Корабейников И.Н.1, Спешилов С.М.2, Дмитренко О.В.3, Счастьева Л.М.3
ТУ Институт экономики УрО РАН,
2ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»,
3ГОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет»
ОБОСНОВАНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ РАЗЛИЧНОЙ ТИПОЛОГИИ
Статья посвящена обоснованию приоритетных направлений эффективного развития региональных производственных кластеров. На основе классификации различных трактовок понятия «кластер» и авторских разработок в статье предложена типология региональных производственных кластеров, а также описан методический подход для выявления приоритетов их эффективного развития. Представлены организационно-экономические модели эффективного развития кластеров различных типов.
Ключевые слова: региональные производственные кластеры, организационные экономические модели.
Территориальные кластеры являются региональной концентрацией ресурсов в достаточно ограниченной сфере посредством союза фирм (в основном малых и средних), которые производят товары и услуги, функционально связанные с основной производственной деятельностью, встроенной в социальную жизнь определенного региона. Расширение производственного пространства региона предполагает постоянное изменение функциональных отношений между различными отраслями промышленности, вызывая территориальное перемещение производственных единиц.
Возрастание степени конкурентоспособности кластерной группы в производственном комплексе возникает не только в результате концентрации ею ресурсов взаимосвязанных отраслей как поставщиков услуг в одном и том же регионе [5], но также и в результате доступа к узкоспециализированным экономическим «входам» на региональный рынок. Сотрудничество организаций, секторов и сообществ в получении доступа к этим ресурсам и стремлении к этому сотрудничеству групп предприятий способствует росту эффективности структурного строения кластера.
В современной экономической литературе проблемам кластеров уделяется значительное внимание. Рассматриваются самые различные аспекты их формирования, функционирования и развития. В частности, исследуется роль кластеров как важного фактора становления конкурентного преимущества региона, значимость кластеров как особого направления динамики региональной экономики, оценка кластеров как формы оптимального взаимодействия малых и
средних фирм (на примере японских промышленных кластеров), взаимосвязь между кластерами, инновационной активностью и качеством обучения в региональной системе образования, дифференциация стоимости рабочей силы по всем структурным звеньям промышленных кластеров, анализ позиций высокотехнологичных кластеров в региональных межфирменных сетях, роль кластеров в создании региональной инновационной системы [1, 2, 3, 4, 6]. Однако вопросы исследований развития кластеров с точки зрения комплексности и системности функционирования региональных производственных комплексов недостаточно изучены.
Повышение эффективности функционирования региональных производственных кластеров заключается в комплексном и сбалансированном развитии трех аспектов: территориального, видового, научно-инновационного. По приоритетным аспектам развития региональных производственных кластеров, по нашему мнению, можно сформировать типологию кластеров (см. табл. 1).
Кластерам первого типа присущ научный приоритетный аспект формирования. Научноисследовательские организации, вузы, коммерческие научные организации и творческие коллективы могут стать базисом образования новой продукции или нового типа производства. При наличии достаточной внедренческой инфраструктуры в регионе они должны развивать наукоемкую продукцию и реализовывать принцип приоритетности инновационного развития экономики и создания преимуществ в межрегиональной конкуренции в рамках РФ и на международной арене.
Таким образом, отличительной особенностью данных кластеров является:
- инновационность производственного развития (выпускаемой продукции);
- вовлеченность значительного количества научной общественности в региональный производственный процесс для целей создания инновационного продукта;
- наличие научно-внедренческой базы в регионе и ее результативность;
- результаты научных исследований являются основой формирования производства.
Кластеры второго типа предполагают наличие в территориально ограниченном экономическом пространстве законченной полноценной цепочки производственно-экономических, финансовых, транспортных и иных связей по созданию завершенного конечного продукта на принципах формирования конечной добавленной стоимости. Приоритетным аспектом данного типа кластера является территориальный, который обуславливает эффективное пространственное развитие разнообразных производств в рамках единого производственного процесса. Отличительной особенностью данных кластеров являются:
- наличие действующей или потенциальной производственно-экономической цепочки «поставщик - производитель - сбытовик - клиент» на ограниченной территории в рамках региональной экономики;
- наличие развивающейся или потенциальной ресурсной базы для формирования кластера;
- значительный социально-экономический эффект от создания кластера для развития территории;
- наиболее полное и эффективное использование ресурсной и инфраструктурной базы территории.
Кластеры третьего типа формируются вокруг социально или экономически значимых для региона предприятий или отраслей. Приоритетным аспектом становится отраслевой или видовой (по видам экономической деятельности), определяющий отраслевую специфику как кластерообразующего предприятия, так и самого кластера. По нашему мнению, отраслевой подход в данном случае предпочтителен перед видовым, так как отраслевое деление наиболее точно определяет целевую направленность деятельности предприятий. Отличительной особенностью данных кластеров являются:
- направленность всей кластерной структуры на эффективную деятельность кластерообразующего предприятия;
- зачастую выпускаемая продукция ориентирована на реализацию вне границ региона или даже страны, таким образом, данный тип кластера способствует притоку капитала в регион;
- значительная доля выпускаемой продукции кластером в валовом региональном продукте;
- высокая степень концентрации производства и ее относительная эффективность.
Типологическое разделение кластеров региона, цели и задачи создания кластеров, а также приоритетные направления формирования предполагают разработку методического подхода для обоснования кластеров как необходимых элементов эффективного функционирования регионального производственного комплекса. Нали-
Таблица 1. Типология кластеров регионального производственного комплекса
Номер типа кластера Расшифровка типа кластера Приоритетный аспект изучения
1 тип Это регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям (НИИ, университетам и т. д.) научный
2 тип Это вертикальные производственные цепочки; довольно узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (например, цепочка «поставщик - производитель - сбытовик -клиент») территориальный
3 тип Это отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации (например, «химический кластер») или совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации (например, «агропромышленный кластер») отраслевой
чие приоритетного аспекта формирования не исключает присутствия других аспектов эффективного развития кластера, поэтому можно предположить возможность разработки концептуально единого методического подхода.
Предложенный методический подход состоит из перечня шагов (или плана) изучения и построения характеристик кластера:
1. Постановка цели и задач создания кластера - создают основу для целевого развития предприятий производственного комплекса региона, входящих в состав кластера.
2. Тип кластера - обуславливает адаптированную теоретическую базу эффективного развития кластера каждого типа (что будет показано далее).
3. Направленность выпускаемой продукции на рынок (внутренний, внешний относительно региональной экономики) - вызвано соображениями сбалансированности развития региональной экономики. Производственный комплекс региона должен в собственной деятельности быть направлен на удовлетворение потребностей населения региона, с одной стороны, и на положительное позиционирование себя на федеральном и международном уровне для привлечения дополнительного капитала в область - с другой.
4. Отраслевой аспект - указывает на производственную направленность задействованных мощностей.
5. Территориальный аспект - определяет пространственные границы и характеристики развития кластера.
6. Научный аспект - определяет научноинновационную основу перспективного развития кластера.
7. Механизм эффективного развития кластера - обоснование совокупности экономических процессов, направленных на достижение цели и задач функционирования кластера.
8. Экономическая эффективность развития кластера - определяет результативность развития кластера на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
В соответствии с ним можно сформулировать перспективные направления развития кластеров отдельных типов и всего производственного комплекса региона.
Для улучшения взаимоотношений между партнерами: промышленными и аграрными
производителями, научными, государственными организациями и населением - необходимо создавать территориальные межотраслевые органы хозяйственного управления в форме некоммерческой организации, координирующих научно обоснованную коммерческую и финансовую деятельность предприятий по производству и реализации готовой продукции на основе сочетания интересов предприятий различных видов деятельности регионального производственного комплекса.
Проанализировав всю совокупность некоммерческих организаций, которые имеют право участвовать в хозяйственной деятельности национальной и региональной экономики, было выявлено, что наиболее предпочтительной формой некоммерческой организации для целей эффективного функционирования регионального производственного комплекса является некоммерческое партнерство.
Кластерная совокупность элементов регионального производственного комплекса по различным типам предполагает организацию различных некоммерческих партнерств, определяемых самой типологией и целью функционирования.
Для первого типа кластеров целесообразно организовывать некоммерческие партнерства в виде центров трансфера технологий (см. рис. 1). Целью партнерства будет являться повышение эффективности использования законченных научных разработок для целей стабильного инновационного развития регионального производственного комплекса.
Членами партнерства будут являться НИИ, вузы, авторские коллективы, готовые к внедрению собственных законченных научных разработок, а также вновь создаваемые или существующие производственные предприятия для реализации данных инноваций. Министерство экономического развития области, министерство промышленной политики и инноваций региона должны стать организаторами некоммерческого партнерства «Центр трансфера технологий».
В последующем в НП будут приниматься промышленные предприятия и организации в соответствии с целями и задачами партнерства. Для научного обоснования эффективного развития производственного комплекса региона
необходимо в состав НП ввести представителя совета ректоров и председателя регионального научного центра.
Инструментами для привлечения научных кадров к разработке проблематики должны быть следующие:
1. Тематические гранты правительства для НИИ с целью разработки системы мероприятий внедрения новых технологий эффективного производства.
2. Кроме целевого финансирования перспективные научные разработки необходимо поддерживать региональными грантами РФФИ, ГРНФ.
3. Правительство области должно приложить усилия для продвижения данных направлений по грантам и конкурсам на федеральном уровне.
4. Привлечение финансирования со стороны предприятий для проведения научно-исследовательских разработок.
5. Привлечение внешних инвестиций в научную сферу области и др.
Целесообразно формирование совместных федерально-региональных программ по крупнейшим для наукоемкого региона приоритетным научно-техническим направлениям, предусматривающим реализацию наиболее значимых достижений фундаментальной и прикладной науки на основе интеграции с конкурентоспособным производством. Следовательно, требуется и передача существенной части полномочий, а также определенной доли госбюджетных средств, предназначенных на названные цели, непосредственно дирекциям программ в рамках НП «Центр трансфера технологий».
Механизмом управления приоритетными проектами может стать формирование региональных программ двух типов. Одни из них -федеральной значимости (как, например, приведенная выше), а значит, с возможным привлечением финансовых средств из государственного бюджета на научную часть программы. При этом может быть организована трастовая компания как один из органов финансового управления процессом выполнения программы, представляющая интересы государства, точнее, федерального органа, выделившего финансовые средства. Возможно использование системы возвратного кредитования программы на льготных условиях. Другой тип программы - региональной значимости, с наибольшей ориентацией на частные инвестиции.
Необходимо привлечение венчурного капитала, хотя пока еще не сложившегося в крупных размерах в финансовых структурах наших городов. При этом венчурный капитал опирается на отдельные коллективы, а не целиком на институты, на руководителей коллективов, а не директоров институтов. Именно такой принцип следовало бы учитывать при привлечении венчурного финансирования. Можно рассчитывать на рост венчурного капитала при разработке мер регионального его стимулирования, создании полноценной финансовой инфраструктуры, наращивании общей инвестиционной активности. С другой стороны, необходимо опираться на промышленность как партнера в формировании действенного механизма реализации приоритетов управления научно-инновационной деятельностью, что возможно при обеспечении инновационной стратегии предприятий. Эффективным механизмом может стать деятельность финансово-промышленных групп. Возможность развития научно-инновационных инкубаторов в тесной связи с крупными компаниями создает благоприятную ситуацию и для привлечения венчурного капитала. Происходит позитивное дополнительное слияние усилий промышленной и финансовой сфер.
Для функционирования механизма реализации при-
Рисунок 1. Организационно-экономическая модель эффективного функционирования кластеров первого типа
оритетов управления научно-инновационной деятельностью требуется формирование банка данных о научных и научно-технических коллективах и их потенциале (речь идет о коллективах, а не о реестре относящих себя к науке организаций), о потенциале венчурного капитала.
В целом разработка банка данных является составной частью создания системы информационного обеспечения функционирования научной сферы в регионе. Необходим также учет инновационного типа города, что во многом определяет инновационную стратегию.
Ориентация общества на повышение инновационной активности - первоочередная забота государственных и региональных органов, а также местного самоуправления. Целесообразны меры по обучению населения и обеспечению пользования передовыми технологиями в бизнесе, в быту и досуге. Серьезным стимулом стали бы специальные программы и конкурсы федерального и местного уровня, возрождающие и поддерживающие массовое народное творчество, новаторство и традиции.
Следует иметь в виду, что по мере повышения эффективности развития производств кластеров первого типа они могут преобразовываться в организационные структуры кластеров второго или третьего типа.
Проведенные исследования показали, что для кластеров второго типа целесообразно использование организационной структуры, представленной на рисунке 2.
Цель партнерства - повышение эффективности функционирования производственного комплекса ограниченной территории (группы районов) Оренбургской области в современных условиях хозяйствования, обусловленное наличием ресурсной базы и соответствующей инфраструктуры.
Целесообразно создание трехуровневой структуры для рациональной организации системы принятия решений и координации деятельности производственного комплекса региона, состоящей из членов партнерства по направлениям деятельности.
На первом базовом уровне находятся непосредственно предприятия, участвующие в деятельности кластера. Целесообразно их объединение в некоммерческие партнерства по направлениям деятельности, которые будут составлять второй уровень модели. Объединение в НП позволит вырабатывать консолидированные решения по основным направлениям эффективного развития и представлять их на третьем уровне в некоммерческом партнерстве, которое будет определять всю политику развития кластера.
Основными задачами, которые будет решать некоммерческое партнерство, являются:
1) обеспечение рентабельного уровня производства региона;
2) стимулирование оптимизации производственной структуры;
3) стимулирование поддержки промышленных предприятий в рамках оптимальной областной структуры инновационного развития производства;
4) разработка мер и проведение контроля по привлечению дополнительных инвестиций в производственный комплекс региона и др.
Инструментами для выполнения целей и задач некоммерческого партнерства (для реализации в среде предприятий) являются:
1) целевые льготные кредиты предприятиям - членам партнерства;
Рисунок 2. Организационно-экономическая модель эффективного функционирования кластеров второго типа
2) меры по продвижению товаров и услуг предприятий - членов партнерства;
3) привлеченные дополнительные инвестиции предприятиям - членам партнерства;
4) юридическое и экономическое обеспечение предприятий - членов партнерства;
5) представление интересов предприятий -членов партнерства внутри и за границами области на уровне администраций областей и др.
Необходимо постепенно отказываться от системы равномерной поддержки производства и переходить к системе целевых мероприятий по поддержке тех предприятий, которые будут развиваться в рамках согласованной структуры организации регионального производства.
Несколько иной подход в формировании организационной структуры можно предложить для развития кластеров третьего типа (см. рис. 3).
Основной акцент в данных кластерах необходимо сделать на опережающее развитие кластерообразующих предприятий. Как было показано, данные предприятия, как правило, уже имеют достаточно развитую сеть поставщиков, потребителей, обладают достаточным уровнем контактов со сбытовыми организациями.
Правительство региона для обеспечения эффективной деятельности данного типа кластеров должно акцентировать свои усилия на решении следующих задач:
1) расширение групп поставщиков сырья с привлечением предприятий из других регионов и стран;
2) стимулирование расширения номенклатуры выпускаемой продукции кластерообразу-
Рисунок 3. Организационно-экономическая модель эффективного функционирования кластеров третьего типа
ющим предприятием в соответствии с ее инновационностью и изменяющимися запросами потребителей;
3) развитие сети потребителей продукции кластера;
4) формирование положительного имиджа региона в РФ и на мировой арене и др.
Инструментами правительства региона для реализации задач должны являться:
1) комплексный мониторинг развития кластерообразующих предприятий;
2) подключение правительства области на федеральном и международном уровне к решению задач, стоящих перед кластерообразующими предприятиями;
3) жесткий контроль за соблюдением экологических норм в организации производства;
4) маркетинговая деятельность по продвижению продукции данных кластеров на различных рынках;
5) противодействие уменьшению и переносу производства за границы области и др.
Необходимо создать условия для научного обеспечения деятельности всех трех типов кластеров - по приоритетным направлениям можно создать экспертные группы из числа наиболее перспективных ученых региона для обоснования решений по развитию кластеров. Инновационность развития кластеров (всех трех типов) является необходимым условием для их функционирования. Повышение значимости - практической отдачи инновационного пути развития может быть достигнуто в направлении образования крупных инновационных структур, технически оснащенных, способных создавать объекты новой техники, радикально изменяющих технологию производс.тва.
В современной экономике разделение труда между участниками производственного процесса обеспечивает рост производительности труда. При сложной кооперации, основанной на разделении труда, как правило, наблюдается опережающий рост производительности труда по сравнению с вовлеченными в производство ресурсами. Опыт развития интеграционных процессов в промышленности России и зарубежных стран свидетельствует о том, что интегрированные структуры, объединяющие в себе
все звенья производства конечного продукта более эффективны в рыночной экономике.
Причем процесс концентрации производства способствует повышению эффективности производства и сокращению удельных постоянных издержек. На лучших предприятиях концентрация сопровождается совершенствованием всех технологических процессов, освоением научно обоснованных систем управления, улучшением условий труда, комплексной техничес-
кой и технологической политикой, что позволяет увеличивать эффективность как факторов производства, так и промышленных предприятий. Таким образом, представленный научный подход станет базисом в возрождении и формировании регионального производственного комплекса на принципах инновационного развития и наиболее рационального использования имеющейся ресурсной базы и регионального потенциала.
Список использованной литературы:
1. Аничин В.Л. Перспективы развития молочно-продуктового кластера в Белгородской области / В.Л. Аничин, Д.Ю. Чугай // Экономика региона. - 2008. - № 24 (81) - С. 66-69.
2. Дадаев Л.М. Теоретические аспекты анализа кластерной организации региональной экономики / Л.М. Дадаев // Экономика региона. - 2008. - № 24 (81) - С. 50-56.
3. Лаврикова Ю.Г. Концептуальные основы и практика реализации кластерного подхода в регионах России / Ю.Г. Лаври-кова // Экономика региона. - 2008. - № 22 (79) - С. 21-31.
4. Олейник Г.Д. Роль кластеров в достижении конкурентоспособности экономики российского севера / Г.Д. Олейник // Промышленная политика в Российской Федерации. - 2008. - № 8 - С. 3-10.
5. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Портер; Пер. с анг. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 715 с.
6. Татаркин А.И. Кластерная политика региона / А.И. Татаркин, Ю.Г. Лаврикова // Промышленная политика в Российской Федерации. - 2008. - № 8 - С. 11-19.