Научная статья на тему 'Обоснование синергетических эффектов инновационного процесса в условиях динамических изменений цифровой экономики'

Обоснование синергетических эффектов инновационного процесса в условиях динамических изменений цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / СИНЕРГИЯ / ДРАЙВЕР / КРЕАТИВНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ДИНАМИКА / НЕСТАЦИОНАРНЫЕ СОСТОЯНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титова М. Н.

Настоящее исследование направлено разработку алгоритмов активизации драйверов инновационного процесса в организациях легкой и текстильной промышленности. Цель. Обоснование алгоритмов моделирования синергетических эффектов инновационного процесса и условий масштабирования для предприятий текстильной и легкой промышленности в целях реализации национальной технологической инициативы. Задачи. обобщение теоретических методологий и концепций применения законов синергии в управлении нестационарными системами; обобщение методологических подходов к оценке бизнес-изменений в стратегическом управлении технологиями цифровой экономики; адаптация методологий конфигурационного управления к специфике текстильной и легкой промышленности, масштабу изменений и формирование конфигураций драйвера, ценности и кастомизации, технологичности и гибкости. Методология. В настоящей работе в качестве методологии применены положения диалектического метода, системного и синергетического подходов, методов логического и сравнительного анализов, синтеза, декомпозиции, группировки и обобщения, методов наблюдения, аналогии и количественного анализа, аналитических и прогностических методов.. Результаты. обоснована необходимость применения системно синергетического подхода к моделированию стратегических характеристик инновационного процесса в условиях динамических изменений; уточнены технологических платформ и интегрированные стратегии инновационного процесса.. Выводы. Предложенные методологии сетевого взаимодействия и активизации инновационных процессов с учетом особенности спроса могут быть внедрены на малых и средних предприятиях легкой промышленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование синергетических эффектов инновационного процесса в условиях динамических изменений цифровой экономики»

Обоснование синергетических эффектов инновационного процесса в условиях динамических изменений цифровой экономики

Титова Марина Николаевна

доктор экономических наук, профессор заведующий кафедрой менеджмента института бизнес-коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, [email protected]

Настоящее исследование направлено разработку алгоритмов активизации драйверов инновационного процесса в организациях легкой и текстильной промышленности. Цель. Обоснование алгоритмов моделирования синергетиче-ских эффектов инновационного процесса и условий масштабирования для предприятий текстильной и легкой промышленности в целях реализации национальной технологической инициативы.

Задачи. обобщение теоретических методологий и концепций применения законов синергии в управлении нестационарными системами; обобщение методологических подходов к оценке бизнес-изменений в стратегическом управлении технологиями цифровой экономики; адаптация методологий конфигурационного управления к специфике текстильной и легкой промышленности, масштабу изменений и формирование конфигураций драйвера, ценности и кастомизации, технологичности и гибкости.

Методология. В настоящей работе в качестве методологии применены положения диалектического метода, системного и синергетического подходов, методов логического и сравнительного анализов, синтеза, декомпозиции, группировки и обобщения, методов наблюдения, аналогии и количественного анализа, аналитических и прогностических методов.. Результаты. обоснована необходимость применения системно - синергетического подхода к моделированию стратегических характеристик инновационного процесса в условиях динамических изменений; уточнены технологических платформ и интегрированные стратегии инновационного процесса.. Выводы. Предложенные методологии сетевого взаимодействия и активизации инновационных процессов с учетом особенности спроса могут быть внедрены на малых и средних предприятиях легкой промышленности

Ключевые слова: инновационный процесс, синергия, драйвер, креативность, драйвер, цифровизация экономики, динамика, нестационарные состояния, технология, промышленность .

Особенности современного этапа развития общества и экономики, переход к цифровой экономике требуют актуализации и уточнения системных принципов инновационного процесса, проблем применения синергетики в управлении и особенностей динамических сдвигов в экономике.

Роль инноваций и инновационных динамических процессов в экономике рассмотрена в классических работах Й. Шумпетера, Б. Твисса, Ф. Никсона, Б. Санто, В.М. Полтеровича, Н.Д. Кондратьева, И. Ансоффа. Значительный вклад в разработку этих вопросов внесли такие российские и зарубежные ученые, как А.П. Агарков, В.Г., А.В. Бабкин, М.И. Бу-халков, Д.П., В.Я. Горфинкель, И.В. Ильин, Е.М. Ильинская, А.К. Казанцев, Б.З. Мильнер, Е.С. Озеров, К.К. Прахалад, В.В. Репин, Г. Ю. Силкина, В.В. Титов, Т.О. Толстых, И. Л. Туккель, Э.А. Уткин, Х.А. Фасхиев, М. Хаммер, Дж. Чампи, Ю.Г. Шатраков, А-В Шеер и другие.

Основы синергетики заложены в трудах Г. Ха-кена, И. Пригожина, Б. Мисры, Г. Николиса , П.Плата, И. Стенгерса, Р. Б. Фуллера, В.Эбелинга, Дж. Г. Беннетта, Ван де Вена и развиты М.А. Басиным, А.А. Колесниковым, Ю.А. Ур-манцевым, Д.С. Чернавским и другими авторами.

Несмотря на всесторонний анализ проблем, принципов, методов организации и моделирования инновационных процессов с целью повышения их эффективности существует недостаточная проработанность системообразующих методологий и алгоритмов масштабирования полученных эффектов ,что проявляется в воспроизводимом реакционном менеджменте и необходимости постоянной активизации инновационного процесса. В условиях цифровой экономики требуется иной механизм управления на основе драйверов и си-нергетических эффектов.

Кроме того, задачи развития инновационной сферы требуют решения вопросов диагностики и мониторинга инновационных систем, снижения уровня неопределенности в них, повышение эффективности на основе гибкости и создания новой стоимости на основе кастомизации.

Цифровая экономика опирается на принципиально новый тип динамического равновесия и

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю О

м о

а>

о

es

0

01

О Ш

m

X

3

<

m о х

X

предшествующих ему динамических изменении, которые, в свою очередь, достигаются посредством активизации ряда синергетических эффектов, запускающих механизм ускоренного внедрения прогрессивных технологий, адекватных им организационных культур и компетенций. Решение задач управления, совершенствования, оптимизации процессов цифровизации экономики происходит во взаимосвязи множества стоха-стично взаимосвязанных между собой внутренних и внешних параметров микро - и макро среды, что обуславливает актуальность теоретической проработки вопроса о сущности и признаках производственных систем нового типа, закономерностях их функционирования, а также практической разработки алгоритмов диагностики и управления параметрами их развития и совершенствования.

В 1995 году Николас Негропонте вводит в употребление термин «цифровая экономика», тем самым указывая на изменения в обществе и экономике в связи с преобразованием информации с материальных носителей в цифровую форму: происходит замена атомов битами [1]. Свою трактовку предложили British Computer Society (2013), European Commission (2014), European Parliament (2015), Всемирный банк (2016).

На правительственное определение цифровой экономики ссылается [2]. Генезис понятия «Цифровая экономика» раскрывает [3]. Заслуживает внимания подход, устанавливающий взаимосвязь системной и цифровой экономики как частей единого целого[4]. Характеристики постиндустриальной, сервисной, информационной экономики, экономики знаний и цифровой экономики отражает [5]. На то ,что существующая методология идентификации и оценки высокотехнологичных организаций преимущественно статична и практически не учитывает характер и роль динамических изменений в бизнес-деятельности указывает [6]. Незавершенность исследований цифровой экономики по системно-сетевому признаку предполагает создание системы воздействующих и противодействующих эффектов, которая обеспечит ускоренные динамические изменения траекторий экономического развития, необходимые и достаточные изменения на микроэкономическом уровне, минимизирует барьеры роста инновационной активности производственной и инфраструктурной составляющих современных бизнес-процессов.

Целью исследования явилось обоснование синергетических эффектов инновационного процесса и фрактального принципа наращивания нововведений в условиях цифровой экономики.

Значительной экономической проблемой является выбор направлений Agile-трансформации и адаптации технологических платформ по отношению к барьерам инновационной активности предприятий текстильной промышленности, про-

гнозирование зон кастомизации и внедрения роботизированных технологий, обоснование принципов дизайна гибкого проектирования организаций, операционной модели сетевого взаимодействия в формате информационной инфраструктуры для создания условий международной конкурентоспособности и увеличения доли отечественных предприятий на глобальном рынке.

Существенные особенности предприятий текстильной и легкой промышленности состоят в консервативности и продлении жизненного цикла технологий, высокой трудоемкости операций ,что детерминирует существенный разрыв технологических характеристик действующих предприятий отрасли и задач инновационного процесса, обусловленных национальной технологической инициативой; влиянии нестационарных характеристик спроса и диджитал моделей на параметры инновационного процесса и формирование новых типов архитектуры организационного взаимодействия ,что предполагает стандартизацию дизайна как параметра экономии затрат, увеличения производительности труда и переходу к производственной системе массового производства с большей степенью робастности и одновременно дифференцируемости. Анализ статистических данных Федеральной службы государственной статистики, отражающих востребованность и структуру затрат на различные типы инноваций, а также уровень развития информационно-коммуникационных технологий и степень готовности предприятий легкой промышленности к цифровому развитию и сетевому взаимодействию, подтверждает необходимость обоснования новых бизнес-моделей, которые можно определить как дуальные по признакам клиентоориентированно-сти и цифровизации цепочки создания полезности. В это связи слабым звеном является малое предприятие с высокой долей ручного труда, работающее с минимальным запасом финансовой прочности, блокирующим инновационные инициативы. Тенденция поддерживается отсутствием сетевого взаимодействия малых предприятий и практики коллективного аутсорсинга исследований и разработок. Бизнес модель, позволяющая снизить риски сложившейся практики, по мнению автора, опирается на методологию минимальных технических решений (Minimal Technical Solution (MTS)). MTS служит предпосылкой для оптимизации дизайна, сокращения контента, не оказывающего положительного влияния на денежный поток . MTS это не система Кост-киллинг или LCC-анализ, а, скорее, мягкая методология, учитывающая возможности производственной системы до уровня единичного оборудования. В текстильной и легкой промышленности, где необходимо рассматривать цепочку потребительской стоимости, в том числе затрат, находящихся вне сферы пря-

мого воздействия предприятия, она дополняется моделью УОО.

Драйвером развития текстильной промышленности в цифровой экономике является креативность в операционной и стратегической деятельности. Уточним смысловую нагрузку определений в данной предметной области. Творческие индустрии - это «та деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая может создавать добавленную стоимость и рабочие места путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» [7]. Задача творческой индустрии -создать и реализовать «творческий продукт» (в расширительной трактовке таким продуктом может стать фильм, дизайн-проект и проч.). Понятием «креативные индустрии» как частью промышленных оперирует Р. Кейвс [8] в работе по базовому анализу микроэкономики творческих инду-стрий. Хотя его трактовку, основанную на индустриальной классификации, критикуют за некоторую нелогичность и непоследовательность, тем не менее, именно рассмотрение творческих отраслей по продукту и отрасли, является на данный момент самым распространенным. В широком смысле, креативные отрасли неявно определены и классифицированы согласно индустриальным секторам [9].

Креативные индустрии содержат потенциал преобразования технологий текстильной и легкой промышленности. Сам потенциал правомерно отнести к стратегическому, так как сейчас в процессе комплексной трансформации мирового рынка моды формируется глобальный сетевой рынок модной одежды, обуви и аксессуаров объемом $0,1 трлн. с положительной динамикой роста и потенциалом увеличения до $2,8 трлн. в 2035 году.

Индустрия представлена сотнями тысяч больших, малых и средних компаний во всем мире, реализующих вертикально-интегрированную бизнес-модель, основу успеха которой составляют следующие факторы: консолидация внутри компании нематериальных ресурсов и активов с наибольшей добавленной стоимостью: креатив, дизайн, бренд; минимизация числа и роли посредников за счет автоматизации процессов и внедрения новых технологий; аутсорсинг наиболее капиталоемких и наименее маржинальных функций, включая серийное производство.

Атлас новых профессий Сколково откликается на задачи повышения креативности через актуализацию видов деятельности и компетенций. Так, предусмотрены автоматизация стадии дизайна и проектирования, широкое внедрений в собственность 3й-принтеров и развитие аддитивных производств; создание сети удаленных производств, подключенных к единой системе заказа и логистики. Отмеченные факторы позволят создать

гибкое (быстро переналаживаемое) производство, учитывающее массовую кастомизацию, что позволит перейти от «ручного труда» и аналоговых фабрик - к полностью автоматизированным цифровым производствам, локализованным в местах потребления.

Существенно меняются задачи дизайнера [10]. Передовая промышленная технология SolidThinking Evolve предоставляет возможность быстро, эффективно и с наименьшими затратами усилий промышленного дизайнера разрабатывать и менять концептуальные формы моделей, объектов, конструкций и изделий для разных отраслей промышленности. Программный продукт сочетает в себе беспрецедентную свободу конечно-элементных расчетов и одновременно контроль параметров моделируемого изделия и предлагает варианты, которые могут быть развиты в готовый продукт и легко экспортированы в любую современную CAD-систему. Массовое производство тоже будет автоматизированным - уже сейчас дизайнеры моделируют одежду в графических редакторах (например, Virtual Fashion Professional), а раскройкой одежды занимаются специальные машины . Кроме того, производители одежды ищут решения, позволяющие уменьшать отходы при раскрое.

Характеристики спроса находятся под воздействием эффектов Харви Лейбенстайна (Harvey Leibenstein) и включают в себя эффект присоединения к большинству (bandwagon effect), эффект Веблена (Veblen effect), эффект сноба ( snob effect) ,что предполагает одномоментное существование на рынке товаров ,работ и услуг ,существенно различающихся по качеству, индивидуализации и цене (рис.1).

Рис. 1. Эффект масштаба и качество товаров, работ и услуг креативных индустрий

На производство влияет спрос изменившихся потребителей. Они стремятся к индивидуализации и отказу от массовости на данной территориальной локации. Фактор моды становится по-

х

X

о го А с.

X

го m

о

ю О

м о

а>

о

сч

0

01

О Ш

m

X

3

<

m о х

X

средником между рынком и искусством [11]. Тенденция подтверждается количеством фэшн-брендов на мировых рынках, которое резко выросло в последние пять лет. Только три платформы (стартапа), появившиеся с 2015 года на рынках Европы и США, вместе агрегируют почти 300.000 новых брендов одежды, обуви, homewear: ША1_ (23.000), Т^И (170.000), Makersrow (100.000).

В этих условиях задачи ближайшего будущего объединяют креативность и инновационность. Это технологический консалтинг производителей одежды, производство натуральных материалов с заданными свойствами, производственно-дизайнерских решений, переработка старой одежды (в том числе и напечатанной на 3й принтере), создание новых «умных» тканей и материалов, 3й-моделирование одежды и разработка электронных «рецептов» одежды по ее производству, разработка интерфейсов для виртуальных примерочных программирование роботов для пошива одежды.

Кроме того, молодые потребители серьезно обеспокоены экологическими характеристиками производства, которые считают определяющими проблемами нашего времени. Они все больше консолидируют убеждения и покупательские привычки, выбирая те бренды, которые соответствуют их ценностям. Итак, согласно нашим опросам, произошли изменение ценностей потребителей (индивидуализация, функциональность, эколо-гичность), географические изменения (старение населения ЗЕ и США приводит к тому, что культурную модель потребления будут определять люди, выросшие в другой среде), изменение технологий производства (автоматизация, робототехника, аддитивность, «умные» материалы, меняющие характеристики, интеграции в одежду, обувь и аксессуары различных гадже-тов).Одновременно на уровне технологических решений обеспечивается кастомизация — индивидуализация продукции под заказы конкретных потребителей путём внесения конструктивных или дизайнерских изменений.

В этих условиях приоритетом стала скорость выхода на рынок и учет фактора сезонности. Более половины опрошенных руководителей предприятий креативных индустрий Санкт-Петербурга считают указанные два факторами главными драйверами развития бизнеса.

Обновление бизнес-моделей становится неизбежным и не может исключить следующие группы факторов:

- консолидация внутри компании нематериальных ресурсов и активов с наибольшей добавленной стоимостью,

-минимизация числа и роли посредников за счет автоматизации процессов и внедрения новых технологий,

-аутсорсинг наиболее капиталоемких и наименее маржинальных функций, включая серийное производство,

-изменение организационных форм производства и внедрение сквозных цифровых технологий.

Производственная функция новой бизнес-модели, обеспечивающей эффективность функционирования, является неоднородной

С = 10/, + 0,6LШ + 2,1 ¿0'4 • С0'3 • М0'2 (1) Наличие драйверов и непропорциональное развитие факторов производства, отмеченное ранее, означает ,что эффективность будет зависеть от того, какой из имеющихся трех членов 10!, 0,6LШ , 2,1/,0'4 • С0'3 • М0'2 (2)

будет оказывать более сильное влияние при увеличении исходной производственной функции. Приняв каждый из переменных факторов производства равным единице и к = 2 получим (3), при удвоении факторов (4).

С = 10/, + 0,6ЪСМ + 2Д/,0'4 • С0'3 • М0'2 =

= 10-1 + 0.6-1-1-1 +

+2.1 • 10'4 •10'3 •10'2 = 12,7 (3)

11 0=10 • 2 + 0'6 -2-2-2 +

+2'1 •20'4 •20'3 •20'2 = 28,7 к = 2

к = нЛ = ^ 6 (4)

Q 12'7 4 '

Так как й> к , функция обладает свойством увеличения эффективности производства.

Для цифровой экономике характерна производственная функция с несколькими переменными вводимыми факторами.

Q = a X* (5)

где Q - коли-

чество выпускаемой продукции при количестве переменных вводимых ресурсов Xj. Коэффициент a и показатели степени являются постоянными величинами. Наиболее известный вид производственной функции (6), (7)

Р' = ЫкС1~к (6)

Где

Р'- индекс производства L- индекс занятости

С- индекс постоянного капитала в обрабатывающей промышленности

K - дробный показатель степени ,изменяющийся от 0 до 1.

Р' = 1,01 L°,75C0,25 (7)

R2 = 0,9409

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

R2 - множественный коэффициент детерминации

Уравнение (7)представляет собой степенную функцию, нелинейную в первоначальном виде, но линеечную в логарифмическом виде. Создадим эквивалентный логарифмический вид (8). logP' = log 1,01 + 0,75 log L + 0,25 С (8) Предельные нормы продукта труда и капитала составят (9), (10)

МРЬ = 0,75 • 1,01 ¿-О,25СО,25 = 0,7575 Ь~0'25 С0'25

(9)

МРС = 0,25 • 1,01 ¿°'75С-0'75 = 0,7 5 7 5 ¿0,75 £-0,75

(10)

Значения эластичности для отдельных вводимых факторов производства представлены аналитически (11), (12)

£рь =-=-—=0,75 (11)

АРЬ 1,01 ¿_0,25^0,25 V /

£рГ —

МРС

0,25-1,01-L'

0,7^-0,75

— 0,25

(12)

1,01 L0.75c-0.75

Выпуск продукции относительно неэластичен по отношению к любому одному фактору ,что подтверждает гипотезу о необходимости замены всех основных групп факторов.

Коррекция факторов на константу даст (13).

hP' — 1,01 ■ kL°'75kC0'25 —

1,01 fc0,75z0,75fc0,25C0,25 — £(1,01/0,^0,25) (13)

Следовательно,

hP' — кР' h — k,

что позволяет прогнозировать кратность увеличения масштаба производства.

Задачи развития любого вида деятельности в условиях цифровой экономики требуют коррекции систем управления с ориентацией их на принципы сетевого взаимодействия. Вариантом такого взаимодействия можно считать конфигурационное управление, обеспечивающее оперативность и максимальное задействование потенциала всех подразделений предприятий и организаций [12]. Предлагаемая система конфигураций соответствует задачам импортозамещения и создания современных рабочих мест на малых и средних предприятиях. Конфигурация драйвера разрабатывается по приоритетам инициации инновационного процесса. Большое значение имеет совмещенный цикл организационных и технологических инноваций на шкале длинных К-волн. В качестве входящей подсистемы рассматривается Shopping Ехрепепсе, изменение целевой и географической аудиторий. Конфигурация ценностей и кастомизации предполагает индивидуализацию ассортимента в соответствии с запросами конкретных потребителей путем внесения разномасштабных изменений и обеспечивает не только дифференциацию предложения, в том числе для узкой целевой аудитории, но и привлечение бенефициаров, способных оплатить НИОКР. Технологическая конфигурация выдвигает новые требования к процессу производства с переходом к робототехнике. Она характеризуется односторонней направленностью по отношению к научно-техническому прогрессу. В синтезе с конфигурацией второго типа можно проектировать своего рода сервисную фабрику, которая может быть результатом реформирования или реструктуризации действующих объектов реального сектора экономики. Этот вариант привлекателен по соответствию целям научно-технического прогресса в

стране и экономически выгоден, поскольку обеспечивает два типа конкурентных преимуществ-снижение затрат при быстром обновлении ассортимента и создание более высокой ценности для потребителя путем индивидуализации.

Усиление оперативности и улучшение управляемости имеют принципиальное значения для организаций, выпускающих продукты с коротким жизненным циклом. Организационные формы новых бизнес-процессов представлены на рис.2.

Рис.2 Организационные формы предприятий в цифровой экономике

Именно роботизированные виртуальные фабрики ,использующие современные виды сырья, правомерно рассматривать в качестве технологического радара, который ,в свою очередь ,предполагает быстрый поиск новых идей под конкретную задачу и реализацию системы мер аналитического и конструктивного характера, к которым относится катализатор развития технологий или ускоренная доработка внутренних идей и разработок до готовых проектов или продуктов и их коммерциализация.

Так как общей проблемой большинства организаций является ориентация исследований и разработок на краткосрочную перспективу и, как следствие, локальный диапазон инвестиций, в условиях глобализации рынков основным продолжающимся бизнес-изменением в стратегическом управлении является растущая зависимость от внешних технологий или ресурсов. Альтернативным вариантом является модифицированная R&D стратегия, ориентированная на процесс исследований в формате открытых инноваций, что соответствует задачам научного архетипа отраслей и видов деятельности.

Преобладание в легкой промышленности Санкт-Петербурга малых и средних предприятий затрудняет управление внедрением технологических инноваций. В этой связи автором определяются статусы предприятий отрасли как инициирующие инновационный процесс, воспринимающие, согласующие и индифферентные ,из которых последнее большинство нуждается во взаи-

х

X

о

го А с.

X

го m

о

ю О

м о

to

Oi

о

CS

0

01

о ш m

X

3

<

m О X X

мозависимых межорганизационных взаимодействиях, что отражает значимость взаимосвязи между продуктом поставщика и конечным товаром для обеспечения конкурентоспособности с учетом скорости доставки и соответствует задачам контроля жизненного цикла продукта с учетом локации конкретного участника бизнес-процесса. Очевидно, что чем выше уровень архитектурной взаимозависимости, тем больше синергия в стратегической перспективе [13]. Операционная синергия в производственной подсистеме зависит от вариантов использования производственных мощностей. Если производственные мощности используются на 85% и более, то требуется обновление технологии по производственному циклу, изменение последовательности выполнения работ, конструкторско-технологическая подготовка производства и совершенствование технологического процесса за счет его завершающих этапов (сборка, отделка, кастомизация, доставка), при ограничении о том ,что чем выше степень дифференциации продукта, тем значительнее отклонение используемых мощностей, объемов производства и цен от наиболее эффективных.

Литература

1. Негропонте Н. Понемногу на Уолл-стрит: снова удачливые удары // Wired [Электронный ресурс] 05.01.1994. URL: https://www.wired.eom/1994/05/negroponte-6/ (доступ: 28.10.2018). Негропонте Н. Быть цифровым. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, Ine

2. Якутин Ю.В. Российская экономика: стратегия цифровой трансформации (к конструктивной критике правительственной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2017. -№4. - С.27-52

3. Гретченко А.А. Сущность цифровой экономики, генезис понятия "цифровая экономика" и предпосылки ее формирования в России // Наука и практика российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.-2018.-№3.-С. 23-37

4. Косолапова М.В, Свободин В.А. Методологические вопросы системно-цифровой экономики - взаимосвязь системной и цифровой экономик //

Мягкие измерения и вычисления .-2019.-№6.-С. 13-16

5. Сухарева М.А. От концепции постиндустриального общества к концепции экономики знаний и цифровой экономики: критический анализ терминологического поля // Государственное управление. Электронный Вестник.-2018.-№68.-с. 445464

6. Жудро М.М. теория и инструментарий идентификации высокотехнологичных гибридных организаций в условиях цифровой экономики (экономики 4.0) // Вестник КОМИ республиканской академии государственной службы и управления.

серия: теория и практика управления.-2018-№20.-С. 66-70

7. Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России [Электронный ресурс] // Отечественные записки. - Режим доступа: www.strana-oz.ru.

8. Jason Potts, Stuart Cunningham, John Hartley, Paul Ormerod Social network markets: A new definition of the creative industries // Creative Destruction. - 2008. - Vol. 1, No. 1.

9. Гончарик А. Политика в области творческих индустрий: зарубежный опыт и российские реалии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.creativeindustries.ru.

10. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. - М.: «Классика-XXI», 2005

11. Richard Caves. Creative Industries: Contracts between art and commerce. - Harvard: Harvard University Press, 2000.

12. Титова М.Н. Менеджмент динамических конфигураций в индустрии моды// Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3: Экономические, гуманитарные и общественные науки. -2018.- № 4.- С. 18-21.

13. Титова М.Н., Ильинская Е.М. Инфраструктурные факторы развития кластеров в цифровой экономике В сборнике: Цифровая трансформация экономики и промышленности Сборник трудов научно-практической конференции с зарубежным участием / Под ред. А.В. Бабкина. 2019. С. 223-233

Substantiation of synergetic effects of innovation process in

the conditions of dynamic changes of digital economy Titova M.N.

St. Petersburg state University of industrial technologies and design

The present study is aimed at developing algorithms for activating the drivers of the innovation process in the organizations of light and textile industry. Goal. Substantiation of algorithms for modeling synergetic effects of innovation process and scaling conditions for enterprises of textile and light industry in order to implement the national technological initiative. Tasks. generalization of theoretical methodologies and concepts of application of synergy laws in the management of non-stationary systems; generalization of methodological approaches to the assessment of business changes in the strategic management of digital economy technologies; adaptation of configuration management methodologies to the specifics of the textile and light industry, the scale of changes and the formation of driver configurations, values and customization, manufacturability and flexibility. Methodology. In this work, the provisions of the dialectical method, system and synergetic approaches, methods of logical and comparative analysis, synthesis, decomposition, grouping and generalization, methods of observation, analogy and quantitative analysis, analytical and prognostic methods are applied as a methodology.. Results. the necessity of application of system - synergetic approach to modeling of strategic characteristics of innovative process in the conditions of dynamic changes is proved; technological platforms and integrated strategies of innovative process are specified.. Summary. The proposed methodologies of network interaction and activation of innovative processes taking into account the

peculiarities of demand can be implemented in small and medium enterprises of light industry

Keywords: innovation process, synergy, driver, creativity, driver, digitalization of economy, dynamics, non-stationary States, technology, industry.

References

1. Negroponte N. Little by little on Wall Street: lucky punches again

// Wired [Electronic resource] 05.01.1994. URL: https://www. wired.com/1994/05/negroponte-6/ (access:

10.28.2018). Negroponte N. To be digital. New York: Alfred A. Knopf, Inc.

2. Yakutin Yu.V. The Russian economy: a strategy of digital transformation (towards a constructive criticism of the government program "Digital Economy of the Russian Federation" // Management and Business Administration. -2017. - No. 4. - P.27-52

3. Gretchenko A.A. The essence of the digital economy, the genesis of the concept of "digital economy" and the prerequisites for its formation in Russia // Science and Practice of Russian Economic University G.V. Plekhanov. - 2018. -№3.-S. 23-37

4. Kosolapova M.V., Svobodin V.A. Methodological issues of the

system-digital economy - the relationship of systemic and digital economies // Soft measurements and calculations. -2019. - №6.-a 13-16

5. Sukhareva M.A. From the concept of a post-industrial society to

the concept of a knowledge economy and a digital economy: a critical analysis of the terminological field // Public Administration. Electronic Bulletin.-2018. - №68. - p. 445-464

6. Wisely M.M. theory and tools for identifying high-tech hybrid

organizations in the digital economy (economy 4.0) // Bulletin of the Komi Republican Academy of Public Administration and Management. series: theory and practice of management. -2018 - №20. - a 66-70

7. Gnedovsky M. Creative industries: a political challenge for Russia [Electronic resource] // Domestic notes. - Access mode: www.strana-oz.ru.

8. Jason Potts, Stuart Cunningham, John Hartley, Paul Ormerod

Social network markets: A new definition of the creative industries // Creative Destruction. - 2008. - Vol. 1, No. one.

9. Goncharik A. Politics in the field of creative industries: foreign

experience and Russian realities [Electronic resource]. -Access mode: www.creativeindustries.ru.

10. Florida R. Creative class: people who change the future. - M.: "Classic-XXI", 2005

11. Richard Caves. Creative Industries: Contracts between art and commerce. - Harvard: Harvard University Press, 2000.

12. Titova M.N. Management of dynamic configurations in the fashion industry // Bulletin of the St. Petersburg State University of Technology and Design. Series 3: Economic, humanities and social sciences. -2018.- No. 4.- P. 18-21.

13. Titova M.N., Ilyinskaya E.M. Infrastructure factors of cluster development in the digital economy In the collection: Digital Transformation of Economics and Industry Proceedings of the scientific-practical conference with foreign participation. Edited by A.V. Babkina. 2019.S. 223-233

X X

o 00 A c.

X

00 m

o

io O

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IO

o

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.