Научная статья на тему 'Образ Энея в отечественной поэзии первой четверти XX века'

Образ Энея в отечественной поэзии первой четверти XX века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
420
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рецепция Античности / Эней / Серебряный век / художественный образ. / reception of Antiquity / Aeneas / Silver Age / artistic image.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Д М. Гудов, С П. Королева

Статья рассматривает художественный образ античного героя Энея в рецепции писателей Серебряного века. Главной целью исследования является установление причины интереса представителей русской поэзии, указанного периода, к этому античному образу. Выводы позволяют увидеть причины обращения к данному образу, а также выделить основные факторы, повлиявшие на переосмысление образа в поэзии начала XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF ENEY IN THE DOMESTIC POETRY OF THE FIRST QUARTER OF THE XX CENTURY

The article considers the artistic image of the ancient hero Aeneas in the reception of Silver Age writers. The main goal of the research is to establish the reason for the interest of representatives of Russian poetry, of the specified period, in this antique image. Conclusions allow you to see the reasons for applying to this image, as well as to identify the main factors that influenced the rethinking of the image in the poetry of the early XX century.

Текст научной работы на тему «Образ Энея в отечественной поэзии первой четверти XX века»

ОБРАЗ ЭНЕЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЭЗИИ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX ВЕКА Д.М. Гудов, студент

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10759

Аннотация. Статья рассматривает художественный образ античного героя Энея в рецепции писателей Серебряного века. Главной целью исследования является установление причины интереса представителей русской поэзии, указанного периода, к этому античному образу. Выводы позволяют увидеть причины обращения к данному образу, а также выделить основные факторы, повлиявшие на переосмысление образа в поэзии начала XX века.

Ключевые слова: рецепция Античности, Эней, Серебряный век, художественный образ.

Ромео не было, Эней, конечно, был.

Ахматова А.А.

Темой предлагаемой работы является образ мифического дарданского воина Энея, судьба и скитания которого, предопределенные волей богов, впервые воспеты римским поэтом Публием Вергилием Мароном (I в. до н.э.). Этот герой стал излюбленным персонажем для многих представителей русской поэзии первой четверти XX века (В. Брюсов, С. Соловьёв, М. Кузмин, Е. Полонская).

Главной целью нашего исследования является попытка установить причину интереса представителей русской поэзии к этому образу и мотиву его странствий.

Хронологические рамки стихотворных текстов, обращенных к образу Энея, представляют собой два этапа: это написанные в 1906 году два стихотворения С. Соловьёва («Дидона и Эней» [1] и «Эней - товарищам» [2]) и примыкающий к ним «Эней» В. Брюсова [3] (1908 г.). Второй период с 1908 года по 1924 год, когда создаются «Carmen aeternum» Г. Шенгели [4], «Эней» М. Кузмина [5], «Эней» Е. Полонской [6].

Для первого периода характерно создание образа Энея в духе хронотопной замкнутости, то есть поэты описывают события, происходящие с Энеем и Дидоной в близком соотнесении с I и IV песнями в

поэме Вергилия «Энеида». Стихотворные тексты этого периода нарративны: в «Энее» Брюсова повествование ведется от лица Энея: «К встающим башням Карфагена/ Нептуна гневом приведен,/ Я в узах сладостного плена/ Дни проводил, как дивный сон...», далее: «...В те дни любви и сладострастья/ Я этой тайной овладел!» [3]. В стихотворении С. Соловьёва «Эней - товарищам» та же нарративность, но в форме диалогического обращения: «Что вы примолкли? Смелее! Не с нами ль/ Наши пенаты, чья милость не скудна?...» [2]. В стихотворении С. Соловьёва «Дидона и Эней» осуществляется рассказ от имени эпического автора: «По камням звенят копыта,/ Слышно ржание коней,/ На горах осталась свита. / Как, стрела летит Эней.» [1].

В образе героя в «Дидоне и Энее» у Сергея Соловьёва отсутствует внешняя героика, акцент перенесен на его внутреннее состояние, которое в свою очередь претендует на достаточную объективность в виду того, что идет отстранённое описание. Во внутреннем мире Энея царит смятение и предчувствие надвигающегося рока, которые вводятся с помощью теменного горного пейзажа, нагнетаемого ослепляющими вспышками молний и оглу-

шающим громом, за которым следует тишина: «...Дали неба - мутно-сини;/ Ветр шумит, в траве шурша./ .Поблестел на горном кряже/ Синий молнии огонь» [1].

В стихотворении «Эней - товарищам» [2] также отсутствует внешняя героика -она перенесена во внутренний мир Энея, который строится посредством речи самого Энея. При всей субъективности способа создания образа, он получается объективным, мы предполагаем, что это связано с тем, что у реципиента, в большинстве случаев, должно быть представление об Энее Вергилия - то есть внутренний мир героя стихотворения дополняется внешним.

Не вызывает сомнения тот факт, что события при которых Эней произносит речь, следуют после его отплытия из Карфагена, то есть после событий, о которых упоминается в стихотворении С. Соловьева «Дидона и Эней» [1]. Отсюда антагонизм этих сюжетов, антагонизм доминантных чувств. Ложный рок повержен, или даже ложная судьба - далее лирическому герою предстоит только то, что было обещано Юпитером: «Верьте, верьте товарищи: небо не пусто./ Нам, победителям черного Рока,/ Матери светит моей розоустой/ Ясное око».

Ещё большим драматизмом проникнуто стихотворение В. Брюсова «Эней» [3] -лирический герой испытывает внутренний конфликт. Стихотворный сюжет излагается от лица Энея, и что особенно важно для понимания конфликта, уже после указанных событий. Этот внутренний конфликт заключается в том, что Эней любит Дидо-ну, но воля богов требует основать Новую Трою, исполнить предназначенный судьбой долг. Эта мотивация судьбы Энея пронизывается глубоким трагизмом.

Второй хронологический тип в обрисовке образа Энея не замкнут - он существует в Вечности, он связующее звено современности и древности, олицетворение человеческих скитаний. С особой чёткостью это прослеживается в стихотворении «Carmen aeternum» Георгия Шенгели [4], название которого переводится как «Вековечная песнь». Это особенно заметно в пространстве композиции. Появление темы античности и, в частности, образа Энея

происходит не сразу, а после того как авторский взгляд был брошен на зеркальный лиловый шар в гроздьях винограда. Округлые черты виноградин становятся холмами, между которыми струится ручей, лиловый цвет создает атмосферу раннего италийского утра, а вдалеке Эней готовится «пенить синь неведомых морей». Через предмет, зеркало, внимание читателя обращается к античности, и при помощи образных связей в ней видится и прошлое, и будущее.

По-новому рисует образ своего Энея Михаил Кузмин [5]: он динамичен, так как в композиции стихотворения особую роль играет время. На образ Энея наслаиваются исторические эпохи будущего Рима - в результате в этом стихотворении Эней уже не молодой златокудрый рыцарь, а старик, которого гнетёт его роковая ноша. Важное символическое значение имеют начало и конец стихотворения. Упомянутый ранее мотив зеркала - это медиатор с Вечностью, позволяющий заглядывать в прошлое и будущее. Он появляется в первой строке. В конце схожую функцию выполняет звук трубы - начинаясь громко в Риме и стихая где-то в тумане, он «пропитывает» все и вся - «Pax Romana» растворяется в бытии, во всем античность.

Примечательно последнее стихотворение «Эней» Елизаветы Полонский [6]. Здесь уже нет одного или двух элементов, таких как зеркало или зеркальный шар, которые бы отсылали к далекому прошлому Средиземноморья, и были бы связующим звеном; или образа, который вносил бы античный мотив в настоящее. Каждый предмет отсылает к прошлому: камень на краю дороги, своеобразный путешественник - странствующий Эней; огонек в трубке, что едва дымит - «пламенная Дидона»; Ленинбург становится Карфагеном. Прошлое в этом стихотворении уступает место настоящему, но существует в этом настоящем времени. Мы должны сделать некоторое замечание по поводу образа камня, который появляется в начале стихотворения. Сравнение Энея с камнем, отмеченное нами выше, вызывает ассоциации с апостолом Петром, он, подобно дар-данцу, после долгих хождений основывает

церковь в Риме, которая распространит свое влияние на весь мир.

Предпринятое наблюдение над эволюцией художественного образа Энея в творчестве поэтов начала XX века свидетельствует многом и позволяет прийти к следующим выводам. Во-первых, независимо от того, замкнут герой в своем времени или выходит за его пределы, его предназначение - объяснить реальную действительность и, современную для лирического героя действительность. Во-вторых, об-

одолеть эсхатологический страх. В-третьих, поэтический образ Энея - авторы рассмотренных стихотворений пытаются противопоставить тревоге представителей русской интеллигенции, не уверенной в своем дальнейшем жизненном пути. Этот герой становится в пред- и послереволюционное время опорой, которая позволяет жить дальше. Обращение к Древней Элладе или Риму - это не стремление скрыться от насущной действительности, а напротив - воскресить былые идеалы древности.

ращение к образу Энея - стремление пре-

Библиографический список

1. Соловьев С.М. «Эней и Дидона».ЦКЪ https://silveragepoetry.blogspot. com/2017/05/blog - post_926.html (Дата обращения 09.11.18)

2. Соловьев С.М. «Эней - товарищам». URL https://silveragepoetry.blogspot. com/ 2017/ 05/blog-post_309.html (Дата обращения 09.11.18)

3. Брюсов В.Я. «Эней». URL http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=11184 (Дата обращения 09.11.18)

4. Шенгели Г.А. «Эней». URL http://www.vekperevoda.com/books/shengeli/ v12.htm (Дата обращения 09.11.18)

5. Кузмин М. А. «Эней». URL http://libverse.ru/kyzmin/enei.html (Дата обращения 09.11.18)

6. Полонская Е. Г. «Эней». URL http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9F/polonskaya -elizaveta-grigorjevna/stihotvoreniya-i-poemi/1 (Дата обращения 09.11.18)

IMAGE OF ENEY IN THE DOMESTIC POETRY OF THE FIRST QUARTER OF THE

XX CENTURY

D.M. Gudov, student

Korolev Samara national research university (Russia, Samara)

Abstract. The article considers the artistic image of the ancient hero Aeneas in the reception of Silver Age writers. The main goal of the research is to establish the reason for the interest of representatives of Russian poetry, of the specified period, in this antique image. Conclusions allow you to see the reasons for applying to this image, as well as to identify the main factors that influenced the rethinking of the image in the poetry of the early XX century. Keywords: reception of Antiquity, Aeneas, Silver Age, artistic image.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.