Научная статья на тему 'Обоснование способа обеспечения устойчивости в процессе эксплуатации подтопленных дорожных насыпей'

Обоснование способа обеспечения устойчивости в процессе эксплуатации подтопленных дорожных насыпей Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
156
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДТОПЛЕННАЯ ДОРОЖНАЯ НАСЫПЬ / ГЕОТЕХНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ПРОТИВОФИЛЬТРАЦИОННЫЙ ЭКРАН / УПРАВЛЯЕМОЕ ЗАЩЕЛАЧИВАНИЕ ГРУНТА / WATERLOGGING OF ROAD EMBANKMENT / GEOTECHNICAL MONITORING / IMPERVIOUS BLANKET / SOIL ALKALIZATION CONTROL

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Семашкин Константин Владимирович, Шестаков Владимир Николаевич

Изложены соображения по геотехническому мониторингу за накоплением повреждений эксплуатируемой подтопленной насыпью. Рассмотрены экспериментально-теоретические предпосылки к снижению фильтрации глинистых грунтов. Обсуждается численное моделирование фильтрации воды через дорожную насыпь с противофильтрационным экраном с переменной водопроницаемостью и конфигурацией. Обеспечение устойчивости насыпи достигается устройством противофильтрационного экрана способом управляемого защелачивания грунтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Семашкин Константин Владимирович, Шестаков Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STABILITY MAINTENANCE OF road embankment at Waterlogging

Considerations on geotechnical monitoring of damages accumulated during the road embankment service are presented in this paper. Experimental and theoretical prerequisites are shown in relation to reduction of clay soil filtration. Numerical modeling of water filtered through the road embankment equipped with an impervious blanket having variable permeability and configuration is discussed herein. The stability of embankment is achieved by an impervious blanket using soil alkalization control method.

Текст научной работы на тему «Обоснование способа обеспечения устойчивости в процессе эксплуатации подтопленных дорожных насыпей»

УДК 625.731

СЕМАШКИН КОНСТАНТИН ВЛАДИМИРОВИЧ, ст. преподаватель, skv2208@rambler. ru

ШЕСТАКОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ, докт. техн. наук, профессор, shestakovomsk@rambler. ru

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), 644080, г. Омск, пр. Мира, 5

ОБОСНОВАНИЕ СПОСОБА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДТОПЛЕННЫХ ДОРОЖНЫХ НАСЫПЕЙ

Изложены соображения по геотехническому мониторингу за накоплением повреждений эксплуатируемой подтопленной насыпью. Рассмотрены экспериментально-теоретические предпосылки к снижению фильтрации глинистых грунтов. Обсуждается численное моделирование фильтрации воды через дорожную насыпь с противофильтра-ционным экраном с переменной водопроницаемостью и конфигурацией. Обеспечение устойчивости насыпи достигается устройством противофильтрационного экрана способом управляемого защелачивания грунтов.

Ключевые слова: подтопленная дорожная насыпь; геотехнический мониторинг; противофильтрационный экран; управляемое защелачивание грунта.

KONSTANTIN V. SEMASHKIN, Assistant Professor, skv2208@rambler. ru

VLADIMIR N. SHESTAKOV, DSc, Professor, shestakovomsk@rambler. ru The Siberian Automobile and Highway Academy, 5, Mira Ave., 644080, Omsk, Russia

STABILITY MAINTENANCE

OF ROAD EMBANKMENT AT WATERLOGGING

Considerations on geotechnical monitoring of damages accumulated during the road embankment service are presented in this paper. Experimental and theoretical prerequisites are shown in relation to reduction of clay soil filtration. Numerical modeling of water filtered through the road embankment equipped with an impervious blanket having variable permeability and configuration is discussed herein. The stability of embankment is achieved by an impervious blanket using soil alkalization control method.

Keywords: waterlogging of road embankment; geotechnical monitoring; impervious blanket; soil alkalization control.

Введение

Дорожная насыпь является геотехнической системой, которая, находясь во взаимодействии с геологической средой, воспринимает природные воздействия и транспортные нагрузки.

© К.В. Семашкин, В.Н. Шестаков, 2013

В процессе эксплуатации дорожная насыпь может быть подвержена подтоплению. Причиной этому служат изменения гидрологических и гидрогеологических условий прилегающей территории (стока поверхностных вод в результате промышленной и хозяйственной деятельности человека; направления движения грунтовых вод в результате устройства подземных коммуникаций), а также возведение дорожной насыпи без надлежащих водоотводных сооружений в местах, потенциально подверженных подтоплению; воздействие природно-опасных явлений в результате усиленного таяния снега и обильных дождей. К подтопленным насыпям относятся дорожные насыпи, возведенные в условиях 3-го типа местности, когда грунтовые или поверхностные воды оказывают негативное влияние на грунты дорожной насыпи более 30 сут.

Дефектность строительства дорожных насыпей, природа которой может быть конструктивной, производственной, технологической и эксплуатационной, достигает 10 % [1].

Состояние вопроса

В результате подтопления дорожной насыпи, имеющей дефекты, в ее теле начинают с той или иной скоростью развиваться повреждения. При фильтрации воды через тело насыпи на низовом откосе появляется зона выса-чивания. Гидродинамическое давление создает условия для суффозии, и, как следствие, возникает риск потери устойчивости насыпи.

Принципиальным решением для обеспечения устойчивости насыпи является устройство противофильтрационного (ПФ) экрана в ее теле.

Современные способы снижения фильтрации в теле дорожной насыпи предполагают устройство ПФ: из полимерных материалов; инъекционных (цементация, глинизация, битумизация, силикатизация, смолизация) с применением электрокаротажа и клинкеризации. Все эти способы либо не применимы для насыпей из глинистых грунтов, либо технически невыполнимы без закрытия движения автотранспорта.

ПФ-экран из полимерных рулонных материалов требует устройства вертикальной прорези в теле дорожной насыпи с заглублением в основание с последующей укладкой в нее полимерной пленки и тампонированием прорези грунтом. Устройство вертикальной прорези в теле насыпи в условиях ее обводнения в процессе эксплуатации технически проблематично.

Струйный способ устройства ПФ-экрана предполагает нагнетание в насыпь твердеющих растворов глиноцементных и глинистых заполнителей. Способ включает в себя бурение скважин на глубину, превышающую глубину заложения экрана; спуск в скважину до забоя струйного монитора; размыв в грунте полости и заполнение ее рабочим раствором по мере подъема монитора; повторение операции в следующей скважине. Толщина экрана назначается исходя из наибольшего гидродинамического давления, что приводит к повышенному расходу материала. Технология работ «Струя» реализуется с применением громоздкой буровой техники, что определяет невозможность устройства экрана без закрытия движения автотранспорта [2].

Таким образом, необходимо обосновать способ обеспечения устойчивости эксплуатируемых подтопленных насыпей, который будет соответствовать следующим требованиям:

- снижение расхода воды, фильтрующейся через тело эксплуатируемой дорожной насыпи, должно обеспечивать ее устойчивость;

- эффективность способа на этапе эксплуатации насыпи;

- выполнение работ по устройству ПФ-экрана без закрытия движения автотранспорта.

О геотехническом мониторинге за накоплением повреждений насыпи

От момента подтопления дорожной насыпи до ее повреждения проходит некоторое время. Перед появлением видимых повреждений насыпи в ней протекают скрытые процессы, связанные с переувлажнением грунта насыпи, фильтрацией грунтовых вод. Своевременное выявление таких проблем позволит принимать соответствующие превентивные меры. В соответствии с СП 11-105-97, ОДН 218.0.006-2002 и ОДН 218.1.052-2002 состояние насыпи определяется по результатам инженерно-геологических изысканий, путем бурения скважин по поперечным профилям с шагом от 50 до 500 м, а также по результатам полевых исследований грунтов. Такой шаг расположения выработок не всегда дает полную картину состояния дорожной насыпи. В настоящее время для планирования ремонта и реконструкции дорог особую актуальность приобретает георадиолокация [3].

Для объективной оценки технического состояния насыпи необходимо выполнять геотехнический мониторинг в комплексе с инженерно-геологическими и экологическими исследованиями.

При плановом визуальном обследовании дорожной насыпи в осенний и весенний периоды следует отмечать:

- изменение сплошности элементов насыпи, появление признаков развития повреждения насыпи;

- изменение в гидрогеологическом отношении прилежащих территорий.

При обнаружении одного из перечисленных выше изменений необходимо перейти к геотехническому мониторингу насыпи с применением георадиолокации, позволяющей неразрушающим методом определить ее фактическое состояние. Для выявления зон переувлажнения и разуплотнения насыпи участок обследования разбивают на поперечные профили и выполняют георадиолокационную съемку в поперечном направлении. При локализации развития трещины отрыва откоса и изменения влажности по длине насыпи выполняют обследование обочин насыпи продольными проходками, начиная с не-подтопленного участка насыпи.

Введение георадиолокационного обследования в комплексе с инженерно-геологическими изысканиями позволит выявлять скрытые негативные процессы насыпей. По результатам обследования назначается категория технического состояния насыпи. В случае если отсутствует угроза разрушения элементов насыпи, то для ее восстановления назначают работы по приведению насыпи в работоспособное состояние. Если же по результатам обследо-

вания выявлено, что насыпь находится в состоянии, при котором существует угроза перехода ее в аварийное состояние, необходимо незамедлительно назначить упреждающее мероприятие, направленное на восстановление эксплуатационной надежности сооружения.

Таким образом, георадиолокационный мониторинг в весенний и осенний периоды позволит своевременно назначить упреждающие мероприятия, снижающие риск последующего развития повреждений при минимальной стоимости ремонтных работ.

Предпосылки к снижению коэффициента фильтрации глинистых грунтов способом управляемого защелачивания

Известен химический способ снижения водопроницаемости грунта, слагающего ложе оросительных каналов, предложенный академиком А.Н. Соколовским [4]. Сущность способа состоит в осолонцевании грунта ложа оросительных каналов, которое вызывает обесструктурирование. Учитывая, что содержание в грунте кальция содействует сохранению структуры грунта, а потому способствует его водонепроницаемости, способ предусматривает вытеснение из грунта поглощенного кальция промыванием раствором поваренной соли или хлористого аммония.

А.Н. Соколовский в своих трудах писал: если вытеснить из почвы поглощенный натрий и пропускать сквозь нее воду, то через непродолжительное время начнется все возрастающее падение фильтрации и наконец почва вовсе перестанет пропускать воду. Способ осолонцевания, по его мнению, «состоит в превращении грунта в солонец, не содержащий уже растворимых солей, но с насыщенным натрием коллоидным комплексом. Противофиль-трационные свойства принадлежат не засоленной почве (солончак), а рассо-ленной (солонец)» [5].

Б.В. Андреев полагал, что возникновение солонцов связано не с поступлением натрия извне, а его появлением в грунте в результате разрушения натрийсодержащих алюмосиликатов и других минералов солевыми растворами. Солонцы могут возникать минуя солончаковую стадию под влиянием слабоминерализованных растворов, содержащих соду, например под воздействием слабощелочных грунтовых вод [5]:

Na2COз+2H2O ^ 2NaOH+H2COз. (1)

В сухой период глинистая масса солонцов сжимается, подвергается консолидации. В период обводнения в анаэробных условиях происходит интенсивная гидратация коллоидов, их набухание. Во влажный период иллювиальные горизонты солонцов часто становятся водоупорными, абсолютно водонепроницаемыми [5].

В настоящее время для улучшения механических свойств глинистых грунтов, определяющих их несущую способность и деформативность, применяется способ управляемого защелачивания грунта. На основании исследований МГУ [6] и БашНИИстроя [7], обработка глинистых грунтов щелочными растворами высоких концентраций (>2,5 н.), в отличие от низких, связана с возникновением новообразований на контактах частиц грунта, образован-

ных из продуктов разрушения алюмосиликатного ядра глинистых, некоторых первичных и типоморфных минералов [6, 7].

На основании лабораторных исследований нами установлено, что при обработке легкого суглинка раствором №ОН концентрацией 2,5 н. его коэффициент фильтрации понижается в 50 раз, при 5,0 н. - 110 раз, при 7,5 н. -200 раз соответственно [8]. Для оценки эффекта снижения коэффициента фильтрации грунта, обработанного раствором №ОН, использовано отношение коэффициента фильтрации грунта в естественном состоянии КФ к коэффициенту фильтрации грунта, обработанного раствором №ОН определенной концентрации Кф (рис. 1).

п = 20 + 6н + 2,4н2 (2,5 < н < 7,5). (2)

п

150

100

50 0

2 3 4 5 6 №ОН, н

Рис. 1. Зависимость снижения коэффициента фильтрации п легкого суглинка от концентрации раствора №ОН

Устройство ПФ-экрана в подтопляемой дорожной насыпи способом управляемого защелачивания глинистого грунта не представляет опасности для загрязнения окружающей среды, поскольку такие грунты являются естественным геохимическим барьером.

Численное моделирование фильтрации воды через дорожную насыпь с ПФ-экраном

Оценка параметров фильтрации воды через подтопленную дорожную насыпь требует решения пространственной задачи. Основное уравнение установившейся фильтрации (уравнение Пуассона) в пространственной постановке имеет вид

-1К ёх

dH Л ё + -

(

ёх ) ёу ^ ёу

К

ёН

+± (К/Н ]_р Н=0,

dz I dz ) dt

(3)

где H = fx, y, z, t) - напорная функция в расчетной области, изменяющаяся во времени t; Ki - коэффициенты фильтрации среды по направлению координат i = x, y, z; в - коэффициент водоотдачи среды.

Моделирование фильтрации через тело насыпи с ПФ-экраном рационально выполнять методом конечных разностей (МКР).

Обеспечение устойчивости эксплуатируемой подтопленной насыпи путем устройства в ее теле ПФ-экрана способом управляемого защелачивания грунта рассмотрим на примере 39-километровой автомобильной дороги Омск - Кормиловка [9]. Дорожная насыпь длиной около 100 м, в логе подтопленная искусственным озером глубиной 10 м. Дорожная насыпь имеет в разрезе форму трапеции высотой 12 м, шириной поверху 15 м, понизу 54 м. Насыпь отсыпана суглинком с коэффициентов фильтрации 0,001 м/сут. Откос со стороны озера обводнен и подвержен оползанию; на низовом откосе образовался участок высачивания воды высотой около 1,6 м, что привело также к оползанию откосной части насыпи.

Рассматривая пространственную фильтрацию через дорожную насыпь, подтопленную водоемом, будем учитывать, что только в пределах лога линии тока ортогональны оси дорожной насыпи, а со стороны берегов они представляют собой кривые линии. Для того чтобы решение отдельных плоских задач наиболее полно отражало действительную картину пространственной фильтрации, их следует совместить с линиями тока плановой фильтрационной задачи. После решения плановой задачи строятся линии тока, по которым выполняются необходимые разрезы дорожной насыпи и решаются отдельные плоские задачи фильтрации [9].

При решении совокупности плоских задач фильтрации нами использовано компьютерное моделирование, в основе которого лежит разработка В.И. Сологаева [10]. Основой модели МКР-Excel являются формулы моделирования (сборочные формулы), которые нужно ввести в ячейки электронной таблицы Microsoft Excel, имитирующие узлы конечно-разностной сетки.

Формулы стационарного двухмерного моделирования были получены с использованием балансового принципа А.А. Самарского. Физика процесса рассмотрена в виде жесткой напорной фильтрации в недеформируемом проницаемом грунте.

Рассмотрим этапы моделирования:

- разбиение области фильтрации на блоки и узлы МКР (шаг разбиения 250 мм принимаем постоянным по осям координат) (рис. 2); связывание узлов сетки с соседним узлом по закону фильтрации Дарси; назначение граничных условий I, II и IV родов;

- нанесение предполагаемого уровня расположения кривой депрессии; сборка модели области фильтрации в Excel с помощью формул моделирования фильтрации в соответствии с граничными условиями (рис. 3);

- назначение количества итераций и точности расчета через меню (Сервис / Параметры / Вычисления / Итерации); запуск расчета модели в Excel функциональной клавишей F9; анализ результатов расчета: численные значения напоров в ячейках сетки, в которых напор совпадает с отметкой пьезометрической высоты (рис. 3).

z 6

n/f i / h /'/ n // // // // 7

Рис. 2. Схема к численному моделированию двухмерной профильной модели фильтрации через тело насыпи с ПФ-экраном:

1 - тело насыпи с коэффициентом фильтрации КФ; 2 - основание (водоупор); 3 -ПФ-экран с коэффициентом фильтрации К*Ф; 4 - МКР-узел откоса насыпи; 5 -МКР то же границы основания и насыпи; 6 - МКР то же границы экрана и тела насыпи; 7 - МКР то же внутреннего элемента насыпи; 8 - МКР то же границы насыпи, основания и ПФ-экрана

На рис. 3 серым цветом отмечена ячейка Excel G24, указывающая на искомую точку выхода кривой депрессии на поверхность откоса.

D

н

I

м

N

О

R

Модель стационарной двухмерной фильтрации воды через дорожную насыпь с противофильтраиионныч экраном

2 Исходные данные (с именами)

3

4

5

5 Шаблоны формул моделирования:

Расходы на модели

К„ К, Н, Н2 Н, н4 Ь L,

[1,009 Mi'lO1 10 9.25 4.90 [1 20 0,8 332

бобш бз.ес ^выкач(З)

0,008 0,003 1,55 0:60

9

10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11

12

13 Модель:

Внутренний узел насыпи 1

1

14 3;00

15

1ft 2.50

z

а 225

IE 2,00

19 1.75

20 1.50

21 1 25

22 1 00

23 [1."5

24 |[>:50

25 [1.25

26 [I

27

На границе насыпи и ПФ-экрана № 1 1

1

На границе насыпи и ПФ-экрана № 2 1

~ТЯ 1

1

На границе насыпи

и ПФ-экрана с водоупором 1

Свободная поверхность откоса

1

Ось x

Рис. 3. Фрагмент решения двухмерной плоской стационарной модели фильтрации в Excel

Обеспечение устойчивости насыпи путем снижения через нее фильтрационного расхода

Оценка устойчивости откоса сводится к проверке условия

Ку(тр) - Ку(ф) ,

(4)

в котором Ку(ф) - фактический коэффициент устойчивости, а Ку) - требуемый коэффициент запаса устойчивости откоса по 1-му предельному состоянию следует определять по формуле

Ктр = (КН • п • п0)и-1, (5)

где Кн - коэффициент надежности по назначению сооружения (СНиП 2.02.01-83); принимается равным 1,25 для дорог I категории, 1,15 для дорог II категории, 1,1 для дорог III категории; пс- коэффициент сочетания нагрузок, пс = 1,0 - 0,9; п0- коэффициент перегрузки, п0= 1,2 для насыпей; т0- коэффициент условий работы, при оценке устойчивости откосов насыпей принимаем т0 = 0,95.

При снижении фильтрационного расхода воды через насыпь дороги с ПФ-экраном уменьшится участок высачивания и повысится устойчивость подтопленного откоса (рис. 4).

Расчеты устойчивости подтопленной насыпи показали: устойчивость откосов дорожной насыпи в условиях подтопления без ПФ-экрана не обеспечена.

Стцпень экрана N1 СтцпЕНй экрана №2

Стцпет. экрана КЗ

Стипень зкоона 1П

.1. -! .1- ^

Рис. 4. Обобщенная расчетная конструкция ПФ-экрана:

а - конструкция экрана; б - эпюра распределения коэффициента фильтрации экрана по высоте; 1 - насыпь; 2 - водоупор; 3 - водоем; 4 - элемент экрана; 5 -шаг элементов экрана; 6 - кривая депрессии до устройства экрана; 7 - кривая депрессии после устройства экрана

2

После устройства экрана высота участка высачивания снизилась на 60 %, а коэффициент устойчивости низового и верхового откосов повысился на 15 %. Таким образом, устойчивость эксплуатируемой подтопленной дорожной насыпи обеспечена [11].

Общая стоимость ПФ-экрана включает в себя стоимость материалов и работ ^общ. Целевая функция стоимости устройства ПФ-экрана имеет вид

^бщ (а, П г min, ограничения нелинейные,

{

Ку(тр) < Ку(ф) - устойчивость откосов,

'у(ф)

(6)

1

¿емт < — ¿сгт - фильтрационная прочность,

Уп

где Jest т - средний градиент напора, действующий на противофильтрацион-

ный экран; Jcr т - критический средний градиент напора, принимаемый на

основании исследований грунтов в условиях, отвечающих реальным условиям эксплуатации сооружения; у п - коэффициент надежности по ответственности сооружения; а, п и г - конструктивно-технологические параметры ПФ-экрана.

Выводы

1. В целях предупреждения образования и развития повреждения с дальнейшим разрушением эксплуатируемой подтопленной насыпи, необходимо организовать ее георадиолокационный мониторинг с определением категории технического состояния [12]. На основании результатов мониторинга назначить упреждающие мероприятия, направленные на восстановление эксплуатационной надежности насыпи, исходя из их эффективности при соответствующей степени повреждения.

2. Влияние водного раствора №ОН с добавкой негашеной извести СаО на коэффициент фильтрации глинистых грунтов заключается в возникновении новообразований на контактах частиц грунта; обменный натрий увеличивает содержание связной воды, оказывая диспергирующее действие на глинистый грунт, тем самым уменьшая размеры пор. В результате обработки глинистого грунта растворами №ОН концентрациями от 2,5 н. до 7,5 н., с добавлением СаО 1-2 % установлено снижение коэффициента фильтрации от 50 до 200 раз.

3. Численное математическое моделирование МКР-Ехсе1 позволяет выполнять точный расчет фильтрации воды в теле дорожной насыпи с устройством ПФ-экрана, имеющего переменное фильтрационное сопротивление и конфигурацию.

4. Упреждающим мероприятием в случае подтопления эксплуатируемой дорожной насыпи, имеющей риск развития повреждения, может служить ПФ-экран, устроенный способом управляемого защелачивания грунта. На основании фильтрационных расчетов и расчетов по обеспечению устойчивости откосов конструкция насыпи с ПФ-экраном является эффективной в условиях

подтопления. ПФ-экран изменяет расположение кривой депрессии и снижает зону высачивания воды, повышая тем самым общую устойчивость насыпи.

Библиографический список

1. Ефименко, В.Н. Технология учета региональных природно-климатических условий при проектировании транспортных сооружений (на примере территорий Западной Сибири) / В.Н. Ефименко, С.В. Ефименко, М.В. Бадина, А.В. Григорьев // Вестник ТГАСУ. -

2011. - № 4. - С. 221-227.

2. Рекомендации по струйной технологии сооружения противофильтрационных завес, фундаментов, подготовки оснований и разработки мерзлых грунтов: разработаны институтами «Гидроспецпроект» и «ВНИИОСП» 1989 г.

3. Методические рекомендации по применению георадаров при обследовании дорожных конструкций. - М. : РОСАВТОДОР, 2003. - 37 с.

4. Соколовский, А.Н. Новый метод борьбы с фильтрацией почв при постройке водоемов и других сооружений / А.Н. Соколовский. - М. : «СЕЛЬХОЗГИЗ»-М., 1941. - 30 с.

5. Зайдельман, Ф.Р. Мелиорация почв / Ф.Р. Зайдельман. - 3-е изд. - М. : МГУ, 2003. - 448 с.

6. Грунтоведение / ред. В.Т. Трофимов. - М. : МГУ, 2005. - 1024 с.

7. Волков, Ф.Е. Новый химический способ закрепления водонасыщенных лессовых и глинистых пород - «защелачивание» / Ф.Е. Волков, Р.И. Злочевская // Инженерная геология. - 1988. - № 1. - С. 15-29.

8. Семашкин, К.В. Изменение коэффициента фильтрации глинистых грунтов после их обработки растворами NaOH / К.В. Семашкин, В.Н. Шестаков // Вестник СибАДИ. -

2012. - № 2 (24). - С. 73-78.

9. То Ван Тхань. Влияние водопроницаемости грунтов тела и основания плотины на параметры фильтрационного потока (плоская и пространственная задачи): дис... канд. техн. наук: 05.23.07 : МГСУ. - Москва, 2004. - 220 с.

10. Сологаев, В.И. Фильтрационные расчеты и моделирование защиты от подтопления в городском строительстве : монография / В.И. Сологаев. - Омск, 2002. - 416 с.

11. Семашкин, К.В. Устройство противофильтрационного экрана в эксплуатируемых подтопляемых земляных насыпях управляемым защелачиванием грунта / К.В. Семашкин // Вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Сер. Строительство и архитектура. - 2011. - № 4 (24) - С. 137-144.

12. СП 13-102-2004. Правила обследования несущих конструкций зданий и сооружений. -М. : ГОССТРОЙ, 2003. - 40 с.

References

1. Efimenko, V.N., Efimenko, S.V., Badina, M.V., Grigor'ev, L.V. Tehnologija uchjota regional'n-yh prirodno-klimaticheskih uslovij pri proektirovanii transportnyh so-oruzhenij (na primere territorii Zapadnoj Sibiri) [Construction of traffic facilities with regard for regional natural climatic conditions (in West Siberia)]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building, 2011. No. 4. Pp. 221-227. (rus)

2. Rekomendatsii po struinoi tekhnologii sooruzheniya protivofil'tratsionnykh zaves, funda-mentov, podgotovki osnovanii i razrabotki merzlykh gruntov: razrabotany institutami «Gidrospetsproekt» i «VNIIOSP» 1989 [Recommendations on jet grouting technology of impervious blankets, footings, bases and ice soil development]. (rus)

3. Metodicheskie rekomendatsii po primeneniyu georadarov pri obsledovanii dorozhnykh kon-struktsii [Methodological recommendations on using georadars in examining road structures]. Moscow : ROSAVTODOR, 2003. 37 p. (rus)

4. Sokolovskii, A.N. Novyi metod bor'by s fil'tratsiei pochv pri postroike vodoemov i drugikh sooruzhenii [New method of soil washing in constructing water bodies and other constructions]. Moscow : «SEL'XOZGIZ», 1941. 30 p. (rus)

5. Zaidel'man, F.R. Melioratsiya pochv [Soil improvement]. Moscow : Moscow State University, 2003. 448 p. (rus)

6. Gruntovedenie [Ground science]. Ed. V.T. Trofimov. Moscow : Moscow State University, 2005. 1024 p. (rus)

7. Volkov, F.E., Zlochevskaya, R.I. Novyi khimicheskii sposob zakrepleniya vodonasyshchen-nykh lessovykh i glinistykh porod - «zashchelachivanie» [New chemical method of water saturated loessal and clay soil stabilization]. Inzhenernaya geologiya, 1988, No. 1. Pp. 15-29. (rus)

8. Semashkin, K. V., Shestakov, V.N. Izmenenie koeffitsienta fil'tratsii glinistykh gruntov posle ikh obrabotki rastvorami NaOH [Change of filtration coefficient after treating clay soils with NaOH solutions]. SibADIJournal. 2012. No. 2 (24). Pp. 73-78. (rus)

9. SNiP 13-102-2004. 'Pravila obsledovaniya nesushhix konstrukcij zdanij i sooruzhenij' [Rules of examination of bearing structures]. Moscow : The Gosstroy, 2003. 40 p. (rus)

10. To Van Thanh. Vliyanie vodopronitsaemosti gruntov tela i osnovaniya plotiny na parametry fil'tratsionnogo potoka (ploskaya i prostranstvennaya zadachi) [Water permeability of dam body and base on filtering stream parameters]. Moscow State University of Civil Engineering. Moscow, 2004. 220 p. (rus)

11. Sologaev, V.I. Fil'tratsionnye raschety i modelirovanie zashchity ot podtopleniya v gorodskom stroitel'stve [Filtration design and modeling of waterlogging in civil construction]. SibADI Journal. 2012. No. 2 (24) Pp. 73-78. (rus)

12. Semashkin, K.V. Ustroistvo protivofil'tratsionnogo ekrana v ekspluatiruemykh podtoplyae-mykh zemlyanykh nasypyakh upravlyaemym zashchelachivaniem grunta [Impervious blanket design for waterlogged earthfills using soil alkalization control method]. Scientific Herald of the Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering. Construction and Architecture. 2011. No. 4 (24). Pp. 137-144. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.