Научная статья на тему 'ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В НИЖНЕКОЛЫМСКИХ СТАРОЖИЛЬЧЕСКИХ ГОВОРАХ ЯКУТИИ'

ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В НИЖНЕКОЛЫМСКИХ СТАРОЖИЛЬЧЕСКИХ ГОВОРАХ ЯКУТИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
78
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИЖНЕКОЛЫМСКИЕ СТАРОЖИЛЬЧЕСКИЕ ГОВОРЫ / ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА «ЧЕЛОВЕК» / СИСТЕМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / АРКТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кочмар Олеся Николаевна, Егорова Туйара Николаевна

Нижнеколымские говоры являются памятником русской старожильческой культуры, которая возникла как результат межэтнических и культурных контактов пришлого и местного населения, а также влияния природных условий. Процессы глобализации, интеграции и промышленное освоение Арктики ускоряют ассимиляцию русских нижнеколымских старожилов, что актуализирует проблему сохранения их этнокультурной идентичности. Цель исследования - описать структуру и состав лексико-семантической группы «Человек» в старожильческих говорах Якутии. Научная новизна заключается в том, что впервые представлен образ человека именно в нижнеколымской старожильческой диалектной языковой картине мира. Человек рассматривается как биологическое, духовное и социальное существо, обладающее определенным набором характеристик. В результате было выявлено, что в структуру лексико-семантической группы входят физические, личностные и социальные характеристики человека. Внутригрупповые системные отношения характеризуются наличием разнообразных парадигматических связей, таких как словообразовательные синонимы, словоизменительные варианты, фонематические дублеты, антонимические и синонимические пары, видо-видовые и родо-видовые отношения, деривационные ряды. Основной массив лексики имеет общерусское происхождение. Зафиксированы отдельные культурно-маркированные слова, отражающие местную специфику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF MAN IN THE LOWER KOLYMA OLD-TIMERS’ SUB-DIALECTS OF YAKUTIA

Lower Kolyma sub-dialects are a monument of Russian old-timers’ culture, which is a result of interethnic and cultural contacts of the newcomers and the local population, as well as the influence of natural conditions. The processes of globalisation, integration and industrial development of the Arctic accelerate the assimilation of Russian Lower Kolyma old-timers, which actualises the issue of preserving their ethnocultural identity. The study aims to describe the structure and composition of the lexico-semantic group “Man” in the old-timers’ sub-dialects of Yakutia. The study is novel in that it is the first to present the image of man in the dialectal linguistic worldview of Lower Kolyma old-timers. Man is considered as a biological, spiritual and social being with a certain set of characteristics. As a result, it has been found that the structure of the lexico-semantic group includes physical, personal and social characteristics of man. Intra-group systemic relations are defined by the presence of various paradigmatic relations, such as word-formation synonyms, inflectional variants, phonemic doublets, antonymic and synonymic pairs, hypo-hyponymic and hyper-hyponymic relations, derivational series. The main body of the vocabulary has an all-Russian origin. Individual culture-specific words reflecting local specifics are recorded.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В НИЖНЕКОЛЫМСКИХ СТАРОЖИЛЬЧЕСКИХ ГОВОРАХ ЯКУТИИ»

i rpömoTQ

ISSN 2782-4543 (online) ISSN 1997-2911 (print)

Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice

2022. Том 15. Выпуск 12. С. 3900-3908 | 2022. Volume 15. Issue 12. P. 3900-3908

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): philology-journal.ru

RU

Образ человека в нижнеколымских старожильческих говорах Якутии

Кочмар О. Н., Егорова Т. Н.

Аннотация. Нижнеколымские говоры являются памятником русской старожильческой культуры, которая возникла как результат межэтнических и культурных контактов пришлого и местного населения, а также влияния природных условий. Процессы глобализации, интеграции и промышленное освоение Арктики ускоряют ассимиляцию русских нижнеколымских старожилов, что актуализирует проблему сохранения их этнокультурной идентичности. Цель исследования - описать структуру и состав лексико-семантической группы «Человек» в старожильческих говорах Якутии. Научная новизна заключается в том, что впервые представлен образ человека именно в нижнеколымской старожильческой диалектной языковой картине мира. Человек рассматривается как биологическое, духовное и социальное существо, обладающее определенным набором характеристик. В результате было выявлено, что в структуру лекси-ко-семантической группы входят физические, личностные и социальные характеристики человека. Внутригрупповые системные отношения характеризуются наличием разнообразных парадигматических связей, таких как словообразовательные синонимы, словоизменительные варианты, фонематические дублеты, антонимические и синонимические пары, видо-видовые и родо-видовые отношения, деривационные ряды. Основной массив лексики имеет общерусское происхождение. Зафиксированы отдельные культурно-маркированные слова, отражающие местную специфику.

EN

The Image of Man

in the Lower Kolyma Old-Timers' Sub-Dialects of Yakutia

Kochmar O. N., Egorova T. N.

Abstract. Lower Kolyma sub-dialects are a monument of Russian old-timers' culture, which is a result of interethnic and cultural contacts of the newcomers and the local population, as well as the influence of natural conditions. The processes of globalisation, integration and industrial development of the Arctic accelerate the assimilation of Russian Lower Kolyma old-timers, which actualises the issue of preserving their ethnocultural identity. The study aims to describe the structure and composition of the lexico-semantic group "Man" in the old-timers' sub-dialects of Yakutia. The study is novel in that it is the first to present the image of man in the dialectal linguistic worldview of Lower Kolyma old-timers. Man is considered as a biological, spiritual and social being with a certain set of characteristics. As a result, it has been found that the structure of the lexico-semantic group includes physical, personal and social characteristics of man. Intra-group systemic relations are defined by the presence of various paradigmatic relations, such as word-formation synonyms, inflectional variants, phonemic doublets, antonymic and synonymic pairs, hypo-hyponymic and hyper-hyponymic relations, derivational series. The main body of the vocabulary has an all-Russian origin. Individual culture-specific words reflecting local specifics are recorded.

Введение

Уникальность и самобытность арктической старожильческой культуры неизменно привлекала внимание многих исследователей. Изучение Северо-Востока Якутии началось еще в XIX веке с отчетов, дневниковых записей и наблюдений М. М. Геденштрома, Ф. П. Врангеля, Г. Л. Майделя и др. Попытки классификации русских говоров сибирского языкового массива представлены уже в первых специальных научных исследованиях А. М. Селищева, П. Я. Черных. А. М. Селищев (1921) в исследовании «Диалектологический очерк Сибири» изучал диалектические группы, звуковой состав и формы лексем. Затем данная проблематика нашла отражение в работах крупнейших диалектологов Сибири О. И. Блиновой, Н. Т. Бухаревой, В. В. Палагиной, В. А. Сенкеви-ча, А. И. Федорова и др. Так, еще в 1982 году исследователь А. И. Федоров (1982) в своей работе «Русский язык в Сибири» писал, что старожилы отделяли себя от приезжих русских, отмечая языковые различия, и что научное изучение семантики лексических пластов является актуальной проблемой северного языкознания.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/phil20220695

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 License): https://creativecommons.orq/Licenses/by/4.0/

Тему лексических особенностей в языке нижнеколымских старожил Республики Саха (Якутия), связанную с вопросами самоэтноидентификации, освещают в своей работе ученые-филологи Н. Б. Вахтин, Е. В. Головко, П. Швайтцер (2004). Исследователи отмечают, что русские старожилы, походчане и русскоустьинцы, считают себя неким обособленным этносом и отмечают свое отличие от других народов. Их этническое самосознание, с одной стороны, хранит инъекцию цивилизации, принесенную когда-то на эти земли их предками: казаками, мещанами или крестьянами. С другой - они унаследовали самобытные особенности пищи, одежды, хозяйства, поведения и национального характера от местных предков. А. А. Бурыкин (2011) составил лексикографическое описание русских старожильческих говоров Якутии в ареальном, функционально-стилистическом и этимологическом отношении. А. Е. Аникин (2014) рассматривает исторические и типологические особенности лингвистической географии русских старожильческих говоров в ходе их контактов с языками Сибири и использует полученные данные для моделирования древних языковых контактов. Кроме того, он посвятил серию публикаций происхождению и истории русско-сибирских обозначений судов и лодок, которые сыграли заметную роль в освоении обширных пространств Севера и Сибири (Аникин, 2017; 2018).

Специфика языкового отражения образа человека в языковой картине мира потомков русских старожилов, компактно проживающих на территории Севера, Сибири и Дальнего Востока, в том числе в арктических районах Республики Саха (Якутия), всегда привлекала внимание российских исследователей, чьи работы и послужили теоретической базой исследования. В рамках современных антропологических исследований в статье Т. А. Бердниковой, Я. Я. Горбуновой, Г. Е. Жондоровой и И. П. Павловой (Berdnikova, Gorbunova, Zhondorova et al., 2017) «Образ русского человека в северной картине мира (на материале русских старожильческих говоров Якутии)» рассматривается человек с точки зрения его характера, внешности, отношения к труду, своему языку и взаимоотношений с представителями других народов. Этнолингвистический аспект изучения лексики русских старожильческих говоров Якутии является предметной областью исследования А. Ю. Булдако-вой и И. П. Павловой (2019; Павлова, Булдакова, 2018). Авторы в своих исследованиях заключают, что в языковой картине мира потомков русских переселенцев ярко отражены реалии конкретной жизнедеятельности человека на Севере. И. П. Павлова, Я. Я. Горбунова (Pavlova, Gorbunova, 2019) рассматривают лингвокультуро-логические особенности номинаций человека, а также названий способов и средств охоты в русских старожильческих говорах. Г. Е. Жондорова раскрывает структуру концепта ЧЕЛОВЕК и выявляет специфику его языковой репрезентации в русских говорах, используемых старожилами Якутии (Zhondorova, 2019), а также рассматривает такие сегменты языковой старожильческой картины мира, как средства передвижения и одежда (Zhondorova, 2020). Значительный вклад в развитие диалектологии русских старожилов Индигирки и Колымы внесли: В. Г. Богораз, М. Ф. Дружинина, Г. В. Зотов, Н. Г. Самсонов, А. Г. Чикачев. Уникальны материалы русского старожильческого говора Русского Устья, отражающие жизнедеятельность человека на Севере, которые были собраны во время диалектологических экспедиций, проведенных писателем-краеведом, знатоком и ценителем самобытной культуры нижнеиндигирских старожилов А. Г. Чикачевым (2016). Особое значение в изучении русских старожильческих говоров Якутии имеют материалы диалектологических и фразеологических словарей под редакцией М. Ф. Дружининой (1997-2007). В них представлены отдельные для данного языка концепты, ярко отражающие антропоцентричность языковой картины мира русского старожильческого населения Якутии. Словари М. Ф. Дружининой содержат уникальный лексикон сохранившихся редких говоров русского языка в арктическом регионе. Соответственно, они и послужили источником материала для анализа лексико-семантической группы (ЛСГ) «Человек» в нашем исследовании.

Проблема сохранения культурного и языкового разнообразия Арктики остается актуальной и в наше время. Она вызывает большой интерес с точки зрения геостратегического расположения, природных ресурсов и человеческого потенциала. Лексика сибирских и дальневосточных старожильческих говоров сформировалась на основе северорусских наречий, видоизменившихся под влиянием юкагирского и эвенского языков. Первопроходцы, русские казаки, осваивавшие северные просторы, оказались в суровых малоисследованных географических и климатических условиях, в окружении иноязычных коренных жителей. Они стали контактировать с местным населением, обогащая друг друга бытовыми знаниями и умениями в условиях северного края.

Несмотря на большое количество антропоцентрических исследований, занимающихся изучением феномена «человек» и языкового образа человека в картине мира, диалектный материал русских старожильческих говоров Якутии требует дальнейшей систематизации и описания, что определяет актуальность исследования. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: выбрать из словаря М. Ф. Дружининой наименования, относящиеся к ЛСГ «Человек»; классифицировать их по подгруппам; проанализировать системные отношения данной ЛСГ.

Разные исследователи по-разному конструируют ЛСГ «Человек». Например, С. М. Тиллоева (2014) анализирует структуру лексико-семантического поля (ЛСП) «Человек» в сопоставительном аспекте на материале русского, таджикского и персидского языков. Она выделяет две лексико-семантические группы в его составе: «Внутренний мир человека» и «Внешний облик человека». Е. В. Ерофеева, Е. А. Пепеляева (2011) рассматривают структуру ЛСП «Человек» в языковом сознании носителей русского языка. Наиболее важной составляющей представления носителей русского языка о человеке является его эмоциональная оценка: слова этой подгруппы составляют почти треть всего лексикона. Ядро поля «Человек» образуют внешние, половозрастные и базовые социальные (профессия, семья, национальность) характеристики человека. Тематико-идеографическая классификация ЛСП «Человек» Т. А. Литвиновой (2011) была разработана на материале воронежских говоров

и включает такие микрополя, как «Человек как живое существо», «Человек как мыслящее, чувствующее и наделенное волей существо», «Человек как общественное существо». И. П. Павлова, Я. Я. Горбунова (Pavlova, Gorbu-nova, 2019) классифицировали оценочные номинации человека по пяти параметрам: манера поведения и говорения, черты характера, отношение к труду, внешность и физическое состояние, умственные способности.

Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования могут иметь прикладное значение для спецкурсов, спецсеминаров и факультативов гуманитарного направления по культурологии, этнолингвистике и лингвокультурологии. Полученные данные могут найти применение в процессе учебно-методической деятельности при создании учебников, учебных пособий по ономастике.

В нашем исследовании мы делаем акцент на изучении репрезентации образа человека в языковой картине мира нижнеколымских старожильческих говоров республики. В результате освоения и заселения территорий вдоль русла реки Нижняя Колыма русскими переселенцами возникла особая старожильческая диалектная культура, определяемая «спецификой природных условий бытования... межнациональных культурных контактов» (Демешкина, Тубалова, 2017, с. 45).

Основным материалом исследования стал четырехтомный «Словарь русских старожильческих говоров на территории Якутии» М. Ф. Дружининой (Дружинина М. Ф. Словарь русских старожильческих говоров на территории Якутии: в 4-х т. Якутск: Изд-во Якутского университета, 1997-2007. Т. 1. А - В. Т. 2. Г - И. Т. 3. К - П. Т. 4. Р - Я). Дополнительными лексикографическими источниками для уточнения и дополнения лексических единиц послужили словари В. Г. Богораза (Богораз В. Г. Областной словарь колымского русского наречия / собрал на месте и сост. В. Г. Богораз. СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1901) и Г. В. Зотова (Зотов Г. В. Словарь региональной лексики Крайнего Северо-Востока России / под ред. А. А. Соколянского. Магадан: Изд-во СевероВосточного государственного университета, 2010).

В работе были использованы статистический, описательный, сравнительный, лексико-семантический методы. Методом сплошной выборки нами выделено 96 лексических единиц, образующих ЛСГ «Человек».

Основная часть

На основе анализа выделенных лексем нами была разработана трехкомпонентная структура ЛСГ «Человек». Наибольшей репрезентативностью обладают две подгруппы: Личностные характеристики - 38 единиц, Социальные характеристики - 35 единиц. Третья подгруппа - Физические характеристики - представлена 23 лексемами.

Личностные характеристики человека

В подгруппе Личностные характеристики мы выделяем 2 кластера: отрицательные и положительные характеристики. В языковом сознании любого народа прежде всего отражается то, что является отклонением от нормы. Подтверждением этому служит большой объем и диверсификация лексических единиц, называющих отрицательные качества, черты характера, антисоциальное поведение:

1. Аморальное поведение, поступки: АЛКОГОЛЬЩИК.

2. Безнравственность: для названия бесстыдного человека зафиксированы видовые слова ВОЛОГАЖНАЯ, СРАМЕЦ.

3. Нечестность: АЛЫРА, РУСАК, которые состоят в отношениях внутридиалектной синонимии; ВОРОВАТОЙ, ВАРНАК, ВАРНАЧИТЬ, ВАРНАЧНЫЙ.

4. Неряшливость: АРАХЛЕЙ, от него образовано прилагательное АРАХЛЕВАТОЙ; ШУЛЮКАН/ШУЛЮКИН. Про женщину говорят РАСПУСТЯХА или РОХЛЕЙКА.

5. Леность, праздность: ШУЛЮКАН/ШУЛЮКИН, ГУЛЕВАН, ВАРНАК.

6. Азартность: АЗАРЧИВОЙ.

7. Неуживчивость, скандальность: ЕРЕСЛИВОЙ, ШУБУТНОЙ, образует глагол ШУБУТИТЬСЯ.

8. Драчливость: ДИКОЙ.

9. Зависть: ЗАВИДУЩЕЙ.

10. Упрямство, своеволие: АРЕСТАН; шаловливый, непослушный ребенок - ВОЛЬНОЙ.

В старожильческой лингвокультуре также имеется ряд лексем, отмечающих положительные черты характера или поведения. Так, в нижнеколымских говорах зафиксированы лексемы ТРУДНИК/ТРУДНИЦА; ХОРОБРОЙ; ДОБРОУМНОЙ, характеризующие трудолюбивого, храброго и доброго человека. Уважением пользовались активные, предприимчивые, энергичные люди, которые обладали определенными знаниями, навыками и умениями, а также чувством юмора. Для их обозначения служат такие лексические единицы, как АХТОРИ-ТЕТНОЙ; ВОСТРОЙ; БРЫТКОЙ; ХЛЁСТКИЙ; ДОБЫЧЛИВОЙ; ЯЗЫЧНОЙ; БУВАЛЕЦ и СМЕШНИК (Таблица 1).

Таблица 1. Личностные характеристики человека

Отрицательные характеристики АЛКОГОЛЬЩИК 'название пьющего человека, пьяницы'

Говорат, жизня придет, алкогольщикам некуды (Н.-Кол. Пет.)_

ВАРНАК 2 'хулиган, разбойник' в переносном значении

Эгде он ето наделал шуму-то? Вот варнак чистой! (Н.-Колым.)_

ВАРНАК 3 'бездельник, вор' в переносном значении

Мужик один тут у нас, варнак чистой, не работат толком. Он все да таскат: ведра, дрова, даже сети (Кол. Пох. Пет.)_

ВАРНАЧИТЬ 'хулиганить, озорничать'

Мы капканы ставим, сети ставим, а вот браконнеры-то варначат, рыбки снимают, пессы тоже (Н.-Колым. Андр.)_

ВАРНАЧНЫЙ 'бродяга, бездельник, пьяница'

Ходит он теперь как селюкин, одёжа-та варначна, вовсе теперь варнак стал (Н.-Кол. Пох.)_

ВОРОВАТОЙ 'занимающийся воровством'

Этот парень-то вороватой, украй он сети наши (Кол. Пох.)_

СРАМЕЦ 'срамник, наглец'

Срамец он, в нем пристойности нет, а одно бесстыдство (Н.-Кол. Пох.)_

ВОЛОГАЖНАЯ

О женщине легкого поведения часто говорат «вологажная» (Н. - Кол. Колым.)_

Положительные характеристики АЛЫРА 'название хитрого, плутоватого человека'

Нигде да не держится, алыра он (Колым.)_

АРЕСТАН 'шалун, озорник'

Не шуми да ты, бутто аресстан какой. Не шуми да, сиди да (Н.-Кол. Колым.)_

АРАХЛЕЙ 'неряшливый человек'

В Колымском много их, арахлеи-то, пастухи-ти (Колым.)_

АРАХЛЕВАТОЙ 'неряшливый, нечистоплотный (о человеке)' Арахлеватой музик он бул, однако, не мулся (Чер. Пох.)

Грэх, девка, сама-то она арахлевата, в избе да тоже (Н.-Кол. Колым.)_

АЗАРЧИВОЙ 'название азартного человека' В карты-то играть я азарчивой бул (Пох. Чер.)

Он парень-то азарчивой шибко (Колым. Ерм.)_

АХТОРИТЕТНОЙ 'название делового, авторитетного человека'

Этот секретарь сидит, работает, говорат, арторитетной. Он де свой наш, северный (Н.-Кол. Чер. Пох.)_

БРЫТКОЙ 'быстрый, шустрый человек'

Брытка шибко жана то его (Н.-Колым.). Парень-от у их брыткой растет (Колым.)_

БУВАЛЕЦ 'название бывалого человека'

Везде он бул, в солдатах бул, войну видел. Бувалец он (Н.-Кол. Кол. Ерм.)_

ВОЛЬНОЙ 'шаловливый, непослушный (о ребенке)'

Все может она нашалить, она вольна дехченка (Н.-Кол. Пох.)_

ВОСТРОЙ 'умный, деловой'

Сын их вострой, свое дело знат, не пропадет он, побыл везде (Н.-Кол. Чер.)_

ГУЛЕВАН 'тот, кто любит гулять, не работать; бездельник'

Гулеванам этим только дай пить, боле и никого да не надо (Н.-Кол. Н.-Колым.)_

ДОБРОУМНОЙ 'название доброжелательного человека'

Он сам-от, председатель-от, доброумной, никово да не обидит (Н.-Кол.)_

ДИКОЙ 'драчливый'

Дикой он растет, драчливой, дерется со всеми (Н.-Кол. Ерм.)

Да кой-то дикой он, дикой и есть (Н.-Кол. Андр.)_

ДОБЫЧЛИВОЙ 'имеющий удачу на промысле'

Кадровые охотники-то добычливы, они места знают (Н.-Кол. Пант.)_

ЕРЕСЛИВОЙ 'задорный, горячий по характеру; неуживчивый'

Сын-то ничё, а отес-от ересливой бул (Кол. Пох.)_

ЗАВИДУЩЁЙ 'завистливый'

Сосед у нас был, все интересовался. Завидущей такой был (Кол. Пох.)_

РАСПУСТЯХА/РОХЛЕЙКА 'неряха; то же, что арахлейка, рахлейка'

Женчину можно определить стразу: у ней дома грязно, все разбросано, да и она сама одеается как попало, за собой не смотрит.

Такая женчина распустяха, рохлейка (Н. -Колым. Пох.)_

РУСАК 2 пренебр. 'хитрый, плут'

Шибко бойкой стал ты, братан, как русак (П.-Кол. Колым.)_

СМЕШНИК 'шутник, потешник'

А наш пекар все могот - хлеб пекот хороший, да смельчак, смешник да доброй (Н.-Кол. Пох.)_

ТРУДНИК/ТРУДНИЦА 'труженик'

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сам он трудник был, а сыновья вот не все (Кол. Пох.)

Жывут оне двоечко. Жана-то хоть и старая, но трудница (Н.-Кол. Андр.)_

ХЛЁСТКИЙ 'быстрый, подвижный'

Она хлестка на руку, быстро управиться с делом (Н. -Кол. Колым.)_

ХОРОБРОЙ 'храбрый'

Парень хороброй вырос, а вот на войне погиб (Н.-Кол. Колым.)_

ШУБУТНОЙ 'излишне суетливый, взбалмошный'

А он всегда так, какой-то шубутной стал (Н.-Кол. Колым.)_

ШУБУТИТЬСЯ 'беспокоиться, быть в суматохе' Не шубутись, успокойся (Н.-Кол. Колым.)

Он попусту шубутит, бегат, а всё ничё да не виходит (Пох.)_

ШУЛЮКАН/ШУЛЮКИН в переносном значении 'бездельник, неряха'

А чё они?Работать нехочут, пьют да ланно, как шулюкины ходят (Н.-Кол. Чер. Пох.)_

ЯЗЫЧНОЙ 'знающий ряд других языков, кроме своего родного'

Он, говорат, грамотной бул, язычной человек (Н.-Кол. Н.-Колым.)_

Социальные характеристики человека

В нижнеколымских говорах подгруппу Социальные характеристики образуют лексические единицы, характеризующие родственные отношения; семейное положение; возраст; отношения между людьми; род занятий; социальное положение. Разветвленная терминосистема родства представлена следующими вариантами общерусской лексики: ПРАВДЕД, ПРАХБАБУШКА, ТЯТЕНЬКА, МАТИ, ДОЧИ/ДОЧЕРЬ, ДЕВАХА, ДИТЯ-ТЕЧКА, РОДНЫЙ, СРОДНЫЙ. В названии детей зафиксировано видовое слово ВОСПИТАЛЬНИК. Специальные названия существуют для внебрачного ребенка: лексемы ЗАУГОЛЬНИК/ЗАУГОЛЬНИЦА образуют пару по роду; ДЕВОЧИЙ РЕБЁНОК.

В территориальных диалектах русского языка также существуют примеры слов, именующих замужнюю женщину: БАБА, а также МОЛОДАЙКА/МОЛОДИЦА/МОЛОДУШКА. Синонимический ряд используется для обозначения молодой жены. Понятие 'незамужняя девушка' выражено словосочетаниями В ДЕВЧОНКАХ, В ДЕВКАХ.

Для обозначения возраста есть одно сочетание МОЛОДОЙ ЛЮД, выражающее собирательное понятие, противоположное старшему поколению.

Отдельно можно выделить категорию слов, относящихся к неродственным отношениям, связям, контактам. Друзей, приятелей именуют словом ДРУЖНИКИ. Можно выделить несколько лексических единиц для обозначения любовных связей: ЭКОНОМ/ЭКОНОМКА; ИЗМЕНЩИЦА. Номинация ЗВАТЫЙ употребляется как название гостя, приглашенного человека.

В кластере «Социальное положение» для обозначения несметного богатства зафиксировано выражение ТЕМНОЕ БОГАЧЕСТВО. Кроме того, отмечены согипонимы, обозначающие зажиточного, богатого человека: ТЕМНОЙ БОГАЧ; СКОТИСТЫЙ; ЖИВОТНЫЙ.

Род традиционного занятия представлен такими лексемами, как СОБИРАТЕЛЬ; ЧУМША; СИДЯЧИ ЧУКЧИ; ДОХТУРША (словообразовательный вариант общерусского слова); ДОЛЬЩИК (детализированное название при осуществлении любого промысла); ДРОВОРУБ (отличается от общерусской лексемы формой глагольного компонента); МАСЛЯНЩИК (внутренняя форма слова не совсем ясна из-за краткости контекста); ШИТНИК; БРЮЧНИК. Два последних слова состоят в родо-видовых отношениях. Гиперонимом служит общее название портного ШИТНИК, а лексема БРЮЧНИК, которая называет мастера, занимающегося пошивом брюк, является гипонимом (Таблица 2).

Таблица 2. Социальные характеристики человека

Родственные отношения ВОСПИТАЛЬНИК 'воспитанник, приемный ребенок'

Был сын у нас. Он воспитальник был у нас (Н.-Кол. Пох. Пант.)_

ДЕВАХА 'девушка; дочь'

А чё девахам, любить да бегать (Н.-Кол. Пох.)_

ДИТЯТЕЧКА 'дитя' нар.-поэт.

Ой, дитятечка моя, красуленька!.. (Н.- Кол. Н.-Колым.)_

ДЕВОЧИЙ РЕБЁНОК 'внебрачный ребенок'

Без отца он, девочийребенок (Н.-Кол. Ерм.)_

ДОЧИ/ДОЧЕРЬ 'дочь'

На Чукотке дочерь моя родилась (Н.-Кол. Пох. Чер.) Дочи поедет учиться, я тогда спокойно буду (Кол. Пант.)

А еще бул другой царь, и была у царя дочи (Н.-Кол. Колым.)_

ЗАУГОЛЬНИК/ЗАУГОЛЬНИЦА 'незаконнорожденный ребенок'

Заугольник - это девкой розденной ребенок, небрачной он (Н.-Кол. Пох.)_

МАТИ 1 'мать'

Мати есть мати, она всё понимает. Сын-то их мати свою не помлит (Кол. Чер. Пох.)_

ПРАВДЕД

Наши правдеды в общем були сослаты агде-то (из) Якутии (Н.-Кол. Н.-Колым.)

Здесь, на Кулуме, наши правбабушки, правдеды жили, промушляли (Н. -Кол. Пох.)_

ПРАХБАБУШКА

А и здесь его прахбабушка и мати его лежит, давно оне в землю положены (Н.-Кол. Колым.)_

РОДНЫЙ 'родной, родственник'

На моей сторонке мой родный батюшка живет... (Н.-Кол. Колым.)

Родная тётка его в Крестях живет (Н.-Кол. Пох.)_

СРОДНЫЙ 'двоюродный брат/сестра'

Сестра сродна моя приеззала в Черский, а вот до мене вот не дошла (Н.-Кол. Пох.)_

ТЯТЕНЬКА 'отец' ласк. к 'тятя'

Тятенька наш, говорит он сам, шибко строгой бул (Н.-Кол. Пох.)_

Семейное положение

БАБА 'жена', 'замужняя женщина'

У сына-то их баба хорошая. Недолго с бабой прожил, потом он помер (Н.-Кол. Пох. Пет.) Мене баба омманула, пошла с другим (Н. -Кол. Колым.)

Замуж девка вышла, тогда баба уже (Н. -Кол. Пох.)_

В ДЕВЧОНКАХ, В ДЕВКАХ Понятие 'незамужняя девушка' выражено словосочетаниями_

МОЛОДАЙКА/МОЛОДИЦА/МОЛОДУШКА 'молодая замужняя женщина' Молодую женщину, которая замужем, называли «молодайка» (Кол.)

Старым старикам дом торжить, молодым молодушкам порты кроить (посл.) (Н.-Кол. Пох. Ср. Кол.)

Возраст

МОЛОДОЙ ЛЮД 'молодёжь, молодое поколение'

Построили мы блага для молодого люда. Молодой люд в деревне не держится (Кол.)_

Отношения между людьми

ДРУЖНИКИ 'друзья, приятели'

Они с им хорошие дружники (Н.-Кол. Колым.)_

ЗВАТЫЙ 'званый, приглашенный человек'

Зватые-то и то не все пришли (Н.-Колым.)_

ИЗМЕНЩИЦА 'нарушитель верности кому-либо; предательница'

Она, говорат, изменщица была ему (Кол. Кузьм.)_

ЭКОНОМ/ЭКОНОМКА 'любовник/любовница'

Он ей муж или охто, оннако, эконом (Н. -Кол. Пет.)_

Род занятий

ДОЛЬЩИК 'работник, получающий определенную долю промысла'

Рибачим вместе, кажной дольщик берет свою долю (Н.-Кол. Пох. Ерм.)_

ДРОВОРУБ 'дровосек'

Старик-от долго работал дроворубом в клубу (Н.-Кол. Пох.)_

МАСЛЯНЩИК

Сын у них там на пароходе работает, второй год маслянщиком ходит (Кол. Ср. Кол.)_

СИДЯЧИ ЧУКЧИ 'чукчи, занимающиеся морским промыслом, в отличие от чукчей-оленеводов'

Оленые чукчи они оленеводством занимаются, а сидячи чукчи - промысловики (Н. -Колым.)_

СОБИРАТЕЛЬ 'закупщик, приемщик чего-либо'

Приезжали откуль-то сверху, заготовки делали эти собиратели сырья. По дешовке с местных-то драли (Н.-Кол. Колым.) ЧУМША 'работница чума на оленеводческом стане'

Чумша - хозяйка чума, она там обслуживает пастухов. Она готовит еду, кормит, шьёт даже (Колым. Чок.)_

Социальное положение

ЖИВОТНЫЙ 'богатый пушниной'

Он человек животный, богатый человек, много пушнины имеющий (Н.-Кол. Чер. Пох. Пант.)_

СКОТИСТЫЙ 'богатый скотом (о человеке)'

Девка за скотистого взамуж должна (Н.-Кол. Ср. Кол.)_

ТЕМНОЕ БОГАЧЕСТВО 'несметное богатство'

Ябу не стал пить, бул бу с темным богачеством (Н.-Кол. Н.-Колым.)_

ТЕМНОЙ БОГАЧ 'очень богатый, зажиточный рыбак, охотник'

Всю дорогу рыбу рыбачит, промушляет на песса. Стал темной богач, пушнины многоро у него, не как у нас (Н. -Кол. Ерм.)

Физические характеристики человека

В экстремальных условиях Севера выживали, как правило, здоровые и сильные люди, поэтому основным структурообразующим элементом языковой картины мира в подгруппе Физические характеристики человека является парадигматическая оппозиция «здоровый - больной». Однокоренные словоформы ДЮЖОЙ, ДЮЖИТЬ, ДЮЖИНА, а также лексема ОСИЛОК служат для обозначения здорового человека. Противоположное значение к слову ДЮЖОЙ выражено словоформой ЗАДУШНОЙ. Данную подгруппу составляют четыре кластера: физическое состояние, физические способности, речевые способности и внешность.

Этнографы и лингвисты XIX в. В. Л. Серошевский, Э. К. Пекарский отмечают, что среди жителей Восточной Сибири был распространен такой вид нервной болезни, как эмеряченье, то есть истерии, сопровождавшейся буйными припадками. При этом чаще всего ей были подвержены женщины. Для обозначения таких больных использовались номинации ДИКОЙ; ЭМЕРЯЧКА. От последнего слова образовано прилагательное ЭМЕРЯЧНОЙ. Для названия больного ребенка употребляются в переносном значении словообразовательные варианты ВЫПОРОТОК/ВЫПОРОТОЧЕК, которые обозначают 'недоношенный детеныш оленя'.

Традиционными занятиями местного населения были охота, рыболовство и оленеводство, поэтому было важно уметь метко стрелять, прыгать, преодолевать большие расстояния, как по воде, так и по суше, иметь хорошее зрение. Эти качества выражены следующими словами: МЕТКАЧ; СКАКУНЕЦ; ЛЕГАЧ; ВИДЧИВОЙ.

Речевая характеристика человека, который много говорит, отражена в номинациях ГОВОРОК и ГОВОРУХА; АЛЯС, АЛЯСНИК. В говоре существует также глагол. Русский фольклороним ЕМЕЛЯ тоже метко характеризует болтуна, выдумщика, фантазера, который, вероятнее всего, является сжатием, компрессией русской поговорки «мели Емеля - твоя неделя».

Для описания внешне привлекательного человека употребляется ШЕПЕТЕНЬКОЙ. Это уменьшительно-ласкательное прилагательное имеет нейтральный вариант ШЕПЕТКОЙ, а также образует наречие - ШЕПЕТКО.

Таблица 3. Физические характеристики человека

Физические способности

ВИДЧИВОЙ 'название зоркого человека'_

ЛЕГАЧ 'ловкий, шустрый, подвижный; лихач'

Таким легачам такое быстрое течение Колымы нипочём (Пох.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Легач он, лёгкий на ходьбу (Кол. Чер.)_

МЕТКАЧ 'меткий стрелок'

Есть охотники сильно хорошие, меткачи, стреляют метко, бьют дробинкой в глаз белки (Ср. Кол. Н. -Кол.) СКАКУНЕЦ 'название человека хорошо прыгающего'

Раньше хорошие скакунцы були на соревнованиях, оне премиями отмечались (Н.-Кол.)_

Физическое состояние ВЫПОРОТОК/ВЫПОРОТОЧЕК 'недоношенный детеныш оленя'

У их сынишка-то какой-то такой, выпороток (Н.- Кол. Пох. Пет.)_

ДЮЖОЙ 'сильный, здоровый, выносливый'

Недамно вот один рыбак утоп, а был дюжой мужик (Н.-Кол. Пох.)_

ДЮЖИТЬ

Зимой рыбачить худо, холонно, приходится дюжеть (Н.-Кол. Чук.)_

ДЮЖИНА

А вот дюжина-то кака у его-то брата, охто да знат (Колым. Пох. Пет.)_

ДИКОЙ 'нервнобольной'

Парень-то он больной, дикой он, головой плохо, плохо помлит, падучой он (Н.-Кол. Н.-Колым.)_

ЗАДУШНОЙ 'тщедушный'

Он какой-то болезненной был, задушной (Н.-Кол. Чер.)_

ОСИЛОК 'силач'

Здоровый он, сильный - это осилок. Осилок он могот, он сильный, значит (Колым. Чер.)_

ЭМЕРЯЧКА 'женщина, болеющая эмеряченьем'

Мене вот приходилось видеть онну эмерячку, начинавшую эмерячить при появлении мыши (Н.-Кол. Н.-Колым.) ЭМЕРЯЧНОЙ 'больной эмеряченьем; относящийся к эмеряченью'

Эмерячна болезнь доселе була. Это якутская болезнь, говорат (Н.-Кол. Чер.)_

Речевые способности

АЛЯС 'тот, кто обладает даром красноречия; беспут, болтун' А он сам-от аляс, могот наговорить, наболтать (Н.-Кол. Колым.)

Все он наговорит он, аляс (Пох. Пет.)_

АЛЯСНИК неодобр. 'ловкийрассказчик, краснобай, болтун'

Старик он хитрой, алясник хороший (Н.-Кол. Чер.)_

АЛЯСНИЧАТЬ 'ловко рассказывать, многословить'

Авот ты старой-от будес, так и алясничать станешь (Пох. Ерм.)

От старости он чушь могот городить, алясничать, пьяной (Н.-Кол. Пох.)

Мама, он мяля алясничать, пьяной (Колым. Чер.)_

ГОВОРОК/ГОВОРУХА 'говорун, любящий много говорить' Етот чё-то мольчаливой, а брат-от его говорок (Н. -Кол. Пох. Пет.)

Она многоро вам может наговорить, говоруха же (Чер. Колым.)_

ЕМЕЛЯ 'прозвище болтуна, пустомели'

Врет он, врет все, емеля же он, болтун (Н. -Кол. Колым.)_

Внешность

ШЕПЕТЕНЬКОЙ 'красивый'

Дочка да така шепетенька, мольча красота (Н.-Кол. Пох.)_

ШЕПЕТКОЙ/ШЕПЕТКО

Дорого не купишь - шепетко не походишь (Н.-Кол.)_

Что касается внутригрупповых системных отношений, можно отметить наличие разнообразных парадигматических связей, таких как:

1) словообразовательная синонимия - ДОЧИ/ДОЧЕРЬ, ВЫПОРОТОК/ВЫПОРОТОЧЕК, МОЛОДАЙКА/МОЛОДИЦА/МОЛОДУШКА, ШЕПЕТКОЙ/ШЕПЕТЕНЬКОЙ, В ДЕВКАХ / В ДЕВЧОНКАХ. Однокоренные прилагательные ШЕПЕТКОЙ/ШЕПЕТЕНЬКОЙ отличаются по стилистической окрашенности. Второе слово имеет уменьшительно-ласкательный оттенок;

2) словоизменительные варианты - ТРУДНИК/ТРУДНИЦА, ЭКОНОМ/ЭКОНОМКА, ГОВОРОК/ГОВОРУХА, ЗАУГОЛЬНИК/ЗАУГОЛЬНИЦА;

3) фонематические дублеты - ШУЛЮКАН/ШУЛЮКИН;

4) согипонимы, образующие антонимическую пару - ТРУДНИК/ГУЛЕВАН, ДЮЖОЙ/ЗАДУШНОЙ;

5) согипонимы, образующие синонимическую пару - ГОВОРОК/АЛЯСНИК;

6) гипонимические отношения - физическая способность: МЕТКАЧ, СКАКУНЕЦ, ЛЕГАЧ, ВИДЧИВОЙ; богатый человек: ТЕМНОЙ БОГАЧ, СКОТИСТЫЙ, ЖИВОТНЫЙ;

7) гиперо-гипонимические отношения - ШИТНИК/БРЮЧНИК;

8) деривационные ряды - ВАРНАК/ВАРНАЧИТЬ/ВАРНАЧНЫЙ; ШЕПЕТКОЙ/ШЕПЕТЕНЬКОЙ/ШЕПЕТКО; АЛЯС/АЛЯСНИК/АЛЯСНИЧАТЬ; АРАХЛЕЙ/АРАХЛЕВАТОЙ; ДЮЖОЙ/ДЮЖИТЬ/ДЮЖИНА; ЭМЕРЯЧКА/ЭМЕ-РЯЧНОЙ (Таблица 3).

Заключение

Мы рассмотрели образ человека в языковой картине мира русских старожилов Нижней Колымы и сделали следующие выводы. Из словаря М. Ф. Дружининой нами выделено 96 лексических единиц, образующих ЛСГ «Человек». В состав ЛСГ входят три подгруппы, описывающие личностные свойства, социальные отношения и физические характеристики. Самую объемную и дифференцированную выборку составили лексемы первой подгруппы Личностные характеристики, называющие отрицательные и положительные черты характера, а также поступки. Подгруппа Социальные характеристики рассматривает человека с точки зрения его родственных связей, семейного статуса, возраста, взаимоотношений, рода занятий и социального положения. Наименьшее количество лексем входит в подгруппу Физические характеристики, которая включает номинации человека по физическому состоянию, физическим способностям, речевым способностям и внешности.

Следует отметить, что в предлагаемой структуре ЛСГ «Человек» мы отталкивались от идеи триединой сущности человека как биологического, духовного и социального существа. Лексический анализ внутригруппово-го состава продемонстрировал наличие разнообразных парадигматических связей с преобладанием гипо-гипонимических и гиперо-гипонимических отношений, а также деривационных рядов. Основной массив ЛСГ имеет общерусское происхождение. Зафиксированы отдельные культурно-маркированные лексемы, отражающие местную специфику. Например, ЧУМША - хозяйка чума (чум - конусообразное традиционное жилище северных народов из оленьих шкур) или ЭМЕРЯЧКА (производное от заимствованного якутского слова 'мэнэ-рик', обозначающего нервнобольного человека).

Перспективы дальнейшего исследования мы видим в том, что рассмотренный фрагмент диалектной картины мира нижнеколымских старожилов Якутии, характеризующий человека, может послужить для сравнительно-сопоставительного изучения других региональных диалектов русского языка.

Источники | References

1. Аникин А. Е. К истории и типологии русских старожильческих говоров Сибири // Сибирский филологический журнал. 2014. № 1.

2. Аникин А. Е. О происхождении некоторых русских слов из сферы материальной культуры. I. Водный транспорт: «коч», «бат», «ветка» // Сибирский филологический журнал. 2017. № 3.

3. Аникин А. Е. О происхождении некоторых русских слов из сферы материальной культуры. II. Водный транспорт: «сойма», «буса», «камья», «барка», «халка» // Сибирский филологический журнал. 2018. № 3.

4. Булдакова А. Ю., Павлова И. П. Номинации домашней утвари и хозяйственных предметов (на материале русских старожильческих говоров Якутии). 2019. URL: http://kizhi.karelia.ru/library/ryabininskie-chteniya-2019/2136.html

5. Бурыкин А. А. Современные проблемы лексикографии русских говоров Сибири (на материале «Словаря русских старожильческих говоров Якутии») // Славянская диалектная лексикография: мат. конф. / отв. ред. С. А. Мызников, О. Н. Крылова, И. В. Бакланова. СПб.: Наука, 2011.

6. Вахтин Н. Б., Головко Е. В., Швайтцер П. Русские старожилы Сибири. Социальные и символические аспекты самосознания. М.: Новое издательство, 2004.

7. Демешкина Т. А., Тубалова И. В. Диалектный дискурс как сфера реализации национальной культуры: константы и трансформации // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017. № 50.

8. Ерофеева Е. В., Пепеляева Е. А. Структура семантического поля «Человек» в сознании носителей русского языка // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2011. № 1 (13).

9. Литвинова Т. А. Номинации человека как отражение языковой картины мира (на материале воронежских говоров): автореф. дисс. ... к. филол. н. Воронеж, 2011.

10. Павлова И. П., Булдакова А. Ю. Номинации понятийной сферы «Пища» (на материале русских старожильческих говоров Якутии) // Русистика на Северо-Востоке России и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона: инновационные практики: сб. мат. IV междунар. оч.-заоч. науч.-практ. конф. (г. Якутск, г. Харбин, 1-20 ноября 2018 г.) / редкол.: С. М. Петрова, Е. А. Антонова, С. Ю. Залуцкая, Г. Е. Жондорова, А. И. Ощеп-кова. Чебоксары: Среда, 2018.

11. Селищев А. М. Диалектологический очерк Сибири. Иркутск: 2-я государственная типография, 1921. Вып. 1.

12. Тиллоева С. М. Структура семантического поля «Человек - lo^o» в сопоставительном аспекте: монография. Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного педагогического университета, 2014.

13. Федоров А. И. Русский язык в Сибири // Вопросы языкознания. 1982. № 2.

14. Чикачев А. Г. Русские на Индигирке: историко-этнографической очерк. Изд-е 2-е, испр. и доп. Якутск: Литературный фонд им. В. Фролова, 2016.

15. Berdnikova Т. А., Gorbunova Y. Y., Zhondorova G. E., Pavlova I. P. The Image of a Russian Person in the Northern Worldview: Based on a Study of Russian Dialects Used by the Old Timers of Yakutia // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017. Vol. 7 (11). URL: https://kpfu.ru/staff_files/F1998057369/r_440_171128093714.pdf

16. Pavlova I., Gorbunova Y. Linguistic and Cultural Features of the Russian Old-Timers' Dialects of Yakutia (on Material of Dictionaries of M. F. Druzhinina) // Amazonia Investiga. 2019. Vol. 8 (24). URL: https://ama-zoniainvestiga.info/index.php/amazonia/article/view/953

17. Zhondorova G. E. Culture-Bound Words Used in Everyday Communication by Yakutian Old-Timers: Ethnolin-guistic Aspect // Revista Inclusiones. 2020. Vol. 7. Num. Especial.

18. Zhondorova G. E. Linguistic Representation of the Concept of Person in the Russian Sub-Dialects of Yakutian Old-Timers // Opcion. 2019. Vol. 35. Special Iss. 19.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Кочмар Олеся Николаевна1 Егорова Туйара Николаевна2

1 2 Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск

Kochmar Olesya Nikolaevna1 Egorova Tuyara Nikolaevna2

1 2 North-Eastern Federal University, Yakutsk

1 lylloo@mail.ru, 2 prina_delia@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 17.11.2022; опубликовано (published): 30.12.2022.

Ключевые слова (keywords): нижнеколымские старожильческие говоры; лексико-семантическая группа «Человек»; системные отношения; парадигматические связи; Арктика; Lower Kolyma old-timers' sub-dialects; lexico-semantic group "Man"; systemic relations; paradigmatic relations; the Arctic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.