животных только 1-й и 2-й групп. Вследствии этого формула крови как морских свинок, так и белых крыс характеризовалась сдвигом вправо (ядерный показатель больше 17). Указанные изменения морфологического состава крови свидетельствовали о неблагоприятном влиянии комбинации химических веществ на кроветворную систему организма при длительном контакте с кожными покровами. Токсический эффект был более выражен при воздействии комплекса ДМФА, стирола и хло-ропрена в искусственном поте. Это подтверждалось биохимическими показателями крови (см. таблицу). У морских свинок 1-й группы после 40 аппликаций достоверно отличалось от контроля количество общего белка (Р<0,01) и было на 1 % ниже нормы, уровень 7-глобулина (Р<0,01) ниже нормы на 3 %. Воздействие искусственного пота после первой половины эксперимента обусловливало достоверно более низкое по сравнению с контролем содержание р-глобулина (Р<0,01), и холестерина (Р<0,05) у морских свинок. У белых крыс 1-й группы после 40 аппликаций сравнительно с контролем достоверно снизилось количество альбуминов (Р<0,05) и липопротеидов (Р<0,001), но возросло содержание а-глобулинов. После 80 аппликаций у морских свинок 1-й группы отмечен более низкий, чем в контроле, уровень липопротеидов (на 81 мг%) и у-глобулина (на 8,2 %). Это свидетельствует о неблагоприятном влиянии комплекса химических веществ в указанных концентрациях на Селковый и ли-пидный обмен организма. При наблюдении за динамикой массы тела животных не выявлено достоверных различий между группами как у морских свинок, так и у белых крыс.
Результаты изучения состояния ЦНС при перкутан-ном комбинированном воздействии химических веществ в растворе искусственного пота показали, что двигательная реакция на безусловный раздражитель (электрический ток, звук, свет) не имеет особых отклонений от таковой у контрольных животных. Ответная реакция на электрический ток в начале эксперимента и после 40 аппликаций была в 100 % случаев у животных всех групп, после 80 дней у контрольных морских свинок она была слабее, чем у подопытных (в 33 % случаев) и у белых крыс (в 66 %). На свет и звук четкой закономерности в зависимости от времени воздействия химических веществ и вида животных установить не удалось. Следует отметить, что белые крысы реагировали на меньшую в 5 раз (20 мА), чем морские свинки (100 мА), силу тока.
Радиологические исследования позволили установить изменение активности йодфиксирующей функции щитовидной железы у животных опытных групп. Наибольшая интенсивность уизлУчения 8 области железы отмечена у животных 1-й группы. Через 24 ч с момента однократного введения индикатора — радиоактивного изотопа 1311 — она достоверно отличалась от контроля (для морских свинок Р<0,01, для белых крыс Р<0,05) и от показателей 2-й группы (для морских свинок Р<0,01, для
белых крыс Р<0,05), что свидетельствует об угнетении указанной функции. Воздействие искусственного пота способствовало достоверному усилению активности йодфиксирующей функции щитовидной железы по отношению к контролю (для морских свинок Р<0,01, для белых крыс Р=0,05).
При морфологических исследованиях обнаружены определенные измене) в 1 жизненно важных органов и Кожина участках аппликаций у подопытных животных. В печени отмечалось некоторое полнокровие центральных вен и прилегающих синусоидов, в почках — гиперплазия клеточных элементов соединительной ткани сморщивание отдельных клубочков, пикноз ядер эндотелия, капилляров клубочков и на этом фоне у морских свинок 1-й группы — неравномерное расширение капилярной сети клубочков. Гистеоструктура щитовидной железы свидетельствовала об отчетливом и выраженном снижении ее функциональной активности. Паренхима железы была представлена крупными растянутыми фолликулами с уплощенным эпителием. Коллоид уплотнен. Межфолликулярная ткань почти полностью исчезла. Активность окислительных ферментов печени СДГ, ЛДГ и НАД-диафоразы — оказалась повышенной. Эпидермис кожи на участках аппликаций был атрофирован. При этом обнаружено, что искусственный пот оказывал неблагоприятное влияние на кожу, снижая ее барьерную роль. На участках его аппликаций отмечались хроматолиз в клетках эпидермиса и активация клеточных элементов стромы. Обнаруженные гистологические и гистохимические изменения были наиболее характерны для животных 1-й группы (особенно морских свинок), подвергавшихся воздействию комплекса веществ.
Таким образом, результаты исследования позволяют считать допустимыми в гигиеническом отношении содержание во внутриобувном пространстве 3,5 мкг ДМФА и 0,5 мкг стирола при условии миграции только одного вещества. Миграция хлоропрена во внутриобувное пространство в количестве 5 мкг и более, а также комбинации 3 веществ (2 мкг ДМФА, 0,5 мкг стирола и 3 мкг хлоропрена и более) не может быть признана допустимой. Полученные данные позволяют оценить степень биологической опасности перкутанного воздействия ряда материалов, изготовленных на основе полиэфируретанов и синтетических каучуков, для которых характерно выделение в контактирующую с ними среду ДМФА, стирола и хлоропрена.
Литература. Еськова-Сосковец Л. Б. — Гиг. и
сан., 1973, № 12. с. 101 — 103. Еськова-Сосковец Л. Б., Саутин А. И., Казнина Н. И. и др. — В кн.: Гигиенические аспекты охраны окружающей среды. М., 1976, вып. 4, с. 124—127.
Поступила 13.02.81
УДК 614.72:546.781:613.155.3
Ф. К. Идиятуллина
МАТЕРИАЛЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ ВОЛЬФРАМА
В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ
Узбекский НИИ санитарии, гигиены и профзаболеваний, Ташкент
Вольфрам — типичный представитель класса тугоплавких металлов. Его уникальными свойствами являются высокая температура плавления (3410 °С), кипения (5930 °С) и большая упругость. Это один из наиболее кор-розиопностойких металлов, благодаря чему он служит эффективным защитным материалом. Вольфрам находит широкое применение в электронике, приборо- и ракетостроении, электро- и радиотехнической промышленности. Основные источники загрязнения атмосферного воздуха
вольфрамом — предприятия цветной металлургии. Отсутствие ПДК вольфрама в атмосферном воздухе затрудняет оценку фактической ситуации, в связи с чем нами проведена работа по установлению ПДК вольфрама в атмосферном воздухе населенных мест.
Для обоснования среднесуточной ПДК осуществлен токсикологический эксперимент с использованием методической схемы, предложенной М. А. Пинигиным (1972), с последующей проверкой пороговых и недействую-
Таблица I
Зависимость времени токсических эффектов от концентрации вольфрама
Таблица 2
Заданные и фактические концентрации вольфрама в камерах в условиях эксперимента
Время наступления статистически достоверного
Концентрация эффекта, ч
вольфрама.
мг/м' уменьшение снижение коли- угнетение актив-
СПП чества SH-rpynn ности холинэсте-
крови разы
600 10 8 18
100 63 34 85
20 290 125 455
10 690 310 720
¿00
600
Зависимость времени изменения СПП (1), количества БН-групп (2) и активности холинэстеразы (3) от концентрации вольфрама.
По оси абсцисс — концентрация вольфрама (в мг/ы*); по оси ординат — время (в ч).
Концентрация вольфрама, мг/м1 Уровень воздействия
заданная фактическая
1.0 0,5 0.1 1,05±0,02 0,504 ±0,05 0,195±0,005 В 6 раз ниже ПДК рабочей зоны В 12 раз ниже ПДК рабочей зоны На уровне предлагаемой ПДК в атмосферном воздухе
щнх концентраций при 4-месячной ингаляции веществ.
Мы применяли растворимую соль вольфрама — воль-фрамокислый натрий —в виде мелкодисперсного порошка.
Эксперименты выполняли на половозрелых крысах-самцах массой 140—170 г, которые были разделены на 5 групп по 15 особей в каждой.
Изучали концентрации вольфрама 600, 100, 20 и 10 мг/м3. В качестве показателей биологического действия вещества на организм использовали поведение животных массу тела, суммационно-пороговый показатель (СПП), содержание БН-группы в кропи, активность холинэстеразы цельной крови. Эксперимент проводили в камерах емкостью 100 л в динамике.
При воздействии высоких (600—100 мг/м3) концентраций вольфрама у животных наблюдалось беспокойство, которое выражалось в почесывании лапками мордочки и повышенной подвижности. Нарушений в приросте массы у подопытных животных не было.
С целью установления зависимости концентрация — время составлена таблица (табл. 1), в которой отражена зависимость времени проявления определенных токсических эффектов от концентраций вольфрама в воздухе. Видно, что по мере снижения концентраций возрастало время возникновения статистически достоверного эффекта.
На сетке с обычным масштабом зависимость концентрация — время по изученным показателям выражается в виде гипербол, которые на сетке с логарифмическим масштабом аппроксимируются прямыми с различными углами наклона (для СПП 132°, для БН-групп крови 136°, для холинэтеразы 125°), что видно на рисунке. Поскольку углы наклона кривых зависимости концентрация — время являются интегральным показателем, отражающим особенности характера взаимодействия токсичного агента и организма —динамику его поступления, распределения и метаболизма, этот показатель положен в основу
г /
классификации опасности химических веществ, предложенной М. А. Пинигиным (1975).
В соответствии с указанной классификацией вольфрам можно отнести к III классу опасности, т.е. к умеренно опасным веществам. Полученные прямые также дали возможность по результатам месячного эксперимента прогнозировать порог хронического действия и с учетом коэффициента запаса установить среднесуточную ПДК вольфрама на уровне 0,1 мг/м3.
Важной задачей гигиены является изучение реакций организма на отрицательно слабые, но постоянные вредные воздействия химических веществ, в том числе тяжелых металлов. С целью исследования резорбтивного действия малых концентраций вольфрама был проведен четырехмесячный эксперимент с применением концентраций, близких к встречающимся в атмосферном воздухе (табл. 2).
Эксперименты проведены на 60 белых крысах-самцах с исходной массой 150—200 г, которые были разделены на 4 группы по 15 особей в каждой.
Для суждения о действии малых концентраций вольфрама на брганизм подопытных животных использовали те же показатели, что и в месячном эксперименте. Кроме того, определяли обще« количество белка и белковых фракций в сыворотке крови, содержание мочевой кислоты в крови, а по окончании затравки функциональное состояние семенников и выполнили патоморфологические и гистохимические исследования внутренних органов животных (табл. 3).
Непрерывное длительное воздействие вольфрама вызвало к концу 4-го месяца достоверное уменьшение прироста массы тела животных 1-й группы по сравнению с контролем. Что касается массы тела животных ?-й и 3-й групп, то достоверных различий с контролем не выявлено.
На 75-й и 120-й дни эксперимента соответственно у крыс 1-й и 2-й групп наблюдались изменения СПП, к концу эксперимента — уменьшение соотношения количества SH-rpynn в крови, а также изменение соотношения белковых фракций со снижением процентного содержания альбуминов и у-глобулинов. Наряду с этим отмечены сдвиги уровня а- и ß-глобулинов, но в большинстве случаев они были недостоверны.
При определении содержания мочевой кислоты установлено, что у животных 1-й группы к концу эксперимента оно достоверно снизилось до 2,36 мг % (/><0.001), что, по-видимому, связано с тормозящим действием вольфрама на ксантиноксидазу. Аналогичные, но менее выраженные изменения наблюдались к концу эксперимента у крыс 2-й группы. У животных 3-й группы не обнаружено достоверных изменений изученных показателей.
По окончании эксперимента животных забивали путем декапитации. У 5 из них исследованы семенники на подвижность, кислотную и осмотическую резистентность сперматозоидов. При исследовании семенников у крыс 1-й и 2-й групп, вдыхавших вольфрам в дозе 1 и 0,5 мг/м3 соответственно, выявлена достоверная разница по времени движения сперматозоидов по сравнению с контролем (Р<0,001). Подвижность сперматозоидов крыс 3-й группы
Таблица 3
Сводные данные о резорбтивном действии вольфрама на организм белых крыс к концу эксперимента (М±т)
Показатель Контроль Группа животных
1-я 2-я 3-я
Масса тела 316,2±11,9 289,1 ±3,78 321,9±3,25 313,4±5,95
Р <0,05 >0,05 >0,05-
СПП 7.7±0,3 И ,3±0,32 5,9±0,32 8,0±0,21
р <0,001 <0,001 >0,05
Количество БН-групг* 74,2±6,18 87,3±1,48 54.4±2,32 61,2±4,69
Р <0,01 <0,001 >0.05
Активность холинэстеразы 205,5±9,39 154,5±1,87 159,8±3,02 211,9±10,68
Р <0,001 <0,001 >0.05
Альбумины 52,3±2,02 37,4±1,52 35.4±0,96 48,9±0,19
Р <0,001 <0,001 >0,05
Глобулины:
а 17,9±0,98 22,6±0,58 22,7±0.53 20,5±1,32
Я <0,001 <0,001 >0,05
Р 16,0±0,44 17,5±2,2 21,2±0,74 15,7±0,62
Р >0,05 <0,001 >0,05
V 13,9±0,94 22,4±! ,26 20,5±1,23 14,7±0,59
Р <0,001 <0,001 >0,05
Количество мочевой кислоты 3,81 ±0,27 2,13±0,007 2,15±0,05 3,81 ±0,35
Р <0,001 <0,001 >0,05
Подвижность сперматозоидов 324,6±7,51 284,4 ±3,43 291,4±3,86 331,6±7,93
Р <0,001 <0,001 >0,05
не отличалась от контроля. Кислотная н осмотическая резистентность сперматозоидов не имела достоверных отличий от контрольных показателей.
По окончании эксперимента по 2 крысы каждой группы были забиты для проведения патоморфологических и гистохимических исследований. При микроскопическом исследовании внутренних органов у крыс 1-й группы в головном мозге, сердце, легких обнаружены явления умеренного диффузного склероза; изменения со стороны желудка ограничивались утолщением слоев слизистой оболочки в виде гиперкератоза, в семенниках имелась слабо выраженная гиперемия сосудов. Изменения органов у животных 2-й группы оказались менее выраженными У крыс 3-й группы изменений не найдено.
Следовательно, вольфрам в концентрациях 1 и 0,5 мг/м3 вызвал изменения изученных показателей у животных. Концентрация же 0,1 мг/ма оказалась недействующей и может быть рекомендована а качестве среднесуточной ПДК вольфрама в атмосферном воздухе.
Таким образом, результаты изучения четырехмесяч-
ного действия вольфрама подтвердили возможность определения действия металлов на организм животных на основании зависимости концентрация — время.
ПДК, установленная при хроническом круглосуточном эксперименте, совпадает с полученной по зависимости концентрация — время. Рекомендованная ПДК 0,1 мг/м3 одобрена и утверждена секций гигиены атмосферного воздуха проблемной комиссии «Научные основы гигиены окружающей среды».
Литература. Пинигин М. А. — В кн.: Материалы научных исследований по гигиене атмосферного воздуха, гигиене воды и санитарной охране водоемов. М., 1972, ч. 1, с. 4—14.
Пинигин М. А. — В кн.: Предельно допустимые концентрации атмосферных загрязнений как критерий безопасности воздействия промышленных выбросов на здоровье населения. Пермь, 1975, с. 3—5.
Поступила 27.02.80
УДК 614.72:678.745.8421:613.155.3
П. А. Чеботарев
ОБОСНОВАНИЕ МАКСИМАЛЬНО РАЗОВОЙ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ БУТИЛАКРИЛATA В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ
Горьковский НИИ гигиены труда и профзаболеваний
В последни" годы в химической промышленности широко развивается производство различных смол и пластмасс. Большую группу среди них составляют акриловые мономеры, полимеры и сополимеры на их основе. Производства указанных мономеров и полимеров могут служить источниками загрязнения воздушного бассейна метил-метакрилатом, бутнлакрилатом (БА) и метилакрилатом. В литературе имеется небольшое число работ по гигиенической оценке загрязнения атмосферного воздуха выбросами производств акрнлатов (В. И. Филатова В.М. Бла-годатин; Ю. П. Тихомиров и соавт.).
Однако из-за отсутствия ПДК БА в атмосферном воздухе дать гигиеническую оценку загрязнения атмосферы в районе размещения указанных производств не представлялось возможным. По данным Е. Я. Арзяевой, БА оказывает раздражающее действие и имеет резкий неприятный запах. В связи с этим целью нашего исследования явилось обоснование максимально разовой ПДК данного вещества.
Вероятностный порог запаха и максимально разовую ПДК БА определяли по методике Н. Г. Андреещевой и М. Г. Пинигнна на установке, предложенной В. А. Рпза-