Научная статья на тему 'Обоснование стратегий адаптации иностранных абитуриентов военных вузов России в контексте теорий миграции и этнической социализации'

Обоснование стратегий адаптации иностранных абитуриентов военных вузов России в контексте теорий миграции и этнической социализации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Иностранные курсанты / мигранты / трансмигранты / миграция / социализация / адаптация / ассимиляция / этническая культура / инокультурная среда / приспособление. / Foreign cadets / migrants / transmigrants / migration / socialization / adaptation / assimilation / ethnic culture / foreign cultural environment / adaptation.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жуков Артем Вадимович, Ковалев Виталий Алексеевич

В статье обсуждаются теоретические аспекты проблемы исследований адаптации иностранных курсантов, которая, по мнению авторов, заключается в поиске выхода из противоречия между концепцией полной ассимиляции мигрантов и концепцией сохранения личностного начала. Предметом статьи является объяснительный потенциал теорий этнической миграции, раскрываемый в контексте обсуждения адаптации иностранных курсантов военных вузов. Целью статьи является обоснование положения о том, что в условиях интенсификации процессов цифровизации происходит радикальный пересмотр оценок адаптации иностранных курсантов военных вузов, которые участвуя в профессиональной ассимиляции, продолжают оставаться членами транснациональных сообществ, объединенных, как с принимающей средой, так и со своим традиционным этническим окружением. Теоретические значение статьи заключается в доказательстве идеи о том, что в современных условиях иностранные курсанты военного вуза являются носителями идентичностей различного уровня, которые включены структуру социальной, экономической, политической жизни различных обществ. Практическое значение статьи заключается в предложении стратегий адаптации, основанных на убеждении о том, что мигранты обладают устойчивым стремлением к ре-социализации и осознанно выбирают путь профессиональной ассимиляции в военной среде курсантов, который не означает, что этот процесс они связывают с необходимостью отказа от этнических ценностей и традиций отправляющего сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION STRATEGIES OF ADAPTATION OF FOREIGN ENTRANTS TO RUSSIAN MILITARY UNIVERSITIES IN THE CONTEXT OF THEORIES OF MIGRATION AND ETHNIC SOCIALIZATION

The article discusses the theoretical aspects of the problem of research on the adaptation of foreign cadets, which, according to the authors, consists in finding a way out of the contradiction between the concept of full assimilation of migrants and the concept of preserving the personal beginning. The subject of the article is the explanatory potential of the theories of ethnic migration, revealed in the context of the discussion of adaptation of foreign cadets of military universities. The aim of the article is to substantiate the position that under the conditions of intensification of digitalization processes there is a radical revision of assessments of adaptation of foreign military cadets, who, while participating in professional assimilation, continue to be members of transnational communities, united both with the host environment and with their traditional ethnic environment. The theoretical significance of the article lies in the proof of the idea that in modern conditions foreign cadets of a military university are carriers of identities of different levels, which are included in the structure of social, economic, political life of different societies. The practical significance of the article lies in the proposal of adaptation strategies based on the belief that migrants have a sustainable desire for re-socialization and consciously choose the path of professional assimilation in the military environment of cadets, which does not mean that this process they associate with the need to abandon ethnic values and traditions of the sending community.

Текст научной работы на тему «Обоснование стратегий адаптации иностранных абитуриентов военных вузов России в контексте теорий миграции и этнической социализации»

Обоснование стратегий адаптации иностранных абитуриентов военных вузов России в контексте теорий миграции и этнической социализации

Жуков Артем Вадимович,

доктор философских наук, профессор; Тюменский государственный университет E-mail: artem_jukov68@mail.ru;

Ковалев Виталий Алексеевич,

соискатель, Забайкальский государственный университет E-mail: nastyasha16@mail.ru,

В статье обсуждаются теоретические аспекты проблемы исследований адаптации иностранных курсантов, которая, по мнению авторов, заключается в поиске выхода из противоречия между концепцией полной ассимиляции мигрантов и концепцией сохранения личностного начала. Предметом статьи является объяснительный потенциал теорий этнической миграции, раскрываемый в контексте обсуждения адаптации иностранных курсантов военных вузов. Целью статьи является обоснование положения о том, что в условиях интенсификации процессов цифровизации происходит радикальный пересмотр оценок адаптации иностранных курсантов военных вузов, которые участвуя в профессиональной ассимиляции, продолжают оставаться членами транснациональных сообществ, объединенных, как с принимающей средой, так и со своим традиционным этническим окружением. Теоретические значение статьи заключается в доказательстве идеи о том, что в современных условиях иностранные курсанты военного вуза являются носителями идентичностей различного уровня, которые включены структуру социальной, экономической, политической жизни различных обществ. Практическое значение статьи заключается в предложении стратегий адаптации, основанных на убеждении о том, что мигранты обладают устойчивым стремлением к ре-социализации и осознанно выбирают путь профессиональной ассимиляции в военной среде курсантов, который не означает, что этот процесс они связывают с необходимостью отказа от этнических ценностей и традиций отправляющего сообщества.

Ключевые слова: иностранные курсанты, мигранты, трансмигранты, миграция, социализация, адаптация, ассимиляция, этническая культура, инокультурная среда, приспособление.

£7

U

СМ

см

Z

136

Введение

Актуальность. В современных социокультурных условиях увеличилось количество иностранных абитуриентов, поступающих в военные вузы Российской Федерации, которые ставят перед собой новые задачи по развитию экспорта образовательных услуг. Прибывая в Россию образовательные мигранты, проходят необходимое для их страны обучение, однако попадают в новые для себя условия, связанные с иным языковым и социо-культурным окружением. Процессы адаптации к этому окружению представляют проблему, когда иностранный курсант оказывается противопоставлен другим обучающимся, как представителям иных народов, культур, вероисповеданий. Исследователями отмечается противоречивый характер взаимодействия мигрантов и российских преподавателей и курсантов, которые сталкиваются с отсутствием понимания особенностей принимающей социальной среды, причиной чего является резкий контраст между социальными нормами принимающего общества и стран проживания.

Анализ научной литературы, посвященной проблеме адаптации иностранных студентов в российских вузах, показал, что эта тема привлекает внимание прежде всего представителей психолого-педагогического подхода, таких, как О.А. Бучнева, Т.В. Павлушкина, Г. К.И. Дав-летшина, В.Н. Гурьянчик [4], прикладные исследования которых направлены, на обеспечение безболезненного вхождения мигрантов в принимающую среду, растворение в которой сопровождается усвоением норм военного учебного учреждения. При этом, следование данному подходу оставляет открытым вопрос, о том, как стратегии руководства вузов, направленные на организацию эффективного учебного процесса, могут быть согласованными со стремлением к разрешению межкультурных противоречий, в среде курсантов, связанных чувством неполноценности у вновь пребывающих мигрантов. На наш взгляд, существенную помощь в обосновании стратегий адаптации иностранных курсантов могут оказать западные теории миграции, которые напрямую не затрагивают данную прикладную проблему, однако способны расширить теоретические представления о процессах адаптации иностранцев к условиям военных вузов России.

Объектом исследования является адаптация иностранных курсантов в инокультурной среде. Предметом является объяснительный потенциал теорий этнической миграции и социализации, раскрываемый в контексте обсуждения проблем адаптации иностранных курсантов. Цель исследования состоит в обосновании применимости теорий этнической миграции к объяснению проблем адаптации иностранных курсантов к иноэтнической среде военного вуза Российской Федерации. Методом является сравнительный анализ концептуального содержания теорий миграции и социализации с учетом их применимости для объяснения процессов адаптации взрослых в иноэтничной среде.

Результаты

В условиях интенсификации процессов глобалилзации и цифровизации в XXI в. происходит радикальный пере-

смотр оценок процесса адаптации иностранных курсантов военных вузов, В первую очередь меняется отношение к проблеме ассимиляции иностранных курсантов военного вуза, так как они признаются носителями нескольких идентичностей, обладающих различной способностью к трансформации и ассимиляции в инокультурном сообществе. Сегодня они становятся не мигрантами, а трансмигрантами, то есть участниками транснациональных сообществ, объединенных, как с принимающим обществом, так и со своим традиционным этническим окружением посредством электронных сетей. Поэтому иностранные курсанты характеризуются устойчивым стремлением к ре-социализации в принимающей среде военных вузов России и осознанным выбором пути профессиональной ассимиляции, который не означает, что этот процесс они связывают с необходимостью отказа от этнических ценностей и традиций отправляющего сообщества.

Обсуждение результатов

К объяснению адаптации иностранных военных курсантов могут быть применены такие известные теории, как социальный эволюционизм, теория «плавильного котла», теории «пессимистических» школ, интеракционизм, мультикультурализм, а также современные теории ассимиляции, одни из которых оценивают данный процесс, как однонаправленное восприятие внешнего влияния, другие - как сложный и разнонаправленный диалог различных культур и традиций.

Социальная адаптация иностранных курсантов с точки зрения классической и понимающей социологии

Проблема исследований адаптации иностранцев, которые находятся между этнической культурой своей страны и требованиями принимающей среды заключается в необходимости поиска выхода из противоречия между концепцией полной ассимиляции мигрантов и концепцией сохранения личностного начала, каждая из которых представляет радикально противоположную и недостижимую перспективу. В контексте идей социального эволюционизма, проблема социальной адаптации иностранных курсантов решается в процессе их включения и последующего растворения в структуру принимающего сообщества, где они проходят через одни и те же стадии. В частности, положения учения Г. Спенсера, О. Конта, Е. Маркса, Э. Дюркгейма [5], содержат идею о том, что прохождение новичков через трудности является необходимой составляющей формирования структуры общества. Именно таким образом, объясняла процессы адаптации теория «плавильного котла» Р. Парка и М. Гордона [12], согласно которой мигранты одинаковым образом проходят этапы ассимиляции, при этом у них не остается никаких других перспектив, кроме как ассимилироваться.

Однако концепция о том, что сущностью процессов адаптации является полная ассимиляция личности курсанта, поддерживается не всеми теориями. В частности, она, не принимается понимающей социологией Г. Зим-меля и М. Вебера [2], которые стремились выявить цели и сущность социального действия, исходя из смысла, не привносимого извне, а переживаемого субъектом. Также на приспособление, как основу выживания указывали Дж. Мердок и А. Келлер [14], которые настаивали на том, что в новых жизненных условиях, человек не меняет свою личность, а посредством символической адаптации, приспосабливает для себя условия новой культуры. Данная точка зрения находится в полярном противостоянии с теорией «правильного котла», то есть полной ассимиляции, и при этом отражает идею о сохранении личностного начала в неизменности, которая, как и по-

ложения оппонирующей стороны, является практически недостижимой в социальной реальности. Таким образом, существуют противоречия между положениями концепций жёсткой детерминации социального поведения под влиянием внешней социальной среды, и идеями о доминировании «личностной интерпретации», описывающими человеческое поведение через соответствие «идеальным типам», которое необходимо преодолевать через обращение к теориям, построенным на основании попыток синтеза этих точек зрения.

Идеал сохранения личностного начала иностранных курсантов военных вузов в контексте теории Т. Парсонса и интеракционизме

Противоречия между требованиями внешней среды и субъективными переживаниями можно снять, обращаясь к наследию Т. Парсонса. Решение проблемы адаптации иностранных курсантов к среде военного вуза в контексте его идей заключается в изменении отношения мигранта к предписываемой ему социальной роли и функции, то есть в процессе усвоения социальных ролей [18]. Это означает, что интеграция новичка в структуру принимающего сообщества происходит с помощью механизмов приспособления к противоречиям с внешними объектами. При этом, несмотря на отрицание ассимиляции как средства вхождения в инокультурное общество Т. Парсонс не считал, что в рамках принимающего общества необходимо сохранение этнического плюрализма. По его мнению, преодоление указанного противоречия, заключалось в признании в качестве механизма адаптации к внешним условиям приспособления, успех которого решают мотивации, которые помогают или наоборот, мешают мигрантам приспосабливаться к инокультурной среде. Однако данная концепция, обращаясь к идеалу социальной гармонии, не обращает внимания на реальные противоречия между стремлением к укреплению общей гражданской основы современной нации и стремлением к сохранению личностного начала, и поэтому проблема ассимиляции в процессе адаптации иностранных курсантов к условиях принимающей среды нуждается в дальнейшем обосновании.

Более детальная проработка проблем этнокультурного взаимодействия, как основания процессов адаптации мигрантов проведена в исследованиях, интеракциони-стов, которые отвергали ассимиляцию, и представителей функционального анализа, которые ее признавали. Например, с точки зрения Дж. Мида, Р. Линтона, А. Кар-динера, М. Херсковица, М. Мид, теория «плавильного котла» критиковалась, как социальная практика колониализма. Одной из задач данного направления был поиск аргументов, которые могли бы стать основанием сохранения личностного начала при вхождении в иную культуру.

Из теории интеракционизма возможно вывести утверждение о том, что если индивид изначально формируется культурой за счет структурных взаимодействий, то и личность мигранта до поступления в военный вуз была сформирована его родным этносом, который продолжает ассоциироваться им со «значимыми другими» [6, с. 162]. Таким образом, при анализе проблем адаптации личности мигранта к условиям принимающего общества необходимо выделять ценностные основания личности, сформированные первичной социальной группой, которые Р. Линтон и А. Кардинер [13, р. 137], называли термином «базовый тип личности», то есть «отпечаток», который остается неизменным у мигранта, несмотря на влияние принимающего общества. Исходя из этих положений, М. Мид и М. Херсковиц [16, р. 143] утверждали, что для успешной адаптации мигран-

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

<п

I_

и

тов к принимающей культуре необходимо приспособление полученных ранее культурных установок, к традициям принимающей культуры. Отсюда можно сделать вывод, что, вступая в процессы инкультурации в рамках военного вуза, курсант начинает взаимодействие с принимающей культурой, результатом которого становится не трансформация личности, а принятие роли Другого, которое представляется, как рефлексивное социальное «Я». Таким образом, в контексте интеракционизма можно считать, что в процессе адаптации иностранных курсантов значимыми являются те социальные взаимодействия, которые ведут не к ассимиляции, а к приспособлению.

В условиях принимающего общества военного вуза этот интеракционистский концепт служит основанием необходимости решить вопрос о предохранении ценностной основы личности мигранта от любых попыток ассимиляции. В эту позицию защищает мульти-культурализм, представитель которого Х. Рунблом, выступил с обоснованием точки зрения о том, что значимым аспектом процессов адаптации мигрантов, является борьба за сохранение их этнических особенностей и противостояние их растворению в принимающей среде [20, р., 623]. Однако может ли это требование мульти-культурализма стать приоритетным основанием стратегии адаптации иностранных курсантов в военных вузах, предназначение которых состоит в отстаивании государственной позиции, в соответствии с которой существуют требования подчиненности и дисциплины? Дело в том, что у данной концепции выявилось много недостатков, отмеченных в исследовании У. Кимлики, П. Шеффера, С. Вертовца и С. Вессендорфа [21], которые доказали, что доминирование принципов мультикультурализма в образовательных учреждениях ведет к снижению показателей успеваемости у представителей этнических меньшинств, которые не хотят адаптироваться к требованиям культурного мейнстрима.

Поэтому в практике исследований миграции и адаптации термин «ассимиляция» несмотря на спорность, не является полностью дискредитированным, и продолжает употребляться в отношении описаний процессов, сопровождающих вхождение взрослых в инокультурное окружение. Причиной является то, что во второй половине ХХ в. его значение стали толковать по-другому, чем это подразумевала теория «плавильного котла». Данная традиция была заложена на рубеже 60-70-х гг. ХХ в. в исследованиях Н. Глейзера и Д. Мойнихана, где ассимиляция, как основание социальной интеграции не противопоставлялась этническому началу личности и не понималась как основание полного растворения [10]. Аналогичный подход можно обнаружить в трудах А. Щюца, Г. Гарфинкеля, П. Бергера и Т. Лукмана [1, с. 213], которые представляют ассимиляцию в рамках феноменологического подхода, как индивидуальное освоение личностью новой социокультурной среды, заключающееся в совмещении ее аспектов с собственной картиной мира. Ассимиляция ими представляется итогом межкультурного взаимодействия, результатом которого является достижение высокого уровня интеграции представителей разных народов, основанного на глубоком понимании и принятии собственных отличий.

Трансформация представлений об ассимиляции в современных теориях миграции

Еще более существенно меняют отношение к проблеме ассимиляции иностранных курсантов военного вуза современные теории, содержанием которых становится глобализация и цифровизация. В свете этих процессов ассимиляция понимается, как аспект интенсифицирую-

щегося межрегионального и межнационального взаимодействия, в котором принимает участие большая масса населения. В частности, в контексте информационной теории Э. Гидденса проблематика современных миграционных процессов складывается в контексте усиления процессов глобализации, ведущих к росту миграционных потоков, куда вовлекаются большие массы населения, что способствует появлению специфических общин, находящихся в разных регионах планеты, но представляющих собой единое целое благодаря современным интернет-технологиям [3].

Согласно методологии Н. Глик Шиллер идентичность представителей этих групп не связывается только с территорией проживания, что становится мощным вызовом для принимающих национальных и государственных образований, где они должны восприниматься, уже не как мигранты, а как трансмигранты, то есть участники транснациональных сообществ, объединенные со своим традиционным этническим окружением посредством электронных сетей. Жизнь таких мигрантов зависит от влияния, которое оказывает на них, принимающее культурное окружение и этническая культура родины [11]. В связи с этим возникает новая этнокультурная ситуация, в которой мигранты становятся обладателями разных идентичностей, соотносимых с разными сообществами [8, р. 140].

Данная ситуация меняет отношение к оценкам процесса адаптации взрослых в условиях инокультурного окружения, так как происходит окончательная реабилитация прежде спорного термина «ассимиляция», который продолжает употребляться в отношении описаний процессов, сопровождающих вхождений взрослых в инокультурное окружение, но получает новые коннотации. Современные теории миграции предлагают такую модель, в которой отождествление адаптации с ассимиляцией уступило место более широкому пониманию ассимиляции, как процесса взаимодействия культур, в ходе которого происходит смешение разных традиций и образование принципиально нового культурного синтеза. Радикальный пересмотр представлений об ассимиляции состоялся в трудах Р. Альба и В. Ни, которые предприняли попытку трансформировать теорию М. Гордона, утверждая, что ассимиляция в интересах принимающего общества неизбежна. Однако не только доминирующая культура оказывает влияние на мигрантов, а и они воздействуют на принимающую среду, вступая с ней в стадию конвергенции [7].

Теория сегментной ассимиляции мигрантов, одним из авторов которой является А. Портес [19, р. 568], создает возможность новаторского объяснения смысла данного понятия, а также того, почему разные группы мигрантов по-разному переживают ассимиляцию, либо легко интегрируясь, либо вступая на путь конфронтации с принимающим сообществом. Основываясь на положениях данной теории можно утверждать, что иностранные курсанты, переезжая в Россию для продолжения своего обучения, вынуждены столкнуться здесь с социальными условиями, существенно отличающимися от страны исхода. Однако решение проблем адаптации к новым условиям заключается не только в приспособлении к условиям принимающего сообщества, но и трансформации личных качеств мигранта. Согласно положениям К. Фе-лисиано, мигранты, это не только новые субъекты, встраиваемые в принимающее сообщество. Они являются представителями определенного сегмента оправляющего сообщества, ценности которого оказывают самое существенное влияние на ход адаптации в принимающем сообществе [15, р. 85]. Например, в военные училища России, как правило, отправляются выходцы из элитар-

ных слоев, а также успешные военнослужащие, мотивированные перспективами служебного роста, которые в интерпретации Д.С. Массей понимаются как push-factors [17]. Он доказывает, что переезд с целью переобучения доступен наиболее активным и мотивированным людям, уже обладающим определенным образовательным уровнем и стремлением к достижению нового.

Кроме этого, анализируя проблемы адаптации иностранных курсантов в принимающей среде военных вузов России, необходимо учитывать их мотивации или «pull-factors», согласно которым, как пишет Дж. Бор-джас, эти люди уже прошли определенный отбор, показывающий степень их готовности к принятию правил принимающей среды [9]. Таким образом, есть основания полагать, что иностранные курсанты стремящиеся обучаться в России уже обладают определенными знаниями о стране, позволяющими считать, что условия жизни в принимающем сообществе будут для них приемлемы, и принимают это решение исходя, как из политических, так и экономических, так и культурных соображений. Поэтому, можно прийти к выводу, что иностранные курсанты обладают устойчивым стремлением к ре-социализации в принимающее сообщество, и осознанно выбирают путь ассимиляции в среде российских курсантов. Однако это не означает, что этот процесс они связывают с необходимостью отказа от этнических ценностей и традиций отправляющего сообщества, что ставит вопрос о различных уровнях идентичности иностранного курсанта в военном вузе России.

Данный методологический контекст, согласно которому этнические различия продолжают играть важную роль и после того, как личность подверглась влиянию внешней принимающей культуры, предполагает возможности различных трактовок процессов адаптации иностранных курсантов к принимающей среде военного вуза, и в частности, сущности ассимиляции, которой подвержены множественные идентичности иностранных курсантов. Приспособление иностранцев к условиям культуры российского военного вуза, с этой точки зрения можно понимать, как усвоение социальных ролей взрослыми, которые сохраняя базовую идентичность личности, в процессе вторичной социализации воспринимают образцы воинской культуры России.

Выводы

1. Проблема исследований адаптации иностранных курсантов, которые находятся между этнической культурой своей страны и требованиями принимающей среды российских военных вузов заключается в необходимости поиска выхода из противоречия между концепцией полной ассимиляции мигрантов и концепцией сохранения личностного начала. Попытки синтеза указанных концепций конституируются из положений, доказывающих, что каждая этническая культура формирует специфический тип личности, адаптация которого в инокультурной среде в последующем должна приводить не к ассимиляции, а к приспособлению. При этом термин ассимиляция продолжает использоваться в отношении описаний процессов, сопровождающих вхождение взрослых в инокультур-ное окружение, однако большое не противопоставляется этническому началу и не понимается как основание полного растворения.

2. Существенно отличается отношение к проблеме ассимиляции иностранных курсантов военного вуза с точки зрения транснационализма, который указывает на то, что жизнь трансмигрантов зависит от влияния, которое оказывает на них, российское культурное окружение и этническая культура родины, связи с которой

современные мигранты не обрывают. В связи с этим возникает новая этнокультурная ситуация, в которой мигрант воспринимается как обладатель разных иден-тичностей, отражающих включенность в культуру различных обществ.

3. Данная ситуация меняет отношение к оценкам адаптации взрослых в условиях инокультурного окружения XXI в., когда состоялся радикальный пересмотр представлений об ассимиляции, согласно которому иностранные курсанты обладают устойчивым стремлением к ре-социализации в принимающее сообщество военных России и осознанно выбирают путь профессиональной ассимиляции в среде курсантов, который не означает, что этот процесс они связывают с необходимостью отказа от этнических ценностей и традиций отправляющего сообщества.

Литература

1. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии сознания. - М., 1995. - 323 с.с. 213

2. Вебер, М. Город. - М.: Издательство Юрайт, 2021. -158 с.

3. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. - М.: Акад. проект, 2003. - 525 с.

4. Гурьянчик, В. Н., Макеева Т.В. Социокультурная адаптация иностранных курсантов военных вузов /

B.Н. Гурьянчик, Т.В. Макеева // Социс. Социологические исследования. 2018.- № 11.- С. 124-133.

5. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М.: Канон, 1995. - 352 с.с. 55

6. Мид Дж.Г. Разум, Я и Общество // Реферативный журнал,1997. Серия Социология. - 11. - № 4. -

C.162-195.

7. Alba, R. The Great Demographic Illusion. Majority, Minority, and the Expanding American Mainstream. -Princeton University Press, 2020. - 336 p.

8. Baubock, R. Europe's commitments and failures in the refugee crisis // European Political Science, 2018. - Volume 17, - Pp.140-150.

9. Borjas, G. Immigration and Economic Growth George // NBER Working Paper, 2019 - No. 25836 - JEL No. J6,

04. - Pp. 1-52

10. Glazer, N. Ethnicity: Theory and Experience / N. Glaz-er, D.P. Moynihan, C.S. Schelling. - Cambridge, Massachusetts, Harvard University Press, 1975. - 531 p.

11. Glick Schiller, N. / N. Glick Schiller, L. Basch, C. Szan-ton Blanc. Nations Unbound: Transnational Projects, Postcolonial Predicaments, and Deterritorialized Nation-Sates // Routledge, 2020. - 356p.

12. Gordon, M.M. Assimilation in American Life: The Role of Race, Religion and National Origins - New York, Oxford University Press, 1964. - 276 p.

13. Kardiner, A. The concept of basic personality structure as an operational tool in the social Sciences // The Science of man in the world crisis ed. By Linton R. - N. Y.: Columbia Univ. Press, 1945. - Pp. 137-155

14. Keller, G.A. Studies in the Science of Society // A.G. Keller, G.P. Murdock. New Haven: Yale University Press; London: Oxford University Press. 1937. - XXII. -555 p.

15. Feliciano, C. The evolution of ethnic identity from adolescence to middle adulthood: The case of the immigrant second generation / C. Feliciano, R.G. Rumbaut // Emerging Adulthood, 2019. - 7 (2). - Pp. 85-96.

16. Herskovits M. The Processes of cultural change. The Science of man in the world crisis / Ed. by R. Linton. -N.Y.: Columbia University Press, 1945. - Pp.143-170.

C3

о

u~

IE

0

1

-1 У

IE

u~

17. Massey, D. S. // Lethal violence and migration in Mexico: An analysis of internal and international moves / D.S. Massey, J. Durand, K.A. Pren // Migraciones Internacionales, 2020. - 11. - Pp.1-20.

18. Parsons T. Sociological Theory and Modern Society. -New York: Free Press, 1967. - 564 p.

19. Portes, A. / A. Portes, R.D. Manning. The immigrant enclave: Theory and empirical examples // Social Stratification, Class, Race, and Gender in Sociological Perspective, 2019. - V 2. - Pp. 568-579.

20. Runblom, H. Swedish Multiculturalism in a Comparative European Perspective // Sociological Forum Stockholm, 2004 - № 9 (4). - Pp. 623-640.

21. Vertovec, S. Introduction: assessing the backlash against multiculturalism in Europe, in: The Multicultur-alism Backlash: European Discourses, Policies and Practices / S. Vertovec, S. Wessendorf. - London: Rou-tledge, 2010. - Pp. 1-32.

JUSTIFICATION STRATEGIES OF ADAPTATION OF FOREIGN ENTRANTS TO RUSSIAN MILITARY UNIVERSITIES IN THE CONTEXT OF THEORIES OF MIGRATION AND ETHNIC SOCIALIZATION

Zhukov A.V., Kovalev V.A.

Tyumen State University; Transbaikal State University

The article discusses the theoretical aspects of the problem of research on the adaptation of foreign cadets, which, according to the authors, consists in finding a way out of the contradiction between the concept of full assimilation of migrants and the concept of preserving the personal beginning. The subject of the article is the explanatory potential of the theories of ethnic migration, revealed in the context of the discussion of adaptation of foreign cadets of military universities. The aim of the article is to substantiate the position that under the conditions of intensification of digitalization processes there is a radical revision of assessments of adaptation of foreign military cadets, who, while participating in professional assimilation, continue to be members of transnational communities, united both with the host environment and with their traditional ethnic environment. The theoretical significance of the article lies in the proof of the idea that in modern conditions foreign cadets of a military university are carriers of identities of different levels, which are included in the structure of social, economic, political life of different societies. The practical significance of the article lies in the proposal of adaptation strategies based on the belief that migrants have a sustainable desire for re-socialization and consciously choose the path of professional assimilation in the military environment of cadets, which does not mean that this process they associate with the need to abandon ethnic values and traditions of the sending community.

Key words: Foreign cadets, migrants, transmigrants, migration, socialization, adaptation, assimilation, ethnic culture, foreign cultural environment, adaptation.

References

1. Berger, P., Luckman, T. Social construction of reality: a treatise on the sociology of consciousness. - M., 1995. - 323 p. With. 213

2. Weber, M. City. - M.: Yurayt Publishing House, 2021. - 158 p.

3. Giddens, E. The Structure of Society: An Essay on the Theory of Structuration. - M.: Academician. project, 2003. - 525 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Guryanchik, V. N., Makeeva T.V. Sociocultural adaptation of foreign cadets of military universities / V.N. Guryanchik, T.V. Makeeva // Socis. Sociological research. 2018. - No. 11. - P. 124133.

5. Durkheim E. Sociology. Its subject, method, purpose. - M.: Kanon, 1995. - 352 p. With. 55

6. Mead J.G. Mind, Self and Society // Abstract Journal, 1997. Series Sociology. - 11. - No. 4. - pp. 162-195.

7. Alba, R. The Great Demographic Illusion. Majority, Minority, and the Expanding American Mainstream. - Princeton University Press, 2020. - 336 p.

8. Bauböck, R. Europe's commitments and failures in the refugee crisis // European Political Science, 2018. - Volume 17, -Pp.140-150.

9. Borjas, G. Immigration and Economic Growth George // NBER Working Paper, 2019 - No. 25836 - JEL No. J6, O4. - Pp. 1-52

10. Glazer, N. Ethnicity: Theory and Experience / N. Glazer, D.P. Moynihan, C.S. Schelling. - Cambridge, Massachusetts, Harvard University Press, 1975. - 531 p.

11. Glick Schiller, N. / N. Glick Schiller, L. Basch, C. Szanton Blanc. Nations Unbound: Transnational Projects, Postcolonial Predicaments, and Deterritorialized Nation-Sates // Routledge, 2020. -356p.

12. Gordon, M.M. Assimilation in American Life: The Role of Race, Religion and National Origins - New York, Oxford University Press, 1964. - 276 p.

13. Kardiner, A. The concept of basic personality structure as an operational tool in the social Sciences // The Science of man in the world crisis ed. By Linton R. - N. Y.: Columbia Univ. Press, 1945. - Pp. 137-155

14. Keller, G.A. Studies in the Science of Society // A.G. Keller, G.P. Murdock. New Haven: Yale University Press; London: Oxford University Press. 1937. - XXII. - 555 p.

15. Feliciano, C. The evolution of ethnic identity from adolescence to middle adulthood: The case of the immigrant second generation / C. Feliciano, R.G. Rumbaut // Emerging Adulthood, 2019. - 7 (2). - Pp. 85-96.

16. Herskovits M. The Processes of cultural change. The Science of man in the world crisis / Ed. by R. Linton. - N.Y.: Columbia University Press, 1945. - Pp.143-170.

17. Massey, D. S. // Lethal violence and migration in Mexico: An analysis of internal and international moves / D.S. Massey, J. Durand, K.A. Pren // Migraciones Internacionales, 2020. -11. - Pp.1-20.

18. Parsons T. Sociological Theory and Modern Society. - New York: Free Press, 1967. - 564 p.

19. Portes, A. / A. Portes, R.D. Manning. The immigrant enclave: Theory and empirical examples // Social Stratification, Class, Race, and Gender in Sociological Perspective, 2019. - V 2. -Pp. 568-579.

20. Runblom, H. Swedish Multiculturalism in a Comparative European Perspective // Sociological Forum Stockholm, 2004 - № 9 (4). - Pp. 623-640.

21. Vertovec, S. Introduction: assessing the backlash against mul-ticulturalism in Europe, in: The Multiculturalism Backlash: European Discourses, Policies and Practices / S. Vertovec, S. Wessendorf. - London: Routledge, 2010. - Pp. 1-32.

<n ■_

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.