Научная статья на тему 'Клейкость хлопка: риски и способы их снижения'

Клейкость хлопка: риски и способы их снижения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЦЕН / PRICE DIFFERENTIATION / ВОЛОКНО ХЛОПКОВОЕ / КЛЕЙКОСТЬ / STICKINESS / РИСКИ / ХЛОПКОПРЯДИЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / COTTON FIBER / ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ / BREAK-EVEN POINT / HAZARDS / COTTON-SPINNING ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пехташева Елена Леонидовна, Лусинян Иван Вазгенович

В статье рассмотрены проблемы, с которыми могут столкнуться потребители хлопкового волокна, показаны основные характеристики, по которым осуществляется ценообразование на волокно в международной торговле. Клейкость хлопка, не являющаяся его основной характеристикой, потенциально опасна, и потребитель, не проводящий лабораторный анализ на наличие клейкости волокна при покупке, несет риски от возникновения повышенного значения данного параметра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses problems facing the customer of cotton fiber and provides key characteristics which are used for cotton fiber pricing in international trade. Cotton stickiness is not its key characteristic but it could be dangerous, as the customer who does not analyze fiber for stickiness could face the risks of higher value of this parameter.

Текст научной работы на тему «Клейкость хлопка: риски и способы их снижения»

ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА

Д-р техн. наук Е. Л. Пехташева И. В. Лусинян

КЛЕЙКОСТЬ ХЛОПКА: РИСКИ И СПОСОБЫ ИХ СНИЖЕНИЯ

В статье рассмотрены проблемы, с которыми могут столкнуться потребители хлопкового волокна, показаны основные характеристики, по которым осуществляется ценообразование на волокно в международной торговле. Клейкость хлопка, не являющаяся его основной характеристикой, потенциально опасна, и потребитель, не проводящий лабораторный анализ на наличие клейкости волокна при покупке, несет риски от возникновения повышенного значения данного параметра.

Ключевые слова и словосочетания: дифференциация цен, волокно хлопковое, клейкость, риски, хлопкопрядильное производство, точка безубыточности.

Хлопковое волокно - ценнейшее сырье для выработки изделий текстильной индустрии, применяемое при производстве тканей, трикотажа, ниток, используемое для обувной и многих других отраслей легкой промышленности.

На долю хлопчатобумажных тканей в России приходится около 80% от общего объема выпуска тканей. Столь широкое распространение хлопок получил главным образом благодаря своим уникальным свойствам, таким, как гигиенические, прочность, износостойкость и термостойкость. Кроме того, хлопок технологичен: он легко прядется и подвергается крашению.

В 2009 г. в Российской Федерации вступил в силу стандарт на хлопковое волокно ГОСТ Р 53224-2008, в котором прописаны основные показатели качества, соответствующие международным принципам оценки при торговле хлопком. Волокно делится по цвету на первый, второй, третий, четвертый и пятый сорт, определяемый классерским способом по сличению со стандартными эталонами страны-производителя. По засоренности оно делится на пять классов: высший, хороший, средний, обычный и сорный. Длину волокна по кодам штапеля можно определить классерским способом, вручную или на системе типа HVI (высокопроизводительная система). Длина показывает, относится ли данное хлопковое волокно к длинноволокнистому или среднево-локнистому, а также тип. Микронейр хлопкового волокна должен находиться в стандартных пределах.

Цена на хлопковое волокно в основном формируется уровнем его спроса и предложения на международных биржах. При этом торги идут только по его базовому показателю, принятому для каждой страны индивидуально. Так, для хлопка, производимого в США, за базу принимают волокно, соответствующее американской классификации по сорту «БЕЛЫЙ» (white), средний класс (MID, middling) со штапельной длиной волокна в дюймах, равной 1-1/16 (табл. 1). Для сравнения, среднеазиатский узбекский хлопок классифицируется с базой первого сорта (I), класс средний (urta) со штапельной длиной во-

локна в дюймах, равной 1-3/32 (табл. 2). Данные дифференциации регистрируются в международной организации ICA (Международная хлопковая ассоциация).

Т а б л и ц а 1

Дифференциация цен, утвержденная Международной хлопковой ассоциацией на средневолокнистый хлопок Техаса, на февраль 2012 г.*

(в пунктах центов США за каждый фунт хлопкового волокна)

Класс (по американской классификации)**

GM SM MID SLM LM SGO

Сорт:

БЕЛЫЙ (white) +300 +150 Базовая стоимость -100 -300 -

ПЯТНИСТЫЙ (spotted) -50 -300 -450 -600 -

ЖЕЛТЫЙ (tinged) -300 -500 -650 -800 -

Штапельная длина волокна, дюймы 1- 1/8 1-3/32 1-1/16 1-1/32 1 31/32

Скидки и надбавки, пункты +200 +100 Базовая стоимость -150 -300 -350

* Источник: URL: http://www.ica-ltd.org/ica-publications

** Распределение по классам в пределах одного сорта хлопкового волокна, принятое в американской классификации.

Т а б л и ц а 2

Фрагмент дифференциации цен, утвержденный Международной хлопковой ассоциацией на средневолокнистый хлопок Республики Узбекистан, на февраль 2012 г.*

(в пунктах центов США за каждый фунт хлопкового волокна)

Класс (по классификации Республики Узбекистан)*

Высший (oliy) Хороший (yakshi) Средний (urta) Обычный (oddiy) Сорный (iflos)

Сорт:

I +375 +275 Базовая стоимость -150 -300

II +50 -75 -175 -400 -650

III -300 -400 -675 -850

Штапельная длина волокна, дюймы 1-1/8 1-3/32 1-1/16 1-1/32 1

Скидки и надбавки, пункты +125 Базовая стоимость -125 -175 -

* Источник: URL: http://www.ica-ltd.org/ica-publications

** Обозначение классов в пределах одного сорта для узбекской классификации, утвержденное Международной хлопковой ассоциацией.

При покупке хлопкового волокна покупатель ориентируется на данные дифференциации скидок и надбавок к цене в соответствии с факторами качества. Скидки и надбавки в пунктах центов США за 1 фунт волокна (1 фунт равен 453,59 г) приведены в табл. 1 и 2. Таким образом, довольно расширенная классификация хлопкового волокна, применяемая для международной торговли, позволяет потребителю данной продукции довольно точно определиться с выбором и произвести закупки в соответствии с потребностью для выпуска определенного ассортимента товаров - пряжи различных номеров, а также способов производства, применяемых на фабрике. Но существует риск присутствия в волокне клейкости, которая имеет по большей части энтомологический характер (привнесенный извне насекомыми в местах произрастания хлопчатника). Она появляется спонтанно в зависимости от влияния природных факторов в период созревания на поле и практически никак визуально не определяется в готовом хлопковом волокне.

По данным Департамента сельского хозяйства США, экономические риски от закупки хлопкового волокна, имеющего неблагоприятный фактор клейкости, рассматриваются в двух критических случаях. В первом случае фабрика непреднамеренно приобрела клейкое хлопковое волокно и после производственных проблем и трудностей переработки, последовавших за этим приобретением, определила причину наличия в волокне повышенной клейкости в ходе лабораторных исследований. Во втором случае фабрика ожидает, что хлопковое волокно данного региона в текущем сезоне может быть заражено клейкостью, и принимает решение о покупке хлопкового волокна на основе этих данных. В первом случае фабрика несет затраты от клейкости, а во втором - затраты возвращаются производителям волокна как полученные для фабрики скидки.

Вначале обозначим общие показатели текстильной фабрики или группы фабрик. На рис. 1 представлены условия прибыльности (точка безубыточности) от принимаемого производственного решения.

Рис. 1. Условие нормального неклейкого хлопкового волокна в качестве сырья

Фабрика, являясь фактически ценополучателем, воспринимает рыночную цену за изделие Рс как заданную величину, на которую не может повлиять по причине внешней конкуренции. Кривая предложения фабрики (маргинальная стоимость) 5 показывает затраты на производство одной единицы изделия. Данная кривая затрат включает стоимость хлопкового волокна, а также затраты на его переработку. Когда маргинальная стоимость равна цене изделия, фабрика максимизирует выручку, производя Q единиц изделий. Рост продаж равен произведению Рс• Q, в то время когда общие затраты равны площади участка с под кривой предложения.

С другой стороны, чистая выручка соответствует разнице, графически эквивалентной площади треугольника а. Требования, предъявляемые прядильными фабриками к хлопковому волокну, разнообразны. Таким образом, хлопкопрядильные фабрики крайне заинтересованы обезопасить себя от рисков несоответствия заявленного качества волокна по ряду соответствующих показателей для каждой кипы посредством снижения цен на сырье.

Теперь предположим условие случайного приобретения у определенного поставщика некоторого количества зараженного клейкостью хлопкового волокна (рис. 2). Появление зараженного клейкого хлопка на прядильной фабрике на ранней стадии никак не влияет на цены переработчика, а также на количество вновь закупаемого хлопкового волокна, так как фабрика не закладывала в калькуляцию более дорогостоящую переработку.

ф О

Количество изделий

Рис. 2. Условие случайного приобретения клейкого хлопкового волокна

в качестве сырья

Клейкость оказывает неблагоприятный эффект на производство. На рис. 2 представлен случай, когда фабрика-потребитель не предполагает, что получила клейкий хлопок от поставщика. Фактор клейкости волокна увеличи-

вает затраты фабрики при переработке. Кривая предложения фабрики (маргинальная стоимость) сдвигается вверх. Новая кривая S' представлена на графике. Цена фабрики, перерабатывающей клейкий хлопок, должна быть конкурентоспособна по отношению к другим фабрикам. Поднять цену на изделие выше рыночной цены PC невозможно, даже при высоких затратах. Текстильная фабрика вынуждена вырабатывать меньшее количество изделий по отношению к случаю с обычным сырьем, т. е. хлопковым волокном, не имеющим заражения клейкостью. Производительность фабрики падает со значения Q до Q'.

Сравнивая два графика, видно, что чистая выручка, равная площади а на рис. 1, уменьшается до a' на рис. 2. В то же время убытки фабрики от вовремя не выявленного клейкого хлопкового волокна на рис. 2 эквивалентны площади b. Таким образом, при случайной покупке клейкого хлопкового волокна статьи затрат текстильной фабрики увеличиваются, что отражается на сдвиге кривой S влево на графике по отношению к стандартному случаю с переработкой неклейкого хлопка (рис. 1). И этот сдвиг тем сильнее, чем большая доля клейкого хлопкового волокна задействована в производстве, а также чем выше интенсивность заражения клейкостью.

Допустим, в следующем году фабрика ожидает чистую выручку на уровне площади а на рис. 1 при условии покупки в качестве основного сырья неклейкого хлопкового волокна. Для того чтобы избежать риск вновь приобрести зараженное хлопковое волокно, фабрика сменит поставщиков, исключив убытки от клейкости (площадь зоны b на рис. 2). Обычно фабрики приобретают хлопковое волокно с известной степенью клейкости в случае, если цена хлопкового волокна идет со скидкой, по меньшей мере равной ожидаемым дополнительным затратам на переработку клейкого хлопка. Если покупатели хлопкового волокна не расположены к риску, величина скидки, способная повлиять на решение о приобретении потенциально опасного клейкого хлопка, будет значительно выше, чем ожидаемые дополнительные затраты, что является вознаграждением за риски.

Список литературы

1. Международная хлопковая ассоциация [Электронный ресурс]: Информация и публикации. Дифференциация цен на хлопковое волокно. URL: http://www.ica-ltd.org/ica-publications

2. Платонова О. П., Маслова Н. А. Применение HVI в текстильной промышленности. - Чебоксары, 2004.

3. Хлопок. Русское хлопковое сообщество [Электронный ресурс]: Новости; Библиотека; Полезная информация. URL: http://www.pxc.ru

4. Hequet E., Henneberry T. J. and Nichols R. L. Sticky Cotton: Causes, Effects, and Prevention // Technical Bulletin. - 2007. - N 1915. URL: http://www. ars.usda.gov/IS/np/StickyCotton/StickyCotton.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.