Научная статья на тему 'ОБРАТНАЯ ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ'

ОБРАТНАЯ ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
76
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / «ТЕНЕВАЯ» ЭКОНОМИКА / ТЕРРОРИЗМ / «ОБНАЛИЧИВАНИЕ» / КОНВЕНЦИЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ ПРОТИВ ОТМЫВАНИЯ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ / ОБРАТНАЯ ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ АКТИВОВ / ФАТФ (FATF / FINANCIAL ACTION TASK FORCE)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Андрей Викторович

В статье автор раскрывает недостатки уголовно-правовых норм о легализации преступных активов, предусмотренных ст.ст. 174, 174.1 УК РФ, которые выражены в указаниях на цель в описании составов. Автором выявлен правовой вакуум, который не позволяет привлекать лиц к ответственности за финансирование преступлений за исключением преступлений террористической направленности. Для устранения возникшего вакуума автором предлагается ввести понятие обратной легализации денежных активов. В статье отражены последствия от обратной легализации денежных активов, приводятся отличительные признаки от традиционной легализации денежных средств, описываются меры предотвращения обратной легализации с целью изучения возможностей реализации данного преступления в национальном законодательстве. В статье автором приводятся обоснованные доводы криминализации такого деяния как финансирование преступлений и предлагается ввести административную и уголовную ответственность за обратную легализацию денежных активов, если она направлена на финансирование преступной деятельности. Одной из основных целей новой нормы является превентивная мера в отношении особо тяжких преступлений, таких как терроризм, коррупция, преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, а также целого ряда экономических преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVERSE MONEY LAUNDERING

In the article the author reveals the shortcomings of the criminal-legal norms on legalization of criminal assets provided by art. 174, 174.1 of the Criminal Code of the Russian Federation, which are expressed in the indication of the purpose in the description of the corpus delicti. The author has revealed a legal vacuum, which does not allow to hold persons liable for financing of crimes except for crimes of terrorist orientation. To eliminate the vacuum, the author proposes to introduce the concept of reverse legalization of monetary assets. The article reflects the consequences of the reverse legalization of monetary assets, provides distinguishing features from the traditional legalization of monetary assets, describes measures to prevent reverse legalization in order to study the possibilities of implementation of this crime in the national legislation. In the article the author gives reasonable arguments for criminalization of such act as financing of crimes and proposes to introduce administrative and criminal liability for reverse legalization of monetary assets if it is aimed at financing criminal activity. One of the main purposes of the new norm is a preventive measure for committing crimes with more dangerous social danger, such as terrorism, corruption, tax evasion and others.

Текст научной работы на тему «ОБРАТНАЯ ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ»

Обратная легализация денежных средств

Иванов Андрей Викторович,

аспирант ФГНИУ «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» (ИЗиСП) E-mail: zagorye@mail.ru

В статье автор раскрывает недостатки уголовно-правовых норм о легализации преступных активов, предусмотренных ст.ст. 174, 174.1 УК РФ, которые выражены в указаниях на цель в описании составов. Автором выявлен правовой вакуум, который не позволяет привлекать лиц к ответственности за финансирование преступлений за исключением преступлений террористической направленности. Для устранения возникшего вакуума автором предлагается ввести понятие обратной легализации денежных активов. В статье отражены последствия от обратной легализации денежных активов, приводятся отличительные признаки от традиционной легализации денежных средств, описываются меры предотвращения обратной легализации с целью изучения возможностей реализации данного преступления в национальном законодательстве. В статье автором приводятся обоснованные доводы криминализации такого деяния как финансирование преступлений и предлагается ввести административную и уголовную ответственность за обратную легализацию денежных активов, если она направлена на финансирование преступной деятельности. Одной из основных целей новой нормы является превентивная мера в отношении особо тяжких преступлений, таких как терроризм, коррупция, преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, а также целого ряда экономических преступлений.

Ключевые слова: коррупция, «теневая» экономика, терроризм, «обналичивание», Конвенция Совета Европы против отмывания, легализация (отмывание) преступных доходов, обратная легализация денежных активов, ФАТФ (FATF, Financial Action Task Force).

Согласно официальным оценкам Росфинмони-торинга размер «теневой экономики» России составляет порядка 20% ВВП, при обороте порядка 20 триллионов рублей в год [1]. Она включает в себя как законное производство, направленное на уход от налогообложения, так и незаконную деятельность - такую, например, как торговля оружием, наркотиками, осуществление банковской деятельности без получения специальных разрешений и т.д.

Основным фактором, определяющим масштаб «теневой» экономики в России, является коррупция, а также избыточное государственное регулирование и высокие налоги, от которых бизнес стремится уйти в «тень» и выплачивать зарплаты в конвертах. Одним из связующих элементов при переходе от легальной к «теневой» экономике является легализация незаконных доходов. Из федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее ФЗ № 115-ФЗ) под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления [2]. Исходя из названия указанного закона, с легализацией денежных средств принято связывать еще одно тяжкое преступление, а именно финансирование терроризма. Причем, учитывая, что легализация незаконных активов является прикосновенным преступлением, то, очевидно, что совершение террористических действий является предикатным. Но остаётся открытым вопрос о средствах, с помощью которых совершаются предикатные преступления, т.е. что является источником финансирования терроризма. Источником могут выступать как законно полученные денежные средства, так и денежные средства, полученные от предыдущего, ранее совершенного преступления.

За легализацию незаконных доходов предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Согласно ст. 174 (174.1) УК РФ уголовной ответственности подлежат лица, которые совершили сделки с имуществом, полученным преступным путем, в целях придания этому имуществу правомерного вида. Однако указание на цель в статьях является спорной. Цели у лица совершающего легализацию могут быть различные, либо вложение полученного имущества в дальнейшую экономическую деятельность, либо укрывательство их от правоохранительных или налоговых органов, либо использование их в виде финансирования совершения других преступлений таких

5 -о

сз ж

■с

как терроризм, коррупция, уклонения от уплаты налоговов, для организации сети сбыта наркотических веществ, совершения убийства по найму и других. По логике законодателя, если целью легализации было получение денежных средств для финансирования совершения новых преступлений или продолжения начатых, то в действиях лица будет отсутствовать состав преступлений, предусмотренных ст. 174 (174.1) УК РФ. Получается правовой пробел. Другим пробелом является отсутствие в уголовном праве понятия финансирование преступлений. В УК РФ установлена уголовная ответственность лишь за финансирование отдельных категорий преступлений, связанных с террористической деятельностью (205.1, 205.2, 205.4, 282.3 УК РФ) или с преступлениями против мира и безопасности человечества (359, 361 УК РФ). По этой причине легализацию преступных денег и финансирование терроризма часто отождествляют. Однако это не совсем правильно. Дефиниция «отмывание денег» в своем семантическом смысле означает преобразование «грязных» денег в «чистые», т.е. это процесс перевода средств от незаконной деятельности к законной, чтобы скрыть их источник. Но финансирование терроризма, а также использование денежных средств для совершения преступлений или продолжения уже начатых не всегда происходит за счет средств полученных именно таким образом, они могут быть получены и законным путем. Характерным примером использования денежных средств для финансирования терроризма, полученных легальным путем, может служить примеры из судебного практики. Так, гр. У.Ж.Х. Че-гемским районным судом Кабардино-Балкарской Республики был признан виновным в совершении содействия террористической деятельности путем финансирования, т.е. в совершении преступления предусмотренного ст. 205.1 ч. 1.1 УК РФ. Действия У.Ж.Х. заключались в предоставлении активному участнику незаконного вооруженного формирования «Объединенный Вилайят Кабарды, Балкарии и Карачая» денежных средств в наличной форме в сумме 750 000 руб. на приобретение огнестрельного оружия и компонентов для изготовления самодельных взрывных устройств для последующего совершения террористических актов. Как следует из приговора, денежные средства в сумме 750 000 руб. гр. У.Ж.Х. являлись его личными сбережениями, заработанными им законным путем в ходе производства строительных работ [3]. Таким образом, отличие финансирование терроризма от легализации денежных средств заключается в том, что вовлеченные средства на финансирование терроризма могут поступать как из законных источников, так и от преступной деятельности, а при легализации используются лишь денежные средства, полученные от преступной деятельности. — Другой отличительной особенностью финансировала ния преступлений является отсутствие какой-либо Я ответственности в отличии от легализации преступен ных активов, за исключением некоторых составов ав преступлений, перечисленных выше.

Изменить ситуацию возможно путем пересмотра соответствующих статей УК РФ. Первый вариант реформации статей УК заключается в расширении перечисления в диспозициях ст. ст. 174 (174.1) УК РФ всех возможных целей легализации незаконных активов, что явно не будет способствовать унификации законодательства. Другим вариантом является исключение вообще какого-либо указания на цель из описания составов, но тогда данные составы преступлений, во-первых, потеряют главное отличие их от схожего по своим родовым признакам состава такого как приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ), во-вторых, указанные уголовные нормы будут лишены смысловой определенности, необходимой для правильного применения закона. Состав преступления должен быть описан в законе достаточно точно [4].

Для решения, возникшего правового вакуума, автором представляется уместным ввести понятие «обратной легализации денежных активов», под которой следует понимать изъятие денежных активов из регулярного оборота для осуществления финансирования преступной деятельности. Обратная легализация денег предполагает маскировку денежных активов, полученных именно законным способом, в отличии от традиционной легализации, которая состоит в маскировке заведомо незаконного характера источника и самих незаконных активов, и фокусируется на незаконном финансировании преступлений с помощью законных средств. Таким образом цель состоит в том, чтобы скрыть, для чего они используют средства. Говоря простым языком, обратная легализация денежных активов это перевод «чистых» денег в «грязные».

Для предотвращения обратной легализации денег необходим комплексный подход, который состоит из: соблюдения правил, установленных действующим законодательством для идентификации лиц, совершающих финансовые операции или иные сделки с активами (данная процедура известна как «Знай своего клиента», далее KYC сокращенный перевод от know your customer); сокращения использования наличных денежных средств при совершении сделок или финансовых операций и наличие нормативно-правовой базы для предотвращения обратной легализации денег и срыва деятельности по финансированию преступлений, которая включает в себя соблюдение строгих требований к деловой финансовой отчетности и введение жестких наказаний и санкций для тех, кто нарушает законы о противодействию легализации денежных средств и финансированию терроризму. Рассмотрим подробнее каждое указанное требование.

KYC - это процесс, который финансовые учреждения используют для проверки личности своих клиентов и обеспечения того, чтобы они не финансировали какую-либо незаконную деятельность. Эти действия могут включать в себя операции по проверке переводов средств через несколько счетов или конвертирование валюты.

Чтобы соответствовать этим требованиям KYC, многие банки и другие финансовые учреждения будут собирать информацию о своих клиентах такую как их имена, адреса и другие документы, удостоверяющие личность. Кроме того, они могут отслеживать операции по легализации денег на предмет подозрительной деятельности или просматривать историю транзакций для поиска необычных закономерностей. Внедряя надежные процессы KYC, предприятия могут помочь предотвратить обратную деятельность по отмыванию денег, а также помочь выявить отдельных лиц или группы, причастных к финансированию терроризма или иных преступлений. В России правовая база принципов KYC заложена в национальном законодательстве, которая полностью соответствует требованиям ФАТФ (FATF, Financial Action Task Force) [5]. Следующим этапом превентивных мер по предотвращению обратной легализации денег является сокращение использования наличных денежных средств с установлением ограничений максимальных размеров платежей. Наличные денежные средства или цифровые финансовые активы (ЦФА) являются наиболее привлекательным способом финансирования преступной деятельности, поскольку их использование не требуют авторизации, что позволяет оставаться операциям с их использованием вне поля зрения контрольно-финансовых и правоохранительных органов. Таким образом, наличные денежные средства выступают одним из главных факторов процветания «теневой» экономики.

Страны с высокоразвитой экономикой давно отказались от платежей наличными в целях сокращения уровня преступности и перешли на безналичные расчеты. Переход на полный безналичный расчёт создаст большие проблемы для преступного мира. Вполне вероятно, что если бы операции с наличными были признаны незаконными, то тем, кто работает за пределами правового поля экономических отношений, было бы проблематично осуществлять свою деятельность. Конечно преступность не исчезнет полностью, есть вероятность роста таких преступлений как мошенничество с финансовыми активами, но это создаст еще большие затруднения и необходимость еще больших усилий со стороны преступного элемента, поскольку в век технологического прогресса постоянно совершенствуется уровень банковской безопасности и, как следствие, безопасности финансовых и банковских операций. Не все мошенники обладают высокими интеллектуальными способностями. В случае принятия такой нормы можно обоснованно ожидать сокращения количества преступлений с посягательством на жизнь и здоровье граждан (особенно среди такой уязвимой категории как пенсионеры) по мотивам завладения личным имуществом.

Очевидно, что для финансирования преступлений таких как уклонения от уплаты налогов, коммерческого подкупа, взятки, для оплаты услуг совершения убийства по найму и др., требуется круп-

ные денежные суммы, которые можно получить путем обналичивания денежных средств, т.е. путем перевода денежных средств на счета юридических или физических лиц, которые в дальнейшем снимают их со своих счетов и за определённый процент от суммы передают наличные деньги заказчику. На сегодняшний день известно множество схем по обналичиванию денежных средств. Опишем некоторые из них. Наиболее популярной является «теневая инкассация», когда заказчик делает банковский перевод на счёт по фиктивным основаниям (договорам) на счета розничных предприятий в обмен на наличные денежные средства вместо инкассирования их выручки в банк. Другим способом является обналичивание с использованием счетов физических лиц. Юридический лица делают перевод денежных средств на счет физического лица под фиктивному основанию, например, начисления заработной платы, который снимает их в банкомате. Еще одним из наиболее распространенных способов получения наличных денежных средств со счетов юридических лиц является использование корпоративной карты. Основанием для перечисление и снятия наличных денежных средств по корпоративной карте является использование для хозяйственных нужд. Это далеко не полный список схем по обналичиванию денежных средств.

Указанием Банка России в России сегодня четко регламентированы основания для снятия наличных денег со счетов юридических лиц и индивидуальных предприятий. Владельцы банковских счетов вправе снимать и расходовать наличные денежные средства на следующие цели: для оплаты товаров, работ, услуг; для выдачи наличных денег работникам под отчет или на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя; для выдачи и возврата займов; для выдачи работникам заработной платы и т.д. [6]. Однако, на наш взгляд, правовые основания, содержащиеся в Указании Банка России, слишком расширены, что предоставляет возможность лицам пользоваться ими для обналичивания денежных средств, которые в дальнейшем могут использоваться для финансирования преступлений. Безусловно, пока невозможно полностью отказаться от использования наличных денежных средств, не во всех еще регионах РФ развита инфраструктура для безналичных расчетов, но проводимая государством финансовая политика в виде цифровизации в любых сферах деятельности рано или поздно приведёт к этому. О развитии тенденции к безналичным платежам и электронным деньгам говорит, например, выдача пенсий пенсионерам через платежные карты, которые даже в газетных киосках принимаются для оплаты товаров малой стоимости, оплата ус- р луг такси или покупок возможна с использованием Д различных программ, установленных в мобильном Ч

т

приложении, оплата парковки возможно путем от- К правки СМС на определенный номер, после чего ё со счета будет списана сумма, указанная в смс, по- у явление мобильного банкинга и др. А

Переход от наличных к безналичным платежным системам был принят в качестве одного из направлений политики предотвращения преступности во многих развитых странах. В докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), например, говорится, что чем быстрее мир перейдет к безналичной экономике, тем лучше будет обеспечена общественная и национальная безопасность [7].

Рассматривая установление предельного размера наличных операций, следует отметить, что подобная практика в той или иной форме (жесткое нормативное ограничение, представление дополнительной информации в контролирующие органы, отмена налоговых льгот и т.п.), в последнее время получила распространение во многих западных странах. Так, в Бельгии предельная сумма наличных платежей для физических лиц на операцию составляет 5 тыс. евро, Франции - 3 тыс. евро, Греции - 1,5 тыс. евро, Италии и Испании - 1 тыс. евро [8]. Дальше всех продвинулись США, законодательством которого установлена уголовная ответственность за использование наличных средств за транспортировку или передачу средств, которые, как известно лицу, были получены не только в результате совершения уголовного преступления, но и были предназначены для использования в целях совершения или поддержки противоправной деятельности [9].

В РФ статьей 6 ФЗ № 115-ФЗ также установлен контроль за операциями, как по безналичному расчету, так и с наличными денежными средствами, если сумма операции составляет 1 миллион рублей или выше.

Очевидно, что снижение денежной массы и ограничение максимальных размеров платежей не способно одномоментно привести к сокращению финансирования преступной деятельности и снижению уровня теневой экономики. Однако еще раз повторимся, что это один из методов комплексного подхода превентивных мер по предотвращению обратной легализации денег.

Третьим действием на пути противодействия обратной легализации активов является формирование нормативно-правовой базы на уровне введенной административной и уголовной ответственности, которая будет являться крайним заслоном в списке перечисленных мер по противодействию обратной легализации имущества и срыву финансирования преступлений. Сформированная нормативная база должна содержать жесткие наказания и санкции.

Несмотря на то обстоятельство, что Россия вышла из состава Совета Европы, примером международного законодательства за преступление обратной легализации денежных активов служит Конвенция Совета Европы 1990 года «Об отмыва-— нии, выявлении, изъятии и конфискации доходов 2 от преступной деятельности», в которой странам-Я участникам предоставлено право устанавливать ° в своих национальных законодательствах уголов-

со „

г ную ответственность за действия, связанные с от-

мыванием преступных доходов когда они совершены лицом в целях продолжения преступной деятельности (ст. 6 (п. 3 «с»)) [10].

Ранее в литературе авторами вносились предложение о введении уголовной ответственности за обналичивание денежных средств. Так, М.И. Мамаевым предложено квалифицировать действия лиц, которые совершают незаконное обналичивание, как действия по уклонению лица (физического или юридического) от уплаты налогов или страховых взносов, т.е. преступлений, предусмотренных ст.ст. 198 и 199 УК РФ. При этом действия лиц, которые способствовали этому процессу и которые не являются служащими организации-налогоплательщика, квалифицировать через институт соучастия указанных составов преступлений [11]. К такому выводу автор пришел на основании того, что действия по незаконному обналичиванию направлены на уменьшение налоговых обязательств лица.

В.И. Третьяков же, напротив, предложил установить уголовную ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо преступным путем в целях совершения новых преступлений или продолжения начатых самим лицом либо другими лицами, исключая как раз составы налоговых преступлений [12].

Противодействие обратной легализации исключительно воздействием уголовной нормы по уклонению уплаты налогов и сборов является частичным решением проблемы, сужающим масштаб правовой лакуны до уровня налогообложения хозяйствующего субъекта. Суть обратной легализации в том, что она совершается с целью финансирования любых преступлений, а не только налоговых, где такое финансирование необходимо и может совершаться и на законных основаниях, чем маскирует свои истинные назначения, в чем и заключается сложность обнаружения такого явления, т.е. обратная легализация является высоко латентным деянием. Именно из-за трудностей с выявлением и предотвращением обратной легализации денег она стала одним из популярных методов финансирования терроризма и другой незаконной деятельности. Террористы, в частности, полагаясь на обратную легализацию денег для финансирования своих операций, часто используют законные активы для совершения незаконных действий. Очевидным примером является совершение террористами аль-Каиды терактов 11 сентября 2001 года. Финансирование терактов осуществлялось за счет средств, поступающих на счета как наличными, так и электронными переводами из-за рубежа. В одном случае деньги с обменного пункта в ОАЭ прошли через корреспондентский счет в нью-йоркском банке, а затем были перечислены на счета угонщиков в другом банке во Флориде. В других случаях угонщики или их сторонники просто ввозили в страну пачки наличных денег. Деньги могли иметь законное происхождение - из личного

состояния, из средств, собранных для оказания гуманитарной помощи, или из любого другого источника, - но их цель была смертельно опасной [13].

Деяния обратной легализации не охватываются составами преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 174 и 174.1 УК РФ. Между тем подобные деяния представляют не меньшую опасность, поскольку в качестве объектов данного преступления, кроме экономических отношений и экономической деятельности, могут также выступать общественная безопасность и общественный порядок, интересы государственной службы, жизнь и здоровье граждан и др. С целью предотвращения совершения указанных составов и недопущения наступления тяжких последствий, необходима выработка механизма превентивного действия. В качестве такого механизма нами предлагается принятие отдельной уголовной нормы по противодействию финансирования преступлений. Автор предлагает вести в уголовное право дефиницию «обратная легализация», которой будет отведена роль превентивной меры противодействию составам преступлений с большей общественной опасностью и тяжкими последствиями - таким как терроризм, коррупция, налоговые преступления и др., дополнив УК РФ ст. 174.2 «Обратная легализация денежных активов», изложенной в следующей редакции: «Совершение лжесделок по выводу денежных активов из легального оборота с целью совершения или финансирования преступлений наказывается ... »

Предвещая критику об излишней репрессивности, путем дополнительной криминализации УК РФ, сразу оговоримся, что целью введения уголовной ответственности за обратную легализацию денежных активов является не только установления наказания за данное действие, но и предотвращение более тяжкого преступления, например, терроризма или др.. Предупреждение преступлений, согласно ст. 3 УК РФ, является одной из задачей УК РФ [14]. Преступление обратной легализации денежных активов высоко латентное, но даже небольшой процент раскрываемости данного преступления поможет сохранить жизни людей, которые могут стать жертвами терроризма, финансируемого путем обратной легализации денежных активов.

Литературa

1. Солопов М., Старостина Ю., Ткачёв И. Финансовая разведка оценила в Р20 трлн объем теневой экономики в России // РБК. Экономика от 22.02.2019 г. URL: https://www.rbc.ru/econom-ics/22/02/2019/5c6c16d99a79477be70257ee.

2. Федеральный закон РФ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ (ред. от 19.12.2022 г.) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3418.

3. Приговор Чегемского районного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу

№ 1-79/2014 URL: https: //sudact.ru/regular/doc/ VM2FjobpZQT/.

4. Лопашенко Н.А. Основы уголовно-правового воздействия: уголовное право, уголовный закон, уголовно-правовая политика // СПб. Юридический центр Пресс. 2004. С. 182.

5. Федеральный закон РФ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ (ред. от 19.12.2022 г.) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3418; Положение Банка России от 15.10.2015 № 499-П (ред. от 04.04.2023) «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» «Вестнике Банка России» от 16 декабря 2015 г. № 115. URL: https://base. garant.ru/71277312/.

6. Указание Банка России от 09.12.2019 № 5348-У (ред. от 31.03.2022) «О правилах наличных расчетов». URL: https://www.cbr.ru/Queries/Un-iDbQuery/File/90134/1020.

7. «The future of money». Organisation for Economic Co-Operation and Development. Paris. 2002. Р.7. URL: https:// www.oecd.org/sti/futures/35391062. pdf.

8. Бердышев А.В. Зарубежный и Российский опыт сокращения наличных платежей в экономике // Вестник ГУУ. 2019. № 4. С. 146150. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ zarubezhnyy-i-rossiyskiy-opyt-sokrascheniya-nalichnyh-platezhey-v-ekonomike.

9. Уголовный и уголовно-процессуальный кодекс Свода законов США (Crimes and criminal procedure), § 1960, (официальный текст). URL: https://uscode.house.gov.

10. Конвенция Совета Европы от 08.11.1990 г. № 141 «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» // СЗ РФ. 2003. № 3.

11. Петросян О.Ш., Трунцевский Ю.В. и др. Экономические и финансовые преступления: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «юриспруденция» // М. Юнити-Дана. 2011. С. 287-288.

12. Третьяков В.И. Организованная преступность и легализация криминальных доходов: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону. 2009 г. С.201.

13. Отчёт комиссии 9/11. Газета «Коммерсант» от 09.09.2011.

14. Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

REVERSE MONEY LAUNDERING

Ivanov A.V.

Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the

Russian Federation (IZiSP)

5 -a

C3 ж

<

In the article the author reveals the shortcomings of the criminal-legal norms on legalization of criminal assets provided by art. 174, 174.1 of the Criminal Code of the Russian Federation, which are expressed in the indication of the purpose in the description of the corpus delicti. The author has revealed a legal vacuum, which does not allow to hold persons liable for financing of crimes except for crimes of terrorist orientation. To eliminate the vacuum, the author proposes to introduce the concept of reverse legalization of monetary assets. The article reflects the consequences of the reverse legalization of monetary assets, provides distinguishing features from the traditional legalization of monetary assets, describes measures to prevent reverse legalization in order to study the possibilities of implementation of this crime in the national legislation. In the article the author gives reasonable arguments for criminalization of such act as financing of crimes and proposes to introduce administrative and criminal liability for reverse legalization of monetary assets if it is aimed at financing criminal activity. One of the main purposes of the new norm is a preventive measure for committing crimes with more dangerous social danger, such as terrorism, corruption, tax evasion and others.

Keywords: corruption, "shadow" economy, terrorism, "cashing in", Council of Europe Convention against Money Laundering, legalization (laundering) of criminal proceeds, reverse legalization of monetary assets, FATF (Financial Action Task Force).

References

1. Solopov M., Starostina Y., Tkachev I. Financial intelligence estimated the volume of shadow economy in Russia at P20 trillion // RBC. Economy of 22.02.2019 URL: https://www.rbc.ru/ economics/22/02/2019/5c6c16d99a79477be70257ee.

2. Federal Law of the Russian Federation from 07.08.2001 № 115-FZ (ed. from 19.12.2022) "On counteraction to legalization (laundering) of proceeds of crime and financing of terrorism" // NW RF. 2001. № 33. Art. 3418.

3. Verdict of the Chegemsky District Court of the Kabardino-Balkar Republic in case No. 1-79/2014 URL: https: //sudact.ru/regular/ doc/VM2FjobpZQT/.

4. Lopashenko N.A. Fundamentals of criminal-legal impact: criminal law, criminal law, criminal-legal policy // SPb. Legal Center Press. 2004. C. 182.

5. Federal Law of the Russian Federation from 07.08.2001 № 115-FZ (ed. from 19.12.2022) "On counteraction to legalization (laundering) of proceeds of crime and financing of terrorism" // NW RF. 2001. № 33. Art. 3418; Regulation of the Bank of Russia dated 15.10.2015 No. 499-P (ed. 04.04.2023) "On Identification by Credit Institutions of Customers, Customer Representatives, Beneficiaries and Beneficial Owners for the Purpose of Countering Legalization (Laundering) of Proceeds of Crime and Financing of Terrorism" "Bulletin of the Bank of Russia" dated December 16, 2015 No. 115. URL: https://base.garant.ru/71277312/.

6. Decree of the Bank of Russia from 09.12.2019 № 5348-U (ed. from 31.03.2022) "On the rules of cash settlements". URL: https://www.cbr.ru/Queries/UniDbQuery/File/90134/1020.

7. "The future of money". Organization for Economic Co-Operation and Development. Paris. 2002. R.7. URL: https:// www.oecd. org/sti/futures/35391062.pdf.

8. Berdyshev A.V. Foreign and Russian experience in reducing cash payments in the economy // Vestnik GUU. 2019. № 4. C. 146-150. URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/zarubezhnyy-i-rossiyskiy-opyt-sokrascheniya-nalichnyh-platezhey-v-ekonomike.

9. U.S. Code of Crimes and Criminal Procedure, § 1960, (official text). URL: https://uscode.house.gov.

10. Council of Europe Convention No. 141 of 08.11.1990 "On Laundering, Detection, Seizure and Confiscation of Proceeds of Crime" // NW RF. 2003. № 3.

11. Petrosyan O. Sh., Truntsevsky Y.V. et al. Economic and financial crimes: textbook for students of universities, studying on specialty "jurisprudence" // M. Unity-Dana. 2011. C. 287-288.

12. Tretyakov V.I. Organized crime and legalization of criminal proceeds: Cand. Cand. jurid. nauk. Rostov-on-Don. 2009 r. C. 201.

13. Report of the 9/11 Commission. Kommersant newspaper from 09.09.2011.

14. Criminal Code of the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation from June 13, 1996 № 63-FZ // C3 RF. 1996. № 25. St. 2954.

OJ 00

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.