Научная статья на тему 'ФАШИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ ФРАНЦИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА'

ФАШИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ ФРАНЦИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
164
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАШИЗМ / ФРАНЦИЯ / ЛИТЕРАТУРА / НАРОДНЫЙ ФРОНТ / ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исаева К.В.

В статье представлен обзор французской научной и художественной литературы первой половины XX века, посвященной изучению фашизма. Предпринята попытка анализа взглядов историков и писателей на проблему фашизма. Проведенное исследование дает возможность понять, насколько сильно отреагировало французское общество на феномен фашизма в первой половине XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФАШИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ ФРАНЦИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА»

И С Т О Р И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 94(44).033

К.В. Исаева

ФАШИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ ФРАНЦИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

В статье представлен обзор французской научной и художественной литературы первой половины XX века, посвященной изучению фашизма. Предпринята попытка анализа взглядов историков и писателей на проблему фашизма. Проведенное исследование дает возможность понять, насколько сильно отреагировало французское общество на феномен фашизма в первой половине XX века.

Ключевые слова: фашизм, Франция, литература, народный фронт, движение сопротивления.

Французские исследователи и писатели первой половины XX века внесли большой вклад в освещение фашизма в общественном сознании и сделали акцент на этой проблеме, как на проблеме мирового масштаба. Являясь людьми, которые влияют на большую массу людей, имеют возможность в своих произведениях декларировать свои идеи, мысли и чувства по поводу тех или иных событий, они пытались привлечь внимание народа и побудить его к действиям. Особенно выделяет французскую интеллектуальную элиту то, что в ней грани между политиками, писателями, учеными были очень размытыми, а активное участие в общественной жизни страны прибавляет ей значимости. Так же, в заявленный период мы отмечаем несколько важных вопросов, решению которых могли способствовать исследователи. Во-первых, не каждый понимал смысл, вкладываемый в ту или иную идеологию, нужно было объяснить людям сущность и нацелить на выбор более приемлемой. Проблема заключалась в том, что фашизм во французском обществе приравнивался к коммунизму и, наравне с ним был проявлением тоталитаризма. Стоит отметить, что при трактовке данного понятия, деления на фашизм и национализм во французской литературе не происходит. Еще с начала века по этому поводу шли дискуссии в кругах просвещенного французского общества. Одни, были под положительным впечатлением от революции в России, например, Б. Паскаль. Схожую позицию занимали французские коммунисты, такие как М. Кашен, успевшие

© Исаева К.В., 2018.

Научный руководитель: Костромина Надежда Георгиевна - кандидат исторических наук, доцент, Кемеровский государственный университет, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2018. № 3-2(77)

поприсутствовать на собраниях Коминтерна и проникнуться его идеями. Другие же, как П. Гаскотт резко осуждали ее и приравнивали к террору и анархии. Марсель Мосс так же негативно высказывается как о большевиках, так и о фашистах.

Во-вторых, к середине 1930-х на смену анализу и осмыслению политических режимов приходит конкретная задача. Задача выбора пути дальнейших действий. Основной вопрос, который встает перед людьми уже имеет конкретное выражение: чью сторону выбрать? Встать на путь борьбы с фашизмом или на путь коллаборации? Так, формируется две основные политические линии: профашистские организации, такие как Национальная партия Франции и другие, примыкающие к ним организации и Народный фронт.

Среди писателей первого лагеря наиболее яркие рассуждения мы находим в творчестве Бразилья-ка и ла Рошеля. В частности, фашизм и коммунизм разобран видным литературным деятелем - Пьером Дриё ла Рошелем, который сделал свой литературный радикализм политическим. Свои идеи по поводу будущего Франции и размышления о социализме и фашизме он сформировал в двух произведениях: «Фашистский социализм» и «Дневник 1939-1945». Рошель так оценивал фашизм: «Фашизм — это реформаторский социализм, но такой, который содержит в своём теле больше огня, чем старые традиционные партии». [4] По большому счету он не делал различия между режимами СССР и Германии, однако наиболее удобным для Франции считал второй. Бразильяк так же находит в фашизме много привлекательных для общества идей. Он считает, что несмотря на все общественные упреки в сторону фашизма, он является объединяющим началом для нации и «самой поражающей истиной XX века» [2].

Второй лагерь представлен большим количеством исследователей. Одним из локомотивов антифашистского движения становится популярная Ассоциация революционных писателей и художников, именно она возглавляет движение интеллигенции. С 1934 года она выпускает так называемые Красные листки с критикой фашизма и нацизма [3]. Одним из авторов листков был Луи Арагон, который так же участвовал в антифашистской борьбе. Организовав подпольное издательство, Арагон пишет агитационные материалы, а частности брошюру «Свидетель мучеников», в которой рассказывает о преступлениях фашистов и формирует образ патриота, защищающего свою родину. Сборники его патриотической поэзии необычайно богаты жанрами и воспринимаются в своей боевой смысловой функции, так как главной идеей его стихотворений, посвященных войне, является идея сопротивления и резкого осуждения войны. Еще одним писателем, критиковавшим фашизм, был Жан Жионо. Пацифизм Жионо раскрывается в его статье 1937 года «Отказ от повиновения» [2], где он призывает всех сплотиться перед надвигающейся угрозой. Стоит заметить, что критиковали фашизм в своих работах и многие другие писатели-участники Народного фронта. За антифашистскими программами стояли так же и А. Барбюс, Ж. Р. Блок и П. Вайян-Кутюрье, А. Мальро, Ф. Журден и Л. Муссинак, Ж. Геэнно, Т. Реми и Ж. Фревиль, Ф. Супо и Э. Даби, А. Шамсон и Ш. Вильдрак [3]. Именно деятельность ассоциации и писателей, входящих в нее и заложило основы Народного фронта во Франции. Вскоре ассоциация из революционной превратилась в Ассоциацию писателей в защиту культуры. В частности, Активной является деятельность Андре Мальро. Будучи ярым противником идей фашизма и франкизма, писатель участвует в антифранкистский выступлениях в Мадриде. По этому поводу он впоследствии напишет роман «Надежда». После испанских событий, приход к власти Гитлера с его идеями новой войны, заставляют Мальро прийти к выводу, что фашизм является главной проблемой современного ему общества. Большой вклад в осмысление фашизма вносит историк и писатель Жан Фревиль. В своих произведениях «Коллаборационисты» и «Вольный ветер», автор демонстрирует борьбу народа с фашистской агрессией и послевоенные годы. Новую для французского общества проблему затрагивает Давид Руссе. Его книга «Концентрационный мир» рассказала не только об участии автора в движении сопротивления, но и поведала о концентрационный лагерях. Явившись непосредственным участником событий, писатель призывал на борьбу с пережитком фашизма и уничтожению подобных лагерей по всему миру.

Входили в антифашистскую коалицию и видные историки как Ж. Лефевр, Э. Лабрусс, П. Ренувен, А. Собуль и многие другие. С конца 1950-х годов они будут вести активную деятельность во «Французском ежегоднике» совместно с советскими франковедами [1].

Итак, мы можем сделать вывод о том, что отношение к фашизму во Франции было неоднозначным. Общество переживало кризис, решить который было непросто. Одни, разочарованные в действиях своего правительства и европейской политике, находили утешение в новой идеологии, даже если понимали ее по-разному. Другие не могли смириться с нависшей угрозой. Большая часть литературных деятелей и ученых лично участвовали в боевых действиях или состояли в сопротивлении. Сюжеты для своих произведений они брали непосредственно на передовой. Возможно, в своих работах они пытались высказать свое мнение о том, что происходило с ними и с их страной. Работы писателей наравне с историческими источниками дают нам представление о той истории, которая происходила как в отдельности

для каждого человека, так и в целом для государства и позволяет глубже погрузиться в исследуемую эпоху.

Библиографический список

1. Луи Арагон. «Стихи и поэмы»,/ пер. с фр. Кудинов М. М., «Прогресс», 1975- 304 с.

2.Костромина, Н.Г. Французская историография тоталитаризма в XX веке : учебное пособие / Костромина Н.Г. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2012. - 232 с.

3.Сапожникова Г.Н. «Антивоенное движение в странах Европы в межвоенный период. 1917-1939»./ Г. Н. Са-пожникова. М., «Наука», 1985. — 150 с.

4. «Антивоенные традиции международного рабочего движения». Под общ. ред. Я. Г. Тёмкина. М., «Мысль», 1972. — 556 с.

5.Пьер Дриё де Рошель. « Дневник 1939-1945» — URL: http://www.fedy-diary.ru/html/062012/06062012-03a.html ( дата обращения 10.11.2017)

ИСАЕВА КЛАВДИЯ ВЛАДИМИРОВНА - магистрант, Кемеровский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.