Научная статья на тему 'Обращаемость населения за скорой медицинской помощью в условиях крупного промышленного города'

Обращаемость населения за скорой медицинской помощью в условиях крупного промышленного города Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
723
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воронцова М. М., Пайков В. Л., Кононенко Л. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обращаемость населения за скорой медицинской помощью в условиях крупного промышленного города»

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

УДК 614. 88

ОБРАЩАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЗА СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМЭЩЬЮ В УСЛОВИЯХ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА

М.М. Воронцова, В.Л. Пайков, Л.С. Кононенко

Станция скорой медицинской помощи (главврач - Е.А. Ефремов), г. Казань

Станция скорой медицинской помощи (ССМП) г. Казани - это крупнейшее медицинское учреждение, обеспечивающее обслуживание более 1,1 млн населения. В настоящее время за скорой медицинской помощью ежегодно обращается каждый четвертый житель, и каждого двенадцатого госпитализируют по экстренным показаниям [2, 4]. Повышение уровня организации экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе и улучшение оперативности работы ССМП невозможны без изучения деятельности учреждения [6]. Одним из основных показателей, отражающих работу ССМП, является обращаемость населения за скорой медицинской помощью [7], анализ которой и стал целью настоящего исследования.

Были проанализированы данные карт вызовов скорой медицинской помощи за 1995-2004 гг. Все цифровые материалы были статистически обработаны с использованием компьютерных программ анализа [3]. В течение последних лет (1996-2003) прослеживается устойчивая тенденция к росту количества обращений на ССМП (см. рис.). Причем этот прирост происходит на фоне незначительного увеличения численности населения г. Казани на 12500 человек (или на 1,16%), главным образом за счет присоединения к городу дополнительных административных территорий. Общая обращаемость на 1000 населения на ССМП в 2003 г. в сравнении с 1996 г. возросла на 46% (р<0,01), оставаясь высокой в 2004 г., хотя и с незначительной тенденцией к снижению по сравнению с таковой в 2003 г. и составила 354 обращения на 1000 населения.

Увеличение обращаемости за последние 10 лет обусловлено, по-видимому, демографическими процессами, в частности постарением населения [8], а также недостатками в работе амбулаторно-поликлинической службы [5, 8]. В среднем на один месяц приходится 29,3 обращения на 1000 населения (2004). Наиболее высока обращаемость в декабре и январе. Превышение числа обращений за один месяц над среднемесячным показателем, равным 32,9 на 1000 на-

селения, достигает пика в январе (+12%), что происходит в основном за счет инфекционных заболеваний. Остальные месяцы незначительно отличаются от среднемесячного показателя и составляют от -6,8 % в феврале до +4,1% в декабре.

Изучена помесячная обращаемость на ССМП в зависимости от места вызова. Самый высокий процент вызовов исходит непосредственно из мест проживания (79,54%). Среднемесячный показатель по этому виду обращаемости составляет 23,2 на 1000 населения. В январе он значительно возрастает до 27,1 на 1000 населения (+17%), а с мая (23,56) имеет тенденцию к уменьшению и достигает минимума в июле (21,69).

Второе место по частоте обращений занимают вызовы на улицу (6,56%): среднемесячный показатель - 1,9 на 1000 населения. С мая (2,18) по август он существенно возрастает (2,52), когда обращаемость выше среднемесячного показателя на 32,6%. Далее по частоте идут вызовы в лечебные учреждения (5,24%) и общественные места (5,14%). Их максимум приходится на июнь (1,55) - июль (1,68) - август (1,70) при среднемесячном показателе 1,52 на 1000 населения. На эти же 3 месяца падает пик вызовов в общественные места (соответственно 1,63 - 1,57 - 1,60) при среднемесячном показателе 1,50 на 1000 населения.

С июня по август повышение числа обращений на улицу и общественные места происходит за счет отравлений алкоголем, его суррогатами и наркотиками, травм и внезапных заболеваний. Обращаемость на подстанцию (2,61%): среднемесячный показатель - 0,76 на 1000 населения. Отмечается ее значительный рост начиная с апреля (0,72) - мая (0,83) с достижением максимума в августе (0,99) по поводу обострения хронических заболеваний. Реже встречаются вызовы на рабочие места (0,89%): среднемесячный показатель - 0,26 на 1000 населения. В январе он весьма высок (0,31): обращаемость выше среднемесячного показателя на 19% за счет роста числа внезапных заболеваний, особенно болезней органов системы кровообращения. Прочая об-

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

Динамика обращений населения г. Казани на ССМП за 1995 - 2004 гг.

Годы

ращаемость (школа, дошкольное учреждение и другие места) составляет 0,02%.

Нами установлены два пика увеличения обращаемости по дням недели: первый большой пик приходится на понедельник (52,16 на 1000 населения), второй (малый) -на пятницу (50,53 на 1000 населения). Низкая обращаемость за все дни недели отмечается в субботу и составляет 48,57 на 1000 населения.

Рост числа вызовов на ССМП в понедельник по сравнению со среднедневным показателем (50,1 на 1000 населения) обусловлен увеличением числа обращений на рабочие места с достижением максимума (+15,5%), в лечебные учреждения (+10%), реже на квартиры (+3,8%) и подстанции (+2,3%). В пятницу рост обращаемости по сравнению со среднедневным показателем определяется ростом числа вызовов в лечебные учреждения (+23,8%), общественные места (+14,3%), на улицы (10,7%), реже на рабочие места (+10,2%) и подстанции (+4,4%). В выходные дни по сравнению со среднедневным показателем число обращений уменьшается и достигает минимума в субботу: в лечебные учреждения - в 1,8 раза, общественные места - в 1,3 раза, на улицы -на 13% и рабочие места - в 1,6 раза. Количество обращений в другие дни недели и их число в зависимости от места вызова находились на уровнях, близких к среднедневному. Повышение частоты обращаемости в понедельник происходит в основном за счет заболеваний нервной системы и острой хирургической патологии, тогда как в пятницу - из-за заболеваний сердечно-сосудистой системы и несчастных случаев.

Анализ частоты поступления обращений на ССМП по часам суток показал, что

обращаемость имеет дневной и вечерний пики, причем последний наиболее выражен. Первый пик (дневной) выпадает на период с 10 до 11 часов, второй (вечерний) - на 2021 час.

В период с 5 до 11 часов число обращений возрастает с 1,62 до 4,78 на 100 тысяч населения в час, что на 22% выше среднечасового показателя за сутки (3,91 на 100 тысяч), а затем незначительно снижается до 4,49 на 100 тысяч к 14-15 часам.

Дневной пик обусловлен по сравнению со среднечасовым показателем увеличением числа обращений на рабочие места в 2,2 раза, лечебные учреждения в 2 раза, реже на общественные места (+29%), квартиры (+14%) и подстанции (+33%). В последующие часы число вызовов в лечебные учреждения и на рабочие места резко снижалось и находилось в вечернее время на уровне, близком к среднечасовому.

Начиная с 15 и до 21 часа отмечается второй прирост обращений с 4,49 до 6,04 на 100 тысяч населения в час, что на 55% выше среднечасового показателя и на 26% - первого пика. В дальнейшем с 22 - 23 часов регистрируется значительное уменьшение числа обращений до минимума к 4 - 5 часам, когда в час поступает 1,38 обращения на 100 тысяч населения.

При вечернем росте обращаемости на ССМП привлекает внимание увеличение числа вызовов на улицы (максимум - в 1819 часов на 65% выше среднечасового показателя), на подстанции (максимум - в 1920 часов на 48%) и на квартиры (максимум -в 22-23 часа на 61%). В ночное время (с 22 - 23 часов до 4 - 6 часов) особенно значительным - в 10 раз по сравнению со среднечасовым показателем - бывает сни-

жение числа вызовов в лечебные учреждения, в 6,8 раза на рабочие места, в 5,1 раза на подстанции, в 4,8 раза на улицы, в 4,5 раза в общественные места. В то же время при вызовах на квартиры этот показатель снижается лишь в 2,5 раза.

Выявленные особенности, закономерности и основные тенденции обращаемости населения Казани за скорой медицинской помощью позволят создать основу для решения организационных задач службой ССМП, что обеспечит экстренность обслуживания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Багдасарьян А.С. Совершенствование системы организации догоспитального и госпитального этапов скорой медицинской помощи: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук.- Спб, 2000.

2. Багиенко С.Ф., Мирошниченко А.Г., АрхиповВ.В.// Скор. мед. помощь. - 2001.-№4.-С.11-15.

3. Платонов А.Е. Статистический анализ в медицине и биологии: задача, терминология, логика, компьютерные методы. - М., 2000.

4. Хальфин Р.А., Мыльникова Л.А.// Скор. мед. помощь. - 2002.-№3.-С.4-7.

5. Элькис И.С. Состояние и пути совершенствования экстренной медицинской помощи населению г. Москвы на догоспитальном этапе: Автореф. дис. ... канд.мед.наук. - М.,1991.

6. Элькис И.С. Совершенствование управления скорой и неотложной медицинской помощью в крупнейшем мегаполисе (г. Москва): Автореф. дисс. ... докт. мед. наук. -М.,1997.

7. Эстрин И. А. //Скор. мед. помощь. - 2002.-№4.-С.13-16.

8. Элькис И. С, Борисов В. А., Зубов С. П. // Скор. мед. помощь. - 2004.-№1.- С.8-12.

Поступила 21.10.05.

REQUIREMENTS OF MEDICAL EMERGENCY CARE IN AN INDUSTRIAL CITY

M.M. Vorontsova, V.L. Paikov, L.S. Kononenko

S u m m a г y

The calls of patients to emergency units were analyzed during the last 10 years. It was found that in 79.5% of the cases patients were taken from their residency, in 6.6% - from streets, in 5.2% - from places of work. The number of calls was highest in January among all month, on Mondays among all day, between 15.00 and 21.00 hours.

УДК 616. 311. 2 - 002 - 07 - 03

ОСНОВЫ КРИТЕРИЕВ КАЧЕСТВА ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ГИНГИВИТА

Л.Г. Юсупова

Кафедра терапевтической стоматологии (зав. - проф. И.И. Гиниятуллин) Казанского государственного медицинского университета

В настоящее время распространенность воспалительных заболеваний пародонта резко повысилась и продолжает нарастать [1, 2]. Число лиц молодого возраста с данным поражением увеличилось, а после 40 лет встречается чаще, чем кариес. Прогрессирующее поражение околозубных тканей нередко приводит к потере зубов, нанося ощутимый ущерб эстетическому и функциональному состоянию зубочелюстной системы, и как хронический стоматогенный очаг инфекции может являться источником заболеваний опорно-двигательного аппарата и патологии внутренних органов [ 3, 4].

Одним из методов совершенствования стоматологической помощи населению является внедрение в практику врача-стоматолога критериев качества в виде протоколов диагностики, лечения и реабилитации пациентов. Критерии качества могут представлять собой протоколы, состоящие из необходимых, законченных и научно обоснованных алгоритмов действий по каждой нозологической форме. Протоколы составляются таким образом, чтобы врач-стоматолог имел быстрый доступ к интересующей его необходимой информации, полному перечню

последовательных действий для качественного проведения всех этапов лечения больного гингивитом.

Для определения содержания протоколов лечения нами выявлялись наиболее распространенные виды и способы диагностики и лечения гингивита и его осложнений методом анкетирования врачей-стоматологов терапевтических отделений г. Казани. Полученные данные сопоставлялись с оценкой материалов амбулаторных карт пациентов, леченных по поводу гингивита.

Для выполнения исследования была составлена анкета оценки качества лечения гингивита, предназначенная для врачей-стоматологов, а также сформирована карта оценки диагностики и лечения гингивита по данным амбулаторных карт пациентов. В исследовании были выделены 2 этапа: первый - анализ результатов исследования до рекомендации врачам-стоматологам протоколов лечения. Второй этап - анализ данных после разработанных и рекомендованных к практическому применению врачами-стоматологами протоколов диагностики и лечения гингивита. После первого этапа исследований, с учетом мнения врачей-стоматологов, оценки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.