Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ВЫБО РА МЕТОДОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ МОНИТО РИНГА ИНФО РМАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ П РЕДП РИЯТИЯ'

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБО РА МЕТОДОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ МОНИТО РИНГА ИНФО РМАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ П РЕДП РИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / МОДЕЛИ / ПОКАЗАТЕЛИ / MONITORING / INFORMATION STRUCTURE / QUALITY ASSESSMENT / MODELS / INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аджиев А.Т., Шаяхметов О.Х.

cтатья посвящена анализу системы монито ринга инфо рмационной структуры о рганизации. Для того, чтобы обоснованно выбрать модель системы мониторинга информационной структуры организации необходимо сфо рмир овать ряд п оказателей оценки качества моделей. Каждая модель должна быть оценена экспертами и подтверждена статистическими данными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF THE CHOICE OF METHODS FOR THE SYSTEM INFORMATION STRUCTURE MONITORING ENTERPRISES

the article is devoted to the analysis of the monitoring system of the information structure of the organization. In order to reasonably choose a model of the monitoring system of the information structure of the organization, it is necessary to form a number of indicators to assess the quality of models. Each model should be evaluated by experts and confirmed by statistical data.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ВЫБО РА МЕТОДОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ МОНИТО РИНГА ИНФО РМАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ П РЕДП РИЯТИЯ»

УДК 004.057.8

Аджиев А.Т. студент магистратуры 3 курс, факультет информационных систем и технологий

Шаяхметов О.Х., к.тн.

доцент

Северо-Кавказский социальный институт Российская Федерация, г. Ставрополь

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА МЕТОДОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ИНФОРМАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация - ^атья посвящена анализу системы мониторинга инфо рмационной структуры о рганизации. Для того, чтобы обоснованно выбрать модель системы мониторинга информационной структуры организации необходимо сформировать ряд показателей оценки качества моделей. Каждая модель должна быть оценена экспертами и подтверждена статистическими данными.

Ключевые слова - мониторинг, информационная структура, оценка качества, модели, показатели.

Adzhiev A. T. undergraduate

3 course, faculty of information systems and technologies Shayakhmetov O.H., candidate of technical Sciences

associate Professor North Caucasus social institute Russian Federation, Stavropol

JUSTIFICATION OF THE CHOICE OF METHODS FOR THE SYSTEM INFORMATION STRUCTURE MONITORING

ENTERPRISES

Annotation - the article is devoted to the analysis of the monitoring system of the information structure of the organization. In order to reasonably choose a model of the monitoring system of the information structure of the organization, it is necessary to form a number of indicators to assess the quality of models. Each model should be evaluated by experts and confirmed by statistical data.

Key words - monitoring, information structure, quality assessment, models, indicators.

Существующие системы мониторинга подразумевают управление всеми процессами управления ИТ ресурсами и сервисами организации. Для выбора метода для системы мониторинга информационной структуры организации необходимо определить ключевые показатели, которые система должна непрерывно исследовать и производить запись показателей для

оценки системы управления и функционирования информационной структуры. Выбор показателей основывается на рассмотрении ИТ сервисов и бизнес-сервисов, описанных на этапе рассмотрения предметной области деятельности АСОУ.

Используемая модель должна учитывать показатели деятельности по следующим направлениям:

- контроль и мониторинг сервисов организации на предмет бесперебойной работы и инцидентов;

- регистрировать факты нарушения работы оборудования и ПО;

- ввод справочной информации о пользователях, компьютерах сети, устройствах, имеющегося ПО;

- ведение статистики по событиям и инцидентам в структуре ЛВС;

- учет показателей загрузки использования ИТ-сервисов;

- оценка производительности ЛВС и ее сегментов;

- использование сценариев и вариантов реагирования на события;

- учет показателей количества и качества обработки заявок на обслуживание, ремонт, обучение и решение проблем при работе ИТ сервисов;

- показатели деятельности сотрудников, отвечающих за работоспособность ИТ сервисов;

- печать итогов и отчетов.

Система монито ринга с выбранным методом монито ринга должна учитывать следующие сферы деятельности ИТ структуры организации:

1. Управление качеством работы ИТ сервисов и работы бизнес-сервисов, имеющих средства автоматизации.

2. Управление кадровыми ресурсами, их качеством и количеством, создания оптимальной структуры управления ИТ ресурсами.

3. Управление архитектурой ИТ сервисов, с возможностью расширения, улучшения и изменения в связи с появлением дополнительных факторов использования.

4. Управление ресурсами организации и оценкой их производительности, стоимости использования и поддержки.

В работе АСОУ помимо использования ИТ сервисов для выполнения традиционных для организации бизнес-функций по оперативному и хозяйственному учету выполняются некоторые специфические для образовательных и научных учреждений функции, которые так же автоматизир ованы и для которых отдельно выделяется группа п оддержки или отделы сопровождения. При этом в системе мониторинга эти ресурсы и сферы должны так же исследоваться и подвергаться мониторингу, поскольку для их функционир ования задействованы значительные ресурсы о рганизации. Ключевыми бизнес-сервисами уп равления образовательной и научной деятельности можно выделить:

- организация работосп особности обо рудования и исп ользуемых п рограммных средств в образовательном и учебном процессе;

- обеспечение работы п роизводственных и научных мощностей компьютерных классов и лабо рато рий, с выделенными вычислительными ресурсами, но базирующимися на ИТ площадке АСОУ;

- выполнение операций по учету и контролю учебного процесса и контролю успеваемости студентов, их движением, изменением статуса;

- о перации п о контр олю качества образования, в зависимости от показателей качества образования, успеваемости и технической оснащенности АСОУ.

В рамках обеспечения функционирования администрации АСОУ и обеспечения работы АСОУ с применением ИТ сервисов п роизводится мониторинг и учет показателей качества при работе со следующими областями автоматизации:

- обеспечение расчетов и п рием о платы за обучение, п олучение расчетов и отчетность по использованию средств федерального бюджета;

- бухгалтерский учет организации;

- оперативный учет показателей деятельности;

- кадровый учет организации;

- расчет заработной платы сотрудникам и произведение расчетов с фондами социального страхования и пенсионными структурами;

- внутренний учет показателей деятельности, для ведения сводного отчета по качеству.

Рассмотренные модели системы мониторинга информационных ресурсов предприятия в виде сервисно-ресурсной модели, базирующейся на стандарте ^ГЬ и комплексный подход по созданию системы мониторинга ИТ-сервисов, который включает в себя полный комплекс систем и компонентов для учета, анализа, рассмотрения и слежения за инцидентами в организации и в сфере ИТ показали, что в чистом виде данные системы мониторинга не могут быт применимы. Для их применения необходимо разработать определенные правила и стандарты учета показателей, функционирования ИТ среды организации и ее ресурсов в отдельности.

Поскольку АСОУ не является ИТ организацией, которая педоставляет данного вида услуги, а является пользователем ИТ услуг, но базирующихся на собственных технических и программных средствах можно сказать, что мониторинг будет заключаться в учете следующих показателей:

- анализ производительности ЛВС и ее сегментов;

- учете инцидентов с ПО и ТО;

- учете размещения оборудования и ПО;

- учет информационных ресурсов организации;

- учет бизнес-сервисов, имеющих автоматизацию;

- учет сетевого и серверного оборудования;

- учет заявок на обслуживание службами со пр овождения и п оддержки.

Исходя из учета данного рода показателей при мониторинге информационной структуры предприятия необходимо применить и адаптировать существующие модели. В полном объеме применение данного

рода моделей в АСОУ невозможно, поскольку поддержка ИТ сервисов и ресурсов организации не приносит напрямую коммерческой выгоды. Анализ затрат позволит сформировать бюджет и статьи затрат, но никаким образом не позволят увеличить прибыль организации или повысить ее доходность.

Каждая организация с развитой ИТ структурой стремится оптимизировать затраты на ее п оддержку и со пр овождение, что и будет являться основной задачей системы мониторинга. Поскольку в методологии ITIL важную роль играет служба поддержки пользователей - Service Desk, то и в комплексном подходе, при мониторинге всех составляющих ИТ структуры необходима автоматизированная служба поддержки, которая объективно предоставит информацию об инцидентах, причинах их возникновения и позволит исключить случаи непродуктивной работы и снижению производительности ИТ структуры.

В рамках ITIL могут быть применены следующие процессы:

- управление инцидентами с ПО и ТО;

- управление конфигурациями оборудования и ПО;

- управление уровнем ИТ услуг и ИТ сервисов;

- управление п роизводительностью и мощностями (емкостью) вычислительных ресурсов и ЛВС;

- управление финансами ИТ структуры (статьи затрат и расходов на содержание ИТ структуры, бюджет ИТ отдела).

В рамках комплексного подхода системы мониторинга информационной структуры организации и так же можно выделить сервисные функции, кото рые должны подвергаться учету с целью повышения производительности вычислительных ресурсов АСОУ, а именно:

- управление конфигурацией сети и ее компонентов;

- обработка ошибок и работы коммуникационных и информационных ресурсов, оборудования и программного обеспечения;

- анализ п роизводительности сегментов ЛВС и ее п ро пускной способности;

- уп равление безо пасностью на ур овне п ользователей согласно политики информационной безопасности, на уровне коммуникационных и серверных устройств и информационных систем;

- учет показателей производительности работы информационных ресурсов, размещенных на серверном оборудовании организации.

Из рассмотренного списка функций и п роцессов монито ринга информационной структуры организации видно, что система выполняет не только функции мониторинга и анализа производительности работ сервисов, но и необходимые для п олучения исходных данных для настройки ИТ структуры и обеспечения информационной безопасности.

Данного рода показатели нужны для отработки выработанного плана настройки и оптимизации ИТ структуры, функционирования ЛВС и ее комп онентов, п роизводительности вычислительных ресурсов. Для того, чтобы обоснованно выбрать модель системы мониторинга информационной структуры организации необходимо сформировать ряд показателей оценки

качества моделей. Каждая модель должна быть оценена экспертами и п одтверждена статистическими данными.

Использованные источники:

1. Гвоздева В.А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы: Учебник / В.А. Гвоздева. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 544 с.

2. Головин Леонид, Стандарты информационной безопасности в банках// RSCLUB. № 4. 2017 г., октябрь—декабрь.

3. Авдошин С. М., Песоцкая Е. Ю. Информатизация бизнеса. Управление рисками. - М.: ДМК пресс, 2018.

4. Автоматизированные информационные системы в экономике: учебное пособие / Г. Г. Куликов, Е. А. Дронь, М. А. Шилина, Ю. О. Багаева: Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа: УГАТУ, 2017. - 186 с.

5. Агальцов В.П., Титов В.М. Информатика для экономистов: Учебник М.: Форум; Инфра-М, 2017.

6. Борис Жданов, ИТ-проекты и принципы управления рисками// Журнал «ИТМ. Информационные технологии для менеджмента», №3, 2016.

7. Брукс П. Метрики для управления ИТ-услугам, - М.: Альпина Бизнес Бук, 2018.

8. Варфоломеев А.А. Управление информационными рисками: Учеб. п особие. - М.: РУДН, 2018. - 158 с.: ил.

9. Вдовенко Л.А. Инфо рмационная система п редп риятия: Учебное п особие/Вдовенко Л. А. - 2 изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 304 с.

10. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010 Инфо рмационная технология. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.