ОБРАЗ ЧАШИ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ С.П. ШЕВЫРЕВА О.А. Фёдорова, канд. филол. наук
Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Тара (Россия, г. Тара)
Аннотация. В статье рассматривается образные представления о человеческой душе, как чаши жизни. Данный образ раскрывается в неотъемлемой связи с эстетической позицией русского философского романтизма первой трети Х[Х века. Лирика любомудров искала не только новые эстетические принципы, но и жанровые формы для отражения процесса самопознания личности. В этом ключе аллегорическая элегия «Две чаши» С.П. Шевырева раскрывает образные представления поэта о различных формах духовного самопознания человека в земном мире, а также отражает динамику, диалектику философской мысли.
Ключевые слова: философская лирика, романтизм, человеческая душа, самопознание личности.
В истории русской философской мысли особое внимание уделяется микро-и макрокосму человеческой души. Такое мировосприятие характерно для эстетического принципа любомудров. С.П. Шевырев стоял у истоков русских академических литературоведческих школ, сравнительно-исторической и культурно-исторической филологии. Ученый оставил заметный след в изучении русского фольклора, древнерусской словесности, русской и зарубежной литературы, живописи. Шевы-рев, как и другие любомудры, стремился к тому, чтобы русская литература обрела не только философичность, но и подлинную национальную самобытность, преодолела зависимость от западноевропейских эстетических школ, стилей и методов. Русский мыслитель внес значительный вклад в развитие принципов историзма и народности в изучении литературного наследия, одним из первых акцентировал в своих трудах проблемы межкультурной коммуникации и преемственности. Шевырев подчеркивал то, что художественный мир поэта, отдельного литературного произведения представляет собой формально-содержательную целостность.
Отстаивая необходимость «поэзии мысли» в русской лирике, Шевырев, как и другие любомудры, считал, что любое произведение искусства должно обладать не только глубоким внутренним смыслом, но и раскрывать движение нравственного
самосознания автора. Русский романтик подчеркивал значимость не только сближения искусства и философии, но и творчества с жизнью, продолжая эстетическую программу Жуковского.
В романтической же эстетике, ориентированной на раскрытие «невыразимых» глубин души, классические лирические жанры перестали восприниматься через призму канонических правил. Л.Я. Гинзбург указывает: «С началом XIX века поэтика жанров сменяется, в сущности, поэтикой устойчивых стилей» [1, с. 24].
Лирика любомудров искала не только новые эстетические принципы, но и жанровые формы для отражения процесса самопознания личности, например, фрагмент, лирический монолог. Жанровым исканиям любомудров предшествовали литературные завоевания Н.М. Карамзина и В.А. Жуковского. Жуковский не только стоял у истоков системы романтических жанров, но и раскрыл в своем поэтическом творчестве диалог жанров. Так, отвергав отвлеченные образные модели «унылой элегии», Шевырев в то же время активно обращался к жанровым традициям элегии, особенно аллегорической элегии. Инерция элегического стиля проявлялась в поэзии Шевырева 1820-х гг., примером чего является его произведение «Две чаши» (1826).
В русской романтической поэзии начала ХЕХ века всеобъемлюще представлен образ «чаши», восходящий к античному
мировосприятию. Эпикурейский философский идеал был характерной доминантой для древнего мира, в котором, по словам В.А. Жуковского «...все сокровища были на земле; все заключалось в земных радостях и все с ними исчезало» [2, с. 192.]. Поэтому в творчестве романтиков возникает слияние образного ряда «пира», «чаши» с грустью относительно неизбежности смерти. Подобную авторскую позицию мы встречаем в творчестве Д.В. Веневитинова:
Твоей пленительной изменой Ты можешь в сердце поселить Минутный огнь, раздор мгновенный, Ланиты бледностью покрыть...[3, с. 80].
Образный мир элегии Шевырева «Две чаши» близок таким аллегорическим стихотворениям Веневитинова, как «Веточка» (1821-1822), «Крылья жизни» (1826-1827), «Три розы» (1827). У поэта аллегоризм становится ведущей чертой многих произведений, включая «Четыре новоселья» (На новоселье И.В. Киреевскому), «Две реки». Аллегории в прозе и поэзии любомудров воплощают философское раздумье в пластичном образном контексте.
А.Э. Еремеев, раскрывая особенности аллегорического стиля любомудров, указывает, что он предполагает «параллелизм сюжетного развертывания и смыслового движения» [4, с. 68].
Аллегоризм становится образной формой раскрытия диалектики философской мысли. Обращение к друзьям в лирическом зачине аллегорической элегии Ше-вырева «Две чаши» сближает данный текст с «дружескими» посланиями любомудров, которые излагали в образной форме эстетическую программу и были часто проникнуты дидактизмом. Строфическое и композиционное деление текста на три части, характерное для любомудров, подчеркивает образную диалектику, которая создается благодаря контрастам и стремлению к синтезу.
Образ чаши становится в этой элегии многомерным, так как он соотносится с жизнью, человеческой судьбой и внутренним миром человека. По словам Д.Н. Жат-кина, в использовании «русскими поэтами
образа чаши для обозначения различного рода горестных чувств можно видеть традицию, шедшую не столько из античности, сколько из церковной книжности, из времен древнерусских воинских повестей.» [5, с. 9].
Аллегорическое сближение человека и сосуда архаично и представлено в текстах Священного Писания. В христианстве чаша - это символ Христа, его спасительной жертвы, благодати и евхаристии: «И, взяв чашу и благодарив, подал им.» (Мтф. 26: 28). Образ чаши в христианской культуре выражает соединение в человеке физической телесности и духовной жизни. Две чаши, други, нам дано; Из них-то жизни гений Нам льет кипящее вино Скорбей и наслаждений [3, с. 166]. Элегия Шевырева «Две чаши» проникнута верой в гармоничность жизни. Во второй строфе утверждается гармоничное соединение во внутреннем мире человека земной чувственности и томления по вечности. В третьей строфе проявлены и экспрессия, и философское обобщение, раскрывающие романтическую проблему двоемирия. Возникший в отрывке образ «кипящего вина» являет собой откровение жизни, истину, а также жертвенность. В христианском мировосприятии вино используется при таинстве причастия и олицетворяет собой напиток мудрости. Здесь чаша метафорически сближается со священным Граалем.
Далее в стихотворном контексте мы видим, как поэт акустически передает внутреннее смятение человека: «жажда», «жжет», «ожило». «Томящее желанье» усиливает устремление души к «родине небесной», к максимальным формам духовной активности. Томящее желанье, И пламень жажды душу жжет, И ожило страданье [3, с. 166]. Образ небес в приведенном отрывке соотносится с бесконечностью и олицетворяет собой высшую власть, блаженство, а также идеальный порядок во Вселенной.
В данной аллегорической элегии Ше-вырева, как и в лирике Веневитинова, ут-
верждается образное представление о раз- раскрывает стремление поэта при помощи личных формах духовного самопознания достижений школы «гармонической точ-человека в земном мире. Поэтика аллего- ности» отразить динамику, диалектику рической элегии Шевырева «Две чаши», философской мысли, создать образ под-как и многих других элегий любомудра, вижной человеческой души [6, с. 47].
Библиографический список
1. Гинзбург, Л.Я. О лирике [Текст] / Л.Я. Гинзбург. - Москва: Ленинград: Советский писатель, 1974. - 407 с.
2. Жуковский, В.А. О меланхолии в жизни и поэзии [Текст] / В.А. Жуковский - критик; сост. вступ. ст. и коммент. Ю.М. Прозорова. - Москва: Советская Россия, 1985. - 317 с.
3. Веневитинов, Д. Стихотворения [Текст] / Д. Веневитинов, С. Шевырев, А. Хомяков.
- Ленинград: Советский писатель, 1937. - 318 с.
4. Еремеев, А.Э. Литературные и философско-эстетические искания (1820-1830) [Текст] / А.Э. Еремеев, И.В. Киреевский. - Омск: ОмГПУ, 1996. - 171 с.
5. Жаткин, Д.Н. «Чаша жизни» в русской поэзии [Текст] / Д.Н. Жаткин // Русская речь.
- 2006. - №1. - С. 9-13.
6. Фёдорова, О. А. Эстетическое и поэтическое своеобразие философской лирики С.П. Шевырева : дис. ...канд. филол. наук: 10.01.01 / Федорова Оксана Александровна. -Абакан, 2010. - 177 с.
IMAGE OF BOWL IN A POETIC CREATION OF S.P. SHEVYREV
O.A. Fyodorova, candidate of philological sciences
The branch of the Omsk state pedagogical university in Tara
(Russia, Tara)
Abstract. The article examines the figurative representations of the human soul as the bowl of life. This image is revealed in close connection with the aesthetic position of Russian philosophical romanticism of the first third of the nineteenth century. Lyrics of Lovers of Wisdom have sought for not only new aesthetic principles, but also the genre forms for reflecting ofprocess of self-identity. In this vein the allegorical Elegy "Two bowls" of SP Shevyrev reveals the figurative representations of the poet about the various forms of self-realization of man in this world. It also reflects the dynamics and dialectics of philosophical thought.
Keywords: philosophical lyrics, romanticism, the human soul, self-knowledge of personality.