Научная статья на тему 'Образность в портретной графике'

Образность в портретной графике Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1356
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИКА / ПОРТРЕТ / ОБРАЗ / ШТРИХ / ОФОРТ / GRAPHICS / PORTRAIT / IMAGE / STROKE / ETCHING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Даудова Фатима Хамидовна, Хаидов Хумайд Якубович

Предметом исследования являются выбор художником изобразительного приема и создание образа портретируемого в стиле портретной графики. Авторы определяют специфику и своеобразие образного языка портретного искусства, рассматривают основные стили создания образов, особенности видов портретов на разных исторических этапах. Проведен анализ некоторых портретов, характеризующих творческий подход художников к созданию образов, определяемый техникой исполнения, мастерством и накопленным жизненным опытом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGERY IN PORTRAIT GRAPHICS

The subject of the study is the artist’s choice of a visual technique and creation of an image portrayed in the style of portrait graphics. The authors determine specificity and uniqueness of the figurative language of portrait art, examine the main styles of creating images, features of portrait types at different historical stages. The analysis of some portraits characterizing the creative approach of artists in making images determined by the technique of painting, skills and accumulated life experience is carried out.

Текст научной работы на тему «Образность в портретной графике»

Даудова Фатима Хамидовна, Хаидов Хумайд Якубович ОБРАЗНОСТЬ В ПОРТРЕТНОЙ ГРАФИКЕ

Предметом исследования являются выбор художником изобразительного приема и создание образа портретируемого в стиле портретной графики. Авторы определяют специфику и своеобразие образного языка портретного искусства, рассматривают основные стили создания образов, особенности видов портретов на разных исторических этапах. Проведен анализ некоторых портретов, характеризующих творческий подход художников к созданию образов, определяемый техникой исполнения, мастерством и накопленным жизненным опытом.

Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2017/8/19.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 8(82) C. 74-77. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/8/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 7; 18:7.01 Искусствоведение

Предметом исследования являются выбор художником изобразительного приема и создание образа портретируемого в стиле портретной графики. Авторы определяют специфику и своеобразие образного языка портретного искусства, рассматривают основные стили создания образов, особенности видов портретов на разных исторических этапах. Проведен анализ некоторых портретов, характеризующих творческий подход художников к созданию образов, определяемый техникой исполнения, мастерством и накопленным жизненным опытом.

Ключевые слова и фразы: графика; портрет; образ; штрих; офорт.

Даудова Фатима Хамидовна Хаидов Хумайд Якубович

Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова Fatima_art@mail. гы

ОБРАЗНОСТЬ В ПОРТРЕТНОЙ ГРАФИКЕ

Введение. Изображения человека и его образ появились задолго до нашей эры. В портрете отражался не сам облик, а внутреннее содержание человека, его характер, социальный статус. Появившись еще в античном искусстве, портрет всегда был в поле зрения художников. Начиная с первого века до нашей эры в древнеримской стенописи имеются изображения, которые полностью соответствуют тому, что мы сейчас называем портретом. Определение портрета и образности в графике как в западной культуре Нового времени включает следующие функции [8]:

- функция напоминания, т.е. память об ушедшем человеке или далеко живущем;

- функция передачи эмоций и чувств, отражаемых в портрете;

- транспортабельность - портрет можно подарить, перевезти в другое помещение, музей, так как большинство портретов не являются слишком большими для перемещения.

Портрет, как художественное изображение личности, реализует себя через композиционную форму. Композиционным правилом портрета является такое построение, в результате которого центром композиции и зрительского восприятия является лицо модели, его образ, переносимый через графическое изображение. Композиционным преобразованием жанра европейского портрета в эпоху Возрождения называют «переход из профиля в фас». Исторические правила в сфере композиции портрета определяют трактовку центрального положения лица по отношению к позе, окружению, одежде, фону и др.

Выбор художником определенного изобразительного приема для решения задачи в портретной графике является началом создания образа. Изменения черт лица, которые может допускать художник при выполнении портрета, означают изменения в характере образа.

Анализ жанра портрета и образности в портретной графике с точки зрения способов выражения проводится на трех уровнях:

- коммуникативном - сходство с изображаемым объектом;

- эстетическом - гармоничность изображаемых предметов, окружающих объект;

- композиционном - реализация эстетического и коммуникативного уровней.

Таким образом, законом перспективы, оптики, пропорции и пластической анатомии в портретной графике можно назвать:

- геометрию пространственных построений графики портрета;

- светотень;

- цвет и колорит.

Исследуя историческое развитие портретной живописи и графики как искусства, Б. Р. Виппер отмечает: «...возникновение портрета нужно искать в маске, в скульптурном оттиске человеческого лица, которые снимались с умершего в целях сакрального обряда, или как таинственный талисман, или как хитрый обход божественной воли, не давшей человеку бессмертие...» [3, с. 210].

М. И. Андроникова в исследовании «Об искусстве портрета» дает такое определение: «Портрет есть образ реального, конкретного человека» [1, с. 295]. Под словом «образ» понимается «художественное изображение, художественное претворение реальной личности реального конкретного человека» [Там же]. Введение понятия «образ» значительно расширяет границы определения портрета.

Л. С. Зингер, изучая проблемы реализма в искусстве портрета, отмечает, что «подлинная портретность заключается не только в том, что мы ощущаем в художественном образе определенного, индивидуально неповторимого, этого человека, но еще и в том, что в нем обязательно передана индивидуальность не вымышленного, а реального лица» [5, с. 36].

Серьезный вклад в изучение процесса формирования графического художественного образа внесли научные изыскания Н. Н. Волкова, в которых исследуется восприятие предмета и рисунка. Особое значение представляет вывод автора о том, что на начальном этапе рисования восприятием «руководит» натура, а в последующем восприятие портрета оказывает существенное влияние на восприятие модели. Исходя из этого, ученый доказал необходимость разработки метода формирования активного восприятия, имеющего важное значение в изобразительной деятельности [4, с. 218].

Особенность выполнения портрета в графике в том, что при графическом изображении передается образ человека таким, каким он является при непосредственном общении. Особенности графики позволяют художнику проявить, отобразить максимально точно понимание личности человека, отразить его сущностную основу.

Целью исследования явилось изучение и анализ образности в портретной графике.

Решались задачи для достижения цели: анализ портретов в графическом изображении; изучение сущности образа в портретной графике; исторический аспект образности в портретной графике.

Общая сущность образа одинакова во всех искусствах. В портретной графике, чтобы быть образом, пластический образ должен быть наглядным, так как для него нужна не просто многослойность, а известная структура этой многослойности, то есть пластически образным должно быть содержание портретной графики. Образность, а по-другому - наглядность является источником новых объектов и новых эмоций, которые нельзя уравнять с отдельными слоями графики, но которые конституируют новый синтетический портретный слой.

Допустим, перед нами автопортрет Елизаветы Сергеевны Кругликовой (Рис. 1). Автопортрет является воплощением трудолюбия и ответственности, старания художницы при печати офорта. Наши эмоции не исчерпываются отдельными слоями (наглядностью внешности, позой, фигурой, действием), мы не можем сделать цветовой анализ, т.к. это графика, но нам важно то, что перед нами фигура в определенной позе и что трудолюбие, старание воплощено в этой внешности [6, с. 99-101].

Рис. 1. Елизавета Кругликова. Печатание офорта. Автопортрет. 1915 г.

В данном случае пластический образ является сложным сочетанием изображений различного типа. Эмоции могут отсутствовать в отношении самого образа, но человек не останется равнодушным по отношению к действию, изображенному на портрете, к старанию и трудолюбию изображенной фигуры.

Другой пример - графическое изображение В. В. Маяковского. С детства все знают, как выглядел поэт, по множеству фотографий и описаний современников. Образ, созданный художником в графике, отличается от фотографий и литературных описаний. Возникает проблема совмещения собственных представлений о человеке с образом, созданным художником в графическом изображении. Однако мы с точностью можем сказать, что это портрет В. В. Маяковского, так как описываемый образ его в литературе (взгляд, поза, мимика) в точности совпадает с изображением на портрете.

В свое время портрет поэта работы Ю. В. Могилевского (Рис. 2) вызвал различные эмоции. Белая «маска лица» на угольно-черном фоне с печальными, смотрящими в сторону глазами надолго осталась в памяти. Это подтверждает, что образ дается через нейтрализирование, т.е. через вычленение содержания портрета из сферы реальности. От этого портрет становится самостоятельным изображением, формы теряют своего начального носителя, и изображение отражает образ. Ю. В. Могилевскому удалось достаточно правдоподобно выразить в графике одинокую душу поэта В. В. Маяковского.

Рис. 2. Ю. В. Могилевский. «Маяковский»

Рис. 3. Ю. В. Могилевский. «Достоевский»

Также неоднозначны мнения по поводу портретов в графике Ф. М. Достоевского (Рис. 3). Способность к эмпатии - одна из базисных ценностей системы отношений Ф. М. Достоевского. Для него очень важно, чтобы этическая мотивация его мыслей и поступков была правильно понята и соответствующим образом оценена. Поэтому иллюзорное пространство имеет глубину и приводит к законченности, ограниченности. Личность Ф. М. Достоевского образно передана в портрете со всеми его жизненными принципами и морально-этическими нормами. Можно сказать о возросшей роли графической фиксации действительности, отражающей образность в портрете.

Совсем иной образ возникает в линеарной графике молодой девушки работы А. Матисса. Графическое изображение передает характер и внутренний мир девушки линиями, струящимися по волосам и плечам, создавая состояние трепетности, изменения и чувственной молодости. Линии передают просветленность образа. Штрих в офортах у художника энергичный и тяжелый. Он как бы придавливает, усиливает портретируемых, создавая образ с элементами интерьера. Человек и его окружение превращаются штрихом в единый монолит. Штрих у А. Цорна - это главное выразительное средство. Для того чтобы создать такие произведения, автор проникает во внутренний мир модели, ощущает ее индивидуальность. Поэтому совершенно в ином плане начинают развертываться формы, возникает портрет и личность в нем, когда вместо плоскостности характерные формы изображаемого не затушевываются, а развертываются благодаря особым штрихам. Элемент графики, технический прием, активно работает на образ.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: для портрета и создания образа в портретной графике необходима наличность форм олицетворения. Для распознавания смысла портрета, личностных качеств изображаемого требуется установление конкретной структуры всякого портрета как результата игры разных форм.

При создании композиций в сфере рекламной графики работа над портретом человека идет на основе построения сознательно сформулированной концепции рекламного образа. Этот образ - основа творческой работы.

В художественном творчестве над рекламным образом необходимо использовать опыт, зафиксированный историей портретного искусства. Наработанная историей типология портретов позволяет достаточно точно ориентироваться в творческом материале.

Онтология форм хорошо разработана в настоящее время, теория искусства находится на высоком методологическом уровне, что позволяет изучить недостатки и достоинства портретной графики. При работе над образом предполагается, что глаз художника будет «управлять» разумом. Но часто глаз художника видит больше, а рука сама рисует нечто увиденное.

Сложности создания портретного образа как концепции не должны умалять достоинств графических приемов работы, так как при удаче создаются запоминающиеся образы-типы. Например, известная нам «Незнакомка» И. Н. Крамского не портрет, но очень близка к портрету-типу. Внешнее одеяние, экипаж, шляпа, взгляд красивых глаз - все это знакомо и, с другой стороны, волнующе незнакомо художнику. Образ, возникший у художника из жизненных наблюдений, был прекрасно реализован в живописи и стал одним из символов женской красоты того времени. Популярность произведения И. Н. Крамского в создании «модного» для того времени образа, поневоле рекламирующего стиль жизни и побуждающего к подражанию. Графические портреты иногда трудно отделить от портретной живописи. Они находятся в границах одного жанра и по сложности написания, и по построению композиции часто очень схожи.

«Графика есть искусство отвлечения, абстракции, художество, берущее у мира не все, а только часть» [7, с. 8], - так писал известный исследователь изобразительного искусства А. А. Сидоров, но в то же время он отмечает, что «графика, оперируя линиями, плоскостями, контрастами, является искусством тех средств, согласно которым мы воспринимаем мир» [Там же].

Заключение. Изучена и проанализирована категория «художественный образ» в портретной графике, в том числе проведен анализ исторического понимания проблемы художественного образа в направлении изобразительного искусства «Портретная графика».

А. Цорн. «Гроза». 1891 г.

А. Цорн. «Девушка». 1891 г.

Проанализированы философские и изобразительные аспекты взаимосвязи образа в портретной графике и проанализированы особенности формирования художественного образа в портрете, выполняемом в технике «графика».

Отмечено, что в ХХ в. графика стала влиять на развитие живописи в виде активного внедрения в изображения выразительных средств, наиболее характерных для графики. В первую очередь это повлияло на цветную портретную графику.

Графически изображенные образы позволяют видеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, эмоции, подчиняя им изменения в способах изображения.

Список источников

1. Андроникова М. И. Об искусстве портрета. М.: Искусство, 1975. 326 с.

2. Бесчастнов Н. П. Портретная графика: учеб. пособие. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2006. 368 с.

3. Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1970. 591 с.

4. Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Издательство АПН РСФСР, 1950. 508 с.

5. Зингер Л. С. О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета. М.: Советский художник, 1969. 463 с.

6. Искусство портрета: сб. ст. / Государственная академия художественных наук; под ред. А. Г. Габричевского. М.: Работник просвещения, 1927. Вып. 3. 159 с.

7. Щекатихин Н. Н., Сидоров А. А. Ф. Валлотон. М., 1918. 112 с.

8. https://www.museodelprado.es/actualidad/exposicion/el-retrato-del-renacimiento/132673d0-1dd3-4546-8256-e971ciDd8884

(дата обращения: 18.05.2017).

IMAGERY IN PORTRAIT GRAPHICS

Daudova Fatima Khamidovna Khaidov Khumaid Yakubovich

Grozny State Oil Technical University named after the Academician M. D. Millionshchikov

Fatima_art@mail. ru

The subject of the study is the artist's choice of a visual technique and creation of an image portrayed in the style of portrait graphics. The authors determine specificity and uniqueness of the figurative language of portrait art, examine the main styles of creating images, features of portrait types at different historical stages. The analysis of some portraits characterizing the creative approach of artists in making images determined by the technique of painting, skills and accumulated life experience is carried out.

Key words and phrases: graphics; portrait; image; stroke; etching.

УДК 94(47).084.6

Исторические науки и археология

В статье на основе региональных архивных материалов рассматриваются преследования буддийского духовенства и верующих в Бурят-Монгольской АССР в ходе антирелигиозной кампании, проводившейся на начальном этапе коллективизации сельского хозяйства. Автор выделяет формы и методы антирелигиозной кампании, обосновывает положение о том, что она носила ярко выраженный репрессивный характер, усугублявшийся фактами грубого административного произвола на местах, и послужила важным способом разрушения духовных устоев единоличной деревни.

Ключевые слова и фразы: Бурят-Монголия; буддизм; буддийское духовенство; верующие; антирелигиозная кампания; коллективизация сельского хозяйства; репрессивная политика; административный произвол.

Доржиев Дандар Леонидович, к.и.н., доцент

Бурятский республиканский институт образовательной политики, г. Улан-Удэ dandar65@mail. т

ПРЕСЛЕДОВАНИЯ БУДДИЙСКОГО ДУХОВЕНСТВА И ВЕРУЮЩИХ В БУРЯТ-МОНГОЛЬСКОЙ АССР В ХОДЕ АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ КАМПАНИИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Тема преследования буддизма и других религий, получивших распространение в Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республике (Б-МАССР), по сей день весьма болезненно воспринимается бурятской общественностью и вызывает у нее обостренный интерес. Не потеряла своей актуальности эта тема и для исторической науки Республики Бурятия, она изучается сразу несколькими исследовательскими направлениями. С различной степенью интенсивности и полноты освещения тема преследования буддизма, буддийского духовенства и верующих рассматривается в работах, посвященных истории сельского хозяйства республики, особенностям культурного строительства в крае, актуальным проблемам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.