Научная статья на тему 'Обращение ко всем заинтересованным в возрождении и развитии текстильной промышленности России'

Обращение ко всем заинтересованным в возрождении и развитии текстильной промышленности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обращение ко всем заинтересованным в возрождении и развитии текстильной промышленности России»

Докучаева Г.П.1

ОБРАЩЕНИЕ КО ВСЕМ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМ В ВОЗРОЖДЕНИИ И РАЗВИТИИ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Уважаемые коллеги!

Я много лет работаю в области текстильного дизайна (пошив штор и др.). Мы используем ткани для штор, для обивки мебели, тюль и др. только иностранных производителей, ввиду их высокого технологического и эстетического качества. К сожалению, наш производитель упускает возможность занять свою нишу в огромном товарообороте данной продукции. Поэтому на российском рынке с успехом работают иностранные компании. Я пыталась ознакомиться с ассортиментом нашего производителя, проводя мониторинг текстильного рынка - посещала текстильные выставки и магазины, но российского производителя с ассортиментом и качеством продукции, особо востребованным у дизайнеров интерьера, не увидела. Я написала письмо на сайт президента Путина В.В. с предложением обратить внимание на текстильную мануфактуру и получила ответ из Департамента легкой промышленности, в котором меня заверили, что у нас в этой области все хорошо, а постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд» выручает всю отрасль. Вероятно, имелось в виду, что не производя востребованные ткани европейского качества, торгуя в текстильном городе Иваново импортной продукцией, мы больше выигрываем, высвобождая время наших граждан от работы на производстве.

Для справки:

Я хочу напомнить, что первые учебные заведения по дизайну были открыты в Германии и России - Баухауз в Германии (1919-1933 гг.) и ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) в России Советского периода (1920-1930 гг.). К сожалению, в 30-х годах они были закрыты первыми лицами государства - Гитлером и Сталиным с формулировкой «деградирующие». Специалисты разъехались - немецкие в Англию и США (Ле Корбюзье и др.), русские - кто куда. И долго производители нашей с вами страны не пытались связать продукты своего производства с эстетическим вкусом современности и таким явлением, как мода. А в Англии и США с приходом специалистов в области архитектуры и промышленного дизайна, начались перемены и они стали всемирными лидерами, с успехом использующими предпосылки дизайнерского искусства, к которым прежде всего относятся:

- понимание того, что эстетический вкус - не только психологическое, но и идеологическое явление;

- естественное человеческое стремление к прекрасному, к воплощению новых и все более совершенных образов;

- экономическая выгода, являющаяся огромным мотивом для развития дизайна.

А в середине 30-х годов и правящая партия Германии во главе с вовремя одумавшимся Гитлером обратилась к теме массовой интеграции функционального дизайна и качества продукции в промышленность всех отраслей, включая военную. И появились всемирно известные бренды не только потребительского, но и военного назначения, которые до сегодняшнего дня питают экономику этой страны и являются их национальной гордостью.

И хочу добавить, что даже во время Второй мировой войны эти страны не прекращали свои работы в развитии дизайна, используя его даже при производстве военной продукции.

Сейчас в России много учебных заведений по дизайну, в том числе иностранных, например, знаменитая БРИТАНКА (Британская высшая школа дизайна), многие специалисты-дизайнеры получили свое образование заграницей у лидеров дизайна. Издаются книги наших российских дизайнеров. Поэтому стоит использовать отечественный потенциал дизайнерско-художественного опыта в производстве товаров народного потребления. Взять за основу примеры лучших мировых держав, где промышленный успех кроется в золотом промышленном стандарте - сотрудничество дизайна с промышленностью, полная интеграция дизайна в современный мир и неумолимое стремление к качеству произведенной продукции. Принятие российскими производителями этих аутентичных принципов принесет новое звучание и смысл в словосочетание СДЕЛАНО В РОССИИ.

Совершенно очевидно, что у нас большие проблемы в области текстильной промышленности, хотя руководитель соответствующего департамента считает, что все отлично. Думаю, что в его доме шторы висят из западной коллекции, как и у ВСЕХ, кто воспользовался услугами текстильного дизайнера. В данной нише ни архитекторы, ни дизайнеры интерьера не работают с российскими тканями. Может это от того, что мы своим заказчикам гарантируем высокое качество наших работ поэтому работаем с тканями с предсказуемым результатом. Большинство наших швейных объединений по пошиву одежды тоже работает только на импортных тканях. Помощник В.В. Жириновского,

1 Докучаева Галина Павловна - независимый эксперт. Профессиональные интересы: дизайн, рисование. E-mail: amulet93@ rambler.ru

чтобы проверить эту информацию, съездил в магазин «Большевичка», посмотрел там мужские костюмы и первое, что ему сказали - Это только лекала наши, а ткани все импортные...

В подтверждении наших догадок, что динамика упадка отрасли просто ужасная, директор департамента растениеводства Минсельхоза России Петр Чекмарев озвучил статистику спада объемов производства растительного волокна (льноволокно, пенька и др.), несмотря на поддержку государства, увязав это с закрытием многих текстильных фабрик.

Совершенно очевидно, что возрождение ткацкого производства подтянет и инициирует развитие нескольких отраслей:

1. Растениеводства. На сегодняшний день, Россия является одним из основных производителей льноволокна в мире, крупнейшим экспортером как льняного сырья, так и готовой продукции. С другой стороны, существующие в стране способы выращивания льна, его сортность (коротковолокнистый), метод сбора и переработки делают его низкокачественным и неконкурентоспособным даже по сравнению с Украиной и Белоруссией, не говоря уже о развитых странах, таких как Франция и Бельгия.

2. Кормопроизводство. Нехватка кормов уменьшает поголовья полутонкорунных, шубных и других пород овец , кроме того продукцию овцеводства подстерегла другая беда - закрытие ВСЕХ заводов по переработке и облагораживанию сырья. Это касается и других объектов животноводства.

3. Оборудостроение. Необходима замена устаревшего оборудования, которое уже не в состоянии выпускать продукцию нужного ассортимента, фактуры и качества. Наладить производство оборудования, которое не только повысит качество, но и изменит структуру выпускаемой продукции. Необходимо перейти от производства большого количества однотипной продукции к мелкосерийному выпуску, динамично изменяемому под воздействием рынка. Всеми силами уходить от сталинского девиза оставленного нам в наследие - Количество это тоже качество.

4. Химическая промышленность. Необходимым элементом повышения конкурентоспособности российских тканей является применение более качественных красителей, более совершенных химических соединений, применяемых при производстве текстильной продукции и растениеводстве. Сейчас эта задача решается преимущественно за счет импорта.

5. Научно-исследовательские институты. В области селекции (академия им. К. А. Тимирязева себе угодья вернула, так пусть поработают - создадут, например, сорт длинноволокнистого хлопка, который может быть выращен у нас в Крыму или на Северном Кавказе, Поволжье и др. областях , сорт качественного длинноволокнистого льна), НИИ оборудостроения и др.

Для справки:

Лучший в мире длинноволокнистый хлопок выращивается в районе дельты Нила, где уникальный микроклимат обеспечивает хлопку быстрый рост. Хлопок собирается работниками плантаций исключительно вручную и потому выпускается в ограниченном количестве ежегодно.

Производитель берет пример с производителей вина, позиционируя свой хлопок как «винтажный»: так, например, в 2009 году компания Ьих1»п выпустила а в продажу ограниченное количество хлопка урожая 2005 года, доступного лишь для премиум-клиентов.

Таким образом, российская легкая промышленность стоит сейчас перед дилеммой: окончательно сдать свои позиции иностранным товарам на внутреннем рынке или начать активный поиск направлений своего развития и повышения конкурентоспособности своей продукции.

Поскольку я выросла в Стране Советов, позволю себе предложить некоторые меры, способствующие возрождению в России современной текстильной мануфактуры:

- нужно организовывать тесное сотрудничество с дизайнерами, особенно с теми, кто получил свое образование за рубежом и знает тонкости работы западных предприятий, сотрудничать с ними по вопросам спроса и предложений в области дизайна одежды, интерьера и др. На сегодняшний день дизайн и создатели промышленной продукции знакомы понаслышке. В лучшем случае промышленники ограничиваются сотрудничеством с инжиниринговыми компаниями. Великий Стив Джобс оставил 12 заповедей, одна из которых - «Люди судят о тебе по поступкам, поэтому сосредоточься на результате. Будь мерилом качества. Не все люди привыкли к окружению высочайшего качества. Напротив, их гораздо меньше, чем ты думаешь. Сообщи им об этом. Если они не узнают о качестве, они не купят товар. Удели внимание дизайну. Дизайн заключается не в образе или ощущении, но в том, как он работает - Мы создали такие прекрасные кнопки, что вам захочется их лизнуть».

В нашем случае - мы пришили российскими нитками такие красивые российские пуговки.

Для справки:

В России когда-то был научно-исследовательский институт дизайна и эргономики, ВНИИТЭ (Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики). Данное полезное заведение могло бы разрабатывать промышленный дизайн, эргономику, проводить переподготовку специалистов, делать предпроектные исследования, изучать психологический и, не побоюсь этого слова, духовный портрет потребителя, разрабатывать новейшие технологии для проектирования промышленных изделий, совершенствовать потребительские ГОСТЫ для разной продукции, эскизы тканей и т.д. Кроме того есть незатейливые способы подпитывать копилку эскизов (паттерны) тканей по опыту ведущих мировых текстильных фабрик. Например, в 2015 году мне было предложено (зная, что я немного рисую) принять участие в конкурсе на лучший дизайн ткани или обоев для фабрики ЕаЪпси -«Паттерн для ЕаЪпсиЬк Департамент легкой промышленности тоже может задействовать в подобных конкурсах дизайнеров, студентов текстильных, дизайнерских и художественных учебных заведений и всех желающих.

- открыть хотя бы одну текстильную фабрику (допустим как Акционерное общество с долевым участием государства), оснастить суперсовременным оборудованием, опытным, обученным персоналом, сотрудничать с дизайнерами на всех этапах производства, ввести регулярные стажировки на западных предприятиях (если это возможно), выстроить организацию труда и сотрудничество с потребителем, делая эстетически привлекательными каталоги своей продукции и др. Эта фабрика должна взять на себя функции генератора идей по текстильному производству в целом и делиться ими с другими российскими производителями, т.е. проводить стажировки для других участников рынка. БЕСПЛАТНО!

- также предлагаю ОБЯЗАТЬ предприятия придерживаться ГОСТов, поскольку качество продукции многих предприятий заметно упало, в том числе используемых при производстве технических культур (хлопок-сырец, льноволокно и др.)

- сами ГОСТы давно пора пересмотреть и увязать с востребованными техническими характеристиками сегодняшнего потребителя. Например, усадка портьерной ткани не должна быть 5 и более процентов, что бывает из-за отсутствия финишной обработки. Например, наши замечательные шторы высотой 3 метра изначально лежат красиво «в пол», а со временем укорачиваются на 15 см. Или брюки стали на 6 см короче. По этой же причине наш российский лен (ткани) стоит «колом». Красители опять же....

- производителям дать возможность в комфортных для посетителей-специалистов выставочных условиях представлять произведенную продукцию на рынке, а также льготные торговые площади, для реализации своей продукции.

- все дотации государства производить в денежном эквиваленте, но, например, оборудованием, красителями, семенами. и т.д.

- пересмотреть тарифы на перевозку сырья и готовой продукции наших производителей и не только на это;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд» отменить как фактор снижающий мотивацию развития предприятий (если и так покупают, зачем напрягаться?)

- у российских производителей и потребителей продукции должен быть один девиз. Придумайте какой. Например, в Швеции, чью продукцию знают и ценят во всем мире, девиз - «простой, эмоциональный, светлый».

- Национальное российское брендирование должно стать делом политическим и социальным для всего общества. А теперь о самом главном - перед сентябрьскими выборами народных избранников хорошенько подумайте -

кто из претендентов может воплотить эту программу и принципы в нашу с вами жизнь, чтобы российская продукция стала светлой обыденностью и источником положительных эмоций для каждого потребителя?

Для справки:

1 марта 2016 года Forbes в 30-й раз пересчитал самых состоятельных людей на Земле. На втором месте после хорошо нам знакомого Билла Гейтса стоит испанский бизнесмен Амансио Ортега, основатель сети магазинов одежды Zara, Massimo Dutti, , Pull and Bear, Bershka, Stradivarius, Oysho, Zara Home, Tempe, Uterque и Lefties. В пору кризиса его империя остаётся на волне, предлагая недорогую, но качественную одежду, и тем самым поднимая спрос на новый уровень. За 5 последних лет Ортега увеличил личный капитал более чем в два раза, с 31 до 67 миллиардов. За последний год рост был не столь внушителен, но всё-таки, в отличие от большинства соперников в десятке Форбс, Амансио заработал 2,5 миллиарда, а не потерял. А теперь подумайте, какая сумма в виде налогов поступила в бюджет его страны.

Список литературы и источников

1. Лаврентьев, А. Н. История дизайна. - М.: Гардарики, 2007.

2. Примаков Е.М.,Выбор локомотива / Выступление на Московском экономическом форуме. 26.03.2014, Пленарная дискуссия.

3. Романов А. О состоянии легкой промышленности России / Выступление на Московском экономическом форуме. 24.03.2016.

4. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Кн. 1-2. - М.: Архитектура-С, 2006.

5. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. - М., 2001.

6. http://www.stevsky.ru/

7. http://www.luxemag.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.