Научная статья на тему 'ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА ПОТЕРЯННОГО ПОКОЛЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОЙ И НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)'

ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА ПОТЕРЯННОГО ПОКОЛЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОЙ И НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
565
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ / ФАШИЗМ / Э.М.РЕМАРК / ПЬЕР ДРИЁ ЛА РОШЕЛЬ / "ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК" / "ЖИЛЬ" / ФРАНЦИЯ / ГЕРМАНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Исаева К.В.

Статья посвящена исследованию образа человека потерянного поколения первой половины XX века. Особое внимание уделено трансформации взглядов героев на социальную и политическую обстановку в стране. В работе представлен сравнительный анализ двух персонажей одного периода из разных государств. Показано как одни и те же исторические факты повлияли на становление и развитие героев художественных произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА ПОТЕРЯННОГО ПОКОЛЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОЙ И НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)»

Ф И Л О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 94(4)

К.В. Исаева

ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА ПОТЕРЯННОГО ПОКОЛЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОЙ И НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)

Статья посвящена исследованию образа человека потерянного поколения первой половины XXвека. Особое внимание уделено трансформации взглядов героев на социальную и политическую обстановку в стране. В работе представлен сравнительный анализ двух персонажей одного периода из разных государств. Показано как одни и те же исторические факты повлияли на становление и развитие героев художественных произведений.

Ключевые слова: потерянное поколение, фашизм, ЭМ.Ремарк, Пьер Дриё Ла Рошель, «Черный обелиск», «Жиль», Франция, Германия.

В каждую эпоху, в каждой стране появляются люди «потерянного поколения», которые не могут найти себе место в современной им действительности. В начале XX века таких представителей целое поколение. Это люди, прошедшие через Первую мировую войну, духовно травмированные, разуверившиеся в патриотических идеалах, некогда их увлекавших, подчас внутреннее опустошенные или остро ощущающие свою неприкаянность и отчужденность от общества [1, с. 914-915]. В XXI веке можно обнаружить некоторые тенденции появления таких людей, этому способствует современная политическая обстановка, сложившаяся в Европе на данный момент. Но этот вопрос не входит в цели нашего исследования.

Главным критерием отнесенности людей к этому термину является их фронтовой опыт, приобретенный ими на войне и послуживший окончательному развенчанию идеалов предшествующих эпох [5, с. 203].

В качестве первого исследуемого образа человека начала двадцатого века выбран персонаж Жиль Гамбье из одноименного романа Пьера Дриё Ла Рошеля «Жиль». По мнению Косикова (специалист по

© Исаева К.В., 2017.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2017. № 2-2(65)

истории французской и литературы и методологии гуманитарных наук) все произведения Пьера Дриё являются автобиографичными, а сам писатель относился к «потерянному поколению». Вторым произведением является роман Э.М. Ремарка «Черный обелиск».

В этих произведениях внимание будет обращено на мысли и ощущения героев, то, как они меняются на протяжении всего романа, как общество, политика и исторические события повлияли на них.

В романе Дриё рассказывается о послевоенной Франции с 1917-1937 год. По мнению Косикова Г.К, цель произведения показать изнанку современного общества [2, с. 113] на примере жизни главного героя Жиля.

Жиль из солдата, прибывшего в отпуск в Париж, превращается в альфонса, хочет иметь деньги, а женщины для него - это средство достижения цели.

Начиная с конца Первой мировой войны, Франция претерпела серьезные изменения в своей политической и экономической жизни. Жиль понимает, что все средства существования сосредоточены в руках буржуа, чтобы жить достойно, нужно быть одним из них. Женившись на дочери буржуа, герой попал в нужные ему круги - он стал работать в Министерстве иностранных дел Франции (Кэ д'Орсе), где его работа заключалась «держать в образцовом порядке министерскую переписку с консулами в Южной Америке» [2, с. 69].

В начале романа герой является солдатом, чьи товарищи погибли на фронте. С войны чаще всего возвращались живыми только те, кто не был практически в горячих точках, те, кто отсиживались в тылу. И Жиль не исключение, он тоже «удрал с фронта в тыл» [3, с. 41]. И в связи с этим он чувствует угрызения совести. «Что он здесь делает? Вся его здешняя жизнь - это слабость, и трусость, и бессмысленная пустота». [3, с. 41]. А «удрал» он потому что хотел жить и видел совсем другую жизнь за пределами фронта.

Война придала Жилю «непоколебимую уверенность» во всех его действиях от женщин до построения карьеры. Но война все же «не разорвала прежних пут; его эгоизм, вожделение, алчность могут в любую минуту отступить, стоит ему только подумать, что скажут о нем другие» [3, с. 17].

Таким образом, Жиль является приспособленцем в этом мире, что позволяет ему жениться Мириам Фальканбер, он поддается всем соблазнам общества, быстро приобретает опыт и цинизм.

Если Жиль является представителем верхушки французского общества, то Людвиг показывает жизнь промежуточного героя, который не является ни пролетариатом, ни буржуа.

В романе «Черный обелиск» как и в романе «Жиль» затронута тема зарождения фашизма. В тексте четко прослеживается то, как идеи национализма проникают в общество, и как это воспринимает народ. 1921 год - это время возникновения национал-социалистической партии Германии, которую практически создал и возглавил Адольф Гитлер. Германии в начале 1920-х годов вступила в полосу общего кризиса, проявившегося особенно ярко в политической и экономической жизни страны.

После осенней революции 1918 года, Германия стала республикой. В 1919 году был подписан Версальский договор, обязующий ее, выплатить значительные контрибуции странам-победителям. В 1923 году случился Рурский конфликт из-за того, что Германия не выполняла условия договора, вследствие чего Франция и Бельгия оккупировали Рурскую область, так как именно в ней были сосредоточены предприятия металлургической промышленности. Эта оккупация привела к тому, что в стране начались волнения, патриотические настроения выросли, наступила стагнация. Все это в совокупности с денежной эмиссией привело к гиперинфляции.

Именно этот экономический процесс отражен в романе «Черный обелиск».

В самой первой главе Людвиг Бодмер просит на работе поднять себе заработок, потому что он хочет купить себе галстук, утренней зарплаты ему не хватает, так как объявили новый курс доллара. «По субботам курс доллара после полудня не меняется. С двенадцати часов дня до утра понедельника валюта остается стабильной» [4, с. 10].

Главные герои Людвиг и Георг Кроль, чтобы держать на плаву свою фирму прибегают к махинациям, связанным с векселями. С помощью них они приобретают гранит почти даром [4, с. 51]. Еще одной хитростью главных героев являются талоны на питание, которые были ими, приобретены заранее до инфляции, это позволяет им обедать практически бесплатно.

Таким образом, гиперинфляция породила в массах отрицательное отношение к сложившейся на тот момент верхушке правления социал-демократической партии (СДПГ). Возрастает интерес к национал-социалистической партии. Националисты выступают по радио, говорят о том, что все изменят к лучшему, призывают вступить в партию, собирают митинги и выступают с трибун. Все это способствует укреплению фашизма в умах людей. Из диалога Людвига и Вацека о речи Адольфа Гитлера по радио можно сказать что они воспринимают всерьёз его слова: «Он все повернет по-другому! Потрясающая речь!». В действительности общество хотело перемен, поэтому возникла поддержка новой партии [4, с. 253]

Обоих героев война сделала циничными, им кое-как удается приспособиться к новой жизни. Вернувшись с войны, они никому не нужны и пытаются выжить, как могут. У героев Ремарка до этого не было

такого разочарования, переходящего в духовную опустошенность и бессмысленное существование. Людвиг вернулся с войны с травмированной психикой, растеряв на фронтах все свои верования. Он заражается всеобщим цинизмом и жестокостью. А излечиться от всего этого и выйти из тупика ему помогает любовь. Положение в обществе для Жиля было важно, но чем больше он в этом находился тем большее отвращение он получал.

В итоге, исходя из анализа образов двух литературных героев - Людвига Бодмера и Жиля Гомбье, можно разделить общественное сознание на две тенденции: с одной стороны, человек не способен принять новые законы действительности, с другой стороны, человек может приспособиться к своему времени. Но попытка принять действительность не становится абсолютной, так как у героев бессознательно остаются первоначальные взгляды и привычки. Поэтому в литературе сформировался особый тип такого героя -человек «потерянного поколения». Но этот термин применим и в историческом плане. Говоря о типичном образе в литературе, можно так же говорить и об историческом типе, для которого характерно «развенчание идеалов предшествующих эпох» [2, с. 102], внутренняя опустошённость и потерянность в обществе.

Библиографический список

1.Гиленсон Б. Потерянное поколение // Краткая литературная энциклопедия: в 8 томах. М.: Сов.энциклопедия, 1968. Т. 5. С. 914-915

2.Косиков Г.К. Собрание сочинений: в 5 т. / Французская литература. М., 2011. Т. 1. С. 102-112.

3.Ла Рошель П.Д. Жиль. СПб., 1997. С. 400.

4.Ремарк Э.М. Черный обелиск. Кемерово, 1982. С. 413.

5.Старцев А. Молодой Хемингуэй и «потерянное поколение» // Хемингуэй Э. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Художественная литература, 1968. Т. 1. 705 с.

ИСАЕВА КЛАВДИЯ ВЛАДИМИРОВНА - магистрант Института истории, государственного управления и международных отношений, Кемеровский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.