Научная статья на тему 'Обоснование выдающимся отечественным педагогомпросветителем В. Ф. Одоевским перспектив российского образования'

Обоснование выдающимся отечественным педагогомпросветителем В. Ф. Одоевским перспектив российского образования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
328
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. Ф. ОДОЕВСКИЙ / ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА XIX В / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / V. F. ODOEVSKY / HISTORY OF THE RUSSIAN EDUCATION / RUSSIAN PEDAGOGY OF THE NINETEENTH CENTURY / FORECASTING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Богуславский Михаил Викторович

В статье дана обобщенная характеристика педагогических взглядов выдающего отечественного педагога-просветителя XIX в. князя В. Ф. Одоевского. Концептуализирована совокупность его футурологических взглядов по перспективам развития российского образования, имеющая большое прогностичное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reasoning of Russian Education Perspectives by an Outstanding Russian Educator and Enlightener - V. F. Odoevsky

The article gives a generalized description of the pedagogical views of V. F. Odoevsky, an outstanding Russian enlightener and educator of the nineteenth century. The article summarizes his futurological views on the prospects for the development of the Russian education which have great prognostic significance.

Текст научной работы на тему «Обоснование выдающимся отечественным педагогомпросветителем В. Ф. Одоевским перспектив российского образования»

► история ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

УДК 37.01 ББК 74.03(2)

ОБОСНОВАНИЕ ВЫДАЮЩИМСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫМ ПЕДАГОГОМ-ПРОСВЕТИТЕЛЕМ В. Ф. ОДОЕВСКИМ ПЕРСПЕКТИВ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ1

REASONING OF RUSSIAN EDUCATION PERSPECTIVES BY AN OUTSTANDING RUSSIAN EDUCATOR AND ENLIGHTENER - V. F. ODOEVSKY

Богуславский Михаил Викторович

Заведующий Центром истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», Председатель Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО E-mail: [email protected]

Boguslavskiy Mikhail V.

Director of the Department of History of Pedagogics and Education of the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Chairman of the Scientific Council on the history of education and pedagogical science of the Russian Academy of Education, Chairman of the Scientific Council on the History of Education and Pedagogical Science RAE, ScD in Education, Full Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье дана обобщенная характеристика педагогических взглядов выдающего отечественного педагога-просветителя XIX в. князя В. Ф. Одоевского. Концептуализирована совокупность его футурологических взглядов по перспективам

Abstract. The article gives a generalized description of the pedagogical views of V. F. Odoevsky, an outstanding Russian enlightener and educator of the nineteenth century. The article summarizes his futurological views on the prospects for the development of the

1 Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017-2019 годы (№ 27.8089.2017/БЧ) «Реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании».

развития российского образования, имеющая большое прогностичное значение.

Russian education which have great prognostic significance.

Ключевые слова: В. Ф. Одоевский, история российского образования, отечественная педагогика XIX в., прогнозирование.

Keywords: V. F. Odoevsky, history of the Russian education, Russian Pedagogy of the nineteenth century, forecasting.

Воздадим должное

Выдающийся российский педагогический мыслитель и просветитель Владимир Федорович Одоевский (1804-1869) был одним из властителей дум своего времени. Все исследователи его наследия отмечали высокий экзистенциальный накал творчества Одоевского, его «экзотически уникальный духовный мир» [1, с. 25]. Хорошо об этом написал еще «неистовый Виссарион» - В. Г. Белинский: «Что же касается до его лучших произведений, - они обнаруживают в нем не только писателя с большим талантом, но и человека с глубоким, страстным стремлением к истине, с горячим и задушевным убеждением, - человека, которого волнуют вопросы времени и у которого вся жизнь принадлежит мысли» [2,

Добавим к этим высоким суждениям мнение литературоведа М. Г. Горлина. В статье «К столетию "Русских ночей"» он особо подчеркнул, что «на фоне русской литературы XIX века, полной творческой жизни, Одоевский - явление исключительное. Он один пишет не от полноты, а от недостатка, от пустоты и одиночества, задыхаясь, срываясь, хриплым голосом, порой достигая своеобразной мрачной и сухой гармонии, но чаще запутываясь в собственных холодных измышлениях. Ему одному не хватает воздуха» [3].

По свидетельству биографа В. Ф. Одоевского П. Н. Сакулина, «Одоевский был настолько талантливой личностью, что далеко выдвигался из общих рядов наших литературных и общественных деятелей и на многое наложил печать своей собственной творческой мысли. Все это придает высокий интерес изучению личности и деятельности Одоевского» [4, с. 66].

По выражению В. В. Зеньковского, «Одоевский не имел большой славы при жизни, еще меньше по смерти, но мы должны без колебаний отвести ему очень существенное место в развитии русской философии в первую половину XIX века» [5, с. 160]. Добавим: и в истории отечественной педагогики и просвещения.

Таким образом, можно констатировать, что адекватной оценки места и значения мыслителя в отечественной педагогической традиции по-прежнему не дано, что связано, прежде всего, с полифонией его многогранного творческого наследия, которое не поддается редукции к отдельно взятому предметному содержанию и по своей сути предполагает полидисциплинарные исследования.

Давно назрела необходимость воздать по достоинству этому гениальному педагогическому мыслителю - футурологу, выдающемуся просветителю и замечательному общественному деятелю.

с. 322-323].

Превратности судьбы

Владимир Федорович Одоевский - последний потомок древнего княжеского рода Рюриковичей. Его отец Федор Сергеевич происходил по прямой линии от черниговского князя Михаила Всеволодовича. А вот мать - Екатерина Алексеевна, урожденная Филиппова, - женщина редкой красоты, весьма живого и самобытного ума, была из незнатной и небогатой семьи. Ее отец имел личное дворянство и был отставным прапорщиком. В литературе даже широко распространено мнение, что она была крепостной [6, с. 6].

В юные годы Владимира семья Одоевских балансировала на грани бедности (тяжело болевший отец умер, когда Володе было 4 года). Сам он позднее никогда не вспоминал о своем, по характеристике М. Турьян, «социально ущемленном и полусиротском детстве, которое протекало среди малообразованной и малокультурной родни со стороны матери, грубого, алчного и невежественного отчима». Все это «породило глубокую раздвоенность в сознании подростка и чувство отчужденности от родных, отравлявшее ему жизнь десятки лет» [6, с. 6].

С 1813 по 1822 г. В. Ф. Одоевский получал образование в Московском университетском Благородном пансионе. Безусловно, уже в период обучения в Пансионе у Одоевского сложился фундамент его мировоззрения, который оставался достаточно неизменным на протяжении его жизни. Это энциклопедизм, открывающий поиск связей между науками; Просвещение, соединенное с добродетельностью и религией; убежденность в том, что Православие определяет все сферы человеческого Бытия; постулат о том, что Сознание определяет Бытие; вера в идею; убежденность в том, что наука и нравственные понятия управляют жизнью людей [4, с. 98-99]. Добавим к этому и его убежденный искренний монархизм.

Уже в юные годы (в 1823 г.) В. Ф. Одоевский организовал и возглавил «Общество любомудрия» (слово «любомудрие» - это дословный перевод понятия «философия»). Новое поколение активных деятелей было преисполнено больших надежд, считало, что будущее принадлежит им - «русским молодым людям, получившим европейскую образованность, опередившим свой народ и стоящим мыслями наравне с веком и просвещенным миром» [7]. Именно в это время В. Ф. Одоевский обратился к пристальному изучению трудов немецкого философа Ф. Шеллинга, наложившего на него глубочайший отпечаток, как, впрочем, и воззрения масонов.

Затем уже в Петербурге, куда он переехал на службу из Москвы в 1826 г., в его литературно-музыкальной гостиной собирались лучшие представители русской интеллигенции: Пушкин, Вяземский, Гоголь, Лермонтов...

В 1830-е гг. В. Ф. Одоевский создает основной корпус своих романических и мистических литературных произведений. По образному выражению В. И. Сахарова, «в портретной галерее деятелей пушкинской поры лицо Одоевского привлекает внимание спокойной энергией, ясным, твердым взглядом серо-голубых глаз, отразившейся в них напряженной работой глубокой самобытной мысли. Он не был бурным романтическим «гением», тонким мечтателем-лириком или же ироническим скептиком. Это именно русский мыслитель, деятельный всеобъемлющий ум, упрямо стремящийся к «воссоединению всех

раздробленных частей знания». Таким пришел молодой Одоевский в отечественную литературу пушкинской поры, таким навсегда запечатлен он в ее истории» [8].

Став в 1846 г. заместителем директора Императорской публичной библиотеки и заведуя Румянцевским музеем, как государственный деятель, он много сделал для расширения и улучшения работы этих крупнейших отечественных книгохранилищ. В это же время писатель сотрудничал в журнале «Отечественные записки».

В последние годы жизни с 1862 г., проведенные вновь в Москве, он был сенатором, участвовал в создании Московской консерватории и Русского музыкального общества.

Однако все эти биографические сведения не воспроизводят со всей полнотой полифо-ничный образ В. Ф. Одоевского. Да и традиционная периодизация его деятельности, в которой еще П. Н. Сакулин выделял периоды «любомудрия» (1820-е гг.); философско-литературный (1830-е гг.); научно-социальный (1840-1860-е гг.) [4, с. 6], безусловно, страдает схематичностью.

В многогранной личности В. Ф. Одоевского проявлялись как внешние пласты - государственная и придворная деятельность, связанная с аристократическим происхождением, бурная общественная и просветительская деятельность, так и внутренние ипостаси - напряженные занятия наукой и литературой в домашних условиях и еще более его потаенные размышления.

Складывается ощущение, что четко отнести В. Ф. Одоевского к определенной типологии - дело настолько же бесперспективное, как попытаться прикнопить к стене солнечный зайчик...

Просветительская и педагогическая деятельность

Для В. Ф. Одоевского педагогическая деятельность - часть общей заботы о просвещении русского народа. Ему «характерно стремление к всеобщему просвещению, демократический смысл его собственной просветительской деятельности» [5, с. 141]. Поэтому, по его убеждению, «люди, которые не хотят, чтобы русские учились, и с сожалением вспоминают о невежестве предков, похожи на Жан-Жака Руссо, который хотел людей привести в натуральное состояние - ходить на четвереньках» [9, с. 295].

Князь В. Ф. Одоевский был, безусловно, страстным патриотом, стремящимся органично соединить западные общечеловеческие достижения с архетипом русской цивилизации. По его убеждению, внутренняя организация русского народа оригинальна, что «у древних греков было следствием роскоши образования, то в русском народе родилось естественно, поднялось из земли - это народ-юноша» [9, с. 293-294].

Свое высокое представление о духовной силе русского народа он «сочетал с убежденностью, что только на путях общемирового просвещения он достигнет материального благоденствия, культурного расцвета и нравственного достоинства. Он не разводил науку и нравственность, напротив, видел в науке, в просвещении в целом, главную созидательную силу в утверждении нравственного начала в мире» [10, с. 140].

Такая направленность определила «стержневую, характерную для творчества В. Ф. Одоевского проблему народности, нерасторжимо слитую с проблемой просвещения.

Собственно просвещение, его эквивалент - знание, каким оно предстает у Одоевского, -элемент философии истории, социальный смысл которой - достижение счастья. Хотя Одоевский различает четыре вида жизни человечества - наука, искусство, любовь, вера в свое с совершенствование, в свое достоинство, - понятие «просвещение» интегрирует у него все эти слагаемые. Просвещение выступает у Одоевского как синоним общественного самосознания [10, с. 135-136].

Технократическое отношение Одоевского к проблеме просвещения отмечено «пристальным интересом к научно-техническому прогрессу, к тем возможностям, которые открывает перед человечеством познание и подчинение сил природы» [10, с. 140].

В данной связи среди многообразных направлений деятельности В. Ф. Одоевского особый интерес представляют его педагогические взгляды и направленная на просвещение народа подвижническая практическая деятельность в области образования и просвещения, которая была столь плодотворной, что современники называли его князем-демократом.

По определению Е. Л. Рудницкой, «будучи человеком, исключительно цельным, Одоевский не отделял своей собственной жизни от развиваемых им идей. Он один из первых русских интеллигентов, которые практически начали заниматься делом русского просвещения, целенаправленно отдавшись ему уже с 1830-х гг. Велик вклад Одоевского в новое тогда дело популяризации науки для народа. Его популяризаторские книги были совершенно небывалым для России делом. Четыре книги „Сельского чтения", изданные им в 1843-1848 гг. и содержавшие сведения из разных областей знания, выдержали множество переизданий и прослужили вплоть до революции» [10, с. 140]. Сборники произвели большое впечатление на В. Г. Белинского, который отмечал вслед за их выходом, что они «составят собою эпоху в истории начинающегося у нас образования низших классов» [11, с. 684]. Эти сборники предвосхитили толстовские народные издания.

В. Ф. Одоевский внес немалый вклад в развитие отечественной системы образования и как педагог-практик. Свои педагогические взгляды он применял как при воспитании многочисленных племянников и племянниц (своих детей у него не было), так и на широкой общественной арене - активно занимаясь открытием и реформированием школ и детских приютов по всей России.

Он был одним из организаторов Общества посещения бедных, занимавшегося устройством детских приютов, школ и больниц. С работой Общества связано было его увлечение педагогикой и детской литературой [8].

С 1838 по 1845 г. В. Ф. Одоевский находился во главе Комитета главного попечительства для учреждения детских приютов. Как правомерно отмечает О. В. Глазырина, «целью создания приютов В. Ф. Одоевский ставил не просто дать кров беспризорным детям и детям из неблагополучных семей, но и способствовать всестороннему и гармоничному развитию их личности, и в физической, и в умственной, и в нравственной, и в духовной областях» [12, с. 12]. Знаменательно, что писатель, несмотря на свое аристократическое происхождение, не делал различия в воспитании детей разных сословий.

Большая заслуга В. Ф. Одоевского состоит в разработке общего «Положения» для детских приютов. Главное внимание в этом документе было уделено не только правилам

административного контроля за воспитанниками, но и приоритетным целям, задачам, методам и принципам педагогической деятельности заведений. Так, по суждению О. В. Глазыриной, он «один из первых русских педагогов в условиях 30-40 гг. XIX в. проложил научно-реалистическое направление в образовании, разработав конкретные методические рекомендации, которые стали основой организации обучения в детских приютах и явились прообразом современных дошкольных образовательных учреждений» [12, с. 12].

Значительна его деятельность в 1840-е гг. в качестве консультанта по педагогическим вопросам и члена Ученого совета при Министерстве государственных имуществ. Этим передовым ведомством при деятельном участии В. Ф. Одоевского для детей государственных крестьян за пятнадцать лет было открыто более 2600 школ [7, с. 6].

В данной связи изучение педагогики, ее формирование мыслитель правомерно относил к актуальнейшим и сложнейшим задачам современности. Раздвигая границы предмета педагогики, В. Ф. Одоевский справедливо считал, что «факты педагогические несравненно сложнее явлений чисто физических или химических». По его убеждению, «в вопросы педагогические входят все науки: и психология, во всех ее видах и степенях; и история со всеми ее недоумениями; и физиология со всеми ее еще не разгаданными задачами, и теория общественного устройства со всеми ее недомолвками. Не говорю о науках чисто технических, где также есть пробелы своего рода» [3, с. 370].

Однако вклад Владимира Федоровича Одоевского в отечественное образование и просвещение намного значительнее и многограннее его непосредственной педагогической деятельности и собственно педагогических трудов.

Перспективная модель образования

Педагогические и дидактические подходы к общему образованию, сформулированные в первой половине XIX в. В. Ф. Одоевским, во многом созвучны с современной проблематикой гуманизации образования, со взглядами российских ученых-педагогов XXI в., причем многие идеи этого выдающегося мыслителя только начинают разрабатываться современными специалистами. Тем значимее представить его прогностичные подходы к осуществлению общего образования.

Впечатляющая картина антиобучения дана В. Ф. Одоевским в повести «Бригадир»: «Учитель, никогда не подумавши о том, что есть у понятий естественный ход, перескакивает от предмета к предмету, пропуская необходимые связи. Ничего не остается и не может остаться в голове моей. Когда я не понимаю его - он обвиняет меня в упрямстве; когда я спрашиваю о чем - он обвиняет меня в умничанье. Школа мне мука, а ученье не развертывает, а только убивает мои способности» [9, с. 71-72].

Эти глубокие размышления перекликаются в трудах В. Ф. Одоевского с внимательным изучением жизни и анализом педагогического опыта, поэтому педагогика Одоевского носит синтетический характер [5, с. 181]. По выражению А. И. Сахарова, «В. Ф. Одоевский, как и его идеал М. В. Ломоносов, был энциклопедистом, поражавшим собеседников обширностью знаний, оригинальностью и силой ума» [3]. В «Психологических заметках»

В. Ф. Одоевский дает свой «синтетико-аналитический» взгляд на теорию обучения. По его убеждению, «при начале обучения необходима доверенность системе; в то мгновение, когда человек достигает высшей ступени своего развития, то есть начинает сам из глубины души своей развивать свой образ воззрения на предметы, необходимо знание, то есть такое воззрение на предметы, где человек смотрит своими глазами, действует собственной деятельностью, погружен в самого себя, такое знание есть соединение науки с искусством, укрепленных верованием» [9, с. 285-286].

Как и многие передовые педагоги и методисты, Одоевский считал, что образование должно быть нацелено не только на теоретическое осмысление материала, но и на практическую деятельность, подчеркивал важность связи обучения с жизнью. Разрабатывая принципы наглядности, последовательности, своевременности, научности, проблемности обучения, Одоевский внес немалый вклад в развитие методики преподавания [5, с. 185-186].

Таким образом, литературно-педагогическое наследие этого выдающегося гуманиста и просветителя представляет значительную ценность для соотнесения и возможной трансляции подходов В. Ф. Одоевского в искания, исследования и практику современных педагогов и психологов. В данной связи целостный анализ интеллектуального наследия Одоевского позволяет констатировать, что литературно-педагогическое наследие выдающегося гуманиста и просветителя В. Ф. Одоевского определило ведущие направления становления и развития гуманистической педагогики в России в последующие эпохи.

В целом педагогическая концепция Одоевского являлась своего рода матрицей для развития отечественного образования XIX - начала XXI вв. Из нее, как вся русская литература из гоголевской «Шинели», вышли все последующие направления российской педагогической мысли. В. Ф. Одоевский гениально предвосхитил идеи Н. И. Пирогова о воспитании «внутреннего человека»; мысли К. Д. Ушинского о национальном характере русской школы и отечественной педагогики, о значении наглядности в обучении; идеи Л. Н. Толстого о нравственном воспитании.

Гениальные предвидения

Подчеркнем, что всех почитателей и исследователей литературного и педагогического наследия В. Ф. Одоевского особо привлекал его мощный футурологический прогностический потенциал. Он предвосхитил развитие многих направлений культуры, прогно-стично обосновал перспективы развития российского образования.

По правомерному выражению В. И. Сахарова, «он выдвигал такие смелые гипотезы, так далеко предвидел будущее, что оказался непонятым своими современниками. В сфере точных наук, эстетики, педагогики, музыки, социальной мысли этот удивительный человек начинал задумываться над проблемами, тогда лишь еле брезжившими, едва намеченными, а сегодня подступившими к нам вплотную» [8].

Значит ли это, что «несвоевременные», не понравившиеся тогда обществу мысли Одоевского канули в бездонный колодец прошлого, стали историей? Сам писатель думал иначе: «Мысль, которую я посеял сегодня, взойдет завтра, через год, через тысячу лет» [3].

Как отмечал В. И. Сахаров, «Одоевскому было известно, что в сфере духа ничто устойчивое и жизнеспособное не исчезает бесследно. Книги и мысли, как известно, имеют свою судьбу, и потому можно сказать, что они появляются и воспринимаются во время, когда становятся нужны» [8].

В футурологическом творчестве В. Ф. Одоевского особенно пленяет его социальный оптимизм. В утопии «4338-й год. Петербургские письма», написанной им в 1838 г., то есть за 2500 лет до описываемых событий, Россия предстает «центром русского полушария и всемирного просвещения», причем «просвещение в ней считается тысячелетиями» и уже распространилось «до низших ступеней» [3].

По вдохновляющему прогнозу мыслителя, все менее просвещенные и образованные государства к этому времени давно обанкротились и исчезли с мировой арены: о Германии вспоминают только в связи с Гёте, англичане распродали свои острова и побираются по всему миру. Америка полностью разорилась и оставляет самое жалкое впечатление. Только две страны доминируют в мире - Россия и идущий в ее фарватере Китай [3]. Характерно, что эти письма из будущего пишет китайский студент, находящийся в Санкт-Петербурге, своему другу в Китай.

В них Одоевский рисует российское государство, социальная иерархия в котором определяется степенью учености. Правит страной «первый поэт» - государь, глава Российской империи [3]. В составе будущего Правительства России - Министр философии и Министр изящных искусств. А среди самых уважаемых в государстве людей - поэты и философы, а также «историки первого и второго класса». Сословия определяются не социальным и имущественным статусом, а образованностью и сферой профессиональной деятельности. При этом, как пишет Одоевский, недавно «государь пришел к мысли соединить ученые сословия не одною ученою, но и гражданскую связью» [3].

В заключение приведем суждение В. И. Сахарова: «собственная жизнь Одоевского как ученого и писателя - интереснейший пример вечного стремления самобытного ума к пределам человеческого знания. Многолетние труды не принесли ему богатства. Но он никогда не стремился к материальному благополучию. Зато богатство, бодрость и сила духа, ясность мысли были сохранены им до конца» [1, с. 27-28].

Список литературы

1. Сахаров В. И. О жизни и творениях В. Ф. Одоевского // Одоевский В. Ф. Сочинения: в 2 т. Т. 1. - М.: Художественная литература, 1981. - С. 5-28.

2. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. - Т. 8. - М., 1955.

3. Одоевский В. Ф. Записки для моего праправнука. Повести. Статьи. Письма. Критика и воспоминания современников. Московские адреса / сост., вступ. ст. и примеч. В. И. Сахарова. - М.: Русскш мiръ, 2006. - 512 с.

4. Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма. Кн. В. Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель. Т. 1. Ч. 1. - М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1913. - 621 с.

5. Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 1. Ч.1. - Л.: ЭГО, 1991. - 222 с.

6. Турьян М. А. «Странная моя судьба». О жизни В. Ф. Одоевского. - М.: Книга, 1991. - 401 с.

7. Струминский В. Я. В. Ф. Одоевский и его педагогические идеи // Одоевский В. Ф. Избранные педагогические сочинения / сост., ред., вступ. ст. и примеч. В. Я. Струминского. - М.: Учпедгиз, 1955. - С. 5-58.

8. Сахаров В. И. Сеятель мыслей. О жизни и творениях В. Ф. Одоевского // Одоевский В. Ф. Записки для моего праправнука. Повести. Статьи. Письма. Критика и воспоминания современников. Московские адреса / сост., вступ. ст. и примеч. В. И. Сахарова. - М.: Русскш мiръ, 2006.

9. Одоевский В. Ф. Сочинения: в 2 т. Т. 1. Русские ночи. Статьи. - М.: Художественная литература, 1981. - 365 с.

10. Рудницкая Е. Л. Лики русской интеллигенции. - М.: Канон, 2007. - 624 с.

11. Белинский В. Г. Полн. собр.соч. Т. 6. - М., 1955.

12. Глазырина О. В. Педагогические основы организации В. Ф. Одоевским детских приютов в России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Смоленск, 2005. - 22 с.

13. Одоевский В. Ф. Избранные педагогические сочинения / сост., ред., вступ. ст. и примеч. В. Я. Струминского. - М.: Учпедгиз, 1955. - 367 с.

14. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 1. - М., 1953.

15. Богуславский М. В. Очерки истории отечественного образования XIX-XX веков. -М.: Изд-во Московского Культурологического лицея, 2002. - 96 с.

16. Большакова В. В. Психологические взгляды В. Ф. Одоевского // Вопросы психологии. - 1989. - № 5. - С. 122-129.

17. Маймин Е. А. Владимир Одоевский и его роман «Русские ночи» // Одоевский В. Ф. Русские ночи. - М.: Наука, 1975.

18. Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма. Кн. В.Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель. Т. 1. Ч. 2. - М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1913. - 481 с.

19. Сытина Ю. Н. Взгляды В. Ф. Одоевского на воспитание, обучение и образование в свете современных тенденций педагогической науки // Актуальные вопросы научно-педагогической деятельности молодых ученых Московской области. -М.: МГОУ, 2012. - С. 176-186.

References

1. Sakharov V. I. O zhizni i tvoreniyakh V. F. Odoevskogo. In: Odoevskiy V. F. Sochineni-ya: in 2 vol. Vol. 1. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1981. Pp. 5-28.

2. Belinskiy V. G. Poln. sobr. soch. Vol. 8. Moscow, 1955.

3. Odoevskiy V. F. Zapiski dlya moego prapravnuka. Povesti. Statyi. Pisma. Kritika i vospomi-naniya sovremennikov. Moskovskie adresa. Moscow: Russkiy mir, 2006. 512 p.

4. Sakulin P. N. Iz istorii russkogo idealizma. Kn. V. F. Odoevskiy. Myslitel. Pisatel. Vol. 1. Part 1. Moscow: Izdanie M. i S. Sabashnikovykh, 1913. 621 p.

5. Zenkovskiy V. V. Istoriya russkoy filosofii. Vol. 1. Part 1. Leningrad: EGO, 1991. 222 p.

6. Turyan M. A. "Strannaya moya sudba". O zhizni V. F. Odoevskogo. Moscow: Kniga, 1991. 401 p.

7. Struminskiy V. Ya. V. F. Odoevskiy i ego pedagogicheskie idei. In: Odoevskiy V. F. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. Moscow: Uchpedgiz, 1955. Pp. 5-58.

8. Sakharov V. I. Seyatel mysley. O zhizni i tvoreniyakh V. F. Odoevskogo. In: Odoevskiy V. F. Zapiski dlya moego prapravnuka. Povesti. Statyi. Pisma. Kritika i vospominaniya sovre-mennikov. Moskovskie adresa. Moscow: Russkiy mir, 2006.

9. Odoevskiy V. F. Sochineniya: in 2 vol. Vol. 1. Russkie nochi. Statyi. Moscow: Khudozhest-vennaya literatura, 1981. 365 p.

10. Rudnitskaya E. L. Liki russkoy intelligentsii. Moscow: Kanon, 2007. 624 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Belinskiy V. G. Poln. sobr.soch. Vol. 6. Moscow, 1955.

12. Glazyrina O. V. Pedagogicheskie osnovy organizatsii V. F. Odoevskim detskikh pri-yutov v Rossii. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Smolensk, 2005. 22 p.

13. Odoevskiy V. F. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. Moscow: Uchpedgiz, 1955. 367 p.

14. Belinskiy V. G. Poln. sobr. soch. Vol. 1. Moscow, 1953.

15. Boguslavskiy M. V. Ocherki istorii otechestvennogo obrazovaniya XIX-XX vekov. Moscow: Izd-vo Moskovskogo Kulturologicheskogo litseya, 2002. 96 p.

16. Bolshakova V. V. Psikhologicheskie vzglyady V. F. Odoevskogo. Voprosy psikhologii. 1989, No. 5, pp. 122-129.

17. Maymin E. A. Vladimir Odoevskiy i ego roman "Russkie nochi". In: Odoevskiy V. F. Russkie nochi. Moscow: Nauka, 1975.

18. Sakulin P. N. Iz istorii russkogo idealizma. Kn. V. F. Odoevskiy. Myslitel. Pisatel. Vol. 1. Part 2. Moscow: Izdanie M. i S. Sabashnikovykh, 1913. 481 p.

19. Sytina Yu. N. Vzglyady V. F. Odoevskogo na vospitanie, obuchenie i obrazovanie v svete sovremennykh tendentsiy pedagogicheskoy nauki. In: Aktualnye voprosy nauch-no-pedagogicheskoy deyatelnosti molodykh uchenykh Moskovskoy oblasti. Moscow: MGOU, 2012. Pp. 176-186.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2017, № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.