УДК:332.1:615.1 (571.56)
И. А. Рехлясов, Ю. А. Музыра
ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ДОСТУПНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Обоснованы практическая необходимость использования эконометрики для оценки уровня доступности фармацевтической помощи на региональном уровне и методический подход, подобран инструментарий и показана практика оценки доступности фармацевтической помощи в Республике Саха (Якутия). Впервые осуществлена классификация административных территорий республики, описаны различия в условиях, обеспечивающих доступность в них фармацевтической помощи. Построены математические модели, характеризующие условия развития фармацевтической помощи по классифицируемым группам территорий, для обоснования индивидуальных стратегий ее развития. Рекомендовано использование предложенного инструментария для регулирования доступности фармацевтической помощи в территориальных образованиях региона Северо-Восток.
Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), фармацевтическая помощь, методический подход, фармацевтическая эконометрика, интегральный индекс развития, классификация территорий по уровню доступности, математические модели развития, регулирование условий доступности фармацевтической помощи, региональная стратегия развития.
I. A. Rekhlyasov, Yu. A. Muzyra
Substantiation of the strategy of pharmaceutical aid availability in the Republic of Sakha (Yakutia)
Practical necessity of econometrics use for pharmaceutical aid availability estimation on the regional stage is proved as well as a methodological approach. Tools are selected and the practice of pharmaceutical aid availability in the Republic of Sakha (Yakutia) is showed. For the first time ever a classification of the republic’s administrative territories is made, differences under conditions imparting availability in them of pharmaceutical aid are described. Mathematic models characterizing conditions of pharmaceutical aid development on classifiable groups of territories for substantiation of individual strategies of it’s development are made. Use of the suggested tools for the pharmaceutical aid availability regulation in the territorial formations of the Norths-East region is recommended.
Key words: the Republic of Sakha (Yakutia), pharmaceutical aid, methodological approach, pharmaceutical econometrics, integral index of development, classification of territories on availability level, mathematic models of development, regulation of pharmaceutical aid availability conditions, regional strategy of development.
В Российской Федерации проблемы устойчивого развития территориальных образований приобретают очертания официальной политики государства, в которой ключевым фактором выступает проблема сохранения и развития человеческих ресурсов. На Северо-Востоке России важнейшее геополитическое значение имеет Республика Саха (Якутия), представленная в многообразии географических и природно-климатических аспектов, что в свою очередь предполагает необходимость формирования специальных программ социальной политики, в которых доступность фармацевтической помощи выступает
РЕХЛЯСОВ Иннокентий Афанасьевич - генеральный директор ОАО «Сахафармация».
Е-таН: [email protected]
МУЗЫРА Юрий Алексеевич - к. фарм. н., зав. кафедрой управления и экономики фармации, доцент ГБОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет» МЗ РФ.
Е-таН: [email protected]
основой по поддержанию и сохранению такого личного блага человека, как его здоровье. Современные представления о фармацевтической помощи рассматривают ее как систему лекарственного обеспечения посредством рыночных механизмов развития, а термин «доступность» является основным условием, определяющим ее эффективность.
Для обоснования стратегии доступности фармацевтической помощи на уровне административных районов республики был решен комплекс задач по их структурированию и классификации методами эконометрики, адаптированными для фармацевтической практики [1, 2, 3]. Эконометрика позволяет осуществить оценку уровня фармацевтической помощи во взаимосвязи с параметрами, характеризующими данные регионов по показателям социальноэкономического развития, оценку состояния здоровья населения и медицинской помощи. Вся совокупность исследуемых показателей является элементами официальной статистической отчетности районов республики и тем самым несет результирующую
функцию об исследуемых процессах. Показатели, необходимые для анализа, но не являющиеся элементами статистической отчетности, рассчитываются самостоятельно. Характеристика всей исследуемой совокупности показателей, используемых для проведения оценки уровня фармацевтической помощи, представлена в табл. 1.
Для обоснования стратегии развития фармацевтической помощи исследуемая совокупность отобранных и рассчитанных показателей по административным районам (улусам) республики анализировалась в динамике за 2004-2008 гг. Выбор данного временного периода обусловлен сложившейся стабильностью в социально-экономическом развитии РС (Я), что адекватно настоящей фазе ее социального и экономического развития. Технология статистической обработки исследуемой совокупности показателей представляет собой их стандартизацию и приведение к одному масштабу, что не позволяло вносить чрезвычайно большие вклады в результат исследуемых процессов. Декомпозиция административных образований республики по степени удаленности друг от друга осуществлялась по результатам интегральной оценки исследуемой совокупности показателей, которые измерялись по универсальной 10-бальной шкале (от 0 до 10) оценок. При этом нулевое значение преобразованного показателя соответствовало самому низкому качеству по данному свойству в системе показателей, а максимальное - самому высокому качеству. На основании полученных интегральных значений состояния исследуемых систем рассчитывались итоговые (обобщенные) индексы развития каждого района республики по формуле:
I б = I +1 +1ф
общ. соц-экон. мед. фарм.
где 1общ - обобщенный индекс развития соответствующего района,
I - интегральный показатель состояния социально-
соц-экон. 1
экономического развития,
1мед - интегральный показатель состояния медицинской помощи,
I.
интегральный показатель состояния фар-
фарм
мацевтической помощи.
Таким образом, интегральная оценка позволяет получить декомпозицию развития районов республики на основе совокупности показателей, характеризующих состояние социально-экономического развития, состояние здоровья населения, организации медицинской и фармацевтической помощи. Результаты интегральной и обобщенной оценки развития районов республики представлены в табл. 2.
Так, значения интегральных показателей, характеризующие состояние социально-экономического
развития районов республики, представляют широкий диапазон своих значений: от наибольшего значения (68,762), характеризующего Мирнинский улус, до наименьшего значения данного показателя (32,153), определенного для Кобяйского улуса. Анализ интегральных показателей, характеризующих состояние медицинской помощи, несмотря на наличие нормативной основы в системе ее организации, имеет также выраженный диапазон различий их значений по территориям. Наибольшее значение данного показателя (38,445) отмечено в Усть-Майском улусе, а наименьшее (22,828) - в Намском улусе. В свою очередь, анализ значений интегральных показателей, описывающих состояния фармацевтической помощи, характеризуется подобным диапазоном значений. От наибольшего значения (59,761) для Горного улуса до наименьшего (22,451) для Булунского улуса, при этом выраженной взаимосвязи между интегральными значениями состояния двух предыдущих систем по большинству районов не отмечено.
Заметим, что в соответствии с практикой эконометрики значения интегральных показателей, характеризующих состояние социально-экономического развития районов, только формируют в них условия для развития системы медицинской помощи и фармацевтической помощи.
В свою очередь значения итоговых индексов по районам республики, рассчитанных как суммы значений интегральных показателей исследуемых систем, предопределяют их удаленность друг от друга по критерию уровня их развития. Так, наибольшее значение (151,485) итогового индекса развития рассчитано для Ленского улуса, а наименьшее (89,897)
- для Булунского улуса. Это позволяет отнести все районы республики в соответствии с построенным толерантным интервалом для значений индексов в три классифицируемые группы: «первая» - лучшая группа, где представлены подгруппы территорий - «лидеров» и «высокого уровня» состояния их развития. «Вторая»
- средняя группа по уровню развития территорий. «Третья» - группа, где представлены подгруппы территорий по состоянию их развития как «ниже среднего уровня» и «аутсайдеры».
Реализованная процедура выделения групп территорий позволяет определить некоторое их общее сходство, в котором и просматривается возможность обоснования типовых подходов по решению проблем развития доступности фармацевтической помощи в районах республики. Для сравнительной оценки однородности и наличия различий в классифицируемых группах территорий для них рассчитаны средние значения социально-экономического развития, состояния здоровья населения и медицинской помощи и показатели развития фармацевтической помощи (табл. 3).
Таблица 1
Характеристика исследуемой совокупности показателей, используемых для оценки уровня фармацевтической помощи
Состояние социально-экономического развития Состояние медицинской помощи Состояние фармацевтической помощи
Площадь территории (тыс. кв. км.); Численность постоянного населения (тыс. чел.); Численность экономически активного населения (тыс. чел.); Удельный вес экономически активного населения (%); Численность официально зарегистрированных безработных (тыс. чел.); Удельный вес официально зарегистрированных безработных (%); Естественный прирост/убыль (число род. /умерших на 1000 чел.); Протяженность автодорог с твердым покрытием (км/100 кв. км. территории); Денежные доходы на душу населения (руб. в месяц); Среднемесячная начисленная заработная плата работников (руб.); Минимальный размер оплаты труда (руб. в месяц); Величина прожиточного минимума (руб. в месяц); Величина свободных денежных средств (%); Доходы местных бюджетов (тыс. руб.); Доходы местных бюджетов на 1 жителя (тыс. руб.); Расходы местных бюджетов (тыс. руб.); Расходы местных бюджетов на 1 жителя (тыс. руб.); Финансовые ресурсы с учетом всех источников финансирования (тыс. руб.); Объем розничной торговли (млн. руб.); Объем розничной торговли на 1 жителя (тыс. руб.). Обеспеченность территории ЛПУ (ед.); Количество жителей, приходящихся на 1 ЛПУ (тыс. чел.); Количество амбулаторий и поликлиник всех видов (ед.); Обращаемость населения в учреждения ЗО (тыс. чел.); Число учреждений ЗО на 1 тыс. чел. (ед.); Обеспеченность занятыми врачебными должностями (ед./10 тыс. чел.); Коечный фонд в учреждениях ЗО на 10 тыс. чел. (ед.); Общая заболеваемость населения (тыс. чел.); Общая заболеваемость населения на 1 тыс. чел.; Уровень заболеваемости к количеству обращений на 1 тыс. чел. (%). Количество аптек государственной формы собственности (ед.); Количество аптек негосударственной формы собственности (ед.); Развитость государственной МРС (ед.); Развитость негосударственной МРС (ед.); Число жителей, приходящихся на 1 аптеку (тыс. чел.); Обеспеченность занятыми должностями провизора на 1 тыс. чел. (ед.); Обеспеченность занятыми должностями фармацевта на 1 тыс. чел. (ед.); Среднегодовой товарооборот аптечных организаций (тыс. руб.); Среднедушевое потребление ЛС (тыс. руб.) Количество бюджетных средств, выделенных на лекарственное обеспечение (тыс. руб.); Количество граждан, имеющих право на получение социальной помощи (тыс. чел.) Удельный вес граждан, имеющих право на получение соц. помощи (%); Количество граждан, обратившихся за льготной лекарственной помощью (тыс. чел.); Удельный вес граждан, обратившихся за льготной лекарственной помощью (%); Средняя стоимость одного льготного рецепта (руб.); Количество аптек, осуществляющих функцию льготного лекарственного отпуска (ед.); Количество граждан, обратившихся за льготной лекарственной помощью / на одну льготную аптеку (тыс. чел.); Количество льготных рецептов в год (тыс. ед.).
Таблица 2
Результаты интегральной и обобщенной оценки развития районов Республики Саха (Якутия)
Идентификация Наименование административной территории Итоговое значение индекса Значения интегральных показателей
Социально- экономическое развитие Здоровье и медицинская помощь Фармацевтическая помощь
1 Абыйский 106,436 33,938 25,692 46,806
2 Алданский 129,284 43,860 32,602 52,822
3 Аллаиховский 112,682 40,937 28,051 43,693
4 Амгинский 112,095 41,981 22,874 47,240
5 Анабарский 124,270 60,256 33,538 30,477
6 Булунский 89.897 37,564 29,882 22,451
7 Верхневилюйский 101,710 34,162 29,964 37,585
8 Верхнеколымский 118,523 41,618 25,591 51,314
9 Верхоянский 126,033 36,469 38,518 51,046
10 Вилюйский 114,529 39,157 29,465 45,907
11 Горный 129,056 39,883 29,413 59,761
12 Жиганский 96,510 33,402 18,093 45,015
13 Кобяйский 97,782 32,153 28,798 36,831
14 Ленский 151,485 58,877 35,459 57,149
15 Мегино-Кангаласский 134,872 55,495 35,702 43,675
16 Мирнинский 150,694 68,762 27,977 53,955
17 Момский 102,378 37,631 25,820 38,927
18 Намский 101,634 38,398 22,828 40,407
19 Нижнеколымский 115,243 34,260 34,284 46,699
20 Нюрбинский 116,227 41,189 29,657 45,381
21 Оймяконский 121,259 41,626 28,447 51,186
22 Олекминский 122,631 38,116 32,034 52,482
23 Оленекский 101,082 35,737 23,702 41,642
24 Среднеколымский 107,111 37,005 26,001 44,105
25 Сунтарский 123,270 39,960 29,781 53,529
26 Таттинский 122,672 42,519 30,661 49,492
27 Томпонский 122,512 39,424 31,627 51,461
28 Усть-Алданский 114,702 46,258 32,529 35,916
29 Усть-Майский 126,722 41,309 38,445 46,968
30 Усть-Янский 116,141 38,108 30,150 47,883
31 Хангаласский 126,485 42,457 36,006 48,023
32 Чурапчинский 118,854 44,902 31,719 42,234
33 Эвено-Бытантайский 104,571 33,663 32,310 38,598
34 г. Нерюнгри с прилегающей территорией 131,684 57,320 31,345 43,018
Таблица 3
Средние значения исследуемых показателей по выделенным группам территорий в РС (Я)
Классификация территорий / характеристика исследуемых показателей Первая группа Вторая группа Третья группа
Лидеры Высокий уровень Средний уровень Ниже среднего уровня Аутсайдеры
Число районов, относящихся к группе 2 18 8 7 3
Перечень районов и их идентификация в соответствии с табл. 2 14,16 2,11,9,29,31, 15,34,5,22,26,27,25,21 3,4,10,28,19,20,30, 8,32 1,24,33,7,18,23,17 6,12,13
Удельный вес жителей, проживающих в группе, % 17,9 49,1 19,1 10,0 3,9
Плотность населения, чел. на 1 кв. км 0,50 0,66 0,50 0,37 0,06
Удельный вес экономически активного населения, % 67,68 53,27 52,28 50,33 51,35
Удельный вес официально зарегистрированных безработных 0,80 3,92 5,33 5,67 6,99
Естественный прирост, убыль на 1000 чел. 4,05 4,39 5,28 4,80 3,03
Протяженность автодорог с твердым покрытием (км на 1000 кв. км территории) 4,60 6,86 5,28 2,81 0,17
Денежные доходы на душу населения, руб. в месяц 27376,65 15009,43 11821,17 11023,6 13247,67
Величина свободных денежных средств, % 72,45 44,17 34,15 27,52 41,35
Объем розничной торговли на 1 жителя, тыс. руб. 98623,08 63217,68 54483,54 50020,9 58183,6
Количество жителей, приходящихся на 1 ЛПУ, тыс. чел. 4,18 1,72 0,81 0,80 0,83
Обращаемость населения в учреждения ЗО на 1 тыс. чел. 6698,65 6304,26 7827,03 7928,28 7882,21
Обеспеченность занятыми врачебными должностями, на 10 тыс. чел. 28,45 45,18 40,37 41,71 40,03
Коечный фонд в учреждениях ЗО на 10 тыс. чел. 558,00 305,11 175,44 117,14 115,0
Общая заболеваемость населения на 1 тыс. чел. 1533,07 1435,84 1785,74 1939,17 2050,0
Отношение общей заболеваемости к количеству обращений на 1 тыс. чел. 0,23 0,24 0,23 0,26 0,26
Количество аптек государственной формы собственности 4,50 1,67 1,22 1,00 1,33
Количество аптек негосударственной формы собственности 6,00 3,33 0,11 0,00 0,00
Развитость государственной МРС 3,50 0,89 0,78 0,57 0,00
Развитость негосударственной МРС 12,50 5,11 0,78 0,29 0,33
Общее количество аптечных организаций 26,50 11,00 2,89 1,86 1,67
Число жителей, приходящихся на 1 аптеку 2,28 3,35 5,33 4,88 5,81
Обеспеченность занятыми должностями провизоров на 1 тыс. чел. 0,35 0,26 0,21 0,12 0,11
Обеспеченность занятыми должностями фармацевтов на 1 тыс. чел. 0,61 0,64 0,57 0,41 0,26
Среднегодовой товарооборот аптечных организаций, тыс. руб. 201444,1 63197,6 19950,6 9734,5 10558,6
Среднедушевое потребление ЛС, руб. 3377,4 1754,3 1352,2 895,7 1262,6
Количество бюджетных средств, выделенных на лекарственное обеспечение на одного жителя, руб. 247,97 590,06 573,53 743,63 561,34
Удельный вес граждан, имеющих право на получение соц. помощи 8,20 23,61 25,52 34,65 47,21
Удельный вес граждан, обратившихся за льготной лекарственной помощью, % 73,48 72,24 77,11 83,82 48,88
Средняя стоимость одного льготного рецепта, руб. 681,33 640,96 419,49 361,16 526,24
Количество аптек, осуществляющих функцию льготного лекарственного отпуска 3,00 1,22 1,11 1,29 1,33
Количество граждан, обратившихся за льготной лекарственной помощью / на одну аптеку, осуществляющую функцию льготного лекарственного отпуска 2364,10 3047,44 2141,72 1891,19 1261,50
Рассчитанные средние значения исследуемых показателей по выделенным группам территорий наглядно демонстрируют то, что в республике сложились новые, весьма важные факторы формирования у населения потребностей в доступности фармацевтической помощи.
Так, различия в денежных доходах населения, которые обеспечивают степень свободы в удовлетворении социальных потребностей в районах, отнесенных в группу территорий-«лидеров», более чем в 2 раза превышают таковые в районах республики, отнесенных к группе территорий-«аутсайдеров». Однако выявленная дифференциация в других группах территорий не наблюдается. В свою очередь и покупательская способность населения, рассчитанная по величинам свободных денежных средств, в 1,7 раза выше в районах, отнесенных к территориям-«лидерам», чем в районах, отнесенных к группе «аутсайдеров», которая также выравнивается в других классифицируемых группах территорий. Следует подчеркнуть, что в соответствии с методом фармацевтической эконометрики сложившееся в районах республики состояние их социальноэкономического развития, по сути, только формирует экономические основы, предопределяющие условия для развития фармацевтической помощи. Однако основным фактором, создающим конкретные запросы населения на объемы и содержание фармацевтической помощи, выступают параметры состояния здоровья населения и организации медицинской помощи. Исследуемые параметры этих состояний демонстрируют то, что в 10 районах, вошедших в состав третьей группы территорий и объединяющих 13,9 % населения республики, уровень состояния развития медицинской помощи значительно ниже, чем в районах, отнесенных к двум предыдущим группам территорий. Таким образом, в силу объективных условий в этих районах республики реальные потребности населения в объемах и содержании фармацевтической помощи значительно выше, чем фактические возможности для их осуществления.
Материализация имеющейся потребности на объемы и содержание фармацевтической помощи возможна не только фактом наличия у населения свободных денежных средств, но и непременным условием присутствия в местах их компактного проживания достаточного числа аптечных организаций. Классическим параметром, определяющим возможность получения фармацевтической помощи, выступает показатель числа жителей, приходящихся на одну аптеку, или нагрузки на аптеку, а результирующим выступает показатель величины среднедушевого потребления лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента. Рассчитанные в ходе исследования показатели имеют выраженную
негативную тенденцию в диапазоне классифицируемых групп территорий, что и формирует набор «противотенденций» в вопросах доступности фармацевтической помощи в этих районах республики. Так, нагрузка на аптечные организации в районах, отнесенных ко второй и третьей группам территорий, более чем в 2 раза выше, чем в первой группе. Следовательно, такой базовый институт рынка, как конкуренция, определяющая условия для доступности фармацевтической помощи, не работает в 18 районах республики, в которых проживает 22,2 % населения. Следствием такой дифференциации выступает снижение в 2 раза показателя величины среднедушевого потребления лекарственных средств. Это определяет появление третьей группы проблемных территорий по состоянию развития в них фармацевтической помощи, что является основой для разработки специальных мер по ее развитию. Анализ географического положения проблемных районов не позволяет дать однозначного объяснения такого состояния по месту их нахождения как в зависимости от географического расположения (только территории, расположенные за полярным кругом), так и их удаленности от социально-экономического центра республики города Якутска.
С другой стороны, успешно реализуемые планы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики, сосредоточенные в мегапроектах, проектах РС (Я), оказывают существенное влияние на доступность в них фармацевтической помощи.
В таблице 4 приведена композиция классифицируемых групп территорий по экономическим районам республики на основании отнесения их по значениям итоговых индексов развития.
Как видно из материалов этой таблицы, только в Южном и Восточном экономических районах сложились условия для саморазвития фармацевтической помощи для населения, в других экономических районах отсутствуют достаточные условия для обеспечения населения адекватной по объему и составу фармацевтической помощью. В 29,4 %
административных районов РС (Я) требуются разработки специальных программ для развития условий по обеспечению адекватного по потребностям населения уровня фармацевтической помощи.
Безусловно, базовыми условиями рыночного саморазвития фармацевтической помощи выступает инвестиционная привлекательность аптечного бизнеса для частного капитала, наличие специалистов фармацевтического профиля и условий для открытия аптечных организаций. В табл. 5 представлены результаты дифференцированного анализа состава аптечных организаций по административным территориям и республике в целом.
Материалы анализа позволяют констатировать,
Таблица 4
Композиция групп территорий по экономическим районам республики на основании значений
итоговых индексов их развития
№ п/п Экономические районы Число районов в составе экономической единицы Классы групп территорий
1 группа 2 группа 3 группа
Подгруппы Средний уровень Подгруппы
Лидеры Высокий уровень Ниже среднего уровня Аутсайдеры
1. Западный 6 2 2 1 1 -
2. Северный 5 - 1 1 1 2
3. Северо-Восточный 6 - - 3 3 -
4. Центральный 11 - 4 4 2 1
5. Восточный 3 - 3 - - -
6. Южный 3 - 3 - -
Итого по республике 34 15 (44,1 %) 9 (23,5 %) 10 (29,4 %)
что в республике 32,4 % аптечных организаций представлены предприятиями государственной формы и 67,6 % - частной формы собственности, при
этом 56,3 % аптечных организаций представлены в формате аптечных пунктов, имеющих минимальный потенциал удовлетворения потребностей населения в фармацевтической помощи. Отметим при этом, что в районах, отнесенных в подгруппу территорий «аутсайдеры», фармацевтическая помощь представлена только государственными аптечными организациями, на их территориях практически отсутствуют аптеки частной формы. Такое состояние обусловлено, с одной стороны, их удаленностью от Якутска, где находятся базы снабжения фармацевтической продукцией (Аллаиховский, Верхнеколымский, Нижнеколымский и Усть-Янский улусы), а с другой - низкой покупательской способностью населения (Амгинский, Вилюйский, Нюрбинский, Усть-Алдан-ский и Чурапчинский улусы). Таким образом, для развития в этих районах республики фармацевтической помощи необходимо разработать специальные программы формирования этой помощи. Регрессионный анализ совокупности показателей, характеризующих состояние системы фармацевтической помощи по группам территорий, позволяет обосновать уровень доступности фармацевтической помощи по параметрам развития числа аптек и величины среднедушевого потребления лекарственных средств и аптечных товаров (табл. 6).
Так, в первой группе территорий условием повышения уровня доступности фармацевтической помощи выступает фактор роста числа аптек. Математическая модель определяет, что фактором развития фармацевтической помощи является величина постоянно проживающего в этой группе территорий
населения. Отметим, что входящие в данную группу территорий районы характеризуются самой высокой величиной среднедушевого дохода, следовательно, и покупательской способностью населения. Поэтому по мере роста постоянно проживающего населения в этих территориях получит свой импульс процесс саморазвития фармацевтической помощи посредством открытия новых аптечных организаций, подчеркнем, частной формы собственности. В свою очередь, наличие достаточного числа аптечных организаций определит рост показателя среднедушевого потребления лекарственных средств, что будет естественно интегрировано в состояние здоровья проживающего в них населения.
Вторая группа территорий характеризуется районами с практически постоянным числом проживающего в нем населения. В этих условиях уровень доступности фармацевтической помощи, определяемый показателем числа аптек, находится в тесной взаимосвязи с такими параметрами, как показатель экономически активного населения (имеющего постоянную работу) и показателем, характеризующим доступность медицинской помощи, определяемым числом жителей, приходящихся на одно учреждение здравоохранения. В свою очередь, величина среднедушевого потребления лекарственных средств будет зависеть от размеров денежных доходов проживающего населения и состава предложений фармацевтических услуг функционирующих на их территории аптечных организаций. При этом целесообразно подчеркнуть, что только в поселениях, являющихся административными центрами районов, будут формироваться условия, обеспечивающие высокий уровень доступности фармацевтической помощи, что невозможно прогнозировать для других
Таблица 5
Состав объектов розничной реализации лекарственных средств по административным районам РС (Я)
Административные районы Объекты розничной реализации лекарственных средств
Государственная (муниципальная) форма собственности Частная форма собственности Итого
Аптеки Аптечные пункты и киоски Всего торговых объектов Аптеки Аптечные пункты и киоски Всего торговых объектов
Республика Саха (Якутия), в т. ч.: 75 43 118 84 162 246 364
Абыйский* 1 1 2 0 0 0 2
Алданский 2 2 4 5 10 15 19
Аллаиховский 1 0 1 0 0 0 1
Амгинский 1 0 1 1 2 3 4
Анабарский 1 0 1 0 0 0 1
Булунский** 1 0 1 0 0 0 1
Верхневилюйский* 1 2 3 0 1 1 4
Верхнеколымский 1 0 1 0 0 0 1
Верхоянский 2 0 2 0 1 1 3
Вилюйский 2 5 7 0 1 1 8
Горный 2 1 3 0 2 2 5
Жиганский** 1 0 1 0 0 0 1
Кобяйский** 2 0 2 0 1 1 3
Ленский 2 5 7 3 7 10 17
Мегино-Кангаласский 3 2 5 1 5 6 11
Мирнинский 7 2 9 9 18 27 36
Момский* 1 0 1 0 0 0 1
Намский* 1 1 2 0 1 1 3
Нижнеколымский 1 0 1 0 0 0 1
Нюрбинский 1 0 1 0 3 3 4
Оймяконский 2 3 5 0 2 2 7
Олекминский 2 1 3 0 3 3 6
Оленекский* 1 0 1 0 0 0 1
Среднеколымский* 1 0 1 0 0 0 1
Сунтарский 3 3 6 0 4 4 10
Таттинский 1 0 1 0 3 3 4
Томпонский 1 4 5 1 2 3 8
Усть-Алданский 1 0 1 0 1 1 2
Усть-Майский 2 0 2 0 1 1 3
Усть-Янский 2 0 2 0 0 0 2
Хангаласский 1 2 3 0 4 4 7
Чурапчинский 1 2 3 0 0 0 3
Эвено-Бытантайский* 1 0 1 0 0 0 1
г. Нерюнгри с п. т. 0 0 0 24 20 44 44
г. Якутск с п. т. 22 7 29 40 70 110 139
* Районы, отнесенные к группе «ниже среднего уровня»; **Районы, отнесенные к группе «аутсайдеры».
Таблица 6
Модели развития фармацевтической помощи по группам административных территорий РС (Я)
Показатели развития Идентификация районов по табл. 2 Модель развития
Число аптек Первая группа 14,16, 2,11, 9,29,31,15,34,5, 22,26,27,25,21 У = 21,673 + 2,459 л1 - 0,0001 л9 -0,1609 л11 - 0,0001 л12
Вторая группа 3,4,10,28,19,20,30,8,32 У = 3,826 + 0,487 х2 + 4,9104 х8 + 0,0002 х16 - 0,0012 х20
Третья группа 1,24,33,7,18,23,17,6,12,13 У =0,2738 + 0,7304х2 - 0,0002х9
Величина среднедушевого потребления лекарственных средств Первая группа 14,16,2,11,9,29,31,15,34,5 22,26,27,25,21 У =1344,81 - 5,12х6 + 47,62х8 + 0,0002х13
Вторая группа 3,4,10,28,19,20,30,8,32 У = 768,8 - 19,79х1 + 0,14х5 + 0,04х16
Третья группа 1,24,33,7,18,23,17,6,12,13 У =1012,28 - 1873,31х8 + 0,012х9 + 22,99х10 -7,09 х11 + 195,84х13
Значения переменных, определяющих условия развития фармацевтической помощи:
хг - численность постоянного населения, тыс. чел.;
х2 - численность экономически активного населения, тыс. чел.;
х3 - денежные доходы на душу населения, руб. в месяц;
х4 - величина свободных денежных средств, %;
х5 - объем розничной торговли, млн руб.;
хб - количество жителей, приходящихся на 1 ЛПУ, тыс. чел.;
х7 - обращаемость населения в учреждения здравоохранения, тыс. чел.;
х8 - обеспеченность занятыми врачебными должностями, на 10 тыс. чел.;
х9 - коечный фонд в учреждениях здравоохранения на 10 тыс. чел.;
х - общая заболеваемость населения, тыс. чел.;
х - общее количество аптечных организаций;
х - среднегодовой товарооборот аптечных организаций, тыс. руб.;
х - количество граждан, обратившихся за льготной лекарственной помощью.
мест компактного проживания населения. Для наслегов в районах данной группы территорий необходимы дополнительные административные мероприятия по приближению к ним фармацевтической помощи. Значимым фактором для этих территорий будет вектор их социально-экономического развития, процессы сингулярности к точкам экономического развития.
Третья группа территорий, имеющая признаки «депрессивного состояния», характеризуется тем, что без административного вмешательства невозможно достичь адекватного потребностям населения уровня фармацевтической помощи. Так, модель роста числа аптек для районов данной группы территорий определяет основное влияние такого параметра, как величина экономически активного населения. Прогноз роста числа экономически активного населения в
данной группе территорий в краткосрочном периоде пессимистичен. В свою очередь величину среднедушевого потребления лекарственных средств как критерий доступности фармацевтической помощи формируют такие переменные, как рост числа аптек и доступность врачебной помощи, а не фельдшерской, как это имеет место в небольших населенных пунктах. Все это требует разработки индивидуальных программ развития условий для обеспечения первоначальной доступности медицинской и затем фармацевтической помощи.
В заключение следует отметить, что выявленная принадлежность районов республики к типовым группам территорий должна учитываться при разработке стратегии развития фармацевтической помощи и конкретизироваться в принятых програм-
мах долгосрочного развития производительных сил в республике. Сложившееся состояние и перспективы социально-экономического развития создают условия для саморазвития фармацевтической помощи в территориях, где реализуются данные программы. Это естественно интегрируется в состояние здоровья населения и обеспечивает качество его жизни.
С другой стороны, требуются новые региональные подходы для выравнивания и регулирования фармацевтической помощи с использованием административного фактора, обеспечивающего сохранение потенциала имеющихся человеческих ресурсов в территориях, не затронутых интенсивными экономическими преобразованиями. Одним из административных инструментов регулирования доступности фармацевтической помощи на уровне депрессивных территорий выступают новые федеральные положения о гражданском обороте лекарственных средств и основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, реализация которых создаст предпосылки для ее развития.
Обобщая результаты проведенных исследований, отметим, что используемый инструментарий для
обоснования стратегии развития доступности фармацевтической помощи для территориальных образований РС (Я) применим для других экономических регионов России, где характерны такие же типологические признаки их различий. В этих регионах необходима также практика регулирования уровня доступности фармацевтической помощи в соответствии с программой геополитического развития Российской Федерации.
Л и т е р а т у р а
1. Музыра Ю. А., Леонов В. П. Фармацевтическая эконометрика - инструмент управления фармацевтической помощью // Экономический вестник фармации. - 2001. - № 1. - С. 52-59.
2. Музыра Ю. А. Эконометрические параметры доступности фармацевтической помощи // Вестник Российского университета Дружбы народов. - 2007. - № 1. - С. 149-153.
3. Музыра Ю. А., Лидер М. Б. Практика оценки доступности фармацевтической помощи и перспектив ее развития // Вестник Росздрава. - 2010. - № 2. - С. 54-61.