Научная статья Original article УДК 821.161.1
ОБРАЗ ГЕРОЯ В САТИРИЧЕСКИХ РАССКАЗАХ М.М. ЗОЩЕНКО
THE IMAGE OF THE HERO IN THE SATIRICAL STORIES OF
M.M. ZOSHCHENKO
En
Усеинова Эльвина Усеиновна, преподаватель кафедры русской филологии ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова, Россия, Республика Крым, г. Симферополь
Сныга Ульяна Александровна, студент-магистрант, филологический факультет ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова, Россия, Республика Крым, г. Симферополь
Useinova Elvina Useinovna, lecturer at the Department of Russian Philology, State Budgetary Educational Institution of Higher Education of the Republic of Kazakhstan, KIPU named after Fevzi Yakubov, Russia, Republic of Crimea, Simferopol
Snyga Uliana Alexandrovna, undergraduate student, Faculty of Philology, Fevzi Yakubov KIPU, Russia, Republic of Crimea, Simferopol
Аннотация: В статье представлен анализ образа героя сатирических рассказов М.М, Зощенко. Автор использует комические «механизмы» для трактовки традиционной классической темы «тип героя». Также в статье проводится анализ устоявшегося мнения о том, что сатирические сказы
2316
Зощенко в основном посвящены обывателю, а точнее высмеиванию обывательских черт в человеке.
Annotation: This article presents an analysis of the image of the hero in the satirical stories of M.M., Zoshchenko. The general features of how he skillfully describes the images of various people from various fields of activity are considered. The article also analyzes the established inion that Zoshchenko's satirical tales are mainly devoted to the layman, or rather, to ridicule the narrow-minded traits in a person.
Ключевые слова: образ, герой, рассказ, анализ, opобыватель, общество, произведение, сатира.
Key words: image, hero, story, analysis, activity, society, work, satire.
Произведения Михаила Зощенко отличаются своей современностью, которая отображается в проблематике и системе образов. Следует отметить, что писатель выражает свою любовь к Родине, поэтому горячо описывает все, что происходило в стране после революции. Сатирические рассказы автора направлены против пороков общества: мещанства, обывательщины, социального чванства, бескультурья, воинствующей безграмотности, примитивности мышления. Актуальность его рассказов в нынешнее время определяется тем, что основные сюжеты его произведений повторяются в реальной жизни.
Цель статьи заключается в анализе особенностей образа героя в сатирических рассказах М.М. Зощенко.
Основное изложение материала. Писатель М.М. Зощенко - один из первых писателей советского времени, который в качестве рассказчика выбрал именно себя, то есть рассказ был от своего имени, скорее всего, - это происходит потому, что писатель все время выражает себя человеком от народа, автор по-настоящему сопереживал героям и обществу, поэтому он и не мог оставаться в стороне, а представлял себя рассказчиком. В его рассказах можно проследить свою линию интонации, которая включает в себя лирико-
2317
ироническое начало, оно же и является основой всего творчества М.М. Зощенко. Также в рассказах прослеживается доверительная нотка, которая всегда убирает преграду между рассказчиком и читателем -слушателем, поэтому автор всегда пишет рассказ в дружеской манере [5].
Рассказы М.М. Зощенко построены в форме сказа, однако, можно выделить два основных вида. Первый вид отличается тем, что герой полностью совпадает с автором, то есть он рассказывает о себе, свою биографию, ведет рассказ о собственных поступках, при этом анализируя их. Другой вид отличается тем, что сюжет полностью отдаляется от рассказчика, при этом рассказчик - не главный герой, а наблюдатель со стороны, который описывает события [2].
Образ героя в рассказах М.М. Зощенко показан практически всегда в сатирическом жанре, при этом, всегда понятен и доступен для обычного читателя. Круг действующих образов в произведениях М.М. Зощенко предельно узок, в нем нет изображения толпы или незримо присутствующего в юмористических новеллах. Темп развития сюжета замедлен, образ героя лишен того динамизма, который отличает героев других произведений писателя.
Образ героя в сатирических произведениях представлен менее грубым и неотесанным, чем в юмористических новеллах. Автора в первую очередь интересует духовный мир, система мышления внешне культурного, но отвратительного по существу мещанина.
Сатира М.М. Зощенко многомерная, с одной стороны автор высмеивает героев рассказа, а с другой в сатирический роли выступает и сам рассказчик. Рассказчик в его произведениях является, как правило, отрицательным героем, который вызывает к себе одновременно и неприязнь, и жалость. Важно отметить, что М.М. Зощенко нигде открыто не ругает своего рассказчика, он даже относиться к нему как бы с сочувствием. Но сочувствие это такое, что в дальнейшем ощущается примитивность персонажа, его чувств и мыслей. В рассказе «Мещанский уклон» рассказчик защищает Васю Растопыркина, героя
2318
рассказа. И чем дальше рассказчик описывает самого Васю Растопыркина и то, что с ним произошло, чем больше защищает его, там всё более абсурдным становиться поведение и того и другого [1].
Следует отметить, что в рассказах М.М. Зощенко присутствует большое количество образов героев, которые как бы «рассказывают» о своей жизни, о своих поступках, анализируя их и рассказывают о них. В большей мере данными качествами наделен сам рассказчик, который ярко ведет рассказ о насущных проблемах, в речь героя М.М. Зошенко вкладывал свои личные и важные для него самого мысли, из-за чего, возникает эффект сопричастности с героями рассказов, которые одновременно высмеиваются автором.
Одной из основных черт в рассказах М.М. Зощенко было определение в жизни низменного, неприглядного, поэтому и происходит прямое упрощение речи в образе героев. Языковой уровень героев кажется довольно простым, однако, если углубиться, то можно выяснить, что он необыкновенно сложный, стилистически разнообразный. Абсолютно каждое высказывание принадлежит разным людям, которые вовсе не похожи друг на друга. Отсюда может показаться, что сам рассказчик является малограмотным человеком, а также смешным и слегка наглым.
Выражения, которые в принципе несовместимы между собой в его рассказах сосуществуют даже в одной фразе героя. Автор М.М. Зощенко использует это для маневрирования текстом, резко меняя повествование в сторону любого из стилей, присутствующих в разговоре персонажа. Все это указывает на то, что образ так сказать «зощенского» рассказчика намного сложнее, чем кажется, что видно практически в любом из его рассказов.
По-нашему мнению, М.М. Зощенко смело и умело описывает образы самых разных героев из разных сфер деятельности, потому как он был восприимчив к чужому образу мыслей, что очень помогало ему подходить ко многим вопросам (главным образом проблемам политическим и всем вытекающим из них последствиям в те времена) с разных точек зрения. Порой
2319
кажется, что герой-рассказчик сказов Зощенко есть не кто иной, как сам писатель [4].
Таким образом, в сатирических рассказах М.М Зощенко просматривается с одной стороны, низкий уровень культуры, сознания, морали героев, хамоватость, нахрапистость завоевателя; с другой -вдалбливание в сознание средствами коммунистической пропаганды и агитации чувства классового превосходства над «аристократами» и «буржуями», интеллигенцией, убеждённость в своей пролетарской «чистопородности», которая автоматически делает человека выше, лучше.
В этом - одно из основных противоречий времени, определяющих проблематику рассказов Зощенко. «Новый герой» до мозга костей проникся новой жизнью, он считает себя неотъемлемой частью этого мира, но, по сути, оказывается новым лишь по форме, с чисто внешней стороны, но изнутри он остаётся прежним, мало чем изменившимся, ничего не понимающим в политике, зато активно включенным в общественные отношения - резко политизированные, наполненные пафосом, агитационные. Произошло разрушение прошлых устоявшихся в дореволюционное время ценностей и норм.
Образы героев таких рассказов, как «Богатая жизнь», «Жертва революции», «Аристократка», «Нервные люди», «Пациентка», «Хозрасчёт», «Рабочий костюм», «Прелести культуры», «Монтёр», - люди не очень грамотные, лишённые определённых нравственных и политических устоев, идейных принципов. Люди эти - граждане новой России, втянутые революцией в водоворот истории, ощутившие свою причастность к ней, добровольно быстро усвоили все практические выгоды и социальные последствия своего нового, классово-привилегированного положения «трудящихся», «простых людей» из низов, «новых людей», представляющих советское общество.
Вывод. Творчество М.М. Зощенко - самобытное явление в русской литературе, писатель по-своему видит некоторые характерные процессы
2320
современной на тот момент действительности, выводит образы героев на новый уровень сатиры, породившей нарицательное понятие «зощеновский герой».
Писателем достигается поразительный эффект: ему удаётся до предела сократить смысловую дистанцию, отделяющую автора от героя и близкого ему читателя, как бы раствориться в мире своих героев и читателей-слушателей. Единство персонажей и повествователя - важнейшая составляющая деталь в творчестве М. Зощенко. Автор демонстрирует повествователя, который не только никак не отделяет себя от героя, но демонстрирует психологическую и идейную близостью.
Литература
1. Зощенко М. О себе, о критиках и о своей работе. - В кн.: Михаил Зощенко. Статьи и материалы. Л., Academia, 1928.
2. Каган Л. Зощенко // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 19291939. Т. 4. - М.: Изд-во Ком. Акад., 1930. - С. 376-378.
3. Стахорский С.В. Литературный герой и его историческая судьба // Энциклопедия литературных героев. М., 1999. - С. 9.
4. Селищев А.М. Язык революционной эпохи: Из наблюдений над русским языком последних лет (1917—1926) // Селищев А.М. Труды по русскому языку. Т. 1. Язык и общество. - М., 2003. - С. 66-69.
5. Федин К. Писатель. Искусство. Время. М. Современный писатель, 1973. 671с.
6. Шнейберг Л. Я., Кондаков И. В. От Горького до Солженицына. «Маленький человек» как зеркало советской действительности. Высшая школа, 1994. - С .117-153
Literature
1. Zoshchenko M. About myself, about critics and about my work. - In the book: Mikhail Zoshchenko. Articles and materials. L., Academia, 1928.
2. Kagan L. Zoshchenko // Literary Encyclopedia: In 11 volumes - [M.], 19291939. T. 4. - M .: Publishing house Kom. Acad., 1930. - S. 376-378.
2321
3. Stakhorsky S.V. Literary hero and his historical fate // Encyclopedia of literary heroes. M., 1999. - S. 9.
4. Selishchev A.M. The Language of the Revolutionary Era: From Observations on the Russian Language in Recent Years (1917-1926) // Selishchev A.M. Works on the Russian language. T. 1. Language and society. - M., 2003. - S. 66-69.
5. Fedin K. Writer. Art. Time. M. Modern Writer, 1973. 671s.
6. Shneiberg L. Ya., Kondakov I. V. From Gorky to Solzhenitsyn. "Little Man" as a mirror of Soviet reality. Higher School, 1994. - P. 117-153
© Усеинова Э.У., Сныга У.А. 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №4/2022.
Для цитирования: Сеинова Э.У., Сныга У.А. ОБРАЗ ГЕРОЯ В САТИРИЧЕСКИХ РАССКАЗАХ М.М. ЗОЩЕНКО // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «БШёКеЪ» №4/2022
2322