ОБРАЗ АМИРА ТИМУРА В МУЗЫКАЛЬНОМ НАСЛЕДИИ КОМПОЗИТОРОВ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ Турсунова Р.А. Email: [email protected]
Турсунова Равшаной Артикжановна - старший преподаватель, кафедра истории музыки и критики, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: на протяжении веков в Западной Европе не угасает интерес к личности и жизнедеятельности великого полководца Амира Тимура. Наряду с историческими сведениями этот факт подтверждает и обширный список произведений, созданных в области художественного творчества - литературе, сценических и музыкальных произведениях. В данной статье освещается степень изученности данного вопроса и обзор музыкально-художественных произведений, авторами которых являются композиторы разных эпох и национальных композиторских школ. Ключевые слова: Амир Тимур, композиторское творчество, искусствоведение, Восток, образ, источник, драматург, опера- seria, художественное произведение, трактовка.
IMAGE OF AMIR TIMUR IN MUSICAL HERITAGE OF COMPOSERS OF WESTERN EUROPE Tursunova R-А.
Tursunova Ravshanoy Artikjanovna - Senior Teacher, DEPARTMENT HISTORIES OF THE MUSIC AND CRITICS, STATE CONSERVATORY UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: оver the centuries, interest in the personality and vital activity of the great commander Amir Timur has not faded in Western Europe. Along with historical information, this fact is confirmed by an extensive list of works created in the field of artistic creation - literature, stage and musical works. This article covers the degree of knowledge of this issue and an overview of musical works of art, the authors of which are composers of different eras and national schools of composition.
Keywords: Amir Timur, composer, art criticism, East, image, source, playwright, opera-seriа, work of art, interpretation.
УДК 078
На протяжении многовековой истории Западноевропейской музыки XVII-XVIII веков характеризуется возрастающим интересом композиторского творчества к теме Востока. Ранние сведения об истории, культуре, жизни и быте восточных народов для заинтересованных западных наблюдателей приоткрываются сквозь завесу расшифровки клинописи и иероглифов, археологических находок, исторических свидетельств античности и средневековья.
Восток - являясь неотъемлемой частью христианского мира, местом происшествия истории искупительного подвига Христа, как часть библейского творения нашло отражение во многих жанрах музыкально-сценического творчества. Тексты библейских молелен использовались как исходные пункты для воссоздания иллюстрации книг, рукописей, сценических декораций.
Показателен в данном контексте усиленный интерес к личности Амира Тимура -великого полководца, «властелина мусульманского мира» внушающего в своё время, как страх, так и уважение на политической арене Запада.
Сражение войск А. Тимура и турецкого султана Баязета при Анкаре в 1402 г. не оставило равнодушными не только восточные государства, но и всю Европу. Это
историческое событие, взволновавшее умы многих передовых деятелей культуры и искусства Европы, явилось центральным сюжетом многих литературно -художественных, сценических и музыкальных произведений будущего. Амир Тимур и Баязет, начиная с XVI и вплоть до XX в., были главными и чуть ли не единственными героями мусульманского Востока.
Свидетельствует об этом большое количество музыкально-сценических произведений минувших столетий многие из которых с успехом были поставлены на подмостках знаменитых театров Европы. В числе ранних примеров обращения к образу Амира Тимура относятся оперы М.А.Зиани «Великий Тимур» («IL Gran Tamerlano» 1689) и И. Ф. Фортча «Баязет и Тимур» («Bajazeth und Tamerlan», 1690).
Амир Тимур выступает центральной фигурой музыкальных творений выдающихся композиторов XIII-XX веков, таких как А. Скарлатти (1706), Ф. Гаспарини (1717), Л. Лео (1722), Г. Телеман (1723), Ф. Гендель (1724), Дж. Порта (1730), А. Вивальди (1735), Н. Порпора (1730), Дж. Джиэ (1737), Э. Дуни (1743), Дж. Кучи (1754), Дж. Сколари (1763), П. Гульельми (1765), Й. Мысливевечек (1771), А. Саккини (1773), И. Райхарт (1786), П. Винтер (1802), Г. Бишоп (1806), С. Майор (1812), Н. Ваккаи (1820), А. Саппиенца (1828), Дж. Холбрук (1939), С. Ник (1944) и др., что в свою очередь ещё раз подчёркивает не угасающий интерес к его феномену.
В свою очередь, ранние литературные и музыкально -сценические произведения представляли для западных зрителей не только богатый событиями увлекательный экзотический сюжет, но в то же время снабжали европейскую публику новой информацией, формируя по отношению к Востоку систему географических, политических и культурных взглядов. Тут уместно вспомнить трагедию «Великий Тимур» («Tamburlaine the Great» 1590) английского писателя и драматурга Кристофера Марло (1564-1593), пьесу «Месть бога, или Великий Тимур Персии» («La nueva ira de Dios, y Gran Tamerlan de Persia») Луиса Велеса де Гевары (1579-1644), трагедию «Великий Тимур, или смерть Баязета» («Le grand Tamerlan ou la mort de Bajazet» 1675) Жана Магнона (ум. в 1662), новеллу «Тимур или смерть Баязета» («Tamerlan, ou la mort de Bajazet» 1676) Николаса Прадона (1632-1698), трагедию «Великий Тимур» («Tamerlane the Great» 1681) английского драматурга Чарльза Сандерса, пъесу «Жертва» («The Sacrifice» 1686) Франциса Фене (ум. в 1689), пъесу «Благочестивый Тимур» («Tamerlan the Beneficent» 1720) Вилиама Поппла (1701 -1764), поэтико-драматическое произведение «Тимур в Исфахане» («Timur in Ispahan») Франца Нисселя (1817-1900), пьесу «Баязет» («Bajazet» 1828) Джохана Карсина Хауча (1790-1872), а также работы неизвестных авторов среди которых пьеса «Тамерлан» («Tamerlan» 1710), посвященная мадмуазель де ла Рош Гулхем (1640-1710), и многие другие.
Значение трактовки образа Амира Тимура в ранних литературных и сценических произведениях велико, поскольку в истоках материала воплотились противоположные, отчасти запутанные, неоднозначные характеристики его личности, что в дальнейшем повлекло за собой и различную интерпретацию его образа и в музыкально-художественных произведениях.
Особое место в числе созданных сценических произведений об Амире Тимуре занимает трагедия «Тамерлан» («Tamerlane» 1701) английского драматурга XVIII в. Николаса Роу (Nicholas Rowe 1674-1718), которая по популярности и значимости не уступала шедеврам Шекспира [1, 40-41]. Возможно, вдохновлённый проводимыми Н. Роу сезонными театральными вечерами, итальянский композитор Франческо Гаспарини (1671-1721) создаёт свою оперу - «Тимур» («Tamerlano» 1717), которая представляет собой яркий образец оперы-seria на либретто Августине Пьовене. Вслед за ним великий немецкий композитор Г.Ф. Гендель создаёт одну из лучших опер периода «Королевской академии музыки» - оперу «Тимур» («Tamerlano» 1724), которую сам автор особо выделял из числа своих произведений. Ей и сегодня удостоена честь открывать ежегодный фестиваль генделевской музыки в городе
Галле, а также его отдельные номера с успехом включаются в концертный репертуар вокалистов всего мира.
Недавно огромный бесплатный нотный архив - Международный проект библиотеки музыкальных партитур (IMSLP) Петруччи, опубликовал и поделился с читателями-музыкантами рядом новых изданий и рукописей которые до сегодняшнего момента хранились в частных библиотеках и коллекциях Западной Европы, представляя особый интерес для отечественного музыкознания. Сегодня это уникальная библиотека (созданная 16 февраля 2006 года) располагает 98,005 композициям, 329,262 партитурами и персоналиями 13,192 авторов.
Наряду с широко известными опусами опер Г.Ф. Генделя и Ф. Гасспарини [2] библиотека представила партитуры произведений таких композиторов как Никколо Йоммелли, Антонио Саккини и Йозефа Мысливечека. Все опусы представляют собой оперные партитуры как редкого рукописного, так и изданного нотного издания.
Представитель неаполитанской композиторской школы Никколо Йоммелли (17141774), известен в музыкальном мире благодаря его нововведениям связанным с реформой оперного искусства. Опера «Баязет» («Bajazette» Турин, 1753) - в его наследии единственная опера, написанная на либретто Агостино Пьовене, где главными героями которого выступает Амир Тимур и Баязет. Думается, что Агостино Пьовене, создавая либретто «Тимур» («Татег1апо»), опирался на доступные к тому времени исторические и литературные источники, в числе которых известное произведене Николаса Прадона «Тимур или смерть Баязета», которое лёгло в основу сюжета многих музыкально-сценических творений данной эпохи. Либретто повествует о битве Амира Тимура и турецкого султана Баязета, о взаимоотношениях двух легендарных политиков, и как принято в контексте оперы-сериа весь сюжет разворачивается на фоне любовных перепитий.
Опера другого итальянского композитора Антонио Мария Гаспаро Саккини (17301786) «Тимур» («Tamerlano») была в своё время поставлена в Королевском театре Лондона в 1773 году. Чех по национальности Йозеф Мысливечек получил музыкальное образование в Венеции у известного композитора своего времени Джованни Батиста Пешетти. Опера Мысливечека «Великий Тимур» («Il gran Tamerlano» dramma per musica). состоящая из 3 актов на либретто А. Пьовене, была впервые поставлена в Милане (26 декабря 1771 года) в театре Regio Ducal. Международной Библиотекой Петруччи предоставлены лишь арии Тимура из рукописей, хранящихся в данный момент в Национальной библиотеке Чехии.
Вышеперечисленные авторы, перу которых принадлежат произведения об Амире Тимуре, лишь малая часть того что реально создано и по сей день хранится частных коллекциях и государственных библиотеках мира. Это список заметно внушителен и требует дальнейших изысканий.
Популярность образа Амира Тимура в Западной Европе на протяжении XVIII века определялась преимущественно музыкально -сценическими произведениями, а в последеющие столетия легли в основу балетных и симфонических опусов. Так в одной Англии интерес к образу восточного героя получает своё претворение в ряде сочинений таких авторов как композитор Сер Генри Бишопом (1786-1855) создавший большой балет «Тимур и Боязед» («Tamerlane and Bajazet») поставленный 1806 году на сцене Королевского театра, композитором и пианистом Джозефом Холбруком (1878-1958) были созданны одноименный двойной концерт (1939) и опера-балет «Тимур» («Tamerlane»), в середине ХХ века видный композитор, председатель общества композиторов - Эдриан Фрэнсис Крафт (19211987) в 1962 году создаёт своё известное произведение «Тимур» («Tamburlaine») для симфонического оркестра.
Иследование различных, подчас противоречивых подходов в трактовке образа Амира Тимура в современном музыкознании помогают выявить иманентные, глубинные, историко-социальные, культурные и стилевые предпосылки для
выявления трансформации и развития образа восточного героя в Западноевропейской музыкальной культуре.
Список литературы /References
1. Tamerlan und Bajazet in den Literaturen des Abendiandes. von Dr Ottokar Intze. Erlangen, 1912. ор. 60.
2. "ll Bajazet". The Opera,masterpieces of Operatic History, Volume 3. Clothbound. Composed by Francesco Gasparini. Edited by Martin Ruhnke. Henle Mouments of Music. Hardcover. 268 pages. Published by G. Henle. HL 51483105.
РОЛЬ ПЕВЧЕСКИХ ГОЛОСОВ В МИРЕ МАКОМОВ Улашева М.А. Email: [email protected]
Улашева Мамлакат Ахмадовна - преподаватель, кафедра традиционного пения, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: голос певца считается самым важным критерием в традиционном исполнении. Особое значение в исполнении макомов имеют качество, оригинальность певческих голосов. В связи с тем, что узбекский маком сложный и безупречный, певцу требуется высокое мастерство. Дух, настроение, характер певца также отражается в его голосе. Исполняя узбекские макомы, дух и настроение исполнителя и произведения должны соответствовать. Независимо от того, является ли исполнитель мужчиной или женщиной, безусловно, станет профессиональным исполнителем макомов после нескольких лет, упражнений и занятий наукой о макомах и повышения опыта. Для того чтобы имеющиеся сложности узбекского макома, ноты, орнаменты и мелизмы были идеально поданы слушателю, певец должен иметь соответствующий голос. В этой статье, наряду с этим, будут затронуты и мысли Фараби о человеческом голосе, и особенности узбекских певцов в соответствии с регионами.
Ключевые слова: голос, певческий голос, Абу Наср Фараби, маком, искусство, Юсуфжон Кизик Шакаржонов.
THE ROLE OF SINGING VOICES IN THE WORLD OF MAKOMS
Ulasheva M.A.
Ulasheva Mamlakat Ahmedovna - Teacher, DEPARTMENT TRADITIONAL SINGING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the singer's voice is considered to be the most important criterion in the traditional performance. Of particular importance in the performance of makoms are the quality, originality of singing voices. Due to the fact that the Uzbek makom is complex and flawless, the singer needs high skill. The spirit, the mood, the character of the singer is also reflected in his voice. Performing Uzbek makoms, the spirit and mood of the artist and the works should correspond. Regardless of whether by a man or a woman, will certainly become a professional performer of makoms after several years of exercise and science of maqoms and enhance the experience. In order to existing difficulties of the Uzbek makom, notes, ornaments and melisma was perfectly served to the listener, the singer should have an