Научная статья на тему 'АЛЕКСАНДР КАЗАНСКИЙ - ПЕРВЫЙ АКАДЕМИК РАХ В БУРЯТИИ'

АЛЕКСАНДР КАЗАНСКИЙ - ПЕРВЫЙ АКАДЕМИК РАХ В БУРЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
119
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЕКСАНДР КАЗАНСКИЙ / СУРОВЫЙ СТИЛЬ / БАЙКАЛ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ТВОРЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бороноева Татьяна Анатольевна

В статье говорится о творчестве Александра Владимировича Казанского (1935-2011), выпускника Иркутского художественного училища (1950-1955), в дальнейшем окончил Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова (1955-1961). А.В. Казанский по праву вошел в золотой фонд изобразительного искусства Бурятии, ярко проявив себя во всех жанрах. Его ранние работы стали программным воплощением сурового стиля в искусстве. А.В. Казанский считается певцом Байкала, автором выразительных портретов современников, романтиком, творящим красоту мироздания. Мировоззренческие принципы Казанского были сходны с идеями буддизма, которые определяют человека как часть природной системы. В статье очерчен творческий путь художника, дан анализ отдельных произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALEXANDER KAZANSKY - THE FIRST ACADEMICIAN OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES IN BURYATIA

The article refers to the work of Alexander Vladimirovich Kazansky (1935-2011), a graduate of the Irkutsk Art College (1950-1955), later a graduate of the Moscow State Art Institute named after VI. Surikov (1955-1961). A.V. Kazansky rightfully entered the golden fund of fine arts of Buryatia, having manifested himself vividly in all genres. His early works became the programme embodiment of the severe style in art. A.V. Kazansky is considered to be a singer of Baikal, an author of expressive portraits of contemporaries, a romantic who creates beauty of the universe. Kazansky's worldview principles were similar to the ideas of Buddhism, which define a person as apart of the natural system. The article outlines the artist's creative path, analyzes individual works.

Текст научной работы на тему «АЛЕКСАНДР КАЗАНСКИЙ - ПЕРВЫЙ АКАДЕМИК РАХ В БУРЯТИИ»

НАСЛЕДИЕ

DOI: 10.17516/2713-2714-0074 УДК 7.03

HERITAGE

ALEXANDER KAZANSKY -

THE FIRST ACADEMICIAN

OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES

IN BURYATIA

Tatyana A. Boronoeva

National Museum of the Republic of Buryatia Ulan-Ude, Russian Federation

Abstract: The article refers to the work of Alexander Vladimirovich Kazansky (19352011), a graduate of the Irkutsk Art College (1950-1955), later a graduate of the Moscow State Art Institute named after V.I. Surikov (1955-1961). A.V. Kazansky rightfully entered the golden fund of fine arts of Buryatia, having manifested himself vividly in all genres. His early works became the programme embodiment of the severe style in art. A. V. Kazansky is considered to be a singer of Baikal, an author of expressive portraits of contemporaries, a romantic who creates beauty of the universe. Kazansky's worldview principles were similar to the ideas of Buddhism, which define a person as a part of the natural system. The article outlines the artist's creative path, analyzes individual works.

Keywords: Alexander Kazansky; severe style; Baikal; ideological principles of creativity.

Citation: Boronoeva, T.A. (2022). ALEXANDER KAZANSKY - THE FIRST ACADEMICIAN OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES IN BURYATIA. IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1,№ 4 (13), pp. 106-113.

Т. А. Бороноева

Национальный музей Республики Бурятия Улан-Удэ, Российская Федерация

А. В. Казанский.

Портрет

народного

художника

Бурятской АССР

скульптора

Г.Г. Васильева. 1980.

Картон, масло.

100x70

Национальный музей Республики Бурятия

А. V. Kazansky. Portrait of the People's Artist of the Buryat ASSR sculptor G.G. Vasiliev. 1980. Cardboard, oil. 100x70

Hie National Museum of the Republic of Buryatia

АЛЕКСАНДР КАЗАНСКИЙ -ПЕРВЫЙ АКАДЕМИК PAX В БУРЯТИИ

В статье говорится о творчестве Александра Владимировича Казанского (1935-2011), выпускника Иркутского художественного училища (1950-1955), в дальнейшем окончил Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова (1955-1961). A.B. Казанский по праву вошел в золотой фонд изобразительного искусства Бурятии, ярко проявив себя во всех жанрах. Его ранние работы стали программным воплощением сурового стиля в искусстве. A.B. Казанский считается певцом Байкала, автором выразительных портретов современников, романтиком, творящим красоту мироздания. Мировоззренческие принципы Казанского были сходны с идеями буддизма, которые определяют человека как часть природной системы. В статье очерчен творческий путь художника, дан анализ отдельных произведений.

Ключевые слова: Александр Казанский; суровый стиль; Байкал; мировоззренческие принципы творчества.

Художественная жизнь Урала, Сибири и Дальнего Востока с каждым годом становится все более масштабной. Известные мастера изобразительного искусства являются представителями различных художественных направлений и ведут активную научную, творческую, выставочную, издательскую деятельность на местах. Это закладывает прочный фундамент для формирования в регионах от Урала до Дальнего Востока динамичной и разнообразной художественной среды, основанной на богатых традициях российского искусства, а также открывает большие перспективы для молодых талантов в будущем.

35 лет отделению Урала, Сибири, Дальнего Востока - символичная дата, возраст зрелости, когда можно подвести итоги. Работа отделения - это прежде всего деятельность самих художников, мастеров и наставников.

В работе Красноярского отделения Российской академии художеств большую роль сыграл Александр Владимирович Казанский, народный художник Российской Федерации, академик PAX (первый академик в Бурятии), член Союза художников СССР, лауреат Государственных премий Бурятии, профессор, преподаватель Красноярского художественного института (1990-2000).

Казанский - художник мощный, он ощущает мир симфонически. Недаром он остался в искусстве певцом Байкала. Александр Владимирович принадлежал к знаменитому направлению так называемых шестидесятников. Он написал более 300 пейзажей Байкала, став продолжателем традиций русских романтиков.

Истоки. Родители. Учеба

Дед Казанского родился в Верхнеудинске. Окончил дирижерское отделение Московской консерватории. Организовал оркестр в Верхнеудинске, выступал по городам Сибири, имел типографию и ателье. После революции семья и родственники деда уехали за границу, а дед остался с сыном, отцом художника. Отец его был начальником хозяйственного управления Совнаркома Бурятской АССР, имея бронь, пошел добровольцем на фронт, был ранен, попал в плен, прошел сталинские лагеря [2, с. 1].

Александр поступил в Иркутское художественное училище. Среди его педагогов был Алексей Петрович Жибинов, знаток искусства 1920-х годов, последователь творчества П. Филонова. Защитив блестяще дипломную работу, Александр решил продолжать учебу. В 1955 году

он поступает в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова.

Казанский остро чувствует веяния новой эстетики, новую энергетику искусства, обращенную к современности. Для обучения выбрал мастерскую Петра Соколова-Скаля. После диплома Казанский возвращается в родной Улан-Удэ. Из письма матери: «Получил звание художника. Значительнее его, по-моему, ничего не бывает...» [2, с. 24].

Начало работы. Суровый стиль. Байкальские хроники

1950-1960-е годы ознаменованы вступлением в жизнь молодых мастеров, окончивших после демобилизации художественные вузы. Шестидесятники, как их охарактеризовали в дальнейшем, сбросили розовые очки, они познают жизнь, врубаясь в быт шахтеров, строителей и нефтяников: Г. Коржев пишет строительство Красноярской ГЭС, В. Чесноков - оленеводов, Д. Жилинский -гимнастов. Эти работы сегодня можно считать программными. Молодые реалисты-шестидесятники всегда верили, что искусство питалось соками жизни [2, с. 25].

Казанский возвращается в родной город Улан-Удэ: в Союзе художников в этот период происходит активная смена поколений. Приезжают молодые художники: А. Сахаровская и Д. Дугаров - из Ленинграда, Г. Москалев и А. Казанский - из Москвы, Г. Баженов - из Киева. В 1960-х этот процесс характерен для всего искусства России. Очень много упреков в формализме было адресовано Казанскому. Так, например, во время поездки на Байкал ему удалось увидеть чудесное зрелище: лучи восходящего солнца пробили дрожащую коричнево-фиолетовую поверхность воды. Он запечатлел это на холсте «Утро. Байкал» (1961) в характерной стилистике, используя формальные построения. Критика в адрес этого полотна была активной, обвиняли чуть ли не в осквернении святыни.

В работах 1960-х годов Казанский ведет по существу исследовательскую деятельность, изучая изменения цвета при различных состояниях: «Поселок на Байкале», «Рыбопункт в Усть-Бар-гузине» (1961), «У Курбуликского мыса» (1961), «Скала на Байкале» (1961), «Натюрморт. Рыбы. Невыбранные сети» (1964), «Байкальские лодки» (1962).

Картина «Рыбаки Байкала» (1964) вобрала в себя многие находки в пейзаже и в портрете. Рыбаков обычно изображали в момент подъема

А.В. Казанский. Байкал.

Малое море. 1963. Картон, масло. 50x70

Национальный музей Республики Бурятия

А. К Kazansky. Baikal.

The small Sea. 1963. Cardboard, oil. 50x70

The National Museum of the Republic of Buryatia

сетей - богатый улов, пафос победы. Казанский выбрал самый обычный рядовой, но необходимый в рыбацкой трудовой жизни сюжет - починку сетей.

В картине всё правдиво, всё увидено в действительности, нет ничего написанного по воображению. Казанский показывает ежедневный, обычный труд, но не впадает в прозаизм, он поэтизирует и возвеличивает повседневность. Персонажи холста - живые люди, чей труд нелегок, а подчас суров. Синяя тяжелая волна давит на рыбаков, но ей противостоят огромные, с поднятыми к небу носами черно-красные лодки. Они своей тяжестью, резкими силуэтами как бы отодвигают стихию от углубленных в работу людей. Работа очень интересна по цветовым сочетаниям: старые, выцветшие робы - светлые пятна в продуманной цветовой и композиционной системе. Их цвет согласован со светлыми барашками на воде, связывая снова и снова стихию с людьми сурового опасного труда.

Картина была принята в штыки выставкомом. Казанского обвинили в формализме. Но через два года картина прошла через ряд зональных и международных выставок и стала программным произведением сурового стиля в искусстве.

Именно это полотно явилось своеобразной визитной карточкой художника, его самым известным художественным произведением. Казанский отказался вносить изменения, смягчить лица рыбаков. Признание пришло только через пять лет, после того как картина была представлена публике [3, с. 68]. В 1964 году A.B. Казанский был принят в члены Союза художников СССР.

Александр Владимирович, помимо творчества, активно занимался общественной и организационной работой: с 1966 по 1969 г. возглавлял Союз художников Бурятии. Именно по его инициативе в 1973 г. был построен 5-этажный дом по проекту архитектора П.Г. Зильбермана с выставочным залом на первом этаже и мастерскими для художников наверху. В настоящее время там расположен художественный музей им. Ц. Сампилова (составная часть Национального музея Республики Бурятия).

Байкальская тема

Один из шедевров художника - полотно «Байкал. Малое море» (1963). Байкал на картине предстает во всем своем могуществе и великолепии. Казанский предельно верно передает состояние природы: ритмику волн, шум прибоя и манящий взор далекий гористый берег.

А. В. Казанский. Рыбаки Байкала. 1964.

Холст, масло. 132x242

Национальный музей Республики Бурятия

А. К Kazansky. Fishermen of Baikal. 1964. Canvas, oil. 132x242

The National Museum of the Republic ofBuryatia

С 1965 по 1991 год, работая в составе выставочного комитета региональной выставки «Дальний Восток», A.B. Казанский приложил немало усилий для развития профессионального изобразительного искусства Дальневосточного региона. Он очень много путешествует по Байкалу. За этот период было написано около 20 картин.

За цикл, посвященный Байкалу («Байкал», «Байкальские горы», «Полуостров Святой Нос», «Баргузинские хребты», «Вечер на Байкале», «На Байкале штиль»), в 1972 году Казанскому присудили Государственную премию Бурятской АССР в области литературы и искусства. Художник удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Бурятской АССР», а через год получил звание «Заслуженный художник РСФСР».

Искусствовед В.П. Сысоев пишет о пейзажах Казанского: «Напряженно работая с натуры, автор стремится отрешиться от внешне эффектных, мимолетных состояний природы, выявляет устойчивую характерность пластического построения мотива. Посредством крупных живописных отношений, четкого пространственного ритма и равномерного освещения ему удается наполнить композицию мощным дыханием байкальских просторов, выразить то новое настроение, с которым наш современник внемлет голосу окружающей природы» [4, с. 70-71].

В пейзажном искусстве России 1970-х годов нарастает тенденция выявлять глубинную сущ-

ность образа природы, которая могла бы противостоять быстротечности современной жизни, стать опорой в утверждении нравственных и эстетических идей. Значительный вклад в эти тенденции вносит искусство A.B. Казанского. «Тункинские гольцы», «Вечер на Байкале», «Село Улюн»... В этих и других произведениях - широкое пространство одухотворенной природы. Зритель ощущает себя как бы внутри этой среды, он - не бездумный созерцатель «видов». Для Казанского Байкал - неисчерпаемый кладезь мотивов, настроений, сюжетов. Он пишет: «Я много где бывал на побережье Атлантики, Тихого океана, на Каспии, Севане... Всё это прекрасно, и всё же нигде не видал и не ощущал той необыкновенной ауры, которая исходит от Байкала» [2, с. 46].

Размышляя над своими работами, Казанский понял: законченные картины на воздухе не написать. Нужна планомерная, продуманная работа над композициями, уточнением цветотональ-ного напряжения, усиления ритмов, увиденных на натуре. Всё это требует совершенствования технологии, новых методов работы.

В 1973 году во время поездки на Байкал Казанский резко изменил метод письма. Тянущий грунт позволил писать не по сырому, а наращивать слои красок. Разработал приемы подкладки контрастных тонов, родственных или дополнительных. Это позволило добиться эффекта оптического смешения цветов. Опыт прошлых лет

А. В. Казанский. Скала Шаман. Байкал. 1964. Картон, масло. 48x68

Национальный музей Республики Бурятия

А. К Kazansky. Shaman Rock. Baikal. 1964. Cardboard, oil. 48x68

The National Museum of the Republic of Buryatia

помогает быстро схватывать состояние мотива. Бывает и так, что состояние задумывается заранее, а под него выбирается характер пейзажа [3, с. 70].

A.B. Казанский преодолевает изменение освещения тем, что старается сразу схватить сущность увиденного, не останавливаясь на деталях. В мастерской этюды дорабатываются: «Байкал» (1978), «Байкальские горы» (1976), «Полуостров Святой Нос», «Баргузинские хребты», «Вечер на Байкале», «На Байкале штиль», «Чивыркуйский залив», «Порт Северобайкальск» и другие.

В эти годы создает и лирические, «тихие» произведения - «Цветущая черемуха», «Багульник», «Осень на Байкале», «Летний день». Живописец утверждает, что суровый Байкал с тяжелыми тучами, рваными берегами, вздыбленными отрогами гор сосуществует и с ласковыми умиротворенными пейзажами, наполненными тихой радостью пробуждающейся природы.

Вся творческая жизнь Александра Владимировича связана с Бурятией, с ее людьми, с успехами в ее делах, с ее трудностями. Казанский был превосходным портретистом, создал портреты тружеников Бурятии «Дядя Федя. Раздумье», «Дуся» (1965) и др. Выразительны портреты «Чабан», «Портрет народного художника Бурятской АССР скульптора Г.Г. Васильева», «Художник Д,-Н. Дугаров», «Чабан Б. Гомбожапов», в графической серии «Бурятия» (листы «Табунщик», «Разговоры», «Утро степей» и др.).

«Портрет народного художника Бурятской АССР скульптора Г.Г. Васильева» (1980) напол-

нен динамикой движения. Мастер показан в борьбе с деревянной глыбой, из которой постепенно проявляются скульптурные формы. Идет процесс рождения образа. Руки, сжимающие инструмент, лицо, полное энергии, вся фигура, будто пружина, отдающая свою силу, - всё выражает творческое напряжение, всё подчиняется бурному процессу создания художественного произведения. Васильева окружают изваянные им скульптуры, но не стоящие чинно на полках, а как бы плавающие в воздухе мастерской. Подчас они сердитые и одновременно добрые -лики, лица, маски.

Особняком стоит «Портрет Героя Советского Союза заслуженного художника РФ Г.Н. Москалева» (1985). Репрезентативность, парадность его обусловлены военной биографией персонажа. Человек уверенный, спокойный, вдумчивый - образец для подражания, - об этом свидетельствует портрет, написанный в тревожных охристо-красных тонах.

A.B. Казанский несколько раз был в Монголии. Среди монгольской серии выделяются 2 портрета - портрет народного художника Монголии Нямосорын Цултэма (1985) и портрет заслуженного художника Монголии Давчиндаваа («Гобийский кумыс», 1985).

В 1990 году Казанский отвечает согласием на предложение ректора Красноярского художественного института В. Петрова-Камчатского организовать мастерскую живописи и возглавить ее. В течение 10 лет он очень много работает с учащимися: направляет на освоение рисунка, считая, что именно рисунок - основа основ всех видов изобразительного искусства, необходимая составляющая профессионализма художника. Он учит студентов видеть существенное при взгляде на натуру, не замечать случайное. Ставит учебные постановки, чтобы в условиях мастерской студенты понимали основу организации пространства. Своим ученикам мастер говорил, что при всей непосредственности и спонтанности живописи картина должна быть жестко выстроена по законам композиции и цветовос-приятию, пластически совершенна. Казанский отсекал всё лишнее, случайное, мешающее восприятию картины: студенты перетягивали почти написанные холсты с учебными постановками, уменьшали подрамники. Произведение искусства только тогда можно считать законченным, когда оно обладает целостностью, как микрокосмос, как единый организм, в котором нет ничего

лишнего, а есть только самое необходимое. Хорошее или плохое произведение отличается, по его мнению, наличием или отсутствием энергии. Уровень энергетики, по убеждению Казанского, определяет художественную ценность картины [2, с. 56].

Свое 50-летие Казанский отмечает персональной выставкой в Союзе художников в Москве на Кузнецком мосту, 20. Вернисаж прошел в ноябре 1987 года при аншлаге. Весной 1988 года Казанский становится членом-корреспондентом PAX СССР.

Александр Владимирович в течение долгих лет был главным экспозиционером художественного музея им. Ц. Сампилова. «Создать экспозицию - значит на основе главных работ коллекции обозначить для себя ее сценарий, затем проникнуть в сущность произведений, отыскивая компромиссы для их совместного проживания, что значит сделать анализ построений их художественных форм. Важно учитывать и мнение авторов работ». Приобретенный опыт A.B. Казанский охотно передавал молодым художникам и музейным работникам.

В 1995 году Казанский становится действительным членом Российской Академии художеств, в течение многих лет - вплоть до 2010 года - он оставался единственным академиком в Бурятии.

Монументальные работы А. Казанского

В 1965 году вместе с Л. Лабоком A.B. Казанский получил заказ на оформление поселка строителей Вилюйской ГЭС в Якутии. Ему очень хотелось побывать в краю вечной мерзлоты и северных сияний, где полярная ночь длилась более суток. Работа затянулась на 9 месяцев, но художественного успеха не случилось. Этот опыт был переработан, и в 1970 году, когда A.B. Казанскому предложили оформить ресторан в гостинице «Байкал», он ищет новые выразительные средства. На 4-х торцовых стенах появились сграф-фитные изображения и мозаики из цветного стекла: «Остров Ольхон», «Рыбаки Байкала», «Туризм», «Сказ о Байкале и Ангаре».

Монументальные панно показали способность Казанского создавать композиции масштабные, образно воссоздающие героику эпоса, истории и современности, одновременно украшающие архитектуру тех лет - предельно упрощенную, лишенную всех элементов декора. Художник, интуитивно ощущая драматургию колорита, целиком отдавался стихийному

чувству: как бы входя в транс, всякий раз разыгрывал на холсте «трагедию солнечного луча», схватку холодных и теплых цветов - подобие драматической пьесы, имеющей свою завязку, кульминацию и финал. Как в китайском искусстве пейзаж образно воспроизводит борьбу двух начал - мужского (ян) и женского (инь). Горы олицетворяют мужское начало, вода - женское. Сложные взаимоотношения двух начал символизируют вечную борьбу в природе, ее вечное движение.

Как пишет Инесса Соктоева: «Байкал, увиденный и запечатленный А. Казанским, вполне современен. Тем не менее, при взгляде на многочисленные полотна невольно возникают разного рода ассоциации. В изломах и трещинах отвесных скал порой чудятся очертания человеческих лиц, и тогда вспоминаются предания о богатырях, совершавших свои подвиги в героическом прошлом древних народов, или начинаешь задумываться об извечности земли, глубоких тайнах ее происхождения и эволюции» [1, с. 2].

Мировые катаклизмы, запечатленные в изломах хребтов, в судорожном сцеплении скал, в трещинах наскальных пород, в провалах ущелий, отражены в картинах Казанского 1980-1990-х годов: «Байкальские горы», «Баргузинские хребты», «Чивыркуйский залив». Чаще всего в его картинах нет центра - главной единой точки схода. Это ведет к асимметричности композиции. Изображение поэтому способно бесконечно распространяться за пределы картины во все стороны («Чивыркуйский залив», «Вечера на Байкале»). Мир разомкнутый - так утверждают картины. Это космос. Человек созерцает его. Многоголосие, многотемность - еще одна характерная черта его пейзажей.

В коллекции Национального музея Республики Бурятия - 101 живописная работа и 47 произведений графики. Это наиболее полное собрание работ художника в России.

Выводы

Мировоззренческие принципы Казанского были сходны с идеями буддизма, которые определяют людей как часть природной системы. Александр Владимирович в ходе творческой работы открыл для себя настоящую ценность природы, постиг ее внутреннюю сущность. Человек для него представляет отдельную вселенную, включенную в систему мироздания. Главным для него был художественный образ, внутреннее содержание.

А. В. Казанский. Байкал.

Скала Бурхан. 1982. Оргалит, масло. 80x130

Национальный музей Республики Бурятия

А. К Kazansky. Baikal.

Burhan Rock. 1982. Hardboard, oil. 80x130

The National Museum of the Republic ofBuryatia

Казанский считается в российском искусстве певцом Байкала. Он восстанавливает утраченную связь человека с Землей, показывает ее не покорно лежащей пластами, а как праматерь, олицетворяющую чистоту, возвышенность, одухотворенность всего сущего на земле.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Народный художник РСФСР Александр Владимирович Казанский : каталог выставки / [авт. вступ. ст. и сост. И. И. Соктоева]. - Москва : Сов. художник, 1987. - [24] с. :ил.

2. Нехорошев, Ю.П. Художник Александр Казанский. Жизнь и творчество : альбом. - Улан-Удэ: Нова принт, 2013. - 136 с. : ил.

3. Симаженкова, Т.К., Серикова, Т.Ю. Гений места: репрезентация образа родного края в живописи (на примере творчества А. Знака, А. Казанского и А. Оси-пова) // Артикульт. - 2020. - № 38. - С. 61-76.

4. Сысоев, В.П. Живопись Дальнего Востока // Наш современник. - Ленинград : Художник РСФСР, 1976. -С. 70-71.

References

1. Narodny'j xudozhnik RSFSR Aleksandr Vladimirovich Kazanskij : katalog vy'stavki [People's artist of RSFSR Alexander Vladimirovich Kazansky: an exhibition's catalogue]. Introduction and compilation by 1.1. Soktoeva. Moscow, Sovetskij xudozhnik, 1987, 24 p.

2. Nekhoroshev Yu. P. Xudozhnik Aleksandr Kazanskij. Zhizn' itvorchestvo : al'bom [Artist Alexander Kazansky. Life and work: an album]. Ulan-Ude, Nova print, 2013,136 p.

3. Simazhenkova Т. K., Serikova T. Yu. Genij mesta: reprezentaciya obraza rodnogo kraya v zhivopisi (na primere tvorchestva A. Znaka, A. Kazanskogo i A. Osipova) [Genius of the place: representation of a native land's image in painting (on the example of the work of A. Znak, A. Kazansky, A. Osipov)]. Artikul't, 2020, no. 38, pp. 61-76.

4. Sysoev V. P. Zhivopis' Dal'nego Vostoka [Painting of the Far East]. Nash sovremennik. Leningrad, Xudozhnik RSFSR, 1976, pp. 70-71.

Об авторе

Бороноева Татьяна Анатольевна - кандидат искусствоведения, директор Национального музея Республики Бурятия

E-mail: [email protected]

Boronoeva Tatiana Anatolyevna

Candidate of Art History, Director of the National Museum of the Republic ofBuryatia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.