Научная статья на тему 'ОБРАЗ БУДУЩЕГО РОССИИ КАК ОТРАЖЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ'

ОБРАЗ БУДУЩЕГО РОССИИ КАК ОТРАЖЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
357
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ БУДУЩЕГО / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / РОССИЯ / ИСТОРИЯ / КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДА / ТРАДИЦИОННЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ЦЕННОСТНОЕ ПРОТИВОБОРСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дежнев Владимир Николаевич

В статье представлен образ будущего с позиций рассмотрения его как результата коллективного творчества. В этом ракурсе образ будущего России является продуктом исторического творчества народа на более чем тысячелетнем пути русской цивилизации. Будущее, зарождаясь в настоящем, не может не иметь фундамента прошлого. Оно не может быть умозрительной конструкцией, оторванным от реальной жизни плодом провидения отдельных, даже гениальных мыслителей. Оно - результат коллективного творчества народа на протяжении многих веков. Наиболее концентрированным выражением этого творчества являются традиции, проверенные многовековым опытом формы духовного и социального бытия. Именно проекция этих ценностей с учетом их актуального наполнения в будущее и формирует ожидаемую картину еще не состоявшейся реальности, позволяет корректировать современную социальную и духовную практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE FUTURE OF RUSSIA AS A REFLECTION OF TRADITIONAL DOMESTIC VALUES

The article presents the image of the future from the standpoint of considering it as a result of collective creativity. In this perspective, the image of the future of Russia is a product of the historical creativity of the people on the more than a thousand-year path of Russian civilization. The future, being born in the present, cannot but have the foundation of the past. It cannot be a speculative construction, detached from real life, the fruit of the providence of individual even brilliant thinkers. It is the result of the collective creativity of the people for many centuries. The most concentrated expression of this creativity are traditions, forms of spiritual and social existence proven by centuries of experience. It is the projection of these values, taking into account their actual content into the future. It forms the expected picture of the reality that has not yet taken place and allows us to adjust modern social and spiritual practice.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ БУДУЩЕГО РОССИИ КАК ОТРАЖЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

Общество: философия, история, культура. 2021. № 12. С. 108-113. Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 12. P. 108-113.

Научная статья УДК 94(470+571)

https://doi.org/10.24158/fik.2021.12.17

Образ будущего России как отражение традиционных отечественных ценностей Владимир Николаевич Дежнев

Шадринский государственный педагогический университет, Шадринск, Россия, vkupol48@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0002-8956-9118

Аннотация. В статье представлен образ будущего с позиций рассмотрения его как результата коллективного творчества. В этом ракурсе образ будущего России является продуктом исторического творчества народа на более чем тысячелетнем пути русской цивилизации. Будущее, зарождаясь в настоящем, не может не иметь фундамента прошлого. Оно не может быть умозрительной конструкцией, оторванным от реальной жизни плодом провидения отдельных, даже гениальных мыслителей. Оно - результат коллективного творчества народа на протяжении многих веков. Наиболее концентрированным выражением этого творчества являются традиции, проверенные многовековым опытом формы духовного и социального бытия. Именно проекция этих ценностей с учетом их актуального наполнения в будущее и формирует ожидаемую картину еще не состоявшейся реальности, позволяет корректировать современную социальную и духовную практику.

Ключевые слова: образ будущего, русская православная цивилизация, Россия, история, коллективное творчество народа, традиционные отечественные ценности, современное российское общество, справедливость, цивилизационное ценностное противоборство

Для цитирования: Дежнев В.Н. Образ будущего России как отражение традиционных отечественных ценностей // Общество: философия, история, культура. 2021. № 12. С. 108-113. https://doi.org/10.24158/fik.2021.12.17.

Original article

The image of the future of Russia as a reflection of traditional domestic values Vladimir N. Dezhnev

Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, vkupol48@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0002-8956-9118

Abstract. The article presents the image of the future from the standpoint of considering it as a result of collective creativity. In this perspective, the image of the future of Russia is a product of the historical creativity of the people on the more than a thousand-year path of Russian civilization. The future, being born in the present, cannot but have the foundation of the past. It cannot be a speculative construction, detached from real life, the fruit of the providence of individual even brilliant thinkers. It is the result of the collective creativity of the people for many centuries. The most concentrated expression of this creativity are traditions, forms of spiritual and social existence proven by centuries of experience. It is the projection of these values, taking into account their actual content into the future. It forms the expected picture of the reality that has not yet taken place and allows us to adjust modern social and spiritual practice.

Keywords: image of the future, Russian Orthodox civilization, Russia, history, collective creativity of the people, traditional domestic values, modern Russian society, justice, civilizational value confrontation

For citation: Dezhnev, V.N. (2021) The image of the future of Russia as a reflection of traditional domestic values. Society: Philosophy, History, Culture. (12), 108-113. Available from: doi:10.24158/fik.2021.12.17 (In Russian).

Вопрос о том, «куда несет нас рок событий»1, всегда волновал человеческие умы. Особенно остро он воспринимается в переходные периоды общественного развития, каковым, безусловно, является переживаемое нами время. Это характерно как для мира в целом, так и для нашей русской православной цивилизации. Национальная идея, цель нашего движения, образ будущего присутствуют в общественной дискуссии, предпринимаются и попытки научного осмысления этих проблем (Желтикова, 2020; Кравцов, 2020). Вместе с тем и на уровне властного це-леполагания, и в общественном сознании такой важнейший для нашей цивилизации вопрос, как образ будущего, за три десятка постсоветских лет прояснения не нашел.

1 Есенин С.А. Письмо к женщине // Полное собрание сочинений : в 7 т. М., 1995. Т. 2. С. 122-125.

© Дежнев В.Н., 2021

В зарубежной и отечественной научной литературе существуют разные подходы к проблеме образа будущего. На наш взгляд, интересным является понимание его исследователем И.В. Желтиковой, которая определяет образ будущего как отражение коллективных представлений о будущем, имеющих характер законченной или почти законченной картины еще не существующей реальности, и обоснованно отмечает, что такая трактовка позволяет увидеть уникальность образа будущего для каждого конкретного общества (Желтикова, 2020).

Будущее определяется в настоящем, основываясь на прошлом. Оно реально, а не умозрительно и являет собой результат коллективного творчества народа на протяжении многих веков.

Наиболее концентрированным выражением этого творчества являются традиции, проверенные многовековым опытом формы духовного и социального бытия.

Вместе с тем традиции, имея свою историю, не остаются чем-то застывшим, раз и навсегда данным, в каждый момент развития общества, цивилизации они имеют конкретно-актуальное наполнение и приоритетность. Это и определяет их возможности для формирования в настоящем образа будущего.

Современное российское общество несет в себе травму 90-х годов ХХ века. Она - следствие краха государственного строя, развала Советского Союза, разгула преступности и наркомании, катастрофического падения жизненного уровня абсолютного большинства населения, потери жизненных и нравственных ориентиров, очернения советского периода истории, что шло в противоречие с жизненным опытом людей, полной неуверенности не только в отдаленном будущем, но и в завтрашнем дне, насаждения западных стандартов и ценностей в сферах политики, экономики, культуры и морали.

И если преступность несколько утихомирили, а жизненный уровень относительно улучшили, то все остальное никуда не ушло, оно остается с нами, только не всегда осознается в силу привычности. Оно передается даже тем поколениям, которые родились позже.

Это подтверждает исследование Левада-Центра «Восприятие "девяностых"», проведенное в 2020 году. Оно показало, что 40 % респондентов не смогли припомнить из 90-х годов ничего хорошего; среди отвечавших старшего возраста, которые были уже взрослыми, экономически активными людьми на момент распада СССР, таких оказалось более 65 %. В качестве наиболее часто вспоминаемых отрицательных явлений респонденты называли преступность, беззаконие, бедность, разруху, развал страны. В целом по выборке ответили, что в анализируемый период было больше хорошего - 19 %, было больше плохого - 62 %. Среди отрицательно оценивших 90-е годы людей старше 60 лет - 70 %, среди 37-59-летних, вступавших тогда в сознательную жизнь, - 65 %, даже среди тех, кто в последнее десятилетие XX в. был ребенком, негативную оценку периоду 90-х годов дали 53 %1. Таким образом, можно сказать, что интересующее нас время серьезным образом сказалось на сознании и личных судьбах живших в это время людей, более того, оно стало причиной родовой травмы современного социального устройства.

Все это формирует запрос общества на справедливость как важнейшую для нас традицию и как ведущую черту образа будущего. Справедливость в экономике, политике, социальной и духовной жизни является важнейшим условием стабильности общества, государства, цивилизации. Но существующий острейший запрос на такой ориентир развития пока не находит адекватной реализации. Несправедливость раздела общего советского экономического наследия, современный все расширяющийся разрыв в доходах отдельных социальных групп с большинством населения страны и малозаметные действия власти в разрешении этих проблем могут предположить в образе будущего активизацию борьбы народа за свои права на справедливость, в том числе не только в виде смены политических сил на властном олимпе, но и в виде коррекции социального устройства, что тоже является одной из российских традиций. Проявлением этой тенденции выступает активизация политических сил на левом фланге общественного спектра, уже реализуемые шаги по объединению и декларируемые предложения по координации действий для усиления их роли, а в последующем и доминирования в политической сфере с целью переориентации государства на интересы большинства населения.

В образе будущего можно предположить обострение противостояния с коллективным Западом, которое, начиная с XV века, имеет характер столкновения цивилизаций: русско-православной в единстве с проживающими в России народами, исповедующими ислам и буддизм, и западно-католическо-протестантской, к которой присоединялись и некоторые православные страны Восточной Европы. То, что противостояние имеет именно такой формат предопределено исторически, и об этом на Западе давно и открыто заявлялось. А. Тойнби в середине ХХ века писал, что ненависть Запада к России основана на приверженности ее православной цивилиза-

1 Восприятие «девяностых» [Электронный ресурс] // Левада-Центр. URL: https://www.levada.ru/2020/04/06/vospriyatie-devyanostyh/ (дата обращения: 23.10.2021).

ции, которая была унаследована вместе с титулом Третьего Рима (Тойнби, 2011). Противостояние уже проявляет себя в духовной, ценностной сфере, другие аспекты, в том числе и военный, носят пока вспомогательный характер.

Разрыв российского общества с традициями нашей русской православной цивилизации, произошедший в 1917 году и поддерживающийся в последующие годы, нес угрозу для ее существования. К счастью, это достаточно быстро в историческом времени было осознано и в необходимой степени исправлено, что дало возможность победить в цивилизационном столкновении с Западом в 1941-1945 годах.

Цивилизационный разрыв рубежа 80-90-х годов ХХ столетия не только не преодолен, не до конца осознан, но и фактически закреплен в официальной властной позиции вопреки мнению большинства граждан. И в связи с этим особенно опасным является то, что наше общество внутри себя неоднородно. Значительные имущественные различия не могли не выразиться в социальном разобщении, которое пока внешне себя не проявляет, но в кризисной ситуации не преминет себя показать. Исторически не преодолено противостояние условных «красных» и условных «белых», сторонников советской власти и ее противников, непримиримых критиков Сталина и его поклонников, либералов и государственников и т. д.

Есть давняя отечественная традиция воздавать почести организаторам и участникам обороны государства, защитникам Земли русской. Имена Александра Невского, Дмитрия Донского и многих других золотыми буквами вписаны в нашу историю, сохраняются в исторической памяти народа. Были ли они идеальными людьми в ходе реализации своих властных полномочий? Вряд ли. Осуществить это практически невозможно. Был очень далек от идеала и Верховный главнокомандующий в годы Великой Отечественной войны, но есть ли к нему претензии по деятельности в этот исторический период? Если и есть, то они зачастую надуманны. Народ помнит и чтит его заслуги, в исторической памяти он занимает достойное место.

Исследования отношения населения к И. Сталину, регулярно проводимые Левада-Центром, показывают, что в последние годы «суммарные оценки положительного отношения жителей России ("восхищение", "уважение", "симпатия") к Сталину достигли максимального значения за все годы исследований - их демонстрировал каждый второй участник опроса». Наибольший рост пришелся на показатель «уважение» - это чувство испытывают к отцу всех народов более 40 % респондентов. Еще более значимы оценки участниками исследования роли, которую сыграл Сталин в жизни нашей страны: суммарно положительно характеризуют ее 70 % участников опроса, а суммарно отрицательно - 19 %1.

Дискуссии о личности И. Сталина и его деятельности во главе государства продолжаются и в научной среде. Важно, что сейчас они уходят из плоскости идеологического противостояния и взаимных обвинений оппонентов, а аргументы все чаще подтверждаются архивными материалами, примером чему являются работы Ю. Жукова (2005), В. Земскова (2021), О. Хлевнюка (2015).

С опорой на собственный опыт жизни в сталинскую эпоху и в размышлениях о ней написано произведение А. Зиновьева «Нашей юности полет» (Зиновьев, 2021). Весьма примечательна эволюция взглядов этого выдающегося отечественного социолога на личность Иосифа Сталина как пример научной объективности. Во время интервью для фильма о Сталине и сталинизме А. Зиновьев говорил: «Я был убежденным антисталинистом с возраста 17 лет. Мы даже приступили к подготовке покушения на Сталина. Если в 1939 г. меня осудили бы к высшей мере наказания, это было бы справедливо. Теперь, обдумывая весь этот век, я подтверждаю: Сталин был самой великой личностью XX века, самым великим политическим гением...»2. Это яркий пример добросовестности и честности ученого и человека.

И если позицией власти остается осуждение Сталина, то задача историков не ждать изменения «линии партии», а дать объективную и непредвзятую характеристику сталинской эпохи, чем стимулировать власть на изменение своей позиции, чтобы на официальных празднованиях Дня Победы чествовали также Верховного Главнокомандующего, а не культивировали совсем уж парадоксальный тезис о том, что русский народ победил вопреки Сталину. Пока же проявляется сознательный и целенаправленный разрыв с отечественной традицией и историческими реалиями.

Примером воплощения в настоящем важнейшего элемента образа будущего является обеспечение обороны Отечества, гарантия невозможности врагу вооруженным путем захватить территорию, поработить народ, уничтожить цивилизацию. По примеру 30-х годов и послевоенного времени ХХ века властям удалось осуществить в короткий срок такие изменения в военной сфере государства, которые обеспечили возможность мирного развития страны, а также гарантировали

1 Динамика отношения к Сталину [Электронный ресурс] // Левада-Центр. URL: https://www.levada.ru/2019/04/16/dinamika-otnosheniya-k-stalinu/ (дата обращения: 23.10.2021).

2 Зиновьев А.А. Рабочая запись интервью для фильма о Сталине и сталинизме [Электронный ресурс] // Конт. URL: https://cont.ws/@skobarj/1160553 (дата обращения: 23.10.2021).

победу над любым посягнувшим на нее агрессором. Реформа в сфере обороноспособности показывает огромный потенциал нашей экономики, талант научной и инженерной мысли, высочайшие умения производственников, способности военнослужащих в кратчайшие сроки овладеть новой техникой и применять ее, проявляя при этом отвагу, самоотверженность, мужество и героизм.

Во все века православие являлось духовной опорой русского народа, стержнем нашей цивилизации. В 90-е годы XX в. возникла надежда, что оно станет основой «духовного возрождения» страны. Однако спустя три десятилетия стало понятно, что духовность и нравственность современного русского общества вряд ли могут конкурировать с уровнем этих же категорий в советское временя, а религиозные организации в современной духовной жизни не являются определяющими. И причин тому много, прежде всего то, что в нынешнем обществе главной целью является материальный успех; деньги, прибыль доминируют над моралью и духовностью. Одновременно официально заявляется, что одной из главных проблем современной России является бедность, т.е. часть населения находится на грани выживания! Может ли в этих объективно бездуховных условиях формироваться подлинная духовность? Сомнительно. К этому следует добавить, что наиболее доступные населению СМИ не ставят перед собой задачи сеять разумное, доброе, вечное.

Есть ли в стране духовность и культура? Безусловно, есть - это провинция - хранительница наших традиций, подпитывающая наш оптимизм о будущем; честные, моральные и объективные авторы, материалы которых надо еще поискать; редкие советские фильмы на центральных каналах; наши врачи, борющиеся с эпидемией; подвижники-учителя, несущие свет знания; приходские батюшки, разделяющие с паствой все трудности жизни; солдаты и офицеры, рискующие жизнью на рубежах страны и за ее пределами и многое другое, но это не фундамент, не материк, это островки.

Вместе с тем все это, а также обращение к традициям, в том числе советским, дает нам основание для оптимизма, для веры в то, что образ будущего - это не мир бездуховности. Будущее - поле цивилизационной борьбы. Именно новые обстоятельства послужат стимулом для изменения экономической политики, сгладят противоречия, сплотят народ перед лицом врага, переформатируют духовную сферу, вызовут к жизни скрытые внутренние силы народа. В образе будущего видится духовное возрождение, свой вклад в которое внесут народ, власть, церковь, все субъекты, заинтересованные в сохранении и развитии нашей цивилизации.

В связи с этим очевидна, на наш взгляд, необходимость изменения отрицательного отношения к советскому периоду истории, проявляющегося и во властных структурах, и в церковной среде. Следует отметить, что возникновение Советов было одним из ярчайших проявлений именно живого творчества масс, а советский формат жизни страны с 1917 года до середины 1950-х годов - это далеко не только «репрессии», а спасительный цивилизационный прорыв в экономике, культуре, военном деле, сохранивший страну, народ от исключения из мирового исторического процесса.

В рамках формирования образа будущего важнейшей является проблема целостного его проекта, равного по масштабам концепции Москвы как Третьего Рима или построения рая на земле - коммунизма. Обе они в определенных чертах не утратили своей актуальности. В условиях атаки на традиционные христианские ценности в западных странах Россия становится последним оплотом, последовательной защитницей традиционного христианства, моральным авторитетом и надеждой на сохранение чистоты православия.

То же и с коммунизмом. Вряд ли кто-то будет утверждать, что современный капитализм -это вершина и конечная точка развития человечества. Точно так же объективный исследователь увидит, что коммунизм, о начале строительства которого было заявлено в 60-е годы ХХ века, ничего общего с коммунизмом классиков и с реалиями того времени не имел. А вот в коллективном образе будущего абсолютного большинства людей, пусть отдаленного, обязательно присутствует свободное и справедливое общество для всех. Как перспектива, как надежда, как идеал. Именно как приближение к этому идеалу необходим целостный проект будущего, который мобилизует социальные и духовные силы народа. Отрадно, что понимание важности формирования такого проекта в последнее время демонстрируется высшим политическим руководством. Мысль об этом содержалась и в выступлении В.В. Путина на пленарной сессии XVIII заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» 21 октября 2021 года, где было заявлено об исчерпании себя существующей модели капитализма, в рамках которой нет выхода из ситуации всё более запутывающихся противоречий1.

1 Путин В.В. Выступление на пленарной сессии XVIII заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» 21 октября 2021 года [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/66975 (дата обращения: 23.10.2021).

Рассмотрение образа будущего как коллективной картины еще не наступившей реальности в ее уникальности для каждого общества позволяет спрогнозировать черты будущего через исторически сложившиеся ценности и традиции. В этом ракурсе оно видится как отражение традиционных отечественных приоритетов, их реализация с учетом исторически конкретного современного наполнения, что позволяет скорректировать текущую социальную и духовную практику в рамках следующих выводов.

Вызовы, с которыми в текущий момент времени столкнулась наша страна, носят не международный либо межгосударственный, а межцивилизационный ценностный характер, это угроза существованию всей русско-православной цивилизации. Такого уровня вызовы возникают и для белорусов в их православной части, ориентированной на Россию, и для населения всех непризнанных государственных образований, существование которых без России невозможно и которые по факту стали частью нашей цивилизации. Осознание этой угрозы - важнейшее условие эффективности дальнейших действий.

Успешное ближайшее и отдаленное будущее России определено рамками складывавшихся веками и обеспечивающих развитие нашей цивилизации традиционных отечественных ценностей. На этой базе необходимо формирование реального единства народа. В идеале инициаторами его должны выступить, по примеру Козьмы Минина, те, кто может дать пример жертвы части своего состояния на общее дело. И если реализуемость такого шага весьма проблематична, то власти своими действиями должны обеспечить осуществление ключевой ценности -общепризнанной справедливости распределения и использования национального достояния.

Укрепление обороноспособности страны и боевой готовности всех силовых структур должно оставаться в центре внимания и власти, и народа. И если сам силовой блок находится под постоянным контролем государственных органов и готовится к выполнению своих задач, то бытующие в массах настроения либо безмятежности, либо шапкозакидательства должны уступить место пониманию сложности и опасности исторического момента и осознанию ответственности за судьбу Родины.

Ни в одном деле успех не может быть возможен без мобилизации духовного фактора. Ключевую роль в этом процессе традиционно должны сыграть Русская православная церковь и религиозные организации патриотической направленности других конфессий, государственные и общественные организации, обязанностью и долгом которых является духовное воспитание. Необходимо переформатирование информационного и культурного пространства с ориентацией на пропаганду, распространение и внедрение традиционных культурных ценностей. Без взятия под разумный контроль этого пространства любые другие шаги будут обречены на провал.

Наша идеология - это наша история, наша важнейшая и непреходящая ценность. Необходима объективная и непредвзятая пропаганда, ориентированная на широкий круг слушателей, зрителей и читателей. Неотложной задачей является назревшее и обоснованное изменение в политическом, информационном и общественном пространстве негативных оценок советского периода истории. По проблемным вопросам нужна широкая научная и, что весьма важно, общественная дискуссия. Опыт проведения таких полемических мероприятий на телевидении с привлечением специалистов, имеющих разные точки зрения, имеется. Необходимо участие в них и представителей различных ветвей власти, которые должны либо доказать народу верность политических оценок отдельных исторических событий и личностей либо подвергнуть эти оценки пересмотру.

Необходима ясность целей, задач и идеалов общества, страны, цивилизации. Нужен национальный цивилизационный проект, который даст духовный заряд, породит творческую энергию и инициативу. При отсутствии этого успех в межцивилизационной борьбе невозможен. Великие цели порождают великие действия, каждый должен четко осознавать, за какие идеалы он борется, ради чего он при необходимости пожертвует своей жизнью.

Список источников:

Желтикова И.В. Исследования будущего и место в них концепта «образ будущего» // Философская № 2. С. 15-32. https://doi.Org/10.25136/2409-8728.2020.2.32302

Жуков Ю.Н. Иной Сталин. М., 2005. 512 с.

Земсков В.Н. Сталин и народ. Почему не было восстания. М., 2021. 152 с.

Зиновьев А.А. Нашей юности полет: литературно-социологический очерк сталинизма. М., 2021. 208 с.

Кравцов О. Образ будущего как фактор политики // Nauka.me. 2020. № 1. https://d0i.0rg/l 0.18254/S241328880005231 -8.

Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. Мир и Запад. М., 2011. 318 с.

Хлевнюк О.В. Сталин: жизнь одного вождя. М., 2015. 461 с.

References:

Khlevnyuk, O. V. (2015) Stalin: zhizn' odnogo vozhdya [Stalin: the Life of One Leader]. Moscow. 461 р. (in Russian).

Kravtsov O. (2020) The Image of the Future as a Political Factor. Nauka.me. (1), 1-11. Available from: https://doi.org/10.18254/S241328880005231-8 (in Russian).

мысль. 2020.

С. 1-11.

Toinbi, A. Dzh. (2011) Tsivilizatsiya pered sudom istorii. Mir i Zapad [Civilization before the Court of History. The World and the West]. Moscow. 318 р. (in Russian).

Zemskov, V. N. (2021) Stalin i narod. Pochemu ne bylo vosstaniya [Stalin and the People. Why was There no Uprising]. Moscow. 152 р. (in Russian).

Zheltikova, I. V. (2020) Research into Future and Role of the Concept «the Image of Future» Therein. Filosofskaya mysl'. (2), 15-32. Available from: https://doi.org/10.25136/2409-8728.2020.2.32302 (in Russian). Zhukov, Yu. N. (2005) Inoi Stalin [Another Stalin]. Moscow. 512 р. (in Russian).

Zinov'ev, A. A. (2021) Nashei yunosti polet: literaturno-sotsiologicheskii ocherk stalinizma [Flight of Our Youth: a Literary and Sociological Essay on Stalinism]. Moscow. 208 р. (in Russian).

Информация об авторе В.Н. Дежнев - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры истории и права Шад-ринского государственного педагогического университета, Шадринск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=684336.

Information about the author V.N. Dezhnev - PhD, Associate Professor, Department of History and Law, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=684336.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 09.11.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 29.11.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 09.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.