Научная статья на тему 'Обратный эффект стратегии на результат в пулевой стрельбе и других видах спорта'

Обратный эффект стратегии на результат в пулевой стрельбе и других видах спорта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
116
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУЛЕВАЯ СТРЕЛЬБА / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / EMOTIONAL STABILITY / ОБРАТНЫЙ ЭФФЕКТ СТРАТЕГИИ НА РЕЗУЛЬТАТ / REVERSE EFFECT OF STRATEGY ON RESULT / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPORTS ACTIVITIES / МОТИВАЦИЯ В СПОРТЕ / MOTIVATION IN SPORTS / СОРЕВНОВАНИЯ / COMPETITIONS / BULLET SHOOTING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кареева Светлана Юрьевна, Демьянова Людмила Михайловна

В данной статье рассматривается проблема обратного эффекта стратегии на результат в пулевой стрельбе и других видах спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кареева Светлана Юрьевна, Демьянова Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The reverse effect of the strategy on the result in shooting and other sports

This article deals with the problem of the reverse effect of strategy on the result in shooting and other sports.

Текст научной работы на тему «Обратный эффект стратегии на результат в пулевой стрельбе и других видах спорта»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 10 (15) • 2017

УДК 799

ОБРАТНЫЙ ЭФФЕКТ СТРАТЕГИИ НА РЕЗУЛЬТАТ В ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЕ

И ДРУГИХ ВИДАХ СПОРТА

Кареева Светлана Юрьевна, студент, Демьянова Людмила Михайловна, кандидат медицинских наук, доцент, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, РФ

В данной статье рассматривается проблема обратного эффекта стратегии на результат в пулевой стрельбе и других видах спорта.

Ключевые слова: пулевая стрельба; эмоциональная устойчивость; обратный эффект стратегии на результат; спортивная деятельность; мотивация в спорте; соревнования.

REVERSE EFFECT OF THE STRATEGY FOR RESULT IN THE BULLET SCATTER AND OTHER TYPES OF SPORT

Kareeva Svetlana Yuryevna, student, Dem'ianova Liudmila Mikhailovna, PhD (Cand. Med. Sci.), associate professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

In this article the problem of the reverse effect of strategy on the result in shooting and other sports. Keywords: bullet shooting; emotional stability; reverse effect of strategy on result; sports activities; motivation in sports; competitions.

Для цитирования: Кареева С. Ю., Демьянова Л. М. Обратный эффект стратегии на результат в пулевой стрельбе и других видах спорта // Наука без границ. 2017. № 10 (15). С. 63-67.

Пулевая стрельба один из олимпийских видов спорта. С первого взгляда стрельба мало чем напоминает спорт в общем понимании этого слова. Неподвижная изготовка. Почти неприметные, редкие, скупые движения. И снова неподвижность. Как все это далеко от захватывающей динамики спортивной борьбы. И, тем не менее, пулевая стрельба - это спорт [1, с. 3].

Стрельба - чисто индивидуальный вид спорта, спортсмен борется только сам с собой. А шестьдесят выстрелов на соревнованиях - это шестьдесят стартов и финишей, после которых почти нет времени на рефлексию. В этом виде спорта побеждает тот, кто лучше своих соперников контролирует свои действия в стрессовой обстановке соревнования [1, с. 26].

Этот вид спорта - конкуренция самоо-

бладания соревнующихся и высоко отточенное искусство, это сочетание выдержки и уравновешенности, которым может овладеть любой человек, независимо от возраста и физических данных. Пулевая стрельба дает человеку качества, необходимые для гармоничного развития: внимательность и хладнокровие, аккуратность, волю к победе, причем к победе над самим собой, ведь самая важная борьба происходит внутри человека, с преодоления себя начинается успех во всех сферах человеческой деятельности, особенно это ярко проявляется в этом виде спорта.

Пулевая стрельба подразделяется на стрельбу из пистолета и винтовки, производится из малокалиберных, пневматических винтовок и пистолетов. Для достижения какого-либо результата необходима

НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 10 (15) • 2017

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

не только совершенная техника выстрела, но и умение сохранять самообладание и владеть своими эмоциями. В условиях соревновательной деятельности спортсмен испытывает волнение. Однако такого влияния фактора на результат нет ни в одном виде спорта.

В нужный момент стрелок должен уметь сосредоточиться, отключиться от окружающей обстановки, подавлять непроизвольно возникающие мысли, не относящиеся к выполняемой работе. Спортсмен во время стрельбы входит в такое состояние, когда забывает обо всем, стреляет и все. В течение нескольких часов стрелок находится на рубеже. Это огромное психологическое и физическое испытание. Повышение эмоциональной устойчивости является одной из самых важных составляющих успешности выступлений на соревнованиях и положительного тренировочного процесса в пулевой стрельбе [1, с. 26].

Большинство спортсменов ставят задачу выполнить норматив через определенный промежуток времени, и когда что-то идет не так, сразу чувствуют себя в плохой форме, быстро начинают нервничать и замечать, что гораздо сложнее справляются с нагрузками, устают, а тренировки и соревнования вызывают разочарование. И если спортсмен не найдет удовольствия от самого процесса, то движения вперед не будет и результата к концу данного периода он не добьется.

Проблема психо-эмоционального состояния и обратного эффекта стратегии на результат в пулевой стрельбе и других видах спорта является весьма актуальной, поскольку характерной особенностью спорта сегодняшнего дня является высокий уровень спортивных результатов, высокая их плотность и острейшая борьба за победу.

В исследованиях Е. П. Ильина указывается, что главной составляющей результа-64

тивности спортсмена является не только самообладание и уверенность, но и мотивация, побуждающая человека заниматься спортом. По его мнению, залог успеха лежит в отношении спортсмена к самому процессу соревновательной и спортивной деятельности, поэтому занятие спортом должны ассоциироваться с игрой. Из чего можно сделать вывод, что спорт имеет много общего с понятием игра. Мотивы к игре заключены в ней самой [2, с. 54].

Таким образом, мотивация в спорте -это потребность в тренировочном и соревновательном процессе, выраженная в получении удовольствия и радости. Если у спортсмена отсутствует мотивация и он не находит удовольствия в самом процессе, то не будет никакого чувства, а значит и никакого движения, и результата. Погоня за результатом ориентирует человека на других людей, процесс ориентирует человека на себя. А соревноваться с другими и соревноваться с самим собой - это совершенно разные вещи. Только процесс ради удовольствия приводит к результату.

Успеха, требующего длительной подготовки, добивается не тот, кто стремится к цели, а тот, кто получает удовольствие от процесса. Почему говорят «Будьте, как дети»? Потому что детям не важен результат, им важен процесс. Они играют. А игра - это процесс. Играя (находясь в процессе), невозможно скучать. В игре каждое действие - новое, каждое действие - решение [3].

Важным показателем спортсмена является его выступление на олимпиаде. Все спортсмены, принимающие участие в олимпийских играх не только первый раз, но и второй и третий, говорят, что во время выступления они испытывают чувство радости и удовлетворения. Но вместе с этими приятными чувствами они несут на себе тяжелую ношу - честь перед своей командой и страной. Участие в олимпиаде становится для спортсмена тяжелым пси-

пЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 10 (15) • 2017

хологическим и физическим испытанием [4, с. 146-149].

Вот пример, на Олимпиаду в Токио Валерий Брумель приехал в плохом состоянии. Весь сезон он "гонялся" за мировым рекордом, за результатом, за успехом, но ничего не достиг, мало того, потерял и то, что имел. Соперники не сомневались в его провале. Сам В. Брумель рассчитывал, что, выйдя на олимпийскую арену, получив мощный импульс, он найдет себя и преуспеет. Когда начались квалификационные прыжки, на высоте, которую прежде спортсмен брал едва ли не с места, В. Брумель заваливает планку. Вторая попытка - то же самое. Остается последний шанс... Было ясно, что все кончено, что ничего у него не выйдет.

В. Брумеля подбодрили слова его соперника, товарища по команде (так же в будущем чемпиона Олимпиады) Роберта Шавлакадзе: «Валера, покажи им, как это нужно делать по-настоящему». Он предложил забыть о цели, результате, успехе, а думать только о процессе, о красоте движения. В. Брумель мгновенно перестроился и взял эту высоту, и последующие высоты тоже. И стал олимпийским чемпионом

[3].

Стратегия, где человек настроен на результат имеет обратный эффект не только в спорте, но и в повседневной жизни. Например, выпускник, закончивший школу с золотой медалью, побеждающий во многих конкурсах и олимпиадах поступает в ВУЗ и задается целью закончить его с красным дипломом и быть как всегда лучше всех. После первой сессии получает незапланированные тройки и к концу второго курса, где также все проходит не по плану, внушает, что с выбором профессии он ошибся, учебный процесс студенту доставляет мучение, в итоге после очередной сессии он бросает учебу. Причина такой трагедии заключается в том, что студент так и не научился получать удовольствие не ради

оценок, а ради самого учебного процесса. И отношение к учебе зависит не от полученных знаний, а оценок от них.

Обратный эффект стратегии на результат в пулевой стрельбе проявляется намного ярче, чем в других видах деятельности, так как стрелковый спорт в силу своих особенностей (относительно незначительная физическая и высокая психологическая нагрузка) резко отличается от многих циклических и сложно координационных видов спорта по структуре соревновательной деятельности [5, с. 26].

Нередко стрелку, стремящемуся к присвоению высокого спортивного звания, никак не удается выполнить норматив, дающий на это право. В тренировке этот уровень освоен, однако неоднократные попытки показать его в соревнованиях оканчиваются неудачей, не хватает двух-трех очков.

Аналогичную картину можно наблюдать и в высших эшелонах спорта. Перед рекордом скапливается большое количество стрелков, которым никак не удается преодолеть этот рубеж. Повторить удается многим, а поднять рекорд никак! Однако, когда кому-то все же удается это сделать, за ним тут же устремляются и все другие спортсмены, скапливаясь теперь уже перед новым рекордом.

Академик П. К. Анохин объясняет подобные явления существованием в центральной нервной системе «механизма сторожевого пункта». Возникающий в подсознании стрелка ориентир программирует деятельность организма на достижение поставленной цели, но не более того. Мысль о приближении желаемой цели, реальности ее достижения, служит сигналом окончания работы, снижения рабочих процессов [6].

В научно-методической литературе пулевую стрельбу относят к «психологическим видам спорта». Спортивные действия стрелка не только периферически-мотор-

НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 10 (15) • 2017

педагогические НАУКИ

ный процесс, но и, что важно, психически регулируемая деятельность. Это не означает большую сложность психологических проблем, с которыми сталкивается стрелок, а отображает большой удельный вес психологических факторов в общем объеме стрелка, высокую зависимость результатов стрельбы от психического состояния спортсмена. Большое количество стресс-факторов соревнований способны вызывать психическую напряженность, приводящую к дезорганизации навыков. Эти вопросы уже были предметом исследования А. М. Ванштейн, И. С. Володиной, М. А. Иткис.

При плохой устойчивости спортсмен затягивает выстрел, при хорошей у него возникает сверхосторожность и перестраховка: как бы не ушла мушка, не толкнуть бы, не дернуть бы (спуск), что по механизму идеомоторики действительно приводит к соответствующим противоположным реакциям мышечной системы. При этом на двигательные центры поступают сигналы, соответствующие командам: «Поймать!», «Толкнуть!», «Дернуть!» (отрицание «не» как бы заглушается словом-сигналом, обобщающим само действие), и мышцы отвечают на них соответствующей работой [7]. Стремление к точному попаданию и высокому результату стрельбы вполне естественно. В психологическом аспекте подобная помеха возникает, как правило, на основе слишком большого стремления к успеху: подсчет очков в ходе стрельбы; прогнозирование и оценка результата, сопоставляемого с высшими или конкурирующими достижениями других стрелков; излишнее стремление добиться чрезвычайно высокого результата (выстрела, серии, какой-то суммы очков) или не испортить хорошую стрельбу, выполнить выстрел с особой точностью; намерение исключительно хорошо начать или окончить серию, положение или упражнение в целом; чрезмерное желание немедленно 66

исправив стрельбу после отрыва или продолжить ряд десяток и т. п. Перечисленные и подобные стремлении нередко приводят к тому, что стрелок неуверенно выполняет основные технические действия и делает ошибки [7].

Возможно, что в любом виде спорта, так же, как и в обыденной жизни противопоказана установка на результат. Успех в области спорта - это каждодневный продолжительный труд, связанный с ежедневными изнурительными тренировками, от процесса которого необходимо испытывать удовольствие. Другими словами, от каждой тренировки или соревнования спортсмен должен получать наслаждение, радость.

К сожалению, соревнования протекают не всегда так, как хочется, у любого спортсмена бывают периоды, когда наступает спад, но если в процессе соревнований и тренировок он получает удовольствие, то рано или поздно результат будет получаться сам собой. Ни в коем случае нельзя ставить себе задачу с каждой тренировкой улучшать результат. И если спортсмену-стрелку получать удовольствие от изготовки, удержания (прицеливания), обработки спуска в процессе соревнований, тренировок, если не задумываться о набранных очках или о занимаемом месте, - результат получится сам собой. И это самое важное. Цель любых соревнований - получение приятных эмоций. Цель каждой тренировки - ощущение радости и удовольствия. Так, тренируясь, соревнуясь с каждым годом улучшается результат постепенно, незаметно, повышается планка и получаются титулы и спортивные регалии.

педагогические науки

НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 10 (15) • 2017

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вайнштейн Л. М. Путь на олимп. М. : Физкультура и спорт, 2005. 161 с.

2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб : Питер, 2004. 512 с.

3. Фалеев А. В. Почему процесс важнее цели [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.faleev.com/slimming/slim/p014.html (дата обращения: 05.06.2017).

4. Стародымова Ю. И., Посашкова О. Ю. Воспитание силы воли занятиями физической культурой // В сборнике: Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Социально-гуманитарные и экономические науки. Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет. 2016. С. 110-112.

5. Володина И. С. Система подготовки стрелков-пулевиков : учеб. пособие для студентов институтов физической культуры и слушателей ИПК. М. : Издательство «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», 2006. 223 с.

6. Вайнштейн Л. М. Психо-техническая тренировка стрелка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://samlib.m/s/schade_m/ptt.shtml (дата обращения: 05.06.2017).

7. Иткис М. А. Некоторые особенности отношения стрелка к выстрелу и результату стрельбы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.shooting-ua.com/books/book_102.htm (дата обращения: 05.06.2017).

REFERENCES

1. Vainshtein L. M. Put' na olimp [The way to Olympus]. Moscow, Fizkul'tura i sport, 2005, 161 p.

2. Il'in E. P. Motivatsiia i motivy [Motivation and motives]. Saint-Petersburg, Piter, 2004, 512 p.

3. Faleev A. V. Pochemu protsess vazhnee tseli [Why is the process more important than goals]. Available at: http://www.faleev.com/slimming/slim/p014.html (accessed 5 June 2017).

4. Starodymova Yu. I., Posashkova O. Iu. Vospitanie sily voli zaniatiiami fizicheskoi kul'turoi [Education will power the lessons of physical culture]. Traditsii i innovatsii v stroitel'stve i arkhitekture. Sotsial'no-gumanitarnye i ekonomicheskie nauki, Samara, Samarskii gosudarstvennyi arkhitekturno-stroitel'nyi universitet, 2016, pp. 110-112.

5. Volodina I. S. Sistema podgotovki strelkov-pulevikov [The system of training shooters]. Moscow, Rossiiskii gosudarstvennyi universitet fizicheskoi kul'tury, sporta i turizma, 2006, 223 p.

6. Vainshtein L. M. Psikho-tekhnicheskaia trenirovka strelka [Psycho-technical training shooters]. Available at: http://samlib.ru/s/schade_m/ptt.shtml (accessed 5 June 2017).

7. Itkis M. A. Nekotorye osobennosti otnosheniia strelka k vystrelu i rezul'tatu strel'by [Some features of the relationship shooter to shot and shooting]. Available at: http://www.shooting-ua. com/books/book_102.htm (accessed 5 June 2017).

Материал поступил в редакцию 12.10.2017 © Кареева С. Ю., Демьянова Л. М., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.