ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА
8. Гольцов А.В. Образ физического «Я» как фактор адаптивного ресурса личности инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата / А.В. Гольцов, С.В. Шмелева - Человеческий капитал - М., 2017. - 102 с.
9. Лоуэн А. Депрессия и тело / А. Лоуэн. - М., 2010. - 312 с.
10. Реан А.Л. Психология адаптации личности / А.Л. Реан, Л.Р. Куда-шев, А.Л. Баранов / Учеб.-науч. издание. Медицинская пресса. -СПб., 2002. - 245 с.
11. Реабилитация больных с травматической болезнью спинного мозга / Под общ. ред. Г.Е. Ивановой, В.В. Крылова, М.Б. Цыкуно-ва, Б.А. Поляева - М.: ОАО «Московские учебники и Картолито-графия», 2010. - 640 с.
12. Сельцовский А.П. Протокол ведения больных с последствиями травм спинного мозга в восстановительном и позднем периоде / Под ред. А.П. Сельцовского. - М., 2007. - 77 с.
References
1. Adler A. Praktika i teoriya individualnoy psikhologii [Practice and theory of individual psychology]. Moscow, 2015. 215 p.
2. Adylova Z.U., Adylov Sh.K. Problemy reabilitatsii travm i zabolevaniy oporno-dvigatelnogo apparata sportsmenov [Problems of rehabilitation after musculoskeletal injuries and diseases in athletes]. Nauki o zdorove. 2017. 77 p.
3. Aleksandrovskiy Y.A. Sostoyaniya psikhicheskoy dezadaptatsii i ikh kompensatsiya [States of mental maladjustment and their compensation]. Moscow: Meditsina publ., 1976. 272 p.
4. Andreeva D.A. O ponyatii adaptatsiya. Issledovanie adaptatsii stu-dentov k usloviyam ucheby v vuze [Concept of adaptation. Study of students' adaptation to academic learning conditions]. Che-lovek i obshchestvo: Uchenye zapiski XIII. Leningrad: LSU publ., 1973. 65 p.
5. Berezin F.B. Psikhicheskaya i psikhofiziologicheskaya adaptatsiya cheloveka [Mental and psychophysiological adaptation in man]. Leningrad: Nauka publ., 1988. 270 p.
6. Bonkalo T.I., Goltsov A.V., Shmeleva S.V. Osobennosti psikho-logicheskoy adaptatsii invalidov s pozdnim porazheniem oporno-dvi-gatelnogo apparata [Features of psychological adaptation of disabled people with late musculoskeletal disabilities]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Moscow, 2016. 11 p.
7. Goltsov A.V. Vzaimosvyaz obraza fizicheskogo «Ya» i mekhanizmov psikhologicheskoy zashchity lichnosti invalidov s porazheniem opor-no-dvigatelnogo apparata [Relationship between physical self-image and mechanisms of psychological protection of person with musculoskeletal disabilities]. RGSU publ.. Moscow. 2017. 94 p.
8. Goltsov A.V., Shmeleva S.V. Obraz fizicheskogo «Ya» kak faktor adap-tivnogo resursa lichnosti invalidov s porazheniem oporno-dvigatel-nogo apparata [Physical self-image as factor of individual adaptive resource of people with musculoskeletal disabilities]. Chelovecheskiy kapital publ. Moscow, 2017. 102 p.
9. Lowen A. Depressiya i telo [Depression and Body]. Moscow, 2010. 312 p.
10. Rean A.L., Kudashev L.R., Baranov A.L. Psikhologiya adaptatsii li-chnosti [Psychology of personality adaptation]. Scientific teaching aid. Meditsinskaya pressa publ.. St. Petersburg, 2002. 245 p.
11. Ivanova G.E., Krylov V.V., Tsykunov M.B., Polyaev B.A. [ed.] Reabili-tatsiya bolnykh s travmaticheskoy boleznyu spinnogo mozga [Rehabilitation of patients with traumatic spinal cord disease]. Moscow: Moskovskie uchebniki i Kartolitografiya publ., 2010. 640 p.
12. Seltsovskiy A.P. Protokol vedeniya bolnykh s posledstviyami travm spinnogo mozga v vosstanovitelnom i pozdnem periode [Protocol for management of patients with consequences of spinal cord injuries in recovery and late periods]. Moscow, 2007. 77 p.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
(U □
. ±i □
и
га у
г. CL
ч—
. О ŒJ
CL
' TD С
га
^
О (U .с I—
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
Доктор педагогических наук, профессор Л.А. Зеленин1 Кандидат педагогических наук А.А. Оплетин1 2 Доктор социологических наук, профессор В.Д. Паначев1 1Пермский национальный исследовательский политехнический
университет (ПНИПУ), Пермь 2Пермский государственный институт культуры (ПГИК), Пермь УДК/UDC 796.011.3
Ключевые слова: дыхание, саморазвитие, личность, студенты.
Введение. Дыхание для обучающихся консерватории по направлению «вокал» занимает ведущее место в будущей профессиональной деятельности. Певческое дыхание - это работа с дыханием во время вокала в управлении эмоциями, развивает осознанное компетентностное дыхание, нацеленное на самосовершенствование и саморазвитие, личностный рост в управлении процессом пения, побуждает осваивать профессиональные компетенции в избранной профессии [1-3].
Цель исследования - обоснование влияние нетрадиционных гимнастических оздоровительных дыхательных технологий на саморазвитие личности, физическую подготовленность и функциональное состояние студентов.
Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие студенты 1-го, 2-го и 3-го курсов, по 20 человек на каждом курсе Пермского государственного института культуры факультета «Консерватория» по специальности вокал (певческая деятельность). Занятия проводились два раза в неделю по два часа, на которых изучались нетрадиционные оздоровительные дыхательные технологии. Для анализа эффективности процесса дыхания мы применяли следующие дыхательные тесты: жизненную емкость легких (ЖЕЛ); пробу Штанге, задержку дыхания на вдохе на время; пробу Генчи, задержку дыхания на выдохе на время; дыхательную гимнастику йогов.
UNCONVENTIONAL RECREATIONAL BREATHING PRACTICES IN SELF-DEVELOPMENT PROCESS OF STUDENTS' PERSONALITY
Dr.Hab., Professor L.A. Zelenin1 PhD A.A. Opletin1, 2
Dr.Sc.Soc., Professor V.D. Panachev1 1Perm National Research Polytechnic University, Perm 2Perm State Institute of Culture, Perm
Поступила в редакцию 02.12.2020 г. Результаты исследования и их обсуждение. Эксперимент выявил, что показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у студентов по сравнению с начальными результатами выросли от 9 до 12 % (р<0,05). Проба Штанге увеличилась с 5,4 до 12,5 % (р<0,05), проба Генчи повысилась с 8,0 до 13,3 % (р<0,05).
Выводы. Практика дыхательных упражнений и личные ощущения студентов в процессе эксперимента выявили положительную динамику в развитии голосовых связок и постановке голоса. Дыхание с неосознаваемой сферы психики переводится в область осознаваемую и осознанно контролируется. В процессе самореализации и саморазвития личности студента дыхательные гимнастики влияют на улучшение здоровья, повышают общее физическое и функциональное состояние организма студентов.
Литература
1. Зеленин Л.А. Актуализация понятий рекреации и реабилитации в формировании здорового образа жизни учащейся молодежи / Л.А. Зеленин, А.А. Оплетин, В.Д. Паначев // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 3. - С. 25-31.
2. Лубышева Л.И. Теория и практика физической культуры: новые векторы развития / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - С. 3-6.
3. Оплетин А.А. Потенциальные возможности физической культуры как один из ведущих стимулов саморазвития личности / А.А. Оплетин // Теория и практика физ. культуры. - 2009. - № 5. - С. 25-31.
Информация для связи с автором: opletin.a@yandex.ru
http://www.teoriya.ru
№7^ 2021 Июль | July