Научная статья на тему 'Образ арата в творчестве Ф. С. Торхова как символ уходящей эпохи'

Образ арата в творчестве Ф. С. Торхова как символ уходящей эпохи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
100
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ АРАТА / ХУДОЖНИК ФЁДОР ТОРХОВ / ТВОРЧЕСТВО ФЁДОРА ТОРХОВА / АЛТАЙ / МОНГОЛИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ / MONGOLIAN CATTLE BREEDER / FYODOR TORKHOV / PAINTER / FYODOR TORKHOV'S ARTISTIC CREATIV-ITY / ALTAI TERRITORY / MONGOLIA / STATE ART MUSEUM OF ALTAI KRAI

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пешков Е. Ю.

Заслуженный художник России Фёдор Семёнович Торхов (1930-2012 гг.) изве-стен в России и в Монголии как живописец и общественный деятель, много сделавший для упро-чения культурных связей между двумя странами. Картины, посвящённые Монголии, занимают большую часть творческого наследия художника: помимо серии степных и горных пейзажей его кисти принадлежит обширная портретная галерея монгольских граждан, особое место в кото-рой отведено образам скотоводов-аратов. Автор статьи анализирует характер отражения эконо-мических и социальных изменений, произошедших в разное время в монгольском государстве, на портретной живописи Ф. С. Торхова из собрания Государственного художественного музея Алтайского края (г. Барнаул, Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN IMAGE OF A MONGOLIAN CATTLE BREEDER IN FYODOR TORKHOV’S ARTISTIC CREATIVITY AS THE PASSING EPOCH SYMBOL

Fyodor Torkhov (1930-2012) is Honored Artist of Russia who is famous in Russia and in Mongolia for his artistic and public activities that did much for strengthening cultural relations between these countries. Paintings dedicated to Mongolia are substantial part of the artist’s oeuvre: apart from series of landscapes of the steppe and mountain Mongolia he created rich portrait gallery where he pic-tured Mongolian citizens and local cattle breeders are among them. The author of the article analyses some peculiarities of displaying social and economic changes in Mongolia in Torkhov’s portrait painting stored in State Art Museum of Altai Krai (Barnaul, Russia).

Текст научной работы на тему «Образ арата в творчестве Ф. С. Торхова как символ уходящей эпохи»

Elena A. Mushnikova, Ph. D. in Art History Polzunov Altai State Technical University (Barnaul, Russia)

[email protected]

LUVSANGIIN GAVAA'S CONTRIBUTION TO THE MONGOLIAN THEATRICAL AND SCENERY ART

Abstract. The paper reviews some significant stages of creative activity Luvsangiin Gavaa (19201991), the People's Artist of Mongolia who graduate form the Ilya Repin Academic Institute of Fine Arts (Saint Petersburg, Russia). The author of the article considers the artist's scenography peculiarities, outlines his contribution to the Mongolian theatrical and scenery art genesis. Also, the author gives her own view on influence that Russian and European art had on becoming of the Mongolian theater.

Keywords: Luvsangiin Gavaa, theatrical stage designer, Mongolian fine art, scenography, genesis of the Mongolian theatre.

УДК 7.071.Торхов:636.083.314-051(517.3)

Е. Ю. Пешков, старший научный сотрудник Государственный художественный музей Алтайского края (Барнаул, Россия)

[email protected]

ОБРАЗ АРАТА В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. С. ТОРХОВА КАК СИМВОЛ УХОДЯЩЕЙ ЭПОХИ

Аннотация. Заслуженный художник России Фёдор Семёнович Торхов (1930-2012 гг.) известен в России и в Монголии как живописец и общественный деятель, много сделавший для упрочения культурных связей между двумя странами. Картины, посвящённые Монголии, занимают большую часть творческого наследия художника: помимо серии степных и горных пейзажей его кисти принадлежит обширная портретная галерея монгольских граждан, особое место в которой отведено образам скотоводов-аратов. Автор статьи анализирует характер отражения экономических и социальных изменений, произошедших в разное время в монгольском государстве, на портретной живописи Ф. С. Торхова из собрания Государственного художественного музея Алтайского края (г. Барнаул, Россия).

Ключевые слова: образ арата, художник Фёдор Торхов, творчество Фёдора Торхова, Алтай, Монголия, Государственный художественный музей Алтайского края.

Заслуженный художник России Фёдор Семёнович Торхов (1930-2012) известен как живописец и общественный деятель, много сделавший для развития двухсторонних культурных связей между Россией и Монголией. Картины, посвящённые Монголии, занимают большую часть его творческого наследия. Помимо пейзажей Ф. С. Торхов создал обширную портретную галерею монгольских граждан, в которой одно из главных мест отдано образам скотоводов-кочевников, называемых аратами.

Арат неразрывно связан с горными долинами и традиционным кочевым жизненным укладом. Весь его аил, что означает «большая семья», кочует с места на место в зависимости от сезона, погодных условий и состояния пастбищ. Количество кочевых переходов может достигать до десяти в год. В крупных аилах поголовье скота доходит до сотен голов и пяти разных видов домашних животных одновременно: лошадей, яков, верблюдов, овец и коз. Для жизни арату нужна вода и трава. Всё остальное есть у него в хозяйстве.

Ф. С. Торхова интересовала, прежде всего, фигура главы семейства, наделённого большим жизненным опытом и ответственностью. Как правило, это уверенные в себе мужчины солидного возраста. От их решений зависит благополучие семьи и сохранность стада. Эти люди, в силу их национальной принадлежности, имеют порой существенные культурные различия, но их объединяет география и образ жизни пастуха-кочевника.

Для художника фигура арата имеет в первую очередь не конкретное, а более общее значение. Мы можем судить об этом по нескольким разным признакам.

Раздел 4. Изобразительное искусство трансграничной области Алтая: наследие и современность

Часто, подписывая свои произведения, Торхов не конкретизирует имя изображаемого человека, а даёт им обобщённые или образные названия: «Араты Баян-Ульгия», «Отдых в пути», «Аил арата Энхсайхана», «Монгольский Алтай» и т. п. Из этого следует, что уже программным образом художник вкладывает в их содержание несколько иное, более общее значение, нежели подразумевает портретный жанр.

На это указывает и композиция его портретов, в которой наблюдается смешение жанров. Нейтральный фон в ней - редкое исключение. Фон в картинах художника, как правило -«говорящий». Художник изображает человека в его естественном окружении, и кроме качеств, присущих портретному жанру, в произведениях Торхова есть элементы пейзажного, бытового и анималистического жанров. На портретах аратов мы видим горы, луга, водоёмы, аилы, лошадей и домашний скот.

Анализ портретного творчества художника позволяет сделать выводы, что для Ф. С. Торхова существенно важной является социальная роль человека. Это не случайно. Он сам был активным членом общества: занимал руководящие посты в общественных организациях, до конца дней являлся членом Компартии России, оставаясь убеждённым сторонником коммунистических идей, в которых роль социума играет определяющую роль. Мировоззренческие идеалы художника не могли не найти отражения в его произведениях.

В собрании Государственного художественного музея Алтайского края находятся две картины с изображением арата, несколько схожие по своему композиционному построению. Одна из них - «Бригадир Б. Дамбараджаа из Мандах Сомона» (рис. 1) - написана в 1984 году.

Монументальная фигура сидящего в пол-оборота арата, вполовину возвышающаяся над горизонтом, сформированным горной грядой, сообщает нам о том, кто настоящий хозяин этих мест. Композиционно - у него крепкая связь с землёй, и одновременно он обозревает её свысока, как настоящий правитель. В глубине второго плана мы видим его аил, привязанную у коновязи лошадь. На большей части пространства пологого горного склона, покрытого зеленеющей травой, расположилось на отдых крупное стадо овец, - главное богатство арата, - насчитывающее на первый взгляд, не одну сотню особей. Общую идиллию картины нарушает тревожный диссонанс, присутствующий в напряжённой позе человека, задумчивом и сосредоточенном выражении его лица, и вторящее этому настроению -хмурое, закрытое тяжёлыми рваными свинцовыми тучами небо.

Другая картина - «Отдых в пути» (рис. 2), созданная в 1994 году, изображает пожилого арата на кочевом переходе.

Картины созданы в разное время. Если быть ещё более точным - в разные эпохи. Этот факт не мог не сказаться на характере образов. Портрет бригадира Дамбараджаа написан ещё при «социализме», когда коллективный вариант собственности и организации труда давал некую социальную защиту человеку, но отдалял его при этом от традиционного кочевого уклада жизни. Присутствие тревоги и неуверенности в портретном образе может, как раз, и указывать на отсутствие опоры под ногами в виде традиций и собственности. В 1990-е, после перестройки, в Монголии, так же как и России, наблюдался кризис. После распада коллективных хозяйств пастухи-араты вынуждены были вспоминать и восстанавливать утерянные во время социализма традиционные формы

ведения хозяйства. Арат получил право владеть рис 2 Отдых в пути 1994 г

большой собственностью и управлять ей по своему Холст, масло. 96x119,7. ГХМАК

Рис. 1. Бригадир Б. Дамбараджаа из Мандах Сомона. 1984. Холст, темпера. 91x122. ГХМАК

усмотрению, кочуя при этом на далёкие расстояния. Таких возможностей до этого у него не было. Но с приходом нового уклада появились и новые проблемы. Многие пастухи-кочевники не смогли выжить в новых экономических условиях, разорились, и были вынуждены уехать в город. Возможно, картина 90-х годов «Отдых в пути» написана художником под воздействием общего и личного удручённого состояния от утраты социалистических ценностей, и перед нами образ человека на распутье, где уже нет прошлого и не видно будущего.

В 2000-е годы положение с кочевым скотоводством в Монголии стабилизировалось. Это связано с поддержкой государства и закреплением новых навыков хозяйствования у кочевников-скотоводов. Появились семьи зажиточных аратов, успешно ведущие свои хозяйства, имеющие большое поголовье скота. Но даже и сейчас фигура арата - это уходящая натура. Так считают и сами кочевники. Помимо традиционных трудностей, характерных для их и так не простой жизни, среди которых можно назвать суровые климатические условия и нападения волков, с катастрофической неотвратимостью приходят те, которые ставят под угрозу саму основу кочевого скотоводства. В первую очередь, это опустынивание территорий, которое по оценкам наблюдателей происходит уже в течение нескольких десятилетий. Сейчас оно ускорилось из-за разведения пастухами в массовом порядке тонкорунных пород коз, шерсть которых высоко цениться на рынке. Козы, в отличие от овец, поедают траву с корнем. Это ведёт к сокращению пастбищных угодий, но не останавливает пастухов от получения сиюминутной выгоды.

Технический прогресс также действует негативно на традиционный кочевой уклад. Раньше для перевоза своего скарба араты предпочитали использовать верблюдов, но теперь всё больше отказываются от их хлопотного содержания, предпочитая нанимать для переезда грузовик. Это во многом облегчает сам переезд, но сокращает количество мест, которых таким образом можно достичь. В итоге на географической карте Монголии всё больше территорий, свободных от кочевников, в силу их недоступности для нового вида транспорта.

Ну, и, конечно, урбанизация, вкупе с техническим прогрессом - главный враг любого традиционного уклада. Сейчас с ранних лет дети скотоводов-кочевников получают школьное образование в городах и районах. Многие из них при этом живут в интернатах, кто-то у родственников. Вырастая, молодёжь стремится осесть в городах, и это сейчас - самая главная проблема для кочевого образа жизни.

Арат в Монголии до сих пор уважаемая фигура. Скотоводческий уклад - это основа монгольской жизни, её прошлого и пока ещё настоящего. Правительство Монголии поддерживает аратов и их традиционный быт. Но, видимо, уже ничто не сможет помочь переломить тенденции времени. Монументальная фигура арата на картинах Ф. С. Торхова призвана символизировать величие и мощь традиций. Мы же видим перед собой - застывший памятник уходящей эпохи.

Evgenii Yu. Peshkov, Senior Researcher State Art Museum of Altai Krai (Barnaul, Russia)

[email protected]

AN IMAGE OF A MONGOLIAN CATTLE BREEDER IN FYODOR TORKHOV'S ARTISTIC CREATIVITY AS THE PASSING EPOCH SYMBOL

Abstract. Fyodor Torkhov (1930-2012) is Honored Artist of Russia who is famous in Russia and in Mongolia for his artistic and public activities that did much for strengthening cultural relations between these countries. Paintings dedicated to Mongolia are substantial part of the artist's oeuvre: apart from series of landscapes of the steppe and mountain Mongolia he created rich portrait gallery where he pictured Mongolian citizens and local cattle breeders are among them. The author of the article analyses some peculiarities of displaying social and economic changes in Mongolia in Torkhov's portrait painting stored in State Art Museum of Altai Krai (Barnaul, Russia).

Keywords: Mongolian cattle breeder, Fyodor Torkhov, a painter, Fyodor Torkhov's artistic creativity, the Altai territory, Mongolia, State Art Museum of Altai Krai.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.