Таблица 2
Запыленность воздуха при добыче огнеупорных глин (¿Vf±m)
Рабочая операция Запыленность, мг/ы'
Подъем груженых вагонов по клети 0,58 ±0,08
Загрузка глины с транспортера в ва-
гоны 15,87 ±3,87
Отбойка глины:
комбайном 4-ПУ 9,6±5,3
комбайном МБЛД 37,64 ±8,2
Отбойка глины молотками и погрузка
в вагон 3,4±0,4
Откатка вагонов электровозом 0,8±0,13
Выравнивание крепи отбойным молот-
ком 2,2±1,058
сительной влажности воздуха осаждения тонцодисперсной пыли не происходит. Подтверждается данное предположение тем, что концентрации пыли в диапазоне тонких фракций были одинаковыми как на «сухих», так и на «мокрых» штреках. Использование ПДК пыли в воздушной среде при разработке огнеупорных глин должно проводится только с учетом вида и характера глин, а также дисперсного состава пыли, причем содержание пыли в воздухе согласно ПДК может меняться даже на одной шах1ге в зависимости от вида добываемой в данный период глины.
Применяемая система вентиляции способствует повышению концентрации пыли на рабочих местах за счет подачи загрязненного воздуха и поддержания пыли во взвешенном состоянии за счет создания вихревых потоков при отражении воздушной струи от пласта ископаемо-
го и нейтрализации его силы за счет образования повышенного давления при работе отбойными молотками. Перевод водосбора на закрытую систему и уменьшение объема шахтных вод, поступающих в выработки на этапах контакта с воздушной струей, по нашему мнению, могут позволить увеличить температуру воздуха на рабочих местах выше субнормальной и снизить влажность воздуха до оптимального гигиенического уровня.
С учетом данных выводов и рекомендаций горным управлением комбината «Огнеупоры» пересмотрена схема перспективной работы по обеспыливанию выработок с отказом от применяемой системы вентиляции и намечен ряд мероприятий по снижению водопритоков в шахты и организации закрытой системы водосбора.
Выводы. 1. Шахтные воды при подземной разработке огнеупорных глин оказывают выраженное влияние на параметры микроклимата.
2. Принятая система вентиляции по принципу общешахтной депрессии приводит к значительному ухудшению показателей микроклимата и способствует повышению пылевой загрязненности воздуха.
3. ПДК и состав пыли при разработке огнеупорных глин зависят от их типа, классификационной группы, дисперсности и состава.
Литература. Г ончаров В. В. Огнеупорные глины
Боровичско-Любытинского района. М., 1952. Могилевский Л■ М., Гладырь В. В. Рекомендации по снижению запыленности воздуха на шахтах Борович-ского комбината «Огнеупоров» при разработке глин комбайном МБЛД. Кривой Рог, 1977. Тихое Ю. П., Иткин М. 3., Гончаренко А. Б. — Гиг.
труда, 1973, № 4, с 6—9 Уоррел У. Глины и керамическое сырье. М., 1978.
Поступила 02.07.80
УДК 614.72:549.761.131:в 13.155.3
Т Ю. Юлдашев
ОБОСНОВАНИЕ СРЕДНЕСУТОЧНОЙ ПРЕДЕЛЬНО-ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ АММИАЧНОЙ СЕЛИТРЫ В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ
Филиал ВЦНИИ охраны труда ВЦСПС, Ташкент
Аммиачная селитра— ЫН4МОэ (нитрат аммония, аммонийная селитра, азотнокислый аммоний) в чистом виде представляет собой белое кристаллическое вещество с температурой плавления 169,6 °С, хорошо растворяющееся в воде, этиловом и метиловом спиртах, пиридине, ацетоне и жидком аммиаке. Она применяется как эффективное и экономичное азотное удобрение (технический продукт содержит не менее 34 % азота). Объем мирового производства аммиачной селитры исчисляется миллионами тонн в год. В СССР на долю аммиачной селитры приходится примерно 50 % сельскохозяйственных азотных удобрений.
Аммиачная селитра оказывает раздражающе действие на кожу, выражается в сильном зуде, покраснении вокруг фолликулов, лишаевидном утолщении кожи и покраснении ее на тыльной стороне кистей и предплечья. Попадая в мелкие ранки или трещины, вызывает в них жгучую боль (Н. В Лазарев). Внесение препарата в конъюнктнваль-ный мешок глаза вызывает у животных блефароспазм, умеренную гиперемию слизистой оболочки, слезотечение (С. Г. Геворкян и соавт.).
Влияние малых концентраций аммиачной селитры на организм человека и животных изучено недостаточно. ПДК ее в атмосферном воздухе населенных мест не установлены.
Ввиду отсутствия специфического и чувствительного метода определения аммиачной селитры нами разработан фотоколориметрический метод обнаружения аммиачной селитры в атмосферном воздухе. Метод основан на фотоколориметрическом определении аэрозоля аммиачной селитры в атмосферном воздухе и иона аммония при его взаимодействии с реактивом Несслера.
Поскольку аммиачная селитра при обычной температуре воздуха не имеет запаха, в данной работе изучено ее резорбтивное действие на организм экспериментальных животных с целью установления среднесуточной ПДК.
Как показали острые опыты, при однократном введении в желудок белых крыс LD60 аммиачной селитры составила 4820 мг/кг, что позволяет отнести ее к малотоксичным соединениям.
Токсиколого-гигиеническая оценка непрерывного ингаляционного воздействия аммиачной селитры осуществлялась на основе изучения зависимости времени появления определенных эффектов от концентрации этого вещества в воздухе (М. А. Пинигин).
В хроническом эксперименте использованы половозрелые беспородные белые крысы-самцы с исходной массой 180—190 г. Животных помещали в 100-литровые камеры, в которые со скоростью 35 л/мин подавали воздух, содержащий следующие концентрации аэрозоля ам-
миачной селитры: 200 ± 2,09, 100,9 ±1.931, 50.8 -Ь 0,617, 20,2 ±0,838 и 5.09 ± 0,317 мг/м».
Для оценки биологического действия аэрозоля аммиачной селитры у экспериментальных животных определяли общее состояние, массу тела, соотношение хронак-сий мышц-антагонистов, активность холинэстеразы цельной крови, показатели гонадотоксического действия (время движения, осмотическую и кислотную резистентность сперматозоидов, индекс сперматогенеза количество нормальных сперматогоний). Наряду с этим проводили патоморфологические и гистохимические исследования внутренних органов.
Результаты исследований физиологических, биохимических показателей подвергли статистической обработке с использованием критерия Стьюдента для определения достоверности различий в показателях опытных и контрольных групп.
В процессе изучения непрерывного ингаляционного воздействия аэрозоля аммиачной селитры в различных концентрациях у животных отмечались изменения повеления, внешнего вида массы, соотношения хроиаксий мышц-антагонистов, активности холинэстеразы цельной крови, времени движения и кислотной резистентности сперматозоидов, а также морфологические и гистохимические нарушения во внутренних органах. Степень выраженности и характер указанных сдвигов зависели от концентрации и длительности ее воздействия.
Роль времени в развитии интоксикации аммиачной селитрой хорошо иллюстрируется результатами изучения соотношения хронаксий мышц-антагонистов, активности холинэстеразы цельной крови и времени движения сперматозоидов. Например, вдыхание высоких концентра-
ций исследуемого вещества (200 и 100 мг/м3) обусловливало появление обратного соотношения хронаксий мышц-антагонистов через несколько (соответственно через 2 и 10) часов. По мере уменьшения концентрации время появления указанного эффекта увеличивалось и достигло при концентрации 5 мг/м1* 2620 ч. Аналогичная зависимость наблюдалась по наступлению достоверного снижения активности холинэстеразы цельной крови и сокращению времени движения сперматозоидов (на 25—30 % по сравнению с контролем).
Построение зависимости концентрация — время на логарифмической сетке в виде прямых позволило установить IV класс опасности аммиачной селитры в отношении развития хронических, эффектов, пороги хронического действия и недействующие концентрации с учетом коэффициентов запаса, предложенных М. А. Пини-гиным.
На основании полученных нами данных среднесуточная ПДК аммиачной селитры в атмосферном воздухе населенных мест рекомендована на уровне 0,3 мг/м3, что одобрено секцией по санитарной охране атмосферного воздуха всесоюзной проблемной комиссии «Научные основы гигиены окружающей среды».
Литература. Лазарев Н. В. — В кн.: Вредные вещества в промышленности. М., 1977, т. 3, с. 118—119.
Пинигин М. А. — В кн.: Фармакология. Химиотерапев-тические средства. Токсикология Проблемы токсикологии. М., 1974, т. 6, с. 83—120.
Поступила 25.03.80
УДК »13.4(11:1646.46:678
JI. Б. Еськова-Сосковец, А. И. Cay тин
ОБ ИССЛЕДОВАНИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОИЗВОДСТВЕ ОБУВИ
I ММИ им. И. М. Сеченова; Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сы-
сина, АМН СССР, Москва
Несмотря на установленный многочисленными исследованиями факт выделения из обуви в контактирующую среду целого ряда химических веществ, до настоящего времени нет количественных критериев оценки химической стабильности обувных полимеров, основанных на результатах изучения характера их биологического действия на организм.
Ранее нами начата разработка методических подходов к исследованию биологического действия обуви из полимеров на организм на модели диметилформамида (ДМФА), стирола и хлоропрена (Л. Б. Еськова-Сосковец. и др.). В хронических экспериментах на морских свинках и белых крысах, а также в наблюдениях на добровольцах изучено комбинированное и изолированное действие этих веществ при локальном контакте их в жидкой фазе (воде и искусственном поте) с кожными покровами животных и человека в концентрациях, имеющихся во внутриобувном пространстве при носке обуви. Обнаружив возможность общетоксического действия на организм ДМФА (14 и 7 мкг/мл), стирола (3 и 1,5 мкг/мл) и хлоропрена (10 мкг/мл) как изолированно, так и в комбинации друг с другом, концентрации веществ в данной работе снизили для ДМФА до 3,5 мкг/мл, для стирола до 0,5 мкг/мл, для хлоропрена до 5 мкг/мл их раздельном воздействии и соответственно до 2, 0,5 и 3 мкг/мл при комбинации 3 веществ, что обусловлено минимальным обнаруженным количеством их во внутриобувном пространстве.
Проведены 2 серии токсикологических экспериментов на морских свинках и белых крысах. В I серии на живот-
ных 5 групп изучали изолированное местное перкутан-ное действие указанных веществ. Ежедневно в течение 60 дней на выстриженную боковую поверхность (Зх 4 см) тела животного наносили 1 мл рабочего раствора, содержащего 5 мкг хлоропрена (1-я группа), 3,5 мкг ДМФА (2-я группа), 0,5 мкг стирола (3-я группа) и искусственного пота (4-я группа). Животные 5-й группы были контрольными и аппликациям не подвергались.
Анализ гематологических показателей после 40 аппликаций показал достоверные (/'<0,01) отличие от контроля количества гемоглобина у животных всех опытных групп, а также у подвергавшихся воздействию искусственного пота. При этом у контрольных животных гемоглобина было 9,2 г %, а у остальных — 10,8—12,6 г%, причем максимальное количество имелось при воздействии стирола. Достоверных изменений морфологического состава крови, числа эритроцитов и лейкоцитов к этому времени не обнаружено. В результате анализа гематологических и биохимических показателей, полученных после 60 аппликаций не выявлено статистически достоверного отличия от контроля морфологического состава крови, количества эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина, общего белка и белковых фракций плазмы крови, холестерина и лигопротеидов у животных всех опытных групп. Характер изменений морфологического строения печени, почек, щитовидной железы, гистохимических показателей печени (содержания полисахаридов, липидов, активности ферментов СДГ и НАД-диафоразы), состояния ЦНС (моторной функции) у животных 2-, 3- и 4-й групп был идентичен контролю. При этом, однако, обращает на себя внимание отчетливое, хотя и