УДК 614.2
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ
СРЕДИ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ АКЦИИ «ТВОЙ ВЫБОР - ТВОЯ ЖИЗНЬ» В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)
В. И. Тимошилов1 *, кандидат медицинских наук, А. Г. Ластовецкий 2, доктор медицинских наук
1 ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, 305041, Россия, г. Курск, ул. Карла Маркса, д. 3
2 ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, 127254, Россия, г. Москва, ул. Добролюбова, д. 11
РЕЗЮМЕ Актуальность. Профилактика употребления психоактивных веществ среди молодежи обозначена как основное направление в Стратегии государственной антинаркотической политики, утвержденной указом Президента.
Цель - оценка качества выездных мероприятий по профилактике употребления наркотических веществ среди школьников Курской области.
Материал и методы. Для разработки и внедрения межведомственной модели управления превентивной деятельностью проведен эксперимент по использованию регулирующей обратной связи в рамках акции «Твой выбор - твоя жизнь», включающей лекции, традиционные и с мульмедийным сопровождением, дискуссии на темы здорового образа жизни, спортивные и развлекательные мероприятия с антинаркотическими лозунгами и распространением раздаточного материала. В 2017 году было проведено сплошное анкетирование всех участников десяти мероприятий - всего 630 учащихся школ в возрасте от 14 до 17 лет (сплошное исследование). Результаты анкетирования проанализированы как для акции в целом, так и для отдельных видов мероприятий. Оценивали удовлетворенность слушателей и просветительский эффект.
Результаты и обсуждение. Акция в целом получила положительную оценку. Наивысшие показатели удовлетворенности и лучший просветительский эффект показали лекции с мультимедийным сопровождением и комплексные акции (информационная, дискуссионная и консультативная работа). Установлено, что актуальными информационно-образовательными потребностями молодежи являются темы всеобщего риска употребления психоактивных веществ, возможностей медицины, мест и порядка оказания наркологической помощи; первоочередными воспитательными задачами является преодоление страха перед обращением за медицинской помощью.
Выводы
1. Большая часть молодежи удовлетворена всеми аспектами образовательных мероприятий антинаркотической направленности, кроме включения антинаркотической агитации в спортивные и развлекательные мероприятия.
2. Лекции с мультимедийным сопровождением и комплексные акции с сочетанием информационной, дискуссионной и консультативной работы выделены как формы с наивысшими показателями удовлетворенности и с лучшим просветительским эффектом в плане формирования объективных представлений о проблеме наркомании и возможностях наркологии.
3. Установлено, что проблемой, которая чаще всего не решается при проведении акции, является исключение подростками вероятности наркотизации для себя лично и страх перед обращением за медицинской помощью при употреблении психоактивных веществ.
Ключевые слова: наркомания, психоактивные вещества, молодежь, профилактика, управление.
* Ответственный за переписку (corresponding author): [email protected].
Приоритет профилактических мер и необходимость межведомственного подхода в регулировании и осуществлении превентивной деятельности обозначен в федеральном законе от 21.11.2011 № Э2Э-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в числе основных принципов охраны здоровья населения. При этом здоровье молодежи на государственном уровне рассматривается как важ-
ный прогностический фактор здоровья нации, социальной и демографической стабильности популяции.
В ходе массовых исследований среди российской молодежи установлено, что факты употребления нар котических веществ имеют место примерно у 10% подростков 14-17 лет. В литературе выделены основные факторы риска употребления психоактивных
веществ: биологические, индивидуальные, семейные (внутрисемейная среда), внесемейные (школа, сверстники) [3,4]. С позиций профилактики, факторы биологической (физиологической и генетической) природы рассматриваются как неуправляемые. Социальные и психологические предпосылки - это основные модифицируемые факторы, требующие приложения усилий в программах профилактики. Большинство психологических факторов риска неспецифичны в отношении конкретных видов веществ и определяют склонность человека к искусственному изменению сознания и поиску ощущений, сопровождающих прием психоактивных веществ различных классов [2, 5, б, 8]. Таким образом, основу решения стратегической задачи снижения спроса на наркотики составляют межведомственные мероприятия по противодействию социальным и психологическим факторам риска.
Комитет по делам молодежи и туризму Курской области с 2007 г. проводит областную молодежную антикризисную акцию «Твой выбор - твоя жизнь», включающую выездные просветительские мероприятия и консультации в районах, городах и детских оздоровительных лагерях. Тематика - профилактика употребления психоактивных веществ и социально значимых заболеваний. Акция является межведомственным проектом с участием специалистов ОБУЗ «Центр меди-цинскои профилактики» Курской области, наркологического и кожно-венерологического диспансеров.
При управлении профилактикои социально обусловленных заболевании среди молодежи целесообразно принимать во внимание ряд принципов менеджмента качества: в первую очередь, ориентацию на потребителя (целевую аудиторию) и регулирующую обратную связь [1, 7].
Цель настоящего исследования - оценка качества выездных мероприятий по профилактике употребления наркотических веществ среди школьников Курской области.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
В рамках акции «Твои выбор - твоя жизнь» в 2017 г. проводилось сплошное анкетирование участников десяти выездных мероприятий, посвященных вопросам профилактики употребления психоактивных веществ. Всего опрошено 630 учащихся школ в возрасте от 14 до 17 лет. Опрос проводился непосредственно по окончанию каждого мероприятия.
Цель анкетирования - оценка самими участниками удовлетворенности информационной насыщенностью мероприятий и выявление их просветительского эффекта (то есть влияния на знания и установки слушателей поданной проблеме) (табл.).
План исследования предполагал сравнение доли слушателей с различной степенью удовлетворенности полученной информацией на мероприятиях разных видов. Проанализированы результаты проведения акции в целом, так и отдельных мероприятий: беседы, лекции с мультимедиарядом (с использованием презентаций и видеоматериалов); комплексные проекты, включавшие информационную составляющую, демонстрацию видеоматериалов, дискуссии на темы здорового образа жизни с участием известных людей, и индивидуальное консультирование; спортивные и развлекательные мероприятия с антинаркотическими лозунгами и распространением раздаточного материала. В ходе всех перечисленных мероприятий предоставлялся одинаковый фактический материал.
Таблица. Критерии оценки эффективности мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков
Составляющие эффективности Категории удовлетворенности
Информационная насыщенность мероприятия Нехватка информации; оптимальная насыщенность; перегруженность
Образовательная эффективность (донесение новой информации, дополнившей имеющиеся знания) Получение новой информации, дополнившей имеющиеся знания; дуолирование ранее известной информации, впечатление о преувеличении опасности употребления ряда веществ (заолуждение) или любопытство и желание испытать воздействие наркотиков на себе (отрицательный результат)
Формирование и развитие представлений о возможностях медииинской помощи по преодолению проблем, связанных с употреблением психоактивных веществ Укрепление верных представлений о том, что лечение наркологических расстройств возможно; переоценка возможностей медицины, укрепление веры в легкость излечения; укрепление уоежденности в полной неизлечимости наркозависимости; недостаточная информативность мероприятий в плане разъяснения возможностей медицины
Готовность к обращению за медицинской помощью при возникновении проблем Объективная и рациональная позиция в том, что риск сущегтвует. а обращение за медицинской помощью при возникновении проблемы необходимо; исключение длг сеоя проолем с наркотическими веществами Ыо мной ничего такого не случится»); страх перед обращением к специалистам
При анализе данных использованы экстенсивные показатели, для их сравнения - критерий Стьюдента.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Ответы респондентов на вопрос об удовлетворенности информационной насыщенностью всех мероприятий показывают, что объем полученных сведений о вреде и опасности употребления наркотиков считают оптимальным 79,5% подростков. Нехватку информации отметили 9,1% респондентов, а 11,3%, наоборот, указали на перегруженность материала теорией и сложность ее единовременного усвоения.
Наибольшая доля полностью удовлетворенных объемом информации пришлась на прослушавших лекции с мультимедийным сопровождением и участников комплексных информационно-дискуссионных мероприятий (разность экстенсивных показателей в этих группах статистически не значима) (рис. 1). Среди слушателей лекций доля удовлетворенных материалом достоверно ниже (р 2 0,01), а среди участников развлекательных мероприятий с антинаркотической составляющей этот показатель стал наименьшим и достоверно более низким в сравнении со всеми другими формами работы (р < 0,01).
Слушатели лекций и участники развлекательных акций чаще отмечали избыточность информации, чем ее недостаток.
С учетом одинакового фактического материала всех лекции можно сделать вывод, что мультимедийное
сопровождение позволяет слушателям адекватно воспринимать большой объем информации, не расценивая его как перетузку. В отношении включения антинаркотической агитации в развлекательные и спортивные мероприятия негативную роль могла сыграть ее навязчивость и противоречие формату самой акции.
Высокую образовательную эффективность мероприятий (получение новой для себя информации) отметили 73,3% участников программы. Для 29,2% представленная информация содержала ранее известные им факты и новизны не привнесла, 3% указали на то, что после участия в мероприятиях у них возникло впечатление о надуманности опасности употребления ряда веществ, у 2% появилось любопытство и желание испытать воздействие наркотиков на себе. Таким образом, те или иные опасные заблуждения проявились у 5% подростков.
Число респондентов с позитивной самооценкой пополнения фактических знаний максимально среди прослушавших мультимедийные лекции и участников комплексных проектов, достоверно не различалось в этих группах (р < 0,05; (рис. 2). Далее с достоверно (р ^ 0,05) более низким результатом следуют беседы, а спортивные и развлекательные мероприятия замыкают ряд со значительным (р < 0,01) отрывом. Причем подобные мероприятия оказались единственной формой работы, при которых доля респондентов, отметивших наличие проблем, превысила число указавших на позитивный эффект.
Рис. 7. Субъективная оценка информационной насыщенности мероприятий; достоверность различий с соответствующим показателем у слушателей лекций, р < 0,05
Рис. 2. Влияние мероприятий на динамику представлений молодежи о наркотиках
Следующей составляющей просветительской эффективности антинаркотических мероприятий является формирование и развитие представлении о возможностях медицины в преодолении проблем, связанных с употреблением психоактивных веществ. Объектив-
ные представления заключаются в понимании, что лечение наркологических расстройств возможно, но является длительным, сложным и эффективным только при своевременном обращении за медицинской помощью и твердой установке самого больного на
90% 80% 70% 60% 50% 10% 30°о 20% 10% 0%
7°п
7.5%
.8%
31,3%
Н!Е:5!:Е!2:Э шшвишша
4,7%
52.0° с
28.2%
25 5° с
9 1°/<
37.3° с
Устные лекдии Мультимедийные Комплексные Развлекательные лекции проекты мероприятия
□ Недостаток информации о медицинской помощи В Убеждение в невозможности леченш. □Переоценка возможностей медицины
□ Укрепление объективных преде гавлений
Рис. 3. Влияние мероприятий на динамику представлении о возможностях наркологии, р < 0,05
результат. По итогам опроса установлено, что такая позиция сформировалась или укрепилась у 62,7% участников мероприятий. При этом у 23,2% опрошенных возникла или усилилась убежденность в полной неизлечимости наркозависимости, а 5,2% указали на укрепление веры в легкость излечения. 8,9% респондентов отметили еще одну значимую проблему - недостаточную информативность мероприятий в плане разъяснения возможностей медицины.
При рассмотрении результатов отдельных мероприятий установлено, что 80,8% слушателей посчитали наиболее эффективными в плане разъяснения возможностей наркологии лекции с мультимедийным сопровождением, что является максимальным результатом по сравнению с другими мероприятиями (рис. 3). Далее с достоверно более низким показателем (р 2 0,01) идут лекции без наглядного материала и комплексные проекты, причем между данными по этих форм работы разрыв незначителен (р •» 0,05). По итогам развлекательных мероприятии установлено, что доля укрепивших реалистичные представления о возможностях медицины достоверно ниже (р < 0,05) и является наименьшей.
Ответы о переоценке возможностей медицины и заблуждениях о полной неизлечимости наркологических расстройств встречались с примерно одинаковой частотой у участников всех мероприятий, ,<роме мультимедийных лекций (р < 0,05 для всех сравнений). Единственным достоверным отличием являлись значительно более низкая доля убежденных в невозможности излечения среди прослушавших лекции с использованием наглядного материала (р < 0,05 для сравнений с результатами всех других мероприятии). На низкую информативность в плане освещения возможностей наркологии слушатели всех видов лекций указывали в единичных случаях, а участники спортивных и развлекательных мероприятии и комплексных проектов - достоверно чаще (р < 0,05).
Изучая ответы на вопрос о готовности к обращению за медицинской помощью при возникновении проблем, следует отметить: объективная и рациональная позиция о том, что риск проблем существует, а обращение за медицинской помощью при их возникновении необходимо, после участия в профилактических мероприятиях сформировалась или укрепилась у 33,3% респондентов. При этом наиболее распространенным результатом оказалось исключение для себя проблем с употреблением наркотических веществ («со мной ничего такого не случится»), такие ответы дали 43,3% опрошенных. Еще 23,3% не исключали вероятности возникновения проблем, но испытывали страх перед обращением к специалистам. Сравнение результатов опроса участников разных мероприятий показало, что выявленная тенденция является общей: разница в распределении ответов между участниками разных форм работы статистически не значима. Таким
образом, проблема недооценки угрозы наркотизации среди подростков актуальна независимо от проведенной работы и является общей.
По итогам анкетирования проведена коррекция мероприятии акции «Твои выбор - твоя жизнь» на 2018 г. Выделены приоритетные информационно-образовательные потребности подростков, на удовлетворении которых сделан основной акцент:
- разъяснение всеобщего риска возникновения проблем, связанных с употреблением психоактивных веществ (возможность их случайного употребления или привода в результате обманных и насильственных действии);
- доведение информации о местах и порядке оказания наркологической помощи, возможности ее анонимного получения, временности и обратимости правовых ограничений при постановке на диспансерный учет.
С учетом данных об удовлетворенности участников и просветительском эффекте разных видов мероприятии работа в рамках акции в 2018 г. построена в виде однодневных выездных акций, включавших краткие лекции с мультимедийным сопровождением, дискуссии с разбором типовых жизненных ситуаций, связанных с мотивирующих к обращению за медицинской помощью, и индивидуальные анонимные консультации нарколога.
С учетом полученных результатов и их использования для коррекции мероприятий на будущии год эксперимент по использованию регулирующей обратной связи в превентивной деятельности следует считать успешным, а полученный опыт - достойным распространения.
ВЫВОДЫ
1. Большая часть молодежи удовлетворена всеми информационными и образовательными аспектами акций антинаркотической направленности, кроме включения антинаркотической агитации в спортивные и развлекательные мероприятия.
2. Лекции с мультимедийным сопровождением и комплексные акции с сочетанием информационной, дискуссионной и консультативной работы выделены как формы с наивысшими показателями удовлетворенности и с лучшим просветительским эффектом в плане формирования объективных представлений о проблеме наркомании и возможностях наркологии.
3. Установлено, что проблемой, которая не решается при проведении акции, является исключение подростками вероятности наркотизации для себя лично и страх перед обращением за медицинской помощью при возникновении проблем с употреблением психоактивных веществ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Малыхина, М. А. Коммуникации в системах управления качеством в отечественном и зарубежном здравоохранении / М. А. Малыхина // Коммуникология. -2016.-Т. 4, № З.-С. 76-89.
2. Москвитин, П. Н. Психогигиеническое направление в снижении риска формирования аддиктивного поведения школьников / П. Н. Москвитин, А. Ю. Егоров // Неврологический вестн. Журнал им. В.М. Бехтерева. -2016. - Т. Х1Л/Ш, № 2. - С. 30-34.
3. Пятницкая, И. Н. Подростковая наркология: рук-во для врачей / И. Н. Пятницкая. - М.: МИА, 2008. - 251 с.
4. Роль наследственных факторов в формировании зависимости от опиатов / В. В. Востриков, Н. О. Селизарова, А. Ю. Григорьева, С. Н. Прошин // Педиатр. - 2015. -Т. 6, №4.-С. 27-31.
5. Симулевич, А. Б. Расстройства личности. Траектория в пространстве психической и соматической патологии /А. Б. Симулевич. -М.: Мед. информ. аг-во, 2012. - 336 с.
6. McCormick С. М. An animal model of social instability stress in adolescence and risk for drugs of abuse / С. M. McCormick // Physiology & Behavior. - 2010. - Vol. 99, №2.-P. 194-203.
7. Suhardi, Suhardi Total information quality management-capability maturity model (TIQM-CMM): an information quality management maturity model [Electronic resource] / Suhardi Suhardi, I. G. N. A. R. Gunawan, A. Y. Dewi // Proceedings of 2014 International Conference on Data and Software Engineering. - ICODSE, 2014. - URL: https:// ieeexplore.ieee.org/document/7062675/.
8. Drug-related risks among street youth in two neighborhoods in a Canadian setting / D. Werb [et a I.] // Health & Place. - 2010. - Vol. 16, № 5. - P. 1061 -1067.
FEEDBACK AS AN ELEMENT OF PROJECT MANAGEMENT IN THE SPHERE OF NARCOSUSCEPTIBILITY PREVENTION IN YOUNG POPULATION (AFTER THE EXAMPLE OF KURSK REGIONAL ACTION «YOUR CHOICE - YOUR LIFE»)
V. I. Timoshilov, A. G. Lastovetsky
ABSTRACT Actuality - prevention of psychoactive substances among young population was designated as the main direction in the Strategy of state antinarcotic policy which was confirmed by the President order.
Objective - to estimate the quality of mobile measures in the field of prevention of drug abuse among the schoolchildren from Kursk region.
Material and methods. The experiment by using regulative feedback was made in order to develop and to introduce the interdepartmental model for management of preventive activity in the frames of the action «Your choice - your life». It included lectures, traditional and with multimedia means, debates upon healthy mode of life, sport and entertainment measures with antinarcotic slogans and dissemination of information materials. In 2017 total inquest was performed in all participants of ten actions - 630 pupils aged 14-17 years. The results of this inquest were analyzed both for the whole action and for separate kinds of these measures.
The participants' satisfaction and elucidative effect were evaluated.
Results and discussion. The action was estimated positively as a whole. The lectures with multimedia means and complex actions (informative, debatable and consultative work) demonstrated the highest satisfaction indices and the best elucidative effect. It was determined that the themes of total risk of psychoactive substances abuse, medicine possibilities, narcologic aid management were actual informative-educational requirements in youth; overcoming the fear of asking medical aid was the primary educative task.
Conclusions:
Most part of youth was satisfied with all aspects of educative measures with antinarcotic trend besides introduction of antinarcotic propaganda in sport and entertainment actions.
Lectures with multimedia means and complex actions in combination with informative, debatable and consultative work were singled out as the forms with the highest indices of satisfaction and the best elucidative effect concerning development of objective ideas in the sphere of narcomania problems and narcology possibilities.
The problem which was not solved in the course of the above mentioned action is the personal exclusion of the narcotization possibility and the fear of asking medical aid in case of psychoactive substances abuse.
Key words: narcomania, psychoactive substances, youth, prevention, management.