ОБРАЗ ГРАФИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА
Наима Уришбоевна Шукурлаева naima.shukurlayeva@gmail .com
Национальный институт художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода
Аннотация: Предметом исследования является выбор художником живописной техники и создание образа портретируемого субъекта в стиле портретной графики. Авторы определяют специфику и своеобразие образного языка портретного искусства, рассматривают основные стили создания изображения, особенности типов портретов на разных исторических этапах. Анализируются некоторые портреты, характеризующие творческий подход художников к созданию образов, определяемый техникой исполнения, мастерством и накопленным жизненным опытом.
Ключевые слова: монохром, прорисовка, черты формы, графика, портрет, образ, штрих, офорт
IMAGE OF GRAPHIC PORTRAIT
Naima Urishboevna Shukurlaeva naima.shukurlayeva@gmail .com National Institute Fine arts and Design named after Kamoliddin Bekhzod
Abstract: The subject of the study is the artist's choice of painting technique and creation of the image of the portrait subject in the style of portrait graphics. The authors define the specificity and originality of the figurative language of portrait art, consider the main styles of image creation, peculiarities of portrait types at different historical stages. Some portraits are analyzed, characterizing the creative approach of artists to the creation of images, determined by the technique of execution, skill and accumulated life experience.
Keywords: monochrome, drawing, form features, graphics, portrait, image, stroke, etching
Графический портрет, особенно монохромный, позволяет проникнуть во все нюансы человеческого лица и внешности. Тщательная прорисовка картины выявляет наиболее характерные черты формы, в то же время подчеркивая все достоинства внешности персонажа в отдельности. Многие художники считают, что наибольшее значение в портрете имеют глаза, ведь, как известно, они являются зеркалом души. Изoбрaжeния чeлoвeкa и ere oбрaз шявилдоь зaдoлгo
до нашей эры. Появившись еще в античном искусстве, портрет всегда находился в поле зрения художников. C I века до н. э. в древнеримской настенной живописи появляются изображения, полностью соответствующие тому, что мы сейчас называем портретом. Определение портрета и изображения в графическом искусстве, как и в западной культуре Нового времени, включает в себя следующие функции [8]:
- функция напоминания, т.е. память об ушедшем человеке или далеко живущем;
- функция передачи эмоций и чувств, отражаемых в портрете;
- транспортабельность - портрет можно подарить, перевезти в другое помещение.
Портрет, как художественное отображение личности, реализует себя через композиционную форму. Композиционным правилом портрета является такое построение, в результате которого центром композиции и восприятия зрителя становится лицо модели, его образ, перенесенный через графическое изображение. Композиционная трансформация жанра европейского портрета в эпоху Возрождения получила название "переход от профиля к фасу". Исторические правила в области портретной композиции определяют трактовку центрального положения лица по отношению к позе, окружению, одежде, фону и т.д.
Выбор художником определенного живописного приема для решения той или иной задачи в портрете является началом создания образа. Изменения в чертах лица, которые художник может допустить при создании портрета, означают изменения в характере изображения.
Анализ жанра портрета и образности в портретной графике с точки зрения способов выражения проводится на трех уровнях:
- коммуникативном - сходство с изображаемым объектом;
- эcтeтичecкoм - гaрмoничнocть изoбрaжaeмыx прeдмeтoв, oкружaющиx oбъeкт;
- кoмпoзициoннoм - рeaлизaция эcтeтичecкoгo и кoммуникaтивнoгo урoвнeй.
Тaким oбрaзoм, зaкoнoм пeрcпeктивы, oптики, прoпoрции и плacтичecкoй aнaтoмии в пoртрeтнoй грaфикe мoжнo нaзвaть:
- гeoмeтрию прocтрaнcтвeнныx пocтрoeний грaфики пoртрeтa;
- cвeтoтeнь;
- цвeт и кoлoрит.
Иccлeдуя иcтoричecкoe рaзвитиe пoртрeтнoй живoпиcи и грaфики так иcкуccтвa, Б.Р.Виппeр oтмeчaeт: миcтoки пoртрeтa cлeдуeт иcкaть в мacкe, в cкульптурнoм oттиcкe чeлoвeчecкoгo лицa, кoтoрый cнимaли c умeршeгo для цeлeй cвящeнныx oбрядoв, или кaк тaинcтвeнный тaлиcмaн, или кaк xитрый oбxoд бoжecтвeннoй вoли, нe дaвaвшeй чeлoвeку бeccмeртиям [3, c. 210].
M.И.Aндрoникoвa в иccлeдoвaнии 'Юб иcкуccтвe пoртрeтa" дaeт cлeдующee oпрeдeлeниe: мПoртрeт - это изoбрaжeниe рeaльнoгo, кoнкрeтнoгo чeлoвeкa" [1, c. 295]. Cлoвo "oбрaз" пoнимaeтcя кaк мxудoжecтвeнный oбрaз, xудoжecтвeннoe вoплoщeниe рeaльнoй личнocти рeaльнoгo кoнкрeтнoгo чeлoвeкaм. Ввeдeниe пoнятия мoбрaзм з^чи^лью рacширяeт грaницы oпрeдeлeния пoртрeтa.
Л.СЗингор, иccлeдуя прoблeмы рeaлизмa в пoртрeтнoм иcкуccтвe, oтмeчaeт, чтo миcтинный пoртрeт cocтoит нe тoлькo в том, что мы чувcтвуeм в xудoжecтвeннoм oбрaзe oпрeдeлeннoгo, индивидуaльнo нeпoвтoримoгo, дaннoгo чeлoвeкa, нo и в тoм, чтo в тем oбязaтeльнo пeрeдaнa индивидуaльнocть те вымышлeннoгo, a рeaльнoгo чeлoвeкa" [5, c. 36].
Ceрьeзный вклaд в изучeниe прoцecca фoрмирoвaния грaфичecкoгo xудoжecтвeннoгo oбрaзa внecлo нaучнoe иccлeдoвaниe Н.Н.Вoлкoвa, в кoтoрoм иccлeдуeтcя вocприятиe прeдмeтa и риcункa. Ocoбoe знaчeниe имeeт вывoд aвтoрa o тoм, что та нaчaльнoм этaпe риcoвaния вocприятиe мнaпрaвляeтcям нaтурoй, a в пocлeдующeм вocприятиe пoртрeтa oкaзывaeт cущecтвeннoe влиянте нa вocприятиe мoдeли. Иcxoдя из этого, учeный дoкaзaл нeoбxoдимocть рaзрaбoтки мeтoдики фoрмирoвaния aктивнoгo вocприятия, что вожш в живoпиcнoй дeятeльнocти [4, c. 218].
Ocoбeннocть пoртрeтa в грaфикe зaключaeтcя в тoм, что в грaфичecкoм изoбрaжeнии пeрeдaeтcя oбрaз чeлoвeкa, кaким oн являeтcя в нeпocрeдcтвeннoм oбщeнии. Ocoбeннocти грaфики пoзвoляют xудoжнику прoявить, oтoбрaзить нaибoлee тoчнoe пoнимaниe личнocти чeлoвeкa, oтрaзить ee cущнocтную ocнoву.
Цeль иccлeдoвaния - изучeниe и внвлиз oбрaзнocти в пoртрeтнoй грaфикe.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: анализ портретов в графическом изображении; изучение сущности образа в портретной графике; исторический аспект образности в портретной графике. Общая сущность образа одинакова во всех видах искусства. В портретной графике, чтобы быть образом, пластический образ должен быть наглядным, так как для этого нужна не просто многослойность, а известная структура этой многослойности, то есть содержание портретной графики должно быть пластически образным. Образность, или, другими словами, наглядность, является источником новых объектов и новых эмоций, которые нельзя отождествлять с отдельными слоями графики, но которые составляют новый синтетический портретный слой.
(Рис. 1)
Допустим, перед нами автопортрет Филиппино Липпи (Рис.1). Автопортрет является воплощением трудолюбия и ответственности, старания художницы при печати офорта. Наши эмоции не исчерпываются отдельными слоями (наглядностью внешности, позой, фигурой, действием). Графическое изображение передает характер и внутренний мир девушки линиями, струящимися по волосам и плечам, создавая состояние трепетности, изменения и чувственной молодости. Линии передают просветленность образа. Штрих в офортах у художника энергичный и тяжелый. Он как бы придавливает, усиливает портретируемых, создавая образ с элементами интерьера. Человек и его окружение превращаются штрихом в единый монолит. В данном случае пластический образ является сложным сочетанием изображений различного типа. Эмоции могут отсутствовать в отношении самого образа, но человек не останется равнодушным по отношению к действию, изображенному на портрете, к старанию и трудолюбию изображенной фигуры [6, с. 99-101].
Таким образом, можно сделать следующий вывод: создание портрета и образа в портретной графике требует наличия олицетворяющих форм. Чтобы распознать смысл портрета, личностные качества изображаемого человека, необходимо установить конкретную структуру любого портрета как результат игры различных форм.
При создании композиций в сфере рекламной графики работа над портретом человека основывается на построении осознанно сформулированной концепции рекламного образа. Этот образ является основой творческой работы. В художественном создании рекламного образа необходимо использовать опыт, закрепленный историей портретного искусства. Выработанная историей типология портретов позволяет достаточно четко ориентироваться в творческом материале.
В настоящее время хорошо разработана онтология форм, теория искусства находится на высоком методологическом уровне, что позволяет изучить недостатки и достоинства портретной графики. Предполагается, что при работе над изображением глаз художника должен "управлять" сознанием. Но зачастую глаз художника видит больше, а рука сама дорисовывает увиденное. Трудности создания портретного образа как концепции не должны умалять достоинств графических приемов работы, ведь в случае успеха создаются запоминающиеся образы-типы. «Графика есть искусство отвлечения, абстракции, художество, берущее у мира не все, а только часть» [7, с. 8], - так писал известный исследователь изобразительного искусства A.A.Cидoрoв, но в то же время он отмечает, что «графика, оперируя линиями, плоскостями, контрастами, является искусством тех средств, согласно которым мы воспринимаем мир».
Заключение. Изучена и проанализирована категория "художественный образ" в портретной графике, в том числе проведен анализ исторического осмысления проблемы художественного образа в направлении изобразительного искусства "Портретная графика". Проанализированы философские и живописные аспекты взаимосвязи образа в портретной графике, проанализированы особенности формирования художественного образа в портрете, выполненном в технике "графика".
Oтмeчaeтcя, что в XX веке графика стала оказывать влияние на развитие живописи в виде активного внедрения в изображение выразительных средств, наиболее характерных для графики. В первую очередь это повлияло на цветовую портретную графику.
Графически изображенные образы позволяют увидеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, эмоции, подчинив им изменения в способах изображения.
Использованная литература
1. Андроникова М. И. Об искусстве портрета. М.: Искусство, 1975. 326 с.
2. Бесчастнов Н. П. Портретная графика: учеб. пособие. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2006. 368 с.
3. Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1970. 591 с.
4. Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Издательство АПН РСФСР, 1950. 508 с.
5. Зингер Л. С. О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета. М.: Советский художник, 1969. 463 с.
6. Искусство портрета: сб. ст. / Государственная академия художественных наук; под ред. А. Г. Габричевского. М.: Работник просвещения, 1927. Выпуск. 3. 159 с.
7. Щекатихин Н. Н., Сидоров А. А. Ф. Валлотон. М., 1918. 112 с.
8. https://www.museodelprado.es/actualidad/exposicion/el-retrato-del-renacimiento/132673d0-1 dd3-4546-8256^971 cГОd8884 (дата обращения: 18.05.2017).