ОБРАЗ ФИЗИЧЕСКОГО «Я» КАК ФАКТОР АДАПТИВНОГО РЕСУРСА ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ, ПОЛУЧИВШИХ ТЯЖЕЛЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ТРАВМЫ
УДК/UDC 796.01:159.9
Поступила в редакцию 05.04.2021 г.
Информация для связи с автором: kvpmos@mail.ru
Кандидат биологических наук, доцент В.П. Карташев1 Кандидат психологических наук, доцент А.В. Гольцов1 О.С. Иванова1 М.С. Семиряжко1
1 Российский государственный социальный университет, Москва
PHYSICAL SELF IMAGING METHOD TO IMPROVE ADAPTABILITY AFTER SEVERE PHYSICAL INJURIES IN SPORTS
PhD, Associate Professor V.P. Kartashev1 PhD, Associate Professor A.V. Goltsov1 O.S. Ivanova1 M.S. Semiryazhko1
1 Russian State Social University, Moscow
Аннотация
Цель исследования - анализ адаптационного ресурса спортсменов, получивших тяжелые физические травмы.
Методика и организация исследования. Для решения задач управления в условиях неопределенности использованы различные методы системного анализа: экспертные, математического моделирования, аппарата теории множеств, статистического и интеллектуального анализа данных, гибридных экспертных систем, нечеткой логики и другие. Данные методы применялись на разных этапах исследования, в различных комбинациях, в зависимости от целей и решаемых задач.
Результаты исследования и выводы. На основе сравнительного анализа показателей адаптивности были выявлены закономерные проявления особенностей адаптации спортсменов, получивших тяжелые физические травмы, и необходимость, целесообразность разработки индивидуальных психологических программ в системе комплексных восстановительных мероприятий. Проведенное исследование показало значимость проблемы исследования особенностей психологической адаптации спортсменов, получивших тяжелые физические травмы. Результаты данного исследования могут быть использованы как для дальнейшего изучения проблемы адаптации спортсменов, получивших тяжелые физические травмы, так и для разработки комплексной программы медицинской реабилитации.
Ключевые слова: психологическая адаптация, спортсмены, тяжелые физические травмы, адаптационный ресурс спортсменов, образ физического
«Я».
Abstract
Objective of the study was to analyze individual post-disabling-severe-physical-injuries adaptabilities of athletes and test benefits of a new physical self-image improvement model.
Methods and structure of the study. We sampled for the study the 18-38 year-old athletes (n=120, including 80 males and 40 females) with severe disabling musculoskeletal injuries. We have developed a psychological service model with integrated rehabilitation elements to help form positive physical self-images for the individual adaptability mobilizing and rehabilitation purposes. The new model testing experiment was run at Maryino and Krylatskoye Therapeutic/ Rehabilitation Centers. The women group was tested with the close positive correlation between the denial test rates and social aspects of the physical self-image (r = 0.401, p <0.01); with the 'repressive' psychological defense mechanism found to distort the physical self-image towards perceived hypertrophied non- attractiveness (r = 0.397, p <0.01); versus the rationalization psychological defense that secures the physical self-image evolving towards adequacy (r = 0.614, p <0.01). These findings once again verify the known correlations of the physical self-image in post-disabling-severe-physical-injuries periods with the individual psychological defense mechanisms.
Results and conclusion. The study demonstrated benefits of the psychological service model facilitating positive physical self imaging for the adaptability mobilizing and fast rehabilitation of athletes in the post-disabling-injury periods.
Keywords: psychological adaptation, athlete, severe physical injury, athlete's adaptability, physical self-image.
(U □
. ±i □
и
га у
г. CL
ч—
. О OJ
CL
' "О С га
Ii
О (U .с Н
Введение. Одной из актуальных проблем спортивной медицины является совершенствование системы комплексной реабилитации спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата [2]. Аспекты восстановления спортсменов после перенесенных травм изучаются специалистами различных направлений. Сам процесс адаптации при повреждении опорно-двигательного аппарата рассматривается в основном в рамках медицинской науки. В психологии встречаются лишь парциальные исследования данной проблемы.
Вместе с тем, проблемы стресса, переживаний, компоненты психической травмы и еепоследствия, вследствие тяжелого физического повреждения, достаточно глубоко изучены как в отечественной, так и в зарубежной психологии
(С. Ауэрбах, Д. Брайт, Б. Голдстоун, С. Гремминг, Дж. Гринберг, Ф. Джонс, У Б. Кеннон, Г. Селье и др.). Необходимо отметить также, что в ряде исследований изучаются проблемы влияния травматизма на психическое состояние лиц старшего и подросткового возраста.
Однако характер взаимосвязи целостного образа физического «Я» и особенностей адаптации лиц, утративших трудоспособность в результате тяжелых физических травм и соматических заболеваний, в современной психологии не выявлен и до конца не изучен.
Сама по себе тяжелая физическая травма, в результате которой спортсмен оказывается в ситуации инвалидизации, является чрезвычайно сильным стресс-фактором. Интенсивность переживания стресса, обусловленная как уровнем
80
http://www.teoriya.ru
№7^ 2021 Июль | July
развития адаптационного потенциала личности, так и имеющимся у нее травматическим опытом, создает определенную адаптивную ситуацию, сознательное и неосознанное совладание с которой определяют адаптивное поведение личности и, как результат, - ее адаптивное состояние. Совокупность адаптивных состояний и составляет ресурс их личности.
Структурно-содержательные характеристики образа физического «Я» классифицированы как единство когнитивного (осмысленность и осознанность физического тела, степень его искажения в сознании), аффективного (отношение к своему физическому «Я», переживания по поводу соответствия-несоответствия своим социально и индивидуально обусловленным критериям физического, внешнего, осознаваемого) и поведенческого (способы представления себя окружающим) компонентов.
Содержание каждого из выделенных компонентов отражает степень искажения (когнитивный), отношение (аффективный) и характер действий (поведенческий), вызванных переживанием по поводу субъективного переживания трех компонентов самого физического «Я»: анатомические (эквивалент схемы тела, то есть представления о его пропорциях, об особенностях их соотношения), функциональные (физические качества личности) и имиджеологические (способы оформления тела) характеристики. А в рамках психологического подхода - это соотношение физического «Я» идеального и физического «Я» реального, кроме того, это представления о физическом «Я» в прошлом, настоящем и будущем [8].
Необходимо отметить также, что в современной психологической литературе конкретного разграничения образа физического и телесного «Я» нет. Вместе с тем принято разграничивать понятия «образ физического, или телесного "Я"» как понятия, отражающего результат перцепции, и понятие «телесность», или «физическое «Я», как не только отражение результатов перцепции, но и переживание по поводу такого отражения [7].
Цель исследования - анализ адаптационного ресурса спортсменов, получивших тяжелые физические травмы.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 120 человек в возрасте от 18 до 38 лет, спортсмены временно утратившие трудоспособность в результате тяжелой травмы опорно-двигательного аппарата, из них 80 - лиц мужского пола и 40 - женского.
Нами была разработана психологическая модель и комплексная программа, направленная на формирование у спортсменов с тяжелым поражением опорно-двигательного аппарата позитивного образа физического «Я» в целях повышения адаптивного ресурса их личности.
Реализация разработанной модели осуществлялась на базе реабилитационных центров Москвы - ЛДЦ «Марьино» и ЛДЦ «Крылатское».
В течение реализации модели были осуществлены замеры показателей образа физического «Я» и адаптивных состояний испытуемых как экспериментальной, так и контрольной групп.
Выявлено, что как в группе мужчин, так и в группе женщин отрицание как механизм психологической защиты, посредством которого отрицаются травмирующие обстоятельства, положительно взаимосвязан с уровнем искажения образа физического «Я» (г=0,412, р<0,01). Жажда признания, жалость к себе, эгоцентризм, таким образом, во многом определяют искаженное восприятие своей телесности в сторону преувеличения анатомических ее характеристик (г=0,343, р< 0,01) и сближения реального, зеркального и идеального их образа(г=0,505, р<0,01). В группе женщин была также зафик-
сирована тесная положительная взаимосвязь между показателями, полученными по шкале «отрицание», и социальными параметрами образа физического «Я» (г=0,401, р<0,01). Такой механизм психологической защиты, как «вытеснение», напротив, обуславливает искажение образа физического «Я» в сторону гипертрофированного уменьшения его привлекательности (г=0,397, р<0,01), а рационализация - адекватность восприятия физического «Я» (г=0,614, р<0,01) [7]. Это еще раз свидетельствует о наличии тесных взаимосвязей между образом физического «Я» спортсменов с тяжелыми физическими травмами и особенностями проявлений механизмов психологической защиты.
Результаты исследования и их обсуждение. Особый интерес представляют результаты исследования динамики изменения образа физического «Я» у испытуемых экспериментальной и контрольной групп. От тренинга к тренингу у испытуемых экспериментальной группы снижался уровень искажения представлений о физическом «Я», увеличивался уровень удовлетворенности анатомическими и функциональными характеристиками, повышалось стремление к реализации действий, направленных на изменение и исправление физических недостатков, возникших в результате физической травмы.
Обнаружено усиление взаимосвязи между удовлетворенностью своим телосложением и степенью выраженности депрессивных состояний, тревожности, субъективного ощущения одиночества, уровнем диспозиционной надежды, жизненной активности и степенью переживания экзистенциальных проблем. Достоверно существующие различия в конце эксперимента между экспериментальной и контрольной группами были зафиксированы в показателях самочувствия, активности, настроения, агрессивности, тревожности и фру-стрированности, надежды и экзистенциальной исполненно-сти.
Спортсмены, которые быстрее остальных восстанавливались, имели более высокие баллы по всем компонентам образа физического «Я», чем испытуемые, поправляющиеся медленнее. Также важными составляющими, связанными со скоростью выздоровления, стали целеполагание и позитивный внутренний диалог Такие спортсмены ставили цели, относящиеся к текущему периоду восстановления, что способствовало быстрейшему возвращению к профессиональной деятельности.
Вывод. Таким образом, в процессе реабилитационных мероприятий спортсменов, получивших тяжелые физические травмы, необходимо и целесообразно психологическое вмешательство посредством формирования позитивного образа физического «Я» в психологическом состоянии личности.
Литература
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - М., 2015. - 215 с.
2. Адылова З.У. Проблемы реабилитации травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата спортсменов / З.У. Адылова, Ш.К. Адылов / Науки о здоровье. - 2017. - 77 с.
3. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю.А. Александровский. - М.: Медицина, 1976. - 272 с.
4. Андреева Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе / Д.А. Андреева // Человек и общество: Ученые записки XIII. - Л.: ЛГУ, 1973. - 65 с.
5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.
6. Бонкало Т.И. Особенности психологической адаптации инвалидов с поздним поражением опорно-двигательного аппарата / Т.И. Бонкало, А.В. Гольцов, С.В. Шмелева // Вестник Московского государственного областного университета. - М., 2016. - 11 с.
7. Гольцов А.В. Взаимосвязь образа физического «Я» и механизмов психологической защиты личности инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата / А.В. Гольцов. - РГСУ-М., 2017. - 94 с.
№7 • 2021 Июль | July http://www.teoriya.ru 81
8. Гольцов А.В. Образ физического «Я» как фактор адаптивного ресурса личности инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата / А.В. Гольцов, С.В. Шмелева - Человеческий капитал - М., 2017. - 102 с.
9. Лоуэн А. Депрессия и тело / А. Лоуэн. - М., 2010. - 312 с.
10. Реан А.Л. Психология адаптации личности / А.Л. Реан, Л.Р. Куда-шев, А.Л. Баранов / Учеб.-науч. издание. Медицинская пресса. -СПб., 2002. - 245 с.
11. Реабилитация больных с травматической болезнью спинного мозга / Под общ. ред. Г.Е. Ивановой, В.В. Крылова, М.Б. Цыкуно-ва, Б.А. Поляева - М.: ОАО «Московские учебники и Картолито-графия», 2010. - 640 с.
12. Сельцовский А.П. Протокол ведения больных с последствиями травм спинного мозга в восстановительном и позднем периоде / Под ред. А.П. Сельцовского. - М., 2007. - 77 с.
References
1. Adler A. Praktika i teoriya individualnoy psikhologii [Practice and theory of individual psychology]. Moscow, 2015. 215 p.
2. Adylova Z.U., Adylov Sh.K. Problemy reabilitatsii travm i zabolevaniy oporno-dvigatelnogo apparata sportsmenov [Problems of rehabilitation after musculoskeletal injuries and diseases in athletes]. Nauki o zdorove. 2017. 77 p.
3. Aleksandrovskiy Y.A. Sostoyaniya psikhicheskoy dezadaptatsii i ikh kompensatsiya [States of mental maladjustment and their compensation]. Moscow: Meditsina publ., 1976. 272 p.
4. Andreeva D.A. O ponyatii adaptatsiya. Issledovanie adaptatsii stu-dentov k usloviyam ucheby v vuze [Concept of adaptation. Study of students' adaptation to academic learning conditions]. Che-lovek i obshchestvo: Uchenye zapiski XIII. Leningrad: LSU publ., 1973. 65 p.
5. Berezin F.B. Psikhicheskaya i psikhofiziologicheskaya adaptatsiya cheloveka [Mental and psychophysiological adaptation in man]. Leningrad: Nauka publ., 1988. 270 p.
6. Bonkalo T.I., Goltsov A.V., Shmeleva S.V. Osobennosti psikho-logicheskoy adaptatsii invalidov s pozdnim porazheniem oporno-dvi-gatelnogo apparata [Features of psychological adaptation of disabled people with late musculoskeletal disabilities]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Moscow, 2016. 11 p.
7. Goltsov A.V. Vzaimosvyaz obraza fizicheskogo «Ya» i mekhanizmov psikhologicheskoy zashchity lichnosti invalidov s porazheniem opor-no-dvigatelnogo apparata [Relationship between physical self-image and mechanisms of psychological protection of person with musculoskeletal disabilities]. RGSU publ.. Moscow. 2017. 94 p.
8. Goltsov A.V., Shmeleva S.V. Obraz fizicheskogo «Ya» kak faktor adap-tivnogo resursa lichnosti invalidov s porazheniem oporno-dvigatel-nogo apparata [Physical self-image as factor of individual adaptive resource of people with musculoskeletal disabilities]. Chelovecheskiy kapital publ. Moscow, 2017. 102 p.
9. Lowen A. Depressiya i telo [Depression and Body]. Moscow, 2010. 312 p.
10. Rean A.L., Kudashev L.R., Baranov A.L. Psikhologiya adaptatsii li-chnosti [Psychology of personality adaptation]. Scientific teaching aid. Meditsinskaya pressa publ.. St. Petersburg, 2002. 245 p.
11. Ivanova G.E., Krylov V.V., Tsykunov M.B., Polyaev B.A. [ed.] Reabili-tatsiya bolnykh s travmaticheskoy boleznyu spinnogo mozga [Rehabilitation of patients with traumatic spinal cord disease]. Moscow: Moskovskie uchebniki i Kartolitografiya publ., 2010. 640 p.
12. Seltsovskiy A.P. Protokol vedeniya bolnykh s posledstviyami travm spinnogo mozga v vosstanovitelnom i pozdnem periode [Protocol for management of patients with consequences of spinal cord injuries in recovery and late periods]. Moscow, 2007. 77 p.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
(U □
. ±i □
и
га у
г. CL
ч—
. О ŒJ
CL
' TD С
га
^
О (U .с I—
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
Доктор педагогических наук, профессор Л.А. Зеленин1 Кандидат педагогических наук А.А. Оплетин1 2 Доктор социологических наук, профессор В.Д. Паначев1
1Пермский национальный исследовательский политехнический
университет (ПНИПУ), Пермь
2Пермский государственный институт культуры (ПГИК), Пермь УДК/UDC 796.011.3
Ключевые слова: дыхание, саморазвитие, личность, студенты.
Введение. Дыхание для обучающихся консерватории по направлению «вокал» занимает ведущее место в будущей профессиональной деятельности. Певческое дыхание - это работа с дыханием во время вокала в управлении эмоциями, развивает осознанное компетентностное дыхание, нацеленное на самосовершенствование и саморазвитие, личностный рост в управлении процессом пения, побуждает осваивать профессиональные компетенции в избранной профессии [1-3].
Цель исследования - обоснование влияние нетрадиционных гимнастических оздоровительных дыхательных технологий на саморазвитие личности, физическую подготовленность и функциональное состояние студентов.
Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие студенты 1-го, 2-го и 3-го курсов, по 20 человек на каждом курсе Пермского государственного института культуры факультета «Консерватория» по специальности вокал (певческая деятельность). Занятия проводились два раза в неделю по два часа, на которых изучались нетрадиционные оздоровительные дыхательные технологии. Для анализа эффективности процесса дыхания мы применяли следующие дыхательные тесты: жизненную емкость легких (ЖЕЛ); пробу Штанге, задержку дыхания на вдохе на время; пробу Генчи, задержку дыхания на выдохе на время; дыхательную гимнастику йогов.
UNCONVENTIONAL RECREATIONAL BREATHING PRACTICES IN SELF-DEVELOPMENT PROCESS OF STUDENTS' PERSONALITY
Dr.Hab., Professor L.A. Zelenin1 PhD A.A. Opletin1, 2
Dr.Sc.Soc., Professor V.D. Panachev1 1Perm National Research Polytechnic University, Perm 2Perm State Institute of Culture, Perm
Поступила в редакцию 02.12.2020 г. Результаты исследования и их обсуждение. Эксперимент выявил, что показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у студентов по сравнению с начальными результатами выросли от 9 до 12 % (р<0,05). Проба Штанге увеличилась с 5,4 до 12,5 % (р<0,05), проба Генчи повысилась с 8,0 до 13,3 % (р<0,05).
Выводы. Практика дыхательных упражнений и личные ощущения студентов в процессе эксперимента выявили положительную динамику в развитии голосовых связок и постановке голоса. Дыхание с неосознаваемой сферы психики переводится в область осознаваемую и осознанно контролируется. В процессе самореализации и саморазвития личности студента дыхательные гимнастики влияют на улучшение здоровья, повышают общее физическое и функциональное состояние организма студентов.
Литература
1. Зеленин Л.А. Актуализация понятий рекреации и реабилитации в формировании здорового образа жизни учащейся молодежи / Л.А. Зеленин, А.А. Оплетин, В.Д. Паначев // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 3. - С. 25-31.
2. Лубышева Л.И. Теория и практика физической культуры: новые векторы развития / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - С. 3-6.
3. Оплетин А.А. Потенциальные возможности физической культуры как один из ведущих стимулов саморазвития личности / А.А. Оплетин // Теория и практика физ. культуры. - 2009. - № 5. - С. 25-31.
Информация для связи с автором: opletin.a@yandex.ru
http://www.teoriya.ru
№7^ 2021 Июль | July