СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
УДК 304.3
Образ горожанина: от очерка Г. Зиммеля к современным исследованиям Д.М. Карпов
Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)
Аннотация. В статье представлена работа немецкого философа Г. Зиммеля, посвященная духовным, эмоциональным и интеллектуальным особенностям жителей современных автору городов (конец XIX — начало XX вв.). Описаны черты личности, которые могут сформироваться в условиях некоторых европейских мегаполисов. Специфика такой жизни сравнивается с ситуацией в маленьких городах и сельской местности. Обозначены основные дискутируемые положения работы Зиммеля, представлено мнение оппонентов. Названы типажи горожан, описанные современными урбанистами и социологами. Отмечено, что эти группы персонажей могут быть объектами будущих научных исследований.
Ключевые слова: современный горожанин, Георг Зиммель, нервность, пунктуальность, рассудочность, особое внимание к деньгам, блазированность, замкнутость, одиночество, свобода от общества, крайняя профессиональная специализация, борьба за индивидуальность, денежная экономика, микроурбанизм, зевака, руфер, диггер, сталкер.
The Image of a Citizen: from G. Simmel's Essay to Modern Research
Denis M Karpov
Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)
Abstract. The article presents the work of German philosopher G. Simmel, dedicated to the spiritual, emotional and intellectual characteristics of the inhabitants of cities contemporary to the author (19th-20th centuries). The personality traits that can be formed in the conditions of some European megacities are described. The specificity of such a life is compared with the situation in small towns and rural areas. The main debatable provisions of Simmel's work are indicated, the opinion of opponents is presented. The types of townspeople described by modern urbanists and sociologists are specifed. It is noted that these groups of citizens can be objects of future scientific research.
Keywords: modern city dweller, Georg Simmel, nervousness, punctuality, rationality, special attention to money, blazedness, isolation, loneliness, freedom from society, extreme specialization, struggle for individuality, money economy, micro-urbanism, onlookers, roofer, digger, stalker.
Введение. Город в разные времена исследовался как сложная структура со своими законами и особенностями, оказывающая влияние на человека и общество. В этой связи интересен и сам горожанин с его уникальными чертами, укладом жизни и духовным состоянием. Ученые по-разному конструировали этот образ и наделяли его разными характеристиками, что само по себе уже может быть темой для обсуждения. Комплексный взгляд на эволюцию представлений о городе дает ключ к пониманию современности, городской среды и нас самих в этой среде, что обусловило актуальность данной темы.
В отечественном научном дискурсе образу современного горожанина уделяется мало внимания. Большинство исследований концентрируется на отдельных его атрибутах или на городе. Так, Е. В. Лагодина пишет о комфортной городской среде в представлении ее обитателей [1], а С. Л. Дунаева рассматривает тему культурной памяти жителей мегаполисов [2]. Тем не менее определенные образы горожан затрагивают и даже детально прописывают О. Бредникова и О. Запорожец [3], Н. О. Анисимов [4], Ю. М. Мальцева [5], Т. А. Шаповалова и М. Н. Кокаревич [6].
Цель данной работы — рассмотрение изменяющихся представлений о горожанине и его духовной жизни. Сравниваются очерк «Большие города и духовная жизнь» немецкого философа Георга Зиммеля [7] и работы современных ученых.
Основная часть. Г. Зиммель рассматривает город как пространство, которое отражается на внутреннем состоянии человека. Ученый отмечает следующие черты горожанина:
— нервность,
— пунктуальность,
— рассудочность,
— особое внимание к деньгам,
— блазированность,
— замкнутость,
— одиночество,
— свобода от общества,
— крайняя профессиональная специализация,
— борьба за индивидуальность.
Рассмотрим подробнее каждый из факторов.
Повышенная нервность жизни. Толпы на улицах, быстрый темп жизни, множество событий, смена впечатлений — вот те психологические условия, в которых находится житель мегаполиса. В маленьких городах и тем более в сельской местности ритм жизни медленный и размеренный — в этом Зиммель обнаруживает контраст с городским «калейдоскопом переживаний», который перегружает сознание и чувства. Ученый говорит, что повышенная нервность — это именно то, что создает «фундамент нашей духовной жизни». Согласимся, что, чем больше город, тем больше в нем маршрутов, индивидуальных траекторий и событий. Это, безусловно, влияет на психическое состояние человека и даже может оказывать на него негативное воздействие.
Проблеме повышенной нервности посвящены работы современных российских исследователей: Г. Г. Байкеновой, А. С. Вьюхиной [8], Н. О. Анисимова [4], В. А. Дербенева, В. Ю. Колодина [9]. Они пишут о воздействии среды на здоровье горожанина, так или иначе подчеркивая состояние внутренней дисгармонии человека.
Пунктуальность. По мнению Зиммеля, душевное состояние горожанина отчасти определяется необходимостью быть пунктуальным. Разновекторная жизнь города, как подчеркивает философ, обратится в хаос без «самой пунктуальной точности договоров и выполнения их». Может показаться, что в этом высказывании есть некоторое преувеличение, ведь далеко не все жители города пунктуальны и далеко не все люди связаны между собой. Но стоит, например, водителю автобуса опоздать на работу — и свои обещания и планы нарушат еще сорок-пятьдесят человек. Проблема будет разрастаться как снежный ком. Большие городские расстояния также задерживают в пути, забирают время. Таким образом, можно заключить, что горожанин вынужден быть пунктуальным и точным (или, по крайней мере, стремиться к этому).
Большинство исследователей в этом смысле согласны с Зиммелем. Так, О. Ю. Минина повторяет слова философа: горожанину приходится постоянно следить за временем, и это один из факторов возникновения «синдрома большого города» [10].
Рассудочность. Городские условия, как утверждает Зиммель, сформировали гегемонию интеллекта. Рассудочность представляется защитным механизмом, при помощи которого человек «отводит» реагирование на какое-либо явление в «наименее чувствительный психический орган» [7]. Автор отмечает, что рассудок более гибок и в отличие от чувств может разобраться в происходящем. Рассудочность и интеллектуальность наряду со сдержанностью и самоконтролем регулируют поведение человека и защищают от излишних потрясений. В работах современных авторов данные факторы практически не рассматриваются, неизвестны полноценные исследования в данной области.
Деньги и уничтожение индивидуальности. Рассудочность и ориентацию на интеллект Г. Зиммель связывает с денежной экономикой. Деньги, по мнению ученого, как и рассудочный человек, равнодушны к индивидуальному. Все качественные характеристики сводятся к количественному критерию. Товары и люди воспринимаются как цифры, усиливается «экономический эгоизм». Этому же, по словам Зиммеля, способствует производство товаров для рынка, а не для конкретного покупателя, как это часто бывает в маленьких городах или деревнях. Продолжая мысль автора, можно отметить популярность супермаркетов. От традиционных базаров и рынков их отличает характер коммуникации с продавцом. В супермаркетах она носит деловой характер, нет личных взаимоотношений, а иногда нет и самой коммуникации (зоны самообслуживания). Можно также отметить, что связь рассудочности и денег как ценностной ориентации созвучна идее «одномерного человека» Герберта Маркузе [11].
Итак, большой город формирует индивидов, нацеленных на «рациональное действие». Житель большого города стремится подчинить все планированию.
Блазированность. Еще одна особенность горожанина по Зиммелю —бесчувственное равнодушие. Выражая качество через количество, человек уравнивает вещи и обнаруживает, что ни одна из них не достойна предпочтения, различия между ними ничтожны — все они однообразны. Кроме того, исследователь связывает блазированность с физиологией. Человек не способен одинаково эмоционально реагировать на постоянно меняющиеся впечатления. Эмоциональные ресурсы не бесконечны, в условиях мегаполиса со временем восприятие притупляется (здесь Зиммель проводит аналогию с нервной системой и атрофией чувств), и возникает то самое равнодушие. Можно сказать, что пресыщенность — еще один защитный механизм. Он призван по возможности сберечь эмоциональные ресурсы и нервную систему. Современные исследователи, напротив, выявили такую черту современного горожанина, как открытый интерес к происходящему.
Замкнутость, свобода и одиночество. Отношение жителей больших городов друг к другу Георг Зиммель характеризует как «замкнутость и обособленность». Автор рассматривает гипотетическую ситуацию, в которой горожанин реагирует на каждого встречного с таким же вниманием и участием, какие иногда демонстрируют жители маленьких городов или деревень. Отмечается, что в последнем случае часто речь идет о встречах знакомых людей. В компактных населенных пунктах многие знакомы друг с другом, и новые лица появляются нечасто. Если же речь идет о жителе мегаполиса, такой активный интерес негативно скажется на его душевном состоянии. Почти все, кто встречается ему на улице, — незнакомцы. Человек не в состоянии уделить внимание каждому из активного потока людей. Замкнутость жителей мегаполиса можно объяснить тем же, чем автор объясняет блазированность — атрофией чувств в результате постоянного и неумеренного их раздражения. Горожанин привыкает к толпам, перестает обращать внимание на прохожих. Привычка делает лица серыми и однообразными. Помимо этого, замкнутость порождает недоверие и отчуждение. Жители большого города зачастую не знают даже своих соседей.
Зиммель подчеркивает, что мегаполис дает человеку невероятную свободу. Когда общество разрастается, оно теряет целостность. Тотальный контроль за индивидом ослабевает и практически исчезает. По мнению автора, освобождение городского человека, обособленность и отчужденность ведут к одиночеству. Это еще одна важная характеристика душевного состояния горожанина. Современные авторы уделяют особое внимание проблеме одиночества жителя мегаполиса. Так, Г. В. Горнова рассматривает его психологические, социальные и экзистенциальные аспекты. Она утверждает, что, несмотря на негативные стороны, одиночество иногда оказывается «даром», позволяющим горожанину переосмыслить свою жизнь [12].
Специализация. Большие города — это крупные центры специализации труда. Человек старается найти такую позицию в обществе, с которой его было бы трудно сместить. Люди создают определенные потребности, которые сами же пытаются удовлетворить. Для этого нужно, чтобы индивиды слаженно выполняют свои функции. Мегаполисы порождают дифференциацию. Разделение труда, в частности, ведет к тому, что кому-то приходится долго выполнять однообразную работу. Это может негативно или даже губительно влиять на личность. Кроме того, крайнюю специализацию и дифференциацию можно связать с отчуждением, о котором писал К. Маркс. По его мнению, житель большого города далеко не всегда находит работу, которая приносит ему удовлетворение. Многие горожане вынуждены ежедневно выполнять монотонные операции, что в конечном счете может привести к опасным формам отчуждения [13]. В современном научном дискурсе фактически не рассматривается специализация как феномен, влияющий на повседневность и психологические особенности жителей мегаполисов.
Борьба за индивидуальность. Блазированность, нивелирование индивидуальных характеристик ведут к тому, что горожанин обесценивает и свою собственную личность, приходит к выводу, что не отличается от остальных. К тому же, как замечает Зиммель, в мегаполисе трудно выделиться из общей массы. Этим, по мнению автора, объясняется экстравагантность и претенциозность в поведении некоторых жителей больших городов. Так они пытаются отстоять свою индивидуальность. Действительно, большие города порождают разнообразные формы самовыражения и самоподачи. Иногда это стремление принимает чрезмерные формы, доходит до чудачества.
Современные авторы тоже пишут о том, как горожане в известном смысле переходят границы, пытаясь выделиться из толпы. Т. А. Шаповалова и М. Н. Кокаревич называют два типа городских сумасшедших — «честные» и «фрики» [6]. Ю. М. Мальцева говорит об одежде как о специфическом средстве коммуникации и способе освоения городского пространства [5].
Критика. Очерк «Большие города и духовная жизнь» дал повод для дискуссий. В 2008 году вышел сборник Герда Хельда «Собственная логика городов». Автор называет труд Зиммеля незавершенным, отмечая слишком упрощенный взгляд на проблему. По мнению Хельда, Зиммель упускает «свойственное жителю большого города чувство пропорциональности» [14]. Есть указание и на научную несостоятельность очерка. Дело в том, что сопоставление города и деревни не учитывает дифференциацию пространств и различные типы городов. https://mid-journal.ru 117
Образ горожанина в современных исследованиях. Современный научный дискурс предлагает множество взглядов на фигуру горожанина. В ряде работ прослеживается влияние Г. Зиммеля. Другие авторы анализируют не обобщенный образ жителя мегаполиса, а отдельные группы горожан, которые могут серьезно отличаться от персонажа, описанного Зиммелем. Так, О. Бредникова и О. Запорожец в сборнике «Микроурбанизм. Город в деталях» говорят о зеваках [3]. Эти люди неравнодушны ко всему происходящему, чувствительны к жизни города, демонстрируют неподдельный интерес и готовы удивляться. Зевака в любой момент может остановиться, сойти с маршрута. Он вовлечен в происходящее и делится информацией и эмоциями с окружающими. Иными словами, зевака — это противоположность, антипод отчужденного, замкнутого, блазированного горожанина, которого описал Г. Зиммель.
Е. Шевелев в статье «Город (без) человека: практики освоения пустых и заброшенных пространств» говорит о так называемых руферах, диггерах и сталкерах — особых персонажах, проявляющих активный интерес к местам, которых нет в повседневных маршрутах горожан [15]. Это любопытные и увлеченные люди, исследователи, как бы выпавшие из огромного и сложного мегаполиса-организма, о котором говорил Зиммель.
Заключение. Г. Зиммель описывает горожанина как нервного, замкнутого, пресыщенного, безразличного и одинокого человека, свободного от общественного контроля. Ему следует быть пунктуальным, планировать жизнь и отстаивать свою оригинальность. Некоторые современные урбанисты и социологи говорят об ошибочности этих представлений. В новых исследованиях жителей мегаполисов описывают комплексом характеристик, включая линию поведения и деятельность. Сегодня многие горожане — активные и включенные во все происходящее акторы городской жизни, открытые и заинтересованные. Такой подход открывает темы новых научных изысканий.
Библиографический список
1. Лагодина Е.В. Комфортная городская среда глазами простого горожанина Новый взгляд. Международный научный вестник. 2013;1:75-78. URL: https://cYberleninka.ru/article/n/komfortnaYa-gorodskava-sreda-glazami-prostogo-gorozhanina-1 (дата обращения: 20.03.2023).
2. Дунаева С.Л. Философия культурной памяти и горожанин как субъект ее формирования Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2021;1:73-82 URL: https://cYberleninka.ru/article/n/filosofiYa-kulturnoY-pamYati-i-gorozhanin-kak-subekt-ee-formirovaniya (дата обращения: 20.03.2023).
3. Бредниковой О., Запорожец О. (ред.) Микроурбанизм. Город в деталях. В: Сборник статей. Москва. Новое литературное обозрение; 2014:29-32. URL: https://www.hse.ru/data/2015/03/21/1323410336/Микроурбанизм.pdf (дата обращения: 20.03.2023).
4. Анисимов Н.О. Влияние городской среды на физическое и психологическое здоровье городского населения. В: Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям : Сборник докладов V Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. В 3-х томах. Белгород; 2017 С. 257-260. URL: https://www.elibrarY.ru/item.asp?id=29263077 (дата обращения: 20.03.2023).
5. Мальцева Ю.М. Мода как инструмент коммуникации в современной городской среде. Studia Culturae. 2018;36:81. URL: https://www.elibrarY.ru/item.asp?id=36548629 (дата обращения: 20.03.2023).
6. Шаповалова Т.А., Кокаревич М.Н. Городские сумасшедшие в российском пейзаже. В кн: Город как сцена. История. Повседневность. Будущее. Самара: Медиа-Книга; 2015. 203 с.
7. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь. Логос. 2002;3/4(34):12. URL: https://www.hse.ru/data/2018/09/07/1155200918/Зиммель Большие города^(дата обращения: 20.03.2023).
8. Байкенова Г.Г. Вьюхина А.С. Влияние городской среды на психологическое здоровье человека. В: Безопасность городской среды : Материалы V Международной научно-практической конференции. Омск;2018:462-465. — URL: https://www.elibrarY.ru/item.asp?id=35135294 (дата обращения: 20.03.2023).
9. Дербенев В.А. Колодин В.Ю. Влияние урбанизации на психологическое здоровье человека. В: Эффективное государственное и муниципальное управление как фактор социально-экономического развития территорий : Сборник научных статей III Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых. Севастополь;2022:27-30. URL: https://www.elibrarY.ru/item.asp?id=48679098&pff=1 (дата обращения: 20.03.2023).
10. Минина О.Ю. Туристские практики как способ минимизации стрессовых состояний современного горожанина. В: Человек и мир: психология риска, инноваций, конфликта. Сб. трудов. Екатеринбург, Гуманитарный университет. 2016:132-137. URL: https://www.elibrarY.ru/item.asp?id=27555986&pff=1 (дата обращения: 20.03.2023).
11. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. Москва: АСТ; 2003. 527 с. URL: https://divu.online/file/nP67VZPvaVGe4 (дата обращения: 20.03.2023).
12. Горнова Г.В. Город и одиночество. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019;1(22):12—14. URL: https://cvberleninka.ru/article/n/gorod-i-odinochestvo (дата обращения: 20.03.2023).
13. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. 2-е изд. Москва: Политиздат; 1974. Т.42. С.41-174. URL: https://www.marxists.org/russkii/marx/1844/manuscr/ (дата обращения: 20.03.2023).
14. Лев М., Линднер Р., Беркинг Х. Собственная логика городов. Москва: Новое литературное обозрение; 2017. С. 212-262.
15. Шевелев Е. Город (без) человека: практики освоения пустых и заброшенных пространств. В кн: Микроурбанизм. Город в деталях. Новое литературное обозрение; 2014. Доступно: https://www.hse.ru/data/2015/03/21/1323410336/Микроурбанизм.pdf (дата обращения: 20.03.2023).
Об авторе:
Карпов Денис Михайлович, студент кафедры «Медиапроизводство» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ormbiornson3332@gmail.com.
About the Author:
Denis M Karpov, student of the Media Production Department, Don State Technical University (1, Gagarin sq., Rostov-on-Don, RF, 344003), ormbiornson3332@gmail.com