Библиографический список
1. Кастельс, М. Информационное общество и государство благосостояния. Финская модель / М. Кастельс, П. Химанен; пер. с англ. А. Калинина, Ю. Подороги. - М., 2о02.
2. Поляков, А.Н. К проблеме общественных формаций // Вопросы философии. - 2003. - № 6.
3. Барг, М.А. Категория «цивилизация» как метод сравнительно-исторического анализа // История СССР - 1990. - № 5.
4. Кузьмин, М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека // Вопросы философии. - 1997. - № 2.
5. Ковалев, А. Еще раз о формационном и цивилизационном подходах // Общественные науки и современность. - 1996. - № 1.
6. Маклецов, А.Ю. Информационные процессы в современном российском обществе: проблемы становления и развития // Право и образование. - 2007. - № 1.
7. Маркарян, Э.С. Вопросы системного исследования общества. - М., 1972.
8. Шпенглер, О. Закат Европы / пер. с нем. Н. Ф. Гарелина. - М., - 1993. - Т. 1; Тойнби, А. Постижение истории. - М., 1991; Тойнби,
А. Цивилизация перед судом истории. - СПб., 1995; Вебер, М. Избранные произведения / пер. с нем. - М., 1990.
9. Злобин, Н.С. Культура и общественный прогресс. - М., 1980.
10. Бердяев, Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990.
Bibliography
1. Kasteljs, M. Informacionnoe obthestvo i gosudarstvo blagosostoyaniya. Finskaya modelj / M. Kasteljs, P. Khimanen; per. s angl. A. Kalinina, Yu. Podorogi. - M., 2002.
2. Polyakov, A.N. K probleme obthestvennihkh formaciyj // Voprosih filosofii. - 2003. - № 6.
3. Barg, M.A. Kategoriya «civilizaciya» kak metod sravniteljno-istoricheskogo analiza // Istoriya SSSR. - 1990. - № 5.
4. Kuzjmin, M.N. Perekhod ot tradicionnogo obthestva k grazhdanskomu: izmenenie cheloveka // Voprosih filosofii. - 1997. - № 2.
5. Kovalev, A. Ethe raz o formacionnom i civilizacionnom podkhodakh // Obthestvennihe nauki i sovremennostj. - 1996. - № 1.
6. Maklecov, A.Yu. Informacionnihe processih v sovremennom rossiyjskom obthestve: problemih stanovleniya i razvitiya // Pravo i obrazovanie.
- 2007. - № 1.
7. Markaryan, Eh.S. Voprosih sistemnogo issledovaniya obthestva. - M., 1972.
8. Shpengler, O. Zakat Evropih / per. s nem. N. F. Garelina. - M., - 1993. - T. 1; Toyjnbi, A. Postizhenie istorii. - M., 1991; Toyjnbi, A. Civilizaciya
pered sudom istorii. - SPb., 1995; Veber, M. Izbrannihe proizvedeniya / per. s nem. - M., 1990.
9. Zlobin, N.S. Kuljtura i obthestvennihyj progress. - M., 1980.
10. Berdyaev, N.A. Istoki i smihsl russkogo kommunizma. - M., 1990.
Статья поступила в редакцию 11.02.13
УДК 02. 41. 51
Voronina S., Voronin R. SUBSTANTIATION OF THE SOCIAL-PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE COMMUNICATIVE PROCESSES OF THE INFORMATION SOCIETY. In the article the trends of development of contemporary communicative space are analyzed, the basic directions of the study of communicative activity are revealed, social- philosophical bases for the case study of communicative activity are determined.
Key words: society, communication, culture, activity, information.
С.А. Воронина, канд. социол. наук, доц. АлтГУ, г. Барнаул, Е-mail: s516@mail.ru; Р.А. Воронин, зам. директора краевого бюджетного учреждения «Издательский дом “Регион”», главный редактор краевого информационного телеканала «Катунь 24»; Е-mail: RV516@mail.ru
ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
В статье проанализированы тенденции развития современного коммуникативного пространства, выявлены основные направления изучения коммуникативной деятельности, определены социально-философские основания для анализа проблем коммуникативной деятельности.
Ключевые слова: общество, коммуникация, культура, деятельность, информация.
Информационное мировое сообщество характеризуется повышением значимости и ценности информации, что, несомненно, актуализирует исследование коммуникативных процессов. В последние десятилетия в России, как и во всем мире, информационные потоки получили мощный импульс развития благодаря непрерывному совершенствованию коммуникативных технологий, увеличению баз данных, персональных компьютеров, человеческих ресурсов, привлеченных в сферу коммуникативной деятельности. Современные коммуникативные технологии качественно изменяют форму и функционирование общества, его структуру, систему управления, направление информационных потоков и способ передачи информации, создают новую социокультурную реальность.
Такое положение объективно стимулирует научный поиск новых направлений анализа информационного пространства и коммуникативных процессов. Решение задач интегрирования имеющихся теоретических положений и результатов эмпирических исследований для сохранения традиционных и развития новых социальных форм возможно только на основе единого подхода, в рамках которого получили бы своё обоснование все базовые составляющие современного общества: социальная структура, информационные системы и способы коммуникации.
Таким подходом может стать межцивилизационный подход, разрабатываемый в рамках социально-философского знания.
Объективной причиной обращения именно к социальнофилософскому анализу коммуникативных процессов являются такие факторы, как расширение и усложнение объема и содержания информации и коммуникативной деятельности субъектов в современном социуме. Прошло совсем немного времени с тех пор, как Н. Винер определил начало этого процесса: «Сообщество простирается лишь до того предела, до которого простирается действительная передача информации» [1, с. 239]. Сегодня стало реальностью утверждение Аристотеля о том, что естественные границы политической единицы должны совпадать с расстоянием, на котором можно расслышать человеческий голос так, чтобы граждане все как один смогли собраться в одном месте и лично принять участие в обсуждении государственных дел. Информационное общество - это общество, объединяющее в себе различные культуры, этносы, нации и государства. В связи с этим, на первый план выходят проблемы, связанные с установлением взаимопонимания между культурными, поколенческими группами, с преодолением конфликта культур.
Следует отметить, что возникшие, прежде всего, как средства передачи, коммуникативные каналы с течением времени превратились в систему собственного производства информа-
ции - в социальный и культурный институт, на равных участвующий в процессе продуцирования оперативной, фундаментальной и структурной информации для решения задач по обеспечению устойчивости социального организма и выработке целей его развития. В связи с этим, складывающиеся в данном коммуникативном пространстве отношения социальных субъектов и культурные процессы не всегда поддаются объяснению и прогнозированию средствами частных гуманитарных наук.
Результаты исследований этих наук, в силу предметной ограниченности, носят чаще локальный характер, оставляя не решенными и неохваченными новые социокультурные реалии, а это приводит к однозначным выводам, что чревато серьезными социальными, культурными, политическими и экономическими последствиями. Как следствие - сложившаяся к настоящему времени коммуникативная картина мира объективно нуждается в привлечении к исследованиям своей проблематики социально-философского инструментария.
Следующим фактором является изменение научной парадигмы в исследовании коммуникативного пространства, связанное с тем, что к началу XXI века в современном социуме сложилась принципиально новая социокоммуникативная картина мира, созданная исследователями на основе различных межцивили-зационных, межкультурных, межэтнических, межконфессиональ-ных, межорганизационных, межгрупповых и межличностных коммуникаций. Однако проникновение в тайны коммуникативного пространства осуществляется и в наши дни давно отработанными методами.
Продуктивную основу исследований коммуникации, оправдавшую себя в ХХ веке, составляла общенаучная методология системно-кибернетического подхода, широкого использования его моделей и технологий. В то же время за пределами данного подхода, а, следовательно, исследовательского интереса оставались новейшие коммуникативные методики, разработанные в рамках психологического, социологического, социально-психологического, лингвистического знания, ядром которого является личностно-деятельная составляющая. Социально-философский подход позволит объединить наработанное в единую системную теорию, учитывающую не только коммуникативные методики, но и их влияние на личность и социум в целом.
Развитие в современном социуме новых коммуникативных феноменов, таких как информационные войны, паблик-рилей-шенз, скрытое социальное манипулирование, реклама, Иегпе^ коммуникации и др., приводит к тому, что человек становится не личностью, а объектом манипулирования и конструирования. Функционирование данных феноменов приводит и привело к определенным трансформациям в культурном процессе, к росту технизации, межгенерационного отчуждения, возникновению новых культурных форм, разобщенности культурных взаимосвязей.
Библиографический список
Неоднозначность этого процесса, его стремительный характер и мера воздействия на личность и общество настоятельно диктуют необходимость глубокого и всестороннего исследования феномена коммуникации на всех его уровнях, особенно уровня воздействия средств массовой коммуникации на культурные процессы и формирования массового и индивидуального сознания.
Как показывает анализ научных публикаций, сегодня можно с достаточной степенью достоверности констатировать, что коммуникативная проблематика стала составной частью фундаментальных общественных наук - социологии, психологии, социальной психологии, культурологии. Она также освоена различными прикладными учениями от документалистики и журналистики до теории рекламы и PR. Однако, на наш взгляд, целостная, в известном смысле обобщающая теория коммуникации еще не сформировалась. К настоящему времени в науке сложилась картина исследовательской мозаичности или полипара-дигмальности, когда каждый отдельный исследователь освещает тот или иной аспект коммуникативных процессов. В то же время общая структура коммуникативного процесса скрыта в гносеологической неопределенности. Мы согласны, что очаговое познание коммуникации вполне оправдано для начального периода этого феномена, но современные масштабы и объем деятельности и последствий коммуникативных процессов, на наш взгляд, требует продуцировать общую теорию коммуникации, ключевыми моментами которой должны стать следующие положения: коммуникативная деятельность - это изменяющийся в пространстве и времени системный инновационный процесс передачи информации от одного человека к другому, или между группами людей в различных коммуникативных средах. Она формируется и развивается на основе существующих в социуме коммуникативных потребностей и мотивов. Структурно коммуникативная деятельность включает в единую концептуальную модель следующие компоненты: личность - коммуникация -общество - культура, так как именно культурное бытие человека, понимаемое нами как его совместное бытие с другими, предполагает в качестве своего атрибута способность и потребность к коммуникации и выстраиванию на её основе культурного социального бытия. Одной из наиболее главных черт современной эпохи является нарастание осознанного стремления глобального сообщества к построению мира, основанного на принятии практически всех культурных форм, развивающихся в нем. Это стремление ориентирует на формирование новых культурных и социальных навыков реального взаимопонимания и взаимоуважения между культурами, уровнями культуры. Актуализация коммуникативной деятельности в современном мире в единстве с глобальными культурными процессами способствует созданию предпосылок для реального формирования такого социокультурного пространства, которое позволило бы связать воедино исторически чуждые друг для друга культуры.
1. Винер, Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. - М., 1983.
Bibliography
1. Viner, N. Kibernetika ili upravlenie i svyazj v zhivotnom i mashine. - M., 1983.
Статья поступила в редакцию 11.02.13
УДК 304.4
Klubkov A.A. EURASIAN CIVILIZATIONAL IDENTITY RUSSIA: THE PHILOSOPHICAL-CULTURAL AND GEOPOLITICAL ASPECTS. This paper describes the formation of religious and ethnic identity in Eurasia, and the main trends of the cultural disintegration of the Eurasian space, the necessity of the formation of the Eurasian civilization in Russia.
Key words: Eurasian identity, Russian civilization, eurasianism.
А.А. Клубков, аспирант ЛГУ, г. Барнаул, E-mail: antklub@mail.ru
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ РОССИИ: ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
В работе описан процесс формирования конфессиональной и этнической идентичности в Евразии, выделены основные тенденции культурной дезинтеграции евразийского пространства, обоснована необходимость формирования евразийской цивилизационной России.
Ключевые слова: евразийская идентичность, российская цивилизация, евразийство.