Научная статья на тему 'ОБРАЗ АНГАРЫ В РАБОТАХ ХУДОЖНИКОВ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА'

ОБРАЗ АНГАРЫ В РАБОТАХ ХУДОЖНИКОВ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
52
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
река Ангара / Восточная Сибирь / озеро Байкал / суровая природа / художники-пейзажисты / художественный образ / А.В. Лохин / Angara River / Eastern Siberia / Lake Baikal / harsh nature / landscape artists image / A.V. Lokhin

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Горбонос Ольга Константиновна

Настоящая статья посвящена описанию картин иркутского художника А.В. Лохина, изображающего в своих работах великую сибирскую реку Ангару, о характере которой народами, населяющими ее берега уже многие века, сложены многочисленные легенды и предания. Ангара вытекает из самого Байкала, и это, безусловно, делает ее местонахождение уникальным, придает реке ореол мистики и загадочности. Красоты ее речных сибирских пейзажей зачастую скудны и непритязательны, но тем и дороги творческим людям, художникам, которые и в этом суровом холодном образе черпают вдохновение и видят тот прекрасный одухотворепный лик, который дает силы жить и творить в этом угрюмом таежном крае. Исследование основано на живописных работах художника А.В. Лохина: «Укрощение Ангары» (1964); «Покорение Ангары», (1963), «Песня об Ангаре» (1966), «Над Ангарой» (1964), которые находятся в Братском городском объединенном музее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF ANGARA IN THE WORKS OF THE BAIKAL REGION ARTISTS

The article is devoted to the description of the paintings of the Irkutsk artist A.V. Lokhin, who depicts in his works the great Siberian river Angara, about the character of which numerous legends and tales have been composed by the peoples that have been inhabiting its banks for many centuries. The Angara flows out of Lake Baikal itself and this certainly makes its location unique, gives the river an aura of mysticism and mystery. The beauties of the riverside Siberian landscapes are often meager and unpretentious, but those are dear to creative people, artists who draw inspiration from this harsh cold image and see that beautiful spiritualized face of the river, which gives strength to live and create in this gloomy taiga region. The research is based on the paintings of the artist A.V. Lokhin “The Taming of the Angara” (1964), “The Conquest of the Angara” (1963), “The Song about the Angara” (1966), “Over the Angara” (1964), which are in the Bratsk City United Museum.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ АНГАРЫ В РАБОТАХ ХУДОЖНИКОВ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА»

EDN: UYACCY УДК 75.047

THE IMAGE OF ANGARA IN THE WORKS OF THE BAIKAL REGION ARTISTS

Olga K. Gorbonos

The Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts named after A. D. Kryachkov Novosibirsk, Russian Federation

Abstract: The article is devoted to the description of the paintings of the Irkutsk artist A. V^ Lokhin, who depicts in his works the great Siberian river Angara, about the character of which numerous legends and tales have been composed by the peoples that have been inhabiting its banks for many centuries. The Angara flows out of Lake Baikal itself and this certainly makes its location unique, gives the river an aura of mysticism and mystery. The beauties of the riverside Siberian landscapes are often meager and unpretentious, but those are dear to creative people, artists who draw inspiration from this harsh cold image and see that beautiful spiritualized face of the river, which gives strength to live and create in this gloomy taiga region. The research is based on the paintings of the artist A. V. Lokhin "The Taming of the Angara" (1964), "The Conquest of the Angara" (1963), "The Song about the Angara" (1966), "Over the Angara" (1964), which are in the Bratsk City United Museum.

Keywords: Angara River, Eastern Siberia; Lake Baikal; harsh nature; landscape artists image; A. V^ Lokhin.

Citation: Gorbonos, O. R. (2023). THE IMAGE OF ANGARA IN THE WORKS OF THE BAIKAL REGION ARTISTS. IzobraziteV noe iskusstvo Urala, Sibiri iDaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, № 3 (16), pp. 104-111.

О. К. Горбонос

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств им. А. Д. Крячкова Новосибирск, Российская Федерация

ОБРАЗ АНГАРЫ В РАБОТАХ ХУДОЖНИКОВ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА

Настоящая статья посвящена описанию картин иркутского художника А. В. Лохина, изображающего в своих работах великую сибирскую реку Ангару, о характере которой народами, населяющими ее берега уже многие века, сложены многочисленные легенды и предания. Ангара вытекает из самого Байкала, и это, безусловно, делает ее местонахождение уникальным, придает реке ореол мистики и загадочности. Красоты ее речных сибирских пейзажей зачастую скудны и непритязательны, но тем и дороги творческим людям, художникам, которые и в этом суровом холодном образе черпают вдохновение и видят тот прекрасный одухотво-

ренный лик, который дает силы жить и творить в этом угрюмом таежном крае. Исследование основано на живописных работах художника А. В. Лохина: «Укрощение Ангары» (1964); «Покорение Ангары», (1963), «Песня об Ангаре» (1966), «Над Ангарой» (1964), которые находятся в Братском городском объединенном музее.

Ключевые слова:река Ангара; Восточная Сибирь; озеро Байкал; суровая природа; художники-пейзажисты; художественный образ; А. В. Лохин.

А. В. Лохин. Песня об Ангаре.

1966. Холст, масло. 155x214

Братский городской объединенный музей

А. \' Lokhin. The song about the Angara. 1966. Oil on canvas. 155x214 Bratsk City United Museum

В последнее время региональное искусство отдельно взятых территорий представляет особый интерес, так как помогает понять процессы, приведшие к формированию того уровня культуры и искусства, которые и являются определяющими в регионе. В небольших областях и отдельных местностях, находящихся на территории Восточной Сибири,таким фактором является природа, которая наряду с нравственными и духовными ценностями, формирует культурный уровень людей, населяющих данную территорию. Природа не только та среда, в которой живет и существует человек, но и целый мир, где природные явления являются такими важными звеньями в цепи мироощущения, как и сам человек [1]. Именно поэтому, природа в Байкальском регионе одухотворена и наделена человеческими качествами, чувствами и эмоциями. Как, например, могучая и своенравная сибирская река Ангара, которая, по древним сказаниям, является дочерью самого Байкала... Безусловно, это вымысел, но художники, народ чуткий и тонкий, не перестают придавать своим

пейзажным изображениям человеческие черты и характер. Магия пейзажа никого не оставляет равнодушным, а виды Восточной Сибири - Байкала, Ангары - завораживают вдвойне.

Цель данной статьи - на примере живописных пейзажных работ иркутского художника Адольфа Викторовича Лохина1, отличающихся самобытностью и яркой индивидуальностью, показать разнообразие созданного в изобразительном искусстве образа реки Ангара.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- привести обзор специальной и научной литературы по теме исследования;

представить историко-мифологический очерк возникновения Ангары;

- дать определение художественного образа в изобразительном искусстве;

- в контексте приведенного определения и созданного образа реки рассмотреть живописные работы художника А. В. Лохина.

Актуальность настоящей статьи проверена временем. Как отмечают в своем исследовании И. В. Шепнякова, Т. Ю. Вострякова, Г. А. Новикова, «сибирский край богат на таланты, и плеяда светлых мастеров творит и славит тем свою Сибирь» [9, с. 163]. Пейзажная живопись в Байкальском регионе была и остается основной доминантой изобразительного искусства, вносящей свой неповторимый вклад в создание удивительного сибирского колорита и творческой атмосферы. Природа выступает как основополагающий фактор развития культуры2 и искусства Восточной Сибири. Л. М. Салахова в своей статье пишет: «Бесспорно то, что культурная среда является срезом социальной среды, включающей в себя совокупность вещественных и личностных факторов. Эти факторы влияют на духовные потребности, интересы и ценностные ориентации в области культуры» [6, с. 59]. Несмотря на всю суровость климата, произведения изобразитель-

з

ного искусства - пеизажи местных художни-

ков - отличаются живым участием и глубоким проникновением в суть окружающего мира, большим интересом к исследуемому предмету -природным стихиям и явлениям. Изображения реки Ангары являются разнообразными и не повторяются: у каждого из мастеров своя личная история, связанная с этим природным явлением. Когда у художника появляется желание писать виды и пейзажи своего родного края, это, безусловно, говорит об актуальности данной темы и настоящего исследования. Т. К. Си-манженкова и Т. Ю. Серикова указывают: «Наиболее полно понять и почувствовать природу и жизнь вокруг себя художник может, если он относится к этой реальности с особой теплотой и нежностью, как сын к матери, которая его родила, вырастила и воспитала» [7, с. 62].

Научная новизна работы состоит в том, что на примере работ одного конкретного художника рассмотрены разнообразные образы сибирской реки Ангара.

Практической ценностью настоящего исследования является то, что полученные в ходе рассмотрения обозначенных вопросов данные и выводы можно использовать при анализе видов пейзажной живописи на примере работ конкретных художников отдельных регионов.

При подготовке статьи использовалась научные и специальные источники по обозначенной тематике, которые можно разделить на три основные группы:

- в первую группу вошли публикации, касающиеся творческих судеб художников Сибири [1; 4; 7; 8]. В контексте обозначенной тематики эти работы представляют интерес, так как в настоящей работе рассматривается творчество иркутского художника А. В. Лохина;

- вторая группа работ имеет общую направленность - исследования, связанные с понятием «художественный образ» [3; 8]. Они являются актуальными, так как в работе рассматривается образ Ангары, созданный художником А. В. Ло-хиным;

- третью группу составляют публикации, посвященные городской теме [6] и сборник архивных материалов «Это было на Ангаре» [10], где описываются процессы строительства Братской ГЭС, города Братска и исследуются процессы возникновения и тенденции развития культурно-художественной среды городов Восточной Сибири.

Иллюстрированный художественный словарь [2] и словарь-справочник «Культурология» [5] выполнят в настоящем исследовании справочную функцию.

Обозначенные публикации помогают глубоко и всесторонне раскрыть тему статьи - «Образ Ангары в работах художников Байкальского региона».

В настоящем исследовании применяются:

- методы эмпирического исследования: наблюдения, сравнения, описания, суть которых состоит в том, что первоначально определяются исходные данные: исследуемый объект - река Ангара, образ которой презентуется в пейзажных работах;

- методы индукции, дедукции, сравнительного анализа. Первый их них проявляется в том, что, рассматривая конкретную пейзажную работу, можно выявить общие признаки, характерные для определенного вида пейзажа. И наоборот, от описания вида пейзажной живописи, можно подойти к конкретной работе определенного художника. Данные методы взаимосвязаны. Сравнительный анализ будет присутствовать при описании художественного образа реки, представленного в работах;

- с помощью методов обобщения и систематизации подводится итог, выявляются характерные особенности созданного художником образа реки.

А. В. Лохин. Покорение Ангары. 1963. Холст, масло. 56x70

Братский городской объединенный музей

А. ^ Lokhin.

The conquest of the

Angara. 1963.

Oil on canvas.

56x70

Bratsk City

United Museum

По одной из версий, слово «Ангара» происходит из древнебурятского и переводится как «открытая пасть». Это связано с характером морфологии территории, где находится исток реки: он напоминает расщелину, ущелье, по которому Ангара вырывается из Байкала.

По другой версии, название реки идет от слова «Амнга», которое упоминается в летописях XIII в., и по описанию это именно Ангара, впадающая в Енисей. Таким образом, в настоящее временя нет четкой этимологии названия.

Современная Ангара начинает свой путь из озера Байкал и течет на север. Ее русло шириною около километра. Сегодня благодаря гидроэлектростанциям, построенным на реке, она образует несколько водохранилищ: Иркутское, Братское, расположенное на северо-западе, и Богучанское, находящееся в Красноярском крае. Далее Ангара впадает в Енисей.

Географическое обоснование возникновения реки имеет также и мифологическое. Существует легенда об Ангаре: в далекие-давние времена жил на свете могучий и сильный богатырь Байкал. Когда он злился, то сметала все на земле черная буря, если радовался богатырь, то расцветало все вокруг. Был характер Байкала суров и крут, никто не смел ему перечить. Власть его распространялась на все мелкие речки, ручейки и реки. И была у Байкала красавица-дочь Ангара. Сильно любил ее Байкал и прятал от всех глубоко под землей. Однажды услышала Ангара разговор ручейков о том, что живет в далеких краях красавец-богатырь молодой Енисей, сын гордого и древнего Саяна. Заскучала Ангара, захотелось ей увидеть своими глазами молодого богатыря, и стала она думать, как выбраться из чертога. Но грозный Байкал уже принял решение - сосватать Ангару за смелого и богатого Иркута. Узнав это, расстроилась она, стала плакать в своей темнице. Все ручейки сбежались утешить красавицу и помочь ей бежать. Подземные воды размыли чертог и выпустили Ангару, решившую сбежать к Енисею. Обезумел Байкал от горя, узнав о поступке любимой дочери, со всей силы схватил скалу-камень и кинул вослед беглянке. Но Ангара убежала. Уже много лет она течет навстречу Енисею, а Байкал замкнулся в своем горе, стал нелюдимый угрюмый и страшный. Камень, брошенный в Ангару, до сих пор на том самом месте. Местные жители прозвали его Шаман-камень. Возле него шаманы совершают обряды, приносят дары Байкалу,

задабривают его, чтобы он простил дочь и не губил людей, проживающих на его берегах.

Река Ангара является знаковым местом и природным явлением для жителей Байкальского региона. Поэтому неслучайно живописцы стремятся изобразить ее с максимальной достоверностью, вплетая в художественный образ реки свои представления, возникшие на основе услышанных сказаний и легенд, наполняя его глубоким метафизическим смыслом.

Художественный образ4 зачастую представляет собой элемент творчества в изобразительном искусстве, который художники в обязательном порядке изображают в виде определенных объектов, эстетически воздействующих на зрителя. Если рассматривать саму теорию изобразительного искусства, то художественный образ в данном случае предстает как особая форма отображения действительности. В прикладном аспекте художественным образом считают любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Поэтому существует некая двойственность этого определения: образ воспринимается как мыслительная модель и как конкретный материальный объект в действительности. Из-за этого разделения в описание данного явления вводятся такие понятия, как прообраз, изображение, образное представление, образное мышление в художественных формах.

Художественный образ в изобразительном искусстве - это не обязательно достоверное представление какого-либо предмета материального мира или объекта природы. Создавая живописное произведение, художник безусловно за основу берет натуру, придерживается ее концепции. Но при этом готовое произведение изобразительного искусства является неким итогом той работы, которую провел художник, делая зарисовки, эскизы, этюды, размышляя над картиной, подбирая цветовую палитру и колорит, размечая детали будущей композиции. Следовательно, живописные работы создаются на основе имеющегося у художника социального и профессионального опыта, академических знаний об основах рисунка и перспективы - абсолютно все имеет значение. Художник тесно связан со своим произведением. И это прослеживается во всех видах и жанрах. Е. Г. Столярова, А. Е. Березин, О. А. Жерноклева отмечают: «Изобразительное искусство представляет собой ряд искусств, позволяющие особыми сред-

ствами выразительности передавать явления жизни или их художественные образы на картинной плоскости» [8, с. 12].

Как правило, если речь идет о художественном образе, то в изобразительном искусстве его составляют «главные герои картины»: один человек, группа людей, отдельные животные или их группа, предметы, которые художник посчитал нужным выделить среди остальных и которые определяют всю концепцию живописного произведения. Между тем какие-то события или случайные явления также могут выступать в качестве художественного образа, через который художник передает свою мысль зрителю. Пейзаж тоже может быть художественным образом. С помощью него художник выражает свои мысли, чувства, эмоции, которые пытается донести до зрителя. Е. Г. Столярова, А. Е. Березин, О. А. Жерноклева пишут: «Таким образом, при создании картин необходимо помнить о задаче, которую ставит перед собой художник в плане содержания и поиска соответствующей формы

изображения и общей концепции художественного произведения» [8, с. 12].

Отдельно взятый художественный образ может по задумке автора взаимодействовать с другими, создавая при этом новую реальность, отличную от тех двух, символами которых они были по отдельности. С. И. Воронцова отмечает: «Иными словами, художественный образ - это целостная перцептивная структура, обладающая не только семантической (видимой), но и феноменальной (невидимой) пространственно-стью» [3, с. 116].

Специфической особенностью художественного образа является то обстоятельство, что он все равно представляет вымышленную реальность, далекую от действительности, и существующую зачастую только в воображении художника. Как бы досконально реально и правдоподобно ни была создана картина, она некий «слепок» впечатления художника от увиденного им. Картина - это всегда действие здесь и сейчас, в определенный момент времени, которое

А. В. Лохин. Укрощение Ангары. 1964. Холсту масло. 68x78

Братский городской объединенный музей

А. V. Lokhin. The taming of the Angara. 1964. Oil on canvas. 68x78 Bratsk City United Museum

неумолимо идет дальше. Поэтому художник ограничен «в моменте» события и ему необходимо в это мгновение запечатленного времени вложить яркий запоминающийся художественный образ, который передаст весь спектр смыслов произведения.

С другой стороны, чтобы создать художественный образ, мастер использует предметы, объекты, вещи этого материального мира, понятные зрителю, который находится с художником в одной системе координат. Т. К. Симан-женкова, Т. Ю. Серикова отмечают: «Изучая произведения, посвященные родной для автора земле и ее людям, возможно более полно и разносторонне изучить процесс формирования художественно-образного содержания произведения, посвященного родной для автора земле и ее людям» [7, с. 62]. И далее исследователи дополняют: «Представление художника о том месте, где живет, и образ которого он воплощает в своих произведениях, исключительно личностно, субъективно. Эта субъективность многослойна: она делится на время, место, выбор объекта и его состояния и определение средств художественного воплощения» [7, с. 62].

Рассмотрим художественный образ реки Ангары на примере живописных работ художника А. В. Лохина.

«Песня об Ангаре» (1966) является многоплановым произведением, имеет горизонтальную композицию5. На переднем плане широко расположена группа молодых женщин. По их уставшим лицам видно, что это конец рабочего дня. Они собрались здесь, чтобы отдохнуть, посидеть на берегу Ангары, послушать тишину и может быть тихонько спеть. На водной глади видны легкие перекаты волн. Картина6 выглядит очень спокойной и умиротворяющей: то ли река поет и все слушают, то ли поют люди и слушает вся природа, то ли они поют вместе. Произведение наполнено воздухом, одухотворенностью и лирикой [4]. Река является главным элементом картины: она живой дышащий организм. Ангара как бы прислушивается к льющейся о ней песне. Именно таким предстает образ реки перед зрителем - спокойным и лиричным. Данная работа создавалась художником в период строительства на Ангаре Братской ГЭС, и поэтому с уверенностью можно сказать, что эти молодые женщины - строители гидроэлектростанции и города Братска, приехавшие в этот суровый край в поисках себя и романтики. Все элементы

картины: люди, берег, река, деревья - достаточно прописаны. Для художника важны детали, встраиваемые в общую концепцию картины. Л. М. Салахова пишет о том времени: «Романтизм, альтруизм, восторженность, стремление к совершенству, вера в светлое будущее и потребность в активности - вот что лежало в основе культуры молодых городов. Оптимистическое мировосприятие советских людей можно причислить к положительным достижениям системы воспитания страны Советов» [6, с. 60].

Глядя на картину, невольно вспоминаешь и начинаешь слышать песню, сочиненную А. Н. Пахмутовой и Н. Н. Добронравовым:

Чуть охрипший гудок парохода

Уплывает в таежную тьму.

Две девчонки танцуют, танцуют на палубе,

Звезды с неба летят на корму.

Припев:

А река бежит, зовет куда-то,

Плывут сибирские девчата

Навстречу утренней заре

По Ангаре, по Ангаре.

Верят девочки в трудное счастье.

Не спугнет их ни дождь, ни пурга,

Ведь не зря звезды под ноги падают, падают

И любуется ими тайга!

Следующие две работы «Покорение Ангары» (1963) и «Укрощение Ангары» (1964) посвящены знаковому событию в жизни Восточной Сибири и всей страны - строительству Братской ГЭС, которая стала символом мирного подвига по покорению Сибири советским человеком-строителем [5]. Эти живописные произведения можно рассматривать вместе не только в силу сюжета можно объединить, но и потому, что написаны они были практически в одно время (1963-1964). Художник изобразил момент начала перекрытия Ангары, начала закладки плотины. Здесь река предстает перед зрителем как грозная суровая водная стихия, которая в своем буйстве сметает все на своем пути, а человек представляется маленькой песчинкой, унесенной ветром времени. Этот эффект создается в том числе и композициями обоих картин, где вода, смешение течения и падающих камней, находясь на переднем плане в центре, превращается в одну кружащую стихию, хаос, готовый поглотить все на свете. В картине «Покорение Ангары» это больше грунт и камни, в работе «Укроще-

ние Ангары» это преимущественно вода. Образ реки - неукротимая могучая сила природы. Обе работы выполнены широкими крупными мазками, без прорисовки каких-либо деталей: все смешалось на холсте.

Своеобразным итогом предыдущих двух картин можно считать произведение «Над Ангарой» (1964), композиция которого выстроена таким образом, что главное место в ней занимает фигура девушки-строителя. Она поднимается навстречу зрителю с группой людей, и Ангара остается как бы внизу, под людьми. Такое положение элементов в работе может рассматриваться символично: советский человек, совершил мирный подвиг, покорил природную необузданную стихию реки, построив на ней гидроэлектростанцию. По сравнению с первой работой А. В. Лохина, где Ангара существует сама по себе, как хозяйка в суровом таежном краю, здесь река предстает уже как бы упорядоченно, на том месте, которое ей определил человек, он поставил ее себе на службу.

Анализ представленных пейзажных работ художника А. В. Лохина позволил сделать следующие выводы:

- образ реки, созданный художником, разный: в одном случае лирический; в другом - суровый и неукротимый;

- образ реки неразрывно связан с судьбой советского человека, приехавшего покорять Сибирь;

- река в работах художника является не только материальной составляющей, связанной с жизнью и строительством, но также становится и духовной частью судьбы человека, связанной с ним навек.

Таким образом, в результате исследования был представлен историко-мифологический очерк возникновения Ангары; дано определение художественного образа в изобразительном искусстве; в контексте приведенного определения и созданного образа реки рассмотрены живописные работы художника А. В. Лохина.

Примечания

1. Лохин Адольф Викторович (род. в 1934) - заслуженный художник РФ, член-корреспондент Международной Академии искусства и культуры, член Союза художников СССР с 1969 г. По путевкам ЦК ВЛКСМ ездил на строительство Братской ГЭС в город целинников Кустанай, затем на Дальний Восток. Около 70 его живописных и графических работ находятся в музее истории города Братска Иркутской области.

Изображения, использованные в статье, вошли в следующее издание: Легендарный Братск в изобразительном искусстве и фотографии: календарь / Авт.-сост. д-р ист. наук С. Гольдфарб. - Братск, 2020. - 470 с.

2. Культура (лат. возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира [9, с. 192].

3. Пейзаж (франц. местность, страна) - жанр изобразительного искусства или конкретное произведение, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта; пейзажем называют также сам объект такого изображения [2, с. 162].

4. Образ (др. русск. резать, делать черту) - форма отражения окружающей действительности в сознании человека, отсюда образование, т.е. учение. Образ - мировоззренческая основа любой профессиональной деятельности; для художественной деятельности такой основой являются художественные образы. На Руси образом называли также его конкретную материальную форму - изображение, икону; отсюда также образец, образить - изобразить [2, с. 150].

5. Композиция (лат. соединение, составление, сочетание) - искусство сочинения, составления различных частей в единое целое сообразно их смыслу, содержанию или какой-либо идее. Композиция - один из типов структуры. В художественной деятельности она выступает как метод художественно-образного формообразования. Композиция включает в себя организацию конструктивных связей в качестве формальной основы, но не ограничивается ею. В отличие от простой конструкции все части композиции связаны не только функционально, но и с идеей, замыслом художника, далеко выходящим за границы утилитарности. Поэтому композиционная целостность характеризуется прежде всего тем, что ни один из ее элементов не может быть заменен или изменен без ущерба для целого [2, с. 108].

6. Картина (итал. тонкая красивая бумага) - произведение искусства, изображение, создающее наиболее полное, всестороннее представление о чем-либо, в отличие от условного рисунка, беглого эскиза, этюда. Картина - это, как правило, живописное изображение в раме, так как именно многокрасочность дает наиболее полное представление об объекте [2, с. 98].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Васильева-Шляпина, Г. Л. Сибирский романтизм в творчестве Красноярской художницы Эльвиры Мо-таковой // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. - 2020. - № 3. - С. 106-117.

2. Власов, В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. - Санкт-Петербург : ИКАР, 1993. - 272 с.

3. Воронцова, С. И. Проблема «насыщенности» художественного образа в современной живописи времени // Вестник культуры и искусств. - 2021. - № 3 (67).-С. 115-123.

4. Козлова, Л. Г. Алексей Федотов. Живопись цвета времени // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. - 2019. - № 1. - С. 74-87.

5. Культурология : словарь-справочник / И. В. Шитова [и др.]. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 596 с.

6. Салахова, Л. М. Особенности формирования культурной среды молодых индустриальных городов

// Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2011. - № 1 (3). - С. 59-70.

7. Симанженкова, Т. К. Гений места : репрезентация образа родного края в живописи (на примере творчества А. М. Знака, А. В. Казанского и А. Н. Оси-пова) / Т. К. Симанженкова, Т. Ю. Серикова // Артикулы-. - 2020. - № 2 (38). - С. 61-76.

8. Столярова, Е. Г. Реалистическое и условное пространство живописи в контексте художественного образа / Е. Г. Столярова, А. Е. Березин, О. А. Жерно-клева // Chronos: психология и педагогика. - 2022. -Т. 7, № 1 (27).-С. 11-16.

9. Шепнякова, И. В. Сибирский Левитан: пейзаж в творчестве В. В. Тетенькина (из фондов краеведческого музея г. Тулуна) / И. В. Шепнякова, Т. Ю. Востря-кова, Г. А. Новикова // Сукачевские чтения. - 2020. -№17.-С. 163-165.

10. Это было на Ангаре : сборник / сост. В. Енишер-лов, Д. Иванов. - Москва : Молодая гвардия, 1974. -208 с.

References

1. Vasilyeva-Shlyapina, G. L. Sibirskij romantizm v tvorchestve Krasnoyarskoj hudozhnicy El'viry Motakovoj [Siberian Romanticism in the works of the Krasnoyarsk artist Elvira Motakova]. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka, 2020, no. 3, pp. 106-117.

2. Vlasov V. G. Illyustrirovannyj hudozhestvennyj slovar' [Illustrated art dictionary]. Saint Petersburg, IKAR, 1993, 272 p.

3. Vorontsova, S. I. Problema «nasyshchennosti» hudozhestvennogo obraza v sovremennoj zhivopisi vremeni [The problem of the «saturation» of the artistic image in modern painting of the time]. Vestnik kul'tury i iskusstv 2021, no. 3 (67), pp. 115-123.

4. Kozlova, L. G. Aleksej Fedotov. Zhivopis' cveta vremeni [Alexey Fedotov. Painting the colors of time], Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka 2019, no. 1, pp. 74-87.

5. Kul'turologiya: slovar'-spravochnik [Culturology: a reference dictionary], N. V. Shishova and others. Rostov-on-Don, Feniks, 2009,596 p.

6. Salakhova, L. M. Osobennostiformirovaniyakul'turnoj sredy molodyh industrial'iiyh gorodov [Features of the

formation of the cultural environment of young industrial cities]. Problemy social'no-ekonomicheskogo razvitiya Sibiri 2011, no. 1 (3), pp. 59-70.

7. Simanzhenkova,Т. K., Serikova, T. Yu. Genij mesta: reprezentaciya obraza rodnogo kraya v zhivopisi (11a primere tvorchestva A. M. Znaka, A. V. Kazanskogo i A. N. Osipova) [The genius of the place: representation of the image of the native land in painting (on the example of the works by A. M. Znak, A. V. Kazansky and A. N. Osipov)]. Artikul't 2020, no. 2 (38), pp. 61-76.

8. Stolyarova, E. G., Berezin, A. E., Zhernokleva, O. A. Realisticheskoe i uslovnoe prostranstvo zhivopisi v kontekste hudozhestvennogo obraza [Realistic and conditional space of painting in the context of an artistic image]. Chronos: psihologiya i pedagogika, 2022, vol. 7, no. 1 (27), pp. 11-16.

9. Shepnyakova, I. V., Vostryakova, T. Yu., Novikova, G. A. Sibirskij Levitan: pejzazh v tvorchestve V. V. Teten'kina (iz fondov kraevedcheskogo muzeya g. Tuluna) [Siberian Levitan: landscape in the works of V. V. Tetenkin (from the funds of the Tulun Museum of Local Lore)]. Sukachevskiechteniya,2020,no. 17,pp. 163-165.

10. Eto bylo na Angare: sbornik [It was on the Angara river: collection]. Compilers V. Enisherlov, D. Ivanov. Moscow Molodaya gvardiya, 1974, 208 p.

Об авторе

Горбонос Ольга Константиновна - аспирант кафедры монументально-декоративного искусства Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств им. А. Д. Крячкова (НГУАДИ), научный руководитель - Шавшина Ирина Петровна, канд. искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой искусств НГУАДИ

E-mail: [email protected]

Gorbonos Olga Konstantinovna

Postgraduate student, Department of Monumental and Decorative Art, Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts named after A. D. Kryachkov

А. В. Лохин. Над Ангарой. 1964. Холст, масло. 99x186

Братский городской объединенный музей

А. V. Lokhin. Above the Angara. 1964. Oil on canvas. 99x186

Bratsk City United Museum

ÏHIv?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.