространились слухи о том, что израильские войска оккупировали Харам, что привели к массовыми восстаниями, закончившимися «интифадой аль-Акса»26. Большинство палестинцев уверено, что Израиль планирует захватить Храмовую Гору и заменить мусульманскую мечеть Купол Скалы (мечеть Омара) иудейским Храмом. Если многие другие проблемы, питающие арабо-изра-ильский конфликт, сегодня представляется возможным уладить, то все, что касается статуса Храмовой Горы/Харама, кажется неразрешимым.27
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурлака Д. К. Метафизика культуры.— СПб.: Издат-во Русской христианской гуманитарной академии, 2009.
2. Элиаде Мирча. Священное и мирское // Элиаде М. Миф о вечном возвращении.— М.,
2000.
3. Flavius Josefus. Jewish Antiguites.— London, 1976-1981.
4. Hamblin W. J., Seely D. R. Solomon's Temple: Myth and History.— London, 2007.
5. Prise R. The Temple and Bible Prophecy.— Eugene, OR: Harvest House, 2005.
6. Ritmeyer L. The Quest. Revealing the Temple Mount in Jerusalem.— Jerusalem, 2006.
7. The Mishnah, translated from the Hebrew with Introduction and Brief Explanatory Notes by H. Danby (Oxford, 1933).
24 Ibid. P. 202.
25 Prise R. The Temple and Bible Prophecy.— Eugene, OR: Harvest House, 2005.— P. 327-442.
26 Hamblin W. J., Seely D. R. Solomons Temple: Myth and History... P. 203.
27 Ibidem.