Известия Томского политехнического университета. 2004. Т. 307. № 7
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. РД16 14.640-88. Кабели, провода и шнуры. Испытание напряжением на проход. Типовой технологический процесс.
2. ГОСТ 12.1.038-82 Электробезопасность. Предельно допустимые уровни напряжений прикосновения и токов.
3. www.sicora.com Сайт фирмы "SГСORA".
4. www.zumbach.com Сайт фирмы "/иМВАСН".
5. www.betalasermake.com Сайт фирмы "BETA".
6. www.ermis.tomsk.ru Сайт фирмы "Эрмис+".
7. Редько Л.А., Редько В.В. К вопросу об обеспечении электробезопасности обслуживающего персонала при работе с высоковольтными испытателями изоляции кабеля "на проход" // Современные техника и технологии: Труды IX Междунар. научно-практ. конф. молодых ученых. — Томск, 2003. — Т. 2. — С. 137—139.
Грузоподъемные краны относятся к классу ответственных изделий машиностроения. При этом их эксплуатационная надежность определяющим образом зависит от качества сварных швов и околошовной зоны. Законодательные требования к качеству стальных конструкций [1] грузоподъемных машин и предполагают применение неразрушающего контроля на всем протяжении "жизненного" цикла таких объектов: изготовление, периодическое техническое диагностирование, ремонт. Неразрушаю-щий контроль проводиться с целью повышения уровня эксплуатационной безопасности технических устройств и сооружений на опасных производственных объектах. Принятие адекватных решений, направленных на обеспечение промышленной безопасности, напрямую связано с правильностью и обоснованностью выбора методов неразрушающего контроля, глубиной и объемом их использования при исследовании объекта контроля.
При выборе методов контроля конкретных элементов конструкций необходимо учитывать следующие основные факторы: характер возможных дефектов и их расположение; возможности методов контроля; формы и размеры контролируемых элементов конструкций; материалы, из которых изготовлены контролируемые элементы; состояние контролируемых поверхностей конструкций (шероховатость, волнистость и др.).
В зависимости от происхождения дефекты различаются расположением, размерами, формой и средой, заполняющей их полости. Подрезы, наплывы, кратеры, прожоги и свищи являются поверхностными дефектами; непровары, шлаковые включения - внутренними дефектами. Трещины, поры и раковины могут располагаться как на поверхности,
так и внутри объекта контроля. Трещины, непрова-ры и подрезы являются плоскостными дефектами. Они имеют протяженную форму с различным раскрытием и глубиной. В полости дефектов могут быть оксиды, нагар и другие загрязнения. Для трещин, непроваров и подрезов характерны резкие очертания. Поры, раковины и часто шлаковые включения это объемные дефекты, имеющие округлую форму.
При изготовлении и ремонте сварных конструкций из низкоуглеродистых и низколегированных сталей наиболее вероятно появление дефектов в сварных швах: трещин, непроваров, подрезов, пор, раковин, шлаковых включений, наплывов, кратеров, прожогов и свищей. В последнее время в краностроении находят применение высокопрочные низколегированные стали, такие как 14Х2ГМ, 14Х2ГМР, 14ХГНМ, 12ГН2М. Сварка конструкций из этих сталей сопряжена с резким увеличением вероятности возникновения трещин в сварных швах и околошовных зонах. Неразруша-ющий контроль сварных конструкций при техническом диагностировании грузоподъемных кранов, прежде всего, должен быть направлен на выявление трещин в сварных швах и основном металле, возникших в процессе их эксплуатации.
Методы контроля выбирают из условия наиболее надежного обнаружения возможных дефектов. Визуальный и измерительный контроль позволяет выявлять наиболее часто встречающиеся поверхностные дефекты и он является обязательным не зависимо от видов деятельности, при которых применяется неразрушающий контроль.
При радиационном контроле хорошо выявляются объемные сварочные дефекты. Его целесообразно использовать для контроля сварных швов
УДК 620.1;620.179
ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ
Н.Н. Коновалов
ФГУП "НТЦ "Промышленная безопасность". г. Москва E-mail: [email protected]
Приведены рекомендации по выбору методов неразрушающего контроля сварных конструкций грузоподъемных кранов с учетом особенностей объектов контроля и видов деятельности, при которых применяется неразрушающий контроль (изготовление, ремонт, техническое диагностирование).
Технические науки
при изготовлении или ремонте конструкций грузоподъемных кранов.
Ультразвуковой контроль - наиболее универсальный из физических методов неразрушающего контроля. Хорошая выявляемость непроваров и трещин, в том числе трещин, возникающих в процессе эксплуатации грузоподъемных кранов, позволяет широко использовать ультразвуковой контроль как при контроле качества изготовления и ремонта конструкций, так и при оценке их технического состояния в процессе эксплуатации грузоподъемных кранов.
Магнитопорошковый контроль, целесообразен для выявления поверхностных дефектов, не обнаруживаемых при визуальном контроле. Этот метод может быть использован как при контроле основного металла, так и при контроле сварных швов, причем в последнем случае, как правило, не требуются снятие усиления шва или обеспечение плавных переходов от наплавленного металла к основному. Поэтому, магнитопорошковый контроль целесообразно применять при контроле сварных швов и околошовных зон в процессе изготовления или ремонта конструкций из высокопрочных низколегированных сталей, а также при техническом диагностировании эксплуатируемых грузоподъемных кранов. В то же время, поскольку для намагничивания необходима определенная зона, для некоторых элементов конструкций магнитопорошко-вый контроль не может быть использован. В этом случае его целесообразно заменить капиллярным или вихретоковым контролем. Однако, при капиллярном контроле сварных швов необходимо обеспечить плавные переходы от наплавленного метал-
ла к основному и удалить грубую чешуйчатость сварных швов, а при вихретоковом контроле -снять усиление швов.
Характерная особенность акустико-эмиссион-ного метода - возможность обнаружения только развивающихся дефектов, позволяющая классифицировать дефекты не по размерам, а по степени их опасности, позволяет эффективно его использовать при оценке технического состояния конструкций в процессе эксплуатации грузоподъемных кранов. Однако следует отметить, что более широкое применение акустико-эмиссионного контроля ограничивается его достаточно сложной технологией, дороговизной оборудования и высокими требованиями к квалификации персонала.
Выводы
1. Для неразрушающего контроля сварных конструкций грузоподъемных кранов рекомендуется использовать следующие методы контроля: ультразвуковой, радиационной, магнитопорошко-вой, капиллярный, вихретоковый, акустико-эмиссионный, визуальный и измерительный.
2. Выбор определенного метода неразрушающего контроля должен основываться на анализе:
- объекта контроля (основной металл, сварные швы);
- контролируемого материала (низкоуглеродистые, низколегированные, низкопрочные низколегированные стали);
- видов деятельности (изготовление, ремонт, техническое диагностирование).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". — 2-е изд., с изм. — М.: ФГУП "Научно-технический центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России", 2004. — 28 с.
2. Коновалов Н.Н. Методы неразрушающего контроля сварных конструкций подъемных сооружений // Безопасность труда в промышленности. —2004. — № 5. — С. 31—35.
УДК 656:658.562
ОБОСНОВАНИЕ НОРМ ДЕФЕКТНОСТИ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ
Н.Н. Коновалов
ФГУП "НТЦ "Промышленная безопасность". г. Москва E-mail: [email protected]
Наиболее распространенными объектами при неразрушающем контроле грузоподъемных кранов являются сварные соединения. Для выполнения работ по неразрушающему контролю должна быть разработана нормативно-техническая документация, содержащая нормы допустимости сварочных дефектов. Учитывая, что технологические нормы обеспечивают достаточно высокую работоспособность сварных соединений, они могут быть использованы при оценке эксплуатационных требований к нормам допустимости дефектов.
Учитывая необходимость обеспечения про- Российской Федерации постановлением от мышленной безопасности всего комплекса опас- 28.03.01 № 241 "О дополнительных мерах по обес-ных производственных объектов, Правительство печению промышленной безопасности опасных