Научная статья на тему 'Обоснование цен на ремонтно-технические услуги для сельскохозяйствен-ных организаций'

Обоснование цен на ремонтно-технические услуги для сельскохозяйствен-ных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
368
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / РЕМОНТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цибирев Алексей Александрович

Рассматривается сущность обоснования цен при организации экономических отношений между производителями и потребителями ремонтно-технических услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование цен на ремонтно-технические услуги для сельскохозяйствен-ных организаций»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 3 (141). Экономика. Вып. 19. С. 120-122.

А. А. Цибирев

ОБОСНОВАНИЕ ЦЕН НА РЕмОНТНО-ТЕхНИчЕСКИЕ УСЛУГИ

для сельскохозяйственных организаций

Рассматривается сущность обоснования цен при организации экономических отношений между производителями и потребителями ремонтно-технических услуг.

Ключевые слова: сельскохозяйственные организации, ценообразование, ремонтно-технические услуги.

Средства производства являются одним из главных факторов процесса труда, следовательно, поддержание их в работоспособном состоянии является важным условием эффективной хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В последнее пятнадцатилетие различные аспекты ремонтно-технического обслуживания изучались в частности: В. М. Баутиным, Н. Е. Зиминым, М. А. Качановым, Ю. А. Конкиным, Л. Ф. Кормаковым, В. Н. Кузминым, Л. С. Орси-ком, А. Э. Северным и др. Анализируя их исследования, можно сделать следующие выводы об особенностях ремонтно-технического обслуживания:

— большинство авторов подчеркивает, что ремонтно-техническое обслуживание является одним из специфических видов производственнотехнического обслуживания с особым объектом приложения услуг. Этим объектом являются средства производства, относящиеся к разряду машин и орудий: тракторы, комбайны, автомобили, самоходная кормоуборочная техника и прицепные сельскохозяйственные машины;

— сущность данного вида обслуживания определяется содержанием ремонтно-технических воздействий на объект приложения услуг. К таким воздействиям отнесены различные виды технического обслуживания: ежесменное техническое обслуживание, техобслуживания № 1, 2, 3, сезонное техническое обслуживание и обслуживание, связанное с хранением (постановкой на хранение, обслуживание во время хранения, снятие с хранения) и ремонт;

— необходимость проведения планово-предупредительных ремонтно-технических воздействий на машину определяется их экономической целесообразностью, которая заключается в том, что эксплуатация машины (орудия) без проведения планово-предупредительных технических обслуживаний и ремонтов приводит к быстрому выходу ее из строя;

— данный вид услуг характеризуется технологическими особенностями ремонтно-технического обслуживания, спецификой его специализации, концентрации (децентрализации), а также размерами и кооперацией труда. Из вышесказанного следует, что ремонтно-техническое обслуживание является особым видом обслуживающего производства. Оно направлено на поддержание в работоспособном состоянии потребительных стоимостей тракторов, комбайнов, автомобилей и других самоходных машин и сельскохозяйственных орудий, выведенных на определенное время из технологического процесса производства продукции. Ремонтно-техническое обслуживание осуществляется при условии организационно-технологического взаимодействия средств производства и рабочей силы. Следовательно, это нечто единое целое, включающее в себя вещественные и личные факторы, а также отношения между производителями и потребителями ремонтно-технических услуг. Поэтому необходимо ремонтно-техническое обслуживание понимать шире, нежели только как процесс воздействия на машину. В содержание этого понятия целесообразно включать и отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления ремонтно-технических услуг в общественном масштабе, то, что современные ученые определяют как хозяйственную деятельность, осуществляемую посредством экономических отношений.

Таким образом, при формировании экономических отношений между производителями и потребителями ремонтно-технических услуг, которые реализуются посредством цены, обоснование цен на техническое обслуживание и ремонт предполагает использование двух способов исчисления себестоимости услуг — нормативный и по фактическим затратам средств. Нормативный метод расчета цены целесообразно использовать при обосновании комплексной расценки за техническое обслуживание и ремонт

в расчете на 1 рубль валовой продукции растениеводства или комплексной расценки за техническое обслуживание и ремонт по конкретным маркам тракторов в расчете: на 1 условный эталонный или 1 физический гектар для комбайнов и самоходной кормоуборочной техники. Для обоснования единичных цен за восстановленный (отреставрированный узел, деталь) нормативный метод может служить в качестве ориентира определения общественно необходимых затрат материально-денежных средств и, следовательно, рыночных цен для отрасли, региона. Например, нормативная себестоимость 1 чел.-ч. технического обслуживания, одного текущего или капитального ремонта дает необходимую информацию для принятия решения о целесообразности вложения добавочного капитала в сферу ремонтно-технических услуг.

При ценообразовании определенную трудность представляет обоснование цен на восстановление узлов и деталей. Основная причина связана с учетом затрат средств, в связи с большим разнообразием технологических операций.

Цена услуг при использовании метода сложения затрат (отражает классическую концепцию образования стоимости услуг) определяется по формуле

Ц = З + Н + П, (1)

где Ц — цена отреставрированной детали, узла, р.; З — прямые затраты материально-денежных средств, р.; Н — накладные расходы, р.; П — планируемая прибыль, р.

Обоснование цены начинается с калькуляции необходимых затрат материально-денежных средств. Поскольку по отдельным элементам затрат устанавливать нормативы нецелесообразно из-за сложности выполняемых операций, то калькуляция представляет собой нормативнофактический расчет необходимых средств. В дореформенный период ремонтно-технические предприятия за счет больших объемов оказываемых услуг обеспечивали себе необходимую для расширенного воспроизводства массу прибыли при 8-12 %-м уровне рентабельности, то в настоящее время, доведя этот показатель до 30 % и более, они имеют отрицательный финансовый результат деятельности. Повышение удельного веса накладных расходов и планируемой прибыли усугубляет ситуацию, т. к. рост цены вызывает сокращение числа клиентов и уменьшение объема услуг. При рыночных взаимоотношениях

партнеров по ремонтно-техническому сервису цена на предлагаемые услуги, кроме того, должна отражать полезные свойства восстановленного узла или детали и учитывать покупательную способность клиентов. Теоретически равновесие между предложением и спросом на услугу складывается только в случае, когда восстановленные свойства детали, узла, машины в целом адекватны издержкам материально-денежных средств (цене восстановления товара), т. е. ценность услуги (сочетание цены и качество работ) на единицу восстановленного ресурса меньше или равна новой.

Вторая сторона ценообразования на ремонтнотехнические услуги определяется макроэкономической ситуацией, сложившейся в экономике страны, и государственной политикой по регулированию хозяйственной деятельности ее резидентов. Теоретическое исследование показало, что подразделение общественного производства, объединяющее отрасли услуг, имеет более высокие темпы развития, чем другие подразделения. Однако внутри данного подразделения, как показал ретроспективный анализ, развитие отраслей услуг происходит разными темпами.

Несмотря на неблагоприятную макроэкономическую ситуацию (высокие цены на энергетические и материальные ресурсы), цена предложения на услуги ремонтно-технических предприятий, тем не менее, должна соизмеряться с эффектом, который получает сельскохозяйственная организация от восстановленной техники и покупательной способности клиентов.

Данное утверждение предполагает учет следующих условий:

— цены на ремонтно-технические услуги должны соизмеряться с ценой на новую машину (деталь, узел) при условии равнозначности их технико-эксплуатационных характеристик;

— при обосновании цен ремонтно-технических услуг не могут не браться во внимание нормативы затрат материально-денежных средств, связанных с эксплуатацией машины в течение установленного срока службы. То есть цена услуги не должна превышать норматив. Поэтому целесообразно использовать формулу приведенных затрат, предложенную академиком Ю. А. Конкиным:

З = X К Т, ТО + X ТСМ + X ОТ +

+ X Д + Е - С, (2)

где Зпр — приведенные затраты средств на поддержание в работоспособном состоянии машины в течение установленного срока ее эксплуатации, р.;

£ КР, ТР, ТО — сумма затрат на капитальный, текущий ремонты и технические обслуживания машины для поддержание ее в работоспособном состоянии, за установленный срок эксплуатации, р.; £ ТСМ — затраты на топливо и смазочные материалы за установленный срок эксплуатации, р.; £ ОТ — оплата труда тракториста-машиниста за период использования машины, р.; £ Д — другие неучтенные затраты, р.; Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; Сп — первоначальная цена машины, р.

Сумма затрат средств, рассчитанная таким способом, должна, по нашему мнению, соизмеряться с денежной оценкой производимой (с участием машины) продукции и служить ориентиром при обосновании как цен на услуги, так и целесообразности проведения ремонтов.

При установлении цен на ремонтно-технические услуги в расчет попадают затраты средств на поддержание машины в работоспособном состоянии (£КР, ТР, ТО). Если на ремонт и техническое обслуживание израсходовано средств больше, чем в выражении, приведенном в скобках, то следует задуматься о целесообразности дальнейших ремонтно-технических воздействий. Например, для трактора МТЗ-82 за 10 лет эксплуатации эти затраты средств будут связаны с расходами на проведение двух капитальных и четырех текущих ремонтов трактора, а также шести технических обслуживаний № 3, двенадцати технических обслуживаний N° 2 и семидесяти одного технического обслуживания № 1. В соответствии с методикой определения годового норматива материально-денежных средств на проведение технических обслуживаний и ремонта для трактора МТЗ-80 рассчитана величина этого норматива. Он в 2006 г., по нашим расчетам, составлял 24,26 тыс. р. На 10 лет эксплуатации трактора с учетом инфляции 10 % в год нормативная сумма средств будет составлять 386,64 тыс. р. Это предельный уровень материально-денежных средств на ремонтнотехнические воздействия при условии требований технической эксплуатации трактора. Если величина затрат материально-денежных средств превысила эту величину, то, как было сказано ранее, дальнейший ремонт и техническое обслуживание нецелесообразны. Таким образом, эта величина, увязанная с ресурсным потенциалом машины, может служить верхней границей экономической целесообразности эксплуатации трактора. Разделив 386,64 тыс. р.

на 10 500 условных эталонных гектаров (наработку трактора за 10 лет эксплуатации), найдем среднюю величину затрат средств на ремонтнотехнические воздействия для трактора МТЗ-82, которая будет составлять 36,82 р. на один условный эталонный гектар. Этот норматив можно использовать как для целей планирования, так и для контроля фактического расхода средств. При планировании цены предложения на ремонтнотехнические работы по машине или детали целесообразно в дополнении к сказанному учитывать эффект оказанных услуг. Возможный эффект от ремонтно-технических услуг можно оценить, если сравнить показатели по восстановленному ресурсу работы машины и затратам материально-денежных средств на восстановление с ресурсом работы и ценой нового аналога. Маркетинговые исследования спроса и предложения на услуги ремонтно-технических предприятий показывают: для того чтобы потребитель сделал выбор между покупкой новой машины (узла) и восстановлением изношенной машины (узла), он должен иметь информацию об удельных затратах средств на единицу восстановленного ресурса по сравнению с новым аналогом. При этом интерес потребителя выражается в том, чтобы затраты материальноденежных средств на ремонт машины, узла, в расчете на восстановленный ресурс эксплуатации, были меньше или равны удельному значению стоимости новой машины, узла в расчете на установленный заводом-изготовителем ресурс эксплуатации.

Ремонтно-техническое предприятие (РТП) при заключении договоров на выполнение ремонтнотехнических услуг обязано гарантировать эксплуатацию узла до полной выработки восстановленного ресурса.

Управление экономическими отношениями посредством единичных цен больше подходит для крупных сельскохозяйственных организаций. Мелким формам предпринимательства, крестьянским (фермерским) хозяйствам, хозяйствам населения, не имеющим необходимой ремонтной базы, целесообразно передавать технику РТП на полное техническое обслуживание и ремонт. В этом случае предпочтительнее применение комплексных цен, изначально предполагающих оплату ремонтно-технических услуг после окончания уборки урожая, что не только удобно фермерам, но и позволяет упростить механизм взаиморасчетов между партнерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.