Научная статья на тему 'Образ Финляндии в российском обществе на рубеже XIX-XX веков'

Образ Финляндии в российском обществе на рубеже XIX-XX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
861
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКО-ФИНЛЯНДСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СЛАВЯНОФИЛЬСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС / НЕЗАВИСИМОСТЬ / ФИННЫ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / РОССИЙСКОЕ ДВОРЯНСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / НАЦИОНАЛИСТЫ / ПРАВЫЕ НАЦИОНАЛИСТЫ / РЕФОРМАТОРЫ / ИМИДЖ / САМОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саблина Марина Александровна

Анализируется имидж Финляндии в царской России на рубеже ХIХ и ХХ веков. Дана периодизация в изменении представления о Финляндии в России, рассмотрены основные особенности видения страны в общественном мнении россиян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of Finland in Tsar Russia in the ХIХ and ХХ centuries is analyzed. Periods of changing images of Finland in Russia and the basic features of the country's vision in the Russian public opinion are given.

Текст научной работы на тему «Образ Финляндии в российском обществе на рубеже XIX-XX веков»

5. Каменский, Н. Современное положение Финляндии с точки зрения обороны государства [Текст] / Н. Каменский. - СПб., 1908.

6. Полвинен, Т. Держава и окраина [Текст] / Т. Полвинен. - СПб., 1997.

7. Новикова, И.Н. Великое княжество Финляндское в имперской политике России [Текст] /

И.Н. Новикова // Имперский строй России в региональном измерении (XIX — начало XX века). — М., 1997.

8. Соломещ, И.М. Финляндская политика царизма в годы Первой мировой войны (1914 — февраль 1917 г.) [Текст] / И.М. Соломещ. — Петрозаводск, 1992.

УДК 327(47+480):172.4.002.1

М.А. Саблина

ОБРАЗ ФИНЛЯНДИИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ ВЕКОВ

В современных российско-финляндских отношениях большое значение имеет вопрос доверия между партнерами. Одним из элементов доверия выступает образ страны, формирующийся не одно столетие. Рассмотрим один из этапов формирования образа Финляндии в России — на рубеже XIX и XX веков, который, по нашему мнению, заслуживает внимания по следующим причинам: во-первых, в конце XIX века в финляндском обществе четко сформировалась идея национальной идентичности; во-вторых, политика России в отношении Финляндии в данный период претерпела ряд изменений.

Представление о Финляндии в царской России формировалось под влиянием прежде всего внутренних изменений в самом финском обществе, его политическом и социокультурном контексте, а также проходящих в российском обществе политико-идеологических и духовных процессов. Считаем, что в этой связи можно говорить об этапах формирования образа (имиджа) Финляндии в России.

Первый этап (с 1809 года, когда Финляндия была присоединена к России, до середины XIX века). Для этого этапа характерно не очень частое упоминание в российской общественной печати о Финляндии. Однако можно констатировать благожелательное, романтическое представление о автономии. Как отмечает И.М. Соломещ, «интерес российского наблюдателя довольно редко имел политическую окраску. Скорее приходится говорить об эстетическом, этнографическом, романтически окрашенном

интересе. В результате довольно быстро зафиксировался образ суровой природы, в условиях которой живут эти молчаливые, но совсем не опасные финны. С легкой руки поэтов К. Батюшкова и А. Пушкина сформировалось несколько патерналистское отношение к финнам как к народу» [1].

По мнению И. Хирвисахо [2], причины такого становления образа Финляндии в русской литературе определялись тем, что российские идеологи воспринимали Финляндию как колонию, со всеми присущими этому образу характеристиками, — страну дикой, романтической, первобытной природы и не тронутого цивилизацией, простого народа. На этом фоне представители России выглядели как цивилизаторы, несущие в этот край современную культуру. Хирвисахо отмечает, что все эти авторы намеренно преувеличивали, в полном соответствии с эстетикой романтизма, суровость и пустынность Финляндии, мрачность и неприветливость ее природы и непритязательную простоту ее населения, изображая финнов как неких детей природы, находящихся в полной гармонии с окружающим их миром, и приводит известное высказывание В.Ф. Одоевского: «Финнов можно назвать народом древности, переселенным в нашу эпоху» [Там же. С. 244].

М.А. Витухновская в своей работе [3] цитирует интересные наблюдения публициста XIX века К. Грота, отмечавшего в очерке «О финнах и их народной поэзии», что финны энергичны, решительны и мужественны, на

редкость терпеливы, честны и верны данному слову, страстно привязаны к своей родине и сострадательны по отношению к ближним, гостеприимны. Финны недоверчивы к иноплеменникам, скрытны и молчаливы, но справедливы, отзывчивы на доброе отношение.

И.М. Соломещ отмечает: «В частности, размышления об исторических судьбах Финляндии и ее месте в составе империи неминуемо оказывались в повестке дня полемики западников и славянофилов, при том общем замечании, что финляндские дела в общеимперском контексте еще долго не представляли собой проблему первого плана. Славянофильский подход к Финляндии, равно как и в отношении других порубежных районов империи с их инородческим и иноверческим населением, довольно долго оставался окрашенным неким романтическим мессианством» [1].

Второй этап. Во второй половине XIX века в российском обществе интерес к развитию Финляндии возрастает. М.А. Витухновская справедливо указывает, что «отношение к национальному вопросу и имперской проблематике стало одним из существенных „маркирующих" идеологических признаков; национальный дискурс сыграл существенную роль в окончательном размежевании российского интеллектуального сообщества на консервативную и либеральную части» [3].

С 60-х годов XIX века намечается новая имиджевая характеристика Финляндии. Представление об автономии меняется, что связано в первую очередь с активными процессами национально-государственного строительства. Этот период начался в Финляндии с царствования Александра II, разрешившего созвать сейм Финляндии, не собиравшийся более пятидесяти лет. События, происходящие в жизни автономии, консервативные и либеральные политики оценивали с диаметрально противоположных сторон.

Такое толкование положило началу противостояния по финляндскому вопросу. С течением времени оно лишь нарастало, и к концу XIX — началу XX века привело стороны к неразрешимому конфликту. Именно в этот период, как пишет Витухновская, сформировались не только политические позиции противостоящих сторон, но и те типичные для консерваторов и либералов «образы Финляндии» [Там же].

Российские либеральные публицисты трактовали образ финского народа как нации, воспринявшей основы европейской цивилизации, обладающей выборными органами самоуправления и приверженной гражданским и политическим свободам. Положительный образ Финляндии у либералов включал в себя идеал формирующейся демократии, правового государства с элементами гражданского общества. По их мнению, это давало надежду на демократическую модернизацию и самой метрополии. В свою очередь, консервативно настроенные журналисты и литераторы видели в процессах автономизации Финляндии опасность сепаратизма и развала империи.

В этой связи важно проанализировать теоретическое обоснование процессов формирования общественного мнения в России, что имеет прямое отношение к структурированию образа Финляндии в политических кругах митрополии XIX века. Известный западный исследователь Ч. Кули писал, что «общественное мнение — это не просто агрегация отдельных индивидуальных суждений, это — организация, совместный продукт коммуникации и взаимного влияния» [4, с. 121].

В представлениях идеологов разных лагерей «образ» Великого княжества Финляндского носил противоположный характер: у либералов формировалась симпатия к нему, у консерваторов — антипатия. В основе такого подхода лежали их политические различия и представление о будущности России.

Мы считаем, чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо отличать «истинное общественное мнение» от «массового впечатления». Первое отличается зрелостью, серьезным и ответственным подходом, устойчивостью связей и влияний, в то время как второе представляет собой расплывчатое, но эмоционально окрашенное представление, распространяющееся очень быстро и привлекающее к себе общее внимание, но недолговечное, способное так же быстро исчезать.

Следует отметить сложный характер общественного мнения, недостаточность организации в нем, неустойчивость связей между отдельными секторами общественного сознания. Но, тем не менее, можно утверждать, что именно за этой формой общественного сознания будущее. Процесс демократизации, идущий в социуме,

обусловливает именно такой способ мышления. «Эта пестрота, — пишет Ч. Куни, — отражает просто сложность организации, текучесть мнений и обсуждений, которые превращаются в повсеместный вид деятельности, по существу это проявление роста, осуществляющегося в системе в целом и в каждом отдельном ее члене. Общее мнение, если бы оно установилось как единственное, без конкретных видов мышления, которые проявляются в различных сферах науки и искусства, указывало бы на низкий тип структуры, более похожий на толпу, чем на разумное общество» [4, с. 127].

Представляется, что на последнем утверждении основываются доводы противников демократии, доказывающих, что правление масс не может не быть шагом вперед, ибо понижает уровень осмысления государственных вопросов, поскольку массы в большинстве своем невежественны, а решения принимаются именно большинством. Любопытен аргумент, выдвигаемый Кули против этих рассуждений. Массы действительно невежественны, соглашается он, но они не глупы. Не зная множества конкретных вещей, они способны осознавать свое незнание и уважать мнение экспертов и специалистов. Много ли людей в современном мире читали Платона, и тем не менее авторитет Платона стоит высоко, поскольку так оценивают этого мыслителя те, кто его читал, а прочие принимают это мнение на веру. Приводя этот пример, Кули ссылается на П. Эмерсона, также использовавшего его. Далее он констатирует: «Это, если быть точным, суждение меньшинства, и так обстоит дело в каком-то смысле со всеми утонченными суждениями, главное, что большинство имеет достаточно смысла, чтобы усвоить их» [Там же. С. 126].

Сопоставляя теоретические позиции с процессом формирования общественного мнения в России относительно Финляндии, необходимо отметить следующее. С середины XIX века именно экспертное мнение публицистов и литераторов, печатавших свои произведения в журналах, оказывало определяющее воздействие на представление российского общества о Финляндии. Именно журналы стали важнейшим инструментом формирования имиджа Финляндии, причем «образ Финляндии» существовал для российских мыслителей в неразрывной связи с тем «образом России», который

«возникал перед их мысленным взором и в разных случаях воспринимался либо как помеха на пути развития Российской империи, либо как один из стимулов к ее движению вперед» [3].

Третий этап. К 1883 году в Российской империи окончательно оформилась теория «народного самодержавия». В ее основе лежала идея единения царя с народом при посредничестве российского дворянства. Таким образом, политический курс приобретал националистическую окраску. Идейной основой царствования Александра III и его сына Николая II стал национальный миф, провозглашавший несоответствие России Европе. «В основу исторической парадигмы, — отмечает Р. Вортман, — была положена заимствованная у славянофилов идеализированная картина XVII в. — эпохи, когда царь правил в единстве и в гармонии с „землей русской"» [5, с. 238]. Данная позиция выводила на первый план националистическую и консервативную тематику в публикациях, посвященных Финляндии. Главным идеологическим центром, формирующим российское общественное мнение, становится издание «Московские ведомости». По данным Р. Суни, только за 1880—1889 годы было опубликовано более 200 статей по финляндской тематике [6, с. 23].

Анализ статей в «Московских ведомостях» дает нам возможность сделать следующий выводу. Независимо от того, что обсуждалось в этих статьях: торговые или таможенные привилегии Финляндии, открытие в Великом княжестве памятника на месте сражений шведов и финнов с русскими войсками, особое положение финляндских войск — основная мысль этих публикаций сводилась к тому, что благотворительной России Финляндия платит черной неблагодарностью, стремясь к обособлению и существованию за российский счет. Типичным образцом статей о «неблагодарной Финляндии» является публикация в «Московских ведомостях» № 176 от 26 июня 1884 года, в которой, в частности, говорится, что, «имея свое управление и свою монетную систему, будучи отделена от Империи таможенною границей, Финляндия находится почти только в личном соединении с Россией. Не желая участвовать в общей жизни Империи, уклоняясь от исполнения общегосударственных повинностей, не принимая участия в погашении долговых обязательств государства, не разделяя наших затруднений <...> вообще обособляя себя

от России, Финляндия желает жить за счет России. Справедливо ли это?» [Цит. по: 3].

Такое обвинение Финляндии в «нахлебни-честве» по отношению к России было вызвано многочисленными льготами, предоставленными автономии в правление Александра II, ставшими одной из причин ее экономического роста. В задачу российских националистов-консерваторов входило показать, что только эти льготы и явились основанием для столь быстрого развития финляндской экономики. Без льгот, т. е. без великодушной помощи России, Великое княжество не смогло бы пройти столь быстрый и результативный путь развития. Финляндия воспринималась националистами-консерваторами как окраина, которая воспользовалась богатствами метрополии, но при этом отказывается принять во внимание национальные интересы России и демонстрирует отсутствие должного уважения или хотя бы элементарной благодарности.

До появления интердисциплинарных исследований по теории и практике межкультурной коммуникации можно согласиться с мнением профессора Кипарского, который на примере истории формирования образа Финляндии и финнов в российской беллетристике и публицистике сделал несколько принципиально важных замечаний, касающихся характера и особенностей формирования представлений о народе-соседе. Как правило, эти представления основывались на личных впечатлениях путешественников или жителей приграничных местностей, распространявшихся устно или письменно. Очень редко возможность познакомиться с соседом представляется всему народу. Так происходит, например, когда один народ на время оказывается под властью другого [См. об этом подробнее: 1].

Развитие финского национализма в 1870-х — начале 1880-х годов выпало из поля зрения российских консерваторов, а национальная мобилизация Финляндии застала их врасплох. П.И. Мессарош, побывавший в Финляндии впервые в 1870 году и вторично в 1895 году, писал, что был поражен «переменами, произошедшими в течение этих 25 лет во взглядах крестьянского населения края». «Мы увидели, что в эти четверть века ненависть ко всему русскому приняла громадные размеры» [7, с. 3]. В этот период произошло столкновение фин-

ского национализма, вполне оформившегося, развитого, находящегося в пассионарной фазе, с русским национализмом. Можно согласиться с мнением М.А. Витухновской, которая считала, что российские националисты страдали «комплексом национального унижения, поскольку были не в силах признать, что маленькая и бедная природными запасами окраина смогла экономически обогнать метрополию, опираясь, вкупе с уже упоминавшимися экономическими льготами, на свое либеральное законодательство, разумное самоуправление и рациональное хозяйствование» [3].

Исследуя вопросы становления национальных движений в европейских странах, можно полностью согласиться с концепцией М. Хроха [8], считающего, что в большинстве европейских национальных движений существовали три фазы: первая — фаза А, в ходе которой пробуждается интерес сравнительно небольшой группы образованных людей к языку, истории и фольклору определенной этнической группы; вторая — фаза Б — развитие национальной агитации; третья — фаза В — последний этап, когда национальное движение становится массовым.

Если использовать при анализе развития националистических тенденций в Финляндии во второй половине XIX века эту концепцию «эволюции национальных движений», то в этот период финское национальное движение переходило от фазы национальной агитации к фазе массового национального движения.

К концу 1880-х годов в консервативно-националистической прессе сформировался новый «образ Финляндии». Автономия не хотела вписываться в парадигму многонациональной Российской империи, а стремилась к самостоятельности. Такое следование своим национальным курсом, модернизация общества были расценены как предательство. Финляндия воспринималась идеологами националистического толка как отступник, обманувший доверие метрополии и использовавший ее щедрые дары для своих нужд, игнорируя интересы империи.

Если рассматривать позицию российских консерваторов через дихотомию «свой — чужой», то становится совершенно ясно, что Финляндия и финны воспринимались ими как чужой, враждебный край и народ, сосуществование с которым в составе единой империи возможно только в том случае, если он откажется от своих

претензий на самостоятельность. Данная позиция наиболее четко прозвучала в выступлении правого националиста В.М. Пуришкевича в Государственной думе: «Финляндия, выросшая под покровительством русского двуглавого орла, обязана всем своим благоденствием России, эта Финляндия отплатила ей черной неблагодарностью <...> мы должны быть сильны, и это один из главных поводов, одна из главных причин того, что самые серьезные, самые беспощадные репрессии должны быть приняты в отношении взбунтовавшейся окраины» [Цит. по: 3].

Несмотря на весьма значительное распространение националистических взглядов в российской прессе периодов царствования Александра III и Николая II, следует отметить и наличие либеральной позиции в отношении образа Финляндии. Данная позиция российского общественного мнения рассматривала автономию как единственный и благодатный уголок Российской империи, где царили культура и демократия. Антифинская кампания, начатая консервативными изданиями, не могла не вызвать возмущения в либеральных кругах. Одним из первых на защиту позитивного образа Финляндии встал журнал «Вестник Европы». Журнал не мог сражаться с консервативными изданиями, такими как «Московские ведомости», «Новое время» и «Свет», «на равных», так как выходил ежемесячно, а его оппоненты — ежедневно, однако «вел» финляндскую тему систематически. Именно на страницах этого журнала формировался либеральный «образ Финляндии».

В основе такого образа лежало диаметрально противоположное консервативному представление о перспективах и будущем России. Идеалом либералов была западноевропейская демократия с ее конституционным правлением, формирующимся гражданским обществом, правовым сознанием народов, благоустроенным бытом. Финляндия представлялась им ближней Европой. «Европой» домашней, доступной, но при этом обладающей всеми основными внешними, и не только внешними, свойствами Европы «настоящей». В начале XX века, выражая общее мнение российских либералов, А.И. Куприн писал о Хельсинки: «Так близко от С.-Петербурга — и вот настоящий европейский город» [9, с. 614]. Финляндия стала для российских либералов Европой в миниатюре, той развитой, благоустроенной, просвещенной Европой, которая была

их общественным и политическим идеалом, которая, с их точки зрения, должна была стать моделью для развития России. Именно с этих позиций либеральная пресса вела защиту Финляндии от наступления российской власти.

Лояльность финнов связывалась либералами с их принадлежностью к «европейской цивилизации», воспитавшей в них черты гражданской личности и правовое сознание. Эти качества финляндского народа либералы ставили особенно высоко, и это их убеждение оставалось непоколебимым на протяжении десятков лет. Газета «Голос» писала, что в результате связи с германо-скандинавским миром «очень рано были внесены в Финляндию все существеннейшие черты европейской цивилизации. <...> Под всеми этими влияниями развивалось в народе сознание человеческих прав, складывалась и крепла гражданская личность, возникало сознание политической свободы, являлся навык к самоуправлению. <...> Почти во всех городах и даже в некоторых селениях Финляндии в настоящее время есть различные общества1. действия которых обнимают положительно всю Финляндию» [Цит. по: 3].

Наиболее ярко защита Финляндии проходила на заседаниях III Государственной думы. Левые партии выступали против националистов широким фронтом, за выступлениями кадетов следовали речи социал-демократов, трудовиков, прогрессистов. Выступления были окрашены эмоционально, в них слышалась горечь и неистовое желание отстоять Финляндию — этот единственный и драгоценный уголок, где «народ свободно дышит и не угнетен экономически и духовно». Особую драматичность речам левых фракций придавало ясное ощущение, что их дело заведомо проиграно и разгром Финляндии неизбежен. Отсюда то подчеркнутое тепло, которое звучало в их речах, выглядевших подчас как прощание с Финляндией. Социал-демократ И.П. Покровский констатировал: «Правительство не может терпеть рядом с собой страну, входящую в состав Российского государства, страну с действительным демократическим народным представительством <...>

1 Далее в тексте перечисляются просветительные, врачебные, сельскохозяйственные, попечительские, литературные и другие общества, общества призрения нищих.

где действительно, а не фиктивно существуют гражданские свободы, страну, где народное образование проникло в глубь, в деревню, страну, где культура дошла до глубины лесов и деревень» [Цит. по: 3].

Либеральная пресса широко использовала распространенный прием сравнения жизни крестьян в Финляндии и во внутренних губерниях России: «Живут финские крестьяне чисто; одеваются хорошо и опрятно; по нашим понятиям их достаток можно назвать большим. Во внутренних губерниях таким достатком располагают только богатые мужики, да и то живут с меньшими удобствами. <...> В Курской губернии, несмотря на несравненно лучшие климатические и природные условия, доход хозяина в среднем в 2,5 раза ниже, чем в Финляндии» [10, с. 68].

Важными чертами финляндского общества либералы считали его просвещенность и грамотность. В сравнении с удрученным состоянием школьного дела и просвещенности народа в России их восхищал огромный престиж образования, грамотности, культ школы, который существовал в Финляндии. Журнал «Мир Божий»2 несколько раз анализировал финскую систему просвещения, отмечая, что в основе школьного дела в Финляндии лежит два принципа: 1) школьное образование нужно не только само по себе, но и для того, чтобы вооружить народ для борьбы за существование, и поэтому должно быть массовым; 2) нельзя ограничиваться простым преподаванием грамоты, а следует углублять образование, чтобы «вырабатывать развитых людей и хороших граждан», иными словами, результатом просветительской программы должно стать воспитание сознательного, самостоятельно мыслящего гражданина.

Такая установка целиком противоречила тем принципам, которые пытался вводить в российскую образовательную систему К.П. Победоносцев, вдохновитель создания сети церков-но-приходских школ в стране, считавший, что «простому человеку» нельзя прививать умения самостоятельно, логически мыслить. «Если б удалось, наконец, — констатировал Победоносцев, — нашим реформаторам привить к массе веру в безусловное, руководительное значение логической формулы мышления. В массе исчез-

2 См.: Мир Божий. 1897. № 4, 11; 1898. № 6, 12.

ло бы то драгоценное свойство устойчивости, с помощью коего общество успевало до сих пор держаться на твердом основании» [11, с. 127].

Деятельность финляндской школы получила в либеральной литературе много хвалебных отзывов. Так, А.И. Куприн писал: «О поголовной грамотности финнов все, конечно, слышали, но, может быть, не все видели их начальные народные школы. Мне привелось осмотреть довольно подробно новое городское училище. <...> Это дворец, выстроенный года три-четыре назад, в три этажа, с саженными квадратными окнами, с лестницами, как во дворце, по всем правилам современной школьной гигиены» [9, с. 619].

Наконец, в либеральной прессе высоко оценивались внешние, бытовые черты «евро-пейскости», которые так ценили русские в Европе и которых многим из них так не хватало на Родине. В либеральных изданиях разных лет неизменно отмечалась высокая бытовая культура финнов, чистота, грамотность и честность народа. Эти черты до такой степени считались неотъемлемым свойством финнов, что приписывались всему народу в целом.

Мы вновь сталкиваемся с тем образом противостояния Финляндии и России, о котором уже упоминали: грубая, тупая сила стремится разгромить оазис культуры и свободы, раздражающий ее своим благополучием. Развивающаяся Финляндия несла в себе угрозу для империи, ибо, как справедливо отмечает Р. Суни, «успехи модернизации создают условия для провала империи». Он поясняет, что пафос империи, ее оправдание заключается в том, что она несет цивилизацию подвластным народам. «Нуждаясь в оправдании права иностранцев управлять народами, которые стали преобразовывать себя в нации, имперская элита пользовалась идеей модернизации младших и нецивилизованных народов в качестве главного средства легитимизации имперского порядка.» [6]. Финляндия в эту схему никак не вписывалась, напротив, именно от нее либералы ждали цивилизаци-онного воздействия на Россию, однако такого воздействия не произошло. Главная причина — желание руководства царской России оставить все без изменений. По мнению Суни, это и обусловило начало во второй половине 1880-х годов «похода на Финляндию» консервативно-националистических сил России, продолжавшегося вплоть до революции 1917 года.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Соломещ, И.М. От Финляндии Гагарина к Финляндии Ордина: на пути к финляндскому вопросу [Текст] / И.М. Соломещ // Многоликая Финляндия. Образ Финляндии и финнов в России: сб. статей / под науч. ред. А.Н. Цамутали, О.П. Илюха, Г.М. Коваленко; НовГУ им. Ярослава Мудрого. — Великий Новгород, 2004.

2. Hirvisaho, I.K. A Stepchild of the Empire: Finland in Russian Colonial Discourse [Text] / I.K. Hirvisaho. — Los Angeles: University of California, 1997.

3. Витухновская, М.А. Бунтующая окраина или модель для подражания: Финляндия глазами российских консерваторов и либералов второй половины XIX — начала XX века [Текст] / М.А. Витухновская // Многоликая Финляндия. Образ Финляндии и финнов в России. — Великий Новгород, 2004.

4. Кули, Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок [Текст] / Ч.Х. Кули. — М.: Идея-Пресс : Дом интеллектуальной книги, 2000.

5. Вортман, Р. «Официальная народность» и национальный миф Российской монархии XIX века [Текст] / Р. Вортман // Россия / Russia. Культурные

практики в идеол. перспективе. Россия, XVIII — начало XX в. / сост. Н.Н. Мазур. — М.; Венеция. — 1999. - № 3 (11).

6. Суни, Р. Империя как она есть: имперская Россия, «национальное» самосознание и теории империи [Текст] / Р. Суни // Ab Imperio. — 2001. — № 1—2.

7. Мессарош, П.И. Финляндия — государство или русская окраина? [Текст] / П.И. Мессарош. — СПб., 1897.

8. Hroch, M. Social preconditions of national revival in Europe. A comparative analysis of the social composition of patriotic groups among the smaller european nations [Text] / M. Hroch. — Cambridge, 1885.

9. Куприн, А.И. Немножко Финляндии [Текст] / А.И. Куприн // Собр. соч. Т. 6. — М., 1958.

10. Фирсов, В. Причины экономических и культурных успехов Финляндии [Текст] / В. Фирсов // Мир Божий. — 1898. — № 12.

11. Победоносцев, К.П. Народное просвещение [Текст] / К.П. Победоносцев // Pro et Contra: ан-тол. — СПб., 1996.

УДК 323.1

А.С. Лебедев

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШВЕДСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА

Долгое время Швеция считалась регионом межнационального спокойствия. Высокие стандарты жизни, стабильное экономическое положение в сочетании с активной социальной политикой обеспечили гражданам этой страны комфортные условия для существования. Однако с развитием мультикультурализма и, как следствие, возрастанием числа иммигрантов из стран «третьего мира» в Швеции возникла проблема взаимодействия национального стержня, граждан других культур и политической модели, от решения которой может зависеть многое в этом государстве. Стоит отметить, что на текущий момент оно находится в ощутимом зависимом положении от иностранной рабочей силы, благодаря которой шведскому правительству удается поддерживать курс, некогда объявленный премьер-министром П.А. Ханссоном.

С 1930-х годов, когда началось кропотливое строительство «народного дома» под руковод-

ством Социал-демократической рабочей партии (далее — СДРПШ), Швеция все больше и больше привлекала внимание людей из южных регионов Европы и государств «третьего мира». А в послевоенное время, когда многие страны мира находились в руинах, туда отправилось множество трудовых мигрантов. Стране, сумевшей сохранить свой промышленный потенциал, требовалось огромное количество рабочих рук, которых явно не хватало, учитывая довоенное состояние дел в демографии. Общеизвестно, что период между двумя мировыми войнами характеризовался низкой рождаемостью, высокими показателями смертности и массовой эмиграцией шведского населения. Поэтому неудивителен тот факт, что шведские работодатели привлекали рабочих из других стран, например из Италии, Югославии или Греции. С 1954 года в этот список вошли Дания, Норвегия и Финляндия, благодаря договору об общем рабочем рынке с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.